Царь константин новый


Константин Великий и христианство — Википедия

В правление римского императора Константина Великого (306—337) христианство начало переходить к статусу господствующей религии Римской империи. Историкам остаются непонятными причины, которые склонили Константина на сторону христианства, богословы и историки спорят о том, к какому учению раннего христианства он принадлежал. Нет единого мнения среди учёных относительно того, приняла христианство его мать Елена в своей юности, или, как утверждал Евсевий Кесарийский, побудил её обратиться в веру, которую он принял сам.

Константин правил Римской Империей как единственный император в течение большей части своего правления. Некоторые учёные утверждают, что его главная цель состояла в том, чтобы получить единодушное одобрение и подчинение его власти от всех классов, и поэтому он выбрал христианство, чтобы вести политическую пропаганду, полагая, что это была наиболее подходящая религия, которая могла соответствовать имперскому культу (см. Непобедимое Солнце). Несмотря на это, при династии Константина христианство распространилось по всей империи, положив начало эпохе государственной Церкви Римской Империи[1]. Вопрос о том, искренне ли Константин принял христианство или остался верен язычеству, до сих пор остаётся предметом споров среди историков[2]. Его официальное обращение в 312 году почти повсеместно признано историками[1][3], несмотря на то, что он был крещен только на смертном одре арианским епископом Евсевием Никомидийским в 337 году[4][5][6]; истинные причины этого остаются неизвестными и также обсуждаются[2][3]. По мнению Ханса Польсандера, почетного профессора истории Нью-Йоркского университета в Олбани, обращение Константина было всего лишь ещё одним инструментом реальной политики в его руках, призванным служить его политическим интересам в сохранении империи под его контролем: «Преобладающим духом правительства Константина было консерваторство. Его обращение в христианство и поддержка христианства произвели меньше нововведений, чем можно было ожидать; на самом деле они служили совершенно консервативной цели — сохранению и продолжению империи»[7].

Решение Константина прекратить гонения на христиан в Римской Империи было поворотным моментом для раннего христианства, иногда называемым «триумфом Церкви», «миром церкви» или «константиновским сдвигом». В 313 году Константин и Лициний издали Миланский эдикт, декриминализирующий христианское богослужение. Император стал великим покровителем Церкви и создал прецедент для положения христианского императора в церкви и способствовал появлению понятий ортодоксия, христианский мир, вселенский собор и государственная церковь Римской Империи, объявленные эдиктом в 380 году. Он почитается как святой в лике равноапостольного в православной церкви, ориентальных церквях и различных восточных католических церквях, где он рассматривается как пример «христианского монарха».

Первое официальное преследование христиан от имени Римской Империи было зафиксировано в 64 г. н. э., когда, как сообщает римский историк Тацит, император Нерон попытался обвинить христиан в Великом пожаре Рима. Согласно церковному преданию, именно во время правления Нерона апостолы Пётр и Павел были замучены в Риме. Однако современные историки спорят, проводило ли римское правительство различие между христианами и евреями до модификации Нервой Fiscus Judaicus в 96 году, с этого момента практикующие евреи платили налог, а христиане — нет[8].

В дальнейшем христиане страдали от спорадических и локальных преследований в течение двух с половиной столетий. Их отказ участвовать в имперском культе рассматривался как акт измены и, таким образом, карался смертной казнью. Наиболее широкое официальное преследование осуществлял Диоклетиан. Во время Великого гонения (303—311) император приказал снести христианские здания и дома христиан, собрать и сжечь их священные книги. Христиан арестовывали, пытали, калечили, сжигали, морили голодом и приговаривали к гладиаторским боям, чтобы развлечь зрителей[9]. Великое гонение официально закончилось в апреле 311 года, когда Галерий, старший император Тетрархии, издал эдикт о веротерпимости, который предоставил христианам право исповедовать свою религию, хотя и не вернул им никакой собственности[10]. Константин, цезарь в Западной империи, и Лициний, цезарь на Востоке, также подписали эдикт о веротерпимости[11]. Высказывались предположения, что отказ Галерия от своей давней политики христианских преследований был приписан одному или обоим соцезарям[12].

Возможно (но не наверняка), что мать Константина, Елена, склонила его к христианству; во всяком случае, он объявил себя христианином только после издания Миланского эдикта[13][14]. Обращаясь к христианам, Константин ясно дал понять, что, по его мнению, своими успехами он обязан только покровительству этого Высшего Бога[15].

Битва у Мульвийского моста[править | править код]

Евсевий Кесарийский и другие христианские источники сообщают, что Константин пережил драматическое событие в 312 году в битве у Мульвийского моста, после чего Константин претендовал на императорство на Западе. Согласно этим источникам, Константин посмотрел на солнце перед битвой и увидел над ним крест света, а вместе с ним греческие слова «Ἐν Τούτῳ Νίκα» (Этим победишь), часто переводимые в латинском варианте «in hoc signo vinces» (в этом знаке ты победишь), а по церковнославняски «сим победиши». Константин приказал своим войскам, чтобы украсили свои щиты христианским символом (Хi-Ро), и после этого они победили[16].

После битвы новый император проигнорировал алтари богам, подготовленные на Капитолии, и не принёс обычные жертвы, чтобы отпраздновать победоносное вступление генерала в Рим, вместо этого направившись прямо в императорский дворец[15]. Однако большинство влиятельных людей в империи, особенно высокопоставленные военные чиновники, не были обращены в христианство и всё ещё участвовали в традиционных религиях Рима; правление Константина показало, по крайней мере, готовность умиротворить эти фракции. На римских монетах, отчеканенных спустя восемь лет после битвы, по прежнему сохранялись изображения римских богов[16]. Памятники, которые он впервые заказал, такие как Арка Константина, не содержали отсылок к христианству[15][17].

Миланский эдикт[править | править код]

В 313 году Константин и Лициний объявили, «что христиане и все остальные должны иметь свободу следовать тому образу религии, который каждому из них кажется наилучшим»[18], тем самым даруя терпимость ко всем религиям, включая христианство. Миланский эдикт пошёл ещё дальше, чем предыдущий эдикт о веротерпимости Галерия в 311 году, вернув конфискованное церковное имущество. Этот эдикт сделал империю официально нейтральной в отношении религиозного поклонения; он не сделал традиционные религии незаконными и не сделал христианство государственной религией, как это произошло позже с Фессалоникийский эдикт 380 года. Миланский эдикт, однако, поднял уровень христианства в империи и подтвердил важность религиозных культов для благосостояния государства[19].

Воцарение Константина стало поворотным моментом для раннего христианства. После победы Константин взял на себя роль покровителя христианской веры. Он поддерживал Церковь финансово, построил огромное количество базилик, предоставлял привилегии (например, освобождение от некоторых налогов) духовенству, продвигал христиан на высокие посты, возвращал имущество, конфискованное во время Великого гонения Диоклетиана[20] и наделил церковь землей и другими богатствами[21]. Между 324 и 330, Константин построил новую имперскую столицу в Византии на Боспоре — Константинополь. В отличие от «старого» Рима, город начал использовать христианскую архитектуру, содержал храмы в пределах городских стен и не имел ранее существовавших храмов других религий[22].

Однако при этом Константин потребовал от тех, кто не принял христианство, заплатить за новый город[21]. Христианские летописцы повествуют, что Константину показалось необходимым «научить своих подданных отказываться от своих обрядов … и приучить их презирать свои храмы и изображения, содержащиеся в них». Это привело к закрытию храмов из-за отсутствия поддержки, их богатство перетекало в царские сокровища; Константину не нужно было применять силу для осуществления этого[21]. Только летописец Феофан добавил, что храмы «были уничтожены», но это считалось неправдой современными историками[23].

Государственная должность[править | править код]

Константин уважал образованных людей, и его двор состоял из пожилых, уважаемых и почтенных людей. Мужчины из ведущих римских семей, которые отказались принять христианство, были лишены власти, но все ещё получали назначения; даже до конца его жизни две трети его высшего правительства были нехристианами.

Правовая реформа[править | править код]

Законы Константина укрепляли и отражали его христианские взгляды. распятие было отменено из соображений христианского благочестия, но было заменено повешением, чтобы продемонстрировать сохранение римского господства. 7 марта 321 года Константин издал указ, который постановил, что «в достопочтенный день солнца (первый день недели) все местные судьи и жители, живущие в городах, должны отдыхать и все мастерские должны быть закрыты!»[24] за исключением цели освобождения рабов[25]. Однако не было никаких ограничений на выполнение сельскохозяйственных работ, которые были работой подавляющего большинства населения, по воскресеньям[26].

Некоторые законы, принятые во время его правления, были даже гуманными в современном смысле, возможно, вдохновленные его христианством[27]: заключенного больше нельзя было держать в полной темноте, его нужно было выпускать на улицу и дневной свет; осужденному разрешалось умереть на арене, но он не мог быть заклеймен на своем «небесно украшенном» лице, так как Бог, как предполагалось, создал человека по своему образу и подобию, но только на ногах[28]. Публичные гладиаторские игры были прекращены в 325 году.

Раннехристианские Библии[править | править код]

В 331 году Константин поручил Евсевию доставить пятьдесят Библий для Константинопольской Церкви. Афанасий записал около 340 Александрийских писцов, готовивших Библии. Мало что ещё известно. Было высказано предположение, что это могло послужить мотивацией для списков канонов и что ватиканский и синайский кодексы являются примерами этих Библий. Вместе с пешиттой и александрийским кодексом это самые ранние дошедшие до нас христианские Библии[29].

Догматические вопросы[править | править код]

Константин Великий сжигает арианские книги. Иллюстрация из сборника церковного права. ок. 825

Царствование Константина создало прецедент положения христианского императора в церкви. Императоры считали себя ответственными перед богами за духовное здоровье своих подданных, и после Константина они были обязаны помогать Церкви определять православие и поддерживать православие. Церковь обычно рассматривала определение вероучения как ответственность епископов; роль императора состояла в том, чтобы проводить вероучение в жизнь, искоренять ересь и поддерживать церковное единство. Император гарантировал, что Богу должным образом поклонялись в его империи. Церковь же определяла в чём состояло истинное богослужение (православие), доктрины и догматы.

Константин стал поклоняться христианскому Богу, но он обнаружил, что существует много мнений о вере и о том, кем и чем был Бог. В 316 году Константина попросили вынести решение по североафриканскому спору о секте донатистов, которая возникла из-за отказа повиноваться епископам, которые каким-либо образом поддавались гонениям, позже считая всех епископов, кроме их собственных, совершенно осквернившимися. Что ещё более важно, в 325 году он созвал Первый Никейский Собор, который получил статус первого вселенского собора. Никейский Собор — первая крупная попытка христиан определить православие для всей Церкви. До Никеи все предыдущие церковные соборы были местными или региональными синодами, затрагивающими только части Церкви.

Никейский собор имела дело прежде всего с арианскими спорами. Сам Константин разрывался между арианским и тринитарным лагерями. В 328 году из ссылки были возвращены лидеры ариан, епископы Евсевий Никомедийский и Феогн Никейский[en], а в 330 году осуждён и сослан один из главных противников арианства, епископ Евстафий Антиохийский. По приказу Константина в 335 году был созван собор в городе Тир, на котором Афанасий Великий был осуждён и сослан в Трир. По мнению некоторых современных историков, поражение Афанасия стала результатом не доктринальных разногласий, а его ненадлежащее поведение в Египте. По мнению английского историка Церкви В. Х. К. Френда, в связи со своим значением для будущих взаимоотношений Церкви и государства, Тирский собор может быть поставлен в один ряд с Никейским[30].

Незадолго до своей смерти в мае 337 года Константин был крещен в христианство. До этого времени он был катехуменом большую часть своей взрослой жизни. Он верил, что если будет ждать крещения на смертном одре, то меньше рискует осквернить свою душу грехом и не попасть на небеса. Он был крещён своим дальним родственником арианским епископом Евсевием Никомидийским. Во время пребывания Евсевия Никомедийского при императорском дворе Восточный двор и главные посты в Восточной церкви занимали ариане или сочувствующие арианам[31]. За исключением короткого периода затмения, Евсевий пользовался полным доверием Константина и Констанция II и был наставником императора Юлиана Отступника[32]. После смерти Константина его сын и преемник Констанций II был Арианином, как и император Валент.

Подавление других религий[править | править код]

Позиция Константина относительно религий, традиционно практиковавшихся в Риме, развивалась во время его правления. Фактически, чеканка монет и другие официальные мотивы, до 325 года, связывали его с языческим культом непобедимого солнца. Первоначально Константин поощрял строительство новых храмов[33] и терпимо относился к традиционным жертвоприношениям[15]; к концу своего правления он начал отдавать приказы о разграблении и разрушении римских храмов[34][35][36].

Отношения к персам[править | править код]

За лимесом, к востоку от Евфрата, сасанидские правители Персидской империи, постоянно воевавшие с Римом, обычно терпели христианство. Константин, как говорят, написал Шапуру II в 324 году и призвал его защищать христиан под его властью[37]. С установлением христианства в качестве государственной религии Римской Империи христиане в Персии будут рассматриваться как союзники древнего врага Персии. Согласно анонимному христианскому сообщению, Шапур II писал своим генералам: «Вы арестуете Симона, вождя христиан. Вы будете держать его, пока он не подпишет этот документ и не согласится собрать для нас двойной налог и двойную дань с христиан … ибо у нас, богов, есть все испытания войны, и у них нет ничего, кроме покоя и удовольствия. Они населяют нашу территорию и согласны с Цезарем, нашим врагом»[38][39].

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) сделала паломническую поездку в Иерусалим. В поисках реликвий Страстей Христовых она сделала раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, по преданию, был похоронен Иисус Христос, нашла Животворящий Крест, четыре гвоздя и Титло INRI. Нахождение ей Креста положило начало празднованию Воздвижения Креста.

  1. 1 2 Wendy Doniger (ed.), «Constantine I», in Britannica Encyclopedia of World Religions (Encyclopædia Britannica, 2006), p. 262.
  2. 1 2 Noel Lenski (ed.), The Cambridge Companion to the Age of Constantine (Cambridge University Press, 2006), «Introduction». ISBN 978-0-521-81838-4.
  3. 1 2 A. H. M. Jones, Constantine and the Conversion of Europe (University of Toronto Press, 2003), p. 73. ISBN 0-8020-6369-1.
  4. ↑ Hans A. Pohlsander, The Emperor Constantine (Routledge, NY 2004), pp. 82-84. ISBN 0-415-31938-2; Lenski, «Reign of Constantine» (The Cambridge Companion to the Age of Constantine), p. 82.
  5. Gonzalez, Justo. The Story of Christianity. — Harper Collins, 1984. — Т. 1. — С. 176. — ISBN 0-06-063315-8.
  6. ↑ Eusebius of Nicomedia (неопр.). Catholic Encyclopedia. Дата обращения 18 декабря 2018.
  7. ↑ Pohlsander, The Emperor Constantine, pp. 78-79.
  8. ↑ Wylen, Stephen M., The Jews in the Time of Jesus: An Introduction, Paulist Press (1995), ISBN 0-8091-3610-4, Pp 190—192.; Dunn, James D.G., Jews and Christians: The Parting of the Ways, A.D. 70 to 135, Wm. B. Eerdmans Publishing (1999), ISBN 0-8028-4498-7, Pp 33-34.; Boatwright, Mary Taliaferro & Gargola, Daniel J & Talbert, Richard John Alexander, The Romans: From Village to Empire, Oxford University Press (2004), ISBN 0-19-511875-8, p. 426.;
  9. ↑ Bomgardner, D. L. The Story of the Roman Amphitheatre. New York: Routledge, 2000. p. 142.
  10. ↑ Lactantius, De Mortibus Persecutorum («On the Deaths of the Persecutors») ch. 35-34.
  11. ↑ Galerius, «Edict of Toleration», in Documents of the Christian Church, trans. and ed. Henry Bettenson (London: Oxford University Press, 1963), 21.
  12. ↑ H. A. Drake, Constantine and the Bishops: The Politics of Intolerance (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2000), 149.
  13. Brown, Peter (англ.)русск.. The Rise of Western Christendom: Triumph and Diversity, A.D. 200-1000, 10th Anniversary Revised Edition: Triumph and Diversity, A.D. 200-1000 (англ.). — 3. — John Wiley & Sons, 2012. — Vol. 3. — (Making of Empire). — ISBN 9781118338841.. — «Constantine was not a young convert. He was over 40 and an experienced politician when he finally declared himself a Christian. He had had time to take the measure of the new religion and the difficulties which emperors had experienced in suppressing it. He decided that Christianity was a religion fit for a new empire.».
  14. ↑ Peter Brown, The Rise of Christendom 2nd edition (Oxford, Blackwell Publishing, 2003) p. 61.
  15. 1 2 3 4 Peter Brown, The Rise of Christendom 2nd edition (Oxford, Blackwell Publishing, 2003) p. 60.
  16. 1 2 R. Gerberding and J. H. Moran Cruz, Medieval Worlds (New York: Houghton Mifflin Company, 2004) p. 55.
  17. ↑ J.R. Curran, Pagan City and Christian Capital. Rome in the Fourth Century (Oxford, 2000) pp. 70-90.
  18. ↑ Lactantius, De Mortibus Persecutorum («On the Deaths of the Persecutors») ch. 48.
  19. ↑ Constantine and Licinius, «The 'Edict of Milan'», in Documents of the Christian Church, trans. and ed. Henry Bettenson (London: Oxford University Press, 1963), 22.
  20. ↑ R. Gerberding and J. H. Moran Cruz, Medieval Worlds (New York: Houghton Mifflin Company, 2004) pp. 55-56
  21. 1 2 3 MacMullan 1984:49.
  22. ↑ R. Gerberding and J. H. Moran Cruz, Medieval Worlds (New York: Houghton Mifflin Company, 2004) p. 56
  23. ↑ MacMullan 1984: 141, Note 35 to Chapter V; Theophanes, Chron. a. 322 (PG 108.117)
  24. ↑ Corpus Juris Civilis 3.12.2 https://web.archive.org/web/20130727022718/http://www.freewebs.com/vitaphone1/history/justinianc.html accessed 20 April 2016
  25. ↑ Carson, Don A. From Sabbath to Lord’s Day. Wipf & Stock Publishers/Zondervan. pp. 252-98. ISBN 9781579103071.
  26. ↑ MacMullen 1969; New Catholic Encyclopedia, 1908; Theodosian Code.
  27. ↑ Norwich, John Julius, A Short History of Byzantium. Alfred A. Knopf, 1997, p. 8. ISBN 0-679-77269-3.
  28. ↑ Miles, Margaret Ruth, The Word Made Flesh: A History of Christian Thought. Blackwell Publishing, 2004, p. 70, ISBN 1-4051-0846-0.
  29. The Canon Debate, McDonald & Sanders editors, 2002, pages 414—415, for the entire paragraph
  30. ↑ Arnold D. W. H. The Early Episcopal Career of Athanasius of Alexandria. — London: University of Notre Dame Press, 1991. — 235 p. — ISBN 0-268-00925-2. page 143
  31. ↑ Drake, «Constantine and the Bishops», pp.395.
  32. ↑  Herbermann, Charles, ed. (1913), Eusebius of Nicomedia, Catholic Encyclopedia, New York: Robert Appleton Company 
  33. ↑ Gerberding, R. and J. H. Moran Cruz, Medieval Worlds (New York: Houghton Mifflin Company, 2004) p. 28.
  34. ↑ R. MacMullen, "Christianizing The Roman Empire A.D.100-400, Yale University Press, 1984, ISBN 0-300-03642-6
  35. ↑ «A History of the Church», Philip Hughes, Sheed & Ward, rev ed 1949, vol I chapter 6.[1]
  36. ↑ Eusebius Pamphilius and Schaff, Philip (Editor) and McGiffert, Rev. Arthur Cushman, Ph.D. (Translator) NPNF2-01. Eusebius Pamphilius: Church History, Life of Constantine, Oration in Praise of Constantine Архивная копия от 17 апреля 2018 на Wayback Machine quote: «he razed to their foundations those of them which had been the chief objects of superstitious reverence».
  37. ↑ Eusebius, vita Constantini IV, 8-13
  38. Moffett, Samuel H. A History of Christianity in Asia: Beginnings to 1500 (англ.). — 1992. — P. 140.
  39. ↑ After Constantine (неопр.). gnosis.org. Дата обращения 11 июля 2017.
  • Евсевий, Life of Constantine, Introduction, translation, and commentary by Averil Cameron and Stuart G. Hall, Oxford: Clarendon Press, 1999.
  • Ramsay MacMullen, Christianizing The Roman Empire A.D. 100—400, Yale University Press, 1984 ISBN 0-300-03642-6,

ru.wikipedia.org

Константин Великий - языческий покровитель христианства | История | DW

Константин I Великий (прим. 275 - 337 гг.) - один из самых выдающихся императоров Римской империи. Он служил идеалом великого правителя для многих европейских монархов. Период правления Константина символизирует приход в Европу христианской религии и, одновременно, мирное сосуществование христианства и языческих культов. В православной церкви Константин, перенесший столицу империи из Рима в Константинополь, возведен в ранг святого.

Незаконный наследник

Бронзовая голова Константина

Константин родился предположительно в 275 году в Наиссе (сегодня - Ниш) на территории нынешней Сербии. Он был незаконнорожденным сыном Констанция, впоследствии августа Римской империи, и Флафии Елены . Еще в детском возрасте Константина против воли родителей отправили ко двору восточной части империи, где он впоследствии сделал военную карьеру.

В 305 году, после возведения Констанция в ранг августа западной Римской империи Константин смог вернуться к отцу. Год спустя, во время совместной экспедиции в Британию Констанций скончался, и войско провозгласило августом его сына. С этого момента Константин начал борьбу за абсолютную власть над Римской империей.

Союзы брачные и политические

В то время Римская империя управлялась по принципу тетрархии. Территория была поделена на четыре зоны - две в восточной и две в западной части. Оба августа назначали для управления второй половиной своей территории цезарей. В 307 году Константин приехал в Трир - столицу западной Римской империи - и женился на дочери цезаря Максимиана Фаусте, закрепив, таким образом, свои претензии на власть.

В 311 году, после кончины Максимиана, августа Галерия и цезаря Севера, у Константина осталось два конкурента - август Лициний и сын Максимина Максенций. Последний затем претендовал на престол августа западной Римской империи, который занимал Константин. Константин заключил союз с Лицинием, отдав ему в жены свою сестру Констанцию, и отправился со своим войском в Рим, где располагалась армия Максенция.

Битва у Мульвиева моста

В 312 году состоялась великая битва у Мульвиева моста, в которой Константин разгромил Максенция. При этом, согласно легенде, одержать победу Константину помог Христианский Бог, явив ему в день битвы знамение в виде пылающего креста с надписью на греческом: "Сим победишь". С этого дня Константин стал единоличным правителем западной Римской империи и сторонником христианской религии.

''Победа Константина в битве у Мульвиева Моста'', Йоганнес Лингельбах

Вернувшись с поля битвы, Константин вместе с восточным августом Лицинием заключил Медиоланский эдикт о терпимости. Эдикт запрещал преследовать христиан и одновременно разрешал дальнейшее проведение языческих обрядов, за исключением жертвоприношений. С этого момента Константин начинал целенаправленную поддержку христианства. Именно в годы его правления было начато строительство таких памятников христианской архитектуры, как собор Святого Петра в Риме и храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Отец христианства и основатель "нового Рима"

При этом "отец христианства" был весьма противоречивой фигурой, его поведение зачастую не соответствовало образу праведного христианина. Ведя борьбу за единоличную власть, Константин не останавливался ни перед чем. В 323 году его армия разгромила войска бывшего союзника Лициния. Несмотря на уговоры своей сестры - супруги Лициния, - Константин велел казнить конкурента. После этого Константин Великий стал единоличным властителем Римский империи.

Сам император поклонялся Богу Солнца и представал в этом образе на многих изображениях

Три года спустя, опасаясь заговора, император казнил своего старшего сына Криспа и жену Фаусту. Дав своим детям христианское воспитание, сам Константин всю жизнь оставался язычником. Обряд крещения он принял лишь на смертном одре - в 337 году, однако эта легенда не подтверждена историческими фактами. Зато еще в средние века был опровергнут слух о том, что во время крещения император заявил епископу Сильвестру I, что отныне церковная власть имеет приоритет над светской. Именно эта историческая фальсификация, получившая название "Дар Константина", стала фундаментом власти папства.

Последним великим делом великого императора стало основание новой столицы - Константинополя (ныне - Стамбул). "Новый Рим" был заложен в 326 году и освящен в 330 году, вскоре после того, как христианство стало официальной религией Римской империи. Посла раскола церкви в 1054 году Константинополь стал центром православной религии, а его основатель был возведен в ранг святого.

www.dw.com

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ - Древо

Константин Великий. Голова статуи. Римский Капитолийский музей.
Константин I Великий (Флавий Валерий Константин) (+ 337), святой равноапостольный, император Римский (306-337)

Память 21 мая

Константин Великий был сыном Констанция Хлора, правителя Западной Римской империи (Галлии и Британии), и святой равноапостольной Елены. Отец Константина не преследовал христиан, тогда как во всех остальных частях великой империи они подвергались жестоким гонениям. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.

К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».

По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.

Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.

В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.

В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим (этим) побеждай» (по-гречески: ἐν τούτῳ νίκα). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.

Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».

В Риме Константин оставался не долго и отправился в Милан, вероятнее всего, в начале 313 г. Сюда прибыл и Ликиний. Здесь было отпраздновано бракосочетание Ликиния с сестрою Константина, и тем еще более укреплен их союз. В Милане они пробыли не дольше апреля. Здесь составлено было ими законодательное постановление, которым определялось положение христиан в империи. Этот документ известен под именем Миланского эдикта 313 г.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в двух сражениях, вначале в битве при Адрианополе (322 г.) на европейском континенте, а затем при Хрисополе (совр. Юскюдар) в Малой Азии. Ликиний был отстранен от власти, а со временем казнен. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.

Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).

Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане.

Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Его любимым городом была Сердика (ныне София), о которой он говорил: "Сердика - мой Рим." Наконец он совершенно оставил Рим, и стал править из Сердики. Там же было принято решение об основании новой христианской столицы империи [1]. Ей стал город Византий на берегах Босфора, куда святой царь пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов — священные изображения.

Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 году.

У Константина было множество превосходных качеств, однако убийство в 326 году вначале сына Криспа, оговоренного мачехой Фаустой, а затем, когда выяснилась невиновность сына, - уже самой Фаусты, показывает его с другой стороны.

Равноап. царь Константин. Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе, конец X века.
Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни откладывал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы в день Пятидесятницы, 21 мая 337 года.

Константин умер в Ахироне, пригороде Никомидии, во время подготовки к войне с Персией; перед смертью он заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 году к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина - Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока в 350 году не остался один император, Констанций II.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи; егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбне.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, Крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание (из Часослова, изданного Киево-Печерской Лаврой в 1642 г.)

Величаем вас, святии равноапостольнии царие, Константине и Елене, и чтим святую память вашу, святым крещением всю вселенную просвятивших.

Литература

  • Керенский В.А. Литература о св. Константине Великом. Казань, 1913
  • Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. Пг., 1916
  • Каждан А.П. От Христа к Константину. М., 1965
  • Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.ру:
  • Календарь портала Православие.ру
  • "Константин I" // Энциклопедия Кругосвет:


[1]  http://www.pravoslavie.ru/news/56789.htm

drevo-info.ru

Император Константин Великий | Стамбул, Турция, профессионально

История Стамбула насчитывает около 2.500 лет. В 330 году в Византий (именно так назывался изначально город Стамбул) императором Константином Великим была перенесена столица Римской империи. Константин, принявший христианство способствовал укреплению христианской церкви, фактически занявшей при нем главенствующее положение и становлению Византийской империи, как приемника Римской. За свои деяния причислен к лику равноапостольных святых в православной церкви.

Император Константин Великий получает знамение Креста Божьего

Константин Великий биография

Биография Константина Великого довольно хорошо изучена, благодаря многочисленным сохранившимся свидетельствам. Будущий император родился приблизительно в 272 году на территории современной Сербии. Его отцом был Констанций I Хлор (в последствии, ставший цезарем), а матерью — Елена (дочь простого трактирщика). Она играла очень большую роль, как в жизни своего сына, так и в становлении христианства как государственной религии Византийской империи. Елена, мать Константина Великого, была причислена православной церковью к лику равноапостольных святых за свое паломничество в Святую землю, во время которого было основано множество храмов и обретены части Креста Господня и другие христианские святыни.

Констанций, отец Константина вынужден был развестись с Еленой и жениться на падчерице императора Августа Максимилиана Геркулия Феодоре, от этого брака у Константина появились сводные сестры и братья.

Жизнь Константина Великого (Византийского)

В результате политической борьбы отец Константина Первого Великого, Констанций пришел к власти в статусе цезаря, а затем и полноправного императора западной части Римской империи наравне с императором Галерием, правившим тогда восточной частью. Констанций был уже слаб и стар. Предчувствуя скорую кончину, он пригласил к себе своего сына – Константина. После смерти Констанция, армия западной части империи провозгласила Константина своим императором, что в свою очередь, очень не понравилось Галерию, который официально не признал этого факта.

Константин Великий – первый христианский император

В начале IV века Римская империя представляла собой политически разрозненное государство. У власти, фактически, находились до 5 правителей, именовавших себя как августами (старшими императорами), так и цезарями (младшими императорами).

В 312 году Константин разгромил войска императора Максенция в Риме, в честь чего там была установлена триумфальная арка Константина. В 313 году основной конкурент Константина – император Лициний победил всех своих противников и консолидировал большую часть Римской империи в своих руках. Константину теперь подчинялись Галлия, Италия, Африканские владения и Испания, а Лицинию – вся Азия, Египет и Балканы. В течении последующих 11 лет Константин получил власть на всей территории империи, победив Лициния и 18 сентября 324 года был объявлен единоличным императором.

После того как Константин Первый Великий стал императором, он, в первую очередь изменил административную структуру империи и, как сказали бы в наши дни, усилил вертикаль власти, так как стране, которая пережила 20 лет гражданских войн нужна была стабильность.

Монеты Константина Великого можно найти в довольно хорошем состоянии и сейчас на международных аукционах.

Золотой солид императора Константина, 314 год

Константин Великий и христианство

При своем правлении император Константин Первый Великий, фактически, сделал христианство государственной религией. Он активно руководил воссоединением различных частей церкви, разрешая все внутренние противоречия, в частности собрав в 325 году знаменитый Никейский собор, осудивший ариан и устранивший намечавшийся раскол внутри церкви.

По всей империи активно строились христианские храмы, для их возведения, зачастую разрушались храмы языческие. Церковь была постепенно освобождена от всех налогов и повинностей. Фактически, Константин придал христианству особый статус, что положило бурное развитие этой религии, а Византию сделало – будущим центром православного мира.

Основание Константинополя императором Константином Великим

Империи под руководством вновь провозглашенного императора Константина нужна была новая столица, как по причине внешних угроз, так и по причине снятия проблемы внутренней политической борьбы. В 324 году выбор Константина пал на город Византий, имевший отличное стратегическое положение на берегах пролива Босфор. В этом году начинается активное строительство новой столицы, в нее по приказу императора доставляются различные культурные ценности со всех концов империи. Возводятся дворцы, храмы, ипподром, оборонительные стены. Именно при Константине было заложен знаменитый храм Святой Софии в Константинополе. 6 мая 330 года император официально перенес столицу в Византий, и назвал его Новым Римом, который почти сразу стал именоваться в его честь Константинополем, так как население города не приняло официальное название.

Константин Великий вручает город Константинополь в дар Богоматери. Фреска собора Святой Софии в Стамбуле

Смерть и причисление Святого Равноапостольного царя Константина к лику святых

Император Константин Великий скончался 22 мая 337 года в Никомедии (Измит) на территории современной Турции. Перед самой смертью, он принял крещение. Так получилось, что великий помощник и сподвижник Церкви Христовой, сделавший христианство государственной религией крупнейшей в то время страны в мире, сам был крещен в последние дни своей жизни. Это не помешало ему за все свои деяния, направленные на укрепление могущества христианской церкви быть причисленным к лику святых в ранге равноапостольных — равных самим Апостолам Христа (Святой Равноапостольный царь Константин). Причисление Константина к лику святых произошло уже после разделения церквей на православную и католическую, именно поэтому Римско-католическая церковь не включила его в список своих святых.

Совершенно ясно то, что как сам император Константин Первый Великий, так и его мать Елена внесли огромный вклад в становление Византийской цивилизации, культурными наследниками которой являются целый ряд современных государств.

Воздвижение Креста Господня. Император Константин и мать его Елена

Фильм Константин Великий

В 1961 году в Италии был снят фильм Константин Великий (Costantino il grande итал.). Картина повествует о молодости императора Константина. Действие фильма происходит до знаменитой битвы у Мильвийского моста. Съемки фильма проходили в Италии и Югославии. Режиссер Лелнелло де Феличи (Lionello De Felice), в ролях Корнел Вильде (Cornel Wilde) – Константин, Белинда Ли (Belinda Lee) — Фауста, Массимо Серато (Massimo Serato) – Максентиус. Продолжительность – 120 минут.

istanbulexpert.ru

Константин Николаевич — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Романов.

Великий князь Константи́н Никола́евич (9 (21) сентября 1827, Санкт-Петербург — 13 (25) января 1892, Павловск, близ Санкт-Петербурга) — генерал-адмирал, пятый ребёнок и второй сын российского императора Николая I и Александры Фёдоровны. Младший брат императора Александра II.

Пётр Соколов. Портрет великого князя Константина Николаевича. Конец 1820-х годов.

Великий князь Константин Николаевич — одна из самых ярких и противоречивых личностей Дома Романовых.

Отец решил, что Константин должен сделать карьеру военного моряка и с пяти лет поручил его воспитание выдающемуся моряку и учёному — адмиралу Фёдору Литке[1]. Большое влияние на него оказал также воспитатель его брата Александра — поэт Василий Андреевич Жуковский. В 1835 году сопровождал своих родителей в поездке в Германию. В 1843 и 1844 годах Константин Николаевич вместе со своими братьями Николаем и Михаилом проходил практику на люгере «Ораниенбаум», выходя в Финский залив[2]. В 1844 году назначен командиром брига «Улисс». В 1846 году произведён в капитаны первого ранга и назначен командиром фрегата «Паллада». 30 августа 1848 года зачислен в Свиту Его Величества.

30 августа (11 сентября) 1848 года в Петербурге женился на своей троюродной сестре[3] Александре Фридерике Генриетте Паулине Марианне Элизабете, пятой дочери герцога Саксен-Альтенбургского Иосифа (в православии Александра Иосифовна). В день свадьбы был произведён в контр-адмиралы, назначен шефом Морского кадетского корпуса; шефом же лейб-гвардии Финляндского полка состоял с 1831 года.

В 1849 году участвовал в Венгерском походе, за который получил орден Святого Георгия 4-й степени. В том же году назначен присутствовать в Государственном и Адмиралтейств-советах. В 1850 году возглавил Комитет для пересмотра и дополнения Общего свода Морских уставов и стал членом Государственного совета и Совета военно-учебных заведений. В этот период большую роль сыграло его знакомство с статс-секретарём А. В. Головниным, назначенным состоять при великом князе. Привлёк к работе по пересмотру уставов лучших людей флота, сам лично рассматривал все поступавшие замечания.

21 января 1853 года вступил в управление морским министерством. Произведён в вице-адмиралы. Во время Крымской войны Константин Николаевич принимал участие в защите Кронштадта от нападения англо-французского флота, привлёк талантливого организатора, инженера и предпринимателя Н. И. Путилова для строительства винтовых канонерских лодок. Согласно легенде, великий князь вызвал его и сказал:

Можешь ли ты, Путилов, сделать невозможное? Построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет — вот тебе мои личные двести тысяч.
Великий князь Константин Николаевич

С 1855 года — адмирал, управляющий флотом и морским ведомством на правах министра. С 1860 года — председательствовал в Адмиралтейств-совете. Первый период его управления был ознаменован рядом важных реформ: сокращён наличный состав береговых команд, упрощено делопроизводство, заведены эмеритальные кассы и пенсии отставникам. Как переходная ступень между Морским корпусом и офицерством установлено было звание гардемарина. Были учреждены академический курс и специальные минные и артиллерийские классы. Был сокращён срок военной службы с 25 до 10 лет, полностью отменены телесные наказания, введена новая офицерская форма, увеличено содержание самих офицеров. При проведении реформ рассматриваемые вопросы открыто обсуждались на страницах журнала «Морской сборник», там же печатались отчёты различных департаментов морского министерства.

Придерживался либеральных ценностей, в 1857 году был избран председателем комитета по освобождению крестьян, разработавшего манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Большую роль сыграл также в других крупных реформах своего брата Александра II — судебной реформе и уничтожении телесных наказаний в армии.

Наместник Царства Польского с июня 1862 года до октября 1863 года. Его наместничество пришлось на период польского восстания. Вместе со своим заместителем маркизом Александром Велёпольским пытался вести примирительную политику, провести либеральные реформы. Вскоре после приезда Константина Николаевича в Варшаву на него было совершено покушение. Портной-подмастерье Людовик Ярошинский выстрелил в него в упор из пистолета вечером 21 июня (4 июля) 1862 года, когда он выходил из театра, однако он был только легко ранен.

В 1865 году назначен Председателем Государственного совета.

По инициативе Константина Николаевича была продана Американская часть Российской империи. Именно он предложил Александру II (своему старшему брату) избавиться от Аляски. 16 декабря 1866 года в Санкт-Петербурге состоялось специальное совещание, на котором присутствовали Александр II, великий князь Константин Николаевич, министры финансов и морского министерства, а также российский посланник в Вашингтоне барон Эдуард Андреевич Стекль. Все участники одобрили идею продажи. 30 марта 1867 года в Вашингтоне состоялось подписание договора. Территория площадью 1 миллион 519 тысяч км² была продана за 7,2 миллиона долларов золотом.

Результаты греческого плебисцита[править | править код]

В 1862 году, после свержения в Греции в результате восстания правящего короля Оттона I (из рода Виттельсбахов), греки провели в конце года плебисцит по выбору нового монарха. Бюллетеней с кандидатами не было, поэтому любой подданный Греции мог предложить свою кандидатуру или вид правления в стране. Результаты были обнародованы в феврале 1863 года.

Среди тех, кого вписали греки, был и Константин Николаевич, занявший шестое место с менее чем 0,5 процентами голосов. Правда, следует признать, что представители российского, британского и французского царствующих домов, согласно Лондонской конференции 1832 года, не могли занимать греческий трон[4].

Константин Николаевич — предки

ru.wikipedia.org

Несостоявшийся царь. «Народный и солдатский» император Константин Павлович | История | Общество

Люди были уверены, что Константин Павлович — суворовский офицер и наследник престола — отстранён о власти «зловредным братом Николаем I», потому что «хотел дать волю».

240 лет назад, 8 мая 1779 года, а по старому стилю — 27 апреля, газета «Санкт-Петербургский вестник» вышла с передовицей: «Ея Императорское Высочество Благоверная Государыня Великая Княгиня Мария Федоровна, к неописанной радости Императорского дома и всех Россиян, благополучно разрешилась от бремени Великим Князем, который наречен Константином».

Так в жизнь вошёл человек удивительной судьбы — всё, для чего он был предназначен по праву рождения или по собственной склонности, либо не состоялось вовсе, либо всё-таки произошло, но таким образом, что лучше бы и не надо. Человек, который мог одним своим словом изменить ход отечественной истории, но предпочёл этого не делать, выбрав вместо высшей власти обычную жизнь и службу. Великий князь и вечный Цесаревич. Константин Павлович Романов.

В школьных учебниках его фигура всплывает один-единственный раз, когда речь заходит о восстании декабристов. В принципе, могла бы и не всплывать вообще, но игнорировать глас народа, а в данном случае глас рядовых солдат: «Хотим в императоры Константина и его жену Конституцию!» совершенно невозможно.

Поэтому приходится объяснять, что к чему. Например, что взойти на престол после смерти бездетного императора Александра I действительно должен был его брат, Константин. Что он от престола отказался двумя годами ранее, но отречение держалось в секрете. Что вожди декабристов воспользовались этой неразберихой и сумели внушить солдатам ложную уверенность в своей правоте — дескать, действуем из соображений законности и порядка. И что в отказе Константина от престола действительно важную роль сыграла его жена. Но вовсе не «Конституция», а польская графиня Иоанна Грудзинская, морганатический брак с которой и стал формальным поводом для отречения.

После подобных объяснений фигура Константина Павловича приобретает отчётливо романтический ореол: «Смотрите, вот человек! Он ради любви и семейного счастья отказался от высшей власти!» Что, в свою очередь, становится слишком большим соблазном, устоять перед которым дано не каждому. И жизнеописание Великого князя и несостоявшегося императора рисуют как сплошной поток жён, любовниц и случайных постельных сцен.

Между тем, это история человека, трагедия которого в том, что его таланты так и не были раскрыты в полной мере. Но который, как ни странно, оставил по себе в простом народе на удивление добрую память.

Причём началось это чуть ли не до рождения Константина. Согласно известному «Греческому проекту» его бабки, Екатерины Великой, первый внук, Александр, должен был стать императором России. А вот второму полагался трон, ни много ни мало, а возрождённой Византии. Причём из того, что Россия собирается уничтожить Османскую империю и на её месте воздвигнуть сияющее православное царство, Екатерина тайны не делала. Вот что пишет английский посланник Джеймс Харрис: «Идея, которая господствует сейчас в России, — создание империи на Востоке. Императрица оказалась в такой степени подвержена химерам, что окрестила новорождённого Великого князя Константином, наняла ему в кормилицы гречанку по имени Елена и говорит в своём кругу о том, чтобы посадить его на трон в Константинополе».

А придворный поэт Василий Петров написал на рождение Константина оду, которая была опубликована и прочитана во всей Европе: «Защитник веры, слава Россов, гроза и ужас чалмоносцев, Великий Константин рождён!» Для чего он рождён, указывалось отдельно: «И град, что греками утрачен, от гнусна плена свободить».

Сам же Константин не проявляет ни малейшей склонности к делам управления и заботе о подданных. Что хорошо видно по занятиям. Забавный момент. Вот два брата, Александр и Константин, на уроке «российской словесности». Преподаватель, Михаил Муравьёв, объясняет тему «падежи». И просит просклонять любое существительное, которое придёт в голову. Александр старательно пишет: «Селянин, селянина, селянину...». Константин же выводит: «Солдат, солдата, солдату...». И позже, когда ему ставят в пример старшего брата, запальчиво возражает: «Он царь, а я — солдат! Что мне перенимать у него?» Ну а то, что любимой игрой у маленького Константина были именно солдатики, и говорить не стоит. Они, и только они.

Портрет юного великого князя кисти Боровиковского. Фото: Public Domain

Но платонической любовью дело не ограничилось. В возрасте 20 лет сын императора просится в действующую армию. И попадает к лучшему учителю в зените его карьеры и славы. К Александру Суворову, который начинает свой победоносный Итальянский поход.

Школа отменная. В сражении при Бассиньяно по вине Константина Павловича русские части атакуют преждевременно, и дело кончается скверно — сам Великий князь едва успевает спастись. Вызванный к Суворову для беседы с глазу на глаз, выходит из шатра полководца «весь красный, со следами слёз на щеках». И с того момента как по волшебству превращается почти в идеального и подающего большие надежды офицера. Суворов, обычно скупой на похвалу, в своих письмах отзывается о Константине самым лучшим образом.

Настоящая доблесть и полководческое умение проявляются не столько в ярких победах, сколько в затруднительных ситуациях. И вскоре Константину удалось доказать, каков он в настоящем трудном деле. Итальянский поход Суворова сменился Швейцарским походом. Тем самым, о котором наполеоновский маршал Андре Массена сказал: «Я отдал бы все свои победы за один Швейцарский поход Суворова!». Как там себя проявляет Константин?

«Утопая в скользкой грязи, должно было подниматься против и посреди водопада, низвергавшегося с ревом и низрывавшего с яростию страшные камни и снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми, с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где иные убивалися, а многие спасалися», — так писал Суворов о Швейцарии. А Константин шёл впереди. В авангарде, вместе с князем Петром Багратионом. И не просто шёл. О таких потом напишет Михаил Лермонтов: «Слуга царю, отец солдатам». Выбив из деревни Муттен французов, авангард занял населённый пункт. И Константин на личные деньги, 40 червонцев, покупает несколько гряд картошки — накормить своих солдат.

Отец, император Павел I пишет ему: «Герой, приезжай назад... Вкуси с нами плоды дел твоих». И нимало не кривит душой, когда по окончании Швейцарского похода, нарушив собственный Закон о престолонаследии, дарует Константину титул Цесаревича. То есть наследника престола, наравне со старшим братом, Александром.

Неудивительно, что солдаты его любили. Неудивительно, что так легко в декабре 1825 г. пошли на прямой бунт, ведомые одним именем Константина. И даже потом, когда восстание было подавлено, а Константин окончательно и всенародно отрёкся от престола, продолжали связывать с ним какие-то надежды. Вот что пишет об этом Александр Герцен: «Он был тогда народнее Николая; отчего, не понимаю, но массы, для которых он никакого добра не сделал, и солдаты, для которых он делал один вред, любили его».

Это продолжилось даже после смерти Великого князя. Он умер от холеры в 1831 г. И начали появляться самозванцы. Последние самозванцы в истории Российской империи. Лжеконстантины. Между прочим, немало — целых шесть штук. Все они были из простого народа — как правило, казаки и солдаты. И каждый заявлял, что царь Николай — ненастоящий. А настоящий — именно Константин, который «царь народный, настоящий, и даст людям волю».

aif.ru

Константин Константинович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Романов.

Великий князь Константи́н Константи́нович, поэтический псевдоним К. Р. (10 [22] августа 1858, Стрельна — 2 [15] июня 1915, Павловск) — член Российского Императорского дома, генерал-адъютант (1901), генерал от инфантерии (1907), генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург.

Второй сын великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, внук Николая I. При крещении пожалован орденами Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и Св. Анны 1-й степени, назначен шефом 15-го Тифлисского гренадерского полка и зачислен в списки лейб-гвардии Конного и Измайловского полков, лейб-гвардии батарейной № 5 батареи 3-й Гвардейской и гренадерской артиллерийской бригады (1-я батарея лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады) и Гвардейского экипажа. В 1859 году зачислен в списки лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии батальона. В 1865 году произведён в прапорщики и пожалован орденами Белого Орла и Св. Станислава 1-й степени.

Получил разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известные историки С. М. Соловьев, К. Н. Бестужев-Рюмин, музыкальный критик Г. А. Ларош (теория музыки), виолончелист И. И. Зейферт и пианист Рудольф Кюндингер (музыка), писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский. С детства великого князя готовили к службе на флоте. С 7 лет его воспитателем был назначен капитан 1-го ранга А. И. Зеленой, состоявший в этой должности до совершеннолетия великого князя. Занятия велись по программе Морского училища. В 1870 году (с июня по август) в составе учебной эскадры Морского училища (кадетского корпуса) плавал на фрегате «Громобой» по Балтийскому морю. В 1872 году вместе с братом Дмитрием Константиновичем на фрегате «Пересвет» посетил порты Финляндии. В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 года сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана. На фрегате «Светлана» в составе отряда судов Атлантического океана в 1877 году (с 1 января по 5 мая) посетил Северо-Американские Соединённые Штаты, где 16 апреля вместе с великим князем Алексеем Александровичем участвовал в торжественном обеде, данном президентом Северо-Американских Соединённых Штатов в их честь.

Участник Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. 17 октября 1877 года награждён орденом Св. Георгия 4-й степени:

В награду отличной храбрости и распорядительности, оказанных Вашим Императорским Высочеством 2-го октября 1877 года при воспрепятствовании турецким войскам переправиться через Дунай у Силистрии, причём Вашим Высочеством лично был спущен брандер против турецкого парохода, Всемилостивейше пожаловали Мы Ваше Императорское Высочество Указом в 17-й день октября 1877 года, Капитулу данным, кавалером Императорского ордена Нашего Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени

В мае 1878 года произведён в лейтенанты флота. В августе 1878 года назначен флигель-адъютантом. В январе—сентябре 1880 года командовал ротой Гвардейского экипажа. В сентябре 1880 года назначен вахтенным начальником на корабль «Герцог Эдинбургский», на котором до января 1882 года находился в плавании по Средиземному морю. Во время этого плавания, летом 1881 года, Константин Константинович посетил Афон; в беседе со старцем он выразил желание «приносить великую пользу» в духовном сане[1], но старец сказал, что «пока ждет меня иная служба, иные обязанности, а со временем, быть может, Господь благословит намерение. Дай Бог, чтобы сбылись слова святого старца».

В 1882 году по болезни переведён в сухопутное ведомство и в августе произведён в штабс-капитаны гвардии. До конца 1883 года находился в заграничном отпуске, во время которого познакомился со своей будущей женой. В декабре 1883 года назначен командиром роты Его Величества лейб-гвардии Измайловского полка. В 1887 году произведён в капитаны гвардии, а 23 апреля 1891 года — в полковники и назначен командующим лейб-гвардии Преображенским полком. В 1894 году произведён в генерал-майоры, с утверждением в должности командира полка. Почётный член Московского университета (1895)[2]. В 1898 году назначен в Свиту Его Величества.

Константин Константинович (в центре) с преподавателями и учащимися Вольского кадетского корпуса, 17 мая 1914 года

4 марта 1900 года назначен Главным начальником Военно-учебных заведений (с 13 марта 1910 года — генерал-инспектор Военно-учебных заведений), после чего объехал все вверенные ему заведения. По итогам инспекции появился приказ, в котором великий князь высказался о задачах военного воспитания: «Закрытое заведение обязано, по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать в них сознание их человеческого достоинства и бережно устранять всё то, что может унизить или оскорбить это достоинство. Только при этом условии воспитанники старших классов могут стать ТЕМ, чем они должны быть, — цветом и гордостью своих заведений, друзьями своих воспитателей и разумными направителями общественного мнения всей массы воспитанников в добрую сторону»[3].

Дважды посещал Одессу с целью наблюдения за строительством кадетского корпуса, а 6 октября 1902 года присутствовал при освящении корпусного храма в память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. На следующий день великий князь знакомился со вновь поступившими в корпус. В зале 3-й роты в присутствии великого князя состоялся музыкально-литературный вечер с участием хора певчих, духового корпусного оркестра и отдельных исполнителей-кадет. «Я выношу от Одесского Кадетского Корпуса, от освящения его храма и всего виденного мною самое приятное впечатление», — были слова Великого князя перед его отъездом[4].

В память о тех событиях в 1999 году в Одессе, на территории бывшего Кадетского корпуса был установлен бюст великому князю Константину Константиновичу. В декабре 2015 года памятник был демонтирован[5][6].

В январе 1901 года великий князь Константин Константинович произведён в генерал-лейтенанты и назначен генерал-адъютантом. В 1907 году произведён в генералы от инфантерии. 2 марта 1911 года назначен присутствующим в Правительствующем сенате (с оставлением в остальных должностях). В 1913 году за заслуги по службе награждён орденом Св. Владимира 1-й степени (4-я степень — 1883 год, 3-я степень — 1896 год, 2-я степень — 1903 год).

Состоял также шефом 2-го батальона лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка, в списках лейб-гвардии Преображенского полка, Павловского военного и Константиновского артиллерийского училищ, Пажеского корпуса и Оренбургского казачьего войска. Почётный член Николаевской инженерной академии (с 1904 г.), Императорской военно-медицинской академии и Михайловской артиллерийской академии.

В 1887 году избран почётным членом Императорской Академии наук, а в 1889 году был назначен её президентом («августейший президент»). По его инициативе при Отделении русского языка и словесности был учреждён Разряд изящной словесности, по которому в почётные академики избирались известные писатели — П. Д. Боборыкин (1900), И. А. Бунин (1909), В. Г. Короленко (1900), А. В. Сухово-Кобылин (1902), А. П. Чехов (1900) и другие. Возглавлял комитет по празднованию 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. При содействии великого князя было открыто новое здание Зоологического музея в Санкт-Петербурге.

В 1889 году избран почётным попечителем Педагогических курсов при петербургских женских гимназиях. Состоял председателем Императорского Русского археологического общества (с 1892 года), Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Императорского Российского общества спасания на водах, Императорского Православного Палестинского общества и Санкт-Петербургского яхт-клуба. Действительный член Императорского общества поощрения художеств, Императорского Русского музыкального общества. Почётный член Русского астрономического общества, Русского исторического общества, Русского общества Красного Креста, Русского общества содействия торговому судоходству. Великий князь, в юности сам бывший военным моряком, оказал покровительство снаряжаемой академией наук Русской полярной экспедиции барона Э. В. Толля[7].

Константин Константинович питал слабость к подмосковным «дворянским гнёздам» и в 1903 году приобрёл на берегу реки Руза имение Осташёво, где когда-то тайно собирались декабристы. Он писал по этому поводу старшему сыну: «Мы с Мама очень тихо и приятно провели в Осташеве. Оно далеко превзошло ожидания Мама, к великой моей радости. И местность, и дом очень ей понравились, да и не ей одной — все в восторге от нового нашего имения». С тех пор великий князь подолгу жил на берегах Рузы и растил здесь детей; однажды вся семья совершила путешествие по «золотому кольцу» вплоть до Романова-Борисоглебска и Углича.

Константин Константинович на смертном одре

Лето 1914 года Константин Константинович с женой и младшими детьми проводили в Германии, на родине жены, где их застало начало Первой мировой войны; были задержаны и выдворены за пределы Германии. Новое тяжелейшее потрясение великий князь испытал осенью 1914 года с гибелью сына, князя Олега. Эти испытания подорвали и без того некрепкое здоровье великого князя.

Великий князь Константин Константинович скончался 2 [15] июня 1915 года, в своём кабинете во дворце в Павловске, в присутствии девятилетней дочери Веры, и был отпет в дворцовой церкви. Он был последним из Романовых, умершим до революции и погребённым в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.

Владел Мраморным (Константиновским) дворцом и доходным домом (Спасская ул., д. 21) в Санкт-Петербурге, дворцом в Павловске, имением Осташево в Можайском и Рузском у. Московской губернии, частью имения Уч-Дере в Сочинском округе Черноморской губернии, участками земли в районе рек Херати и Кудебти в Черноморской губернии (1287 десятин, совместно с братом Дмитрием), двумя отдельными участками из состава Мирской казенной лесной дачи Серпуховского лесничества Подольского уезда Московской губернии.[источник не указан 1642 дня]

В 2014 году при содействии членов Императорского православного палестинского общества в Орле установлена мемориальная доска великому князю Константину Константиновичу, неоднократно посещавшему Орловский Бахтина кадетский корпус[8].

  • Великий князь Константин Константинович в роли Моцарта, в 1880 году.

  • Фотография с подписью К. К. Романова

иностранные:

Семья Великого князя Константина Константиновича

Венчался 15 апреля 1884 года в соборной церкви Зимнего дворца по православному обряду с принцессой Елизаветой Августой Марией Агнессой, второй дочерью принца Саксен-Альтенбургского, герцога Саксонского Морица и принцессы Августы, урождённой принцессы Саксен-Мейнингенской (русское имя — Елизавета Маврикиевна; православия не принимала). Супруга приходилась ему троюродной племянницей (оба были потомками императора Павла I). В браке родилось девять детей:

ru.wikipedia.org

Царь Константин (линейный корабль, 1779) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Царь Константин» — 74-пушечный парусный линейный корабль Балтийского флота России. Один из четырёх кораблей одноимённого типа. Был заложен 24 апреля (5 мая) 1770 года в Санкт-Петербургском Адмиралтействе, спущен на воду 24 июня (5 июля) 1779 года. Строительство велось корабельными мастерами М. Д. Портновым, И. В. Ямесом.

Корабль принимал участие в «вооружённом нейтралитете» и войне с Швецией 1788—1790 годов.

20 июня 1782 года в качестве флагмана эскадры вице-адмирала В. Я. Чичагова отправился из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Копенгаген — Дильский рейд — мыc Финистерре — Лиссабон — Гибралтар и 6 ноября пришёл в Ливорно, где капитан корабля Н. С. Мордвинов влюбился и обвенчался с англичанкой Генриеттой Коблей.

Около мыса Финистерре корабль попал в сильный шторм, были повреждены руль и румпель из-за чего «Царь Константин» в течение 14 часов был лишён управления. Весной 1784 года корабль ходил на ремонт в порт Ферайо.

13 мая 1784 года корабль в составе эскадры покинул Ливорно и пошёл в Россию по маршруту Гибралтар — Ла-Манш — Копенгаген и 21 августа прибыл в Кронштадт. В 1785 и 1786 он, в составе эскадр, ходил в плавания в Балтийском море до острова Борнгольм.

Русско-шведская война[править | править код]

21 июля 1788 года корабль соединился с флотом, находящимся у острова Сескар.

С 25 июля по 21 сентября «Царь Константин» в составе флота крейсировал в Финском заливе, 21 сентября пришёл на Ревельский рейд, а 16 октября — в Кронштадт. 12 мая 1790 года в составе эскадры вице-адмирала А. И. Круза корабль вышел из Кронштадта и отправился в крейсерство в район м. Стирсуден — Красная Горка. 23-24 мая «Царь Константин» принимал участие в Красногорском сражении. Во время боя 11 пушек на корабле разорвались в дульной части. Погибло два человека, 16 было ранено. Преследуя шведские суда 29 мая русская эскадра вошла в Выборгский залив и 9 июня «Царь Константин», под командованием Н. С. Скуратова, занял место в составе главных сил.

22 июня корабль принял участие в Выборгском сражении. Обрубив якорные канаты он пошёл на помощь отряду контр-адмирала И. А. Повалишина. «Царь Константин» подошёл к сидящему на мели шведскому кораблю, однако тот загорелся и взорвался.

13 июля корабль с флотом прибыл на Ревельский рейд, а 13 сентября — в Кронштадт. С мая по август 1791 года «Царь Константин» стоял на рейде у Кронштадта и на нём проводилось обучение экипажа. В 1792 году корабль в составе эскадры совершил практическое плавание в Балтийском море до острова Готланд. В 1795 году — в Финский залив с гардемаринами и мичманами. В 1796 и 1797 годах корабль также выходил в плавания в Финский залив.

Командирами корабля служили:

  1. 1779 — Б. И. Воронов
  2. 1782—1784 — Н. С. Мордвинов
  3. 1785 — Е. Е. Тет
  4. 1786 — С. Г. Коковцев
  5. 1788 — Ф. И. Калугин
  6. 1790 — Н. С. Скуратов
  7. 1791—1796 — И. И. Дубровин
  8. 1797 — К. И. Гревенс
  9. 1799 — Н. И. Броун
  • Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 1997. — Т. 1. — 312 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01788-3.
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.

ru.wikipedia.org


Смотрите также