Храм николая чудотворца в


Церковь Святого Николая — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Це́рковь Свято́го (Святи́теля) Никола́я; Нико́льская це́рковь; Свято-Николаевский храм — название христианских храмов обычно в честь Николая Чудотворца:

Белгородская область[править | править код]

Владимирская область[править | править код]

Вологдская область[править | править код]

Волгоградская область[править | править код]

Москва и Московская область[править | править код]

  • Существующие:
    • на Берсеневке
    • в Бирюлёве
    • на Болвановке
    • в Дербеневе
    • в Ермолине
    • в Звонарях
    • в Зеленограде
    • в Измайлове
    • в Котельниках
    • в Кузнецах
    • у Тверской заставы (старообрядческая)
    • на Трёх Горах
    • в Пыжах
    • в Центре имени Пирогова
    • в Хамовниках
    • в Покровском
    • в Подкопаях
    • Храм Николая Чудотворца в Троекурове
    • в Новой слободе
    • на Преображенском кладбище
    • Святителя Николая храм в Сабурове — Каширское ш., 59, к.4
    • Храм Николая Чудотворца в Клённиках — ул. Маросейка, 5
    • Святителя Николая храм в Заяицком — 2-й Раушский пер., 4, к.1
    • Святителя Николая храм в Голутвине — 1-й Голутвинский пер., 14
    • Святителя Николая храм на Щепах — 1-й Смоленский пер., 20
    • Святителя Николая храм в Студенцах (Единоверческий) — ул. Таганская, 22а
    • Святителя Николая храм в Толмачах — Малый Толмачёвский пер., 9
    • Святителя Николая Чудотворца храм в Бирюлёве — Булатниковский пр., 8а
    • Святителя Николая бывшего Николо-Перервинского монастыря храм — ул. Шоссейная, 22
    • Храм святителя Николая Мирликийского в Отрадном — ул. Хачатуряна, 6, корп. 2
  • с. Каменское, Наро-Фоминский район Московской области — Никольская церковь.
  • с. Лямцино Домодедовского района Московской области — храм Святителя Николая Чудотворца[1].
  • д. Малинники, Сергиево-Посадский район Московской области — храм Николая Чудотворца[2].
  • г. Можайск — Никольский собор.
  • с. Мансурово, Истринский район Московской области — Никольская церковь.
  • г. Наро-Фоминск, Московская область — Никольский собор.
  • д. Новоселки Наро-Фоминского района Московской области — церковь Николая Чудотворца на Холмах.
  • с. Семёновское, Ступинский район Московской области — Никольская церковь.
  • д. Стрелково, городской округ Подольск Московской области — церковь Николая Чудотворца.
  • с. Царёво, Московской области, Пушкинского района Церковь святого Николая Чудотвораца (Никольская церковь) 1812г.
  • Уничтоженные:

Нижегородская область[править | править код]

Орловская область[править | править код]

Псков[править | править код]

Ростовская область[править | править код]

Санкт-Петербург и область[править | править код]

Свердловская область[править | править код]

Ставропольский край[править | править код]

Татарстан[править | править код]

Тульская область[править | править код]

Ярославль[править | править код]

В Ярославле, как крупнейшем купеческом городе XVII века сохранилось 7 храмов в честь святителя Николая допетровского времени:

Другие населённые пункты[править | править код]

ru.wikipedia.org

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2019; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2019; проверки требуют 14 правок.

 памятник архитектуры (федеральный)

Храм Никола́я Чудотво́рца в Хамо́вниках (Церковь Святителя Николая в Хамовниках, Николо-Хамовническая церковь, Никольская церковь, Святоникольская церковь) — храм Центрального благочиния Московской городской епархии Русской православной церкви. Расположен в центре Москвы, рядом со станцией метро «Парк Культуры» и Фрунзенской набережной.

Церковь построена в 1679—1682 годах в слободе царских ткачей (хамовников). Памятник московской архитектуры XVII века.

При храме работают воскресная школа и православная гимназия.

Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625 году, в 1657 году он был уже каменный, а в 1677 году церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».

Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 года при царе Фёдоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682 года. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее.

В 1812 году во время Отечественной войны частично были разрушены помещения храма; восстановлены к 1849 году. В 1845 году в храме появилась настенная роспись. В начале XIX века возведены ограда и ворота.

Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался действующим. С 1912 года до кончины в 1960 году в нём бессменно прослужил кандидат богословия протоиерей Павел Лепёхин (1880−1960).

В 1992 году на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов.

В 2008 году храм святителя Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».

Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных».

ru.wikipedia.org

Храм Николая Чудотворца в Клённиках — Википедия

Храм Никола́я Чудотво́рца в Клённиках (или в Бли́нниках[1]) — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в Белом городе в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы (улица Маросейка, дом 5). Храм имеет четыре придела: в верхнем храме — в честь святителя Николая Мирликийского и Казанской иконы Божией Матери, в нижнем храме — в честь Всех святых, в земле Российской просиявших и придел в честь праведного Алексия Московского и священномученика Сергия[2].

Происхождение названия[править | править код]

В Строельной книге 1657 года было указано — «Николы чудотворца, что на Покровке, у решетки»; в 1689 году уже указывается — «в Блинниках», в 1698 году — «церковь Пр. Богородицы, да в приделе Николы Чуд. в Блинниках, на Покровке», а уже в 1701 году — «в Клинниках». В XVIII—XIX веках стало встречаться также «в Клённиках»[3]. В 1925 году Сигизмунд Кржижановский так описывал эволюцию наименования храма:

На Маросейке и сейчас есть зажатая меж высоких домов церковка Николая Чудотворца. Церковка очень давней стройки: когда-то, когда вместо кирпича домов вокруг неё росли клёны, называлась Никола в Клённиках; но клёны срубили (1504) и стали строить по соседству оружейные мастерские для изготовления и прокалки клинков, тогда церковь стала называться Никола в Клинниках; и наконец, когда на месте разрушенных оружейных построили блинное заведение, Никола, чуть шевельнув буквами, стал называть себя Никола в Блинниках. Так имя, крепко сцепив буквы, сквозь пять веков проносит свой корень, не отдавая ритма (клённики — клинники — блинники) и меняя звук лишь у краезвучья[4].

Ныне версия «Синодального справочника» (основанная на записанном устном предании[5]), что название «в Клённиках» она получила от кленовой рощи, считается несостоятельной. Некоторые исследователи считают, что «верное название её в блинниках, а не в клённиках (от слова клён), потому, что клёнов у ворот Китай-города тогда быть не могло, а блинами здесь как раз торговали». М. М. Суханов считал вероятным происхождение названия, связанным от явления иконы святителя Николая в подмосковной деревне Клённики[6].

Строительство храма[править | править код]

Пётр Сытин указывал, что храм здесь был построен ещё в 1468 году: Иван III построил здесь «обетную» церковь Симеона Дивногорца в благодарность за то, что сильный пожар из Белого города не перекинулся в Кремль[7]. Действительно, летописи, описывая пожар 1468 года, указывают, что «того же лета поставлена великим князем церковь обетная Симеон Дивногорец», но места её размещения не указывает ни один источник[8].

На месте нынешнего храма изображений храма нет ни на «Петрове чертеже» (1597—1599), ни на «Годунове чертеже» (начало 1600-х) и обнаруживается только на «Сигизмундове плане» (1610). В Окладной книге за 1625 год она упоминалась как церковь «Пресвятой Богородицы Казанския»[3]. Храм упоминался Казанским в Писцовой книге и в делах Каменного приказа с 1620 года[5].

В 1657 году был построен новый каменный храм вплотную к старому деревянному храму, чем объясняют перелом стены северного придела[1].

В 1690-х годах, в связи с устроением нового престола он стал называться «Богородицы Казанския и Николая Чудотворца на Покровке в Блинниках».

В 1701 году после большого пожара верхняя часть четверика была разобрана, а нижняя превращена в подклет, расширенный к западу и надстроенный высоким двусветным объёмом с апсидой и притвором. Тогда же с юга возвели новый, Казанский, придел. Храм был освящён, позднее был надстроен второй этаж над приделом[1]. Тогда же, «августа 24 дня был выдан антиминс в новопостроенную церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Клиниках»[5].

В 1749 году после пожара была возведена существующая колокольня и частично перестроены фасады церкви. Церковь представляла собой двусветный, вытянутый по оси север — юг четверик с двухчастным алтарем. Небольшая одноэтажная трапезная соединяла четверик с колокольней; с севера к четверику примыкал одноэтажный Никольский придел[1].

«Синодальный справочник» сообщал, что церковь «возобновлена после пожара в 1748 году, обновлялась в 1868 и 1894 годах»[9].

Начало XX века[править | править код]

В 1910-х годах при храме работала церковно-приходская школа[9]. В это время в церкви священствовал священник Алексий Мечёв, прославленный в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. У отца Алексея бывали отец Павел Флоренский, философ Николай Бердяев, профессор С. И. Кузнецов, поэт Георгий Чулков, искусствовед Сергей Дурылин, скульптор Анна Голубкина, художники Михаил Нестеров и Лев Бруни. Ныне святые мощи старца Алексия Мечёва находятся в специально выделенном помещении нижнего храма, доступ к ним открыт в течение дня[10].

В 1914—1915 годах во дворе храма был построен небольшой двухэтажный домик для причта на средства книгоиздателя Ивана Сытина — в благодарность за разрешение, данное ему настоятелем храма отцом Алексеем Мечёвым, вывести на церковный двор окна принадлежавшего Сытину многоэтажного дома (ныне — Маросейка, № 7/8)[5].

После смерти Алексея Мечёва в 1923 году настоятелем стал его сын Сергий Мечёв (впоследствии был также канонизирован Русской православной церковью).

В 1920-х годах при духовном окормлении Алексия Мечёва и его сына Сергия здесь трудилась группа иконописцев под руководством Марии Соколовой[11].

Перед закрытием[править | править код]

Многократные ремонты и поновления сильно исказили фасад церкви. В 1927 году по проекту архитектора-реставратора Дмитрия Сухова были восстановлены наличники окон на южной стороне, а с севера — нижней церкви. Внизу была устроена церковь Алексея человека Божия с древними образами. Примыкающая с запада палата сохраняла роспись около 1701 года светского характера: орнамент и изображения деревьев[9]. Внутри церковь сохраняла некоторые древние иконы и книги.

Храм был приходом «непоминающих» митрополита Сергия. Был закрыт на Благовещение в 1931 году. Отец Сергий был арестован 24 ноября 1929 года и погиб мученически (расстрелян в Рождественский сочельник 1942 года). Храм вместе с колокольней были обезглавлены. В нём разместили сначала склад, а позднее — кабинеты ЦК ВЛКСМ[12] (бухгалтерия[5]).

Возрождение храма[править | править код]

В декабре 1989 года в храме было восстановлено иконописание. Одна из ближайших учениц монахини Иулиании (Соколовой) — Ирина Васильевна Ватагина — стала одной из первых прихожанок маросейского храма и первым педагогом вновь открытой иконописной школы. Две иконописные школы, работающие в тесном сотрудничестве в мастерской маросейского храма, послужили основной базой для кафедры иконописи факультета церковных художеств, открывшейся в 1992 году в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ)[13].

18 июля 1990 года храм был возвращён Русской православной церкви[14]. Первым настоятелем после открытия храма стал о. Александр (Куликов). Освящение состоялось 17 декабря того же года. Были восстановлены главы, кресты и внутреннее убранство. Проходят регулярные богослужения.

  1. 1 2 3 4 Памятники архитектуры, 1989, с. 283.
  2. ↑ Храм святителя Николая Чудотворца в Клённиках. История храма - восстановление (1990-2010 гг.).
  3. 1 2 Киприн, 2014, с. 53.
  4. Кржижановский С. Д. Письмо восьмое // Воспоминания о будущем: Избранное из неизданного / сост., вступ. ст. и примеч. В. Г. Перельмутера. — М.: Моск. рабочий, 1989. — 463 с. — ISBN 5-239-00304-1
  5. 1 2 3 4 5 Страницы истории, 2010.
  6. ↑ Сорок сороков, 1995, с. 92—93.
  7. ↑ Сорок сороков, 1995, с. 92.
  8. ↑ Киприн, 2014, с. 51.
  9. 1 2 3 Сорок сороков, 1995, с. 93.
  10. ↑ Храм святителя Николая Чудотворца в Клённиках. Мощи святого праведного Алексия, пресвитера Московского.
  11. ↑ После её кончины в 1980 году кружок продолжал существовать под руководством преемников вплоть до 1988 года, когда на его основе при Московских духовных школах была создана Иконописная школа.
  12. ↑ Сорок сороков, 1995, с. 943.
  13. ↑ ПСТГУ: История возникновения и главные задачи
  14. Червяков А. У Николы в Клённиках // Литературная Россия. — 1990. — 14 декабрь.
  15. ↑ Духовенство храма (неопр.). www.klenniki.ru. Дата обращения 28 февраля 2020.
  • Белый город / Альтшуллер Б. Г., Балдин В. И., Богданов В. В. и др. — М.: Искусство, 1989. — 380 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 50 000 экз. — С. 283—284.
  • Добровольский А. Памяти дорогого батюшки о. Алексия // Московский журнал. — 1991. — № 5. — С. 54—58.
  • Киприн В. А. На Покровке, в Блинниках, в Клинниках, в Клённиках… // Московский журнал. — 2014. — № 9. — С. 50—57. — ISSN 0868-7110.
  • Паламарчук П. Г. . Сорок сороков. — М.: Книга и бизнес, Кром, 1995. — Т.  2. — С. 92—95. — 646 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-7119-0013-7.
  • Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. — Париж, 1977. — С. 484.
  • Червяков А.  У Николы в Клённиках // Литературная Россия : газета. — 14.12.1990.
  • Червяков А.  Московский архив // Московский журнал. — 1991. — № 5. — С. 52—54.
  • Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII столетий. Т. 5. — М., 1887.

ru.wikipedia.org

Церковь Николая Чудотворца в Новой Слободе — Википедия

Церковь святителя Николая Чудотворца в Новой Слободе (Храм Смоленской иконы Божией Матери в Новой Слободе[1]) — храм Московской городской епархии Русской православной церкви, расположенный в районе Тверской Центрального административного округа города Москвы. Относится к Иверскому благочинию[2].

Первоначально церковь на этом месте появилась ещё в XVI веке. В дальнейшем храм несколько раз перестраивался[3]. В 1903—1905 годах были построены сохранившиеся доныне шатровая колокольня и трапезная. В 1934 году был закрыт, в 1937 году передан под музей атеизма и перестоен с постройкой пятиэтажного фасада в стиле сталинской архитектуры, обретя свой современный вид. С 1945 по 2017 годы здесь располагались помещения студии Союзмультфильм. В феврале 2018 года здание окончательно передано Русской православной церкви. Намечены масштабные работы по ремонту здания[4].

Постройка храма[править | править код]

Первое упоминание о деревянном храме на этом месте относится к XVI веку. Деревянный однопрестольный храм «Николы под вязками» впервые упоминается в делах патриарших приказов в 1625 году. В XVII—XVIII веках за дворами западной стороны улицы кое-где сохранялись рощи. Вероятно, поэтому церковь Николы в Ново-Дмитровской слободе имела название «что под вязками», позже это название превратилось в «Подвески»[5]. Изначально его прихожанами были местные разночинцы. В 1631 году в приходе числилось 26 дворов[6].

С разрешения царя Алексея Михайловича, на месте деревянного был выстроен каменный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Время начала строительство точно не известно, однако из надписи на надгробии священника Кирилла Феодотова известно, что он служил при Николаевской, что в Новой слободе, церкви 40 лет, с 1672 года по 1712 год и при нём церковь была отстроена. Главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери был освящён в 1703 году. При нём был придел во имя святителя Николая Чудотворца. Храм представлял собой двусветный четверик, то есть был квадратным в плане с двумя горизонтальными рядами окон, не разделенными в интерьере перекрытием[7]. К тому времени в приходе числилось 116 дворов[6].

В середине XVIII века к храму была пристроена колокольня, которая славилась величественностью и красотой; её точной копией была колокольня Николаевской церкви в Драчах. Самый крупный колокол весил более 105 пудов (около 1700 кг). Утверждают, что отливал его мастер Константин Николаев Слизов, отливший и большой Успенский колокол на Ивановской колокольне Московского Кремля[8]. Тогда же в самом храме был устроен высокий четырёхъярусный иконостас. В целом это была типичная для Москвы небольшая приходская церковь с трапезной и колокольней[9].

В 1809 году на средства Натальи Владимировны Шереметевой был выстроен и освящён второй придел в честь Зачатия Иоанна Предтечи.

В 1812 году храм не горел, но в нём был устроен склад провианта. Храм ремонтировали в 1820-х годах, тогда же сделали новые решетки на окнах.

В 1860-х годах возникла первая идея расширения храма. Тогда же улица Долгоруковская получила своё название (в честь покойного московского генерал-губернатора князя Владимира Долгорукова) и стала застраиваться доходными домами. В 1863 году трапезная и главы были перекрыты белым железом.

В 1873 году проводили ремонт фасадов, покрытие из чугунных плит было заменено на подольский мрамор, выполнен новый резной иконостас главного храма, промыли и установили в нём иконы конца ХVII и начала XVIII веков.

Живший неподалёку от храма русский художник Василий Суриков, изобразил его в левой части своей эпической картины «Боярыня Морозова» (1884—1887)[10]. Золотая глава храма замыкает перспективу дороги, по которой в санях везут боярыню Морозову[3]. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема[11].

С начала XX века до закрытия[править | править код]

К концу XIX века в приходе состояло 140—144 двора и 2500—2800 прихожан. Население Москвы росло, приход возрастал, и храм становился тесен. Решено было построить ещё один предел рядом с уже существующим, но Императорская археологическая комиссия запретила перестраивать главный Смоленский храм, мотивируя это тем, что он являлся «одним из стариннейших московских храмов и не подвергался перестройке со времени своего основания».

Церковь Николая Чудотворца в Новой Слободе после перестраивания. Фото начал XX века

24 января 1903 года по указу Московской духовной консистории начались строительные работы под руководством специально созданной Строительной комиссии во главе с настоятелем храма протоиереем Петром Приклонским. 15 апреля того же года начали разбирать трапезную с колокольней, 15 июня заложили новые по плану и чертежу С. Ф. Воскресенского, работы производил Н. С. Курдюков[5]. При сооружении трапезной со сводами без столбов, возможно, впервые в России было применено железобетонное перекрытие двоякой кривизны, спроектированное А. Ф. Лолейтом[10]. Обширная трапезная с двумя приделами получила размеры 10 сажен 2 аршин 12 вершков, то есть 21,11 метров в длину; 13 сажен в ширину и 6 сажен в высоту. К концу 1903 года её возвдение было окончено. 15 января 1904 года состоялось освящение Зачатьевского придела, а 8 ноября того же года — Никольского. После перестройки храм вместо 500 человек, стал вмещать более 2000. В 1905 году под руководством подрядчика, крестьянина Владимирской губернии В. П. Низова, была построена новая пятиярусная колокольня, спроектированная в стиле шатровых и ярусных звонниц XVII века. В 1913 году отремонтирован был и главный алтарь церкви.

4 апреля 1922 года в ходе компании по изъятию церковных ценностей властями изъято свыше 17 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари, но богослужения продолжались. В 1929 году храм впервые попытались закрыть, о чём было упомянуто в журнале «Деревенский безбожник». В 1930 году Моссовет по запросу Химико-технологического института планировал снос церкви. Несмотря на это, церковь устояла и ещё несколько лет действовала[5].

В июне 1931 года храм был передан обновленцам, которые после закрытия Храма Христа Спасителя сделали его своим кафедральным собором и именовали Никольским синодальным собором. Здесь служил обновленческий митрополит Московский Виталий (Введенский). С 1933 года в храме находилась чтимая Иверская икона из одноимённой часовни у Воскресенских ворот[12].

Закрытие и перестраивание[править | править код]

В 1934 году храм был закрыт[12] и передан Тресту строительства набережных для конторских нужд. В 1936 году решением Моссовета здание храма передано под «Центральный антирелигиозный музей», так как здания Страстного монастыря, где он располагался к тому времени, власти решили снести. По данным архитектора Михаила Филиппова данным инициатива принадлежала Владимиру Бонч-Бруевичу[13].

В 1936—1937 годы началась перестройка здания под нужды «Центрального антирелигиозного музея», при которой четверик храма и апсида были разобраны, а на их месте было выстроено новое пятиэтажное здание в стиле «сталинского классицизма»[8], соединённое с трапезной. По словам Михаила Филиппова: «Архитектура фасада довольно строгая, именно музейная»[13]. Крест с колокольни был сбит[5]. Внутри пятиэтажной части комплекса сохранились некоторые части старого храмового здания и даже несущие элементы[3] (два столпа). Помещение храма было полностью перепланировано. По мнению Михаила Филиппова полностью старый храм не был снесён, потому что задумывался как экспонат музея атеизма. Работы были окончены в 1940 году, но музей в нём так и не открылся, так как помешала начавшаяся вторая мировая война[13].

В 1944 году помещения музея передаются для киностудии Союзмультфильм, куда мультипликаторы въехали в 1945 году. Здесь шло производство рисованных картин. Производство кукольных фильмов шло в бывшем храме Спаса Преображения на Арбате[14]. За все годы пребывания киностудии в данном здании оно ни разу капитально не ремонтировалось[15].

Вопрос о возвращении Церкви[править | править код]

В 1993 году была зарегистрирована община храма святителя Николая Чудотворца. На протяжении многих лет община добивалась возвращения храма, собираясь, в дни памяти святителя Николая люди собирались на молебен у стен храма[9].

Колокольня храма в 2007 году

В 1999 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к главе правительства России Владимиру Путину с ходатайством о возвращении Русской православной церкви данного храма. Исполняя поручение правительства, председатель Госкомитета по кинематографии А. А. Голутва в своём письме от 1 декабря 1999 года на имя Патриарха Алексия II, в частности, писал: «Госкино России в настоящее время готовит обращение в Министерство государственного имущества с просьбой о предоставлении ФГУП Киностудия „Союзмультфильм“ помещения <…> В случае положительного решения данного вопроса Комитет сделает все от него зависящее для незамедлительного освобождения храма святителя Николая в Новой Слободе». В последующие годы Министерство имущественных отношений рассматривало и предлагало ФГУП Киностудия «Союзмультфильм» для переезда несколько объектов, однако они по разным причинам не принимались[9].

В марте 2004 года приходской совет предложил начать срочную консервацию находящейся в аварийном состоянии колокольни, которая практически не использовалась киностудией, с целью устроить там временную часовню. Но и такой компромиссный вариант не устроил директора ФГУП Киностудия «Союзмультфильм» Э. А. Рахимова[9].

К тому времени творческая деятельность в здании сошла практически на нет. В 2010 году Эдуард Назаров, описывая царившую на Союзмульфильме разруху, в том числе сказал: «„Союзмультфильм“ развалился, вместо него, заполнив все пространство, возник ФГУП фильмофонд киностудии „Союзмультфильм“, коммерческое предприятие, но государственное при этом. Фильмы там не делаются, только зарабатываются деньги куда-то там для себя, я полагаю. Там даже разрушили самое лучшее в Европе тон-ателье. Оно находилось в старом здании церкви. Там были полутораметровые стены, тишина совершенно идеальная. Теперь там кабинет начальника ФГУП». Назначенная в феврале 2017 года председателем правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва констатировала: «Когда я впервые приехала в старое здание студии на Долгоруковской улице, производства там просто не было. Да, собственно говоря, как не было и творческой команды. Хорошо помню — когда я пришла, весь ее состав был расписан на листке формата А4. Большую часть занимало подробное описание административной части: бухгалтер, инженер, помощник бухгалтера и так далее. Только одна колонка отведена была под „Творческо-производственный отдел“ из 12 человек, и было совершенно не понять, кто там есть кто»[16].

Вход со стороны Долгоруковской улицы. сентября 2017 года

В начале 2014 года министр культуры Владимир Мединский заявил, что «Союзмультфильм» решено перевести в новое здание на улице Академика Королёва. Переезд первоначально планировалось завершить ещё в 2015 году[17]. Освободившееся старое здание при этом предполагалось приватизировать, однако в 2016 году глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) заявила, что из списка приватизируемых объектов здание исключено и вскоре будет передано Русской православной церкви[18].

В мае 2017 года в ходе прошедшей в Кремле встречи президента России Владимира Путина с российскими аниматорами председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва сообщила президенту, что студия уже получила ключи от нового здания на улице Академика Королёва, дом 21[18]. В сентябре 2017 года, длившийся более года переезд «Союзмультфильма» в новые помещения завершился[19][16], в связи с чем задние на Долгоруковской улице вернулось в распоряжение Росимущества. Глава департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов отметил: «наконец-то „Союзмультфильм“ переехал в новое место, фешенебельное, хорошее, отремонтированное, с новыми технологиями. Как было задумано, он получил полноценное своё здание. А здание в Долгоруковском переулке изжило себя технологически»[20].

Возрождение церковной жизни[править | править код]

Дом причта по адресу Долгоруковская улица, 23

В декабре 2007 года московские власти приняли решение передать в безвозмездное пользование приходу дом причта по адресу Долгоруковская улица, 23, рядом с церковью[10], которое занимало УВД Центрального административного округа. Однако передан церковной общине он было только к концу 2011 году. Дом причта достался приходу в плачевном состоянии: внутренняя часть правого крыла здания разрушена, а здание в целом нуждалось в капитальном ремонте[4][21].

5 декабря 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своим указом передал храм на попечение и возобновление в нём богослужений Синодальному миссионерскому отделу, а его глава, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) был назначен его настоятелем. 24 декабря 2011 года в доме причта возобновлены регулярные богослужения. По выходным дням, а также в двунадесятые и великие праздники проводятся службы. В 2012 году во время праздничной Пасхальной службы впервые с момента закрытия храма был совершен крестный ход вокруг здания Никольского храма[22], а 10 августа 2013 года в день памяти Смоленской иконы Божией Матери впервые после закрытия храма был отслужен молебен в здании «Союзмультфильма»[6].

Временный храм на втором этаже бывшей трапезной. 20 октября 2018 года

В конце января 2018 года Патриархом Кириллом в Никольский храм для его восстановления и возобновления богослужений был направлен протоиерей Валерий Буланников. 7 февраля 2018 года Росимущество передало Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование помещение храма по адресу ул. Долгоруковская, 25. Акты приёма-передачи площадей подписал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн[23][24]. Руководитель Росимущества Дмитрий Пристансков по этому поводу сказал: «установилась историческая справедливость»[25].

В короткий срок после передачи здания храм был готов к богослужениям. 31 марта был освящён иконостас, привезенный из Белгородской епархии, после чего было отслужено Всенощное бдение Вербного воскресения, а на следующий день — первая после 85 летнего перерыва Божественная Литургия[26]. 13 мая того же года митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, впервые после закрытия храма совершил Божественную литургию архиерейским чином[27]. 2 июля того же года в храм был привезён ковчежец с частицами мощей святых Белгородской земли: святителя Иосафа (Горленко), священномученика Никодима (Кононова), священномученика Онуфрия (Гагалюка)[28].

До 2000-х годов здание, несмотря на солидную историю, не имело какого либо охранного статуса[3][5].

В начале 2000-х годов проводилось историко-архитектурное обследование здания. Специалисты признали культурную ценность за обеими частями постройки — и церковной, и административной. Особо отмечалось, что при введении здания в списки выявленных объектов культурного наследия встанет вопрос о реставрации, при этом отмечалось нецелесообразность сноса советской постройки, имеющей по мнению специалистов ценность, как образца «сталинского классицизма 1930-х гг.» так и места, где на протяжении многих лет работали лучшие советские мультипликаторы. Также отмечалось, что в случае сноса административного здания «Союзмультфильма» и восстановления бывшего на его месте храма, алтарные абсиды выйдут на проезжую часть улицы[6].

Колокольня храма в октябре 2018 года. Пристройка снесена.

16 ноября 2004 года рабочая группа экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям, осмотрев здание, постановила: «принимая во внимание утрату основного объёма храма считать нецелесообразным отнесение его к числу выявленных объектов культурного наследия, отнести [здание] к числу ценных объектов историко-градостроительной среды». 30 декабря того же года решение рабочей группы было подтверждено протоколом пленарного заседания экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям. Это едва ли не единственный в постсоветское время случай, когда было отказано в постановке под охрану культовых зданий[6].

28 декабря 2005 года решением Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям здание храма («Храм Николая Чудотворца в Новой Слободе, арх. С. Ф. Воскресенский, Н. С. Курдюков, 1904 г.») отнесено к объектам историко-градостроительной среды[6].

19 сентября 2006 года в постановлении правительства Москвы № 706-ПП было указано, что здание храма находится в границах объединённой охранной зоны № 141 и «является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия»[3].

Журналисты, писавшие о здании храма в 2010-е годы, отмечали его плохое состояние. В 2011 году «Коммерсантъ» констатировал: «в зданиях „Союзмультфильма“ капитальный ремонт не проводился уже полвека, а в 30 % помещений из-за ветхости труб вообще нет центрального теплоснабжения»[29]. В 2015 году Анар Гасимов отмечал, что красный кирпич, из которого были вытроены колокольня и трапезная, потерял былой яркий цвет, потемнел от времени, стал бурым, во многих местах осыпался[30].

В мае 2017 года активисты московского штаба Общероссийского народного фронта констатировали, что храм нуждается в реставрации: старая кирпичная кладка разрушается, колокольню лишили купола и колоколов, окна выбиты, вокруг — покосившийся забор с колючей проволокой. В связи с этим представители ОНФ сформировали пакет документов для заявки в Мосгорнаследие о признании храма с его многовековой историей объектом культурного наследия. Координатор движения «Архнадзор», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Константин Михайлов отмечал: «Это нонсенс, что столь знаменитое здание, сохранившее части начала XVIII века, пусть и в перестроенном виде, сохранившее трапезную и колокольню в своём первоначальном облике проекта известного архитектора Николая Сильвестровича Курдюкова, не входит в список охраняемых государством памятников»[3].

  • Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 3: Москва в границах 1917 года. М., 1995, с. 176—178
  • Храм святителя Николая Чудотворца в Новой слободе и его окружение: историко-краеведческий аспект // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Выпуск 6. М.: Об-во сохранения литературного наследия; Издательство ОРПК «Кадашевская слобода», 2010. стр. 289—296.

ru.wikipedia.org

Никольские церкви старой Москвы / Православие.Ru

’Церковь
В старой Москве церквей, освященных во имя самого чтимого на Руси святого Николая Чудотворца, было огромное число - и сохранившихся до наших дней, и разрушенных при советской власти. В числе последних помянем самую знаменитую церковь св. Николая "Большой Крест", стоявшую в самом начале Ильинки и основанную там еще до возведения Китайгородской стены в первой половине XVI века. В ней приводили к присяге - "крестному целованию" - граждан, имевших судебные тяжбы, и в храме по обету его создателей был воздвигнут огромный крест с частицами святых мощей.

Одна из ныне действующих церквей Николая Чудотворца находится на Берсеневской набережной около палат Аверкия Кириллова. Недавно отреставрированная, она похожа на пряничный теремок. Ее ныне существующее здание было возведено в XVII веке, но сама церковь появилась здесь гораздо раньше. Всю свою историю церковь была связана и с этим легендарным домом, и с этим зловещим местом. В мрачные средневековые времена Иоанна Грозного, и в советское лихолетие она оставалась здесь единственным оплотом православной веры, и прибежищем живших тут москвичей - может быть и поэтому церковь чудесно уцелела. О ней мы уже упоминали в очерке об истории церкви Похвалы Богородицы, стоявшей на противоположном берегу Москвы-реки рядом с храмом Христа Спасителя (см. нашу публикацию от 12 апреля с.г.)

Церковь Николая Чудотворца, в Берсеневке. Фото: hram.codis.ru
Само название местности - Берсеневка - уже наводит на мрачное воспоминание о казненном в далеких временах московском боярине. В XVI - XVIII в.в. здесь находилась "Берсенева решетка", то есть ночная застава, запираемая и охраняемая сторожами, которые следили за порядком в городе. В годы правления Ивана III за караул в этом участке отвечал "объезжий голова" боярин И.Н. Берсень-Беклемишев, имя которого носит и одна из Кремлевских башен - Беклемишевская, потому что рядом с ней располагался его двор. Где-то там, у Москвы-реки, боярин был казнен в 1525 году - из-за неосторожной и смелой искренности с великим князем Василием III. А еще говорили, что перед смертью опальный боярин переехал из Кремля со всем своим двором на Берсеневку.

Впрочем, другая, менее обоснованная версия гласит, что название этой местности произошло от сибирского слова "берсень" - крыжовник, который мог расти в близлежащем Государевом саду на Софийке. Он был разбит еще повелением великого князя Ивана III в 1493 году, когда в пожаре выгорело все Заречье против Кремля, и государь приказал устроить там только сад, без жилых домов, дабы предостеречься от огня в городе впредь.

Уже в конце XIV века здесь, в районе Берсеневки, был монастырь под именем Никола Старый, что "на Болоте" - такое название получила эта топкая местность из-за постоянных разливов Москвы-реки и сильных дождей, которые превращали правобережную часть города в болото до постройки в 1786 году Водоотводного канала.

Видимо, с тех времен, от древнего монастыря и осталась на Берсеневке Никольская церковь - возможно даже, что она была прежде соборным храмом этой обители или одной из ее церквей. Церковь упоминается еще в 1475 году, когда была деревянной, а в 1625 году называлась "Великий чудотворец Никола за Берсеневой решеткой". А память о замосквореченском, или, как говорили в старину, зареченском монастыре Москва хранила долго - молва утверждала, что именно в него Иван Грозный заточил опального митрополита Филиппа. И будто со всей первопрестольной стекался на Болото народ и толпился у стен темницы мученика. На самом же деле митрополита держали под арестом в Богоявленском монастыре Китай-города, а предание о Берсеневке появилось из-за слухов о Малюте Скуратове. С его именем молва связывала соседние с церковью красные палаты - будто бы жил в них сам главный опричник, к которому мрачный дом перешел от того самого боярина Берсеня.

Древняя часть этих палат действительно относится к XVI веку, и возможно, что именно здесь происходили тайные и кровавые расправы над неугодными царю. В 1906 году при сооружении электрической станции здесь, неподалеку от будущего Дома на Набережной, были открыты старинные подземные помещения - настолько высокие, что в них могла поместиться лошадь, о чем свидетельствуют обнаруженные там кости. В мрачных подземельях были найдены и останки человека, и множество тисков, а вскоре рядом нашли серебряные монеты времени Грозного. Вероятно, это и были пыточные подземелья Малюты Скуратова, который жил где-то рядом. Однако в советское время могила опричника была обнаружена на противоположном берегу Москвы-реки, близ церкви Похвалы Богородицы, что оставило историкам новую загадку, - ведь в те времена умерших хоронили только в своих церковных приходах, а значит, Скуратов жил не на Берсеневке, а прямо напротив нее.

Так или иначе, но только Берсеневка в московской молве была тесно связана с Малютой Скуратовым. Еще одно предание гласит, что после Скуратова дом перешел к его зятю, Борису Годунову - царь был женат на дочери Малюты.

Лишь с середины XVII века дом и церковь на Берсеневке имеют доподлинно известную историю. В 1657 году из старых палат построил себе усадьбу думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами в Замоскворечье. Тогда же он выстроил заново и красавицу-церковь с главным престолом, освященным во имя Св.Троицы, и с Никольским приделом, которая стала его домовым храмом. В 1695 году, уже после гибели дьяка, на ее колокольне появился колокол в 1200 пудов, отлитый самим Иваном Моториным - 42 года спустя он вместе с сыном будет отливать в Кремле печально знаменитый Царь-Колокол.

Надолго растянулось строительство палат - работы еще велись и на рубеже XVII-XVIII столетий. Полагают, что в создании их окончательного вида принимал участие знаменитый М.Чоглоков, архитектор Сухаревой башни. Однако другая, более точная версия называет автором палат Ивана Зарудного - из-за сходства декора Берсеневских палат с элементами его Меншиковой башни, построенной позднее.

После смерти царя Федора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в круг придворных лиц, которых замыслили погубить Милославские. И был дьяк убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили, и труп поволокли на Красную площадь с криками: "Расступитесь, думный едет!" Он был погребен здесь, на Берсеневке, в приходе своей домовой церкви.

Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь. Кирилловы много жертвовали на эту обитель - именно на их средства были сооружены монастырские красные стены с красивыми башнями.

С 1756 года дом на Берсеневке стал принадлежать казне: сначала здесь располагался сенатский архив, потом в нем жили сенатские курьеры, и дом именовался "Курьерским". В 60-х годах ХIХ века бывший дом Кирилловых был подарен правительством московскому Археологическому обществу, которое проводило в нем свои знаменитые публичные научные заседания.

Церковь же с середины XVIII века стала обыкновенной приходской. В 1812 году она пострадала от пожара - "обгорела" и отреставрированная, была вновь освящена в следующем году после изгнания Наполеона.

В конце 1920-х годов в бывших палатах думного дьяка разместилось общежитие строителей Дома на Набережной. А в 30-е годы в подвале под закрытой Никольской церковью были найдены старинные иконы и скелет девушки с косой и вплетенной лентой, замурованный в нишу. Увидеть страшную находку больше никому не удалось - когда открыли каменную плиту, прах вмиг рассыпался.

В 1930 году после закрытия замосквореченской церкви немедленно стали добиваться ее сноса: в тот же год уничтожили колокольню, поскольку она "затемняла" помещение соседних реставрационных мастерских. Причина же сноса была, разумеется, другой - о ликвидации церкви на Берсеневке особенно хлопотал пресловутый архитектор Борис Иофан, строивший в том месте целый архитектурный ансамбль - Дворец Советов и Дом на Набережной - как образец социалистического "дома-города" в стиле конструктивизма. По первоначальному проекту Дом должен был гармонировать с Кремлем и в замысле предполагался красно-розового цвета. Но судьба распорядилась иначе, и дом оказался мрачно-серым.

Трагедия Берсеневки продолжилась и в зловещем Доме на Набережной - пошла молва, что он был построен из кладбищенских плит с разоренных большевиками могил, и потому столь несчастно складывалась судьба его многочисленных жильцов. Это были в основном члены советского правительства, министры и их заместители, маршалы и адмиралы, на головы которых в 30-е годы обрушилась секира сталинских репрессий. Лишь единицы из них избежали казни и лагерей. Даже "покой" жителей дома вместо консьержек охраняли военные, а в маленьких подвалах-окошках первого этажа держали сторожевых собак.

Старинный Никольский храм начали разбирать - в таком соседстве с новым идеологическим центром советской столицы ему не было места. А потом строительство Дворца Советов было приостановлено, и храм чудом уцелел. В 1958 году в нем был открыт НИИ музееведения, а в 70-х годах началась его реставрация.

Богослужения в нем были возобновлены в 1992 году. На празднике Преображения того же года в церкви был отслужен молебен о мире в Абхазии. В настоящее время храм действует.

Церковь Николая Чудотворца, именуемая [Красный звон]. Фото из книги Н.А. Найденова [Москва. Соборы, монастыри и церкви]. 1882-83гг.
Еще одна замечательная и очень древняя, но, к сожалению, закрытая Никольская церковь Москвы находится в Китай-городе (бывший Юшков переулок, в советское время - проезд Владимирова, а с 1992 года - Никольский пер.). Она называется "Красный звон", или "у красных колоколов" - от "красного", красивого звона своих колоколов. В старину была известная поговорка: "Хлеба-соли покушать, Красного звону матушки Москвы послушать", а китайгородская Никольская церковь, как Москва, славилась своими колоколами.

Церковь безусловно принадлежит к числу древнейших московских храмов. Раньше в ней был придел во имя св. Зосимы Соловецкого, и это навело исследователей на мысль, что эту церковь, столь близкую к Кремлю, основал сам митрополит Филипп в 1566 году - в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители. И когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который и переименовали в честь св. Николая Чудотворца. А когда митрополит Филипп был причислен к лику святых, и мощи его торжественно встретили в Москве, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С.Г.Нарышкин, чтя память святителя, вновь устроил в Никольской церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия.

Другая история гласит, что эта церковь появилась здесь еще в 1561 году, каменной, тщанием обыкновенного китайгородского купца Григория Твердикова, а некоторые и вовсе относят его жизнь к следующему, XVII столетию. Обычная путаница истории.

В XVII веке Никольская церковь называлась "что слывет у Красных колокольниц на Посольской улице" - здесь тогда размещался Посольский двор. Ее главный престол был освящен во имя Рождества Богородицы, и здесь находилась бесценная святыня - икона Одигитрии письма Симона Ушакова.

Этот храм был известен тем, что в нем, по легенде, была захоронена голова мятежника Алексея Соковнина - начальника Конюшенного приказа, который в 1697 году участвовал в заговоре сторонников царевны Софьи против Петра I и был за то казнен. Его родственники вытребовали останки, но тело власти отправили в "убогий дом", и была погребена с почестями только отсеченная голова.

В 1858 году неоднократно перестроенную к тому времени церковь разобрали совсем и старанием купца Полякова построили новый храм, доживший до нашего времени. Возможно, его архитектором был известный Н.И.Козловский, построивший храм Всех Скорбящих Радость в Калитниках, - он точно делал иконостас новой Никольской церкви.

И самая интересная страничка в истории Никольского храма связана с его "красными" колоколами. От старомосковского названия церкви произошла легенда, будто ее колокола на диво в Москве были покрашены красной краской, но это всего лишь вымысел: покрывать священные колокола краской было бы нелепо, тем более, что колокола на Руси иногда благолепно золотили. Они так и назывались - золоченые. А были еще царские - большие колокола, отлитые по высочайшему указу, или для главных церквей, звонившие в очень большие праздники. В Кремле, например, существовал еще один "царь-колокол" весом в тысячу пудов, в который ударяли редко, в случае смерти царя или патриарха, медленно и с расстановкой, три раза. Он был отлит уже в середине XVI века и находился в особом деревянном срубе, а потом был перелит с добавлением меди, назван "Праздничным" и помещен на Успенскую звонницу.

Кроме царских и золоченых, были еще пленные, ссыльные и лыковые колокола. Один из таких колоколов и находился в Никольской церкви. Пленными назывались колокола, взятые у противника на войне в качестве трофея. Ссыльными были опальные или те же пленные колокола, которые отправлялись на окраины страны: иногда одни, а иногда вместе с попавшими в опалу или плен людьми. Так, при царе Алексее Михайловиче в глухие русские провинции были сосланы многие поляки и литовцы и вместе с ними - их пленные колокола. Лыковыми назывались опальные колокола, сначала разбитые по указу, а потом перевязанные лыком ( однако некоторые считают, что это были обычные колокола более простой отделки.)

В Никольской церкви был помещен один пленный колокол, взятый при царе Алексее Михайловиче во время войны с Польшей: 1575 года отливки, с изображением трех лилий и со старинной надписью на иностранном языке: "Вся надежда на колокол из Шена во Франции" - так представили ее перевод в виде рабочей гипотезы современные специалисты. Этому пленному колоколу "повезло" - он не был отправлен в какую-то далекую ссылку, а остался в стольном граде Москве, да еще на красивой центральной церкви. После же закрытия Никольского храма в 1927 году его передали в музей в село Коломенское.

Звон колоколов на Руси неизменно сопровождал все великие торжества, знаменовал и радостные, и печальные события. Колокольный звон созывал православный народ на церковную службу, а тех, кто не мог придти в храм, он побуждал к внутренней молитве. И согласно церковному уставу красным именовался звон колоколов на Страстной неделе. Здесь, в Никольской церкви, расположенной близко к Кремлю, все колокола были подобраны "в один тон, и звук от них был приятный", - писал один из далеких современников, слышавших ее звон. Посему эта церковь называлась еще "у хорошего звона".

В конце 1922 года Никольский храм был захвачен какой-то "Свободной трудовой церковью", в 1925 году предназначен к сносу, еще через два года закрыт, но чудом уцелел. Одно время в нем даже размещалась электроподстанция. На государственной охране церковь не состояла, и ее только включили в список объектов, предложенных к этой постановке.

pravoslavie.ru

Храм святителя Николая чудотворца в Кленниках


В течение недели с 3 по 9 мая включительно все службы отменяются. 

Просим с пониманием отнестись к этим вынужденным, но временным мерам.

Сообщения об изменениях смотрите также в группах "Клённики" в соцсетях ВКонтакте и Фейсбук.

Храм Святителя Николая в Кленниках расположен в самом начале московской улицы Маросейка, в нескольких шагах от выхода из станции метрополитена «Китай-город».


История храма насчитывает не одно столетие. Впервые на этом месте была возведена деревянная церковь еще в середине 15 века, и с той поры здесь возносится молитва ко Господу за мiр и народ Божий.

 

В течение почти 60 лет – с 1932 по 1990 гг. – храм был закрыт, разорен и использовался как подсобное помещение, но по милости Божией молитвенная жизнь на этом святом месте ныне возобновлена.

Храм вновь засиял куполами, раскрыв двери навстречу входящим в него, и издалека слышен колокольный звон, зовущий к службам Божиим.

Взгляд прохожего, скользнув по окружающим серым высоким домам, возвращается к радующему глаз яркому зданию маленькой церкви – здесь и сами окна в окружении белых наличников приветливо глядят – зовут войти, задуматься, помолиться.

Так же точно было и во времена наших прадедов. И, как столетие назад, когда здесь служил настоятелем cвятой праведный Алексий, пресвитер Московский, верующие Москвы шли сюда за молитвенной помощью, так ныне и мы идем просить Господа и Его Пречистую Матерь о помощи в различных житейских и духовных нуждах, прибегая в молитве и к святым покровителям нашего храма:


Вновь и вновь взываем ко cвятителю Николаю, скорому на слышание и помощь;
Припадаем ко святым мощам cвятого праведного Алексия, пресвитера Московского, с твердой верой и надеждой на его молитвенное предстательство;
Просим святых молитв святого священномученика Сергия, положившего душу свою за паству;
И угодники Божии неустанно молятся о нас, не оставляя без надежды на милость Божию.

В храме 4 престола:

Казанской иконы Божией Матери;

Всех святых в земле Российской просиявших;

Св. праведного Алексия и священномученика Сергия;

Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Ежедневно совершается Божественная Литургия. Порядок вечерних богослужений указан в разделе "Расписание".

www.klenniki.ru

Храм свт. Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г.Москвы — Православный приход

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в столице призываем всех прихожан нашего храма строго выполнять постановления санитарных властей города и внять призыву Святейшего Патриарха оставаться дома в предстоящие святые дни, совершая молитву в своих домах и ради блага ближних воздерживаясь от посещения храмов.

Духовенство нашего храма в дни эпидемии совершает богослужения ежедневно, по расписанию, вознося молитвы за вас. Поэтому вы можете подать поминовение дистанционно. Как это сделать – указано на страничке нашего сайта.

Напоминаем вам основные правила безопасности, утвержденные постановлением Священного Синода:

  • временно не прикладываться к иконам, кресту, мощам;
  • соблюдать дистанцию в храме – 1,5 метра друг от друга;
  • находясь в храме, использовать маски;
  • подавать священнику исповедь, написанную на листе бумаги;
  • в вопросах самоизоляции следовать рекомендациям врачей и священноначалия;
  • при появлении признаков покинуть храм и обратиться к врачу.

При необходимости исповеди и причастия в случае вашей болезни вы можете обратиться в храм по телефону, и в случае выявления такой необходимости священник приедет к вам домой для совершения исповеди и причастия.

С письмами и документами Московской Патриархии, направленными на недопущение развития эпидемии, вы можете ознакомиться на соответствующей страничке нашего сайта.

По благословению священноначалия напоминаем вам обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенное им 3 апреля 2020 г.

nikolanarogozhke.ru

Храм Святителя Николая в Пыжах — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 ноября 2018; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 ноября 2018; проверки требуют 7 правок.

 памятник архитектуры (федеральный)

Храм святи́теля Никола́я в Пыжа́х — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии; памятник архитектуры XVII века.

Храм расположен в районе Замоскворечье Москвы по адресу: улица Большая Ордынка, № 27/6. Стоит между Большой и Малой Ордынкой; близ него находится двухэтажный дом причта — памятник архитектуры XIX века, архитектор Александр Никифоров (1890).

Настоятель — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.

Деревянный храм на месте нынешнего был основан не ранее 1593 года, вероятно, одновременно с учреждением стрелецкой слободы. Во второй половине XVII века местным стрелецким полком командовал Богдан Пыжов, давший своё имя местности, храму и Пыжевскому переулку. Постройка основного объёма Благовещенского храма датируется 1672 годом (по другим источникам, 1657-м). В 1691 году устроены приделы в честь Антония и Феодосия Печерских и в честь святителя Николая, имя которого со времени и стало главным для «Николы в Пыжах». После разорения в 1812 году храм был восстановлен, начиная с 1848 года, на деньги купцов Ляминых.

Храм был закрыт в 1934 году, последним настоятелем до закрытия был преподобноисповедник Гавриил (Игошкин, 1888—1959). Храм возвращен Русской православной церкви в 1990 году, служба началась в 1991 году. Иконостасы — современные, работы И. В. Клименко; в Никольском приделе — росписи конца XIX века работы А. Соколова[1].

Особенностью церкви является планировка ее двух приделов, «вдвинутых» в северо-восточный и юго-восточный углы основного кубического объема и почти заслоненных широкими полукружиями своих апсид, которые, будучи равновеликими и расположенными на одной линии с апсидой алтаря главного храма, выглядят традиционной трехчастной апсидой. Стройная шатровая колокольня с великолепно декорированной «висящей» аркой входа принадлежит к лучшим образцам этого типа сооружений в московском зодчестве. Примыкающие к храму трапезная и колокольня поставлены по главной оси, то есть «кораблем», как это стали делать со второй половины XVII в. Типичный пятиглавый, бесстолпный храм с развитым пышным антаблементом и ярусами кокошников, богато декорированный кирпичными деталями «штучного набора».[2]

  • Никольская церковь

  • Никольская церковь

  1. ↑ История Никольской церкви (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 12 октября 2009. Архивировано 20 февраля 2009 года.
  2. ↑ Москва и Подмосковье. Справочник-путеводитель / М. Ильин, Т. Моисеева. — Москва, Лейпциг: Искусство, Эдицион, 1979. — С. 492. — 584 с.
  3. ↑ О храме (неопр.). www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai. Дата обращения 26 сентября 2019.

ru.wikipedia.org

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках: история, архитектура, внутреннее обустройство

Иностранцы называют Москву столицей златоглавых куполов и белых церквей, что и подтверждает белоснежный храм Святого Николая в Хамовниках. Православный храм, нарядная церковь Москвы, расположенная на улице Льва Толстого в центре столицы.

Летопись святыни

Хамовники – древний район столицы, бывшая окраина Москвы XVI века. Загородную территорию с обширными лугами, где поселились ремесленники, назвали Хамовной. Здесь жили зажиточные ткачи, изготовляющие для царского двора белое льняное полотно высокого качества – «хам-лен».

Кстати, позднее слово «хам» связали с людьми низкого сословия, а еще позднее – с людьми грубыми, невоспитанными, в первоначальном значении слово употреблять перестали.

Своим святым покровителем ткачи считали Николая Чудотворца, молитвенно обращались к нему, прося помощи в труде и в быту. На личные средства ремесленников-ткачей в 1679 году в Хамовной слободе заложили каменный храм на месте бывшей здесь деревянной церкви. Кирпичное здание получило название храм Николая Чудотворца в Хамовниках.

Полтора века храм стороной обходили беды, но в войне с Наполеоном при пожаре Москвы в 1812 году церковь выгорела. К середине века храм восстановили, построили ограду, ворота, украсили росписями интерьер. С тех пор до нашего времени церковь сохранилась без изменений.

Революцию 1917 года храм пережил спокойно. Расположенная на пути государственной магистрали при возведении Комсомольского проспекта церковь осталась нетронутой. Что помогло спасти храм от разрушений, так и осталось загадкой. Возможно, ему действительно покровительствует Николай Чудотворец.

Не пострадал храм и в годы Великой Отечественной войны, в 1949 году церковь отремонтировали, в последующие годы трижды реставрировали. Богослужения здесь не прерывали. В 1992 году на колокольню возвращен колокол весом 1800 кг, снятый в 30-е годы.

Оригинальное зодчество

У храма Николая Чудотворца в Хамовниках, построенного в стиле московского барокко XVII века, необычайно интересная архитектура. Церковный комплекс включает в себя пятиглавую церковь, трапезную, восьмиугольную шатровую колокольню. Дивилась Москва на силу и красу храма и несла сюда почитание и любовь.

Церковь

Кирпичный храм, отделанный белым камнем и красно-зелеными изразцами, сохранил черты древнерусской архитектуры – узорочья. Необычайным и запоминающимся храм делает яркая окраска: по белым стенам стелется пестрый ковер декоративных элементов. «Буйство красок» – художественный прием, с помощью которого церковь снаружи напоминает корабль.

Центральный фасад украшен колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными. Полукруглые завершения стен здания – закомары и поставленные над ними в ряд кокошники (полукруглые декоративные элементы на сводах) визуально устремляют здание ввысь. Барабаны, украшенные цветными поясами, торжественно и изящно смотрятся под прикрытием разноцветных кокошников. Боковые фасады – в нарядных порталах.

Изумительно смотрятся окна, обрамленные резными пестрыми наличниками в виде короны. Яркие цвета наборных элементов контрастируют с белыми стенами. Разноцветные наличники, изразцовые вставки и накладки, изящные пояса барабанов, фриз под кровлей трапезной – все выполнено из геометрически правильных фигур.

На центральной главе – большой, богато украшенный крест с набором символов: косая перекладина (подножие Страшного суда), сильно развитые трилистники (напоминание о Святой Троице), венчающая крест корона (знак того, что в храме побывала монаршая особа), полумесяц у основания символизирует чашу.

Колокольня

Праздничное великолепие храма подчеркивает колокольня, создающая с ним единую композицию. Зодчие старались усложнить звонницу. Шатровая двухъярусная колокольня с глухим первым ярусом. Второй ярус – восьмигранный, состоящий из арочных проемов. Трехъярусный шатер декорирован ширинками и изразцовыми вставками, в каждом ярусе – слуховые отверстия-окна.

Кирпичное узорчатое украшение 32-х окон с чуть вытянутым обрамлением усиливает стремление шатра ввысь. Сплошной орнамент из изразцов являет такую красоту, которая достойна сотканных умельцами-ткачами полотен.

Золотые маковки самой высокой колокольни в Москве, сверкающие на солнце, похожи на горящие свечи. Крыльца колокольни устроены в виде лепестков, расходящихся в разные стороны.

Роскошный интерьер

Вход в храм – через подколокольное помещение. Купол и стены богато расписаны, лепнина со сценами из земной жизни Иисуса Христа, ветхозаветными сюжетами и изображениями серафимов. В центре композиции – Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.

Росписи в храме – везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым орнаментом. Четырехъярусный позолоченный иконостас гармонирует с золотисто-голубыми тонами росписей стен. В центре иконостаса – образ святителя Николая Чудотворца, небесного Заступника, свершившего много чудес и особо чтимого народом.

В 1848 году в храме появилась чудотворная икона «Споручница грешных». Поручительница за грешников перед Господом 160 лет находится в храме. Верующие молятся перед святыней об исцелении, об избавлении от отчаяния и уныния, о даровании покаяния.

Список иконы, скопированный с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии, привез в Хамовнический храм богатый купец. Вскоре народ начал замечать исходящий от иконы свет. По желанию дарителя образ не украшали ризами, чтобы не скрыть истечения благодати.

Святыни храма Святого Николая

В храме хранятся ценные святыни:

  • Чудотворная икона Божьей Матери «Споручница грешных». В 1847 году во время свирепствовавшей на Руси эпидемии холеры перед иконой молились об избавлении от заразы. На следующий день после интронизации перед иконой молился патриарх Алексий II.
  • Икона святителя Алексия, митрополита Московского.
  • Икона Божьей Матери «Смоленская».
  • Икона Божьей Матери «Владимирская»
  • Икона Божьей Матери «Утоли мои печали».
  • Икона Божьей Матери «Скоропослушница».
  • Икона Божьей Матери «Троеручница».
  • Икона мученика Иоанна Воина.
  • Мощевик с частицами мощей угодников Божиих.

Деятельность храма в наши дни

Вблизи храма – музей-усадьба Льва Николаевича Толстого в Хамовниках. Здесь главный дом, флигель, служебные помещения и сад. Здесь писатель жил каждую зиму с 1882 по 1901 годы и написал 100 произведений. Писатель регулярно приходил в храм и оставил память о нем в своем творчестве.

Храм святого Николая занимается мессионерской работой: здесь организуются паломнические поездки, создана молодежная группа из 29 человек, Она объединяет как давно воцерквленных людей, как и тех, кто только ищет путь к вере и Богу.

Встречи проходят еженедельно по субботам, члены группы участвуют в богослужениях. Молодежь ставит рождественские и пасхальные спектакли, изучает Священное писание. Проводятся совместные чаепития, обсуждаются проблемы церковной и общественной жизни, просмотры художественных фильмов.

Молодежный кружок рассказывает о своем опыте, важных событиях и ближайших планах в интернете. На сайте храма задают вопрос священнику и там же получают грамотный ответ. Молодежная группа участвует в социальном служении, проводимом приходом.

20 лет при храме действует воскресная школа, возраст воспитанников от 6 до 17 лет. В храме ведется благотворительная работа. При храме организован детский хор и православная общеобразовательная гимназия, а также работает крестильня для младенцев и баптистерия для крещения взрослых.

В 2011 году прошла реставрация: оштукатурен фасад, воссоздано крыльцо главного входа, отремонтирована крыша и проведены белокаменные работы по цоколю. 28 марта 2012 года отреставрированный храм посетил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин.

Видео: церковь сегодня

Красивейший московский храм – действующий православный храм с ежедневным богослужением.

Загрузка...

Ещё интересные сооружения

architectureguru.ru

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях — Википедия

Церковь Николая Чудотворца в Подкопа́ях — православный храм Богоявленского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в Белом городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитровской площади). Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; приделы в честь Преподобного Сергия Радонежского, в честь Николая Чудотворца.

История района[править | править код]

Церковь Николы в Подкопаях расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) — старинное русское слово, трактуемое различными источниками по-разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.[1]

Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трехсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских, известный в настоящее время как Храм Трёх Святителей на Кулишках.[2][3]

Село Подкопаево два раза упоминается великокняжеским летописцем в 1493 году, когда государь и великий князь Иван III после сильнейшего пожара, истребившего его дворец в Кремле, некоторое время жил у церкви Николы в Подкопаях, пока не был выстроен новый дворец.

Происхождение названия[править | править код]

Существует несколько версий происхождения названия «Подкопаи»:

По одной из них, название Подкопаево могло произойти от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.[4]

Бытует, впрочем, следующее предание… Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».[4]

Известен также рассказ, опубликованный Сергеем Нилусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.[5]

Ещё одна версия объясняет название также подкопом, — здесь, у берегов реки Рачки находился карьер для добычи глины.[6] Под асфальтом до сих пор скрываются залежи отменной красной глины. Интересно, что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.

Строительство храма[править | править код]

Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.

Реставрационные исследования показали, что существующий четверик храма был построен в 1550-е годы[7].

Он сложен из так называемого Грозненского маломера — тонкого кирпича, который применялся также при строительстве приделов Благовещенского собора в Кремле во времена Ивана Грозного.

Упоминается каменной в 1657 году.

В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева.

В 1722 году при церкви было два престола: во имя иконы Казанской Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца.

В XVIII — начале XIX века главный престол в честь иконы Казанской Божией Матери.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка храма.

В 1748 году церковь пострадала от пожара. В 1750 году на средства московского 1-й гильдии купца Алексея Губина был обновлён Казанский придел.

В 1759 году была построена существующая колокольня.

В церкви до нашествия французов было три престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и Святой Мученицы Екатерины.

В 1812 году церковь пострадала от нашествия французов. После разорения храм был приписан к Иоанно-Предтеченской церкви Ивановского монастыря, был частично восстановлен (придел Николая Чудотворца просуществовал до 1842 года, после чего из-за ветхости был закрыт).

В 1855 году церковь была передана под Александрийское патриаршее подворье. Никольскую церковь восстановили по проекту архитектора Николая Козловского иждивением московских купцов — ктитора церкви Николая Каулина и Алексея Шевелкина:

При державе Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича, при Александрийском Патриархе Иерофее II, по благословению Московскаго Митрополита Филарета и Преосвященного Никанора Епископа Фиваидскаго, ревностным старанием и собственным капиталом Ктитора онаго храма Московскаго Купца и Кавалера Николая Ивановича Каулина и его усерднейшаго сотрудника Алексея Гавриловича Шевелкина, приведен в надлежайшее благолепие и снабжен в изобилии утварью и ризницею Архиерейскою и Священническою и освящен 1858 года Января 26-го дня, оными: Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом, и Преосвященным Никанором Епископом Фиваидским.

Новые иконостасы выполнил резчик В. И. Астафьев и золотильщикДмитрий Иванов, кипарисовые иконы в серебряных окладах, стенное живописное письмо — иконописец Рогожин; утварь работы Фадеева.

В 1874 и 1889 годах церковь была обновлена на средства потомственного почётного гражданина Алексея Расторгуева; освящения церкви — 6 декабря 1874 года и 8 июля 1889 года.

В 1885 году на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья архимандрита Геннадия была построена часовня в честь Николая Чудотворца, освящена в феврале 1887 года.

Церковь Николая Чудотворца является объектом культурного наследия, охранный № 114.

Советский период[править | править код]

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях была закрыта и осквернена в 1929 году.

Были сломаны кресты и главки приделов и главы алтаря. В церкви сначала устроили жилые помещения. Затем, вплоть до 1990 года, территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свой инструментальный цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи — закрашены, объём был разделен на два этажа. К алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. В доме причта располагались конструкторский отдел завода (2-й этаж) и раздевалка рабочих инструментального цеха (1-й этаж). Каменный одноэтажный технический объём был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения.

Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Никольская церковь

Возрождение церкви[править | править код]

Храм возвращён Русской православной церкви и вновь освящён 29 сентября 1991 года.

На Никольской церкви восстановлены главы и кресты, разобраны уродливые пристройки советского периода. В приделах восстанавливаются первоначальные росписи, идёт работа над созданием главного иконостаса. На Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.

В ходе реставрации 1994—1996 годов (мастерская № 13 «Моспроекта-2») на апсиде обнаружено треугольное завершение древнего оконного проёма, поребрик (под венчающим карнизом), на фасаде четверика были открыты кокошники XVII века.

При обследовании четверика в 2008 году обнаружены большие фрагменты кладки из «грозненского маломера», датированная реставраторами 1550-и годами.

При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведётся воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии.

Настоятель храма — иеромонах Онисим (Бамблевский), председатель отдела религиозного образования Московской городской епархии.

  • План земельного участка церкви святителя Николая в Подкопаях. Арх. Василий Яковлев. 1759. РГАДА.

  • План владения артиллерии капитана Ф. Д. Колтовского и земельного участка церкви святителя Николая в Подкопаях. 1786. ЦИАМ.

  • План двора священника церкви святителя Николая в Подкопаях Семёна Иванова. 1802. ЦАНТДМ.

  • План владения Александрийского Патриаршего подворья в Москве. 1862. ЦАНТДМ.

ru.wikipedia.org

Церковь Николая Чудотворца в Столпах — Википедия

Церковь Никола́я Чудотво́рца в Столпа́х (на Столпах) — приходская церковь в Белом городе Москвы, стоявшая на углу Малого Златоустинского переулка и Армянского переулка, 4. Церковь построил в 1669 году подмастерье каменных дел Иван Космин (Иван Кузьмин Кузнечик).

В нижней церкви находился престол Николая Чудотворца, с юга — придел, освящённый сначала во имя Афанасия и Кирилла, но с 1792 года известный под именем Симеона и Анны; с севера — придел преподобного Сергия. В верхней церкви находился главный престол Рождества Богородицы и придел Рождества Иоанна Предтечи.

Разрушена в 1938 году.

История местности[править | править код]

Державшееся в XVII—XVIII веках прозвище церкви «у Столпа» указывает, что здесь было когда-то приказное учреждение, по-видимому, конюшенного ведомства, называвшееся «столп».

Армянский переулок, на котором стояла церковь, получил своё название с конца XVIII века по проживавшим в нём армянам и стоявшей здесь с 1781 года армянской церкви.

В XVII и первой половине XVIII века он назывался Никольским и Столповским — по церкви Николы в Столпах, стоявшей с XVI века на углу с Малым Златоустовским переулком.

В 1620 году в приходе церкви Николы в Столпах помимо четырех княжеских дворов и трех дворов нетитулованной знати находилось два двора, принадлежавшие иноземцам.

Строительство церкви[править | править код]

Впервые упоминается в 1547 году в Никоновской летописи под именем Симеона и Анны в описании пожара.

С 1625 года упоминается в патриарших книгах, однако существовала и до воцарения Романовых, так как получала ругу.

В 1629 году церковь показана каменной.

В 1669 году по приказу царя Алексея Михайловича возвели новую церковь. Зодчий — подмастерье каменных дел Иван Космин (Иван Кузьмин Кузнечик, в 1666 — 1667 годах бывший стрельцом в полку Артамона Матвеева).

В 1672 году царь пожаловал иконописцев, работавших для этого храма, — в его приходе издавна жили родственники царицы Марии Ильиничны — Милославские.

Архитектура церкви[править | править код]

Нижняя Никольская церковь имела с трех сторон сводчатую галерею, на которую опиралась верхняя галерея.

Над нижней церковью была вторая — Рождества Богородицы, богато украшенная белокаменной резьбой и также имевшая с трех сторон галерею, опиравшуюся на каменные столбы, напоминавшие по форме кувшины.

Высокая шатровая колокольня, соединенная с храмом, была поставлена у северо-западного угла храма. По типу и по времени она близка к колокольне церкви Грузинской Богоматери, но её декоративное убранство было значительно затейливее. Высокий шатер колокольни имел 48 «слухов», расположенных в пять рядов по всем его граням.

Интерьер[править | править код]

Главный иконостас был устроен заново в подражание прежнему (1700 года) после пожара 1902 года. Иконостас Предтеченского придела относился к середине XVIII века. В приделе Симеона и Анны иконостас середины XVIII века. В нижней церкви сохранялось несколько икон из старой церкви, бывшей на этом месте до 1669 года.

Захоронения[править | править код]

Около церкви, до её разрушения, находился старинный мавзолей над могилами членов семьи боярина Артамона Сергеевича Матвеева, изрубленного бунтовщиками и валявшегося на Красной площади. По преданию, в мавзолее был погребен и тот араб, который собрал изрубленное стрельцами тело Матвеева, брошенное на Красной площади.

До 1820 года над могилой Матвеева, его жены и сына Андрея сначала стоял памятник в виде избы с высокой тесовой крышей. В 1820—1821 годах по проекту архитектора А. Ф. Элькинского на его месте построили новый каменный памятник с двумя портиками и колоннами. Новый памятник был построен на средства графа Н. П. Румянцева (правнука А. С. Матвеева), владевшего здесь домом на углу с улицей Маросейкой.

На месте снесённого в 1930-е годы мавзолея, стоявшего южнее храма на погосте церкви, находится теперь проезд к школьному зданию.

В 1685 году при церкви был погребен Иван Михайлович Милославский, тело которого в 1698 году для надругательства Петр I перевез на свиньях в Преображенское.

В церкви сохранялось до 40 каменных резных надгробных плит Милославских.

Советский период[править | править код]

Церковь Николы в Столпах была разрушена в 1938 году. На её месте было построено примитивное по архитектуре школьное здание, в котором в настоящее время размещается Педагогический колледж № 7.

Два резных наличника, портал и некоторые надгробные плиты Никольской церкви были спасены сотрудниками Музея истории русской архитектуры. Образцы резного декора были сохранены и вмурованы в северную стену ограды Донского монастыря, когда в монастыре находился филиал музея.

В апреле-мае 2018 года в Армянском, Кривоколенном, Большом и Малом Златоустинских переулках проводились работы по благоустройству и созданию новых общественных пространств, в ходе которых был вскрыт фундамент в том числе церкви Николы в Столпах на углу Малого Златоустинского и Армянского переулков. Были обнаружены старинные надгробия, фрагменты изразцового декора и значительное количество археологических предметов. В связи с этим общественное движение «Архнадзор» обратилось к мэру Москвы Сергею Собянину «ввиду особой значимости и ценности археологического наследия на участках Златоустовского монастыря и храма Николы в Столпах, дать распоряжение об изменении сроков окончания работ по благоустройству Большого и Малого Златоустинских переулков, поручить провести работы по консервации и сохранению объектов археологии, по проектированию на их основе археологического парка с музеефикацией указанных объектов на месте»[1].

  • Паламарчук П. Г. — Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 2004, 744 с, 16 л. илл. (ISBN 5-7119-0013-7 (т.2))(ISBN 5-212-00500-0)
  • Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М.: Искусство, 1989, 380 с, илл. (ББК 85.113(22)1)
  • Путеводитель Машкова. С. 188 и CI XII.
  • Красовский М. В. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911. С. 304—307.
  • Клейн В. К. Надписи на гробницах в церкви Николая на Столпах. М., 1905. 10 с: 1 л. план.

ru.wikipedia.org


Смотрите также