Что такое сдвижение змей фото


Сдвиженье: что происходит в этот день, и почему 27 сентября нельзя ходить в лес: enot2290 — LiveJournal

Старики говорят, что на сдвижение в лес ни ногой. В этот день в лесных чащах происходят жуткие события, столкновение с которыми не предвещает ничего хорошего. Так ли опасна лесная прогулка на сдвиженье, или всё это не более чем суеверия предков?

Поверья предков

Сегодня, большинство считают сдвиженье — церковным днём. Однако, этот день был особенным задолго до прихода на Русь христианства. Среди славян язычников, сдвиженье — это праздник тёмных сил. Считалось, что в этот сентябрьский день, происходит последний перед зимней спячкой, шабаш нечисти.

Перед сдвиженьем жители древней Руси закрывали все отверстия в жилища и хозяйственные постройки, завязывали калитки, да и вообще без особой необходимости старались за двор не выходить. Ни при каких обстоятельствах нельзя было ходить в лес, ибо легко можно столкнуться с потусторонними сущностями и их земными представителями. Одними из таковых являлись змеи, которые на сдвиженье сбивались в огромные клубки и быстро перемещались в поисках подходящего для зимовки укрытия.

Спустя века, о неведомых сущностях болот, рощ, чащоб, постепенно забыли. А вот змеи остались, поэтому этот день стал плотно ассоциироваться именно с пресмыкающимися и называться — сдвижение змей. Пожилые люди в сельской местности говорят, что если на сдвиженья змея укусит, то никакие снадобья не спасут.

Личный опыт

Моя бабушка (жительница села) знала про сдвижение змей, выпадающее на 27 сентября. В этот день в лес не ходили, ибо встречаться с полчищем озлобленных пресмыкающихся никому не хотелось. А вот после сдвиженья, ползучих можно не опасаться, их не встретишь.

Но не все бабушкины односельчане знали о мистических событиях, происходящих в бору 27 сентября. Находились и те, кто таки «погулял» по лесу, а затем делились своими впечатлениями с остальными.

Пошли в лес на сдвиженья

Так, одна из бабушкиных односельчан (женщина лет за 50) со своим мужем поехали по грибы. Прибыв на место, разделились, женщина пошла в согру, её муж в другую от транспортного средства сторону. Проходит она вглубь согры, слышит непонятные шорохи и шипения. Голову поднимает, и буквально метрах в пяти впереди неё прокатывается огромный клубок змей. Головы торчат во все стороны, шипят, и реально катятся как колесо. Женщина развернулась, пошла обратно, по пути уже глядя по сторонам заметила поодаль ещё одну «медузу-горгону».

Вышла она к машине (или может мотоциклу, точно не знаю), позвала мужа, и они поспешили уехать из лесу. Знающие люди им потом объяснили, что они просто не тот день для поездки за грибами выбрали.

Итог

Лично я в лес на сдвиженья ни разу не ходил, да и никому не советую. Считаю, что стоит прислушиваться к советам и традициям предков, они знали природу и её устройство намного лучше нас. Змеи на самом деле собираются в клубки и устраивают шабаш, это не миф, и не дай бог на такой клубок натолкнуться. Может в местах где нет пресмыкающихся или их мало, безопасно. Но лучше не проверять, зачем испытывать судьбу, проще перенести поход в лес на сутки и с пользой провести досуг.

Всем спасибо за прочтение. Берегите природу — мать нашу, соблюдайте заветы предков, и будьте счастливы.

Текст уникален, авторский.

enot2290.livejournal.com

Два дня в году,когда нельзя ходить в лес.

Не ходи в лес, не тревожь чащи, не пытай судьбы...

 

 

Можно сказать что с фауной нам повезло, и в Краснодарском крае почти не встречаются ядовитые и опасные для человека представители животного мира. Однако, каждый из нас неоднократно встречал в лесу, в горах или на речке змею. Они не любят попадаться людям на глаза, но если  такое случилось, предпочитают уползти или спрятаться. Но бывают и исключения. Во время "змеиных свадеб" у этих "невест" и "женихов" сильно возрастает агрессия и при встречи нападения не избежать.

Этот день приходится на 12 июля. Пожилые люди говорили: - "Не ходи в лес, не тревожь чащи, не пытай судьбы". Считалось так же, что ни в коем случае нельзя убивать змею - иначе сородичи будут мстить. А если в этот день укусит змея -  не поможет ни один лекарь, ни одно лекарство.

Второй опасный день наступает 27 сентября. Это начало змеиной спячки. Все - от ужа до гадюки ползают в поисках лучшего укрытия на  зиму, чтобы затаиться  до раската первого грома, разрешающего им вновь покинуть свои норы. В это время деревенские мужики закрывают крепко-накрепко калитки, сараи и погреба - чтобы змея случайно не залезла куда не следует в поисках лучшего убежища. Поверье не утратило силу и в наши дни, говорят так: -  "Гад сдвигается... Будешь идтить, а оны прямо хапками, хапками. И оны прямо вот дорогой идут". Так что есть два дня в году, когда нельзя ходить в лес.

А теперь знакомьтесь! Наши красавицы - ГАДЮКА ОБЫКНОВЕННАЯ

 

и высокогорная ГАДЮКА КАЗНАКОВА

Встречаются и почти чёрные гадюки, иногда их путают с безобидными и даже полезными ужами, из-за чего последние вынужденно страдают. Отличить их друг от друга на самом деле труда не составит. Уж обычно длиннее гадюки и имеет голову овальной формы. Гадюка же никогда не вырастает более 70 см, и голова у неё слегка заострена. Если к тому же заглянуть ей в глаза - то увидите смотрящий на вас узкий, злой зрачок. В то время как у ужа он просто круглый.

Если вы поздно заметили змею и она оказалась на опасном расстоянии - постарайтесь не двигаться и сохранять спокойствие пока она не уползёт. Змея реагирует на движение, и если "прикинуться деревом" - для неё вас нет.

ЕСЛИ УКУСИЛА ЯДОВИТАЯ ЗМЕЯ :

Пострадавшего необходимо как можно скорей доставить в больницу, обеспечив неподвижность укушенной части тела. В качестве первой помощи обработать рану перекисью водорода и наложить повязку, не слабую но и не тугую. Оптимальной считается та, под которую можно без особых усилий просунуть палец. Дать пострадавшему пить как можно больше воды чтобы разбавить яд.

КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ :

  • Высасывать яд, так как при малейшей ранки во рту - пострадавших будет уже двое.
  • Разрезать место укуса и выдавливать яд - есть риск повредить сухожилия или занести инфекцию.
  • Бесполезно прижигать раскалёнными предметами, т.к. длинна змеиных клыков достигает сантиметра и яд проникает слишком глубоко.
  • Запрещено накладывать жгут выше укушенного места - это ухудшит состояние пострадавшего, а на распространение яда не действует.
  • И конечно никакого спиртного - это приводит к усилению действия яда, и затрудняет его вывод из организма.

Хочется пожелать, чтобы вам на пути попадались только ужики и медянки, а лесная прогулка доставляла сплошное удовольствие )

P.S. Если человека укусила змея - значит он кого-то обидел  (Индейская мудрость)

17 января 2016

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

dni-i-nochi-v-sochi.ru

Воздвиженье — Википедия

Воздвиженье

«На Воздвиженье последний воз с поля движется»
Тип народно-христианский
Иначе Вздвиженьев день, Воздвижение, Здвиженье, «Закрыццё зямлі» (белорус.), Капустницы
Также Воздвижение Креста Господня (церк.)
Значение Первый день осени (в некоторых регионах). Птицы улетают в тёплые края, а пресмыкающиеся сползаются в норы
Отмечается славянами
Дата 14 (27) сентября
Празднование начало «праздников капусты» (в некоторых регионах)
Традиции окончание уборки корнеплодов и начало заготовки капусты на зиму
Связан с осенним равноденствием
 Медиафайлы на Викискладе
«Воздвиження». Марка Украины

Воздви́женье (Воздви́жение) — день народного календаря славян, приходящийся на 14 (27) сентября, когда православная церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Третья и последняя встреча осени[1], окончание уборки в огороде, начало «праздников капусты»[2].

рус. Вырий, Ставров день, Третьи осенины, Битва правды и кривды, Вздвиженьев день, Здвиженье[3], Капустницы[4], Гажий праздник; укр. Воздвиження[5]; белор. Узвіжанне, Здзвіжанне[6], Хрыст, Часнэйка[7]; полес. Вздвиженье, Воздюженье, Дви́женье, Зви́женье, Здви́ги, Зюженье, Честный (крест), Честнейко[8]; болг. Кръстовден[9].

С этого дня начинался период заготовки капусты — капустница (твер., псков.), капустка (ярослав., урал., перм., сибир.), капустки (самар. сибир.) и девичьи посиделки — капустенские вечеринки[10][11]. Со временем понятие «капустник» закрепилось за самодеятельными театральными представлениями. Они устраиваются в школах, ВУЗах, театрах, на предприятиях, их форму имеют некоторые выступления команд КВН.

«Подвинулся белый свет, уступил сумеркам»[12]. Согласно представлениям славян, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестью», поднимаются («воздвигаются») одни на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «не свято». Но гонит тьму Божий Крест. И в закрома, и в сусеки, и корове в ясли кладут крестьяне кресты, вырезанные из дерева, а то и просто ветки рябины крест-накрест. В старину на дверной притолоке, на воротах амбарных выжигали крестьяне кресты. Чтобы охранить и свой дом, и скотину, и собранный урожай от бед[11].

Птицы улетают в тёплые края[13]. Славяне верили, что птицы прилетают в «верхний мир», где живут души умерших — в Ирий[14]. «Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда — кукушка, которая поэтому и зовётся ключницей Вирая»[15].

Во многих краях России от Воздвижения до Благовещения не ходили в лес. Особенно строгим был запрет ходить в лес на Воздвижение, «когда змеи и гады уходят в землю» на зимний сон до первого весеннего грома[16]. На Псковщине говорили: «Гажий праздник — уже в этот день в лес не ходи — гады всех заедя»[17].

«Есть местности, где каждогодно совершаются на этот праздник крестные ходы вокруг сёл-деревень, — что, по народному представлению, ограждает ото всякого лиха на круглый год». Ещё в конце XIX века по многим местам в России воздвигали обыденки-часовни (придорожные кресты обетные) да церковки малые в честь праздника, «в благодарность за избавление от зла-напасти, морового поветрия, лихого попущения»[11].

В Болгарии считали, что «летнее солнце» появляется на Благовещение, а «зимнее» на Воздвиженье[18]. А в Полесье говорили, что утром на Воздвиженье, как и на Рождество можно увидеть «игру солнца»[19].

А. Н. Афанасьевым приводится словацкий рассказ о Воздвиженье.

«Однажды — это было осенью, в то самое время, когда змеи уходят спать в землю — лежал в поле овчар и смотрел на ближнюю гору. Он увидел чудо: множество змей ползло со всех сторон к каменной горе; приближаясь к ней, каждая змея брала на язык травку, которая тут же росла, и прикасалась ею к твердой скале; скала открывалась, и змеи одна за другою исчезали в её вертепах. «Надо посмотреть, что это за трава и куда ползут змеи!» — подумал овчар; трава была ему неведомая. Как только он сорвал её и дотронулся до скалы – она тотчас же раскрылась перед ним. (Очевидно, здесь идет речь о чудесной разрыв-траве, т. е. о молнии, разверзающей облачные горы; овчар же — не кто иной, как сам Перун, пастырь небесных стад — облаков-барашков.) Он вошёл в отверстие и очутился в пещере, стены которой блистали серебром и золотом. Посреди пещеры стоял золотой стол, а на нём лежала огромная, старая змея. Вокруг стола лежали другие змеи. Все они спали так крепко, что ни одна не пошевелилась, когда вошёл овчар. Долго осматривал он пещеру; наконец, опомнившись, хотел отправиться назад, но это нелегко было сделать; скала в ту же минуту сомкнулась за ним, как только он вступил в её недра. Овчар не знал, как и где найти ему выход, и сказал сам себе: «если нельзя отсюда выйти, так стану я спать!» Лёг наземь и уснул. Сильный шум и шипение разбудили его; раскрывши глаза, он увидел множество змей, которые лизали золотой стол и спрашивали: «не пора ли?» Старая змея медленно подняла голову и отвечала: «пора!» Потом вытянулась от головы до хвоста, как гибкий прут, спустилась со стола на землю и направилась к выходу пещеры; все змеи поползли за нею. Старая змея прикоснулась к каменной стене — и скала немедленно отомкнулась; вышли змеи, вышел за ними и пастух, но каково было его удивление! Вместо осени уже была весна, природа одевалась в новую зелень, и жаворонки оглашали воздух сладкозвучными песнями»[20].

  • Воздвиженье осень навстречу зиме двигает[21].
  • В этот день — «последний воз с поля движется, на гумно торопится»[1].
  • На Воздвиженье солнце, когда всходит — гуляет, прыгает, движется (белор. На Узвіжанне сонца, калі ўсходзіць — гуляе, прыгае, дзвіжацца)[22].
  • На Здвиженье — батюшка в церкви здвигается (белор. На Здзвіжання — бацюшка ў цэркві здзвігаіцца)[7].
  • Ключи от лета — у сизой галочки, и она, отлетая в тёплые края, замыкает его и забирает с собой ключи (белор. Ключы ад лета — у шызай галачкі, і яна, адлятаючы ў цёплыя краі, замыкае яго і забірае з сабою ключы)[22].
  • В Вздвиженьев день медведь залегает в берлогу[23]
  1. 1 2 Коринфский, 1901, с. 399.
  2. ↑ Коринфский, 1901, с. 403–404.
  3. ↑ Некрылова, 1991, с. 352.
  4. ↑ Коринфский, 1901, с. 403.
  5. ↑ Сапіга, 1993.
  6. ↑ Васілевіч, 1992, с. 588.
  7. 1 2 Лозка, 2002, с. 182.
  8. ↑ Толстая, 2005, с. 295.
  9. ↑ Терентьева, 2012, с. 10.
  10. ↑ Усачева, 1999, с. 460.
  11. 1 2 3 Коринфский, 1901.
  12. ↑ Рожнова, 1992, с. 115.
  13. ↑ Баранова и др., 2001, с. 82.
  14. ↑ Червинский, 1989, с. 112.
  15. ↑ Колесникова, 2002, с. 327.
  16. ↑ Толстая, 2005, с. 507.
  17. Васильева Т. Н. Названия религиозных праздников и лексика связанных с ними обрядов. // I и II межведомственные научные конференции аспирантов и студентов. Этнографическое изучение северо-запада России — С. 12
  18. ↑ Толстая, 2005, с. 13.
  19. ↑ Толстая, 2005, с. 23, 404, 416.
  20. ↑ Афанасьев, 1994, с. Т.2:698.
  21. ↑ Колесникова, 2005, с. 64.
  22. 1 2 Васілевіч, 1992, с. 589.
  23. ↑ Воздвижение // РЭМ
  • Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Индрик, 1994. — Т. 2. — 784, IV с. с. — ISBN 5-85759-013-2. Архивная копия от 16 апреля 2015 на Wayback Machine
  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Колесникова В. С. Краткая энциклопедия православия: путь к храму. — М.: Центрполиграф, 2002. — 588 с. — ISBN 5-227-01571-6.
  • Колесникова В. С. Русь православная. Праздники и обряды. — М.: Олма-пресс, 2005. — 606 с. — ISBN 5-224-05162-2.
  • Коринфский А. А. Воздвиженье // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 399—405.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Терентьева Е. Ю. Народные названия церковных праздников в русской и болгарской православной традиции // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. МГУ. — М.: МГУ, 2012.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  • Капуста / Усачева В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 457–461. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Червинский П. П. Семантический язык фольклорной традиции / Отв. ред. Т. В. Цивьян. — Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т им. М. А. Суслова, 1989. — 222 с.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9.  (укр.)

ru.wikipedia.org

Сдвижение.: koaty — LiveJournal

Liss & Apach (koaty) wrote,
Liss & Apach
koaty
Category:          "По поверью крестьян Купянского у., гадюки собираются на "Здвиженья" (14 сент[ября]) [в праздник Воздвиженья - 27 сентября по н. ст.] в гнезда на зимовку. Если одна из них тогда укусит человека, то остальные не принимают ее к себе, и она ищет случая быть убитой. И в других местах Малороссии верят, что "гадючи под чесного Хреста двигаются"; одна из них "с золотыми рогами". "Хто ci гадючи золоти роги мае, у того буде багато грошей и буде вин щасливий". По мнению малороссов, змей, встречающихся после 14 сентября [27 сентября по н. ст.], нужно убивать. Рассказывают, что осенью девушка шла и упала в глубокую яму, где было много змей; они, однако, не тронули девушки, которая всю зиму пролежала в яме, глодая камни. Весною вытащили девушку, и она поведала: Бог позволил жить гадам только до Воздвиженья, а потом они должны прятаться в землю. В названный срок змеи собираются в норах, обсуждают свои дела; гадюк, которые летом кусались, загрызают до смерти. Если же одна из них уйдет, то ей не найти зимовья, и она погибает от вьюги. Такие змеи сами ищут погибели, и человек, убивший после 14-го сентября змею, оказывает ей услугу. В ст. Ардонской (Терской обл.) существует поверье, что на Воздвижение опасно выходить в поле, так как тогда происходит "змеиное сдвижение": змеи сползаются вместе и совещаются о житье-бытье зимою. В этот день бывают змеиные свадьбы: самцы выбирают самок, спариваются и производят себе подобных..."http://www.token.ru
  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

    {{ bubble.options.editMode ? 'Save' : 'Insert' }}

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

koaty.livejournal.com

В воскресенье все змеи «сдвинутся»

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник «Сдвиженья» и оказался «посвященным» «гадам».

Пт 25 сентября 2015, 12:32

Фото: http://4.bp.blogspot.com/

Согласно народным представлениям, в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся «сдвигаются», т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, «Сдвижения», мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах.

Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября. 

Источник информации: Чайковские.Новости


Комментарии (2)

И где они? ни одного не увидела вчера — целый день в лесу! Вот гады :)!

милые гады


Пенсионерка осталась без крыши над головой

Пожилая жительница деревни Дедушкино Чайковского городского округа осталась без дома. Его уничтожил пожар, произошедший в ночь с 26-го на 27-е января 2020 года. 

Ср 29 января 2020, 16:01

Комментариев: 1


«Широкая Масленица» ждет тебя!

На стадионе «Центральный» в начале марта 2020 года состоится традиционное народное гуляние «Широкая Масленица». К участию приглашены жители и гости Чайковского всех возрастов!

Чт 06 февраля 2020, 14:26

Комментариев: 0


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Не удалось угнать ВАЗ, угнали «Ниву»

В Чайковском трое мужчин после неудавшейся попытки угона ВАЗа из двора дома угнали из ближайшего автокооператива «Ниву». Как выяснилось, транспортное средство мужчинам понадобилось, чтобы добраться до соседнего населенного пункта, где их ждали знакомый и выпивка.

Ср 19 февраля 2020, 17:08

Комментариев: 1

Велосипеду – 200 лет

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез, лесничий создал первый двухколёсный самокат,  который он назвал «машиной для ходьбы».

Ср 22 февраля 2017, 12:39

Комментариев: 0

www.chaikovskie.ru

Когда праздник Сдвижение? :: SYL.ru

Праздник Сдвижение, или Воздвижение Креста Господня, – это один из двенадцати важных православных праздников. Его начали отмечать только спустя три века после распятия Иисуса. В те времена была направлена экспедиция, ее целью было отыскать крест, на котором распяли Спасителя. Возглавила экспедицию царица Елена. После долгих поисков ей удалось отыскать святыню и вернуть православному народу. В честь этого события 27 сентября стали праздновать Сдвижение, ставшее одним из самых почитаемых христианами праздников.

История праздника

Император Константин Великий первым из царей прекратил гонения на христиан. Он одержал победу в трех войнах над врагами. Ему явилось в небе Божье знамение – Крест. На нем была надпись «Сим победиши». После этого Константин решает отыскать Крест, на котором был распят Христос.

Поиски были непростыми. Римские язычники пытались уничтожить все упоминания о священных местах, где был распят и воскрес Христос. Император Адриан засыпал землей Гроб Господень и Голгофу. На получившемся холме он установил капище богини Венеры и статую Юпитера.

Однако это не остановило поиски. В результате раскопок в 326 году был найден Гроб Господень, а недалеко от него - три креста. По одной из легенд, истинный Крест был найден путем прикладывания к больному человеку поочередно всех трех распятий. После того, как приложили очередной крест, больной исцелился.

Есть другое предание, в котором говорится о воскрешении умершего, которого несли по улице для погребения. После соприкосновения с Крестом человек воскрес.

Праздник Сдвижение имеет в основе еще одно важное событие – возвращение из персидских земель. Царь Хозрой в седьмом веке захватил Иерусалим. Там он разграбил храм Воскресения. Из него были изъяты все сокровища и святыни. В 628 году царь Ираклий после победы над персами обнаружил Крест и принес его в Иерусалим, где 14 сентября состоялось его воздвижение.

Когда праздник

Какого числа праздник Сдвижение по новому календарю? Праздник отмечается 27 сентября. С этого периода осень начинает передавать права зиме. Когда церковный праздник Сдвижение пройдет, наступают заморозки. Днем будет еще тепло, а по утрам и вечерам люди начинют одеваться теплее.

Особенности праздника

От других христианских праздников Сдвижение отличается радостью. В этот день Крест, на котором был распят Христос, вернулся спустя множество лет. Он символизирует память всего человечества о страшных страданиях, которые ему выдалось пережить, оставаясь до последних мгновений своей жизни верным своему Отцу.

Праздник Сдвижение – символ дани Христу, символ веры. Не жалея себя, ценой собственной жизни, Христос искупил грехи всех людей планеты.

Считается, что Крест имеет большую силу. Он способен исцелять от разных недугов, защищает от нечистой силы. Он помогает найти в сердце надежду, любовь, смирение, а также оценить отношение к живым людям.

У каждого человека есть предназначение в жизни: встречаются преграды, пройдя через которые люди находят свое место в жизни. Каждый несет свою ношу, и зачастую она кажется неподъемной, несправедливой.

Если же представить, каким сильным был Христос и какие муки он пережил, то обыденная жизнь понимается яснее, а тяжелые проблемы кажутся вполне решаемыми.

К православному празднику Сдвижения готовятся заранее: читают молитвы, ходят на службы в храмы. Главная икона, которой молятся в этот день, – икона «Воздвижение Креста Господня». На ней изображено место, где царица Елена, мать императора Константина, нашла Крест. Эта икона помогает избавиться от болезней.

Традиции

Религиозные традиции всегда строго почитались, были разные приметы, которые чтились всеми христианами.

  • На праздник Сдвижение в церкви покупали три свечи и несли их домой. Этими свечами крестили углы дома. Считается, что это оберегает дом и его жителей от нечистой силы, плохого глаза.
  • На двери дома наносили кресты для защиты имущества.
  • Считается, что нельзя делать на праздник Сдвижение никакой работы. К этому дню крестьяне заканчивали все земляные работы: готовили к пашне.
  • Считается, что в этот день нужно сватать невесту. Она должна читать особую молитву, в которой просила бы подарить ей счастливую семейную жизнь, поддержку и взаимопонимание. Если 27 сентября выпадает плохая погода, то принято ходить в гости, а в солнечный и недождливый день устраивают массовые гуляния.
  • На Сдвижки обязательно соблюдают строгий пост. В этот день нельзя есть пищу животного происхождения, рыбу. А вот все, что выращено на земле, приветствуется. Раньше в этот день готовили блюда из капусты, чечевицы, пекли пироги, лепили вареники, делали изумительные капустные запеканки, голубцы с грибами.
  • Если в праздник раздать милостыню, то можно искупить свои грехи, очиститься от злых помыслов.

Старейшины видели, как после празднования Воздвижения теплые дни уходили. С этого момента утро и вечер становились холодными, и только днем еще можно было погреться под лучами теплого солнца.

Чтобы не нагрешить

На праздник Сдвижение какого только пиршества не устраивали: и свадьбы, и массовые гуляния, пир урожая! Но главное:

  • Нельзя браться за новое дело. Если таковое начать, то оно будет гиблым и закончится неудачей, конфликтом.
  • Запрещается повышать голос, ругаться.
  • Под запретом рукоделие.
  • Запрещается открывать окна, двери, иначе в них могут забраться змеи на зимнюю спячку. Считается, что на праздник Сдвижение змеи уходят в спячку, подыскивают себе тепленькое местечко.

Нельзя ходить в лес на Сдвижки. Считается, что тот, кто туда отправится, пропадет.

Приметы

Приметы Сдвижения:

  • В этот день последние птицы улетают на зимовку.
  • Если не поститься в день Сдвижения, то постигнут семь грехов.
  • Осень к зиме быстрее движется.
  • На Сдвижение дом избавляют от нечисти.

27 сентября нужно следить за гусями. Если они будут лететь высоко, то весной будет сильное наводнение. Если же в день Сдвижения подует холодный ветер – лето придет теплое.

Икона

Существующий в настоящее время вариант иконы получили в пятнадцатом веке. Изображение представляет собой многолюдную сцену, позади которой находится храм. В самом центре располагается партиарх, держащий над головой крест. Его украшают веточки растений.

На первом плане иконы изображены святители, певцы и люди, пришедшие поклониться святыне. Справа изображаются царь Константин и его мать, великая Елена. Иногда изображаются образы, которые помогли выявить настоящий Крест из трех найденных: покойник, который воскрес от прикосновения святыни, больной человек, вылечившийся от недуга.

Вариантов изображений иконы множество. Более ранние варианты изображают Елену и Константина, держащих Крест или же стоящих по обе стороны от него. Есть варианты исполнения, где царь и царица изображены по обе стороны от патриарха, держащего Крест. Позже этот вариант дополнился изображением царя Алексея и царицы Евдокии. Этот вариант становится самым распространенным.

Икона «Воздвижение Креста Господня» рассказывает об обретении Еленой, матерью римского императора Константина, святыни. После распятия, воскресения и вознесения Христа, орудие пыток было утрачено. Отыскать его удалось спустя столетия царице Елене. Это отображается на иконе.

Икона «Воздвижение Креста Господня» способна исцелять от любых недугов. Если искренне молиться Кресту, то любой недуг отступит. Образ помогает исцелиться от бесплодия, вылечить кости и суставы, избавиться от мигреней, зубных болей, а также избавиться от различных неизлечимых болезней.

В честь праздника

Император Константин в Иерусалиме построил храм, посвященный Воскресению Христа. Его возводили десять лет. 26 сентября 335 года церковь освятили, а на следующий день, 27 сентября, установили празднование в честь Воздвижения Креста.

Сдвижение - великий праздник. В этот день змеи отправляются спать, а люди должны праздновать, радоваться. Есть поверье, что если в этот день человека укусит какая-либо змея, то она погибнет зимой.

В этот день еще интересно то, что во время богослужения Евангелие читается не в середине храма, а в алтаре.

www.syl.ru

27 сентября — Здвиженье змей к матери своей


В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

«Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках, которые сопровождались шутками и байками.


По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.


А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам".

Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".

Энциклопедия суеверий

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».


По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой» ), обычно заканчивающийся песнями и плясками.

Вообще, капустники воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках.

К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии. Так, например, на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах вдобавок к этому устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради защиты домашней скотины от медведей и волков. В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие как обряд «прогона мух» и т.п.

Краткая энциклопедия славянской мифологии

Клубок змей на дереве:


polsergmich.blogspot.com

Когда отмечается Сдвижение? Праздник Сдвижение: традиции и обряды

Для православных людей конец сентября является временем наступления великого праздника Сдвижения (Воздвижение Животворящего, Честного Креста Господа). Это двунадесятый праздник, который установили в память того, что святая Елена обрела тот самый Крест, на котором когда-то распяли Иисуса Христа.

Праздник Сдвижение. Описание и легенды

В 326 году, по легенде, проводились раскопки на месте, где раньше была Голгофа. Именно тогда нашли пещеру Гроба Господня, и совсем близко от нее находилось три креста. Определить, какой именно крест принадлежал Иисусу, удалось благодаря больной женщине. Несчастная прикоснулась к одному из них, и ее недуг сразу же прошел. Это было настоящее чудо.

Есть еще одна легенда, которая гласит о том, что мимо крестов проносили умершего, чтобы провести обряд погребения, и его рука случайно дотронулась до креста. Как только это произошло, покойный ожил, и так смогли определить, какой именно крест принадлежал сыну Господа.

А затеял поиск Святого Креста правитель Константин. Перед этим ему во сне явился Иисус Христос и сказал, что если тот изобразит на своих флагах крест, то победа будет за ним. После того как Константин выиграл битву, он поклялся, что будет максимально распространять христианство по миру. На поиски места, где была Голгофа, он отправил Елену, которой потребовалось немало времени, чтобы достичь цели. После того как крест был найден, правитель приказал воздвигнуть храм с кусочком этого креста. Он сохранился по сей день и считается одной из величайших святынь христианства.

История

Сдвижение - церковный праздник, он считается последним днем бабьего лета. Как только крестьяне заканчивают праздновать, наступают холода, и осень вступает в свои законные права, это неотъемлемая часть природы. В былые времена считалось, что в честь этого праздника стоит воздвигнуть часовню или церквушку, поэтому православные люди часто занимались подобными постройками именно 27 сентября.

Кроме того, еще в давние времена на Руси в этот праздник воздвигали придорожные кресты. Этот обычай поддерживается до сих пор, считается что крест, воздвигнутый на православный праздник Сдвижение, показывает благодарность людей Богу за то, что он защищает их от зла и всех напастей. К тому же в дальнейшем он будет оберегать селение от злых сил и навеянных бед.

Молитвы

Сдвижение - церковный праздник, и в это время православные совершают крестовые ходы, поскольку предание гласит, что такие походы помогут защитить народ от напастей и бед на протяжении всего последующего года. Те верующие, которые имели свои поля и угодья, обходили их, держа в руках иконы, произнося молитвы о будущем урожае, чтобы он был хорошим.

За здравие больных людей также молятся именно в этот день. Считается, что в честь праздника Господь услышит их и подарит заболевшему прощение, лишив его всех недугов. Это связано с легендами и поверьями о целебной силе воскрешения Животворящего Креста. По народным приметам, в этот день молитва может и со смертного ложа поднять.

Битва добра и зла

Предания также гласят о том, что во время Сдвижения происходит битва между двумя силами, добрыми и злыми. И когда противостояние только набирает обороты, темные силы начинают побеждать. По преданию, земля начинает трястись, и из нее появляется Святой Крест Господень, и добро начинает побеждать зло. Считается, что в это время всю землю заливает небесный свет, очищая ее от нечисти. Лучи света, исходящие от этого креста, сжигают зло полностью, спасая простой народ от лукавого. И победу обретает все праведное и чистое. И каждый год происходит эта битва в знак доказательства того, что все добро всегда будет побеждать темные силы. Многие интересуются тем, праздник Сдвижение какого числа отмечается, чтобы точно знать, когда происходит эта вечная борьба.

Частично этот момент мистифицирован в некоторых селениях. Так, есть поверье, что в эту ночь обязательно нужно закрывать подвалы и погреба. Во время битвы свет загоняет всю нечисть под землю, и когда борьба еще продолжается, темные силы могут воспользоваться человеческими строениями и пересидеть битву, чтобы потом вылезти через них. До сих пор в некоторых селах закрывают все места, способные скрыть нечисть от яркого света Креста.

Капустницы

С давних времен праздник Сдвижения в народе начали называть капустницами. Практически все высказывания того времени связывали капусту со Сдвижением. Этот овощ всегда был в почете в простонародье, о чем говорит множество пословиц и поговорок того времени. Также капустниками называли праздники, которые устраивала молодежь в честь Сдвижения. В давние времена на Руси девушки надевали свои самые яркие наряды и ходили по соседям, так сказать, рубить капусту. При этом они пели веселые песни и веселились, а в домах, куда они заходили, их угощали пивом, сладким медом и другими яствами. Чтобы воссоздать старые традиции, для многих важно знать, праздник Сдвижение какого числа нужно отмечать.

При этом все молодые парни смотрели на девушек и искали среди них себе будущую невесту. Ближе к вечеру, когда ритуал с капустой был уже закончен, все это перерастало в гуляния и празднество. Нередко после таких мероприятий играли свадьбы, причем на Покров, в середине октября.

Сдвижение - праздник (какого числа он наступает, интересуются до сих пор) очень важный. С конца сентября и до Покрова устраивали капустные вечеринки. Считается, что Воздвиженские капустники - это именно девичий праздник. Когда вечером сходились парни в поиске невест, среди гостей обязательно был тот, кто уже приглянулся девушке. Существует даже специальный заговор, который девицы на выданье читали семь раз на Сдвижение, чтобы парень, который нравится, тоже оценил красоту избранницы.

Пост

Хоть Сдвижение - праздник двунадесятый, в этот день все равно нужно соблюдать строгий пост. Как утверждается в старых поговорках, не важно, на какой день недели выпадет это празднество, весь день должна быть постная еда. По церковным уставам, те, кто не соблюдает пост в этот день, получат по заслугам – на них воздвигнется семь грехов. Все дело в том, что люди постятся в память о мучениях, которые перенес Христос во время распятия.

Но все празднования посвящены тому, чтобы люди вспоминали об обретении Креста. Поскольку до сих пор отмечают Сдвижение (праздник), что нельзя делать в этот период, интересуются многие православные люди. Во время поста запрещается есть мясо, рыбу, а также любые молочные продукты и яйца. Тот, кто соблюдает этот пост, может рассчитывать на прощение всех семи смертных грехов.

Советы Апостола Павла

По словам церковнослужителей, апостол Павел призывал православных со смирением нести свой Крест. То есть принимать все обиды за Иисуса, при этом не удивляться предательству самых близких и родных людей, спокойно относиться к неприятностям, полученным от друзей. При этом важно сохранять смиренность, не желать им ни зла в ответ, ни смерти, и искренне молиться. Нужно чтобы откровенность молитвы была равносильна тому, как молился Христос на кресте. То есть Апостол призывает всех не забывать о том, что каждый заслуживает прощения, ибо не ведает он, что творит. В этом и заключается вся суть описываемого праздника.

На Сдвижение (праздник) что нельзя делать, так это отворачиваться от традиций, очень важно найти собственный крест каждому человеку. Ведь все мы с учетом ритма нашей жизни заваливаем личные кресты мусором, и часто они лежат у нас на самом дне. Мы загрязняем наши чистые души всем тем, что так милостиво преподносит нам лукавый, и поэтому важно понять для самих себя, какой крест мы несем. Каждый из нас выполняет свою особую миссию на земле, и не стоит забывать о том, какова она. Нужно открыть душу миру и делать все для исполнения нашего предназначения. Нужно помнить, что Господь помогает нам нести наш крест, и если мы исполняем его волю, он всегда делает препятствия на нашем пути легче.

Бдение

В церквях сохранилась старинная традиция на день Воздвижения, которая называется бдением и Литургией. Отличием от других празднеств является то, что служить нужно всю ночь. Кульминацией этого события считается момент, когда священнослужитель, облаченный в фиолетовое одеяние, выносит Крест. Каждый, кто молится в храме, должен поцеловать святой предмет, после чего получить помазание святым елеем. После чего Крест кладут на аналое, где он находится до дня отдания Сдвижения – 4 октября.

Поверья

По народным поверьям, в этот день нельзя ходить в лес, поскольку именно на Сдвижение змеи и другие лесные обитатели готовятся к зиме. Считается, что Сдвижение – праздник, в ночь которого Леший пересчитывает всех обитателей чащи, и обычному человеку лучше не видеть этого. Таким образом, выходит, что ночные прогулки могут быть крайне опасны. Не рекомендуют также праведным верующим начинать значительные дела, поскольку все они будут не окончены и пойдут прахом. Как видите, имеет немалое значение Сдвижение (праздник). Можно ли работать в этот день? Ответ – можно, ведь заготовка капусты – это тоже труд.

Чтобы защититься от злых сил, в старину на каждой двери в доме рисовали крест. Кроме того, чтобы сберечь скот от напастей, к нему в ясли укладывали деревянные крестики. Те, кто не заготовил специального креста, клали две веточки рябины, перекрещенные и скрепленные между собой.

Очистка дома от негатива

Кроме празднования и поста очень важным моментом на Сдвижение (праздник, который раньше отмечали все) является очистка дома от негатива и темных сил. Для этого со старых времен в церкви покупают три свечи и ставят их вместе, поджигая. После чего берут святую воду и окропляют в доме все углы крестообразными движениями. В этот момент нужно трижды прочесть «Отче наш» от чистого сердца, надеясь на то, что Господь поможет очистить дом от напастей и зла.

Приметы

Относительно этого праздника существует огромное количество примет. В основном они связаны с насущными делами народа. Есть приметы, относящиеся к заготовке капусты к зиме, говорящие о том, что у хорошего хозяина в этот день обязательно будет пирог с капустой. Все дело в том, что в старые времена действительно все заготавливали этот овощ на зиму именно на Сдвижение, поэтому имеется так много традиций на этот праздник.

Также существуют приметы, которые касаются походов в лес и змей. Они в основном призваны предостеречь народ от необдуманных решений. Сдвижение - праздник, содержащий много предупреждений. Ведь змеи, которые ищут себе ночлег, достаточно агрессивны, они могут навредить случайному путнику.

Также приметы призывают закрывать все двери в домах, чтобы змеи и другие насекомые не влезли зимовать в жилище.

И последняя часть примет относится к надвигающимся холодам. Воздвижение напрямую относится к окончанию бабьего лета, и после него по ночам начинаются заморозки. Поэтому приметы предупреждают людей о том, что стоит теплее одеваться по утрам и вечерам, чтобы не простыть.

fb.ru

Змеи — Википедия

Змеи

1-й столбец: рогатый гремучник, южный крючконосый уж, Bungarus candidus, собакоголовый удав, цейлонская бойга и точечная ошейниковая змея
2-й столбец: Boaedon lineatus, обыкновенная ремневидная змея, маисовый полоз, очковая змея, обыкновенный уж и береговая гоферовая змея
3-й столбец: длиннорылая плетевидка, Micrurus baliocoryphus, зелёный питон, колючая кустарниковая гадюка и Phrynonax poecilonotus

промежуточные ранги

Подотряд: Змеи

Serpentes Linnaeus, 1758

Зме́и (лат. Serpentes) — подотряд класса пресмыкающихся отряда чешуйчатые. Змеи обитают на всех континентах, кроме Антарктиды и нескольких крупных островов, таких как Ирландия и Новая Зеландия, а также множества мелких островов Атлантического океана и центральной части Тихого океана[1]. Некоторые змеи ядовиты, но неядовитые представлены бóльшим количеством видов. Ядовитые пользуются ядом в первую очередь для охоты (чтобы убить жертву), а не для самозащиты. Яд некоторых видов достаточно силён, чтобы убить человека. Неядовитые змеи либо заглатывают добычу живьём (ужи), либо предварительно убивают (удушают) её (полозы, удавы). Самые крупные известные змеи из ныне живущих на Земле — сетчатый питон и водяной удав анаконда. Длина самых мелких змей из ныне живущих — Leptotyphlops carlae — не превышает 10 сантиметров[2]. Размер большинства змей не превышает одного метра[3].

Изучением змей занимается серпентология.

Змеи произошли от ящериц и являются монофилетической группой[4][комм. 1]. По молекулярным данным, ближайшие их родственники среди современных ящериц — игуанообразные и веретеницеобразные, образующие вместе с ними кладу Toxicofera[en]. Некоторые морфологические исследования указывают на то, что в эту кладу входят и мозазавры, причём они являются сестринской группой змей[5].

Древнейшие известные (на 2014 год) ископаемые остатки змей происходят из среднеюрских отложений Англии (около 167 млн лет назад, Eophis underwoodi)[6]. С верхнего мела остатки становятся относительно многочисленными[7].

Эволюция змей сопровождалась существенными изменениями в высококонсервативном регуляторном участке, отвечающем за включение экспрессии гена SHH (Sonic hedgehog). В результате замен и делеций внутри энхансера оказались «испорчены» или утрачены сайты связывания транскрипционных факторов, и ген SHH перестал включаться в тех зонах эмбриона, где у всех остальных позвоночных, от хрящевых рыб до млекопитающих, формируются почки конечностей. Сам ген и другие его регуляторные области остались при этом консервативными, как и следовало ожидать, исходя из многофункциональности гена SHH[8].

Внешний вид[править | править код]

Тело удлинённое, без конечностей. Длина тела от 10 см до ≥7 м.

От безногих ящериц змеи отличаются подвижным соединением левой и правой частей челюстей (что даёт возможность заглатывать добычу целиком), отсутствием подвижных век, барабанной перепонки и плечевого пояса.

Кожа[править | править код]

Тело змеи покрыто чешуйчатой кожей. Вопреки расхожему мнению (из-за возможной путаницы змей с червями) змеиная кожа сухая, а не влажная и слизистая. У большинства видов змей кожа со стороны живота особая и приспособлена для большего сцепления с поверхностью, облегчая перемещение. Веки змеи представлены прозрачными чешуйками и остаются постоянно закрытыми. Смена кожного покрова змеи называется шелушением или линькой. У змей кожа меняется одномоментно и одним слоем[9]. Несмотря на кажущуюся неоднородность, кожный покров змеи не является дискретным, и слущивание верхнего слоя кожи — эпидермиса — в процессе линьки напоминает выворачивание чулка наизнанку.

Форма и количество чешуек на голове, спине и животе зачастую является характерным для данного вида и используется в процессе идентификации в таксономических целях. Чешуйки называют главным образом в соответствии с их расположением на теле. У более развитых («продвинутых») змей (Caenophidia) широкие полосы ряда спинных чешуек соответствуют позвонкам, что позволяет сосчитать позвонки змеи без вскрытия. Глаза змеи покрывают специальные прозрачные чешуйки (Brille) — неподвижные веки. Таким образом, их глаза фактически всегда остаются открытыми, даже во время сна. Однако они могут быть прикрыты кольцами тела.

Линька[править | править код]

Процесс линьки (шелушения) змеи решает ряд задач. Во-первых, это замена старых, изношенных клеток кожного покрова змеи. Во-вторых, он позволяет на какое-то время избавиться от паразитов, например клещей. В-третьих, некоторым животным (например, насекомым) линька позволяет расти. Однако в случае змей значение линьки для роста было оспорено[11].

Линька происходит периодически в течение всей жизни змеи. Перед линькой змея перестаёт есть и часто скрывается, перемещаясь в безопасное место. Незадолго до линьки кожа становится тусклой и сухой на вид, а глаза становятся мутными или синего цвета. Внутренняя поверхность старой кожи разжижается. Это приводит к тому, что старая кожа отделяется от новой, расположенной под ней. Через несколько дней глаза проясняются, и змея «выползает» из своей старой кожи. При этом старая кожа лопается в области рта, и змея начинает извиваться, используя силу трения и опираясь на шероховатую поверхность. Во многих случаях процесс сброса старой кожи (пилинг) осуществляется назад по ходу тела (от головы до хвоста) единым фрагментом, как при выворачивании носка наизнанку. Новый, более крупный и яркий слой кожи оказывается снаружи[12].

Взрослые (старшие) змеи способны менять свою кожу только один или два раза в год. Однако более молодые особи, которые продолжают расти, могут линять до четырёх раз в год[12]. Сброшенная кожа является идеальным отпечатком внешнего покрова. Если она осталась неповреждённой, по ней обычно можно определить вид змеи. Благодаря периодическому обновлению кожи змея стала символом исцеления и медицины (изображение на жезле Асклепия)[13].

Скелет[править | править код]

Скелеты змей радикально отличаются от скелета черепахи, состоящего в основном из расширенной грудной клетки.

Череп змей диапсидный, но обе височные дуги отсутствуют. Мозговая коробка спереди имеет окостенение[14], что защищает мозг при заглатывании крупной добычи. Череп большинства змей отличается сильным развитием кинетизма, то есть многие кости черепа подвижны относительно друг друга. У змей очень подвижны квадратные, соединённые с ними чешуйчатые, а также верхнечелюстные, верхневисочные, нёбные и крыловидные кости, которые соединены с мозговой коробкой эластичными связками[14]. Угловая, надугловая и сочленовная кости нижней челюсти сросшиеся, а между ними и зубной костью присутствует подвижное сочленение. Обе половины нижней челюсти соединены эластичной связкой. Такая система подвижно сочленённых костей способствует чрезвычайно широкому раскрыванию рта, что необходимо для заглатывания крупной добычи целиком, а также обеспечивает возможность независимых движений правой и левой половин челюстного аппарата при проталкивании добычи в глотку с поочередным перехватыванием. Всё это позволяет змеям заглатывать относительно очень крупную добычу, по размерам часто превышающую толщину туловища змеи[15].

Зубы змей расположены на зубных, верхнечелюстных, крыловидных и иногда на предчелюстных костях. Зубы острые и тонкие, приросшие к краям челюстных костей или соединённые с челюстью при помощи особых связок. У ядовитых змей на верхнечелюстных костях расположены крупные острые, загнутые назад ядовитые зубы. Такие зубы имеют бороздку на передней поверхности или внутренний канал, по которым яд при укусе попадает в рану[15]. У гадюковых змей за счет подвижности укороченных верхнечелюстных костей ядовитые зубы могут вращаться на 90°. Ядовитые зубы в некоторых случаях (у габонской гадюки) достигают длины 4,5 сантиметров.

Змеи отличаются большим количеством позвонков (от 200 до 450).

Грудины, как и грудной клетки, нет, при заглатывании пищи рёбра раздвигаются. Плечевой пояс отсутствует. Рудименты тазового пояса сохраняются у некоторых примитивных семейств змей.

Внутренние органы[править | править код]

Схематичное изображение внутренних органов змеи: 1 — пищевод, 2 — трахея, 3 — трахейное лёгкое, 4 — рудиментарное левое лёгкое, 5 — правое лёгкое, 6 — сердце и вилочковая железа, 7 — печень, 8 — желудок, 9 — воздушный (плавательный) мешок, 10 — жёлчный пузырь, 11 — поджелудочная железа, 12 — селезёнка, 13 — кишечник, 14 — семенники, 15 — почки.

Внутренние органы имеют вытянутую форму и расположены асимметрично. Кроме того, некоторые из парных органов утратили одну половину и стали непарными. Например, у наиболее примитивных змей развиты оба лёгких, но при этом правое всегда больше левого; у большинства змей левое лёгкое совсем исчезает либо рудиментарно. Гадюки и некоторые другие змеи, помимо правого лёгкого, имеют еще и так называемое трахейное лёгкое, образованное расширенной задней частью трахеи. Само же лёгкое в своей задней части преобразовано в тонкостенный резервуар для воздуха. Водяным змеям оно служит плавательным пузырём. Он очень растяжим, и змея может сильно раздуваться при вдохе, а при выдохе может издавать громкое и продолжительное шипение.

Сердце змей расположено в области раздвоения трахеи и заключено в сердечную сумку — перикард. В связи с отсутствием диафрагмы сердце способно перемещаться, что защищает его от возможного повреждения при прохождении крупных жертв по пищеводу. Сосудистая система змей также имеет особенности. Селезёнка с прикреплённым к ней жёлчным пузырём, а также поджелудочная железа фильтруют кровь. В сердечно-сосудистой системе змей имеется уникальная почечная портальная система — кровь от хвоста змеи проходит через почки, прежде чем вернуться к сердцу. Вилочковая железа находится в жировой ткани выше сердца и отвечает за выработку иммунных клеток в кровь. Лимфатические узлы у змей отсутствуют[16].

Пищевод змей очень мускулист, что облегчает проталкивание пищи в желудок, который представляет собой удлинённый мешок, переходящий в сравнительно короткий кишечник.

Почки сильно вытянуты в длину, а мочевой пузырь отсутствует. Семенники тоже удлинены, а копулятивный орган самцов представляет собой парные мешки, обычно снабженные различными по величине и форме шипиками. Эти мешки лежат под кожей позади анального отверстия и выворачиваются наружу при возбуждении. В яйцеводах змей четыре отдела: воронка, белковая часть, яйцевая камера и матка. Белковый отдел яйцеводов змей по гистологической структуре сходен с аналогичным отделом яйцевода птиц, но заметно короче него. В яйцевой камере яйца находятся весьма долго. В это время яйцевая камера играет роль инкубатора: снабжает яйца влагой и обеспечивает газообмен зародыша.

Органы чувств[править | править код]

Обоняние[править | править код]

В поисках добычи змеи отслеживают запахи, используя раздвоенный язык для сбора частиц из окружающей среды и затем передавая их на анализ в ротовую полость (а точнее, в вомероназальный орган или орган Якобсона)[17]. Змеиный язык постоянно находится в движении, отбирая пробы частиц воздуха, почвы или воды. Анализируя их химический состав, он позволяет обнаружить добычу или хищника и определить их положение. У змей, обитающих в воде (например, у анаконды), язык эффективно функционирует под водой. Таким образом, он даёт возможность направленного обоняния и определения вкуса одновременно[17].

Зрение[править | править код]

Глаза змей защищены сросшимися прозрачными веками. Их зрение варьирует в широких пределах — от способности только отличить свет от тьмы до довольно острого. Вообще говоря, оно направлено не столько на получение резкого изображения, сколько на отслеживание движения[18]. Как правило, зрение хорошо развито у древесных змей и слабо — у роющих (ведущих в основном подземный образ жизни). Некоторые змеи (например, Ahaetulla) обладают бинокулярным зрением — способны наводить оба глаза на одну точку. Фокусировка глаза у большинства змей осуществляется путём движения хрусталика относительно сетчатки, в то время как у большинства остальных амниот — путём изменения его кривизны.

Тепловая чувствительность[править | править код]

По сравнению с другими пресмыкающимися у змей наиболее развитый орган тепловой чувствительности. Он находится на лицевой ямке между глазом и носом с каждой стороны головы. Гадюки, питоны, удавы обладают чувствительными рецепторами, расположенными в глубоких канавках на морде. Они позволяют им «видеть» тепло, излучаемое теплокровной добычей (например, млекопитающими). Другие представители оснащены тепловыми рецепторами, выстилающими верхнюю губу чуть ниже ноздрей[17]. У ямкоголовых змей термолокаторы позволяют определять даже направление источника теплового излучения. При этом они воспринимают инфракрасное излучение, исходящее от окружающих предметов, именно по его тепловому действию[19].

Вибрационная чувствительность[править | править код]

Наружное и среднее ухо (в том числе слуховое отверстие и барабанная перепонка) у змей отсутствуют, однако они ощущают вибрацию земли и звуки (хотя и в довольно узком диапазоне частот)[20][21]. Части тела, находящиеся в прямом контакте с окружающей средой, очень чувствительны к вибрации. Благодаря этому змеи чувствуют приближение других животных[17].

Распространение[править | править код]

Змеи освоили практически все жизненные пространства Земли, кроме воздушного. Они встречаются на всех материках, кроме Антарктиды. Змеи распространены от Полярного круга на севере до южной оконечности Американского материка. Особенно многочисленны они в тропических областях Азии, Африки, Южной Америки и в Австралии[источник не указан 1111 дней]. Отсутствуют на высоких широтах (в том числе в Гренландии и Исландии), а также в Ирландии и Новой Зеландии[22].

Предпочитают обитать на территориях с жарким климатом. Обитают в различных экологических условиях — лесах, степях, пустынях, в предгорьях и горах.

Змеи в основном ведут наземный образ жизни, но некоторые виды живут под землей, в воде, на деревьях. При наступлении неблагоприятных условий (например, при похолодании) змеи впадают в спячку.

Питание[править | править код]

Все известные змеи — хищники. Питаются разнообразными животными: позвоночными и беспозвоночными. Существуют виды змей, которые специализируются на поедании определённого вида добычи, то есть стенофаги. Например, глянцевый рачий уж (Liodytes rigida) питается почти исключительно речными раками, а африканские яичные змеи (Dasypeltis) — только яйцами птиц.

Неядовитые змеи заглатывают добычу живьём (например, ужи) либо предварительно умертвляют её, сжимая челюстями и придавливая телом к земле (стройные полозы) или удушая в кольцах тела (удавы и питоны). Ядовитые змеи убивают добычу, вводя в её тело яд при помощи специализированных ядопроводящих зубов.

Змеи, как правило, заглатывают добычу целиком. Механизм заглатывания состоит в попеременном движении правой и левой половинами нижней челюсти (змея как бы натягивает себя на добычу).

Половое поведение и размножение змей[править | править код]

Большинство змей размножаются откладкой яиц. Но некоторые виды яйцеживородящие или живородящие.

Основные группы змей — Scolecophidia (слепые змеи, 1 надсемейство) и Alethinophidia (все остальные змеи, 5 надсемейств). Иногда им придают ранг инфраотрядов. Alethinophidia делят на Caenophidia (высшие и бородавчатые змеи) и Henophidia (все остальные)[23].

По данным базы The Reptile Database, по состоянию на февраль 2017 года известен 3631 вид змей[24]. Их объединяют в более 20 семейств и 6 надсемейств (4 семейства пока не включены ни в одно надсемейство)[25]. Ядовитые змеи составляют около четверти известных видов.

Ископаемые виды[править | править код]

Одно из вымерших семейств змей — Madtsoiidae. К нему относится, в частности, найденный в 1987 году и описанный в 2010 году Sanajeh indicus. Он жил около 67 миллионов лет назад (в маастрихтском веке мелового периода) и имел длину 3,5 метра. Вместе с его костями были обнаружены ископаемые остатки скорлупы. Это первое свидетельство того, что змеи поедали яйца и детёнышей динозавров[26]. К этому же семейству отнесён Najash rionegrina, живший на территории Аргентины в меловом периоде, около 95 миллионов лет назад (сеноман). Его остатки были найдены в 2006 году[27].

Комментарии
  1. ↑ Вследствие этого кладистика рассматривает змей как подгруппу ящериц.
Источники
  1. ↑ Snakes: A Natural History / Ed. by Roland Bauchot. — New York City: NY, USA: Sterling Publishing Co., Inc., 1994. — 220 p. — ISBN 1-4027-3181-7.
  2. S. Blair Hedges. At the lower size limit in snakes: two new species of threadsnakes (Squamata: Leptotyphlopidae: Leptotyphlops) from the Lesser Antilles (англ.) // Zootaxa : journal. — 2008. — 4 August (vol. 1841). — P. 1—30.
  3. ↑ Boback, S. M.; Guyer, C. (2003). «Empirical Evidence for an Optimal Body Size in Snakes». Evolution 57 (2): 345. doi:10.1554/0014-3820(2003)057[0345:EEFAOB]2.0.CO;2. ISSN 0014-3820. PMID 12683530. (англ.)
  4. Vitt L. J., Caldwell J. P. Herpetology: An Introductory Biology of Amphibians and Reptiles. — 4 ed. — Academic Press, 2014. — P. 7, 108–112, 556–558, 598. — 776 p. — ISBN 9780123869203.
  5. Reeder T. W., Townsend T. M., Mulcahy D. G. et al. Integrated Analyses Resolve Conflicts over Squamate Reptile Phylogeny and Reveal Unexpected Placements for Fossil Taxa (англ.) // PLOS One (англ.)русск. : journal. — Public Library of Science, 2015. — Vol. 10, no. 3. — doi:10.1371/journal.pone.0118199. — PMID 25803280.
  6. Caldwell M. W., Nydam R. L., Palci A., Apesteguía S. The oldest known snakes from the Middle Jurassic-Lower Cretaceous provide insights on snake evolution (англ.) // Nature Communications (англ.)русск. : journal. — Nature Publishing Group, 2015. — Vol. 6. — doi:10.1038/ncomms6996.
  7. Head J. J. Fossil calibration dates for molecular phylogenetic analysis of snakes 1: Serpentes, Alethinophidia, Boidae, Pythonidae (англ.) // Palaeontologia Electronica (англ.)русск. : journal. — Coquina Press, 2015.
  8. Романовская Т. Змеи потеряли ноги из-за выключения гена Sonic hedgehog (неопр.). Элементы (3 ноября 2016). Дата обращения 30 декабря 2016.
  9. ↑ Smith, Malcolm A. The Fauna of British India, Including Ceylon and Burma. Vol I, Loricata and Testudines. p. 30.
  10. ↑ Part III: Scales of Lizards and Snakes at WhoZoo. Accessed 4 December 2008.
  11. 1 2 General Snake Information Архивировано 25 ноября 2007 года. at South Dakota Game, Fish and Parks. Accessed 4 December 2008.
  12. Wilcox, Robert A; Whitham, Emma M. The symbol of modern medicine: why one snake is more than two (англ.) // Annals of Internal Medicine : journal. — 2003. — 15 April (vol. 138, no. 8). — P. 673—677. — PMID 12693891.
  13. 1 2 Подотряд Змеи — Serpentes
  14. 1 2 Карташев Н. Н., Соколов В. Е., Шилов И. А. Практикум по зоологии позвоночных
  15. Mader, Douglas. Reptilian Anatomy (англ.) // Reptiles (англ.)русск. : magazine. — 1995. — June (vol. 3, no. 2). — P. 84—93.
  16. 1 2 3 4 Cogger (1991), p. 180.
  17. ↑ Reptile Senses: Understanding Their World.
  18. ↑ Учёные объяснили механизмы инфракрасного зрения змей
  19. ↑ Морозов В. П. Занимательная биоакустика. Изд. 2-е, доп., перераб. — М.: Знание, 1987. — 208 с. + 32 с. вкл. — С. 63-65
  20. Bishop D. W., Brown F. A., Jahn T. L., Ladd Prosser C., Wulf V. J. Comparative animal physiology (неопр.) / C. Ladd Prosser. — W. B. Saunders Company (англ.)русск., 1950. — С. 888.
  21. Owen J. Did St. Patrick Really Drive Snakes Out of Ireland? (неопр.). National Geographic (15 марта 2014).
  22. Lillywhite H. B. How Snakes Work: Structure, Function and Behavior of the World's Snakes. — Oxford University Press, 2014. — P. 17, 34–35. — 241 p. —

ru.wikipedia.org

Какого числа свадьба у змей?

В православии день 12 июня празднуется как день Исаакия, который по народному календарю ознаменовывает день змеиных свадеб, открывающий змеиный брачный сезон К середине июня змеи собираются в группы и после начинают размножаться. На Руси этот период называют «змеиные свадьбы» . В это время все змеи, в том числе и гадюки, становятся очень агрессивными. Количество укушенных змеями людей возрастает. а вот 27 СЕНТЯБРЯ - праздник - Воздвижение Честного и Животворящего Креста. По народным приметам, 27 сентября в лес вообще ходить нельзя - Сдвиженье - все гады выползают последний раз погреться на солнышке, а потом забиваются по норам на зимовку.

Оо Я кефир пила 20 мин назад Я молоко топор 30 ракет вперед Х)

она весной или после зимовки (я своих буду зимовать следующим летом чтоб дети зимой вышли ) какая осенью свадьба? им что под сугробами яйца инкубировать?

Приглашения пришлют вот тогда узнаешь

могу сказать какого числа у них отбой-27 сентября, лучше в этот день не ходить

Большое количество змей в лесу совпадает с православным праздником Воздвижения Креста Господня, в этом году - 27 сентября. Сам как-то поехал за грибами в этот день. Никогда больше не видел такого количества гадюк.

touch.otvet.mail.ru

С чем связаны массовые переселения змей? Были ли такие явления в истории?

."В селениях Тульской губернии замечают, что с [12 июня, дня Св. Исаакия] ...бродят змеи по лесам станицами и что их тогда убивать очень опасно. Поселяне думают, что змеи тогда идут поездом на свои свадьбы, и что каждому встречному готовы мстить без милосердия, и что от укушения змеи в этот день ни один колдун не может заговорить" .Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам". Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы". В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается.. . Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. - И оны прямо вот дорогой идут".

<a rel="nofollow" href="http://anomalia.kulichki.ru/photo/266.htm" target="_blank">http://anomalia.kulichki.ru/photo/266.htm</a>

Извените за историю, может вам будет интересно Одни из самых ярких образов змея в русской литературе принаделжат сказам Павла Петровича Бажова. Его Полоз и змеевки, а также змей Дайко из сказа «Золотые дайки» — представляют читателю Сказов практически все классические черты мифического змея: Мудрость. Великий Полоз с одного взгляда распознаёт в Костьке его слабину — жадность к золоту, которая и приводит юношу к гибели. Примечатепавльно, что последнее напутствие Полоза Костьке и Пантелею — Не жадничайте. Это демонстрирует, что Полоз не изначально злой дух (как в Библии) , а нейтральное существо. то же подтверждает и старик Семёныч, который и знакомит ребят с Полозом. Искушение/двойственность змеи/змея. В сказе «Змеиный след» дочка Полоза змеёвка изначально предстаёт перед Костькой в виде симпатичной девушки, от страсти к которой Костька и находит свою смерть, когда змеёвка предстаёт перед ним в змеином облике. Подобное существо, Ламию, можно встретить и у древних греков и римлян — девушку-змею, губящую юношей. В этом — двойственность змея/змеи, как духа подземного мира — из-под земли приходит как богатство, так и неупокоенные покойники… Связь змеи/змея с подземным царством. Не только Полоз — всему золоту хозяин, но и змей Дайко из сказа «Золотые дайки» — «страшный золотой змей» (отдалённый отголосок древне-славянского подземного бога Озема?) , и он также двойственнен, как и Полоз с дочками. С одной стороны он одаряет Глафиру с Перфилом золотом, а с другой — из-за золота и исчезает культура староверов на Урале, так как действительно набежали «бритоусы» и порушили всю их пустыню/отшельничество. С другой стороны, в сказе «Золотой Волос» , башкирский богатырь Айлып взяв в жёны дочь Полоза Золотой Волос, лишается возможности жить с ней в мире людей (отец-Полоз не даёт) , и должен спасаться с ней от Полоза под островом — в другом подземном царстве, где Полозу хода нет — и тоже стать подземным духом. Также в Сказе подчёркивается не-человеческая красота девицы Золотой Волос и её волшебные волосы. (Следует заметить, что и у другой «змееобразной» женьщины — Медузы-горгоны тоже были прекрасные волосы, пока Афина, небесное божество-Олимпийка, не превратила их в змей и вообще изуродовала Медузу, сделав её чудовищем.)

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также