Что такое колядки коротко


Что такое колядовать и коляда

Мы каждый год с нетерпением ждём прихода зимних праздников и воспринимаем Рождество и Новый год как волшебное время с незабываемыми эмоциями, вкусной едой, каникулами, поездками, встречами с родными и близкими людьми.

Однако мало кто знает, что Рождество – этот великий христианский праздник, имеющий не только религиозные, но глубокие народные корни. В древней Руси рождественская неделя была весёлой и шумной, она сопровождалась колядками и хождением по улицам ряженых. В данной статье мы постараемся углубиться в историю колядок, и понять их истинный смысл.

Что такое колядки?

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро - пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Всенародные гуляния, сопровождающиеся песнопениями и плясками, издревле были неотъемлемой частью жизни простого народа. Все, от мала до велика, моги принять участие в данной затее, сделать себе костюм, изображающий животных или лесных жителей, выйти из дома, чтобы исполнить праздничные обрядовые песни. Для костюмов использовались шкуры, маски, рога животных, ткани и другие материалы.

Ряженых ждали в каждом доме, считалось, что если они зашли, значит, будет в доме счастье и удача. Колядующие за свои песни и танцы получали от хозяев подарки, шёл своеобразный обмен пожеланиями удачи и благополучия. Мы для вас спляшем и споём, разыграем смешные сценки из жизни, словом, повеселим вас от души, а уж вы, будьте так любезны, нас отблагодарите.

Коляда – это понятие, связанное с традициями не только русского народа. Очень похожие обряды можно встретить далеко за пределами нашей страны. Конечно, они несколько иначе выглядят, например: в католической церкви – ряженые – это персонажи из Библии, но они также посещают дома и являются носителями «света».

Слово «колядки» — это производная от названия праздничного периода «Коляда», который продолжался от Рождества до Крещения Господня. На протяжении двух недель пелись праздничные песни, в которых заключались пожелания тому, для кого они исполнялись. Конечно, сегодня сакральный смысл песнопений утрачен и упрощён до максимума, но несколько веков назад каждое произнесённое слово несло глубокий смысл и значение.

Славянские обряды, называемые колядками, раньше исполняли важную роль по изгнанию из домов злых духов, болезней и невзгод. Каждый образ и костюм, изобретённый из того, что было под рукой, имел определённый смысл и играл также огромное значение.

Медведь, коза, баран или другие маски должны были помочь напугать злых духов, бубны и трещотки, с которыми ходили колядующие отпугивали нечистую силу. Медведь как символ силы и могущества, коза, как образ веселья и добра. Конечно, такие традиции уходят далеко в прошлое, когда у славян было огромное количество праздников, которые впоследствии объединились в один.

Сегодня праздник Колядки потерял первоначальный смысл, и редко в каком сообществе или коллективе можно услышать те самые аутентичные напевы, услышать тот набор слов и стихов, которые пели наши далёкие предки. Сегодня колядки – это покупные, далёкие от настоящего, костюмы, и наряды. Дети, идущие колядовать, сегодня, как правило, озадачены только одним: получить за своё выступление деньги и сладости. Но даже такие попытки сохранить традиции становятся большой редкостью.

Не открыть дверь колядующим, значит навлечь на себя неудачи и потери, поэтому если к вам в дом стучатся ряженые, откройте им двери и одарите их, чем можете.

Выбор песни и смысл обряда

Стихи и песни для колядок можно взять в различных источниках, они есть в интернете и многочисленных сборниках по фольклору. Многие праздничные песни пришли к нам из глубины веков, но есть и такие, которые появились сравнительно недавно. Всех их объединяет одно – добро и хорошие пожелания. Вспомните хорошо знакомые с детства строчки: «Рождество Христово – ангел прилетел. Он летел по небу, людям песню пел: Все люди, ликуйте, днесь торжествуйте!» или такие строчки: « Коляда, коляда, отворяй ворота! Открывайте сундучки, доставайте пятачки!»

Наверняка вам вспомнились такие знакомые песенки, ведь многие из нас впервые познакомились с ними в детском саду.

Вечер 6 января считается началом колядок, именно в это время мы встречаемся с соседями, родными и поздравляем всех с Сочельником и наступающим Рождеством. Именно накануне Рождества очень актуальны добрые пожелания, подарки, песни для всех людей, встречающихся на пути.

Следующий день – 7 января – великий праздник Рождества, здесь начинаются застолья, поздравления, встречи больших компаний и самых близких родственников. За столом поют рождественские песнопения и звучат поздравления, это время рождествования.

На старый новый год 13 января — щедруют, и уже в ходу другие песни: « Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» Это время посещения родственников, крестных и близких друзей, тех людей, кому хочется пожелать самого хорошего и порадовать их своим присутствием.

Сегодня дни колядок чаще всего выпадают на 6, 7 и 13 января, хотя это не совсем верно. Но даже в таком виде сохранение народных традиций, особенно среди молодого поколения крайне важно. Многие руководители фольклорных коллективов стараются привить своим воспитанникам любовь к красивым народным праздникам, и это очень своевременно. А что может быть красивее зимних Новогодних праздников, когда в каждом доме стоит нарядная ёлочка, когда пахнет мандаринами и вкусными пирогами, когда в каждом доме собираются близкие люди и приподнятое праздничное настроение витает в воздухе.

Выбрать песню для колядок сегодня не сложно, стоит только погуглить и найдётся несколько вариантов на выбор, однако если вы хотите найти настоящие тексты, придётся обратиться к специальной литературе. Хорошо, если слова колядок будут простые и запоминающиеся, тогда и ряженые и хозяева могут исполнить их вместе.

Из истории праздника

В Древней Руси праздники отмечались широко и вольно, они сопровождались массовыми гуляниями, настоящими пирами, коллективными песнями и хороводами. Коляда относится к той самой категории массовых народных гуляний.

Вечером, накануне Рождества, а именно в Сочельник молодёжь собиралась в одной избе и начинали наряжаться, мастерить костюмы и маски, в ход шло всё, что было под рукой. Из целого ряда популярных образов можно выделить таких персонажей:

  • Из животных брали медведя, корову, журавля и козу.
  • Среди нечисти популярными образами были ведьмы и черти, и другие мифические существа, например: русалка, леший.
  • Девушки часто переодевались в мужчин, а парни в женщин.

После того, как молодые люди были облачены в костюмы, ряженые отправлялись на прогулку, и надо сказать, что вел себя вызывающе, гремели, хохотали и бесчинствовали, иногда даже приставая к прохожим. Постепенно такое поведение поменялось на более достойное времяпровождение, вызывающее поведение сменилось песнопениями, а многие нечистые персонажи ушли в лета.

Основным смыслом колядок стало красивое и яркое поздравление – выступление перед хозяевами дома, куда заходили ряженые, пожелания мира и добра. После импровизированного концерта «гостей» одаривали пирогами, сладостями, деньгами. После похода по домам, колядовщики отмечали праздник у кого – либо на дому, пробуя угощение и вспоминая колядки.

Что такое колядки сегодня? Скорее всего, это тоска по тому весёлому и бесшабашному народному празднику, который почти забыт. Сегодня мы обособлены и разобщены, мы редко собираемся на массовые гуляния и ещё реже принимаем в них участие, оставаясь пассивными наблюдателями. Такая редкость как колядки становится доступна лишь тем, кто живёт в деревнях или небольших посёлках, и то тогда, когда находится человек, способный организовать и провести этот весёлый новогодний праздник.

Организатор, который способен заинтересовать детей и родителей в подобном мероприятии и вызвать их неподдельный интерес. Как правило, такими людьми становятся руководители детских народных ансамблей или фольклорных коллективов, иногда классные руководители средней школы или преподаватели воскресных школ.

Заключение

  • Колядки — это народный праздник со светлыми традициями, который проводится на протяжении двухнедельного периода с 6 по 13 января.
  • Колядки несут радость, мир и пожелание счастья всем, кому они посвящаются и для кого исполняются.
  • В древности не открыть двери ряженым в канун Рождества считалось плохой приметой, которая навлекала на дом невзгоды и неприятности.
  • Тексты песенок – колядок сегодня без труда можно найти в сборниках по народным праздникам. Главное, чтобы они были понятны и тем, кто их исполняет и тем, кто их слушает.

tayniymir.com

Что такое колядки и как они проходят | Журнал "По-женски"

К нам пришла коляда,
Отворяй-ка ворота
Колядка коляда
Рождество нам принесла

Богомладенца и его Пречистую Матерь хвалят на всех языках мира от заснеженной Сибири до зеленой Греции, от арабских пустынь до живописных побережий! Хвалят Господа в храмах, в молитвах, в песнях. И особенно в Праздник Рождества Христова!

История колядок

Коляда́ или Каляда, или Коледа, а по-чешски Štědrý večer, по-словацки Kračun, а по-польски Święto Godowe это праздник! И не просто праздник! А традиционный праздник! Праздник языческого происхождения!


Что такое колядки ? Это величальные обрядовые песни с пожеланиями здоровья, удачи и богатства. Известны нам традиции колядок с глубокой древности. Существует не одна версия их появления. Об одной из них мы вам вкратце расскажем, дабы не отнимать вашего времени от праздничного настроения и праздничного стола историями возникновения праздника.
Главное, что он есть, и дошел до наших дней!

Появились колядки еще с языческих времен! В те времена связаны они были с культом Солнца. Из истории известно, что предки современных украинцев праздновали три фазы Солнца. Эти фазы мы все с вами знаем: весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояния. День зимнего солнцестояния украинцы отмечали 25 декабря, а называли этот день праздником Коляды, или Коротуна.
Коротун – змей, украинский персонаж. Считалось, что Коротун пожирает Солнце.
Богиня Коляда рождала новое солнце – Божича, которого язычники пытались защитить, прогнав Коротуна. Прогоняли его песнями. А когда на небе появлялась заря, колядующие люди с песнями величавыми шли по дворам. Песни пели о солнце, о звездах, прославляли все небесное, и главное – оповещали народ о появлении нового солнца. Эти-то песни и стали называть колядками.
После того, как появилась христианская религия, обряд колядования перенесли на христианский праздник Рождества Христова. В России обычай колядовать появился после Крещения Руси. С новым праздником появились и новые колядки. В новых колядках архаичные образы языческих времен переплетались с библейскими образами: рождения Иисуса Христа, его матери. Теперь прославляли Бога, Иисуса, Деву Марию. На Рождество было принято также чествовать всех членов своей семьи. Эта традиция дошла до наших дней.

Как проходят колядки

На святки традиционно народ собирается группами, и ходит по дворам и квартирам. Но они не просто ходят с поздравлениями. Прежде чем пойти колядовать, наряжаются в костюмы, одевают маски, раньше наряжались в шкуры животных, использовали рога животных. Колядующие читают стихи, поют песни, стараясь изменить голос. Короче разыгрывают представления. Слова стихов и песен либо заучивают заранее, либо придумывают по ходу действия сами. В давние времена существовала традиция: во время колядок колядующие ходили с изображением Вифлеемской звезды, а также макета пещеры или как раньше называли вертепа того места, где родился Иисус.
В настоящее время все намного упростили, и колядовать по большей части ходят ради веселья. Детишки ходят сладостей набрать. Чужое-то вкуснее! Да и ради забавы тоже!
Существует давняя традиция всех колядующих одаривать чем-нибудь вкусненьким. Раньше и деньгами одаривали, но сегодня по большей части наливают и дают закусить.
Есть и еще одна традиция
Эта традиция также дошла до нас с незапамятных времен. По сути это единственный день в году, когда всем можно творить все, что вздумается! В пределах разумного разумеется! Так, что не удивляйтесь, если проснетесь с запертой снаружи дверью или, открывая дверь, на вас выльется ведро воды. Порадуйтесь, ведь это пришло Рождество!

Поговорки и приметы

Пришла Коляда накануне Рождества.
Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.
Как ни знобит мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет.
На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова.
Лапти плести (в день Рождества) — родится (ребёнок) кривой, шить на рождество — уродится слепой.
На рождество Христово метель — пчёлы хорошо роиться будут. На рождество опока (иней) — урожай на хлеб. Небо звездисто (звезд на небе много) — урожай на горох.
Если на рождество путь хорош — к урожаю гречи.
Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявление, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.
Тёмные святки — молочные коровы; светлые святки — ноские куры.
«Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сина (сена)» (белорусская пословица). Так объясняют обычай класть сено под скатерть на праздничном столе.
Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись.
На коляды ночью трещит, а днём плющит.
Пришли колядки — блины да оладки.
Колядки — хозяйские порядки


© Женский журнал «По женски» | Рождество

Посмотрите еще по теме:

po-zhenski.ru

Что такое колядки и как они проходят

К нам пришла коляда,
Отворяй-ка ворота
Колядка коляда
Рождество нам принесла

Реклама

Богомладенца и его Пречистую Матерь хвалят на всех языках мира от заснеженной Сибири до зеленой Греции, от арабских пустынь до живописных побережий! Хвалят Господа в храмах, в молитвах, в песнях. И особенно в Праздник Рождества Христова!

История колядок

Коляда́ или Каляда, или Коледа, а по-чешски Štědrý večer, по-словацки Kračun, а по-польски Święto Godowe - это праздник! И не просто праздник! А традиционный праздник! Праздник языческого происхождения!

Что такое колядки?

Это величальные обрядовые песни с пожеланиями здоровья, удачи и богатства. Известны нам традиции колядок с глубокой древности. Существует не одна версия их появления. Об одной из них мы вам вкратце расскажем, дабы не отнимать вашего времени от праздничного настроения и праздничного стола историями возникновения праздника.
Главное, что он есть, и дошел до наших дней!

Появились колядки еще с языческих времен! В те времена связаны они были с культом Солнца. Из истории известно, что предки современных украинцев праздновали три фазы Солнца. Эти фазы мы все с вами знаем: весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояния. День зимнего солнцестояния украинцы отмечали 25 декабря, а называли этот день праздником Коляды, или Коротуна.

Коротун – змей, украинский персонаж. Считалось, что Коротун пожирает Солнце.
Богиня Коляда рождала новое солнце – Божича, которого язычники пытались защитить, прогнав Коротуна. Прогоняли его песнями. А когда на небе появлялась заря, колядующие люди с песнями величавыми шли по дворам. Песни пели о солнце, о звездах, прославляли все небесное, и главное — оповещали народ о появлении нового солнца. Эти-то песни и стали называть колядками.
После того, как появилась христианская религия, обряд колядования перенесли на христианский праздник Рождества Христова. В России обычай колядовать появился после Крещения Руси. С новым праздником появились и новые колядки. В новых колядках архаичные образы языческих времен переплетались с библейскими образами: рождения Иисуса Христа, его матери. Теперь прославляли Бога, Иисуса, Деву Марию. На Рождество было принято также чествовать всех членов своей семьи. Эта традиция дошла до наших дней.

Как проходят колядки

На святки традиционно народ собирается группами, и ходит по дворам и квартирам. Но они не просто ходят с поздравлениями. Прежде чем пойти колядовать, наряжаются в костюмы, одевают маски, раньше наряжались в шкуры животных, использовали рога животных. Колядующие читают стихи, поют песни, стараясь изменить голос. Короче разыгрывают представления. Слова стихов и песен либо заучивают заранее, либо придумывают по ходу действия сами. В давние времена существовала традиция: во время колядок колядующие ходили с изображением Вифлеемской звезды, а также макета пещеры или как раньше называли вертепа того места, где родился Иисус.
В настоящее время все намного упростили, и колядовать по большей части ходят ради веселья. Детишки ходят сладостей набрать. Чужое-то вкуснее! Да и ради забавы тоже!
Существует давняя традиция всех колядующих одаривать чем-нибудь вкусненьким. Раньше и деньгами одаривали, но сегодня по большей части наливают и дают закусить.
Есть и еще одна традиция
Эта традиция также дошла до нас с незапамятных времен. По сути это единственный день в году, когда всем можно творить все, что вздумается! В пределах разумного разумеется! Так, что не удивляйтесь, если проснетесь с запертой снаружи дверью или, открывая дверь, на вас выльется ведро воды. Порадуйтесь, ведь это пришло Рождество!

Поговорки и приметы

Пришла Коляда накануне Рождества.
Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз.
Как ни знобит мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет.
На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова.
Лапти плести (в день Рождества) — родится (ребёнок) кривой, шить на рождество — уродится слепой.
На рождество Христово метель — пчёлы хорошо роиться будут. На рождество опока (иней) — урожай на хлеб. Небо звездисто (звезд на небе много) — урожай на горох.
Если на рождество путь хорош — к урожаю гречи.
Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявление, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.
Тёмные святки — молочные коровы; светлые святки — ноские куры.
«Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сина (сена)» (белорусская пословица). Так объясняют обычай класть сено под скатерть на праздничном столе.
Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись.
На коляды ночью трещит, а днём плющит.
Пришли колядки — блины да оладки.
Колядки — хозяйские порядки

Источник: po-zhenski.ru/prazdniki/rozhdestvo/chto-takoe-kolyadki-i-kak-oni-proxodyat

www.colors.life

Значение слова КОЛЯДКА. Что такое КОЛЯДКА?

  • КОЛЯ́ДКА, -и, род. мн. -док, дат. -дкам, ж. Старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • коля́дка

    1. обрядовая рождественская и святочная песня у народов индоевропейской языковой семьи, в том числе у славян, с пожеланиями богатства, здоровья и т. п. ◆ По народной традиции, хождение по домам с колядками приносило в каждый посещённый дом счастье и благосостояние.

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: беспробудный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

kartaslov.ru

«Колядки» - Яндекс.Знатоки

Колядки – народный обычай, принятый в христианстве. В канун Крещения люди (дети и взрослые) ходят по домам и поют коляды (календы), а хозяева должны их отблагодарить за это угощением. Перед тем как начинать петь коляды, нужно обязательно спросить у хозяев дома, можно ли сделать это? И после утвердительного ответа начинать пение

Существует огромное количество коляд, вот только некоторые из них:

Коляда приходит – это сказка

Счастье, снег, коньки, салазки!

Огни на елке и детский смех!

И общая радость для всех-всех!

А теперь нам за поздравленье,

Полагаются конфеты и печенье!

***

Христос Спаситель

В полночь родился.

В вертепе бедном

Он поселился.

Вот над вертепом

Звезда сияет.

Христос Владыко,

В Твой день рожденья

Подай всем людям

Мир просвещенья!

***

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством!

Сеем, веем, развеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Вы Христа прославляйте,

Угощения нам давайте!

***

Дай тебе, Господи,

На поле природ,

На гумне примолот,

Квашни гущина,

На столе спорина,

Сметаны потолще,

Коровы подойны!

***

Ангел с неба к вам спустился

И сказал: «Христос родился!»

Мы Христа пришли прославить,

А вас с праздником поздравить.

***

Мы идем колядовать,

Будем дружно поздравлять!

Стихи короткие читать

И конфеты получать!

***

Пришла Коляда

Накануне Рождества.

Дай Бог тому, кто в этом дому,

Всем людям добра желаем.

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов.

Доброго здоровья,

Маслица коровьего.

***

Коляда, коляда, коляда!

Улыбок лучезарных широта!

Это радость, это детский смех,

Выворачивай карманы-ка для всех!

Мы тебе желаем счастья,

Ждем, что будем угощаться!

***

Добрый вечер добрым людям!

Пусть веселым праздник будет.

С Рождеством вас поздравляем.

Счастья, радости желаем!

Щедрый вечер, добрый вечер!

Добрым людям на здоровье!

***

Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне рождество!

***

Господин, господа

Господин, господа,

Господинова жена,

Двери отворите

И нас одарите!

Пирогом, калачом

Или чем-нибудь еще!

***

Коляда, коляда

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!

Кто подаст пирога,

Тому двор живота.

Кто не даст пирога,

Тому сивая кобыла

Да оборвана могила!

yandex.ru

Колядки — Википедия. Что такое Колядки

Колядки (коледовки, колядные песни[1]) — календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании)[2].

Соответствия у европейских народов

Соответствия восточно-славянским колядкам встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским колядкам румынские, называемые colinda, ср. чешское и словацкое название песен — koleda, польское — kolęda, словинское kolednica, coleda, сербское — koleda, kolenda, албанское — kolĕndŭ. Считается что, перечисленные названия песен восходят к названию римского новомесячия — Kalendae. Название новолетия у многих народов было перенесено на праздник Рождества Христова (болгарское — колада, коляда, коленде, французское — tsalenda, chalendes, charandes, провансальское — calendas) или на канун этого праздника (русское, украинское, белорусское — коляда). Подробное сравнение новогодних и святочных празднеств европейских народов с древними греко-римскими праздниками обнаруживает не только сходство названий, но и совпадение отдельных моментов обрядов, увеселений и пр.[3]

Колядки аграрные и церковные

Яркими выражениями так называемой продуцирующей первобытной аграрной магии, правда при этом часто уже не осознаваемой современным крестьянством, являются многочисленные обряды, долженствующие изображением сытости и довольства вызвать урожай, приплод, счастливый брак и богатство.

Христианская церковь очень сильно боролась с подобными остатками язычества как путём прямых запрещений, так и конкуренцией, то есть организацией своих торжеств и церемоний или вкладыванием христианского смысла в истолкование традиционных народных обрядов. В VI в., при императоре Юстиниане, празднование январских календ было перенесено церковью на весь святочный цикл от Рождества 25 декабря по Крещение 6 января. Это обстоятельство должно было сильно содействовать смешению обрядов разных циклов, а также сопровождающих обряды песен. Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, с праздника нового года стали все больше переноситься как на рождественский сочельник, так и на крещенский вечер. Отсюда уже отсутствие строгого деления рождественских святочных колядок и новогодних щедровок на Украине, первоначально различавшихся и по содержанию, и по форме (типические размеры украинских колядок — 10-сложный стих с делением на два пятисложных полустишия, а «щедривок» — 8-сложный стих с четырёхсложным полустишием). Указанные явления в области истории смешения культов и обрядов сказались во всей полноте на истории развития обрядовых песен-колядок и родственных им щедровок.

Церковно-христианские моменты в содержании и бытовании естественно первоначально должны были преобладать в песнях рождественских, а не новогодних. Христианские колядки в значительной мере питались церковными источниками, приближаясь и в напевах (напр. в Румынии и Украине) к церковным псалмам, распеваясь церковными братствами, напоминающими средневековые рождественские организации (calendae, calandsgilden, fratres calendarum).

Сюжетные мотивы

Обстоятельный анализ образов украинских (наиболее разнообразных и многочисленных) колядок произвёл Александр Афанасьевич Потебня. Связи с балканскими колядками (румынскими, греческими, сербскими) установил Александр Николаевич Веселовский.

Очень многие колядки и щедровки, в полном соответствии с первоначальным аграрно-магическим смыслом новогодних и святочных обрядов, имеют своим назначением в «величании» хозяина и членов его семьи при помощи словесных образов вызвать представления об урожае, богатстве, приплоде и браке. Поэтическое слово, как во многих других случаях в фольклоре, выполняет ту же магическую функцию, как и сопровождаемый им обряд (см. «Заговоры», «Гадания»). Ввиду многовековой давности колядок и щедровок в земледельческой крестьянской среде большинство образов связано с хозяйственными заботами крестьянства, берется из хозяйственного обихода и природы деревни. Однако в соответствии с магической функцией песни, исполнители её стремятся к созданию образов, идеализирующих реальную бытовую жизнь крестьянина. Стремясь, например, в песне выразить пожелание богатства или заклинание его, крестьянские певцы, естественно, не довольствуются описанием привычного деревенского быта, а рисуют картины роскошной жизни вышестоящих социальных групп: князей, бояр, купцов. При этом надо предполагать, что здесь мы имеем дело не только с поэтической идеализацией крестьянскими поэтами мужицкого быта, а и с воспроизведением по традиции песен или отдельных образов, созданных в поэтическом творчестве самих господствовавших классов, подобно тому, как в крестьянской свадебной обрядности мы также встречаемся и с поэтической творческой идеализацией и с заимствованиями напр. из боярского быта и боярской поэзии. Во многих колядках несомненно сохраняются образы и картины княжеско-дружинного и боярско-феодального строя. Наконец примитивные аграрно-магические, исторические и реально-бытовые элементы переплетены с чертами церковного песенного и легендарного творчества в его народной переработке. Здесь находим и мотивы библейских и апокрифических сказаний (картины рождества Христа, поклонения волхвов, странствия Христа, элементы апокрифических рассказов о крестном древе и его целебных свойствах, апокрифический рассказ о проклятии Христом и Богородицей осины и терна и т. д.). Во многих колядках видно явное приспособление христианских легенд и мифов к потребностям аграрной магии. В одной, распространенной во многих вариантах колядок, рассказывается, «как сам Милый Господь волики гонит, Пречистая Дева есточки носит, а святый Петро за плугом ходит». Эта колядка, подобно тому, как это часто наблюдается в заговорах, вводит в эпическую часть образы богов и святых, чтобы придать ещё большую магическую силу поэтической формуле. В иных случаях удается, при сравнительном анализе вариантов, с полной очевидностью вскрыть постепенность церковно-христианских напластований на первичные традиционно-поэтические образы. Во многих колядках рассказывается о посещении хозяина святыми гостями, от которых зависит и дальнейшее счастье и благополучие человека; в других вариантах «гостейки» лишены христианских одежд: это — солнце, месяц и дождь, доставляющие радость и природе и людям. Солнце, месяц и дождик часто вступают друг с другом в спор, кто из них выше (важнее) других; и спор разрешается в пользу дождя, самого желанного гостя для земледельца:

Сонечко говорит: «Нет як над мене:
Як я освечу горы, долины,
Церкви, костелы и вси престолы».
Ясен мисячок: «Нет як над мене:
Як я освичу темну ночейку,
Возрадуются гости в дорози,
Гости в дорози, волойки в стози».
Дробен дожджейко: «Нет як над мене:
Як я перейду три разы на ярь,
Три разы на ярь мисяца мая,
Возрадуются жита, пшеници,
Жита, пшеници и вси ярници».

Развитие эпической части в колядках способствовало легкому проникновению в них мотивов из других самых разнообразных фольклорных жанров: эпических песен, в частности былин, сказок, духовных стихов, заговоров, загадок, лирических, свадебных и других обрядовых песен. Это создает особое значение материала колядок для этнографических исследований.

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко.

Бытовые особенности колядок

Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок — укр. «дим звеселити», — прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, в зависимости от пола, возраста и состояния членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и достаток, девушкам — счастливый брак, парню — встретить суженую. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьёй, молодец — любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал битвы, сулящие славу воинских подвигов, вероятно относятся к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского)[4].

См. также

Примечания

Литература

  • Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха, вып. VII; Румынские, славянские и греческие коляды — СПб., 1883
  • Колядные песни / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 576—579. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Колядки / Е. М. Фраёнова, Т. В. Зуева // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 588. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
  • Коляда // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Коледа // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Коринфский А. А. Рождество Христово // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 533—545.
  • Колядка // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. Келдыш. — М.: Большая Советская Энциклопедия, 1990.
  • Приклади колядок. Колядки у Святвечір (укр.)
  • Соколов Ю. М. Колядки // Литературная энциклопедия 1929—1939 / Гл. редактор А. В. Луначарский. — М.: издательство Коммунистической академии, 1931. — Т. 5 Каани — Кюхельбекер.
  • Сумцов Н. Ф. Научное изучение колядок и щедривок — К.: Тип. А. Давиденко, 1886

Ссылки

wiki.moda

Коляда — Вікіпедія

Коляда
Інші назви Святий Вечір, Свят-вечір, Вілія, Кутя, Богата кутя, Посная куцця (білорус.), Свято народження Сонця
Місце Поворот сонця з зими на літо
Тип народно-християнський
Дата ніч з 24 грудня (6 січня) на 25 грудня (7 січня)
Святкування сімейна трапеза, колядування, ряджені, святочні ігри, ворожіння

Коляда́ — дохристиянське слов'янське свято в ніч на 25 грудня на честь народження Сонця. Старе слов'янське свято на честь повороту Сонця на весну.[1] Встановлення святкування Різдва Христового в цей день змінило акцент на Ісуса Христа і Святки (Пор. біл. Каляды, лит. Kalėdos — Різдво). Невід'ємними атрибутами свята були подарунки, переодягання (ряджені з використанням шкур, масок і рогів), співи.

Праслов'янське запозичення з латинської мови[ред. | ред. код]

Основна версія походження слова «коляда» — давнє запозичення з латинської мови; прасл. *kolęda виводять від лат. Calendae («календи»), припускалося і посередництво при цьому грец. κάλανδαι[4][5] (див. також: Календар). Новорічні «календе» справлялися дуже урочисто і співалося (колядували) особливі пісні (колядки). Це продовжувалося й за часів християнства, тому Церква поєднала свято Різдва зі старим Святом Нового Року, так що пізніше новорічні колядки зовсім перенесено на Різдво.[5] Від грецького «каляндай» пішли всі відповідні назви слов'янські; так само Рим свої «календе» поширив по цілій Європі.[5][5].

«

Саме слово «калянда», «календа», яким означалися давні греко-римські поганські обряди, перенесено на Різдвяні Свята і зробилося своїм словом у всіх романських, германських та слов'янських народів.[5] Таким чином старе (поганське) свято і нове (християнське) стали поруч, обопільно впливаючи одно на друге: елементи ворожіння, привітань, переодягу, данини у християнському обряді пояснюється лише впливом поганського обряду, водохреща (хрещення водою), святі гості (Божа Мати, Ісус Христос, апостоли й інші святі), ходження Богородиці і багато інших лише під впливом християнських молитвенних сюжетів проникли в колядкові пісні, що мають на меті привітання поганського новоліття.[5]

»

Іранське походження[ред. | ред. код]

На думку Ксенофонта Сосенка, слово «коляда» походить з іранського джерела й означає «сонце готове», «сонце тут»; свято Коляди означало принесення жертви божеству сонця.[5]

Іранські впливи в Україні признає у своїй «Малій Українській Енциклопедії» професор Євген Онацький.[5]

Питомо слов'янське походження[ред. | ред. код]

Необґрунтовані версії питомо слов'янського походження слова, оскільки вони засновуються лише на фонетичній схожості деяких слов'янських лексем з «коляда». Ці гіпотези не згадуються в ЕСУМ і можуть бути віднесені до «народних» або «кабінетних» етимологій:

Інше[ред. | ред. код]

Професор С. Килимник є тієї думки, що попередником слова «коляда» було слово «корочун», яке означало «свято дня, що ступнево збільшується, а ніч скорочується».[5] Але запевнити, що саме від того пішла назва «корочун», проф. С.Климник каже, дуже трудно, та й не можливо.[5] Він є тієї думки, що наш цикл зимових свят наближається і нагадує цикл подібних грецьких та римських. «Врумалії» — від 24 листопада до 17-го грудня на честь Діоніса; «Сатурналії» від 17-го до 24-го грудня; «Воти» від 24-го грудня до 1-го січня; цьому циклу відповідають наші.[5]

Стародавні назви свят, крім Калити та Корочуна, не збереглися, а з прийняттям християнства всім цим святам дано вже і християнські назви.[6]

Що настала зміна назв, то це зрозуміло, бо християнська церква з давніх часів вела завзяту боротьбу з «врумаліями», «вотами» й «календами». Ця рішуча, на жаль, боротьба з дохристиянськими святами провадилась і на Русі-Україні.[6] Найдовше втримались в Європі «календи».[6] Таким чином в англ. J.B.Rudnyckyj's dialectological field records and notes, 1934-1970 (Arch.133) припускається, що згадані свята могли прийти з Азії через Грецію та Рим в Європу. Тут перетравилися, прибрали європейської особливості, змісту, ідейності — кожен нарід уклав у ці свята свою особливу притаманність, свою психіку, свої ідеї, свої вірування.[6]

Колядки і щедрівки в українського народу існують дуже давно. Вони беруть свій початок ще в дохристиянські часи, коли люди поклонялися багатьом богам. Наші предки-язичники святкували свято коляди під час зимового сонцестояння. З прийняттям християнства вони змішалися з християнськими віруваннями.

Язичники святкували свято Коляди, або, як його ще називали свято Коротуна, 21 грудня за новим стилем. Язичники співали пісні про Сонце, Місяць і зорі, вшановували кожен з 12 місяців в році, готуючи так звані «12 страв». Ця традиція збереглася і до наших днів, але змінила свій мотив із християнським. На Різдво колядники також ходять від хати до хати і співають колядки, але пов'язані із народженням Ісуса Христа.

На свято Різдва Сонця вечорами з 25 грудня по 1 січня парубки та дівчата ходять по господах і під вікнами прославляють Коляду, або колядують. Це — відгомін повір'я з язичницьких часів, коли вірили в Коляду — Бога торжества і миру. Зміст колядок прославляв Коляду або господаря хати.

На Різдво хлопчики, які вивчали грамоту, вітали своє начальство та батьків віршами, що прославляли ….[7]

Згодом, із появою християнської релігії, обряд колядування був приурочений до Різдва Христового і в колядках з'явились біблійні і світські мотиви. Традиція колядування збереглася й до сьогодні. Як тільки на небі з'являється перша зоря — розпочинається Свята Вечеря, а діти збираються гуртом і йдуть вітати усіх колядками з народженням Христа.

Зараз в Україні Коляда асоціюється перш за все з колядками, які співають власне на свято Різдва Христового. Але небагато хто знає, що спочатку ці колядки співалися Коляді на його Воскресіння (Великдень).

Найкраще[джерело?] колядки збереглися в Галичині та Закарпатті. Велику стійкість виявили святочні обряди, багато в чому зазначені рисами язичницької давнини, що нагадують як про вшанування новонародженого сонця, так і про культ предків[8].

« В надвечір'я Христового Різдва сплелися з християнськими звичаями відсвяткованням народження Христа і давні дохристиянські звичаї, які аж ніяк не відносяться до культу християнського свята, а саме: згадується душі усіх де-небудь померлих (членів роду), запрошуючи їх взяти участь у цих поминках. (Гуцули здмухували лави, сідаючи до вечері, щоб не присісти якоїсь душі). Приношено в жертву душам плоди природи, головно варену пшеницю, приправлену медом (символом життя) і маком (символом сну-смерти). Це звалося Коливо. Наросток -иво, -як у печиво, м'ясиво і тд. Цю сумішку плодів природи перед жертвуванням споживали члени родини (кушали), причому згадувалося душі померших і ворожилося, (як тепер при куті), а решту ставилося як жертву душам померших. (Християни теж лишали на столі страви, щоб душі мали чим поживитись, дещо зі страв розсилали теж своякам — рід жертвування). Якщо взяти під увагу християнські парастаси, ті задушні церковні відправи, на які теж ставили всяке вариво (головно пшеницю) і печиво (теж з пшениці), то це теж дохристиянський звичай жертв за душі померлих.

— В. Винницький / Розбудова держави, ч. 21 1957/[5]

»
  • Коляда // Українська мала енциклопедія : 16 кн. : у 8 т. / проф. Є. Онацький. — Накладом Адміністратури УАПЦ в Аргентині. — Буенос-Айрес, 1959. — Т. 3, кн. V : Літери К — Ком. — С. 684-685. — 1000 екз.
  • Колядка // Лексикон загального та порівняльного літературознавства. – Чернівці: Золоті литаври / голова ред. А. Волков. — 2001. — С. 257-259. — 634 с.
  • Довбня Л. Коляда // Енциклопедичний словник символів культури України / За заг. ред. В. П. Коцура, О. І. Потапенка, В. В. Куйбіди. – 5-е вид. – Корсунь-Шевченківський: ФОП Гавришенко В.М., 2015. – С. 507–508. – 912 с. ISBN 978-966-2464-48-1
  • Володимир Гнатюк. Колядки і щедрівки. Т. I / Етноґрафічний збірник. Т. 35. Видає Етноґрафічна Комісія НТШ. — Львів: З друкарні НТШ, 1914. — 303 с.
  • Володимир Гнатюк. Колядки і щедрівки. Т. II. / Етноґрафічний збірник. Т.36. Видає Етноґрафічна Комісія НТШ. — Львів: З друкарні НТШ, 1914. — 393 с.
  • Храневич В. Старинная коляда / Кіевская старина №6, 1899. — С. 125—127.(рос. дореф.)(укр.)
  • Потебня О. О. Объяснения малорусских и сродных народных песен. II. Колядки и щедровки. — Отдельный оттиск из «Филологических Записок». — Варшава: В Типографии Михаила Земкевича, 1877. — 809 с.(рос. дореф.)(укр.)
  • Сосенко К. Культурно-історична постать староукраїнських свят Різдва і Щедрого Вечера. — Львів : Накл. автора, 1928. — 349 с.
  • Іранські впливи // Українська мала енциклопедія : 16 кн. : у 8 т. / проф. Є. Онацький. — Накладом Адміністратури УАПЦ в Аргентині. — Буенос-Айрес, 1959. — Т. 2, кн. 4 : Літери Ж — Й. — С. 552. — 1000 екз.
  • Передягання // Українська мала енциклопедія : 16 кн. : у 8 т. / проф. Є. Онацький. — Буенос-Айрес, 1962. — Т. 5, кн. X : Літери Ол — Пер. — С. 1324-1325. — 1000 екз.
  • Колядки на Хмельниччині
  • «Колядник» — різдвяна композиція («Коляда з Тетяною Ціхоцькою», 2013 р.)
  • Приклади колядок. Колядки у Святвечір
  • Stanisław Świtniewski, Boże narodzenie we Wschodniej Galicji (пол.)

uk.wikipedia.org

Волочебники: а вы знали, что для Пасхи есть свои «колядки»?

О колядовщиках слышали все. Все знают, что колядовщики — это весёлые ватаги ряженых, которые обходили дома, славили Христа, величали хозяев и получали от них щедрые подарки в Рождественские праздники. О волочебниках знают немногие. Между тем, это те же весёлые компании, которые обходили дома, славили Христа, величали хозяев и получали от них щедрые подарки. Только не в Рождество, а на Пасху!

В Пасхальное воскресенье после вечери идут-бредут-волочатся по деревне десять мужиков. Это не так много — бывало, что и до тридцати собиралось. Впереди — «починальник», запевала. За ним — музыканты с дудой, со скрипкой, или с гармоникой, или с цимбалами. Следом — «подхватчики», которым после каждого запева повторять христославие, и замыкает шествие «мехоноша», самый крепкий парень, способный унести увесистый «мех», мешок.

Заходят волочебники в ворота на хозяйский двор. Становятся полукругом под окном. «Починальник» спрашивает у хозяев разрешения: «Довольте дом развеселить, Христа прославить?» — «Дозволяем! Во славу Божью!» Тогда запевала заводит на распев:

— Пойдём, братцы, вдоль улицы!
— Христос Воскрёс, Сын Божия! — подхватывают «подхватчики».
— Зайдём, братцы, в хозяйский двор!
— Христос Воскрёс, Сын Божия! — повторяет общий хор после каждого запева.
— В хозяйском дворе серебряный тын...
Зайдём, братцы, в хозяйский дом!..
Там свечи горят, иконы стоят...
Одна икона — Егорий Свят...
Другая икона — Никола Свят...
Егорий Свят коров пасёт...
Никола Свят засевает яр...
В одной руке — коровы ялы...
В другой руке — ячмень златоуст...

Волочебными песнями поздравляли со Святой Пасхой, с Воскресением Христовым, но традиция их исполнения восходит к архаическому аграрному циклу. В волочебных песнях проговаривалась календарная очерёдность весенних и летних хозяйственных работ восточных славян, привязанная к христианским праздникам, начиная с Пасхи: в какое время выгонять коров, когда сеять, когда убирать... «Святая Вербина – возьми вербинку, выгони животинку; Святая Радоница столы застилает, старых-малых поминает; Святой Юрий – бери ключи, отомкни землю, пусти росу на всю весну; Святой Борис засевает; Святой Микола по межам ходит, жито правит; Святое Вознесенье жито выметает, колосует; Святая Троица жито красует; Святой Иван по полю ходит, траву собирает, в Божьей церкви освещает...» А христославия звучали рефреном после каждой строки запева:

Пришли встали — Христос: Сыне Боже Воскрёс!
Под окошком — Христос: Сыне Боже Воскрёс!
Стоит церква, Христос. Сыне Боже Воскрёс!..

И дальше с повторениями христославий:

«Встань, хозяин — Христос, Сыне Боже Воскрёс... И с хозяйкой — Христос... С малым детком... В твоём саде... Чудо чудес... Церкву рубят... А в той церкви... Стоит престол... На престоле... Ляжить Книга... А в той Книге... Усе празднички... Первый праздник... Свята Пасха... Другий праздник... Свят Егорий... Третий праздник... Свят Никола...»

Волочебные песни в разных местах называли по-разному — «хрисовские», «пасочные», «лалым», «волын». Лучше всего они сохранились в Белоруссии, в Западной Украине и в наших западных, северо-западных областях — Смоленской, Псковской, Тверской... Отголоски пасхальных христославий зафиксированы в Калужской, Орловской, Белгородской, Воронежской областях. Ещё к началу сороковых годов ХХ века пасхальные христославия были достаточно широко распространены.

«Волочёбники — это мужики. Бяруть иконы и ходят с этими иконами под каждый двор — и Христа славють! А им уже дають буханку хлеба, сала, грошей, яечки. И потом эти волочёбники збираюцца, гуляють — празднують!»

Волочебниками ходили взрослые мужчины и молодые парни. Как исключение могли взять в компанию старика или замужнюю женщину. А вот детей и девушек, как правило, не брали. Если колядовщики на Святки рядились в цыган, водили медведя и козу, надевали всякие «рожи», изображая пришельцев с того света, что было явным отголоском языческого прошлого, то волочебники ничего подобного себе не позволяли. Ряженых среди них не было.

По улице, по широкой — Христос Воскрёс, Сыне Божий!
По траве-мураве, по зялёной — Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Там шли-прошли волочебнички... (повтор христославия)
Волочебнички, люди Божии...
Тащилися, волочилися...
И ко двору ко богатому...
Ко хозяину тороватому...
Уж как мы тебя величаем!
И с праздничком поздравляем!
Одари, Господь, и житьём-бытьём!
И житьём-бытьём, и богачеством!..

В дом волочебников, как правило, не пускали, все песни исполнялись под открытыми окнами, из которых выглядывали хозяева и слушали исполнителей. К каждому дому их ждали и за доброе пение подавали «зачинальнику» из окон щедрое вознаграждение — сало, хлеб, крашеные яйца, пироги, домашнюю колбасу, масло, сыр, мёд, горилку, деньги...

Все набранные продукты обходчики складывали в мешок, в корзины, а потом собирались в одном из домов и праздновали — ели, пили, плясали, пели...

За пасхальный вечер и ночь волочебники могли не только обойти все дворы в своей деревне, но и заглянуть в соседние, принадлежащие одному церковному приходу. Если же все дома обойти не успевали, с рассветом петь волочебные песни заканчивали и продолжали христославить в следующие две ночи.

Известно, что в некоторых уездах Смоленской и Воронежской дворы на Пасху обходили и дети — за поздравления «Христос Воскресе!» весенним колядовщикам дарили крашеные яйца. Нести сельским жителям весть о Воскресении Спасителя мог и местный священник. Батюшка пел хозяевам пасхальный тропарь, и его тоже одаривали.

Если обходчиков, всё же, пустили в дом, они могли посвятить особую песню незамужней девушке или неженатому парню.

После исполнения христославий и получения подарков волочебники христосовались с хозяином и всей его семьёй, поздравляли с праздником.

 «Волочилися волочебнички! Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Здорово, здорово, добрый хозяин! Христос Воскрёс, Сыне Божий!
Ти ты спишь, ляжишь, аль почиваешь?..
Куда спишь, ляжишь, дак и спи с Богом...
А когда не спишь, посмотри в окно...
Отвори окно, посмотри в окно...
На твоём дворе чудо чудится...
Чудо чудится, церква рубится...
А у той церкви усе празднички...
Первый праздничок — Христовый денёк...
Яичком качал, Христа величал...
Ещё праздничок Юрья-Егорья...
Юрья Егорья коров запасал...
Ещё праздничок Святой Николай...
Святой Николай коней запасал. Христос Воскрёс, Сыне Божий!..»

Сегодня православные энтузиасты, изучающие традиционную культуру, пробуют реконструировать волочебные обходы.

На фото Валентина Харпалева — праздник "Егорий Вешний" в дачном посёлке Сергиево-Посадского района Московской области. Фольклористы обходят дворы с пасхальными волочебными песнями и играют с детьми возле храма Георгия Победоносца.

foma.ru


Смотрите также