6 помощников александра невского


Не в силе Бог, а в правде! Святой Александр Невский

6 декабря (23 ноября) день памяти  святого благоверного князя Александра Невского.

«Царей благочестивых держава,и князей православных похвала»

Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав — младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом — Владимир Мономах. Мать святого князя Александра Феодосия происходила из южно-русских князей и была наследницей их лучших качеств. Прадедом матери был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе. Дед матери, Мстислав Мстиславич Удалой в конце своей жизни стал схимником.

С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.

Княжеских сыновей обычно постригали епископы. Обряд происходил в храме. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня — это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно — лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.

Этот обряд был совершен над Александром святителем Симоном, епископом Суздальским, в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля, где проходило детство великого князя. С молодых лет князей учили грамоте. При обучении старались ознакомить юношу с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью.

Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.

Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.

Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол». Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обычно прибавляется: «и сел на столе».

«Вокняжение» молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч — твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий — старейшее княжение во всей земле Русской!» Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он «из Своего жилища» благословил верного раба Своего Александра, укрепил его «силою свыше», утвердил его на «престоле правды», показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его «небесного царства».

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: «Если можешь, сопротивляйся — я уже здесь и пленяю твою землю».

Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился.

Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!»

Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.

Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней святых князей мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру».

Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу — «возложил ему печать на лицо». Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов.

За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы.

В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск.

Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка». По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, «кротость голубя и мудрость змеи». Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс.

Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.

Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.

Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. «Смерть, смерть ему», — закричали волхвы. Но приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и, к общему удивлению, принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.

Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним — князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: «Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться+ Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!» Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: «Правду говорили мне, нет князя, равного этому».

Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а «от вас учения не принимаем».

Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что «татар бити». Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред Богом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них. Но и силы его были отданы все, жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».

При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время».

Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского.

Читайте также:

Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой

.

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

www.pravmir.ru

Святой благоверный князь Александр Невский - святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Просветитель Руси Святой Равноапостольный Князь Владимир (1015, память 15\28 июля), оставив престол великого княжения, отошел к самому Престолу Царя Небесного, чтоб перед Ним ходатайствовать за Русскую Землю. Святитель Иларион, Митрополит Киевский и всея Руси (1067, память 21 октября\3 ноября) в княжение Ярослава Мудрого (1054), обращаясь ко гробу Святого Владимира, как к живому взывал к нему: «Возстани, о честная главо!» И когда наступило нужное время, действительно, явно для всех восстал за Русь Святой Владимир. Прошло уже двести двадцать пять лет со дня его кончины, и Русь постигли тягчайшие испытания. Татары опустошили Русскую Землю и завладели ею. Стольный Киев – купель Руси – был сожжен. А с севера и запада двигались новые враги, желавшие уничтожить Православие и лишить русский народ того безценного бисера, которым обогатил его Святой Владимир. Первый удар тех врагов должен был принять на себя Новгород. Тот Новгород, в котором провел свое отрочество Святой Владимир, будучи тогда его Князем.

Теперь в нем княжил славный потомок Владимира – Александр (1263, память 23 ноября\6 декабря и 30 августа\12 сентября), который своим благочестием и мужеством был подобен своему родоначальнику. Узнав, что шведское войско под начальством Биргера двинулось на Новгород и вступило в новгородские пределы, он понял, что новгородская рать одна не сможет защитить Русь и что ей нужна помощь. Где искать помощь? Александр знал, где. Он обратился не к чужестранным государствам и даже не к тогдашним князьям разоренной татарами Руси. Он взывал к родоначальнику Князей Российских, к тому, кто Крещением освободил русский народ от рабства диаволу. Он просил у него предстательства пред «единым сильным Царем царствующих и Господем господствующих» (1Тим. 6:15), на Которого возлагал все свои надежды! И «упование не посрамило» (Рим. 5:5). Настало пятнадцатое июля – день кончины просветителя Руси. Новгородское войско, немногочисленное, но крепкое верой, готовится к битве. Ночью перед тем днем стоит страж у реки Невы и зорко следит, чтобы шведы не воспользовались темнотой и не напали на спящих воинов. Вдруг видит: плывет по реке ладья. «Кто плывет? «Наш ли еси, или от супостат наших» (Нав. 5:13), – готов был вопросить страж Филипп-Пелгусий. Но не успел еще он задать вопроса, как заметил, что в ладье стоят двое в алых одеждах, оба одеянные мглой, и ясно слышит, как один говорит другому: «Брате Глебе, вели гребсти, да поможем сроднику нашему Александру». Понял Филипп-Пелгусий, что необычные гребцы находятся в таинственной ладье, и поспешил к Князю Александру возвестить о виденном.

Воспрянул духом Князь. «Услышана молитва наша, – сказал он. – Ныне с нами наш Великий Князь Владимир. Се грядут посланные им его любимые чада Святые Борис и Глеб к нам в помощь». Усердно помолившись, он ринулся в битву на только что высадившихся на берег Невы шведов. Мало было его войско, но верил он, что «не в силе Бог, а в правде». С светлым сияющим лицом сражался он, сознавая, что творит Божие дело и что Сам Бог совершает через него суд над хотящими лишить русский народ Православия. Как молодой лев врывается он в ряды неприятелей, нанося им удары, и собственноручно своим копием «кладет печать на лице» воеводы шведского Биргера. Воодушевленные примером Князя также храбро сражаются русские воины, а разбитое наголову шведское войско спешно садится обратно в корабли, наполняет их мертвыми телами своих павших соратников и покидает пределы русские. Ликуют новгородцы, ликует с ними вся Земля Русская. Отражен гораздо сильнейший неприятель. Отвоевана свобода не только государственная, но Спасла Русь крепкая вера, вера Православная, которую принес на Русь Святой Владимир и выразителем коей в сей день явился Благоверный Князь Александр, с тех пор называемый «Невским». Он находился в тот день, день памяти просветителя Руси, в тесном духовном общении со своим Равноапостольным предком, и через него как бы действовал сам Владимир Красное Солнышко. Русские люди почуяли сердцем, что Солнышко Руси, зашедшее двести тридцать пять лет пред тем в Киеве, возсияло светло над Русью в сей день с берегов Невы. Несомненным стало для них, что Великий Князь Владимир не покинул Земли Русской, что он не только был, но продолжал еще и в большей степени быть ее защитником и хранителем.

Благоверный Великий Князь Александр – сей достойнейший потомок и преемник Святого Владимира, имевший соратниками своими Святых Благоверных Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (1015, память 24 июля\6 августа), стал как бы новым ее «Солнышком Красным», согревшим Русь в дни ее испытаний, во время нашествия на нее неприятелей с востока и запада. Вслед за шведами отразил он ливонцев и тевтонских рыцарей. Он утешал и укреплял сердца русских людей во время татарской неволи. Он был не только Великим Князем Руси, но и ходатаем за Землю Русскую. Подобно тому, как ему помог Святой Владимир через Святых Благоверных Бориса и Глеба в день Невской битвы, и сам Александр явился помощником позднейших Великих Князей Российских во время их борьбы с татарами и другими неприятелями. День Невской битвы утвердил на Руси почитание Святого Владимира как просветителя ее и крестителя. Тот же день выявил Благоверного Князя Александра Невского как ее нового защитника. Оба они ограждали некогда Русскую Землю от неприятелей внешних и утверждали ее внутреннее благосостояние. Оба ныне, предстоя Престолу Божию, они ходатайствуют за нее пред Богом.

«Якоже сродники твои Борис и Глеб, явишася тебе с небесе в помощь, подвизающемуся на Велгера свейскаго и воев его; тако и ты ныне, Блаженне Александре, прииди в помощь твоим сродникам, и побори борющия ны» (кондак Св. Александру Невскому).

azbyka.ru

покровитель воинов и дипломатов. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 06.12.2017

Александр Невский, покровитель воинов и дипломатов - личность, окутанная легендами. Прижизненных изображений нет. Даже орден его имени в 1942 году срисовали с актера Николая Черкасова.

Родился в 1220 году в Переславле-Залесском. Крещен в Спасо-Преображенском соборе, там же посвятили в воины - в четыре года. Жил на горе, которую так и называют - Александровой. «В XVII столетии княжеский терем был разрушен в ходе польско-литовской интервенции», - рассказывает научный сотрудник Ольга Галицкая.

Невским князь был назван после победы над шведами в 1240 году. Князю всего 20! В 22 он вернул захваченный ливонскими рыцарями Псков. Без боя. «Псковичи узнали о том, что приближается дружина Невского, и изгнали рыцарей», - рассказывает научный сотрудник Псковского музея-заповедника Роман Коваль.

Дружина двинулась к Чудскому озеру. Место побоища, у деревни Самолва, установила советская экспедиция еще полвека назад. Споры о том, была ли битва, не утихают до сих пор. Артефактов мало. Но для средневековья это норма! «Победители подбирали все, потому что железное невероятно ценилось», - объясняет директор историко-культурного центра Самолва Владимир Потресов.

Но где Вороний камень из летописи? Ушел под воду! За восемь веков озеро поднялось на два метра. Остатки песчаника до сих пор вылавливают сетями со дна.

5 апреля 1242 года русские полки у берега: в центре - лучники, на флангах - конница. Все решили ее удары. Но не глупость ли выходить на лед? Вовсе нет. «В среднем лед составлял в апреле порядка 50-70 сантиметров», - отметил Владимир Потресов. А откуда тогда, в ливонской хронике - «рыцари падали на траву»? Трудности перевода! «В немецком языке это обозначает «Упасть на сыру землю», - объясняет Владимир Потресов.

И еще. Средневековые битвы не были многочисленными. Полторы тысячи воинов - больше бы не собрали. Историки считают, что Ледовое побоище длилось не больше получаса. Но эти полчаса изменили ход российской истории! Немцы запросили мир, вернули земли, предлагали Невскому принять католичество. Князь предпочел наладить отношения с Ордой - ее интересовала только дань. 

В Орде, по легенде, Невский и заболел. 6 декабря 1243 года по новому стилю он был похоронен во Владимире, а канонизирован при Иване Грозном. В Санкт-Петербург мощи покровителя новой столицы перевез лично Петр Первый. Сегодня в честь великого полководца - богослужения во всех храмах. 

www.1tv.ru

Канон святому благоверному великому князю Александру Невскому, в схиме Алексию

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Достойными похвалами воспети преславнаго чудотворца, ум и смысл даруй ми, Христе Боже, яко да воспою, радуяся, память его.

Светильниче многосветлый Российския земли, якоже второе солнце, чудесы сияя, всех нас поминай, совершающих память твою, Александре блаженне.

Богомудре Александре, аще тя и напоследок лет богопросвещенная Российская страна возрасти, но древних чести сподобился еси, дарование чудес достойно прием.

Богородичен: Законов кроме естественных, Дево, родила еси Законодавца Бога, Человека бывша. Того, яко Блага, моли, Всенепорочная, наша беззакония презрети.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.

Светильник света явился еси, Александре всеблаженне, недугов глубокую тьму разрушая всегда зарею светлою чудес, премудре.

Престолу предстоиши благодати, со всеми Ангелы радуяся днесь и миру исцеления раздавая богатство, спаси всех нас молитвами твоими, блаженне.

Благочестиваго и венценоснаго Александра, сошедшеся, по достоянию восхвалим, яко чудес подателя обильнаго и Господу молящася о всех нас.

Богородичен: Яко воистинну Господь воцарися в Царствие не отпадающее и облечеся псаломски из Тебе, Богомати, в красное благолепие, плоть святую, еюже смерть прият и разруши ея царство.

Седален, глас 8:

Яко звезда многосветлая явился еси, светлаго ради жития твоего сосуд Святаго Духа быв. Сего ради по многих летех во гробе нетленны обретошася святыя твоя мощи, от нихже источаеши реки чудес исцелений верно зовущим ти: радуйся, благоверный великий княже Александре.

Слава, и ныне, глас тойже: Троицу славословим, вернии, Единосущную, призре бо на смирение наше, отъят поношение во человецех, утверди милость Свою на нас, во еже соблюсти нас и невредных сохранити. Темже благословим Бога нашего.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

Зарею Трисолнечныя благодати сияя, светле твой праздник творящих озари и страстнаго омрачения демонскаго избави, Александре преславне.

Святителие и монаси, священницы и простии, старцы со юнотами и весь возраст, светло предыграйте и память блаженнаго в песнех возвеличите.

К Божественному Свету ныне преставился еси, Света сын возлюблен быв, в радости и красоте с лики ангельскими ныне радостно ликуеши.

Богородичен: Имею Тя Помощницу и не постыждуся, Пречистая Мати Божия, имею Тя Предстательницу и враг моих не убоюся.

Песнь 5

Ирмос: Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе, иного не вемы.

Яко звезда светла явися непрелестна, плененных свободитель, и нищих богатитель, и болящих врач, Церкве поборник и отечества нашего утверждение.

Явися в Российстей земли чудотворец преславен, Александр блаженный, яко всесветел светильник, сияя во всем мире и во мраце страстей озаряя вся.

Досточудная и преславная память твоя возсия в Российстей земли, блаженне, и радостно верных веселит соборы.

Отверзошася тебе двери едемския, и несказанен свет и трисиянен возсия, блаженне, в неподвижимем Царствии Небесном, и праведных веселие приял еси, радуяся.

Богородичен: Мертвости и тли избавила еси человечество, естеством бо Жизнодавца и Бога без семене родила еси, Дево Всенепорочная, на благодеяние восхваляющих Тя верно.

Песнь 6

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся, к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

От пречестнаго корене израсл еси ветвь, преславне, и благочестно на земли пожил еси, и приятелище чисто Духа явился еси, освящая верою притекающия ти, блаженне.

Веселия днесь исполнися вся Российская земля в нарочитый день праздника преславнаго чудотворца, Александра блаженнаго: соблюдает бо отечество свое выну ненаветно.

Сирот и вдов заступника и в бедах непоборимаго помощника, песньми Александра ублажим, славяще: празднующих бо память его весело от бед избавляет и скорбей.

Богородичен: Сущи пресвятый храм, Богородице, Источник родила еси, Всенепорочная, неисчерпаемый, Владычице.

Кондак, глас 4:

Якоже сродницы твои Борис и Глеб явишася тебе с Небесе в помощь, подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его, тако и ты ныне, блаженне Александре, прииди в помощь твоим сродником и побори борющия ны.

Икос:

Иже древле наветы вражиими расточенный, яко орел птенцы под криле, собираше люди своя, сей и ныне на духовное торжество собирает нас; приидите убо, возрадуемся Господеви, и прославим прославльшаго сродника нашего и владыку, и возопиим: радуйся, российская славо, скипетров державо, воев храбросте, оружия крепосте, поминай стадо твое, над нимже Господь постави тя, и побори борющия ны.

Песнь 7

Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Днесь Церковь Христова, празднующи Александрово торжество, сошедшимся воистинну источает благодать, прилежно молящимся и любовию поющим его.

Во всех странах российских произыде вещание, яко явися в них чудотворец преславен, источая исцелений множество всем поющим тепле.

Чудесы убо твоими, яко цвет, процвел еси, блаженне, и исцеления подаваеши притекающим в кров твой, мудре и досточудне.

Богородичен: От девственных ложесн Твоих воплощся, Бог явися на спасение наше. Темже Тя Матерь ведуще, Богородице, правоверно вопием Ему: отец наших Боже, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Богоглаголивии отроцы, в пещи со огнем пламень попирающе, пояху: благословите, дела Господня, Господа.

Тебе в чудесех славна российским странам показа Бог, Александре, и украси тя Небесными дары, Того моли помиловати всех нас.

Яко утро, яко день светлый твой праздник явися, просвещая наша сердца и всех с верою восхваляющих тя, Александре преславне.

День торжества и праздник веселия наста, стецемся, вернии, очистивше вкупе души и телеса: се бо нас призывает Александр Божественный.

Богородичен: Образы носящи древле Рождества Твоего, Дево Мати, пещь убо юношей не опали, такожде и огнь Божественный утробы Твоея, Чистая.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо,и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски и чрево Твое бысть пространнейшее Небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Твое святое преставление днесь светло празднуем, исполни радости и веселия восхваляющия тя, Александре великоимените.

Велий щит и крепость в Российстей земли, Александре, обрелся еси, православным же людем нашим похваление, и ныне молимся ти: сохраняй отечество твое от языка чуждаго.

Незаходимаго света лучами во тьме сущим сияя, славне, к просвещению веселия настави ны, поющия тя.

Блаженне Александре, како тя возможем воспети достойно? Не может бо язык изглаголати твоя различная исцеления, и многая дарования, и чудеса, яже подаваеши наследию твоему.

Богородичен: Яко утро, темным и блудящим, Дево, возсия Правды Солнце, Христос, Егоже на руках Твоих носила еси, Чистая.

Светилен.

Слышана бысть в свейских странах превеликая слава твоя, Александре, яко единем мужественным именем твоим устрашахуся сопротивнии, и ныне, блаженне, враги наша невидимо устрашай, ополчающияся на христолюбивое твое воинство.

Слава, и ныне: Избавивый ны от власти темныя и преставивый в Царство любве Сына Твоего, Боже наш, преведый от тьмы неведения ко свету благоразумия и славы и имениты сотворивый по всей земли, Тебе и ныне просим: да якоже сохранил и возвысил еси нас всесильною Твоею десницею, тоюжде защищай, избавляй и содержи.

azbyka.ru

Часовня Александра Невского г. Олёкминска

Библиографическое описание:

Вогбаева, В. В. Часовня Александра Невского г. Олёкминска / В. В. Вогбаева, Н. В. Потапова. — Текст : непосредственный, электронный // Юный ученый. — 2017. — № 2.1 (11.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/685/ (дата обращения: 26.04.2020).



Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Таковы защитники земли Русской. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя, своими подвигами прославляют родную землю, защищают её от врагов и таким является Александр Невский.

Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади городов России. Ему посвящены православные храмы. Памятники Александру Невскому установлены во многих городах России. И наш маленький городок на реке Лене не остался в стороне от истории Александра Невского, в честь него названа часовня, находящаяся в самом центре города по улице Спасская.

Цель проекта изучить историю строительства часовни Александра Невского в г. Олёкминске.

Задачи:

- узнать о князе Александре Невском;

- узнать историю строительства часовни в г. Олёкминске.

Актуальность темы: на мой взгляд, одним из заступников Руси является Александр Невский. Он и по сей день остается символом могущества российского государства.

Рис. 1. Часовня Александра Невского, современное фото

Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее, — одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким теплым чувством, как Александра. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой — вклад его в строительство Руси бесценен. Таким образом, актуальность тематики оспаривать не приходится.

История Часовни.

Часовня построена в 1891 году и была названа в честь святого князя Александра Невского, но из-за нехватки средств, строительство затянулось на несколько лет. После установки каменной плиты и креста, часовня считалась достроенной и её освятили.

Время от времени её ремонтировали, поправляли заборчик, белили и красили.

В 2010 году компания «Главэнергострой» произвела полную реконструкцию часовни. Специально для часовни в Армении изготовили крест и установили его на свое место с помощью спецкрана и вертолета. Новая часовня стала не только подарком энергостроителей 375-летнему юбилею Олекминска, но и мемориалом приснопамятному епископу Якутскому и Ленскому Зосиме. Владыка скончался 9 мая 2010 года, отслужив свою последнюю службу в Преображенском кафедральном соборе г. Якутска в юбилейный День Победы.

Рис. 2. Часовня Александра Невского, историческое фото

Из жизни Александра Невского

О жизни и деяниях Великого князя Александра Ярославича сохранилось наибольшее число сказаний, ибо наш народ еще при жизни Князя оценил его великие подвиги во славу Руси. Но и после своей кончины св. благоверный Князь не прекратил своего великого служения Русской земле; всегда являлся предстателем и скорым помощником в самые трудные минуты жизни нашего Отечества.

Александр Невский родился в 1220 году. В 16 лет стал новгородским князем. Женился в 19 лет.

Рис. 3. Александр Невский

Церковное прославление св. князя совершилось в связи с Куликовской битвой. Накануне битвы пономарю церкви Рождества Богородицы, в которой покоилось тело князя, было видение: свечи в церкви сами собой загорелись, ко гробу подошли два старца и призвали князя на помощь его правнуку князю Димитрию Ивановичу. Св. Александр поднялся от гроба и стал невидим. Вскоре гроб св. князя был открыт и его мощи, пролежавшие в земле 117 лет, оказались нетленными. Мощи были положены в открытой раке.

Заключение

О князе Александре Невском мы нашли очень много литературы, а об истории часовни очень мало, только в литературе посвященной городу Олекминску.

Александр являлся защитником и героем своего Отечества. Русский народ помнил и помнит Александра Невского, его самоотверженную борьбу за родную землю и военное искусство. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой — вклад его в строительство Руси бесценен.

Нашей часовне уже 125 лет и не зря ее назвали в честь Александра Невского, ведь это место стало достопримечательностью нашего города.

Литература:

  1. Ушакова, О. Д. Великие полководцы: Справочник школьника. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. — 96 с: ил.
  2. Данилов Н. М. На ленских берегах: К 360-летию города Олекминска. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995. — 112 с., илл.
  3. Матвеев А. И. Моя земля — моя Олекма. — Хабаровск: Издательская компания «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2010. — 196 с.:ил.

Основные термины (генерируются автоматически): часовня, Олекминск, Русская земля, князь, строительство Руси, история часовни, история строительства часовни, русский народ, родная земля.

moluch.ru

Методическая разработка по истории (6 класс) по теме: История России. Тест по теме "А.Невский и борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории для 6 класса "Борьба Руси с западными завоевателями".

Разработка урока по истории  "Борьба Руси с западными завоевателями"....

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

УРОК ПО ИСТОРИИ «БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ» В 6 КЛАССЕ

УРОК ПО ИСТОРИИ «БОРЬБА РУСИ С ЗАПАДНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ»В 6 КЛАССЕТема урока: «Борьба Руси с западными завоевателями».Цель урока:обучающая: познакомить учащихся внешнеполитической обстановкой в Северо ...

План-конспект по истории России в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

Электронный урок по ФГОС ООО...

Урок - практикум по истории России на основе ЭОР. Борьба Руси с западными завоевателями.

Урок - практикум  по истории России на основе ЭОРТема урока: Борьба Руси с западными завоевателями.Учебник:  «История России» 6 классАвтор: А. А. Данилов, Л. Г. Косулина....

Урок по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Подробный конспект урока по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс) по учебнику А.В. Торкунова....

Презентация к уроку по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)

Презентация к уроку по истории России "Борьба Руси с западными завоевателями" (6 класс)...

nsportal.ru


Смотрите также