Храмы николая чудотворца


Церковь Николая Чудотворца «Красный звон» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 января 2020; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 января 2020; проверки требуют 2 правки.

 памятник архитектуры (федеральный)

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца «Кра́сный звон», или «у кра́сных колоколо́в», — православный храм Московской городской епархии Русской православной церкви. Храм расположен в Китай-городе, в Центральном административном округе города Москвы (Никольский переулок, дом 9А). Название происходит от красивого звона колоколов храма, в числе которых был колокол с изображением трех лилий, с буквами L. Т., с пометою 1673 годом и с неразборчивою латинскою надписью, предположительно взятый царём Алексеем Михайловичем в качестве трофея во время Польской войны. В настоящее время колокол находится в музее «Коломенское».

Первое упоминание каменной церкви относится к 1561 году. В 1626 году погорела, после чего была обновлена. В 1691 году она опять была обновлена на средства купца Григория Твердикова, но всё-таки продолжала сохранять характер постройки XVI века.

Храм был известен тем, что рядом с его алтарём была захоронена голова Алексея Соковнина — начальника Конюшенного приказа, который в 1697 году участвовал в заговоре против Петра I и был за это четвертован на Болотной площади. Его родственники вытребовали останки, но они уже были отправлены властями в «убогий дом», поэтому была погребена с почестями лишь отсечённая голова.

В 1854 году старая церковь с её приделами была разобрана, и на её месте в 1858 году купцом Поляковым выстроен нынешний храм. Автор здания неизвестен, но им мог быть либо составитель сметы архитектор Александр Шестаков или Николай Козловский, по проекту которого был построен иконостас.

В конце 1922 году храм был передан «Свободной трудовой церкви», которую возглавлял Иоанникий (Смирнов). Формально причиной передачи храма послужило несоблюдение договора аренды. В конце 1929 года храм окончательно закрыт, здание было запланировано к слому, но снесено не было, в нём расположили конторы советских учреждений. В 1955—1969 годах здание отремонтировали, окна замуровали, расположили в нём электроподстанцию и включили его в комплекс зданий ЦК КПСС. К 1990 году здание пришло в упадок, купола проржавели, стены покрылись трещинами. В 1991 году по решению Моссовета храм возвращён Русской православной церкви. В 1993 году было учреждено Патриаршее подворье в Китай-городе. Отреставрированный храм вновь освящён в 1996 году.

В последние годы в храме были проведены ремонтно-восстановительные работы, воссоздан интерьер, полностью уничтоженный в годы лихолетья, восстановлен ярус звона колокольни, для которой приобретены семь новых колоколов, отлитых на Урале.

В центральной части храма (престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы) возобновлены регулярные богослужения, в левом приделе (восстановлен частично) во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких совершается таинство крещения. К сожалению, правый придел (святителя Николая Чудотворца) по-прежнему остается занятым трансформаторной подстанцией, несмотря на ходатайства верующих вернуть храму его исконное назначение. Не хватает средств и на завершение наружных ремонтно-реставрационных работ.

В 2001—2003 годах для храма были написаны Ченстоховская икона Божией Матери, иконы царственных страстотерпцев, священномучеников митрополита Серафима Чичагова и протоиерея Константина Голубева (Богородского), святой праведной Анны.

Перед единственной дошедшей с дореволюционных времён иконой святителя Николая Чудотворца — главной святыней храма — читается акафист.

  • Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. — М.: Издательство Московской городской думы, 1884. — Т. 1. — С. 371—375.
  • Паламарчук П. Г. Москва в границах Садового кольца // Сорок сороков : Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. — М.: Астраль, 2004. — Т. 2. — С. 39—40. — 744 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-271-07711-1.
  • Указатель церквей и часовен Китай-города. — М.: Русская печатня, 1916. — С. 19.
  • Шармин П. Н., Бондаренко А. Ф. Церковь Николая Чудотворца «Красный» Звон // Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.

ru.wikipedia.org

Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Церковь Николая Чудотворца «Большой Крест» (также известна как «Никола Большой Крест») — православный храм в Москве, построенный в конце XVII века и снесённый в 1934 году. Главный престол храма был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Николая Чудотворца.

Храм построен на средства архангельских[1][2] купцов Филатьевых недалеко от Ильинских ворот. Строительство началось в 1680 году, а закончено было в 1688. Храм считается одним из первых примеров переработки архитектурного типа приходского храма, сложившегося в середине XVII века. Он представляет собой высокий, вытянутый четверик на подклете, расчленённом на четыре яруса по горизонтали. Архитектурным новшеством стало отделение колокольни (которая в 1819 году была надстроена двумя ярусами) от четверика, отсутствие трапезной (обычно служившей для соединения четверика и колокольни), уменьшение размера абсид и придела.

Как в Архангельском соборе, в членениях фасадов использовалась ордерная декорация, не отражающая настоящей структуры здания — храм не имел этажей, внутреннее пространство было цельным. Во внешнем оформлении присутствовала некоторая эклектичность — в колонках первого яруса использован дорический ордер, на втором ярусе — коринфский, а в третьем пилястры сложной формы, однако благодаря удачно подобранному соотношению размеров и форм целостность постройки не была нарушена. Окна, расположенные соответственно членению по ярусам, различались размером, формой и оформлением. Так, на нижних ярусах окна имели прямоугольную форму и были обрамлены резными наличниками с разорванными фронтонами. На третьем, невысоком, ярусе располагались восьмигранные окна, оформленные белокаменными узорными рамами. Завершался четверик ложными закомарами. Пять глав храма являлись многогранными, имели витые колонны на углах и были окружены кокошниками.

Название «Никола Большой Крест» храм получил в народе так по приделу Николая Чудотворца и по реликвии храма — в нём находился большой (свыше двух метров) деревянный крест, изготовленный по заказу Филатьевых. Этот крест был сделан по образцу креста, изготовленного патриархом Никоном в Крестном Онежском монастыре. В кресте находились 156 мощевиков с частицами мощей различных святых, помимо мощей святителя Николая, располагавшихся по центру креста. Кроме этого деревянного креста в храме хранился напрестольный крест, сделанный в 1680 году подьячим Андреем Городецким и икона Всех Святых, написанная в 1700 году Кириллом Улановым. Имелся обычай приводить в этом храме к «крестному целованию» — присяге, людей, ведущих судебные тяжбы.

В 1928 году храм был отреставрирован. После выхода Декларации митрополита Сергия община храма оказалась одной из «непоминающих», то есть не согласных с декларацией и прекратившей поминать на службе советское правительство и митрополита Сергия (Старогородского). Приход храма Николы «Большой Крест» стал своеобразным центром московского сообщества «непоминающих», поддерживал общение с другими общинами, не признающими митрополита Сергия главой Церкви, туда приезжали исповедоваться и причащаться люди из других городов. Настоятель храма, отец Михаил Любимов считал, что «…ни в коем случае нельзя допустить, чтобы верующие признавали Сергианскую церковь, так как это ведет к некоторому примирению с существующим строем…». Впрочем сам он в 1935 году уклонился в контролируемое властями обновленчество[3].

Осенью 1931 года храм был закрыт, и община через некоторое время продолжила литургическую жизнь в маленьких домашних церквях. В 1932 году большинство из подпольщиков во главе с настоятелем были арестованы и попали в заключение.[4]

В 1934 году храм был разрушен вместе с колокольней, на месте храма в настоящее время пустырь.

Сохранившиеся элементы[править | править код]

  • Перед уничтожением храма его иконостас был разобран и 15 лет находился в музейных запасниках. В 1948 году его установили (в реконструированном виде) в трапезном Сергиевском храме Троице-Сергиевой лавры.[источник не указан 2515 дней]
  • Белокаменные детали декора — балясина, колонны, фрагмент киота и раковины выставлены для обозрения в экспозиции музея Коломенское.
  • Деталь наличника, выставленная в Коломенском

  • Деталь растительного декора

  • Закладной камень церкви

  1. ↑ Е. С. Овчинникова. Церковь Троицы в Никитниках: памятник живописи и зодчества XVII в. Искусство, 1970. Стр. 8.
  2. ↑ П. В. Сытин. Из истории московских улиц. Московский рабочий, 1958. Стр. 99.
  3. ↑ Русский исторический сборник
  4. ↑ И. Менькова. О следственном деле епископа Серафима (Звездинского). (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 23 июня 2009. Архивировано 15 сентября 2008 года.
  • Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — ISBN 5-691-00021-7.

ru.wikipedia.org

Церковь Николая Чудотворца на Щепах — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 августа 2017; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 августа 2017; проверки требуют 12 правок.

Церковь Николая Чудотворца на Щепах, Николощеповская церковь — православный храм в центре Москвы, в районе Арбат, на углу Первого Смоленского и Второго Николощеповского переулков, в сотне метров к западу от Садового кольца и станции метро «Смоленская» Филёвской линии.

История храма берёт начало с 1649 года, когда на этом месте была построена деревянная церковь, которая, наподобие множества других московских православных храмов, была освящена в честь святого Николая Мирликийского. В том же столетии деревянный храм сгорел, а на его месте на средства прихожан в 1686 году был сооружён новый каменный храм. Как и старая деревянная церковь, храм именовался «на Щепах» по местности, называемой тогда Щепы, так как неподалёку располагался Государев дровяной (Щепной) двор, где изготавливались срубы для деревянных дворцовых зданий.

Дополнительно к главному престолу св. Николая Чудотворца в 1773 в трапезной храма был устроен придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (в 1884 году перенесён в сооружённую для него пристройку).

Храм Николая на Щепах, 1883 год

Во время пожара Москвы 1812 года церковь Николая Чудотворца на Щепах серьёзно пострадала, впоследствии здание было восстановлено на народные средства, при этом к существующему приделу прибавился второй, освящённый во имя апостолов Петра и Павла. Кроме того, в 1813 году сооружена сохранившаяся поныне колокольня. В 1882 году по проекту архитектора Н. И. Финисова был построен северный придел церкви.

В 1934 году храм был закрыт для богослужений, а несколькими годами позже разграблен и перестроен почти до неузнаваемости, при этом были снесены купола и верхняя часть колокольни, а также ликвидировано церковное кладбище. Внутренние помещения храма были перестроены под производственные цеха, где в годы Великой Отечественной войны был налажен выпуск боеприпасов, а в мирное время вплоть до 1990-х годов располагался завод производственного объединения «Художественная гравюра».

В 1993 году здание было возвращено церкви. Богослужения возобновлены в 1994 году, а с 1999 по 2002 год проходила масштабная реконструкция здания с восстановлением башен, куполов и колокольни. В 2008 году завершены работы по восстановлению иконостаса храма, и 22 апреля 2008 г. состоялось малое (иерейское) освящение основного придела храма.

В 2009 году завершились работы по росписи бокового придела в честь правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, и 17 мая 2014 года состоялось его малое (иерейское) освящение. В настоящее время продолжается роспись основного придела.

По храму Николая на Щепах не позднее XIX века были названы существующие поныне Первый и Второй Николощеповские переулки, а также Третий Николощеповский переулок, который в 1957 году был переименован в проезд Шломина.

  • Протоиерей Стефан Пристая – настоятель храма;
  • Священник Кирилл Даниличев;
  • Диакон Владислав Соколов[1].
  • Икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, Чудотворца.
  • Икона Живоначальной Троицы.
  • Табынская икона Божией Матери[2].
  • Храмы Москвы. Энциклопедия шедевров православия. Эксмо, Москва 2010. ISBN 978-5-699-36796-2

ru.wikipedia.org

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в районе Якиманка, Центрального административного округа города Москвы (Берсеневская набережная д. 18), составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Святителя Николая, в честь Феодосия Великого Киновиарха.

Деревянная звонница на месте снесённой

Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовал деревянный храм, именуемый в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчиннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин Иван Берсень-Беклемишев).

В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, «изукрашен» — к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ирина Симеоновна передала церкви двухэтажные палаты на набережной для размещения в них дьякона и богадельни. Над палатами была выстроена колокольня. Кроме того был заказан большой 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным и пожертвованы ещё пять колоколов, массой от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной в 1817—1823 годах была отстроена новая в классицистическом стиле, в ней были устроены два придела — Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха[1]. Старая колокольня была разобрана «за ветхостью» между 1815 и 1820 годами[2] (двухэтажные палаты под колокольней простояли до 1871 года, сейчас на их месте находится дом причта). В 1853—1854 годах у западной стены трапезной храма была построена новая колокольня по проекту архитектора Николая Дмитриева[2].

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году храм был закрыт. В 1930-е Борис Иофан, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. Алтарь Никольского придела использовался нечестивцами как места общего пользования[3]. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён Русской православной церкви, при нём работают воскресная школа и библиотека.

На приходе храма поддерживаются старообрядческие традиции и используются отдельные элементы дониконианского обряда (но официально приход не считается единоверческим).

Настоятелем храма является игумен Кирилл (Сахаров)[4].

  • Игумен Кирилл (Сахаров) - настоятель храма[5].
  • А. Успенский. Церковь св. Николая Чудотворца, на Берсеневке [1]. 1906.
  • Древности (издание Московского археологического общества), том 5. 1885.
  • А. Мартынов. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества, год 1. 1852. [2]

ru.wikipedia.org

Храм Николая Чудотворца Москворецкого — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 ноября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 ноября 2019; проверки требует 1 правка.
Христианский храм
Храм Николая Чудотворца Москворецкого

Храм Николая Чудотворца Москворецкого 1882 год. Фото из альбома Н.А.Найденова.
Страна  Россия
Местоположение Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Дата основания 1829
Строительство 1829—1832 годы
Статус Уничтожен
Состояние Разрушен в 1930-е годы

Храм Николая Чудотворца Москворецкого — православный храм, существовавший в Москве, в Китай-городе, у въезда на Москворецкий мост со стороны Красной площади.

Первая деревянная церковь в честь Николая Угодника была построена на этом месте в XVI—XVII веках, у Москворецких ворот Китай-города. Каменная церковь появилась при царе Алексее Михайловиче Тишайшем, в 1651 году. В 1730 году впервые возведена тёплая церковь, а та, которая простояла до своих последних дней, была построена в 1832 году. Построили её прямо на фундаменте старого храма у въезда на Москворецкий мост.

Главным храмом в этой церкви считался престол Благовещения Пресвятой Богородицы. Сама же церковь святого Николая Чудотворца была возведена в качестве придела при нём. В 1857 году рядом была выстроена колокольня в виде отдельно стоящего здания.

В 1929 году храм Николая Чудотворца Москворецкого, в ряду многих, был упразднен советской властью. А в 1936—1937 году, когда началось строительство нового Москворецкого моста, был полностью разрушен вместе со всеми зданиями, которые находились на чётной стороне Москворецкой улицы — поскольку её адрес был: Москворецкая улица, д. 26.

Фотогалерея[править | править код]

  • Колокольня Храма Николая Чудотворца Москворецкого. 1920-е годы.

  • Москворечье в начале XX века. Справа — Храм Николая Чудотворца.

ru.wikipedia.org

Церковь Николая Чудотворца на Болвановке — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 апреля 2020; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 апреля 2020; проверки требуют 2 правки.

Церковь Николая Чудотворца на Болвановке — православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии, приписан к храму Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, построен в 1697—1712 годах.

Памятник архитектуры федерального значения.

Храм расположен в Таганском районе Центрального административного округа города Москвы (Верхняя Радищевская улица, 20). Главный престол нижнего храма освящён в честь Николая Чудотворца; верхний храм — во имя апостолов Петра и Павла. В трапезной приделы в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в память Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Храм находится в центре Таганской слободы, возникшей в местности, издревле носившей название «Болвановка». Некоторые исследователи связывают происхождение названия с «болваном» — идолом, татарским либо языческим, который мог находиться в тех местах, другие считают, что название связанно с поселением там мастеров, изготавливающих болванки для производства шляп. Первый храм на месте современного являлся приходским храмом ремесленников. Существует предположение, что первый, деревянный храм был построен в 1506 году, однако он не упоминается до 1632 года. Доподлинно не известно, когда именно началось строительство каменного храма, так, одна из версий гласит, что по благословению патриарха Иоакима в 1682 году был начат сбор средств среди прихожан на постройку нового храма, однако нужную сумму удалось собрать только к 1697 году. Другая версия сводится к тому, что деньги всё же удалось собрать, и в 1682 году была выстроена маленькая каменная церковь с шатровой колокольней, а в начале XVIII века она была перестроена по заказу князей Гагариных.

Каменный храм, сохранившийся до наших дней, был построен под руководством московского зодчего Осипа Старцева. Старцев выступил как весьма консервативный архитектор (предполагают, что его консерватизм был обусловлен несогласием с петровскими реформами), и церковь была выстроена им в традиционном московском стиле — так называемом «московском барокко», однако более архаичном, чем предыдущие его постройки. Церковь Николы на Болвановке иногда называют последней средневековой постройкой старой Москвы.

Храм, трапезная и шатровая колокольня расположены по оси восток-запад. Сам храм двухэтажный, на первом этаже была оборудована «тёплая», то есть отапливаемая церковь для зимних богослужений с престолом во имя святителя Николая, а на верхнем — летняя церковь с престолом апостолов Петра и Павла. Алтарные апсиды нижнего храма выдвинуты на восток относительно верхних, так как по обычаю верхний престол не должен перекрывать нижний. Вершает храм традиционное пятиглавие. В трапезной были устроены приделы, освящённые во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Трапезная равна храму по ширине и была оформлена белокаменными наличниками, по аналогии с храмом, и изразцами с изображением херувимов. Освящение храма было совершено в 1712 году.

Впоследствии церковь сильно пострадала во время пожара в середине XVIII века, в частности, был практически полностью утрачен первоначальный белокаменный декор. Он неоднократно восстанавливался и поновлялся на средства прихожан. В 1875—1876 годах церковь была перестроена по проекту архитектора Василия Карнеева, а в 1900—1905 годах на средства М. В. Коликова под руководством архитектора В. А. Осипова была проведена масштабная реставрация, частично вернувшая храму первоначальный облик. Были возвращены некоторые архитектурные детали. Росписи были поновлены художниками И. М. и М. И. Дикаревыми.

Около 1920 года храм был закрыт, разорён и осквернён. В 1944 году, при строительстве станции метро «Таганская» и перестройки Таганской площади была предпринята попытка разрушить храм, были уничтожены главы и верхушка колокольни, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры. Впоследствии храм был восстановлен, не вернули только кресты на куполах.

В 1990 году церковь была возвращена верующим, с большим трудом отреставрирована и приписана к соседней церкви Успения Богородицы в Гончарах.

Ранее в храме находились древние иконы — деисус и икона Сергия Радонежского, написанные его племянником, Феодором, архимандритом Симонова монастыря (впоследствии архиепископом Ростовским). Сейчас в храме хранится почитаемая икона «Прибавление ума».

ru.wikipedia.org

Храм Николая Чудотворца на Глинках — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Храм во имя святителя Николая Чудотворца на Глинках — архиерейское подворье Вологодской епархии. Главный престол освящён в честь Святителя Николая Чудотворца. Храм расположен в центральной части города Вологды, на пересечении улиц Предтеченской и Мира[1].

Дореволюционная[править | править код]

Точная дата храма неизвестна. Скорее всего, это конец XV- середина XVI века. Первоначально церковь называлась Флоро-Лавра - в честь святых Флоры (в просторечии Фрола) и Лавры, а район к северу от церкви назывался Фроловка.

С 1618 по 1639 г.г. она в докладных книгах церквей г. Вологды постоянно называлась Флоро-Лаврскою, хотя в это время и существовал при ней престол во имя св. Николая Чудотворца. Но с 1640 г. во всех архивных документах она называется уже Николаевской. Церковь Николая на Глинке расположена в центральной части города Вологды, на пересечении улиц Предтеченская и Мира. По историческим данным, каменная церковь была построена в 1676 году. Благодаря пожертвованиям прихожан с благословения Его Преосвященства Маркела, архиепископа Вологодского и Белозерского. До строительства каменной церкви в этом месте были две деревянные церкви: Мч. Флора и Лавра и Николаев - Глинковская. Храм получил название «Глинковская» из толстого слоя глины, образованного при раскопках реки Золотухи. Церковь несколько раз перестраивалась: ее форма, размеры окон менялись, один из пяти куполов остался в 1770 году. В 1862 году шатровая колокольня была заменена новой остроконечной колокольней[2].

Прихожане очень любили и украшали храм. В церкви было три престола: вверху - в честь Дня Всех Святых, внизу - в честь святых мучеников Флоры и Лавра и в честь святителя Николая Чудотворца. Иконам храма поклонялись как чудотворным. В храме был образ Свт. Николая Мирликийского Чудотворца очень древнего письма, круглый, украшенный серебряною золоченою ризою. По нижнему краю ризы вычеканена надпись:«Великий Николае Чудотворец в лето 6621 (1113) в Великом Нове — Граде явился великому князю Георгию, рекомому Мстиславу, расслабленному, повелевая ему ради исцеления болезни взять в Киеве икону образа своего круглую, еже и меру ему показа, пред нею же в Киеве отроча утопшее обретеся живо; посланные же от князя из Великого Нова — Града обретоша икону саму по реце плывущу и привезоша ко князю, он же знаменовася ею, абие здрав бысть»[3].

В конце XVIII века, когда по указу Екатерины II был введен запрет на осуществление захоронений на территории городских приходских храмов, в районе Никольской церкви были выделены земли под Глинковское кладбище. Однако оно просуществовало недолго. По причине близости погоста к жилым домам городские власти решили основать новое Богородское кладбище.

Послереволюционная[править | править код]

Постреволюционная история общины печальна. В 1922 году настоятель храма, о. Симеоне (Видякин) был арестован. Приговор Революционного трибунала Вологды от 14 апреля 1922 г. Симеон был приговорен к двум годам принудительных работ с лишением избирательного права. В 1937 году его обвинили в организации монархического заговора и казнили. В 2000 году он был канонизирован.

Храм был закрыт 7 декабря 1929 года под предлогом необходимости организовать внутри Дом пионеров детей железнодорожников[4].

11 февраля 1930 года газета «Красный Север» опубликовала репортаж субботника о снятии колоколов с 12 церквей в Вологде, в том числе Никольской Глинковской церкви. В том же 1930 году комиссия из представителей городских и административных управлений города Окрпрофсоюз, Технострой и Губмузея выступила за снос здания бывшей Николо-Глинковской церкви[5].

Современная[править | править код]

16 февраля 1995 года решением Вологодской городской думы храм Святителя Николая на Глинках возвращён Вологодскому епархиальному управлению. Одним из инициаторов возвращения храма верующим стал тогдашний главный врач психиатрической больницы Александр Куцентов. Вновь обретённый храм освятили и приписали к Рождество-Богородицкому кафедральному собору. Позднее он стал самостоятельной приходской церковью.

С 1996 года прихожане церкви проводили ремонтные работы за счёт благотворителей. В июле 1997 года была восстановлена главка четверика. 24 марта 2011 года колокольня была украшена стрелой с небольшим крестом.

При храме действует воскресная школа, открытая в 1998 году.

ru.wikipedia.org

Храм Николая Чудотворца «Золотые Кресты» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 памятник архитектуры

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца «Золоты́е Кресты́» (Никола́я Чудотво́рца на Горе́) — закрытый советской властью православный храм в Вологде, в историческом районе Верхний посад. Памятник архитектуры конца XVII — начала XVIII века, категория охраны не установлена[1]. Находится в руинированном состоянии.

Дата основания церкви неизвестна. Идентификация первого упоминания затруднена ввиду существовавшей относительно недалеко церкви Николая Чудотворца на Верхнем Долу и церкви, затем — придела, Николая Чудотворца в близлежащем Горнем монастыре. В целом, в районе Ленивой площадки в средневековой Вологде находилось несколько церквей на небольшом расстоянии друг от друга.

Н. В. Фалин, ссылаясь на сотную грамоту 1627 года, указывает, что на месте современной церкви Николая «Золотые Кресты» вероятно находились «церковь Николы Чудотворца, другая церковь Ивана Златоустаго»[2].

Считается, что топоним «Золотые Кресты» перешёл к церкви в XVIII веке (в 1701 году церковь упоминается ещё как «Николая Чюдотворца на горе»)[3]. Первоначально «Золотыми Крестами» называли Успенский собор Горнего монастыря. Так в сообщении Городского магистрата 1782 года Николаевская церковь названа «у Золотых Крестов». После пожара 1761 года своды и главы Успенского собора были значительно повреждены, утратив позолоту. После этого название перешло к Никольской церкви, которая стала именоваться Никола на Горе — «Золотые Кресты»[4][5]. «Никол. у Золотых крестов» названа церковь в книге И. К. Степановского 1890 года[6].

Храм закрыт в 1930 году, занят общежитием, затем автомастерской и гаражами ДОСААФ. На 2011 год церковь пустует, интерьеры уничтожены, выбиты окна, глава и завершение колокольни разрушены, колокола сняты, кровля разрушается.

Кирпичный двухэтажный храм, состоит из высокого стройного четверика, короткой трапезной и колокольни. Верхний храм — двусветный, с богатыми наличниками в форме петушиных гребней во втором ярусе и более простыми, треугольной формы, фронтончиками в третьем ярусе (все сбиты, вероятно, во время перестройки XIX века). Четырёхскатная кровля покрывает один ряд небольших кокошников. Главка одна, хотя высказывается предположение, что исходно их могло быть пять[7]. Колокольня в стиле классицизма сооружена в первой трети XIX века. Первые два яруса колокольни имеют форму четвериков, при этом оформление второго яруса очень необычно — в центре каждой из боковых стен помещена ниша, окружённая лучеобразной рустовкой; в нише находится ваза (урна). Ярус звона цилиндрический, декорированный соответственно углам четверика спаренными колоннами тосканского ордера.

Помимо главного престола Николая Чудотворца, в храме были освящены Трёхсвятский, Всехсвятский, Введенский и Кирилло-Новоезерский приделы. Алтарная часть — двухапсидная, что нехарактерно в целом для русской, но распространено в вологодской архитектуре.

Петербургский искусствовед и архитектурный критик Г. К. Лукомский в начале XX века так описывает интерьеры храма: «Над входом в церковь — старинная икона в серебряном окладе. Хорош иконостас — из двух полукружий. В верхней церкви прелестный иконостас с колонками и с высокими фронтончиками поверху. Но ужасны все фрески в церкви. Паникадило прекрасное, не старинное, но отличного рисунка»[8].

  • Фото начала XX века

  • Фото 2009 года

  • Решение второго яруса колокольни

  • Южная стена, второй и третий ярусы. Видны классические наличники XIX века и сбитые оригинальные

ru.wikipedia.org

Храм-маяк Николая Чудотворца — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Храм-мая́к Святи́теля Никола́я Чудотво́рца — храм Украинской православной церкви (Московского патриархата)[2]. Храм расположен в селе Малореченском (юго-восточное побережье Крыма). Храм-маяк является самым высоким храмом в Крыму. Храмовый комплекс входит в состав Мемориала всем погибшим на водах. Автор и главный художник комплекса — народный художник Украины Анатолий Гайдамака.

Церковь-маяк построили по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Основными меценатами были Александр Лебедев, российский Национальный резервный банк, банк «НРБ-Украина» и пансионат «Море». Общий бюджет проекта составил 5 млн долларов США при первоначальном бюджете в 3,5 млн[3]. Задолго до начала строительства геологи искали место для храма, так как храм должен стоять на берегу, а юго-восточное побережье Крыма подвержено частым оползням. Тем не менее, в 2017 году потребовались берегоукрепительные и противооползневые работы на общую сумму 3 млн долларов[4][5] из бюджета Российской Федерации[6]. Первый камень был заложен в октябре 2004 года. Работы по проектированию и строительству проводились в очень короткие сроки. В середине 2006 года строительство храма было завершено, а 15 мая 2007 года храм-маяк был торжественно освящён. Церемонию освящения храма совершил митрополит Киевский Владимир (Сабодан)[7].

Внешние элементы храма-маяка

Храм[править | править код]

По своей высоте храм не имеет аналогов в Крыму. Общая высота храма составляет по разным оценкам до 65 метров. На всех четырех фасадах храма в форму огромного креста вписаны изображения святых. Высота каждого панно 15 метров, а площадь 60 м.кв. Восточную часть храма украшает изображение Святителя Николая, а остальные три части фасада украшены изображениями Богоматери: Афонской Божьей Матери, «Знамение» и Покрова Богородицы. В оформлении использованы корабельные якоря и якорные цепи[8].

Под главным крестом, ниже маячного фонаря размещается колокольня с электрическим приводом колоколов. Это нововведение позволяет исполнять разнообразные колокольные мелодии. Росписи в храме посвящены жизни Николая Мирликийского. На потолке одного из портиков изображены знаки Зодиака, символы созвездий, по которым ориентируются мореплаватели. В оформлении церковной площади использованы якоря, якорные цепи, кнехты. Одной из важнейших архитектурных деталей является стена, на которой каждый желающий может поместить табличку с информацией о погибших на воде[8].

Маяк[править | править код]

Храм может играть роль маяка. Под главным крестом храма, внутри позолоченного шара, который символизирует планету Земля, установлен маячный фонарь[8]. Среди туристов популярна версия, что это единственный храм-маяк в Крыму, однако Форосская Церковь также может играть роль маяка. Но несмотря на технические возможности, данные объекты не внесены в лоции Черного моря[9].

Музей катастроф на водах[править | править код]

В цокольной части храмового комплекса в 2009 году открыт Музей катастроф на водах[10]. В 17 помещениях, декорированных в виде затонувшего корабля, каждое из которых повествует с помощью видео и стендов о наиболее резонансных трагедиях на водах Мирового океана. Одна из экспозиций посвящена трагедии теплохода «Армения», которая унесла жизни, по разным оценкам, от 3000 до 7000 человек[11].

Храм-маяк на берегу Черного моря Въезд в с. Малореченское Храм-маяк и вдалеке маяк «Рыбачий» Церковная площадь вечером

ru.wikipedia.org

О ХРАМЕ - храм святителя Николая

Хамовники – это один из самых старых районов современной Москвы. Несколько веков назад здесь располагалась слобода ткачей. Зарабатывали ремесленники себе на жизнь тем, что продавали сукно. Ткачей прозвали хамовниками, по наименованию производимого ими дешевого шелка «хамьян». Отсюда и получила слобода свое название – Хамовная, а совсем не от слова хам (как некоторые думают), которым мы награждаем невежественных людей.

Еще до революции в Хамовниках располагалось много известных храмов и монастырей. Некоторым из них не удалось избежать участи разрушения в годы безудержного гонения. Эта беда обошла стороной древний храм Николая Чудотворца, и по сегодняшний день он остается украшением старинного района.

Храм этот был построен на личные средства ремесленников-ткачей. Своим покровителем они считали святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского. В честь этого великого святого и была освящена церковь в Хамовниках. С начала своей истории она была деревянной постройки, упоминание о которой относится к 1625 году. А уже в 1757 году в летописи говорится о каменном храме. Архитектура напоминает корабль – такая схема строительства православных храмов была принята во второй половине 17 века. Стоит отметить, что шатровая колокольня Николо-Хамовнической церкви является одной из самых больших в столице.

В 1812 году, когда в Москве недолго хозяйничали французы, храм был частично разрушен и полностью восстановлен только к 1849 году. А несколькими годами ранее в нем появилась настенная роспись, которую современники могут увидеть и поныне.

Никольская церковь никогда не закрывалась. И даже в годы воинствующего безбожия люди могли придти и помолиться о тех, кому нужна была помощь в то нелегкое время. Как тогда, так и сегодня, люди, пришедшие в храм, обязательно преклоняют свои колени перед храмовой святыней – иконой Божией Матери «Споручница грешных».

Четыре года назад приход отметил памятную дату: 160 лет назад под своды храма был принесен и прославлен чудотворный образ Божией Матери.

nikola-khamovniki.ru

Храм святого Николая Чудотворца | Святой Николай Чудотворец

Базилика святого Николая, г. Бари, Италия

ХРАМ СВЯТОГО НИКОЛАЯ В БАРИ (ИТАЛИЯ)

Базилика святого Николая в городе Ба́ри (от греч. basilike — «царский дом») — это католический храм, построенный для хранения мощей Николая Чудотворца, которые были привезены из города Миры в 1087 году.

Как повествует житие святого, достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу 19 декабря около 345 года. Тело Угодника Божия было положено в соборной церкви Мир Ликийских (Римская империя). Мощи хранились нетленными и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году опасаясь за сохранность святыни, жители города Бари (Италия) перевезли мощи в свой город.

После того, как мощи были привезены 22 мая, началось строительство храма в центре города на месте проведения официальных церемоний — «катапенальской цитадели». В 1089 году базилику освятили и поместили в её крипту мощи святого Николая. Крупные реставрационные работы были проведены в 1928—1956 годы.

C 1969 года в знак дружбы, уважения и глубокого союза с православными, было предоставлено право православным служить в крипте базилики. Также раз в неделю, по четвергам, в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду».

Адрес: Италия, город Бари, Largo Abate Elia, 13. Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola). Храм открыт ежедневно. Вход бесплатный.

Православный храм святого Николая Чудотворца в Бари

Храм Николая Чудотворца РПЦ, г. Бари, Италия

В городе Бари находится также православный храм Николая Чудотворца. Дело в том, что до революции верующие из Российской империи составляли основную массу паломников, приезжавших в итальянский город поклониться мощам Николая Угодника. Однако странников печалило отсутствие православных богослужений в Бари. Один паломник из Одессы сообщал, что видел в городе одну русскую богомолку, которая «чуть не плакала, что некому было отслужить акафист».

Часто высказывалась мысль о необходимости строительства русской православной церкви. Поэтому в 1911 году Императорское Православное Палестинское Общество решило учредить Барградский комитет под покровительством Николая II. Целью было устроить в Бари подворье для нужд российских паломников. Средства на строительство церкви и подворья собирали по всей России.

Подготовка к устройству церкви в Италии велась осторожно. Посланник комитета, протоиерей Иоанн Восторгов (прим. расстрелян в Москве в 1918 г.) приехал в страну в обстановке почти секретной — опасались противодействия как местной администрации, так и католического духовенства. 20 января 1911 г. о. Иоанн послал телеграмму об успешной покупке земли. А в октябре того же года православное общество испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка, уже купленного на имя частного лица. Разрешение было получено.

Светские власти Бари приветствовали русскую инициативу. 22 мая (день перенесения мощей) 1913 г., когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии. В дальнейшем несмотря на войну, строительные работы велись успешно и к январю 1915 г. были вчерне завершены.

После революции русских верующих в Италии стало намного меньше. В 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города. И только в 2009 году Италия передала храм Николая Чудотворца в Российское ведомство.

Сегодня подворье Бари состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для православных верующих, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя Николая Чудотворца.

Адрес: Италия, город Бари, Corso Benedetto Croce, 130. Патриаршее подворье, храм Святителя Николая Чудотворца (Chiesa Russa).

Церковь святого Николая Чудотворца на острове Лидо в Венеции

Церковь Николая Чудотворца на о. Лидо, в Венеции

Одной из первых достопримечательностей острова Лидо в Венеции является Церковь святого Николая Чудотворца, или, как её называют местные жители, церковь Сан-Николо. Она была построена в Венеции в 1044 году. Во время Крестового похода из Мир Ликийских в Венецию были привезены мощи святого Николая. Было принято решение хранить их в церкви на острове Лидо. Начиная с 1100 года и по сегодняшний день, они так и находятся здесь.

На протяжении нескольких лет жители острова Лидо и Бари вели ожесточённые споры по поводу мощей Святого Николая. Одни утверждали, что мощи хранятся в Лидо, другие – что в Бари. Рассудила их проведенная экспертиза, которая доказала, что в обоих случаях – есть правда. Оказалось, что привезли мощи в Бари ещё в 1087 году. Но поскольку они были очень хрупкими, и состояли из мелких частей, то в спешке было потеряно много фрагментов. Которые и были вывезены и впоследствии привезены на остров Лидо. В Бари хранится большая часть мощей, а в Лидо только одна пятая.


Читайте также:

Мощи святителя Николая Чудотворца. Где находятся?

Молитва святому Николаю Чудотворцу

Поделитесь:


Другие разделы:

svyatnikolaj.ru


Смотрите также