Чем православное распятие отличается от католического


ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО: mon_sofia — LiveJournal

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос.Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что "когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе". Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также  и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», - говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА»Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Православное РаспятиеКатолическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость"(1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

Католический крестПравославный крест

  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте. На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк

http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1116741

#inelisaveta #mon_sofia #православие 

mon-sofia.livejournal.com

ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО : mon_sofia — LiveJournal

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Восьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос.Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что "когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе". Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также  и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», - говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Ии

mon-sofia.livejournal.com

Чем православные отличаются от католиков — Рамблер/новости

Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.

У нас разные кресты

Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.

Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I. Н. Ц. I.

Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали „Царь славы“. Такое написание сохранилось у старообрядцев.

Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.

Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.

Мы по-разному крестимся

У католиков и православных множество различий в обрядовой части. Так, очевидны различия в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.

Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V „Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому“.

Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак „язв на теле Господа Иисуса Христа“ — две на руках, две на ногах, одна от копья. В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа — божественная и человеческая. В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

У них — чистилище, а у нас — мытарства

Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище — особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших.

В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.

По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: „Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать“. Католическая церковь учения о мытарствах не признает.

»Филиокве»

Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».

Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.

Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.

В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI).

В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).

Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.

Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.

news.rambler.ru

Распятие (декоративно-прикладное искусство) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Распятие. Резное деревянное распятие, Оропа (Италия)

Распятие — крест, изображение Распятия Иисуса Христа, как правило, скульптурное или рельефное. Появилось в конце VII века, после того как Трулльский собор (691—692 годы) категорически запретил изображения агнца на кресте и постановил, чтобы Христа изображали в центре креста человеком, а не агнцем[1][2].

Будучи одним из главных символов христианской религии, является важной частью декоративного убранства храмов. Особенной натуралистичностью в изображении страданий и ран Христа отличаются испанские распятия эпохи барокко.

Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным и обязательным символом христианской религии. Это изображение, называемое «распятием», обязательно присутствует в местах богослужений, а также у верующих дома и в качестве нательного креста, в знак веры и верности Христу, принадлежности Церкви Христовой, а также служит средством благодатной защиты[3].

Прообразом для распятия является Истинный Крест Господень — Животворящий Крест. Оно изготавливается как с прибитым к нему Иисусом Христом, так и ещё (или уже) пустым. Часто у основания креста изображают череп и кости, в напоминание о том, что Христос был распят на Голгофе, что в переводе значит «череп». Так же это символизирует череп Адама, похороненного, по преданию, на Голгофе.[4] В изобразительном искусстве изображение главы Адама, омываемой кровью Иисуса, известно с IX века.[5]

На больших храмовых изображениях распятия с двух сторон от креста изображаются Богородица и апостол Иоанн Богослов, стоявшие, согласно Евангелию во время казни у самого креста («Распятие с предстоящими»). На крестчатом нимбе Спасителя обязательно присутствуют три греческие буквы (ὁ), (ὤ), Ν (ν): (др.-греч. ὁ ὤν — это имя существительное означает Сущий — Исх. 3:14).

История сложения типа[править | править код]

В первые века христианства кресты делались без изображения Христа. Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (ср. с типологией Распятие Христа-Царя), — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа.[6]

Различия в католической и православной традициях[править | править код]

Отличительным признак обычного католического Распятия после XII—XIII века являются скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. («С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздём. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздём, впервые появилось как новшество на Западе во второй половине XIII-го века»[6].)

В православном распятии раскинутые руки Спасителя изображаются прямыми, а не провисающими под тяжестью умирающего тела, отсутствуют натуралистические следы страданий Христовых. Также на православном Распятии ладони Христа обычно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными, и спорные иконы были переписаны.

Изображения тернового венца в православной традиции, в отличие от католической, встречается редко (например, на пасхальных артосах).

В то же время, в католической традиции распространены и продолжают широко почитаться старые распятия романского и «византийского» типа с четырьмя гвоздями. Среди них наиболее известен крест святого Дамиана, перед которым, по преданию, молился Франциск Ассизский, когда услышал призыв от Бога. Он, однако, является типичным примером итальянского распятия-иконы XII-ΧΙIΙ века, представленным многими образцами[7].

С другой стороны, традиция изображать Распятие Христово с одним гвоздём в ногах распространяется с XIII века не только на католическом Западе но, и в Синайской Православной Церкви, где существует до сих пор. Синайские иконы такого типа распространены во всём православном мире.

Свои отличительные особенности имеют распятия в старообрядческой традиции, а внутри неё — между поповцами и беспоповцами.

  • Типичное православное распятие

  • Типичное католическое распятие

  • Романское распятие XII века из Троицкой часовни в Бельпюи, Франция (Христос в длинной одежде, спокойной позе, без следов страданий)

  • Крест святого Дамиана, ΧΙΙ век

  • Распятие в католическом Соборе Св. Мартина, Братислава (стопы Христа не перекрещены и прибиты к кресту двумя гвоздями)

  • Православная синайская икона Распятия, ΧΙΙΙ век (стопы Христа перекрещены и прибиты к кресту одним гвоздём)

  • Старообрядческое киотное распятие с избранными праздниками

Формы крестов[править | править код]

Памятник в виде кельтского креста

Хотя существует множество типов крестов, традиционно самыми распространёнными являются «латинские» или «православные» распятия, украшаемые фигурой Христа. Кресты нестандартной формы, например, каменный кельтские кресты или хачкары обычно украшаются орнаментами и не несут фигуративного изображения, де факто не являясь «распятиями».

Накупольный крест[править | править код]

Крест, увенчивающий купол или шпиль храма, традиционно называется накупольным или же надглавным. Накупольный крест отражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения[8]. В православной церкви на куполах используются восьмиконечные кресты (реже — четырёхконечные). В основании креста может помещаться полумесяц (цата), который в Византийской империи был государственным знаком. На Руси первые накупольные кресты с полумесяцами известны по церкви Покрова на Нерли (1165) и Димитриевскому собору во Владимире (1197). В христианстве полумесяц символизирует Богородицу[9]. В богословских толкованиях полумесяц может означать также вифлеемские ясли, потир, крещальную купель[8].

Известны накупольные кресты, на которых, кроме полумесяца, изображены 12 звезд, образующих описанный в Откровении Иоанна Богослова образ Жены, облечённой в солнце (Откр. 12:1).

Наперсный крест[править | править код]

Кресты нательные; № 1-2 работа ювелира Юрия Анатольевича Фёдорова (наши дни), — «Деисус — Ангел-Хранитель», 2 — «Крещение», № 3 — позеленевший, реплика древнерусского крестика, найденного в раскопках Православный священник с тремя типами крестов: наперсным на цепи, орденским знаком и символом «Красного креста» на повязке

Наперсный (или нагрудный) крест — распятие, носимое представителем духовенства «на персях», то есть на груди. Одно из первых, дошедших до нас упоминаний о таком кресте содержится в сочинениях Симеона, архиепископа Солунского:

Крест, висящий у архиерея на груди, означает печать и исповедание веры, а что он висит на груди и этим означает исповедание от всего сердца.

Кресты-мощевики, или кресты-энколпионы (от греческого «энколпион» — недро) — складные двухстворчатые кресты, или ковчежцы в форме креста с вложенными в них святынями. Являются одной из самых старых форм наперсных крестов, появившихся на Руси.[10] Церковным Собором 1675 года было установлено ношение наперсного креста первоначально только Патриарху и Митрополитам, позднее такой крест, наряду с панагией, возлагался на всех архиереев. В настоящее время, как архиерейская панагия, так и архиерейский крест могут быть и без святых мощей. В 1742 году указом императрицы Елизаветы Петровны наперсные кресты стали отличием всех архимандритов. Император Павел указом от 18 декабря 1797 года повелел возложить кресты на всех священников.[10]

Разделяют:

Разновидностью наперсного креста является нательный крестик. Нательный крест, «тельник» — распятие маленького размера, обычно получаемое человеком во время обряда крещения от крестных родителей. Носится под одеждой, не напоказ.[11] Нательный крест надевается на крещаемого во исполнение евангельских слов: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). В русской православной традиции на обороте нательного креста обыкновенно помещают надпись «Спаси и сохрани».

Напрестольный крест, XVIII век

Напрестольный крест[править | править код]

Напрестольный крест — в Православной церкви распятие, хранящиеся вместе с Евангелием и антиминсом на престоле в алтаре храме.[12] Упоминают разделение на аналойные и воздвизальные.[13]

Многие напрестольные кресты являются произведениями ювелирного искусства, в некоторые из них, например, крест Евфросинии Полоцкой , помещают частицы мощей святых.

Надалтарный крест[править | править код]

Надалтарный крест — элемент декоративного убранства храма, вешался на стену над алтарём либо свободно крепился к потолку над ним. Более характерен для западных храмов.

Расписной крест — редкий пример расписного распятия, распространённый в Средневековой Италии.

Канун[править | править код]

В православных храмах распятие с предстоящими помещают на канунах — прямоугольных подсвечниках в виде столика.[14] На него ставят свечи об упокоении, а также кладут приношения для поминовения усопших (кутия, хлеб, и т. п.). Перед канунами совершают панихиды.

Крестный ход с несением креста

Выносные кресты[править | править код]

Кресты, носимые в крестных ходах. В православных храмах он именуется также запрестольным, так как хранится в алтаре у восточной стены вместе с запрестольной иконой.

См. также Преднесение креста — привилегия предстоятелей православных церквей.

«Голгофы»[править | править код]

«Голгофа», Германия

В западной Европе, в особенности во Франции, нередко можно встретить скульптурные группы, возвышающиеся вдоль дороги. Они называются Calvaire («кальвэр»), то есть «Голгофа». Такие придорожные кресты могут включать как полный набор действующих лиц сцены Распятия, то есть три креста с Иисусом и двумя разбойниками и Иоанном и Девой Марией у подножья, так и состоять из единственного креста.

Придорожный крест[править | править код]

Придорожный крест, Австрия

Более простой вариант предыдущего типа. Часто ставились на перекрестках. Характерны для русского Севера, также как и для многих других регионов[15]. В русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечой внутри. Их называли также «голубцами».

  • Может обозначать одинокую могилу или место гибели.
  • Может быть поставленным по обету («обетные кресты»)
  • Может обозначать, что на этом месте прежде находилась церковь, ныне разрушенная (кресты-заместители храма). Место, где наоборот, храм будет построен, обозначается закладным крестом.
  • Они могли быть межевыми крестами — ими отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий. Сакральное предназначение — напомнить или предоставить возможность путникам помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу.
  • Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей[16].

С. В. Гнутова перечисляет по-другому: «существовали кресты поклонные (каменные и деревянные), стоявшие на развилках дорог в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные, в средокрестии которых часто вставлялись медные иконки»[13].

Примеры:

Надгробный крест[править | править код]

Кладбище, Швеция

Надгробный крест — тип могильного памятника, часто встречающийся на кладбищах. Устанавливается как символ того, что «тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием».[17] Крест помещают у ног усопшего так, чтобы распятие было обращено к его лицу.

Наградной крест[править | править код]

Награда (орден) в виде креста, по сути к распятиям не относится.

  • Крест в России : Альбом / Авт.-сост. С. В. Гнутова. М. : Изд-во «Даниловский благовестник», 2004

ru.wikipedia.org

Главные отличия православной веры от католической — Рамблер/новости

Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.

У нас разные кресты

Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.

Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I. Н. Ц. I.

Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали „Царь славы“. Такое написание сохранилось у старообрядцев.

Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.

Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.

Мы по-разному крестимся

У католиков и православных множество различий в обрядовой части. Так, очевидны различия в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.

Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V „Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому“.

Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак „язв на теле Господа Иисуса Христа“ — две на руках, две на ногах, одна от копья. В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа — божественная и человеческая. В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

У них — чистилище, а у нас — мытарства

Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище — особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших.

В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.

По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: „Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать“. Католическая церковь учения о мытарствах не признает.

»Филиокве»

Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».

Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.

Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.

В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI).

В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).

Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.

Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.

news.rambler.ru

Отличие православного креста от католического

На чтение 8 мин. Опубликовано

История католицизма

Как отдельное течение Христианства, он отделился ещё в 1054 г. Произошло это после «Великого раскола», когда Папа и Патриарх придали друг друга анафеме. Последователи также разделились на два «лагеря» и с тех пор, католицизм считается отдельным религиозным течением.

Как и у православных, у них есть свои символы и атрибуты, которые символизируют их веру. Католицизм считается одним из самых распространенных на планете вероисповеданий. В Европе, большинство стран находятся под управлением и сильнейшем влияние церкви на жизнь людей. Например, Польша, Бельгия, Италия и другие. Больше всего католиков на американском континенте.

Католический и православный крест: есть ли отличия в форме

В сознании большинства обывателей существуют католические и православные кресты, которые должны носить представители определённой конфессии.

Различия между изображениями католического и православного крестов

Это утверждение не имеет ничего общего с действительностью, так как и католики, и восточные христиане могут использовать кресты разных форм. Всего их существует три вида:

  • четырехконечный;
  • шестиконечный;
  • восьмиконечный.

Все эти символы обозначают очищение от грехов через страдания и надежду на воскрешение в будущем.

Читайте о кресте в православии:

Эта форма главного христианского символа является самой древней. Именно на таком кресте был распят Спаситель, и его изображение находят в раннехристианских катакомбах.

Наиболее распространён этот вид в западном христианстве, но в восточной ветви христианского вероисповедания его считают равнозначным всем остальным разновидностям святого символа.

Шестиконечный крест

Фигура с шестью концами имеет дополнительную перекладину. У восточных христиан дополнительная перекладина располагается под основной горизонтальной частью и означает «мерило грехов». Левая сторона, направленная вниз, символизирует нераскаянный грех. Правая часть, стремящаяся вверх — символ раскаяния и покаяния.

Интересно: в католической Церкви шестиконечный крест — показатель места священнослужителя в церковной иерархии. Этим атрибутом пользуются священники в сане архиепископа.

В Русской и Сербской православных церквях наибольшее распространение получила восьмиконечная фигура. Её считают наиболее приближенной к той конструкции, на которой Сын Божий принял смерть.

Восьмиконечный крест считается защитой от нечисти и злых духов

Кроме подпорки для ног, обозначающей «мерило грехов», в верхней части креста располагается короткая перекладина, символизирует табличку, на которой Понтий Пилат написал «Иисус назарянин, царь иудейский». Эти слова заменили обвинение, которое так и не смогли сформулировать, судившие Христа люди.

Интересно: в католической Церкви крест с восемью концами — атрибут власти Папы Римского. Дополнительные элементы размещаются выше основной перекладины.

Главное их отличие заключается в изображении и надписях. Внимательно изучив их, можно практически с полной уверенностью сказать к какому течению христианства принадлежит этот предмет.

Надписи

Определить принадлежность предмета можно по надписи в его верхней части. В латинском варианте аббревиатура слов «Иисус назарянин, царь Иудейский» выглядит следующим образом «INRI». На восточнохристианском кресте могут располагаться надписи двух видов: IHHI или IHЦI. Кроме этой сокращенной надписи, на нём имеются следующие буквы:

  • IC XC — Иисус Христос;
  • ЦС — Царь Славы;
  • НК — НИКА, что означает победитель.

Только у православного христианского символа на оборотной стороне находится надпись «Спаси и сохрани».

Изображение

Наибольшие отличия наблюдаются в изображении фигуры Спасителя. На православном изображении изображён Сын Божий, победивший смерть. Его руки с раскрытыми ладонями спокойно разведены в стороны. Создаётся впечатление, что Иисус обнимает всех людей. Голова окружена нимбом, а глаза открыты. Ноги стоят на перекладине, или прибить по одной к вертикальной части.

Читайте о Христе:

Католическое изображение Христа более реалистичное. Фигура буквально висит на крестообразной конструкции, прибитая к ней тремя гвоздями. На голову надет терновый венец, из-под которого на лицо течет кровь. Раны видны и на других частях тела. Глаза на его поникшей голове всегда закрыты.

Следует знать, что распятие у восточных христиан имеет плоский вид, а у католиков оно выступает над поверхностью.

Официально раскол в христианской церкви произошёл в середине XI века. Но уже к этому времени были заметны различия во внешнем виде священнослужителей, храмовой архитектуре, обрядах и внешнем виде церковной утвари. Со временем этот раскол усиливался, а его апогеем стали события, произошедшие в 1054 году, когда главы Восточной и Западной христианской церкви предали друг друга анафеме.

На католическом кресте особое внимание предается именно изображению Христа на распятье, а не количеству перекладин или других символов. Крест, как и для православных, играет важную роль среди католиков и их веры.

Чтобы осветить эту тему детальнее, обратимся к самым важным деталям, которые есть у обоих крестов и они могут иметь различия. Это:

  • Форма;
  • Надписи;
  • Расположение самого Христа;
  • Количество гвоздей на кресте

Главное отличие, которое существует – количество концов. В православии – восемь или шесть, а в католицизме – четыре. При этом, обе церкви признают, что не от количества перекладин зависит вера, это всего лишь тот символ, который показывает приверженность человека к религии.

Католическая церковь, как и православная, признает оба вида. На православном кресте существует верхняя перекладина, которая символизирует раскаяние разбойника, а также верхняя табличка с именем. Но при этом, древняя христианская церковь признавала только одну форму креста – четырехугольную. Упоминания об этом можно найти в катакомбах, в которых были христиане во время гонения. Также в католицизме и православии можно встретить шестиугольную форму креста, которая также является верной.

Образ Иисуса Христа

Католический вид креста самый приближенный к реальности. На нем можно встретить изображения Христа, где его пальцы сложены в кулак. Это символизирует те муки, которые он перенес. На некоторых крестах может быть изображена кровь или какие-либо другие атрибуты нестерпимой боли и покаяния.

Именно расположение Христа на распятье вызывает наибольшее количество споров среди обеими церквями. Форма и расположение на католическом кресте говорит о боли и муках, которые пережил Спаситель. Как уже говорилось ранее, может изображаться кровь и определенное выражение лица у Христа. Традиционно, в православной церкви крест обозначает спасение и вечную любовь, которую преподносит Христос свои последователям и всему миру.

Православие также объясняет, что Спаситель, изображенный на их кресте показывает, что вечная жизнь существует и после смерти она не заканчивается, а просто переходит в другую форму. До одного времени, на крестах изображался не просто живой Христос, но торжествующий, готовый вступить в новую жизнь уже очищенным и искупленным. Только с десятого столетия появились изображения уже мертвого Спасителя, а также стали изображать различные атрибуты его смерти.

Надписи

Существуют и другие несущественные отличия, которые можно встретить на обоих видах. Можно встретить отличия и по табличке, которая расположена в верхней части креста. Когда у православных это – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»), а у католиков на латинице – INRI. На католическом кресте отсутствует надпись “Спаси и сохрани”, в то время как на православном она есть на обороте.

Гвозди

Количество гвоздей играет важную роль, в изображении Христа на распятье. На католических крестах ноги Господа прибиты всего одним гвоздем, а на православном – двумя. Это стандартный внешний вид креста католиков, который хранится в Ватикане.

Если тема формы была детальнее описаны выше, то стоит добавить, что образ католического креста выполнен в более сдержанном виде. Как и само убранство католических церквей, крест без лишних деталей и особого украшения.

Заключение

Вне зависимости какой крест предпочитает человек – это прямой символ того, что он знает о мучениях Христа и привержен к определенному религиозному течению. Сами священники не дают точной оценки тому, если человек снимет православный и наденет католический. Именно поэтому, приверженцы обеих церквей могут носить кресты разной формы, не беспокоясь за свою веру. Не имеет значение и материал изготовления католического символа, это может быть золото, серебро, дерево или что-то другое.

Это важнейший символ, признавшийся не только в наше время, но и десяток столетий до нас. «Крест хранитель всей вселенной.» – утверждает святилен праздника Животворящего Креста. Основные отличия только в их форме, а не силе любви к Господу человека.

Значение для христиан

Один из главных символов христианской веры католики и православные почитают как обозначение победы Сына Божьего над смертью и надежды на вечную жизнь. Он защищает от злых сил и покровительствует в добрых начинаниях. Священник, надевая на человека при крещении нательный крестик, отдаёт его во власть Господа.

Отличие католического от православного креста заключается в изображении, которое может быть помещено на любую форму. Отличить их довольно просто, но необходимо помнить, что любой крест напоминает людям об испытаниях, перенесенных Иисусом ради человечества. Истинность веры определяется не внешними атрибутами, а чистотой помыслов и стремлением жить по заповедям Господа.

Чем отличается православный крест от католического?

lovetips-abc.ru

Почему католики крестятся всеми пятью пальцами — Рамблер/новости

Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.

У нас разные кресты

Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.

Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I. Н. Ц. I. Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали „Царь славы“. Такое написание сохранилось у старообрядцев.

Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.

Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.

Мы по-разному крестимся

У католиков и православных множество различий в обрядовой части. Так, очевидны различия в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.

Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V „Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому“.

Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак „язв на теле Господа Иисуса Христа“ — две на руках, две на ногах, одна от копья. В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа — божественная и человеческая. В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

У них — чистилище, а у нас — мытарства

Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище — особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших.

В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.

По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: „Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать“. Католическая церковь учения о мытарствах не признает.

»Филиокве»

Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».

Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.

Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.

В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI).

В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).

Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.

Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.

news.rambler.ru

«Чем католики отличаются от православных?» – Яндекс.Кью

Если это логическая игра типа "по одному вопросу отличить православного от католика, не спрашивая напрямую", то можно задавть вопросы о знании богословских концепций, как то "исходит Святой Дух от Отца и Сына или только от Отца" (филиокве) или же "была ли Дева Мария свободна от первородного греха" (Непорочное зачатие Девы Марии). Правда, практическая ценность таких вопросов близка к нулю, т.к., по данным недавнего социологического исследования, две трети православных россиян трактуют догмат о Святой Троице как католики.  Конечно же, можно спросить мнение о безошибочности Папы Римского - его совершенно точно почитают только католики.

Про дату Рождества - плохой вопрос, т.к. многие православные церкви (например, Болгарская, Румынская, Элладская и ряд других) за рубежом используют новоюлианский календарь, в котором Рождество Христово тоже 25 декабря.

А вообще христианство состоит не только из православия и католицизма, есть ещё и различные направления протестантизма, есть древние восточные церкви (самая известная в России - Армянская апостольская), есть старообрядцы. Есть восточнокатолические церкви, которые представляют собой, по сути, "автономии" в составе Римской католической церкви, подчиняющиеся Папе Римскому, но сохраняющие свой обряд, так что внешне их священнослужители могут мало походить на католических (самый известный в России пример - украинские "униаты", официально Украинская грекокатолическая церковь).  Так что проще всего спросить "в какую церковь ходите".

Авторы других ответов пишут о якобы "бестактности" подобных вопросов и даже сравнивают вопрос о религии с вопоросом о "цвете нижнего белья" (!) Я не думаю, что это правильно.  Вероятно, во времена официального советского атеизма, когда за посещение церковных служб или крещение ребёнка могли выгнать с работы, позиция, что "религия - глубоко личное дело" и принцип "Не говори, не справшивай" были единственно верными. Но в нормальных условиях религия никогда не являлась интимным вопросом.  Если для человека религия действительно имеет значение, то для него вопрос о вероисповедании не станет вызывающим. Другое дело, что я не совсем понимаю, для какой конкретно цели Вам нужно узнавать вероисповедание человека, если с ним нет доверительных отношений.

yandex.ru

Различия между православным и католическим крестами 🔮

Из множества разных течений христианства лишь у православных и католиков почитаются иконы и кресты. Кресты служат для украшения церковных куполов, жилых домов, носятся на шее. Протестанты же этот символ — крест, не признают. Они воспринимают его как символ казни, орудие, с помощью которого Иисусу причинили великие страдания и смерть.

Причина ношения нательного креста у каждого своя. Некоторые таким способом просто пытаются соответствовать моде, иные используют его в качестве красивого ювелирного украшения, третьи считают талисманом. Однако для многих крестик, который был впервые надет при прохождении обряда крещения, служит настоящим символом искренней веры.

Содержание статьи

Смерть Иисуса Спасителя

Известно, что причиной возникновения креста стала мученическая гибель Иисуса, принятая им по приговору, который вынужденно вынес Понтий Пилат. Это был популярный метод исполнения смертной казни в древнеримском государстве, который римляне позаимствовали у карфагенян (распространено мнение, что именно карфагеняне первыми стали использовать распятие). Чаще всего к казни таким способом приговаривались разбойники; многих ранних христиан, которые подвергались преследованиям в Римской империи, тоже казнили на кресте.

До Иисуса крест был средством позорной казни. Однако после Его гибели он превратился в символ победы жизни и добра над смертью и злом, напоминанием о безграничной любви Господа, чей Сын освятил крест Своей кровью, сделав его средством благодати и освящения.

Православный догмат Креста (также называемый догматом Искупления) подразумевает, что гибель Иисуса является выкупом для всех людей, призванием всего человечества. Крест отличается от казни любым другим способом тем, что позволил Спасителю умереть, расставив руки в стороны, как бы призывая людей со всех концов земли.

При чтении Библии можно убедиться, что подвиг Христа — это главный эпизод Его жизни на земле. Его крестные страдания позволили смыть свои грехи, покрыть долг людей перед Господом — искупить (то есть выкупить) их. Голгофа содержит непостижимую тайну любви Творца.

Итак, католический крест православный крест — в чём разница между ними?

Форма креста

Сейчас в магазинах и церковных лавках предлагается большое количество самых разных по форме крестиков. Но нередко и сами родители, которые собрались покрестить ребёнка, и продавцы не способны отличить православный крест от католического, хотя они легко различаются. Католический нательный крестик — 4-угольный вариант, имеющий 3 гвоздя, тогда как православный крест может быть 4-конечным, 6- и 8-конечным, имеет 4 гвоздя.

В западном мире, таким образом, самый распространённый крест — 4-конечный. С 3-го столетия нашей эры, когда такие кресты возникли в катакомбах Древнего Рима, на востоке до сих пор употребляется данная форма креста в качестве равночестной любым остальным.

Вообще в православии форма креста большой роли не играет, намного важнее изображение на нём, но наиболее популярными стали 8-конечные и 6-конечные кресты.

8-конечный крест православных в наибольшей степени отвечает исторически достоверному кресту, который действительно был использован для распятия Христа. Такой крест преимущественно используют Русская и Сербская православные церкви. Он содержит помимо крупной расположенной горизонтально перекладины ещё 2 перекладины.

При этом расположенная сверху перекладина изображает табличку, на которой написано «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (ИНЦИ, на латыни — INRI), а находящаяся снизу служит подпоркой для ног и является символом «мерила праведного», которое взвешивает хорошие поступки и грехи. Принято считать, что её наклонение влево указывает, что тот разбойник, который был распят справа от Иисуса, покаявшись, отправился в рай, а тот разбойник, которого распяли слева, хуля Христа, ещё больше усилил свои посмертные страдания, а затем последовал в ад. IС и ХС — христограмма, которая символизирует имя Иисуса Христа.

Такой 8-конечный крест с древности принято считать наиболее действенным средством защиты от разной нечисти, всего зла — и видимого, и незримого.

Шестиконечный крест

Очень популярным в православии, прежде всего в древнерусские времена, был 6-конечный крест. Он тоже оснащён перекладиной в наклонном положении: тот её конец, что находится снизу, является символом нераскаянного греха, а расположенный сверху — символом освобождения через покаяние.

Но сила креста — отнюдь не в его форме. Она заключается в силе распятого Иисуса, именно благодаря ему крест считается чудотворным.

Разнообразие форм креста церковь считает совершенно закономерным явлением. Преподобный Феодор Студит говорил, что крест любой формы — истинный, в любом виде он обладает неземной красотой и животворящей силой.

Распятие

И у католиков, и у православных основную роль играет не форма креста, а образ Иисуса на кресте. Итак, католический крест и православный крест — в чём разница между распятиями на них?

До 9-го столетия Христа изображали живым, уже воскресшим, торжествующим, лишь в 10-м веке возникли образы мёртвого Иисуса.

Нам известно, что на кресте Иисус умер. Однако известно также, что затем Христос воскрес, пострадав исключительно добровольно из побуждений своей любви к человечеству, стремясь научить людей беречь свою душу и дать возможность всем также воскреснуть для вечной жизни. Православное Распятие содержит обязательно эту радость воскресения. На православных крестах Спаситель не мёртв, он свободно раскинул руки, его ладони открыты, словно Христос стремится обнять всех, чтобы подарить людям безграничную любовь и открыть дорогу к вечности. Таким образом, Он изображён не мёртвым телом, а живым Богом, это подчёркивается в Его образе.

Православный крест над главной перекладиной, расположенной по горизонтали, содержит ещё одну, символизирующую табличку, прибитую в кресту, на которой указано преступление. Поскольку Пилат так и не придумал, как же сформулировать вину Иисуса, какое преступление ему приписать, на его табличке было написано «Иисус Назарей Царь Иудейский» сразу на 3-х языках — греческий, латынь, арамейский. Латинскими буквами данная надпись пишется INRI, древнерусскими – IHЦI или ІHHІ. Находящаяся внизу диагональная перекладина подпирает ноги. Ещё она указывает на 2-х разбойников, которые были распяты по сторонам от Иисуса. Один разбойник перед своей смертью раскаивался в совершённых им грехах и за это вошёл в Царствие Небесное. Второй хулил Спасителя и попал в ад.

Изображение Иисуса на кресте у католиков натурализовано. Он изображён мёртвым, часто с кровью из ран. Это — проявление всех человеческих страданий, которые испытал Христос.

Разница между католическим и православным крестом

Итак, можно говорить о таких отличиях этих двух типов креста:

  1. Форма православного креста преимущественно является 8-конечной либо 6-конечной, тогда как форма католического креста — 4-конечная.
  2. Оба вида креста содержат таблички с одной и той же надписью, однако написаны эти надписи на двух языках: на католическом кресте — на латыни (INRI), на православном — на церковнославянском (IHЦI).
  3. Другое принципиальное отличие православного креста от католического заключается в положении ног Иисуса, а также числе гвоздей. Католический крест содержит изображение ног, сведённых вместе, при этом каждая из них прибита отдельно на православном распятии.
  4. Последнее различие православного и католического креста — изображение самого Христа. На православном распятии он изображён Богом, который открывает путь к жизни вечной, тогда как католический крест показывает его просто человеком, испытывающим страдания.

superprivorot.ru


Смотрите также