Что святят на третий спас


Ореховый спас 2019 - когда Ореховый Спас, что святят в церкви, третий Спас

Штрафовать начнут с 1 мая. Зачем Рада отменила поблажки для нарушителей ПДД Нефедов уволен. Сытнику приготовиться. Почему началась чистка кадров во власти
  • Новости
  • Статьи
  • Интервью
  • Лента Соцсетей
  • Видео
  • Атака на Страну
  • Коронавирус
  • Деньги
  • Шоу-бизнес
  • Спорт
Ким жив. Что стоит за слухами о смерти главы КНДР и кого прочат ему в преемники Данные на утро 26 апреля. Число зараженных коронавирусом в Украине выросло до 8617 человек Коронавирус 26 апреля. В Украине закрыли кладбищ

strana.ua

Третий Спас 2019: когда отмечается, традиции и приметы, привороты и гадания на суженого

Третий, или Ореховый Спас, завершает череду августовских народных-православных праздников, посвященных новому урожаю и проводам лета.

Когда отмечается Третий Спас

Третий Спас отмечается 29 августа — на следующий день после праздника Успение Богородицы, который православные церкви, живущие по юлианскому календарю, отмечают 28 августа.

Что такое Третий Спас

Третий Спас — это праздник в память перенесения Нерукотворного образа Спасителя Иисуса Христа из Едессы в Константинополь в 944 году. Третий Спас считается полупраздником, он приходится на послепразднование Успения Богородицы.

В народе Третий Спас называют Ореховым, Хлебным или Полотняным (Холщовым), а также Малым. Бытовали также названия Спас на холстах, Спас на полотне, Осенний и Холодный Спас.

Третий Спас завершает череду Спасов (до него были Медовый и Яблочный) — праздников, посвященных Спасителю — Иисусу Христу.

Ореховый, Хлебный или Полотняный Спас: традиции праздника

Как явствует из названия, в это время на Руси было принято заготавливать созревший дикий орех — лещину, печь и освящать хлеб из муки нового урожая, в это время также начиналась торговля домоткаными холстами и полотнами.

Третий Спас считался праздникам воды и колодцев. В этот день копали новые колодцы, а старые чистили и освящали. Считалось, что в этот день колодезная и ключевая вода становится целебной, поэтому к важным источникам устраивали крестные ходы, воду из них заготавливали впрок и использовали как снадобье.

Освященные караваи и пироги из муки нового урожая ставили на стол для праздничной трапезы, однако больших гуляний на Третий Спас не устраивали. В это время была в разгаре уборочная страда, которую старались завершить до первых осенних заморозков и до начала затяжных дождей.

Приметы и поговорки на Третий спас

На Третий Спас традиционно следили за отлетом птиц, в первую очередь ласточек и журавлей. По этим приметам предсказывали погоду на осенне-зимний период. Считалось, что ласточки отлетают в три этапа — в три Спаса. Примета гласила, что, если журавли отлетят к Третьему Спасу, то Покров (14 октября) будет морозным.

Хороший урожай на орехи считался приметой на обильный урожай зерна на следующий год. На Руси заметили, что обильный урожай на орехи как правило не совпадает с хорошей жатвой, также не бывает большого урожая орехов два года подряд.

Говорили: «Третий Спас хлеба припас», «Спас — на полотне, хлебушек в гумне», «После Успения пришло — солнце на осень пошло».

Гадания и привороты на Ореховый спас

На Руси считалось, что хороший урожай орехов бывает не чаще, чем раз в два года. Эта народная примера наделяла орехи свойствами, как будто специально предназначенными для гаданий.

Хороший урожай орехов считался доброй приметой, это был знак, что на следующий год отлично уродится зерно.

Орехи, как правило, собирали дети, девушки и женщины, мужчины в это время были заняты на полевых работах. У незамужних девушек существовали приметы и привороты, связанные с орехами. Первый орех нужно было съесть, и по его вкусу определить свою будущую судьбу: сладкий — скоро замуж за хорошего жениха; горький — любимый изменит и бросит; неспелый — со свадьбой придется подождать; кислый или гнилой — жди болезней и неприятностей.

Второй сорванный орех нужно было подарить прохожему, это был обряд на снятие порчи и сглаза.

Также девушки гадали на суженого, раскалывая орех: спелый и крупный — скоро замуж; мелкий или гнилой — придется еще посидеть в девках; скорлупа оказалась пустой — будь настороже, впереди могут ждать неприятности.

Если девушке попадался двойной орех, это считалось удачей, которой нужно было воспользоваться с умом: половинку съесть, а вторую — незаметно подсунуть в карман предмету воздыханий. Это считалось отличным приворотным средством. Девушки старались незаметно подложить любимым самые крупные и спелые орехи: если молодой человек съел ядро, значит — скоро зашлет сватов.

Также девушки загадывали на судьбу, удачу и скорое замужество, захватив из корзины горсть орехов. Если орехов оказывалось четное количество — желания сбудутся, нечетное — придется подождать и потерпеть.

riafan.ru

Третий Спас, Ореховый Спас, Хлебный Спас – 2018, история и традиции праздника

Рассказываем все, что нужно знать о Третьем Спасе, который еще называют Ореховым, или Хлебным

Фото из открытых источников

Православные христиане 29 августа отмечают Третий Спас. В народе его еще называют Ореховым, или Хлебным.

Третий Спас идет вслед за Медовым (14 августа) и Яблочным (19 августа) Спасами, о которых детально мы писали чуть раньше.

Его церковное название – перенесение Нерукотворного образа Иисуса Христа.

Предыстория праздника

Согласно преданиям, началось все с похода живописца Анания к Иисусу Христу. Ананий принес Иисусу письмо, в котором больной проказой правитель города Эдессы в Месопотамии просил прийти и исцелить его.

Живописец попытался написать образ Христа, но ему это не удалось. Тогда Иисус вытер лицо полотенцем, на котором отобразился его лик. Позже один из учеников Христа отнес полотенце больному царю, и так тот исцелился от тяжелого недуга.

29 августа 944 года император Византии Константин Багрянородный приказал перенести нерукотворный образ Христа из Эдессы в Константинополь. Именно тогда и было установлено празднество.

Народные традиции

Третий Спас не зря называют Ореховым. Это связано с тем, что в это время, как правило, заканчивали жатву и тогда же созревали лесные орехи, которые разрешалось собирать.

В древности на Ореховый Спас устраивали ярмарки, поэтому праздник также называли "Спас на полотне", или "Холщовый Спас". Считалось, что в этот день торговля шла особенно хорошо.

В старину говорили: "Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают".

На Третий Спас в церкви святят орехи, и считается, что с этого дня разрешается есть орехи нового урожая.

Главное праздничное блюдо – каравай из нового хлеба и орехи. Также на столе должны быть мед и яблоки. Гостей и родных угощали пирогами и блюдами с орехами.

Кроме того, в этот день принято освящать воду и чистить колодцы. Считалось, что вода из подземных источников в это время целебная.

Третий Спас также считают и периодом заготовки яблок, а собранные в этот период яблоки должны быть питательными и долго храниться.

На Ореховый Спас отлетают последние ласточки.

Существовала примета: если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет морозно.

В этот праздник также устраивали гадания. В частности, девушки гадали по орехам и узнавали свою судьбу. Первый сорванный орех нужно было съесть и определить его вкус. Если он сладкий – удача в любовных делах, горький – разочарование.

Также Ореховый Спас - традиционное время ярмарок и покупок.

Купить что-то нужно обязательно, чтобы в будущий год не испытывать недостатка в деньгах.

Поговорки:

Третий Спас хлеба припас.

Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.

Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.

Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.

112.ua

история и традиции — Щи.ру

По церковному календарю 29 августа у православных христиан наступает праздник, именуемый в народе Ореховым Спасом. Перед этим праздником в последний месяц летнего времени года отмечаются Медовый Спас и Яблочный Спас.

Название праздника

Третий Спас имеет несколько названий и все они берут своё начало у истоков традиций.

Хлебный Спас. Раньше в этот день на столе непременно должен был стоять свежий каравай, испечённый из зерна первого урожая, благодаря этой традиции Третий Спас называют Хлебным Спасом.

Ореховый Спас. Третий Спас имеет название Орехового Спаса, поскольку 29 августа было принято собираться всем вместе и идти в лес для сбора орехов, отсюда и название.

Спас на холсте. Ещё одной традицией, связанной с историей этого праздника, стало изготовление холстов. Женщины, девушки к этому празднику ткали множество холстов и полотен, после чего продавали их – эта традиция породила ещё одно название Третьего Спаса – Холщовый Спас.

Церковное название. В церковном календаре праздник Третьего Спаса имеет длинное и красивое название -  Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.

История Третьего Спаса

История этого православного праздника уходит корнями в далёкое прошлое, когда Иисус ходил по миру и проповедовал православную веру. В одном городе под названием Едесса правителем был царь Авгарь, страдавший ужасными язвами, полностью покрывавшими его тело, и ни одному целителю не удавалось помочь мучавшемуся правителю. Но вскоре в Едессу долетели слухи о Сыне Господа, который находясь на Земле творил невероятные чудеса. Царь решил, что это его единственное спасение и написал Иисусу письмо, в котором просил помочь ему и спасти от ужасного недуга. Своё послание Авгарь отправил вместе с художником по имени Ананий, которого попросил изобразить Сына Господа на холсте.

В Иерусалиме художник нашёл Иисуса, вокруг которого толпилась огромное количество жителей, поэтому Ананий даже не смог прикоснуться к Учителю. Поднявшись на высокий камень, художник хотел изобразить Иисуса на холсте, но все попытки оказались тщетны. В один момент, Христос заметил Анания и подозвал к себе, после чего попросил чашу, наполненную водой и убрус. Иисус умыл лицо своё в чаше и вытерся полотенцем, на котором запечатлелся его лик. Именно это полотно с изображённым ликом Учителя принёс художник царю Авгарю.

Вскоре Авгарь был исцелён руками одного из последователей Иисуса, святым Фаддеем, а образ Спаса Нерукотворного царь повесил над вратами, ведущими в город.

Традиции, связанные с Третьим Спасом

Благодаря библейской истории происхождения праздника Орехового Спаса появилось множество традиций, связанных именно с полотнами.  В этот день в народе обязательно освящали тканевые полотна в храмах. К Ореховому Спасу женщины изготавливали своими руками ткани, ходили их освящать в церковь, а затем шили из этой ткани одежду всей семье. Также в этот день принято освящать и два других символа этого православного праздника: орехи и хлеб.

Интересной традицией празднования Третьего Спаса является очищение колодцев. Эта традиция сохранилась во многих поселениях до сих пор. 29 августа в сельской местности занимались очищением колодцев, святых источником, а также освящением новых колодцев. В этот праздник по обычаю пили чистую воду из освящённого источника.

Приметы, связанные с Третьим Спасом

На Руси было огромное количество примет, связанных с этим праздником. Люди говорили, что веник, собранный в этот день из ореховых веток, послужит оберегом и защитой от различных хворей и напастей.

Кроме того, считалось, что если в этот день было собрано много орехов, то в следующем году урожай зерновых культур будет радовать.

Обычаи по празднованию Хлебного Спаса

Обязательно следует приобрести небольшую вещичку, сувенир, если этого не сделать, считается, что в предстоящем году будет крайне нестабильное и шаткое финансовое положение. Обязательно надо посетить церковь и желательно осветить предметы, характерные для этого праздника: хлеб, орехи и полотна.

Ореховый Спас празднуется уже на протяжении многих десятков лет. История и большинство традиций берут своё начало в незапамятных временах, но многие обряды по празднованию этого светлого праздника сохранились до сих пор. Три Спаса глубоко почитались во все времена и не забываются в наше неспокойное время.

schci.ru

Три Спаса: традиции, приметы

В августе православные верующие отмечают три праздника в честь Спасителя (три Спаса) - медовый, яблочный и ореховый. В их праздновании тесно переплелись народные и христианские традиции.

Спас медовый

Фото из архива

Первый Спас ("на воде", медовый Спас) приходится на 14 августа и установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили.

В церковном календаре этот праздник отмечен как Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Он сопровождается выносом креста, крестным ходом и торжественным водосвятием рек, озер, водоемов. Поэтому первый Спас иногда называют мокрым Спасом ("на воде").

В народе первый Спас больше известен как медовый. Этот день - праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. "На первый Спас заламывай соты", "На первый Спас и нищий медку покушает", - говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Первые соты обычно несли в церковь: не только на освящение, но еще и "на помин родителей".

С первого Спаса начинался, как правило, посев озимых хлебов. "Первый Спас - первый посев", - говорили наши предки и непременно приносили в церковь посевные семена, а поля перед севом окропляли святой водой священники. Освящали также и колодцы. Живы такие народные приметы: "С первого Спаса отцветают розы, падают хорошие росы", "На мокрый Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку".

С праздником первого Спаса совпал день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев. Упоминание о них в народном календаре связано со временем собирания мака.

Спас яблочный

Фото из архива

Второй Спас (Великий Спас, Спас "на горе", яблочный) отмечается 19 августа. В православной церкви в этот день празднуют Преображение Господне - описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками.

Евангелия рассказывают о том, что Иисус, взяв Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору, чтобы помолиться. Во время этой молитвы произошло Преображение - лицо Иисуса озарилось светом, а одежда его стала белее снега. После этого появились два пророка Моисей и Илия и беседовали с Иисусом. Ученики, ставшие свидетелями Преображения, были испуганы. Но Иисус успокоил их и запретил рассказывать о том, что произошло во время молитвы, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения.

Великий Спас особо почитали в народе. В этот день в храмах освящали яблоки и другие плоды, после чего позволялось употреблять их в пищу. Отсюда и народное название праздника - яблочный. По традиции в этот день все верующие люди пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга.

Василий Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал: "В этот же день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день в садах насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается".

Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили "Спас - в достатке хлеба у нас".

Яблочный Спас еще называют "первыми осенинами", то есть встречей осени. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. В этот день устраивали ярмарки.

В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а пословицы напоминали "Пришел Спас - и лето от нас", "Спас - бери рукавицы в запас".

Спас ореховый

Фото из архива

Третий Спас (Спас "на полотне", ореховый Спас) отмечают 29 августа. Празднество установлено в честь перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжкой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, захотелось ему изобразить черты его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня.

Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо свое платком, и к удивлению присутствующих на платке тотчас же получилось изображение Христа. Этот нерукотворный образ свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в меня, не видав меня. После вознесения моего придет к тебе ученик мой и совершенно исцелит тебя от недуга".

Князь, получив образ и поклонившись ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едессе, а впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это и было совершено 29 августа.

Третий Спас называется ореховым, потому что к этому дню, как правило, созревают орехи. В Беларуси орешник считается священным деревом, он символизирует жизнерадостность и плодовитость.

В народе ореховый Спас также прозвали хлебным, так как он означал окончание жатвы и озимого сева - с "дожинками", "досевками", а нередко и "засевками". И поговорки соответственные были в народе: "Хорошо, если Спас - на полотне, а хлебушко в гумне!", "Третий Спас хлеба припас", "Коль хорош третий Спас, будет зимой квас". Бытовали приметы: "Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса", "Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно". В этот день пекли пироги и печенье из нового хлеба.-0-

www.belta.by

Третий Спас

(16/29 ав­гу­ста)

Тро­парь Пре­чи­сто­му Об­ра­зу

Мы по­кло­ня­ем­ся Пре­чи­сто­му Тво­е­му Об­ра­зу, о Бла­гой Хри­стос Бог наш, про­ся про­ще­ния гре­хов на­ших, ибо Ты бла­го­во­лил доб­ро­воль­но взой­ти пло­тью на крест, чтобы из­ба­вить со­здан­ных То­бою от вра­же­ско­го раб­ства. За это мы с бла­го­дар­но­стью вос­кли­ца­ем Те­бе: «Спа­си­тель наш, Ты, при­шед­ший спа­сти мир, всё ис­пол­нил с ра­до­стью!»

Хри­стос и Ав­гарь

Царь Авгар получает Нерукотворный
Образ от апостола Фаддея
(икона X в. из монастыря
Св. Екатерины у горы Синай)

Ле­то на ис­хо­де: на сле­ду­ю­щий день по­сле Успе­ния на­сту­па­ет по­след­ний из трех ав­гу­стов­ских «Спа­сов». В цер­ков­ном ка­лен­да­ре этот празд­ник на­зы­ва­ет­ся «Пе­ре­не­се­ние из Эдес­сы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­твор­но­го об­ра­за (Убру­са) Гос­по­да Иису­са Хри­ста (944 г.)» и име­ет ин­те­рес­ную предыс­то­рию.

Во вре­ме­на зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста в се­вер­ной Ме­со­по­та­мии су­ще­ство­ва­ло го­су­дар­ство Ос­роэна. Его сто­ли­цей был го­род Эдес­са, а ца­рем – Ав­гарь (Аб­гар) V Чер­ный (13–50 гг. н. э.). Узнав от сво­их по­слов в Иеру­са­ли­ме о чу­дес­ных де­я­ни­ях, со­вер­ша­е­мых там неким необык­но­вен­ным Че­ло­ве­ком, он буд­то бы на­пра­вил Ему пись­мо сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния.

«Ав­гарь Уха­ма, то­парх, – бла­го­му Спа­си­те­лю, объ­явив­ше­му­ся в пре­де­лах иеру­са­лим­ских, – здрав­ство­вать!

Слы­шал я о Те­бе и о Тво­их ис­це­ле­ни­ях, ко­то­рые без ле­карств и ко­ре­ньев То­бой со­вер­ша­ют­ся. Го­во­рят, что Ты сле­пых де­ла­ешь зря­чи­ми, хро­мых – хо­дя­чи­ми и про­ка­жен­ных очи­ща­ешь, и нечи­стых ду­хов и де­мо­нов Ты из­го­ня­ешь, и му­чи­мых дол­говре­мен­ной бо­лез­нью ис­це­ля­ешь, и мерт­вых вос­кре­ша­ешь. И всё это услы­шав о Те­бе, по­ло­жил в уме сво­ем (по­ду­мал) од­но из двух: или что Ты Бог и, со­шед­ши с неба, со­вер­ша­ешь та­кое, или Сын Бо­га, тво­ря­щий это. И по­это­му я счел нуж­ным про­сить Те­бя, чтобы Ты взял за труд прий­ти ко мне и бо­лезнь, ко­то­рая у ме­ня есть, ис­це­лить. Слы­шал так­же, что иудеи роп­щут на те­бя и хо­тят при­чи­нить Те­бе зло. Го­род же ма­лень­кий есть у ме­ня и пре­крас­ный, ко­то­рый до­ста­то­чен для обо­их».

Иисус Хри­стос, удо­сто­ив Ав­га­ря от­ве­та, на­пи­сал ему:

«Бла­жен ты, Ав­гарь, и го­род твой, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся Эдес­са. Бла­жен ты, что уве­ро­вал в Ме­ня, не уви­дев Ме­ня, по­это­му здо­ро­вье бу­дет те­бе обес­пе­че­но все­гда. О том же, что ты на­пи­сал Мне, чтобы Я при­шел к те­бе, от­ве­чу: Мне сле­ду­ет преж­де все­го ис­пол­нить то, для че­го Я сю­да по­слан. И по­сле ис­пол­не­ния Я бу­ду взят к по­слав­ше­му Ме­ня От­цу. Я по­шлю же те­бе од­но­го из уче­ни­ков Мо­их по име­ни Фад­дей, он же Фо­ма, ко­то­рый и бо­лезнь твою ис­це­лит, и жизнь веч­ную и мир те­бе обес­пе­чит и всем тем, кто с то­бой...»[1] (Ра­зу­ме­ет­ся, эта пе­ре­пис­ка Ав­га­ря с Хри­стом недо­сто­вер­на, но от­ра­жа­ет факт ран­не­го при­ня­тия Эдес­сой хри­сти­ан­ства.)

Спас Нерукотворный. Новгородская
икона XII в., Государственная
Третьяковская галерея.

Со­глас­но од­ной из ле­генд, Ав­гарь не слиш­ком на­де­ясь уви­деть са­мо­го Хри­ста, дал по­ру­че­ние сво­е­му слу­ге и пись­мо­нос­цу Ана­нии при­вез­ти в Эдес­су хо­тя бы Его изо­бра­же­ние. При их встре­че, Иисус, про­чи­тав невы­ска­зан­ную еще прось­бу Ана­нии, омыл ли­цо и, отер­шись пла­том, от­пе­ча­тал на нем Свой лик. По­лу­чив порт­рет, Ав­гарь ис­це­лил­ся, по­сле че­го об­ра­тил­ся в хри­сти­ан­ство сам и кре­стил свой го­род. А Неру­ко­твор­ный об­раз, как ве­ли­чай­шая свя­ты­ня, был по­ме­щен в од­ном из за­лов цар­ско­го двор­ца. Позд­нее Осро­эна ста­ла рим­ской про­вин­ци­ей, а в VII сто­ле­тии бы­ла за­ня­та ара­ба­ми-му­суль­ма­на­ми.

Воз­ник­но­ве­ние же са­мо­го празд­ни­ка от­но­сит­ся к со­бы­ти­ям, слу­чив­шим­ся уже в X ве­ке, ко­гда Ви­зан­тий­ская им­пе­рия пы­та­лась вер­нуть по­те­рян­ные зем­ли на Во­сто­ке. От­во­е­вав несколь­ко го­ро­дов, ви­зан­тий­цы при­ну­ди­ли эми­ра Эдес­сы за­клю­чить с ни­ми мир и пе­ре­дать им дра­го­цен­ную ре­лик­вию, пе­ре­не­се­ние ко­то­рой и встре­ча в Кон­стан­ти­но­по­ле бы­ли весь­ма тор­же­ствен­ны­ми. Араб­ский ис­то­рик Яхья Ан­тио­хий­ский пи­сал:

«И был он (об­раз) до­став­лен ту­да в 15-й день ме­ся­ца Аба (ав­гу­ста). И вы­шли Сте­фан и его брат, пат­ри­арх Фе­о­фи­лакт, и Кон­стан­тин, сы­но­вья ца­ря Ро­ма­на, к «Зо­ло­тым во­ро­там», чтобы встре­чать об­раз. И шли пе­ред ним все са­нов­ни­ки го­су­дар­ства с мно­ги­ми све­ча­ми, и был он при­не­сен в ве­ли­кий со­бор Свя­той Со­фии и от­ту­да во дво­рец. И бы­ло это в 24-м го­ду сов­мест­но­го цар­ство­ва­ния стар­ца Ро­ма­на с Кон­стан­ти­ном, сы­ном Льва (т. е. в 944 г.)».

По­сколь­ку 15 ав­гу­ста (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю) празд­ну­ет­ся Успе­ние Бо­го­ма­те­ри, то че­ство­ва­ние Неру­ко­твор­но­го об­ра­за ста­ло со­вер­шать­ся Гре­че­ской Цер­ко­вью на сле­ду­ю­щий день. Об­раз хра­нил­ся в сто­лич­ной церк­ви Бо­го­ро­ди­цы Фа­рос­ской, и о даль­ней­шей его судь­бе до­сто­вер­ных све­де­ний нет.

Хри­сти­ан­ская Русь за­им­ство­ва­ла этот празд­ник у гре­ков, при­чем с Неру­ко­твор­но­го об­ра­за ста­ли пи­сать не толь­ко по­ме­ща­е­мые в хра­мах ико­ны, но и вы­ши­вать его на во­ин­ских зна­мё­нах (вспом­ним стяг кня­зя Дмит­рия Дон­ско­го). В на­ро­де Тре­тий Спас на­зы­ва­ли «Спа­сом на хол­стах» или «Спа­сом на по­лотне», а так­же «хлеб­ным», по­то­му что пек­ли пи­ро­ги из но­во­го хле­ба. Дру­гое на­зва­ние, «оре­хо­вый Спас», от­ме­ча­ет со­зре­ва­ние в ле­су оре­хов. И ещё од­на пе­чаль­ная при­ме­та осе­ни – по­сло­ви­ца «Ла­сточ­ки от­ле­та­ют в три ра­за, в три Спа­са».

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

См. также:

«Августовские „Спасы“». Первый Спас
«Преображение Господне. Второй Спас»


При­ме­ча­ния

[1] Цит. по: Ме­щер­ская Е. Н. Ле­ген­да об Ав­га­ре – ран­не­хри­сти­ан­ский ли­те­ра­тур­ный па­мят­ник. М., 1984.

azbyka.ru

Когда Ореховый спас 2019 – традиции, картинки

Какого числа Ореховый спас 2019 и как отмечать / 1zoom.ru

Ореховый спас 2019 совпадает с великим церковным праздником – Успение Пресвятой Богородицы 2019.

Его еще в народе прозвали Хлебный спас 2019 или Спас на холстах. Последним названием он обязан традиции устраивать ярмарки ниток и тканей именно на третий Спас.

Ореховый спас 2019: когда, какого числа

Ореховый спас 2019 Украина отмечает 29 августа. То есть Ореховый спас в 2019 году уже в следующий четверг.

В этот же день отмечается и Спас Нерукотворный – в честь перенесения в 944 году Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. По преданию, эта икона Иисуса Христа не была написана: образ отпечатался на полотенце после того, как Спаситель утер им лицо.

По народным приметам, третий Спаса знаменует собою приход осени.

Ореховый спас: что святят в церкви

На третий Спас несут в церковь святить:

  • хлеб,
  • орехи и ореховые ветви,
  • яблоки и виноград,
  • листья для будущих целебных настоек,
  • мед.

Читайте такжеУспение Пресвятой Богородицы: все, что нужно знать о празднике

Что нельзя делать на Ореховый спас

На Хлебный спас нельзя:

  • лениться;
  • ходить в лес (за теми же орехами, к примеру) без оберега, чтоб нечисть не навредила;
  • отказывать людям не только в помощи, но и в еде;
  • ссориться и сквернословить.

Ореховый спас: традиции

В праздник 29 августа не только ходят в церковь молится и святить продукты, но также устраивают сборы орехов. Добрый урожай орехов сулил богатый урожай зерна на следующий год.

Также в этот день в селах и деревнях святят новые колодцы и чистят целебные источники. Отведать родниковой воды в этот день – добрая примета.

Что пекут на Ореховый спас

На Хлебный спас принято печь хлеб из муки нового урожая, после чего готовые буханки освящать в церкви.

Причем остатки этого первого хлеба не выкидывают: их заворачивают в холщовую ткань и кладут за икону – тем самым "приманивая" в дом достаток и благополучие.

Так что хлебобулочные изделия и блюда с орехами – главные на праздничном столе.

Успение Пресвятой Богородицы в 2019 году выпало на среду, так что разговение Успенского поста 2019 как раз припадает на 29 августа. Поэтому уже можно есть и мясо, и яйца, и молочные продукты.

glavred.info

29 августа — Ореховый Спас: интересные обычаи и народные традиции

ЧИТАЙТЕ: 29 августа – Ореховый Спас: что нужно делать

Третий Спас – Ореховый, или Хлебный – замыкает двухнедельный Успенский пост и является последним из Спасов, после Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа).

Ореховым он назван потому, что народные природоведы считают, будто к этому дню окончательно созревают орехи.

В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом этого праздника. Отмечается Третий Спас 29 августа (по новому стилю).

Другие названия Орехового Спаса

Третий Спас называется также Спас на полотне (Первый – «на воде», Второй – «на горе»). Среди его народных названий – Малый Спас, Холщовый Спас, Калинник, Бороздень, Брязже. Называют его также Нерукотворным.

ЧИТАЙТЕ: Ореховый спас: история, приметы и традиции праздника

Предание о Нерукотворном образе

Согласно древнему приданию, которое основано на найденном в IV веке документе, властитель города Эдессы в Месопотамии, Авгарь, болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Спасителя, художник пожелал изобразить Его черты на полотне, но это ему никак не удавалось.

И тогда Господь попросил подать ему полотенце, умылся и отер лицо. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенному живописцем, князь Эдессы исцелился от своего недуга и занялся распространением Христианства.

Образ Иисуса Христа, прикрепленный над главными воротами города, похитили мусульмане, и только через девять столетий византийский император Михаил III смог его выкупить.

29 августа 944 года Эдесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого празднество.

В 1204 году Нерукотворный образ выкрали из Константинополя во время одного их крестовых походов. Согласно легенде, его везли на корабле, который затонул, и с того времени старинная реликвия считается потерянной.

Также считается, что первые византийские и древнерусские иконы писали именно с этого Нерукотворного образа.

Этот день является также днем почитания мученика Диомида врача, которому молятся в случаях различных недугов и болезней.

Обычаи и приметы на Ореховый Спас

На Третий Спас в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.

В этот день пекут пироги из муки нового урожая, а также сеют озимую рожь.

После общей домашней молитвы хозяйки с хлебом и солью провожали мужчин на поля, укладывая на телегу три снопа, а сверху – рожь для посева в мешках. На поле их встречали гречневой кашей, а после посева озимого хлеба пирог и каша елись всей семьей.

Еще одно народное название Третьего Спаса – Холщовый (Спас на холсте) – было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.

Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи. «Третий Спас хлеба припас». Народ отмечал этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный.

Хозяйки делали хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Успенский пост к этому дню уже заканчивался, а значит, можно было ставить на стол мясные и рыбные блюда. Однако во главе стола, конечно, были хлеб, орехи, мед и яблоки. Считалось, что, если человек отведает от каждого блюда, исполнится любое его желание, а в жизнь потекут деньги.

В этот день хозяйки делали также специальную настойку, помогавшую избавиться от любой простуды. Для нее брались перепонки грецких орехов и заливались водкой или самогоном.

На Ореховый Спас происходит последний отлет журавлей и ласточек. Если журавли улетели, значит, на Покров будет мороз. А вот грозовой август является предвестником долгой теплой осени. В городах с этого дня начинаются «великоденские» гулянья. В некоторых землях в этот день, как и на Второй Спас, святят новые колодцы, целебные источники чистят к осени и пьют подземную водицу.

Интересной приметой является то, что на Ореховый Спас каждая ведьма готовит волшебную палочку. В народе говорили, будто волшебные палочки делались именно из орешника, который в этот день наполняется особой силой. А вот простые люди делали в этот день из ореха банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.

Полезные свойства орехов

Раньше в наших землях росли только лесные (фундук) и грецкие орешки. Сейчас из разных стран их привозят гораздо больше, и каждый из орехов по-своему полезен и вкусен.

Орехи содержат главные источники энергии – белки и жиры. Причем белки схожи с белками мяса. А двадцати грецких орехов хватает для восполнения суточной потребности человека в жирах. Однако можно не бояться поправиться: орехи применяют и в вегетарианской, и в диетической кухне, даже в случаях ожирения, поскольку клетчатка улучшает работу кишечника.

Кроме того, они содержат много минеральных веществ и микроэлементов, в частности йод и цинк, а также витаминов, полиненасыщенных жирных кислот, препятствующих развитию атеросклероза.

Так, арахис помогает больным гемофилией, диабетом и экссудативным диатезом. Кедровые орешки повышают защитные силы, иммунитет, хорошо влияют на развитие детей. Питательные свойства кедрового масла выше подсолнечного. Фисташки являются полезными для мозга и сердца, а также при болезнях печени. Усиливают потенцию.

Грецкие еще называют пищей для ума. Жрецы в древнем Вавилоне не разрешали простым людям есть орехи, чтобы они не стали слишком умными. На самом деле, грецкие орехи благотворно влияют на сосуды головного мозга, являясь профилактикой инсульта и средством для улучшения памяти. При лечении используются не только орехи, но и листья.

Фундук собирали еще во времена неолита. Белка в этом орехе больше, чем в мясе, а масло применяется в косметологии. Согласно последним исследованиям, в лесном орехе найдено вещество, способное замедлить развитие онкозаболеваний. Фундук очищает организм, способствует работе кишечника, перед сном рекомендуется принимать горстку этих орехов.

modli.ru

slavdelo.dn.ua

Медовый спас, Яблочный спас, Ореховый спас 2018 – когда празднуют и какие традиции

Традиции, правила, даты, объяснения. Все самое важное о предстоящих праздниках

Фото из открытых источников

В августе православные христиане празднуют три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый. Даты, на которые приходятся эти три праздника, из года в год остаются неизменными.

Спасы — народное название трех праздников православной церкви: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения Господня и Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя. Считается, что название дано в честь Иисуса Христа-Спасителя.

Медовый Спас (Первый Спас, Маковея)

14 августа

C Медового Спаса начинается двухнедельный Успенский пост. В наши края он пришел из Византии, где в ІХ в. в течение недели по Константинополю носили части Креста Господня, чтобы очистить город от эпидемий и "злых духов".

В этот день чтут память семи мучеников Маккавеев, которые возглавили восстание за веру в единого Бога и были за это жестоко наказаны.

Также, по легенде, именно 14 августа принял крещение князь Владимир. Поэтому в этот день в древнем Киеве освящали воду в Днепре, купали скот, чистили колодцы.

Маковея в Украине – это не только религиозный праздник. С этого дня всегда приступали к осенним полевым работам и медосбору, ласточки начинали улетать, а в народе готовились к проводам лета.

По древним обычаям, на Маковея святят воду, мед и мак. Дома готовят постный борщ с грибами и "шулыки". В храм несут букеты из цветов и трав – "маковейчики". Считается, что если не освятить цветы на Первого Спаса, то не будет цвести хозяйство.

Поговорки:

На первый спас лошадей (весь скот) купают.

Первый спас — первый сев.

Традиции в других странах

В Сербии в этот день освящают воду, используя молодой базилик. В этот день не купаются, а тот, кто работает, может заболеть неизлечимой болезнью.

В Македонии женщинам запрещается стирать белье или купать детей в течение первого дня или нескольких первых дней "Макавеев".

В Болгарии зятья с подарками ходили в гости к родителям жены и целовали им руку, в связи с чем день так и называли — "Зетьовден".

Яблочный Спас (Средний Спас, Великий Спас)

19 августа

К Яблочному Спасу готовятся в течение двух недель. В частности, не едят яблоки. Особенно это касается женщин, которых таким образом пытаются предостеречь от греховного поступка Евы.

Еще одно поверье: На том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса.

Поговорки:

Какой Второй спас, такой и январь.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.

На Второй спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.

Считается, что в этот день все яблоки обладают целебными свойствами. А загаданные желания при откусывании плода обязательно сбываются. Поэтому их вместе с другими фруктами святят и готовят из них различные блюда. Также начинается подготовка заготовок на зиму.

Традиции в других странах

В Восточной Сербии хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику; считалось, что чем дальше разлетались семечки из него, тем большим будет урожай винограда.

В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый "запиранием винограда".

Ореховый Спас (Третий Спас, Хлебный Спас)

29 августа

К Третьему Спасу, как правило, заканчивали жатву и пекли пироги из муки нового урожая. Поэтому праздник и назвали Хлебным.

В это время также созревают лесные орехи и начинается их массовый сбор, с чем связано второе название.

В этот день принято было торговать холстами и полотнами. Дома выпекают хлеб из зерна нового урожая.

Поговорки:

Третий спас хлеба припас.

Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.

Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.

Ласточки отлетают в три раза, в три спаса.

112.ua

Медовый, Яблочный, Ореховый. Как отмечают три Спаса в народе и в Церкви? | КУЛЬТУРА

В августе православные верующие празднуют три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Каждый из которых связан с определённым религиозным событием и имеет свои традиции, как церковные, так и народные.

«АиФ-Коми» рассказывает, когда отмечают Спасы и что принято освящать в храмах в эти дни.

Медовый Спас - 14 августа

Церковный календарь:

В церковном календаре с 14 августа, Медового Спаса,  начинается Успенский пост, который продлится две недели – до праздника Успения Божией Матери. По словам священнослужителей, этот пост такой же строгий, как и Великий. Он посвящён памяти Пресвятой Девы Марии.

Это день Происхождения (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

Это время сбора мёда. Согласно обычаю, пасечники стараются собрать мёд до 14 августа, поскольку считается, что потом лакомство становится не таким вкусным и целебным. Фото: АиФ/ Анастасия Переверзева  

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии. Все они пострадали за веру.

Народные традиции:

Это время сбора мёда. Согласно обычаю, пасечники стараются собрать мёд именно до этой даты, поскольку считается, что потом лакомство становится не таким вкусным и целебным.

В этот день принято освящать мёд, печь медовики, пряники и пить квас.

Также этот день называют Спасом на воде - в честь малого водосвятия. В старину верующие чистили старые колодцы, освящали новые и совершали крестные ходы к ближайшим ручьям и родникам. В храмах служатся водосвятные молебны.

Яблочный Спас – 19 августа

Церковный календарь:

В этот день верующие отмечают один из главных православных праздников - Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа.

В это время садоводы собирают урожай яблок. Принято освящать яблоки в церкви и затем готовить из них различные блюда. Фото: pixabay.com

Согласно священным писаниям, в конце своей земной жизни Иисус Христос открыл своим ученикам, что ему предстоит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. А после этого возвёл на гору Фавор трёх апостолов — Петра, Иакова и Иоанна. И прямо на их глазах произошло его преображение: лицо  просияло, а одежды сделались ослепительно белыми.

Народные традиции:

В это время садоводы собирают урожай яблок. Принято освящать яблоки в церкви и затем готовить из них различные блюда: пироги с яблоками, яблочное варенье. А потом угощать ими друг друга.

Ореховый или Хлебный Спас – 29 августа

Церковный календарь:

День перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в Константинополь. По православной традиции художник пытался запечатлеть образ Христа - считалось, что один его вид мог исцелить от недуга князя Эдессы. Однако изобразить лик у него не получалось. Тогда Иисус умыл лицо и высушил его холстом, на котором остался отпечаток. Кода князь прикоснулся к этому полотенцу, то сразу же исцелился.

Пора сбора орехов и окончание жатвы хлебов. Принято освещать в церкви орехи, блюда из них, хлеб нового урожая. Фото: pixabay.com

Народные традиции:

Пора сбора орехов и окончание жатвы хлебов. Принято освещать в церкви орехи, блюда из них, хлеб нового урожая (его можно испечь самостоятельно).  Также освящают воду.

komi.aif.ru

Ореховый Спас | Территория Счастливой Жизни

Ореховый (Хлебный) Спас – народный праздник, который отмечают 29 августа на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы – это последнее, третье празднество уходящего лета, который символизирует окончание сбора урожая.

Православная церковь в этот день празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. В этот же день церковь совершает празднование икон Пресвятой Богородицы Федоровской и Порт-Артурской. Молитвы Богородице «Феодоровской»

Содержание статьи

Что за праздник

Ореховый Спас, как и первые два – Медовый и Яблочный, древний праздник, который объединил все христианские и народные традиции, поэтому третий Спас считался днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов.Третий Спас называют Ореховым потому, что с этого дня можно есть орехи, после освящения в церкви. Он не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.

Название праздника «Спас» образовалось как сокращение от «Спаситель». За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны с Иисусом Христом и с его деяниями.

Еще одно название Третьего Спаса — Спас на холстах, или Холщовый Спас, которое своими корнями уходит в христианскую традицию.

Спас Нерукотворный

По Преданию, Спас назвали Нерукотворным из-за чуда, случившегося во времена жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Едесса — Авгарь, который был поражен проказой, не видя Иисуса, уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.

С письмом в Палестину он послал своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя, если Он не сможет приехать.
По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа, но подойти к нему не было никакой возможности. Поэтому художник встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Христа, но у него ничего не получалось.

Иисус заметил живописца и назвав его по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря.Спаситель обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере.

Затем Иисус попросил людей принести воду и полотенце (убрус), умыл лицо и отер его убрусом, на котором проявился Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу — с благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.

До прихода обещанного Господом ученика на его лице оставалась лишь малая часть следов страшной болезни. Им был апостол от 70-ти Святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.
Образ стал очень почитаем в Едессе. Плат был прибит на доску и помещен над городскими вратами — жители города считали его великой святыней.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

Нерукотворный образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года — император Константин Багрянородный (912-959) выкупил Образ у эмира, правителя города и перенес его в Константинополь, тогдашнюю столицу православия. С тех пор это событие отмечается православными христианами всего мира.

Однако во времена крестовых походов Образ был безвозвратно утерян, и сегодня мы имеем возможность прикладываться к копиям этого изображения в православных храмах.

Традиции и обычаи

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.

В старину ходили такие пословицы:

«Третий Спас — хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки — считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Традиции и приметы(видео)

Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались — пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.
Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным —Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того чтобы следующий год был радостным и тучным.

В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Хозяйки в этот день также занимались заготовкой лечебной ореховой настойки. Для этого использовали перепонки грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.Такая ореховая настойка в холодную зиму была первоочередным средством лечения простуды — ее добавляли в горячий чай.

Приметы

Существовало множество примет и обрядов, связанных с Ореховым Спасом. К примеру, если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек — такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.

По орехам молодые девушки гадали и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех съедали и по его вкусу определяли, что ждет их в будущем году.

Созревший и вкусный орех — к большой любви, горький — любимый будет изменять, если орех не доспел — жди важное известие, а если гнилой — быть беде.

С приходом Орехового Спаса осень полностью вступает в свои права – по народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень. На Ореховый Спас отлетают последние ласточки, а если к 29 августа отлетают журавли — зима будет ранняя.

Колодцы по обычаю освящали 29 августа.

Ритуалы на Ореховый Спас

www.charovni.ru


Смотрите также