Феофил кто это


Феофил — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Феофи́л (литературная норма)[1][2], церковное произношение Фео́фил (ст.‑слав. Ѳео́филъ от др.-греч. Θεόφιλος)[3][4][5][6][7][8] — мужское имя; в переводе с греческого языка — «боголюбивый»: др.-греч. Θεός — «Бог» + др.-греч. φίλος — «любимый, милый, дорогой, друг, приятель». Во многих европейских языках имя имеет женский аналог. В греческом женский аналог имени Феофил — др.-греч. Θεοφίλη[9]. В русском языке женский аналог данного имени — Феофи́ла[10]

Просторечные формы — Фефи́л, Фефе́л, Фефёл[1].

  • Феофил (I век) — адресат Евангелия от Луки и Деяний Святых Апостолов.
  • Феофил Антиохийский (? — не ранее 180—181 годов) — раннехристианский апологет II века, епископ Антиохийский.
  • Феофил Кесарийский (святитель) (II век) — епископ Кесарии Палестинской, святитель, память 5 марта.
  • Феофил Кесарийский (мученик) (IV век) — мученик, память 6 февраля.
  • Феофил (Годебский) (ок. 1680—1756) — униатский епископ пинско-туровский, владимиро-брестский XVIII века.
  • Феофил Готский (? - 341 год) — первый епископ готов.
  • Феофил Александрийский — патриарх Александрии (384—15.10.412)
  • Феофил (византийский император)
  • Феофил из Аданы — церковный служитель, пошедший на сделку с Дьяволом для обретения церковной власти
  • Феофил Кесарийский (епископ) (X век) — епископ Кесарии Палестинской, упоминается как пособник императора Романа Лакапина в 931 году.
  • Феофил Печерский, архиепископ Новгородский
  • Феофил (Богоявленский) (1886—1933) — епископ Русской Церкви, епископ Кубанский и Черноморский.
  • Феофил III (род. 1952) — епископ Иерусалимской православной церкви, Патриарх Иерусалимский.
  • Феофил (митрополит Новогрудский) (ум. 1330 г.)
  • Феофил (Горенковский) (1788—1853) — иеросхимонах Киево-Печерской лавры, Христа ради юродивый.
  • Феофил (Бендела) (1814—1875) — епископ Сербской православной церкви, митрополит Буковины и Далмации.
  • Феофил (Игнатович) (1726—1788) — епископ Русской православной церкви, епископ Черниговский и Новгород-Северский.
  • Феофил (Ионеску) (1894—1975) — епископ Румынской православной церкви, епископ Севрский.
  • Феофил — митрополит Литовский (1317—1330).
  • Феофил (Надеждин) (ум. 1865) — епископ Русской православной церкви, епископ Самарский и Ставропольский.
  • Феофил (Омучский) (ум. 1412) — преподобный РПЦ, основатель Омучской (позднее Феофиловой) Пустыни.
  • Феофил (Пашковский) (1874—1950) — епископ православной Северо-Американской митрополии, архиепископ Сан-Францисский и митрополит всея Америки и Канады.
  • Феофил Плачливый (или Слезоточивый; ум. ок. 1090) — преподобный инок Киево-Печерского монастыря.
  • Феофил (Раев) (1737—1811) — епископ Русской православной церкви, епископ Тамбовский и Шацкий.
  • Феофил (Татарский) (1767—1830) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический.
  • Феофил (Шаронин) (ум. 1868) — монах, блаженный.
  • Феофил II (XVIII век—1833) — Патриарх Александрийский.
  • Феофил Эдесский (695—785) — переводчик Гомера с греческого на сирийский язык.
  1. 1 2 Суперанская А. В. Словарь личных имён. — М.: АСТ-пресс книга, 2013. — 288 с. — (Малые настольные словари русского языка). — ISBN 978-5-462-01384-3.
  2. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. — Изд. 6-е, стер. — М.: АСТ-пресс книга, 2010. — С. 763. — (Фундаментальные словари). — ISBN 978-5-462-00766-8.
  3. ↑ Минея служба 9 марта
  4. ↑ Минея служба 6 марта
  5. ↑ «Триодь Постная» Служба в Неделю Торжества Православия Синаксарь
  6. ↑ Правила святых апостолов, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отцов. Репринтное воспроизведение издания 1893 года стр. 8
  7. ↑ Служебная Минея, месяц Март, набор дораскольного (дореформенного) издания: 6 и 9 числа. (в настоящее время книга используется, в том числе и в РПЦ, в богослужении совершаемом по старому обряду)
  8. ↑ Τῌ ΣΤ' ΤΟΥ ΑΥΤΟΥ ΜΗΝΟΣ Μνήμη τῶν Ἁγίων τεσσαράκοντα δύο Μαρτύρων τῶν ἐν τῷ Ἀμορίῳ, Θεοδώρου, Κωνσταντίνου, Καλλίστου, Θεοφίλου, Βασσώη καὶ τῆς συνοδίας αὐτῶν.
  9. ↑ Европейские имена, значение и происхождение
  10. ↑ например: игуменья Феофила (Лепешинская), настоятельница Богородично-Рождественской девичьей пустыни Калужской епархии Женский монастырь Богородично-Рождественская Девичья пустынь в селе Барятино

ru.wikipedia.org

Кто такой Феофил в Библии (Евангелие от Луки)?

Кто такой Феофил, о котором сказано в Библии (Евангелие от Луки). Для кого именно были написаны послания об Иисусе, для Феофила? Примечание: вопрос задал мусульманин, который пытается доказать, что Луке доверять не стоит, потому что мы не знаем даже того, для кого именно писалась эта книга. Это и определит характер приведенного ниже ответа.

то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. (От Луки 1:3,4)

Ответ:

В книге Деяний Лука обращается к Феофилу. Мы не знаем в точности кто такой Феофил. Ученые выдвигают различные версии. К содержанию самой книги это отношения не имеет. Стилистика написания произведения показывает однозначно характер открытого письма, предназначенного всем, не только лишь Феофилу.

Лука использовал обычный литературный прием того времени: обращение к конкретному человеку, несмотря на то, что расчет был на широкую аудиторию читателей. Интересно, что Коран написан в той же манере. Мухаммед обращался в письмах к конкретным людям, но понятно, что его намерение в том, чтобы прочли все, а не только адресаты, получатели письма. Кто именно были эти получатели писем-сур, как правило, не известно доподлинно. Но имеет ли это значение, если истинный адресат – широкие массы? В этом плане есть сходство и у Корана и у Книги Деяний.

 

Джон Окс

Перевод: Наталия Бруни

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".

Больше статей по теме


Христианские видео и ролики



  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Христианские тесты онлайн
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.

    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Христианский сайт «Хорошие новости» - это проект, целью которого является сбор и распространение новостей о жизни христиан по всему миру. Мы регулярно публикуем библейские статьи и уроки, а также вопросы и ответы на духовные темы, помогающие укрепить христианскую веру.

icocnews.ru

Кто такой Феофил?


Мир Вам, Алексей!

Есть такая информация, которую удалось найти по Вашему вопросу:

"Автором третьего Евангелия церковное предание называет Луку. Перейдя из язычества в христианство, Лука стал одним из самых ревностных подвижников его. Свое Евангелие Лука писал для образованного грека Феофила, чтобы показать тому, Кем на самом деле был Иисус и что Он сделал для людей. Все, что ему стало известно, Лука изложил в своем Евангелии, написанном в Кесарии или, как думают некоторые ученые, в Риме между 60 и 65 гг. по Р. Хр."

"Евангелие от Луки и Деяния Апостолов можно рассматривать как 1 и 2 том одного и того же труда, который можно озаглавить: «Происхождение и Раннее Развитие Христианства». Введение в книге Деяний гл. 1:1 ясно указывает на общее авторство этих двух книг. Литературный стиль и образ выражения мыслей в обеих книгах один и тот же. Обе книги посвящены одному и тому же человеку - Феофилу (см. на Лук. 1:3). Раздел в книге Деяний Апостолов, где автор употребляет личное местоимение «мы» подчеркивает, что он был близким спутником Павла, особенно, в период его заключительных лет служения".

"достопочтенный - Титул, часто применявшийся при обращении к высоким государственным сановникам, соответствующий современному «ваше превосходительство». Подобное выражение применялось к Римским прокураторам Иудеи Деян. 23:26; 24:3; 26:25. Данный случай достоин внимания тем, что уже в этот ранний период человек высокого положения принял христианство.

Феофил. - Буквально, «друг Божий». Имеется мало доказательств для поддержки популярного толкования, что имя Феофил имеет нарицательное значение, но не личное. Однако, титул «достопочтенный», кажется, определенно подразумевает, что имелась в виду действительная личность. Феофил, вероятно, был обращенным из язычников, в пользу чего говорит его греческое имя.

узнал - Греч, epiginosko, «познать вполне». То есть, Феофил должен был получить познание в дополнение к тому, в чем он уже был «наставлен».

твердое основание - Греч. aspAaleia, то, что не упадет, состоящее из двух слов sphallo, «падать» и префикса а «не». «Твердое (основание)» относится к фактам христианской веры и тот, кто верит в них будет твердым и стойким против заблуждения.

был наставлен - Греч. Jtatecheo, «наставлять» или «обучать устно», буквально, «возвещать кому-либо». Ka/icheo является первоисточником английского слова «catechize», соответствующее русскому выражению «обучать катехизису». Это выражение переведено словом «учить» в Деян. 21:21, 24, «наставлен» в Деян. 18:25 и «наставляемый» в Гал. 6:6. Таким образом, можно предположить, что Феофил воспринял только устное наставление, вероятно, лишь необходимое для принятия крещения. Возможно, он был наставлен одним из обращенных Лукой, которого он «наставил». Или, вероятно, все это Лука написал, чтобы противопоставить ложным доводам против христианства".

Благословений и радости!

С уважением, Инна Белоножко.

jesuslove.ru

ФЕОФИЛ - это... Что такое ФЕОФИЛ?

Византийский император Аморийской династии, правивший в 829—842 гг. Сын Михаила II. Род ок. 812 г., ум. 20 янв. 842 г.

Получив императорскую власть, Феофил пожелал прослыть приверженцем правосудия и неусыпным стражем гражданских законов. С этой целью он прежде всего решил предать смерти и гибели сообщников своего отца, которые обеспечили ему царство, убив Льва Армянина. Он собрал во дворце всех чиновников и объявил, что хочет наградить тех, кто помогал его отцу победно бороться за царство. Обманутые такими речами, они все назвали себя Феофил же велел схватить их и казнить. В последующие годы он так преуспел в делах правосудия, что всем дурным людям был страшен, а всем хорошим — удивителен. Каждый день он проезжал по центральной улице, направляясь в Влахернский храм, и при этом был доступен для всех, в особенности же для обиженных, которые могли выплакать ему все свои обиды. Чтобы лучше знать нужды византийцев, император имел обыкновение обходить рынок и осматривать товары. У каждого торговца он спрашивал, за сколько продает тот свой товар, и делал это не мимоходом, а весьма внимательно и усердно и спрашивал не про что-то одно, а про все: еду, питье, топливо, одежду. Он не позволял купцам вздувать цены и наживаться. Рассказывают, что однажды Феофил заметил в гавани огромный корабль и стал узнавать, чей он и какие припасы везет. В ответ он услышал, что корабль — августы. Удивленный и огорченный этим, он велел сжечь его вместе с якорями, парусами и всем грузом. «Кто когда видел, — сказал он, — чтобы ромейский царь или его супруга были купцами?» Свою жену Феодору он осыпал всевозможными оскорблениями и даже пригрозил лишить ее жизни, если только уличит в чем-то подобном.

Не меньше, чем о законности, пекся Феофил о делах религии. По словам своего жизнеописателя, он любил церковное пение так, как только отец может любить детей своих, а по светлым праздникам не отказывался и сам управлять хором в храме святой Софии. Он сочинял гимны, клал на музыку стихиры, поправлял старинные оды и писал духовные стихи, которые и после его смерти исполнялись в церквах во время праздников. Однако в вопросах веры он придерживался тех же взглядов, что и его отец, и потому гнал как только мог почитателей икон. Тюрьмы при нем были переполнены иконописцами и монахами, а многие монастыри и обители превращены в мирские пристанища. Всем богомазам он велел отречься от своего ремесла, и те, кто хотел сохранить свободу, должны были плевать на иконы и топтать их ногами.

В войнах Феофилу не было успеха. Едва приняв власть, он должен был начать борьбу с арабами, которая тянулась с перерывами до самой его смерти. В октябре 829 г. в сражении у острова Фасос полностью погиб ромейский флот. В последующие годы арабы не переставали грабить Кикладские острова. Еще хуже складывалось положение в Сицилии. В 831 г. мусульмане захватили Мессину и Палермо. Под властью ромеев осталась лишь небольшая часть острова с блокированными Сиракузами. В Азии дела шли с попеременным успехом. В 831 г. Феофил рассеял большое арабское войско, пленив 25 000 врагов. Весной 837 г. ромеи взяли и разграбили Запетру, родной город халифа Мутасима. Но уже летом 838 г. арабы вторглись в пределы империи и на Дазимонской равнине произошло жестокое сражение. Сначала успех был на стороне ромеев, и они обратили арабов в бегство. Но потом мусульмане вновь построились в боевые ряды и повернули ход битвы. Ромеи, не выдержав их натиска, бежали. Сам Феофил едва не попал в плен — враги уже окружили его со всех сторон, но царские отряды совместно с персами (они сражались на стороне Феофила) обступили его и под покровом ночи сумели провести к своим. После этой победы арабы взяли Аморий — родной город императора, и устроили там страшную резню. В 840 г. они достигли Южной Италии, захватили Тарент и осадили Бари. Ромеи с большим трудом сдерживали их наступление. Сам Феофил вскоре после гибели родного города занемог тяжелой желудочной болезнью и скончался в 842 г., будучи еще совсем молодым (Продолжатель Феофана: 3; 1—4, 8—10, 13, 16, 29, 31, 34, 34, 40).

Все монархи мира. — Академик . 2009.

dic.academic.ru

Феофил. Путеводитель по Библии

Свое Евангелие Лука начинает с принятого греческого обращения к человеку, для которого оно предназначалось:

Л?., 1: 3–4. То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

Это звучит так, как если бы Лука пытался обратиться еще к какому-то конкретному греку. Об этом предполагаемом новообращенном ничего не известно, но обычно предполагается, что он был из благородного рода, так как Лука обращается к нему как к «достопочтенному».

Некоторые говорили, что Феофил был чиновником римского суда, который судил апостола Павла, и что Евангелие от Луки было, в сущности, кратким изложением защиты, подготовленным близким другом Павла и его помощником. Оно было предназначено для ознакомления суда с тем фактом, что Павел был не предателем Рима, а посланником Бога.

Существуют также предложения, что Феофил (это имя означает «любящий Бога») не был человеком вообще, но аллегорически представлял потенциальных обращенных.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Феофил (Горенковский) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 мая 2016; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 мая 2016; проверки требуют 2 правки.

Иеросхимонах Фео́фил (Фео́фил Ки́евский, в миру Фома́ Андре́евич Горенко́вский; 1788, Махновка, Киевская губерния — 28 октября (9 ноября) 1853) — святой Русской Православной Церкви, иеросхимонах Киево-Печерской лавры, подвижник XIX века, преподобный, юродивый.

Родился в семье священника в местечке Махновка Киевской губернии. Житие сообщает, что после своего рождения Фома не хотел есть материнское молоко, но не отказывался от постной пищи (разваренная репа и морковь). Это вызвало ужас у его суеверной матери и она трижды пыталась утопить ребёнка, но он чудесным образом был спасён.[1] К семи годам Фома осиротел и стал скитальцем, что предопределило его будущее юродство.

Скитания по семьям родственников привели юного Фому в Киево-Братский монастырь, где он начал обучение в Академии. После смерти дяди, который помогал ему деньгами, Фома оставил обучение, стал пономарём сначала в Чигирине, потом в Обухове. Во время Отечественной войны 1812 года он вернулся в Братский монастырь и стал послушником.

После этого он принимает на себя подвиг Христа ради юродства. Житие рассказывает о его даре пророчества и чудотворения. За советами и благословением к старцу обращались многие люди. Известно, что Феофил водрузил кресты на будущем месте устроения Спасо-Преображенской пустыни и Ионинского монастыря.[2] Ему приписывают предсказание о возникновении женского Покровского монастыря на Глубочице (основан через 36 лет после его смерти великой княгиней Александрой Петровной[3]).

Блаженный ездил на повозке, запряжённой бычком, который сам знал дорогу от Киево-Печерской Лавры до Китаевской пустыни и обратно.

Согласно Житию, несколько раз встречался с императором Николаем Павловичем, отказался его благословить, сказав, что придётся пройти через терние, а также предсказал неудачную Крымскую войну и кончину императора.

28 октября (9 ноября) 1853 года Феофил скончался в день памяти особо чтимой им великомученицы Параскевы В Житии есть упоминание о предсказании им своей смерти: «А я так думаю подавать к Царю небесному прошение о том, чтобы перезимовать эту зиму на земле, потому что Прасковья (так называл он св. мученицу Параскеву, к которой питал особенное уважение) не хочет рыть для меня зимою могилы». Перед смертью он приготовил всё необходимое к своему погребению, зажёг в келии лампады, окадил её ладаном и велел одному из послушников ударить в колокол. Житие сообщает, что он скончался, произнеся евангельские слова Симеона Богоприимца: «Господи, в руце Твои передаю дух мой».

В 1993 году вместе с преподобными Досифеей, Парфением и Алексием, а также Христа ради юродивым Паисием Феофил был прославлен в лике местночтимых печерских святых. Память установлена 14 (27) июля (прославление) и 28 октября (10 ноября) — преставление.

В 2000 году был прославлен в лике святых Русской православной церковью заграницей[4].

Были обретены мощи святого, которые ранее находились в Свято-Троицком храме (тогда ещё приходском) на территории Китаевской пустыни, 24 февраля 2009 года были перенесены в монастырский храм Двенадцати апостолов[5]. Там же находится и могила преподобного. В годы советской власти, когда территория монастыря была передана НИИ садоводства, место погребения иеросхимонаха Феофила сохранили известным из-за того, что на его месте стоял памятник.

3 февраля 2016 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого, включив его имя в месяцеслов Русской Православной Церкви[6]

Многие фрагменты из жития Феофила легли в основу сценария фильма «Остров».

ru.wikipedia.org

Феофил Александрийский — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 октября 2016; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 октября 2016; проверки требует 1 правка. В Википедии есть статьи о других людях с именем Феофил.

Патриа́рх Фео́фил (греч. Θεόφιλος) — патриарх Александрийский. Занимал александрийскую патриаршую кафедру с 385 по 412 год.

Патриаршество[править | править код]

Став патриархом, в жёсткой форме требовал покорности от епископов, а непослушных подвергал тюремному заключению или изгнанию. Для поддержания своей власти Феофил создал сеть осведомителей, имел также шпионов при императорском дворе в Константинополе; умело подкупал императорских чиновников. За единовластие в двух сферах одновременно — светской и духовной — Феофил получил отнюдь не почётное звание христианского фараона.

Выстроив таким образом свою власть в Египте и в Ливии, Феофил желал распространить свои полномочия на всю территорию Восточной Римской империи, по аналогии с папой в Риме.

Патриаршество Феофила было отмечено борьбой с язычеством и противостоянием оригенизму. Преемником Феофила стал его племянник Кирилл.

Четырнадцать правил, составленных Феофилом Александрийским, вошли в Каноны Православной Церкви.

Феофил и Иоанн Златоуст[править | править код]

Наиболее известен по своей вражде к Иоанну Златоусту. Отличаясь большим честолюбием, он стремился подчинить своему влиянию Константинопольского архиепископа, и потому после смерти Нектария (381—397), добивался того, чтобы на эту кафедру было избрано преданное ему лицо. Когда, вопреки планам Феофила, был избран в епископы столицы Иоанн Златоуст, бывший до этого пресвитером в Антиохии, Феофил сделался опорою противной Златоусту партии. Он принял деятельное участие в сложной интриге против Константинопольского святителя, результатом которой было низложение последнего и двукратное изгнание из столицы. На соборе «под дубом», проходившем в 403 году под Халкидоном, составленном врагами Златоуста с целью низложения его, Феофил присутствовал в качестве председателя.

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Феофила Александрийского кратеру на видимой стороне Луны.

ru.wikipedia.org

Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский (2-я пол. XI в. – нач. XII в.)

Общие предварительные сведения

Феофилакт Болгарский почитается Церковью как выдающийся богослов, церковный писатель. Широкому кругу людей он известен как толкователь Священного Писания Нового Завета.

О дне и даже годе рождения Феофилакта Болгарского мы не можем сказать с достоверной определенностью. По разным свидетельствам и оценкам, весьма приблизительным, его дата рождения определяется периодом с 1050 по 1060 год. Родился будущий епископ Феофилакт на острове Эвбея, вероятно, в городе Халкисе. Из дошедших до нас исторических сведений известно, что он имел фамилию Ифест.

По всей видимости он ещё в юности получил хорошее образование. Обучался в Константинополе, величайшем культурном, политическом и образовательном центре страны. Считается, что одним из учителей, сильно повлиявшим на формирование мировоззрения Феофилакта как богослова, был известный мыслитель, Михаил Пселл.

Диаконское служение

По завершении обучения, Феофилакт остался в столице. Здесь его возвели в сан диакона, здесь он служил в храме Святой Софии.

В тот период он носил звание ритора Великой Церкви. Какое-то время служил в школе при Патриаршей кафедре. Одной из его центральных обязанностей было преподавать риторику, толковать тексты Священного Писания, составлять поучения во славу Божию, на благо верующих.

Дарования Феофилакта, преданность идеалам христианской веры, ревность сделали его известным при дворе императора Михаила VII. Сын Михаила VII и Марии Аланской, царевич Константин Дука, потенциально возможный наследник престола, был воспитанником Феофилакта.

Мария Аланская оказывала Феофилакту благочестивое покровительство. По ее просьбам последним было составлено несколько богословских произведений.

Через какое-то время Феофилакт удалился в Охрид. Полагают, что причина переселения могла быть связана с опалой, которой подверглась семья умершего Михаила (наследником престола был объявлен сын императора Алексея Комнина — Иоанн).

Архиерейское служение. Начало пути

Дата возведения Феофилакта на архиепископскую Болгарскую кафедру покрыта забвением. По одним сведениям, это произошло в период 1089 — 1090 годов; по другим, на несколько лет раньше.

Известно, что начало деятельности Феофилакта на новом месте служения сопровождалось многочисленными трудностями. Когда он ещё только въезжал в Охрид, горожане встретили его криками. Однако это не были крики всеобщей народной радости, ликования и дружественного восторга. Напротив, жители города выражали ему недоверие, насмехались и протестовали.

Такой необычный приём был связан не с личными качествами архиерея, а с воспоминанием встречавших о былой независимости и самостоятельности Болгарской Церкви. В новом архиепископе Феофилакте жители видели чужака, назначенца со стороны.

Всё это не могло не отразиться на внутреннем настроении нового архипастыря, не могло не поставить его перед столь же необходимым, сколь и трудным вопросом: как управлять паствой, которая изначально настроена на вражду к своему архиепископу?

Борьба с трудностями. Истинный пастырь Христов

Первое время Феофилакт тосковал по столице, однако при этом хорошо понимал смысл своего епископского призвания и предназначения, и, уповая на Бога, стремился избегать пагубного чувства уныния и отчаяния.

Большую опасность для вверенной ему паствы представляли широко распространённые еретические и раскольнические течения, раздиравшие общность верующих изнутри. Данной напасти он противопоставил молитву и проповедь, организацию приходской жизни.

На эту проблему накладывались другие, в частности, притеснения, связанные с действием светских властей и набегами внешних врагов, чинивших насилие, расхищавших имущество, осквернявших и поджигавших христианские храмы.

Блаженный отец старался преодолеть сложившийся кризис. Проявляя ревность, мудрость, терпение, лидерские способности он всё же сумел наладить доверительные отношения с паствой и взять ситуацию под неусыпный пастырский контроль.

Понимая, что стадо Христово нуждается не в пастырях вообще, а в добродетельных и ответственных священнослужителях, большое внимание он уделял выбору кандидатов в священники и епископы.

Однажды местный правитель решился просить его возвести в епископское достоинство одного из своих фаворитов. При этом он обещал отблагодарить блаженного отца. Святитель же ответил, что если бы тот человек был достойным, то не его, Феофилакта, следовало бы благодарить, но он сам, Феофилакт, должен был бы быть благодарным правителю за рекомендацию и совет; но коль скоро того человека не знают как праведника ни в местной Церкви, ни в Константинополе, то как можно возводить его во епископа?

Немало сил отнимала у него и борьба за церковное имущество. Учитывая, отдаленность тамошней Церкви от столицы, местные сборщики податей стремились взять со служителей Церкви гораздо больше, чем того требовало законодательство. В этой связи он получал множество тревожных сигналов от священнослужителей.

Противодействие Феофилакта желанию обогащения сборщиков за счёт нивы Божьей, воспламенило их гнев против него лично. Движимые жаждой наживы и не только, нечестивцы стали распространять о нём слухи в Константинополе, будто он, в целях собственного обогащения, препятствует политике властей.

В самой Болгарии действующий при их поддержке Лазарь, церковнослужитель, распрострянял о святом ложные слухи, желая настроить против него в первую очередь тех, кого он (Феофилакт) наказал или за ереси, или за неблаговидное поведение, а во вторую — народные массы.

Помощью Божьей блаженный Феофилакт преодолевал все эти трудности, а его доброе делание приносило добрые плоды. В сознании искренне верующих он оставался ответственным и деятельным архипастырем, заботливым отцом.

Много раз он лично ездил в Константинополь, чтобы ходатайствовать о своей пастве. Среди его знакомых были и влиятельные люди, помогавшие Болгарским храмам и обителям.

После того, как покровительствовавшая ему прежде Мария отстранилась от дел и предалась подвижничеству, он продолжал с ней общаться как с другом и как с сестрой во Христе.

Когда именно случилась кончина блаженного Феофилакта, нам неизвестно. Некоторые из его сочинений, дошедших до нашего времени, датируются первой четвертью XII века.

Согласно сведениям, содержащимся в ряде сербских исторических источников, под конец земной жизни он переселился в Солунь, где и встретил свою земную кончину.

azbyka.ru

Значение имени Феофил (Филя) - характер и судьба, что означает имя, его происхождение

В этой статье вы найдете сведения о значении имени Феофил, его происхождении, истории, узнаете о вариантах толкования имени.

Что означает имя Феофил: любимец Бога (имя Феофил греческого происхождения).

Короткое значение имени Феофил: Феофилка, Фефила, Фофа, Филя.

Отчество имени Феофил: Феофилович, Феофиловна; разг. Феофилыч.

День ангела Феофила: Имя Феофил дважды в году отмечает именины:

  • 21 (8) января - Св. мученик диакон Феофил был в Ливии распространителем веры Христовой, поносил идолов, обличал идолопоклонников, и за это был предан разным мучениям, После истязаний был побит камнями (IV в.).
  • 6 августа (24 июля) - Св. мученик Феофил сожжен турками на острове Хиос за православную веру в 1603 г.

Приметы имени Феофил: Если на Феофила зимой дует ветер с юга, то быть лету грозному.

Значение имени для мальчика

Характер имени Феофил: Иногда имя Феофил слывет чудаком, причем эта непохожесть на других не является игрой или рисовкой - он таков на самом деле. Мужчина с именем Феофил непрактичен, упрям и несдержан; дерзок, необъективно оценивает действия окружающих, не всегда признает свою вину. Значение имени действует грубо и прямолинейно, но часто раскаивается в своей несдержанности.

Талисманы Феофила

  • Зодиак Феофила - Рак
  • Планета - Луна
  • Цвет Феофил Феофил - синий
  • Благоприятное дерево - инжир
  • Заветное растение Феофила - тюльпан
  • Покровитель имени Феофил - улитка
  • Камень-талисман Феофил Феофила - сапфир

Судьба имени Феофил

  1. Феофил Матвеевич Толстой (1809-1881) - музыкальный критик и композитор. Сочинял романсы и оперы. С 1850 г. он принимал деятельное участие в "Голосе".
  2. Феофил — второй византийский император (829—842) из Аморейской династии.

Как склоняется имя по падежам

  • Именительный падеж: Феофил
  • Родительный падеж: Феофила
  • Дательный падеж: Феофилу
  • Винительный падеж: Феофила
  • Творительный падеж: Феофилом
  • Предложный падеж: Феофиле

Комментарии

Расскажите, совпадает ли имя и предложенное нами значение с вашим характером и судьбой? Добавьте полезную информацию о том, какими чертами наделено ваше имя.



Поля отмеченные * обязательны. HTML тэги отключены.

www.astromeridian.ru

Феофил Аданский — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фео́фил (Теофил) Аданский (Феофил Киликийский, Феофил Кающийся, Феофил эконом, ум. ок. 538)) — христианский священнослужитель, который, по преданию, пошел на сделку с дьяволом дабы получить высокое церковное положение. Его история небезынтересна потому, что является старейшим в истории договором с дьяволом и стала источником вдохновения для легенды о Фаусте.

Почитается святым в Католической церкви, память совершается 4 февраля. В Православной церкви в четьях-минеях Димитрия Ростовского «Повесть о покаянии Феофила» помещена под 23 июня (по юлианскому календарю).

Евтихиан из Аданы утверждал, что был свидетелем событий, и оставил первые записи истории Феофила. Хотя Феофил считается историческим персонажем, рассказ о нём носит апокрифический характер.

Будучи архидиаконом Аданы (часть современной Турции), Феофил занимал пост управителя (эконома) епископа Аданы[1]. По смерти епископа, он был единогласно избран на епископскую кафедру, но из смирения своего отказался от сана. На его место был избран другой человек. После того, как новый епископ несправедливо лишил Феофила должности эконома, Феофил пожалел о своем смирении настолько, что разыскал еврея- чернокнижника, который помог ему связаться с самим сатаной. В обмен на инфернальную помощь сатана потребовал, чтобы Феофил отрёкся от Христа и Девы Марии, Феофил сделал это, и дьявол наградил его саном епископа.

Годы спустя, опасаясь за свою бессмертную душу, Феофил раскаялся и начал молить о прощении Деву Марию. После сорока дней поста Богородица явилась и наказала его устно. Феофил просил прощения, и Дева Мария обещала ходатайствовать перед Богом. Затем он постился ещё три дня, в это время Дева Мария явилась ему снова и даровала отпущение грехов. Тремя днями позже Феофил проснулся и обнаружил зловещий контракт на своей груди. Он взял его и отнёс к законному епископу, признавшись во всём, что натворил. Епископ сжёг документ, и Феофил был освобождён от бремени сделки с дьяволом.

На Руси история Феофила была известна с XVII века. В русском переводе повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.) Феофил в молитве к Богородице называет её «взысканием погибших».[2] Почитание икон с таким названием началось на Руси с XVIII века, при этом поскольку из повести «О покаянии Феофила…» неизвестна иконография образа Богородицы перед которым молился Феофил, то почитавшиеся иконы связаны с этой историей только эпитетом Богородицы.[2]

  • Karl Plenzat. Die Theophiluslegende in den Dichtungen des Mittelalters / Germanische Studien. Heft 43. Berlin: E. Ebering, 1926. [Publisher, Kraus Reprint, 1967]  (нем.)
  • Ludwig Radermacher. Griechische Quellen zut Faustsage. Sitzungsberichte der Wiener Akademie der Wissenschaften, philos.-histor. Klasse. Bd. 206, Abb. 4, 1927, I. с, рр. 41-47 (Die Erzählung des Helladius, Theophilus)  (нем.)
  • Ernest Faligan. Histoire de la legende de Faust. Paris: Librairie Hachette et C-ie, 1888, рр. VI-XIII  (фр.)
  • Kuno Fischer. Goethes Faust. Bd. I. Die Faustdichtung vor Goethe. Heidelberg. 1905, изд. 5-е (изд. 1-е — 1878), рр. 237—239  (нем.)
    • русский перевод: Куно Фишер. Фауст Гете. Возникновение и состав поэмы. Пер. с нем. И. Городецкого. М., 1885 (изд. 2-е — 1887)  (рус.)
  • А. И. Белецкий. Легенда о Фаусте. Записки Неофилологического общества при С.-Петербургском университете, вып. V, 1911, стр. 63-65  (рус.)
  • Paul Carus, The History of the Devil and the Idea of Evil: From the Earliest Times to the Present Day. Chicago: The Open court publishing company; [etc., etc.], 1900. рр. 415—417  (англ.)
  • Повесть о покаянии Феофила. (23 Июня) / Жития святых Димитрия Ростовского. Месяц июнь (21-30), с. 7188  (рус.)

ru.wikipedia.org

Феофил Антиохийский - это... Что такое Феофил Антиохийский?

Феофил Антиохийский (греч. Θεόφιλος Αντιοχείας; ? — не ранее 180—181 годов) — раннехристианский апологет II века, епископ Антиохийский. Христианский святой, почитается в лике святителей.

Жизнеописание

Родился в Сирии, получил хорошее образование и стал христианином под влиянием чтения пророческих книг. Согласно «Церковной истории» Евсевия Феофил был шестым после апостолов епископом Антиохии; вступил на антиохийскую кафедру в 169 году. Феофил приобрел известность борьбой против различных христианских лжеучений (гностицизма, доктрины Маркиона). Так о его деятельности писал Евсевий:

Так как в это время еретики готовы были погубить стадо Божие и подобно плевелам опустошали чистую ниву апостольского учения: то пастыри церкви по всему миру напрягали силы свои, чтобы истребить их, и разогнать этот род диких зверей; они утверждали братию частью увещаниями и предостережениями, частью наставлениями еретиками, то устными, то письменными. В числе их вступал в бой с еретиками и Феофил, как это видно из сочинения его против Маркиона.[1]

— Евсевий Памфил. «Церковная история»

Литературное наследие

  • «Послание к Автолику» — сохранилось в рукописи XI века. В этом труде Феофил первым употребляет термин «Троица» по отношению к Богу:

    «… три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости»[2].

    Послание состоит из трех книг и посвящено по большей части критике язычества.
  • «Об исторических повествованиях» — на этот свой труд Феофил ссылается в своем Послании к Автолику, но сам текст до нашего времени не сохранился.
  • «Против ереси Гермогена» — текст не сохранился, по утверждению Евсевия Феофил использовал при его написании Откровение Иоанна Богослова.
  • «Некие катехитические книги»и «Книга против Маркиона» — не сохранились, упоминаются только у Евсевия.
  • «Комментарии на Евангелие и Притчи Соломона» — не сохранились, упоминаются Иеронимом.

Примечания

Литература

Русский перевод:

  • Феофил Антиохийский. К Автолику. // Сочинения древних христианских апологетов. / Пер. П. Преображенского. СПб., 1895.
    • переизд.: Сочинения древних христианских апологетов. (Серия «Античное христианство. Источники»). СПб.: Алетейя. 1999. С. 128—194.

О нём:

  • Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М.: Мысль, 1979. С. 68-70.

Ссылки

dal.academic.ru


Смотрите также