4 ноября это


День народного единства отмечается в России Четвёртого ноября

3 ноября 2019, 19:34 [ «Аргументы Недели», Андрей СУРОВЦЕВ ]

Празднование дня народного единства, twitter.com

В России 4 ноября отмечается очень важный праздник – День народного единства. Сегодня, в условиях «обособления» и «отделения» многих стран от мировой культуры, этот праздник имеет большое значение. 

Инициатива сделать четвёртое ноября праздничным днём принадлежит представителям совета России по межрелигиозным вопросам. Эта идея была поддержана комитетом по труду и социальной политике Думы, и в две тысячи четвёртом году было предложено установить на эту дату праздник, культурно и исторически значимый для россиян. День народного единства стал символом сплочения людей разного вероисповедания и этнической, народной принадлежности. История этого праздничного дня тесно переплетается с российской историей, ведь примерно в эти дни, в ноябре 1612 года, под руководством народных героев Пожарского и Минина, народные ополченцы освободили столицу от захватчиков из Польши. Эти события доказали, что люди разных религий и этносов способны объединиться ради достижения общей благородной цели.

 

Скульптурный монумент Минину и Пожарскому, ru.wikipedia.org

 

День народного единства – один из праздников, которые жизненно необходимы для современного общества России. Наша страна – мультикультурная держава, на её территории проживает в том или ином количестве порядка 200 этносов и народностей. Самые крупные из них:

  • • Русские
  • • Украинцы
  • • Чеченцы
  • • Армяне
  • • Татары
  • • Башкиры
  • • Чуваши

 

Чем праздник так важен?

Этот день ноября должен напомнить нам, что, несмотря на все это этническое разнообразие, мы – один народ. И только народное единство поможет России сплотиться и выйти на новый уровень развития. Ведь огромным стратегическим ресурсом нашей страны является культурное и историческое разнообразие, неповторимый быт и традиции, которые вы не встретите нигде в мире. Крупные и малые народы, живущие на территории России – главное её достояние. 

В Прибалтике уже длительное время процветает неонацизм. Там, радикально настроенные группы активистов периодически проводят националистические марши, которые не запрещаются государством. Например, в ноябре 2016 и в марте 2018 года. В литовском городе Каунас могут агрессивно отреагировать на русскую речь: если подойти и задать вопрос на русском языке, вас могут либо начать оскорблять, либо просто проигнорируют. И дело вовсе не в незнании языка, а в том, что русская речь под неофициальным запретом литовского общества. Это якобы язык оккупантов, язык врага. 

В Германии из-за огромного притока мигрантов так же процветает национализм. Любое преступление, совершенное мигрантом, вызывает широкий общественный резонанс, побуждает массы людей выходить на протест против гуманитарной помощи беженцам арабских стран. А политики, поддерживающие националистический курс страны, получают поддержку в обществе. 

В Испании активно развиваются сепаратистские настроения: Каталония желает независимости, каталонцы хотят образовать своё собственное государство. В связи с этим уже долгое время в стране не утихают массовые беспорядки, постоянные протесты, политическое и социальное противостояние. Политиков, которые несут ответственность за проведение референдума о независимости или поддерживают отделение Каталонии, сажают на огромные сроки, самый большой срок заключения – 13 лет. Это вызывает ещё большее недовольство среди граждан: скорее всего, в ноябре 2019 массовые беспорядки только продолжатся. 

Великобритания продолжает добиваться своего: брексит – самый важный политический процесс последнего времени не только для страны, но и для Европы в целом. Накануне ноября правительство Великобритании снова потерпело неудачу, и государство не смогло выйти из состава ЕС. Сам процесс выхода так же обусловлен британским культурным национализмом. Нежелание граждан смешивать свою экономику, политику, традиции и историю со странами Европы привело к брекситу, который может ввести страну в состояние глубокого кризиса и даже распада. 

Эти примеры мирового масштаба доказывают, что утверждение такого праздничного дня, как День народного единства, имеет весомое культурное и социальное значение. В странах мира идут процессы обособления и разъединения, которые ведут к кризису в области общественных контактов. Пока это происходит, России очень важно развивать и укреплять взаимодействие между народностями, населяющими нашу страну. Процессы интеграции и культурного взаимодействия стоят на политической повестке нашей страны. Мы не должны обособляться, народности должны проникать в традиции и быт друг друга для того, чтобы научиться пониманию. 

День народного единства – это праздничный день ноября, который напоминает обществу о том, как важно объединяться для того, чтобы добиваться чего-то значимого: свободы, уверенности в будущем, развития, благополучия. Пусть традиции, уклад жизни у нас может быть разный, но цели мы преследуем одни, и вместе достичь их будет намного проще. Пока между Россией и западным миром идёт идеологическое и экономическое противостояние нельзя допускать, чтобы внутри страны происходил разлад. 

 

Андрей СУРОВЦЕВ

 

Поддержите нас - единственный источник разума в это непростое время

argumenti.ru

День народного единства 4 ноября в России: история и суть праздника

День народного единства в 2017 году планируют отпраздновать по всей России также пышно, как и в предыдущие — самые грандиозные мероприятия намечаются в Москве.

День народного единства 2017

В День народного единства праздничные гулянья, концерты, представления по всей России продлятся три дня с 4 по 6 ноября включительно — самые масштабные празднования пройдут в Москве в рамках серии фестивалей "Московские сезоны".

Праздничные мероприятия пройдут во всех округах столицы РФ — парки Москвы подготовили на День народного единства обширную развлекательную программу, где все желающие смогут весело и интересно провести время.

Читайте также: Как Россия отдыхает на ноябрьские праздники 2017: календарь выходных >>

В дни празднования Дня народного единства 2017 москвичей и гостей столицы ждут самые вкусные угощения, лучшие товары со всей страны, кулинарные мастер-классы и выступления народных коллективов.

В рамках проекта "Ночи искусств" в московских галереях, музеях, театрах, библиотеках и на других культурных площадках 4 ноября с 18:00 до 6:00 по московскому времени пройдет порядка 300 творческих мероприятий.

Митинг-концерт "Россия объединяет" станет центральным событием праздника — он состоится на территории спорткомплекса "Лужники".

История

Вереница трагических обстоятельств произошла в России на рубеже XVI-XVII веков — эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Причиной Смуты, как считают историки, стало прекращение династии Рюриковичей.

Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением. Русский народ встал на защиту родины по призыву Святейшего патриарха Гермогена, который погиб от рук поляков за свою верность Православию.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Первое ополчение — его возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, распалось из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу.

Затем в сентябре 1611-го земский староста Кузьма Минин в Нижнем Новгороде призвал людей собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Для организации ополчения население города было обложено особым сбором. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья.

Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства.

Под знамена Минина и Пожарского собралось для того времени огромное войско, которое в марте 1612 года выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

В ополчении, для освобождения Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, обретенной в XVI веке, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

Казанская икона Божией Матери

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Михаил Федорович Романов

Государственный праздник

Праздник воскресили через 87 лет — по инициативе Межрелигиозного совета России, состоящего из лидеров традиционных конфессий страны, в декабре 2004 года был учрежден День народного единства – как общенациональный праздник, объединяющий все народы России.

Это государственный праздник, который в России является выходным.

Первый День народного единства торжественно отметили в 2005 году — главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Основным событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Суть праздника

Праздник больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром интервентов.

Он призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напоминает гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Он также служит напоминанием о том, что только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

Читайте также: Россияне выбирают Тбилиси на ноябрьские праздники >>

На территории России проживают представители 195 народов и народностей, которые относятся к десяткам религиозных течений.

Главная задача праздника как в дореволюционное, так и в настоящее время, сводится к единству людей разных религий, происхождения и статуса для достижения общей цели — стабильного гражданского мира, а также уважению к патриотизму и мужеству, которое было проявлено освободителями Москвы.

День народного единства — это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом.

Материал подготовлен на основе открытых источников

sputnik-georgia.ru

Что это за праздник - 4 ноября? / Слово Божие

4 ноября в России отмечается День народного единства и праздник Казанской иконы Божией Матери. Он посвящен событиям, произошедшим четыре века назад…
ЧТО ПРОИЗОШЛО В ЭТОТ ДЕНЬ В 1612 ГОДУ

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов.

ПОЧЕМУ ЭТА ДАТА ТАК ВАЖНА

С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя — представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

КАК ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОКАЗАЛАСЬ СВЯЗАННОЙ С ИСТОРИЕЙ ОСВОБОЖДЕНИЯ МОСКВЫ

В пе­ри­од поль­ско­го на­ше­ствия (1605–1612) и «смут­ного вре­ме­ни», Рус­скую Цер­ковь воз­глав­лял ве­ли­кий ис­по­вед­ник Пра­во­сла­вия – свя­щен­но­му­че­ник Ер­мо­ген, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, по­чи­та­тель Ка­зан­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ав­тор «Ска­за­ния» о ней и Служ­бы ей.

На­хо­дясь под стра­жей, свя­щен­но­му­че­ник Ер­мо­ген, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си су­мел тай­но от­пра­вить в Ниж­ний Нов­го­род воз­зва­ние:

«Пи­ши­те в Ка­зань мит­ро­по­ли­ту Еф­ре­му, пусть по­шлет в пол­ки к бо­ярам и к ка­зац­ко­му вой­ску учи­тель­ную гра­мо­ту, чтобы они креп­ко сто­я­ли за ве­ру, уни­ма­ли гра­беж, со­хра­ня­ли брат­ство, и как обе­ща­лись по­ло­жить ду­ши свои за дом Пре­чи­стой и за чу­до­твор­цев и за ве­ру, так бы и со­вер­ши­ли. Да и во все го­ро­да пи­ши­те… вез­де го­во­ри­те мо­им име­нем».

Ни­же­го­род­цы от­клик­ну­лись на при­зыв пер­во­свя­ти­те­ля. Со­бран­ное опол­че­ние воз­гла­вил князь Ди­мит­рий Ми­хай­ло­вич По­жар­ский.

При­со­еди­нив­ши­е­ся к опол­че­нию ка­зан­ские дру­жи­ны при­нес­ли с со­бой спи­сок с Ка­зан­ской чу­до­твор­ной ико­ны, ко­то­рую в Яро­слав­ле пе­ре­да­ли кня­зю Ди­мит­рию. Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца взя­ла опол­че­ние под Свое по­кро­ви­тель­ство, и Ее за­ступ­ле­ни­ем бы­ла спа­се­на Рос­сия.

22 октября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Сегодня на Красной площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1637 году в память о героях, освободивших столицу.

КОГДА 4 НОЯБРЯ СТАЛО ПРАЗДНИКОМ?

В 1613 году царь Михаил Федорович учредил День очищения Москвы от польских интервентов.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником. Русская православная церковь в этот день чтит память Казанской иконы Божией Матери «за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года».

В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным. Праздничным днем считалось 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции. В 1996 году праздник переименовали в День примирения и согласия.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, которое имело статус памятной даты — День Октябрьской революции 1917 года.

С 2005 ГОДА ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА — ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРАЗДНИК — ПРАЗДНИК ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

День народного единства — это воскрешённый государственный праздник, учреждённый в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретает статус государственного.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

Она была поддержана думским Комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября.

«Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

slovobozhie.com

Какой праздник отмечают в России 4 ноября? | Справка | Вопрос-Ответ

День народного единства – это достаточно молодой праздник, но посвящен он событию, произошедшему более 400 лет назад в период Смутного времени. В этот день в 1612 году ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержало победу над польскими интервентами и освободило Москву.

Исторический экскурс: что такое Смутное время?

Хронологически этот период можно обозначить 1584–1613 годами. После смерти царя Ивана IV Грозного в 1584 году на престол взошёл его наследник Фёдор Иоаннович, который проявлял мало интереса к государственным делам. Царь Фёдор наследников не имел, а единственный его преемник, царевич Дмитрий, погиб в Угличе в детском возрасте. В 1598 году Фёдор Иоаннович умер, и царская династия Рюриковичей на нём пресеклась.

После этого последовало около 15 лет глубокого национального кризиса. Смута была временем появления самозванцев, правления бояр, страшного голода и войны с поляками.

4 ноября 1612 года ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского сумело освободить Москву от польских интервентов. В 1613 году на Земском соборе был выбран новый царь — Михаил Романов. Это событие хронологически обозначило конец государственного кризиса и Смуты. В честь победы над поляками день 4 ноября стал Днём Казанской иконы Божьей матери. По преданию, ополченцам удалось одержать победу именно благодаря её заступничеству.

Победа народного ополчения над поляками. Горельеф с памятника Минину и Пожарскому. Фото: Commons.wikimedia.org

Ноябрьские праздники: от 7-го к 4-му

В СССР отмечался праздник 7 ноября — День Октябрьской революции. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года (7–8 ноября по новому стилю) в ходе вооружённого восстания большевики захватили Зимний дворец, арестовали членов Временного правительства и провозгласили власть Советов.

В Советском Союзе 7 и 8 ноября были нерабочими днями. 7 ноября на Красной площади проходили военные парады, по всей стране устраивались праздничные демонстрации.

В 1996 году президент России Борис Ельцин подписал указ «О Дне согласия и примирения». 7 ноября остался праздничным днём, однако суть праздника коренным образом изменилась. Этот праздник должен был стать днём отказа от противостояния, днём примирения и единения различных слоёв российского общества. 1997 год — год 80-летия революции — был объявлен годом согласия и примирения.

В 2004 году президентом России Владимиром Путиным был подписан федеральный закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации». Данный закон устанавливал новый праздник 4 ноября — День народного единства. Документ вступил в силу в 2005 году.

Есть ли единство?

День народного единства — праздник молодой, и культура его празднования пока не сложилась.

Историческая сторона праздника мало кому известна и выглядит блёклой на фоне Куликовской битвы или Бородинского сражения. К тому же сама историческая ткань тех времён настолько сложна и переполнена именами и событиями, что чёткое представление о смысле событий 1612 года могут иметь разве что профессионалы. По результатам опроса ВЦИОМ, большинство россиян до сих пор не знает названия праздника. В 2011 году таких было 43 % респондентов. Только 14 % россиян были в курсе того, чему именно посвящён праздник. Большинство из опрошенных заявляли, что отмечать День народного единства не будут.

По результатам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2012 году, большинство россиян считают, что в России народного единства нет. Таких набралось 56 %. В том, что единство есть, уверены только 23 % респондентов.

При этом те, кто верит в народное единство, чаще говорят о том, что в России разные нации уживаются мирно. Те же, кто придерживается противоположных взглядов, заявляют, что каждый думает только о себе.

Материал был впервые опубликован 4 ноября 2012  года

Смотрите также:

aif.ru

4 ноября - День народного единства в России - это... Что такое 4 ноября

4 ноября - День народного единства в России

В декабре 2004 года президент Росии В. В. Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

Он учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

День народного единства в России: что празднуем 4 ноября

4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. События, которые мы вспоминаем 4 ноября, произошли в 1612 году. Рассказываем, что это за праздник и почему важно его помнить.

Что случилось в этот день

В этот день в 1612 году произошло освобождение Москвы и России от поляков. Накануне бойцы народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского взяли штурмом Китай-город, гарнизон Речи Посполитой.

В результате решительных действий российских войнов командование гарнизона интервентов подписало акт капитуляции. Из Кремля выпустили московских бояр и другую знать. А уже в феврале 1613 года на престол был избран Михаил Романов – первый в царской династии Романовых.

Почему 4 ноября еще и религиозный праздник

4 ноября – день памяти иконы Божией Матери «Казанская» — одной из самых почитаемых у православных христиан. Дело в том, что князь Дмитрий Пожарский вступил в побежденный Китай-город с иконой Казанской Богоматери в руках. Здесь же он поклялся построить храм в честь великой победы.

Так в 1630-е годы на Красной площади появился знаменитый Казанский собор. А в память избавления Москвы от поляков в календаре появился церковно-государственный праздник 4 ноября.

Когда впервые отметили 4 ноября

Впервые День народного единства в 1649 году повелел своим указом праздновать царь Алексей Михайлович Романов. Основным местом проведения торжеств была Красная площадь и Казанский собор.

С приходом советской власти данная традиция оборвалась. В СССР отмечали широко другой праздник – 7 ноября, День Великой октябрьской революции.

Но вот, почти четыреста лет спустя, вспоминая подвиг русского народа, было решено отмечать 4 ноября День народного единства. Это праздник взаимопомощи и единения.

Читайте также: Как отдыхаем в ноябре 2019: список выходных

Читайте также: Большой концерт пройдет ко Дню народного единства в Барнауле

www.ap22.ru

День народного единства 4 ноября: сколько отдыхаем в 2019 году, история и традиции

В России начало ноября — традиционное время осенних школьных каникул и праздников. Советское отмечание годовщины Октябрьской революции уступило место новому патриотическому празднику — Дню народного единства. Праздник отмечается 4 ноября в память о победе русского народа над иностранными захватчиками.

Как отдыхаем в ноябре 2019 года

День народного единства 4 ноября является выходным. Соответственно, россиян ждут трехдневные выходные (2, 3 и 4 ноября), а следующая рабочая неделя будет сокращенной — со вторника, 5 ноября. Предпраздничным рабочим днем, который должен быть сокращен на час, является пятница, 1 ноября. А вот 7 ноября — обычный рабочий день.

История праздника День народного единства

События, о которых вспоминают 4 ноября, знаменовали окончание Смутного времени и возрождение России как единого сильного государства. Считается, что Смутное время, сопровождаемое различными катаклизмами, как природными, так и, увы, рукотворными, длилось в России с 1598 по 1613 год. Бунты, террор, интервенция и стихийные бедствия ввергли страну в тяжелейший политический и экономический кризис, который мог привести к исчезновению России как государства.

Начало кризиса принято относить ко времени царствования Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного. Со смертью царя Федора, который правил достаточно долго, но сильным правителем не был, пресеклась династия Рюриковичей.

После смерти Федора в 1598 году на престол взошел выдвиженец бояр Борис Годунов, который был человеком образованным, умным и, возможно, имевшим шансы стать для России хорошим правителем. Но Годунова преследовал злой рок — страну раздирали противоречия, случился неурожай и голод, народ стал роптать. Естественно, начали искать виноватого, который «скрыл» от народа «настоящего» царя. Виновным объявили Годунова — по версии недоброжелателей, он отдал приказ убить царевича Димитрия — младшего сына Ивана Грозного. Димитрий погиб в Угличе при крайне подозрительных обстоятельствах, и историки до сих пор расходятся во мнении, что именно послужило причиной смерти царевича.

На фоне голода и других бед в народе стали поговаривать, что дескать «настоящий»-то царь жив, что уцелевший Димитрий скоро объявится и прогонит узурпатора Годунова.

Ну и, как говорится, пошло-поехало. Лжедмитрии полезли из всех щелей, а тут неожиданно в достаточно молодом возрасте умер Годунов. После его смерти на престоле успели посидеть Лжедмитрий I и Василий Шуйский, похозяйничали Семибоярщина, польский королевич Владислав, да еще парочка Лжедмитриев. Москву фактически оккупировали польские захватчики, которые грабили народ без стеснения.

Короче, страна погибала: люди тысячами бежали из родных мест, поля запустевали, все ждали Страшного суда и готовились к неизбежной гибели.

В эту трудную годину патриарх Гермоген призвал русский народ объединиться и изгнать оккупантов, защитив православие и Отечество. На призыв откликнулись в Нижнем Новгороде, где земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский вызвались созвать всенародное ополчение. Ополчение, в которое вошли представители всех сословий и народов, живших в России, взяв в качестве символа считавшуюся чудотворной икону Казанской божией матери, двинулось на Москву. 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года ополченцы штурмом взяли московский Китай-город, что стало важным этапом в деле изгнания из Москвы польских оккупантов.

Завершилось Смутное время в феврале 1613 года, когда чрезвычайно по тем временам представительный Земский собор избрал новым царем 16-летнего Михаила Романова, давшего начало новой династии, царствовавшей в России 300 лет.

С тех времен Казанская икона почиталась как особо важный символ. Сын Михаила Романова — царь Алексей Михайлович, правивший в России с 1645 по 1676 год, установил 4 ноября праздник в честь Казанской иконы и в память избавления Москвы и России от польских оккупантов в 1612 году. В память о тех событиях в 2005 году был учрежден современный праздник День народного единства.

Современные традиции

Праздник широко отмечается в Москве и, конечно, в Нижнем Новгороде, который в этот день как правило посещают руководители российского государства. В День народного единства в российских городах проходят мероприятия патриотической направленности, в том числе праздничные концерты, флешмобы, народные гуляния.

В Петербурге ко Дню народного единства приурочен чрезвычайно популярный у горожан фестиваль «Чудо света», который в этом году пройдет 2 и 3 ноября с 19.00 до 22.00 на Дворцовой площади. Зрители увидят масштабное 3D-мэппинг-шоу с использованием лазерных и световых технологий. Вход на шоу свободный.

Что празднуют 7 ноября

День народного единства фактически занял в праздничном календаре россиян место праздника 7 ноября в честь годовщины Октябрьской революции 2017 года. Сейчас 7 ноября является памятным днем в честь парада на Красной площади в 1941 году. Кроме того, 7 ноября годовщину революции традиционно отмечают коммунисты. Этот день не является выходным.

riafan.ru

Один ноябрь одной страны. Что мы всё-таки празднуем 4 и 7 ноября — История России

Инициативу учредить 4 ноября День народного единства выдвинул в сентябре 2004 года Межрелигиозный Совет России Её поддержали патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а потом и партия «Единая Росси» в лице Валерия Николаевича Богомолова, тогдашнего заместителя руководителя думской фракции.

А что, собственно, мы празднуем?

Валерий Богомолов говорил в интервью РИА «Новости», что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

Святейший выразился не менее точно: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

В пояснении к проекту закона написано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

А ещё 4 ноября Русская Православная церковь отмечает день Казанской иконы во имя Божьей Матери.

К сожалению, если с Казанской Богоматерью всё понятно, то три вышеприведённых высказывания, включая официальную формулировку, страдают некоторыми неточностями.

Давайте разбираться.

Откуда что взялось. Начало.

Чтобы избавиться от польских интервентов, надо было их сперва к нам как-то заполучить. А заполучили мы этот сомнительный бонус в годы Смутного времени.

Смута – это далеко не только поляки. С поляками, а точнее, с Речью Посполитой (это важная оговорка, запомним её), Русь/Московия/Россия «бодалась» давно – за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией – и, в общем, на равных. Поляки, точнее, и поляки тоже (да и вообще их тогда «литвой» по-русски звали, если уж на то пошло) были нормальным «партнёром по политическому процессу» и большой проблемы сами по себе не представляли. Настоящей Большой Проблемой они стали из-за огромного комплекса внутренних противоречий внутри самого Московского царства: от экономики до политики и климатических сдвигов.

Началось всё с того, что малолетний сын Ивана IV Грозного Дмитрий Иоаннович, погиб в Угличе. История сия, произошедшая 15 (25) мая 1591 года, по сей день остаётся крайне мутной. Факт в том, что восьмилетний царевич умер, породив двадцать два года чудовищного нестроения в стране.

В 1598 году скончался старший наследник Грозного – царь Фёдор Иоаннович. Детей мужеского пола после него не осталось, что положило конец семивековой династии Рюриковичей по прямой линии.

Царский трон занял могущественный временщик Борис Годунов. Не являясь Рюриковичем, он принялся активно упрочивать собственное положение массовыми политическими репрессиями, что не добавило «мира божия» в стране.

А.К. Толстой в шутку писал:

Борис же, царский шурин,
Не в шутку был умён,
Брюнет, лицом недурен,
И сел на царский трон.
При нём пошло всё гладко,
Не стало прежних зол,
Чуть-чуть было порядка
В земле он не завёл.

Однако порядка Годунов действительно завести не смог. До порядка было куда дальше, чем в последние годы царствования Ивана Грозного. Усугубилось положение по причине, от человеческой воли не зависящей: «вулканическая зима» 1601 года, вызванная извержением перуанского Уайнапутина, породила Великий голод, длившийся три года.

В состоянии крайней политической нестабильности голод был фактором крайнего риска. Ничего удивительного, что в Речи Посполитой объявился Самозванец, выдававший себя за чудом выжившего царевича Дмитрия.

Польские магнаты Юрий Мнишек, Адам и Казимир Вишневецкие, Лев Сапега обеспечили поддержку самозванца королём Сигизмундом III. Началась «частная» война, окончившаяся свержением и смертью Годунова и воцарением Лжедмитрия, чьё имя стало синонимом гражданской войны на многие века. Правление Самозванца лишь усугубило внутренние противоречия в стране. Наёмники и покровители из Речи Посполитой стали дополнительным фактором дестабилизации, преследуя в чужом государстве собственные корыстные интересы.

В итоге народ не выдержал. В 1606 году Лжедмитрия убили, а новый царь Василий Шуйский (тоже «немного Рюрикович»), сослал большинство его польских «друзей» в ссылки и заточения.

Но ничего не закончилось.

Откуда что взялось. Продолжение

В 1607 году объявился новый самозванец – Лжедмитрий II. Вокруг него собрались вполне значительные силы. Ему удалось взять под контроль большую часть страны и осадить Москву, встав лагерем в Тушине. «Тушинский вор» оказался для народа ещё страшнее первого издания Лжедмитрия. Тяжесть реквизиций, прямые грабежи и бесчинства тушинцев обрушились на истерзанное государство.

Точкой сопротивления стал Новгород, где собирались войска М.В. Скопина-Шуйского. Собственно северные дворяне и бояре, стрельцы, а также все недовольные политикой «Тушинского вора», стекались под его знамёна. Весомой гирей на весах оказался корпус Якоба Делагарди – шведские солдаты, переданные Скопину-Шуйскому по договору с королём Карлом IX Вазой.

Блестящие победы русско-шведского войска крайне обеспокоили Сигизмунда III – врага Швеции. Он решился на прямую интервенцию, вторгся на территорию России, взяв в блокаду Смоленск – давнее яблоко раздора между Москвой и Польшей (точнее, Речью Посполитой). Лжедмитрий II сбежал в Калугу, и в стране образовались три точки политического фокуса: Смоленск с Сигизмундом III, Москва с Василием Шуйским, Калуга с тушинцами.

Однако великий военачальник Скопин-Шуйский умер, наёмники Делагарди взбунтовались из-за невыплаты жалования, и корпус польского гетмана Станислава Жолкевского разбил правительственную армию 24 июня 1610 года при Клушино. Результаты были плачевные. Остатки разбитого войска устремились к Москве, где началось восстание. Василий IV Шуйский был свергнут. На столицу пошли воска тушинцев из Калуги и Речи Посполитой – из Можайска.

Последним удалось занять Москву под предлогом обороны столицы от Самозванца. Началось вынужденное сближение России и Речи Посполитой, что оказалось поводом для разрыва русско-шведского договора. Недавний союзник Делагарди захватил Новгород. В Москве же номинальная власть боярской думы фактически была узурпирована ставленником Речи Посполитой Александром Корвином-Гонсевским.

Сигизмунд III, осаждая неприступный Смоленск, вёл переговоры о принятии в Москве своего сына – Владислава. В августе 1610 года было достигнуто соглашение: королевич Владислав становится русским царём при условии принятия православия. Польско-литовские войска должны покинуть пределы страны, восстановив территориальный статус-кво. Однако Сигизмунд фактически саботировал договор, намереваясь взять всю полноту власти в разваливающемся государстве.

Развязка

Реакция оказалась неизбежной. Значительная часть страны, осознав угрозу прямого завоевания, отказалась подчиняться «прелживому договору». В Рязани и Пронске поднялась волна восстания под руководством Прокопия Ляпунова, вылившееся в Первое Ополчение, которое блокировало интервентов в Москве.

Однако ни финансовых, ни военных средств, ни подлинного авторитета вожди ополчения не имели. Более того, не было между ними и внутреннего единства. Поставить точку в военном противостоянии они не могли, ограничившись пассивным «сидением» под Москвой. Летом 1611 года после беспрецедентно долгой осады пал Смоленск. В рядах Первого ополчения началось брожение – его ряды покинул Иван Заруцкий.

К осени 1611 года в Нижнем Новгороде Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали Второе ополчение – на совсем иных основаниях. Понимая всю важность экономического базиса и политического единства, в первую очередь они стабилизировали собственную финансовую систему, административный аппарат, систему налогообложения, ведя при этом активную пропаганду.

Заняв Ярославль, Ополчение инициировало создание Совета всея земли – временного правительства своего времени. Летом 1612 года Второе ополчение набрало такую мощь, что смогло выступить на Москву. 20 августа ополченцы перехватили корпус гетмана Яна Ходевича, который двигался на помощь польско-литовскому гарнизону с припасами и снаряжением.

Последовало невероятно напряжённое сражение, длившееся с 22 до 24 августа (по старому стилю – это важно). Корпус Ходкевича был наголову разгромлен соединёнными силами Первого и Второго ополчений. В военных действиях наступил перелом. Сигизмунд III не имел возможностей активно оперировать в глубине русской территории. Гарнизон интервентов в Москве был обречён.

Начались затяжные переговоры, перемежавшиеся стычками разной степени интенсивности. После одной из таких вылазок войска ополченцев смогли ворваться внутрь обвода стен Китай города. Польско-литовский контингент отступил в Кремль. 22 октября по старому стилю часть Москвы оказалась в руках освободителей. 26 октября «кремлёвские сидельцы» подписали договор о капитуляции.

Ну а в 1613 году Земский собор выбрал первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича.

Такова канва событий, известная всем со школьной скамьи.

И что же?

А вот что.

Хронология как она есть

26 января 1918 года случился известный Декрет Совета Народных Комиссаров «о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Попросту говоря, мы перешли на новый григорианский стиль. И теперь даже вполне образованные люди регулярно путаются в датах.

Напомним пунктирно хронологию тех событий, о которых сейчас идёт речь – заодно переведя их в новый стиль.

24 июля (3 августа по новому стилю) – передовые силы Второго Ополчения выходят к Москве.

20 (30) августа – главные силы князя Пожарского у Москвы.

22-24 августа (1-3 сентября) – сражение и победа над корпусом Ходкевича.

22 октября (1 ноября) – захват Китай-города.

26 октября (5 ноября) – договор о капитуляции польско-литовского гарнизона Кремля.

27 октября (6 ноября) – выход гарнизона.

1 (11) ноября – вступление земской армии в Кремль.

На этой шкале хронологии выделяются две ключевые точки. Первая: 24 августа (3 сентября) – разгром корпуса Ходкевича, без которого вся остальная история могла повернуться несколько иначе. Штурм мощнейший укреплений Москвы, который обороняет сытый и обеспеченный боеприпасом гарнизон, Второму ополчению мог оказаться не по зубам. Вторая точка: 1 (11) ноября – вступление в Кремль, сердце земли Русской, где находится все Приказы, царские регалии, Успенский собор – главный собор страны.

Захват Китай-города при всём уважении к доблести земского войска – это промежуточный эпизод. В самом деле, мы же не празднуем День Победы 25 апреля, когда 6-й гвардейский мехкорпус соединился с 328-й дивизией на реке Хафель, замкнув кольцо блокады вокруг гитлеровского Берлина? Мы не празднуем его даже 2 мая, когда сдался Рейхстаг. Мы отчего-то празднуем его 9 мая, в день вступления в силу акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Так отчего захват подступов к Кремлю при том, что сам Кремль оставался в руках врага, является какой-то особо знаковой датой?

Кстати, как легко убедиться, дата вычислена с элементарной арифметической ошибкой: Китай-город пал не 4, а 1 ноября. Почему? А потому что при пересчёте чисел старого стиля в новый для датировки событий XVII столетия надо прибавлять 10 дней. В XVIII веке разница составляет 11, в XIX – 12, а в XX – 13 дней. Эта нехитрая формула общеизвестна и не является секретом.

Что же происходило 4 ноября? Ровным счётом ничего. Читайте любые источники: русские, польские – любые. Жирным курсивом: 4 ноября, т.е., 25 октября по Юлианскому календарю, в Москве не случилось ничего значимого.

Ну, разве что на следующий день, 5 ноября (по новому стилю), гарнизон интервентов в Кремле подписал капитуляцию. Но фактическое воплощение эта капитуляция обрела 11 ноября (по тому же новому стилю), когда Кремль был занят нашими войсками.

Так почему и откуда взялась такая странная и неочевидная дата – 4 ноября?

Всё просто: это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской – именно 4 ноября Русская Православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года окружной грамотой  царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.

Князя Дмитрия Пожарского сопровождала Казанская икона Богоматери в его триумфальном походе на Москву. Через одиннадцать лет после взятия столицы он рассказал об обете, якобы данном 22 октября 1612 года: посвятить Богородице новый храм в Москве, если его предприятие окончится успехом. И в 1636 году храм был построен и освящён. А 22 октября 1648 года у юного царя Алексея Михайловича родился первенец – Дмитрий, что однозначно было воспринято за особый знак благорасположения Богородицы, явленной в чудотворной иконе Казанской. Поэтому, государь с полным основанием повелел учредить второй праздничный день в честь Казанской иконы (первый – день обретения её в 1579 году).

Легко видеть, что само событие является чисто религиозным, не имеющим отношения к политической истории. Легко видеть, что даже это, чисто религиозное событие датировано в новом стиле с ошибкой: Русская православная церковь живёт по юлианскому календарю, автоматически прибавляя к нему 13 дней для вычисления дат в прошлом. Но для Церкви такая датировка имеет внутреннее значение и логику.

Отсюда – и арифметическая ошибка в датировке светского государственного праздника.

Чем всё не закончилось

Но как же обстоят дела с внутренним наполнением праздника?

Ведь это важно – важнее каких-то там мелких смещений датировки.

И даже важнее того, что в конкретный день 4 ноября мы празднуем Событие, Которого Не Было. В конце концов, празднуем же ровно с тем же отсутствием формальных оснований День защитника Отечества 23 февраля – и ничего, всем понятный смысл аннулирует бюрократические неловкости.

Итак, взятие Китай-города или Кремля, в какой бы день оно ни случилось, – оно несёт в себе официально приписанное празднику содержание? Давайте смотреть, что нам говорит про это наука история.

Первое. Досадно, но ни сам факт сбора Второго ополчения, ни даже его блестящая победа под Москвой не означали не только межэтнического единения страны, но и даже собственно великорусского единения перед лицом интервентов. Объективный интерес народа (всех народов России) в консолидации и национальном освобождении – да, его отражало именно прогрессивное движение Минина и Пожарского.

Но! Между наличием объективных интересов и их всеобщим осознанием лежит пропасть!

Давайте поглядим на «единение», которое на деле царило в стране в тяжелейшие месяцы 1611-1612 годов.

Казань и Астрахань Второе ополчение не поддержали. В войске Пожарского было не более двадцати татарских служилых мурз. Всё нижнее Поволжье освободительной борьбы не поддержало. Рязанская земля приняла раскольника Первого ополчения Ивана Мартыновича Заруцкого. Более того, Заруцкий отказался признавать даже решение Земского собора 1613 года, что результирвалось мощнейшим восстанием, которое удалось подавить только в 1614 году. Служилые люди из оккупированного шведами Новгорода вовсе не стремились массово примкнуть к земской армии, хотя имели для этого все возможности – граница интервентами никак не контролировалась.

Второе. Собственно Смута в 1612 году не закончилась. Ни 4 ноября, ни 5 ноября, ни даже в 1613 году, после восстановления царского престола. Россия продолжала тяжелейшую войну со Швецией и Речью Посполитой. Только крайне невыгодный Столбовской мир 1617 года устранил угрозу с Севера (заодно лишив Россию выхода к Балтийским волнам  на целый век). Деулинское перемирие 1618 года прекратило войну с Польшей (оставив в лапах интервентов Смоленск).

Третье. Опять про национальности и их единение. Мы обычно принимаем крайне упрощённую формулу «польские захватчики». Но это перенесение крайне враждебных отношений Польши и России в будущие времена на куда более ранний период. В числе интервентов выходцев из Польши было не так много. Думаю, не ошибусь, сказав, что меньшинство.

Если с наёмниками из Германии, Франции, Чехии вопросов не возникает – это были обычные «псы войны», хищники, сражавшиеся за деньги и ради грабежа (чем и занимались). Но нельзя забывать о тех людях, которые являлись выходцами из земель Великого княжества Литовского. Многие из них принадлежали к русскому этносу и даже были православными.

Ноябрьская перекличка

Так что теперь – ничего сегодня вообще не праздновать?

Нет, это глупо.

Во-первых, глупо отказываться от выходного.

Во-вторых, содержание в этом празднике на самом деле есть. Особенно – если рассматривать его в паре с другим праздником, расположившемся в календаре по соседству.

Тем более, что совершенно очевидно: при учреждении праздника 4 ноября явно имелась в виду и соседняя дата.

Эта дата – 7 ноября, День Октябрьской революции. Праздник, поначалу, при Ельцине ещё, кустарно переименованный в «день примирения и согласия», а в 2004-м – просто заменённый Днём народного единства. И понятно, что мыслилось 4 ноября как идеологическая альтернатива. Чтобы, значит, искоренить заразу Красного Октября из нашей истории навсегда. Ради такого дела – кто ж будет заморачиваться с точностью датировок и обоснований? Главное – чтоб «вместо» и примерно в те дни, в которые народ привык к шествиям и застольям. Авось не заметят.

Да, действительно, содержание 4 ноября от такой «приблизительности» до сих пор остаётся не понятым широкими народными массами. Да и актуальное содержание 7 ноября, между нами говоря – тоже.

И таки да — глубинное историко-культурное значение день 4 ноября действительно имеет. Причём гораздо более глубокое, чем просто «изгнание интервентов из Москвы». Но это более глубинное значение государственные начальники и рядовые граждане ни в жисть не смогут объяснить друг другу, пока сами себе его не объяснят.

…На самом деле мудрая и ироничная русская история опять посмеялась над своими переписчиками-ниспровергателями. Две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) она не зря разместила настолько рядышком. Ну вот буквально пальцем показывает.

Оба этих ноябрьских дня — есть контрапункты двух русских Смут. Да, ни освобождение Кремля в 1612-м, ни низложение «белого» Временного правительства в 1917-м Смуту не исчерпали. Но и ополченцы Минина и Пожарского, и красногвардейцы Ленина сделали в эти дни одно и то же важное дело: привели в исполнение приговор русской истории в отношении самого источника Смуты.

Причём, по странному совпадению, источник Смуты всё время кроется не в «роковом стечении обстоятельств», не в «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» и не в «коварных происках заграничных недругов», а в банальном и логичном предательстве политического класса. Банальном — потому что не впервой, логичном — потому что никакого другого политического алгоритма, кроме национального предательства, тяга к клановой выгоде и «общечеловеческим ценностям» не предполагает, будь то «семибоярщина» XVII века, будь то национальная олигархия на пару с аристократией и генералитетом ХХ века.

А из национального предательства политического класса со всей неизбежностью следует демонтаж российского государства, Смута, национальная катастрофа. В этом пейзаже русское общество чувствует себя крайне неуютно — и приводит приговор в исполнение любыми подручными средствами.

Это первый актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Между этими ноябрями есть и пара важных различий.

После ноября 1612-го выход из Смуты выдался мирным и исчерпался демократическим, не побоимся этого слова, учреждением новой монархии — то есть легитимной государственной власти (хотя и не сразу). После ноября 1917-го Смута продолжила сопротивление, и выход из неё вылился в кровавую Гражданскую войну.

Лидерами ноября 1612-го были, по современной терминологии, ярко выраженные государственнические, национально-ориентированные силы. А вот лидеры Октября 1917-го придерживались, скажем так, прямо противоположной политической идеологии, официально декларируя своей целью окончательное разрушение русского государства — и с этой точки зрения большевики, строго говоря, мало чем отличались от низвергнутых ими же противников.

И? В какой степени русскую историю интересовали намерения действующих лиц?

А ни в какой.

В конечном итоге и ополченцы Минина и Пожарского, и большевики Ленина оба раза спасли на краю (а то и за краем) пропасти и впоследствии восстановили русское государство краше прежнего — независимо от каких бы то ни было первоначальных намерений и деклараций. Россия первых Романовых методично собрала русские земли и вышла на имперскую орбиту. А порождённая большевиками и обогащённая инновационными социальными моделями Красная империя выдвинулась в мировые лидеры и до сих пор остаётся вершиной нашей цивилизации.

То есть — до следующего взлёта.

Потому что такова воля русской истории — воля к живучести, самоценности и суверенитету российской цивилизации и её государства, воля к исполнению исторической миссии, на них возложенной. И против этой воли не попрёшь.

И это второй актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

histrf.ru

День народного единства России: история и суть праздника

Праздник был учрежден в декабре 2004 года по инициативе Межрелигиозного совета России, состоящего из лидеров традиционных конфессий страны, как общенациональный праздник, объединяющий все народы России. 

Впервые этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года, однако его история начинается намного раньше — несколько веков назад.

История

Дата праздника была выбрана не случайно — исторически День народного единства связан с далекими событиями начала XVII века, когда в 1612 году Москва наконец-то была освобождена от польских интервентов. 

На рубеже XVI-XVII веков в России произошла вереница трагических обстоятельств, и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Историки считают, что непосредственной причиной Смуты стало прекращение династии Рюриковичей. Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена, погибшего от рук поляков за свою верность Православию и причисленному к лику святых, русский народ встал на защиту родины. 

Первое ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. 

Затем в сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Памятник Минину и Пожарскому в Москве

Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья. 

Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства. 

Под знамена Минина и Пожарского собралось для того времени огромное войско, которое в марте 1612 выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был создан временный "Совет всей Земли" — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства. 

Во всенародном ополчении, для освобождения Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы. 

Со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

Казанская икона Божией Матери

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. 

Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. 

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. 

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Михаил Федорович Романов

Суть праздника

Этот праздник больше символизирует не победу, а сплочение народа, которое и сделало возможным разгром интервентов. 

Праздник призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны о важности сплочения. Он также служит напоминанием о том, что только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

На территории России проживают представители 195 народов и народностей, которые относятся к десяткам религиозных течений. 

Главная задача праздника как в дореволюционное, так и в настоящее время, сводится к единству людей разных религий, происхождения и статуса для достижения общей цели — стабильного гражданского мира, а также уважению к патриотизму и мужеству, которое было проявлено освободителями Москвы.

День народного единства — это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом. 

© photo: Sputnik / Антон Денисов

День народного единства в Москве

Как празднуют

Первый День народного единства торжественно отметили в 2005 году — главным центром праздничных мероприятий стал Нижний Новгород. Основным событием праздника было открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. 

День народного единства в этом году планируют отпраздновать также пышно, как и в предыдущие годы. Самые грандиозные мероприятия намечаются в Москве и в Нижнем Новгороде, откуда пошло ополчение Минина и Пожарского. 

Планируется большое, многомиллионное шествие по городу и возложение цветов к мемориалу Минину и Пожарскому.

В День народного единства проводятся праздничные мероприятия патриотической направленности, шествия, гуляния, ярмарки, выставки и так далее. Все главные парки Москвы подготовили большую развлекательную программу ко Дню народного единства.

В Кремле пройдет церемония торжественного вручения премии президента за укрепление единства российской нации и концерт "Мы едины".  

По всей стране пройдут торжественные концерты, салюты, и массовые народные гулянья. 

© photo: Sputnik / Саид Царнаев

День народного единства в регионах России

Материал подготовлен на основе открытых источников.

sputnik-georgia.ru

Что за праздник 4 ноября? Выходные в День народного единства в 2019 году

4 ноября в России отмечается государственный праздник - День народного единства.

От революции до народного единства

Выходным и праздничным днем 4 ноября официально стал с 2005 года. Эта дата заменила собой другой ноябрьский праздник - 7 ноября, который в советское время назывался Днем Великой Октябрьской социалистической революции.

Демонстрация в честь годовщины Октября. Источник: РИА Новости / Юрий Сомов

После распада СССР и до 1995 года этот день оставался выходным, но отмечался лишь убежденными коммунистами по старой памяти. С 1996 года праздник переименовали в День согласия и примирения, отказавшись от революционного пафоса.

И только с 2005 года дату перенесли на 4 ноября, а сам праздник стал зваться Днем народного единства.

День народного единства. Праздник 4 ноября

День народного единства связан с изгнанием из Москвы польских интервентов и окончанием Смутного времени. Бойцы народного ополчения взяли Китай-город под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Источник: РИА Новости / Сергей Пятаков

Интересно, что Пожарский вошел в Китай-город с Казанской иконой Божией Матери. В честь этого царь Алексей Михайлович в 1649 году распорядился отмечать церковный праздник Казанской иконы не только летом, но и 22 октября (4 ноября по григорианскому календарю).

Любопытно, что фактически Кремль был освобожден от поляков еще 2 ноября, но датой празднования все же было выбрано 4-е число.

Участники крестного хода, посвященного празднику Казанской иконы Божией Матери. Источник: РИА Новости / Максим Богодвид

При этом к празднику 4 ноября в обществе установилось неоднозначное отношение. Одни называли его неудачной попыткой заменить советский День революции, другие высокопарно характеризовали его как «сплотивший народы», а третьи и вовсе затруднились ответить, что за дата и что с ней связано. Однако от лишнего выходного в году никто, конечно же, не отказывается.

Горожане во время празднования Дня народного единства. РИА Новости / Виталий Тимкив

4 ноября в 2019 году. Когда выходные?

В 2019 году День народного единства выпадает на понедельник, поэтому россияне получат три выходных дня подряд: 2, 3 и 4 ноября.

Празднование Дня народного единства в Петрозаводске. РИА Новости / Игорь Подгорный

www.anews.com

4 ноября - что за праздник в России? День народного единства

Очень многие наши сограждане задаются вопросом про 4 ноября. Что за праздник в России? Люди, знакомые с историей знают, что эта дата – День народного единства – посвящена событиям Смутного времени, когда Москва в 1612 году была освобождена от врагов с помощью ополчения, состоящего из простых людей, под предводительством Минина и Пожарского.

Повод для создания нового праздника в России

Изначально жители нашей страны отмечали 7 ноября как годовщину всем известной Октябрьской революции. Советский союз распался, а люди по инерции продолжали праздновать этот день, поскольку в календаре он оставался красным. Только теперь он назывался Днем согласия и примирения. Так продолжалось еще целых 14 лет после распада СССР, пока власти не решили, что пора учредить новую дату. Так как называется праздник 4 ноября в России?

Алексий II – патриарх России в то время ‒ на Межрелигиозном совете выступил с идеей возрождения в памяти людей окончания Смутного времени и образа Казанской Богоматери. Чтобы у народа не возникало лишних вопросов о том, какой праздник отмечают в России 4 ноября, Государственная дума после внесения поправок в Трудовой кодекс постановила, что эта дата будет признана Днем народного единства.

Народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского

В начале XVII века Россия находилась во власти Смуты. Страна переживала тяжелейшие кризисы, связанные с политикой и экономикой, неурожаи и голод, иностранную интервенцию. В 1612 году она освободилась от поляков с помощью Козьмы Минина – воеводы из Нижнего Новгорода – и князя Дмитрия Пожарского. Они организовали народное ополчение, которое захватило Китай-Город и заставило иноземцев признать акт капитуляции.

Пожарскому посчастливилось первым вступить в город. Он нес в руках икону Казанской Богоматери. На Руси искренне верили, что именно Богородица защитила тогда народ от врагов. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича 4 ноября стало государственным праздником, посвященным Владычице Небесной. До 1917 года, пока в стране не произошла революция, этот день был особенным для всех русских людей.

Празднование Казанской иконы Богородицы

Сейчас православные тоже особенно чтут этот день. Что за праздник 4 ноября в России? Это день прославления Казанской Божьей Матери. В 1612 году патриарх Гермоген обращался к народу с призывом помолиться и встать на защиту родной земли от иноземных захватчиков. Тогда Дмитрию Пожарскому из Казани был послан в ополчение чудесный образ Приснодевы Марии. Выдержав трехдневный пост, люди с верой и упованием воззвали к Царице Небесной с просьбой о том, чтобы она дала им силы для победы над врагами.

Божья Матерь услышала их мольбы о помощи, Москва была освобождена. Тогда пришел конец и Смутному времени на Руси. С тех пор люди знают о чудесном спасении страны 4 ноября, что за праздник в России теперь считается. В честь этого события на Красной площади в 1612 году построили Казанский Собор. Он был разрушен в годы гонений на церковь, а сейчас восстановлен.

Противоречивое отношение народа к данному событию

Многие люди не понимают, что за дата такая 4 ноября, какой праздник в России отмечается в это время? Про День единства народа знают не все, в частности, старшее поколение привыкло к дате 7 ноября, когда вспоминаются события революции 1917 года. Новый праздник люди, выросшие в духе атеизма, не хотят признавать. По-прежнему отмечают свой и на 3 дня позднее. Коммунисты в Государственной думе тоже изначально были против перестановки даты в календаре, однако, их голоса были в меньшинстве и не оказали существенного влияния на принятие решения.

Таким образом, одни люди считают, что нехорошо нарушать старые традиции, перенося акцент с одного праздника на другой, вторые (к их числу относится много православных), наоборот, уверены, что этот день является возрождением истории. Все возвращается на свои места. Но вот уже в течение 10 лет отмечается 4 ноября. Что за праздник в России без возможности отдохнуть? Этот день является официальным выходным.

День народного единства или День согласия и примирения?

До сих пор некоторые люди путаются и не могут сказать, какое из названий праздника является правильным. В этом случае будет неважно, знает ли каждый отдельно взятый человек, как называется праздник 4 ноября в России. Главное, чтобы люди понимали значение этой даты в календаре. Русский народ всегда славился своим единством и соборностью в принятии решений. Так Россия смогла одержать победу во многих войнах.

В этот день должны забыться все противоречия и разногласия, провоцирующие конфликтные ситуации. Людям нужно стать добрее по отношению друг к другу, поскольку корни целых поколений тесно сплелись между собой. Лишь тогда смысл того, что отмечается 4 ноября (какой праздник в России) дойдет до каждого человека.

Как проходит День народного единства?

Времена меняются. Сейчас все больше народа приветствует введение 4 ноября. Какой праздник в России проходит без торжественных концертов и разнообразных акций? К этому дню приурочены различные мероприятия: демонстрации, массовые шествия, выдача бесплатных подарков с государственной символикой.

В Кремлевском зале устраивается правительственный прием, на котором получают свои заслуженные награды люди, внесшие огромный вклад в развитие страны. Вечером проводятся традиционные народные гуляния, заканчивается все это яркими залпами фейерверков, чтобы у народа навсегда осталось в памяти дата 4 ноября, что за праздник в России отмечается в этот день.

fb.ru


Смотрите также