Икона божией матери в дивеево


Чудотворные иконы в Дивеево: обзор, история, чудеса

Поделитесь с родными и друзьями:

Люди, хоть немного наслышанные о Серафимо-Дивеевском женском монастыре и его святынях, думают, что чудотворных икон здесь тоже много. На самом деле в монастырских храмах находятся все те же образа, что и по всей России. И хотя многие из привычных нам икон, признанных в России чудотворными, помогают прибегающим к ним и в Дивеево, собственно Дивеевских икон с особой историей мало.

Вам также будет полезен составленный нами рейтинг гостиниц и отелей с недорогими номерами в Дивеево

Икона «Умиление» в Дивеево

Икона Божией Матери «Умиление» является фрагментом иконы Благовещения. Этот трогательный образ представляет перед нами Богородицу в момент принятия Ею благой вести Архангела Гавриила. Ее смирение проникает в саму душу молящегося. Неудивительно, что батюшка Серафим особо почитал икону «Умиление» и молился перед ней ночами. А приходящих к нему за советом старец часто помазывал маслом из лампады, горящей перед любимым его образом, и люди получали исцеление.

После удивительной коленопреклоненной кончины преподобного Серафима Саровского перед образом «Умиление» икону передали Дивеевскому монастырю, где она и пребывала в Троицком соборе до самой революции.

Сейчас в Троицком соборе находится точная копия чудотворного образа. Эту икону писали с батюшкиной в начале XX веке, и она тоже является чудотворной. Каждое воскресенье перед ней служится особый молебен Божией Матери – Параклис

«Казанская» икона

Чудотворная икона Божией Матери «Казанская» тоже имеет свою интересную историю.

В северной части Дивеево находится святой источник в честь иконы Богородицы «Казанский». Над родником стояла часовня, в которой какое-то время служили молебны даже после разгона Серафима-Дивеевского монастыря. В 1939 году часовню сломали. Но Господь явил чудо – из-подо льда замерзшего источника местный житель поднял Казанскую икону древнего письма.

В советское время ее хранила схимонахиня Доминика. Она же стала свидетельницей многих чудес, бывших от иконы. А когда Серафимо-Дивеевский монастырь вновь открылся, схимонахиня Доминика передала Казанскую икону в дар обители, где она пребывает и по ныне в Троицком соборе.

Иконы из кельи Батюшки Серафима Саровского

Три старинные иконы, оказавшиеся после смерти преподобного Серафима Саровского в Дивеевской обители, находятся в храме Рождества Богородицы. В этой подземной церкви покоятся мощи преподобных Дивеевских жен, первоначальницы обители и матушки Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены.

После поклонения мощам, желающие могут приложится и к иконам из кельи Батюшки Серафима. Они находятся на левой стене перед выходом, три в ряд в старинных окладах. Образ Спасителя, Матери Божией и Иоанна Крестителя. Доступ в храм открыт с 8.00 до 17.00 ежедневно.

Иконография Преподобного Серафима Саровского

Но раз уж речь у нас зашла об иконах, нам видится необходимым рассказать о существующих ныне иконах Серафима Саровского.

Столетие канонизации преподобного Серафима Саровскогого в России ждали, и готовились к торжествам не только в Дивеево и Сарове. На нижегородской земле и даже в Москве в июне-декабре 2003 года прошло множество мероприятий, конференций и выставок, посвященных истории Дивеевской и Саровской обителей, Духовному подвигу самого батюшки Серафима и историческому наследию, дошедшему до наших дней. Одним из таких событий были выставки в Нижнем Новгороде в музее Н.А. Добролюбова и в Москве в Центральном музее древнерусской культуры им. А. Рублева.

Так что же включает в себя иконография преподобного Серафима Саровского?

Существует несколько типов икон с изображением одного из самых любимых русских святых.

Значение икон Серафима Саровского

  1. Преподобный изображен в рост, облачен в мантию, епитрахиль и поручи, голова открыта, окружена нимбом. В левом верхнем углу иконы изображена Богоматерь на облаках. Внизу видны стены Саровского монастыря. Правая рука святого прижата к груди, в левой – кожаные четки-лествицы. Иногда на полях иконы пишут житийные сцены. Именно такой образ пожертвовал покойный Нижегородский митрополит Николай в открытую в 1989 году Казанскую деревянную церковь в селе Дивеево. Икона эта находится в Троицком соборе в левом пределе. Одна изпочитаемых святыней, так как в ней находится полумантия преподобного Серафима Саровского.
  2. Другой тип икон более редок. На нем Серафим Саровский также изображен в рост, но на голове камилавка с крестом, и правой рукой он благословляет. Два таких образа так же находятся в Дивеевской обители в Троицком и Преображенском соборах.
  3. Третья разновидность икон представляет по поясное изображение святого в мантии, епитрахили и поручах.

Прообразом всех типов икон служили прижизненные портреты Серафима Саровского. Самым лучшим из них является работа художника Серебрякова, выполненная за 5 лет до кончины Батюшки Серафима. Старец изображен в мантии, епитрахили и поручах, правая рука его возложена на сердце. Бледность лица подчеркивает его подвижническую жизнь, а глаза голубые и очень добрые. Волосы на голове и бороде седые и густые, но не очень длинные.

Но портрет святого писал при его жизни и другой художник – Дмитрий Ефставьев, воспитанник Академии Художеств. На этом портрете Батюшка Серафим одет в мантию и епитрахиль, но поручи скрыты рукавами рясы, в правой руке деревянные четки. Глаза голубые, на открытой голове волосы светло русые, с проседью. Это объясняется тем, что портрет писался, когда иноку Серафиму было примерно 50 лет, и он еще не был так стар. Подлинник этого портрета был утерян во второй половине XIX, но снимок с него сделать успели. И фотография портрета была иллюстрацией в первом жизнеописании преподобного Серафима, вышедшего в 1863 году.

До революции в Дивеевском монастыре находился еще один очень интересный портрет батюшки Серафима. На нем, старец был изображен  в мантии и камилавке, в правой руке посох. Но особенным был взгляд лика святого – он как бы охватывал пророческим взором всю Россию. У этого портрета долгая история путешествий.

В начале XX века В Дивеевский монастырь приехал духовный писатель Сергей Нилус и ему довелось записать рассказ супруги покойного Николая Николаевича Мотовилова – Е. И. Мотовиловой.

«Хочу теперь я показать вам, – сказала Елена Ивановна, – всю свою святыню, которая пока еще у меня хранится. Ведь вы знаете, чем был для моего покойного мужа о. Серафим. Батюшка очень его любил. Долго мой муж упрашивал  о. Серафима позволить снять с него портрет, и только после неоднократных и долговременных настояний Батюшка согласился. Вот этот–то его первый портрет я и хочу показать вам – он необыкновенный: иногда он сурово смотрит, а иногда улыбается, да так приветливо… Вот сами увидите!

В моленной Елены Ивановны, над небольшим столиком, на стене я увидел этот портрет.

– Смотрите, смотрите, улыбается!

– Да еще как улыбается!

Лицо, прямо обращенное ко входящему, улыбалось такою улыбкою, что сердце светлело, глядя на эту улыбку – столько в ней благости, привета, теплоты, неземной, доброты чисто ангельской. И улыбка эта не была улыбкою застывшего портрета: я видел, что лицо все более и более оживлялось, будто расцветало»… («Великое в малом», СПб, 1903 г.)

После смерти Елены Ивановны, с 1910 года портрет Батюшки хранился у игуменьи до самого разгона монастыря в 1927 году. Потом он был перевезен в Киев, а в 1943 году попал в Берлин. Позже следы чудесного портрета обнаружились в Северной Америке, в Ново-Дивеевском женском монастыре.

Помимо икон и знаменитых прижизненных портретов батюшки Серафима, существовало множество картин и житийных образов, писанных как художниками, так и простыми крестьянами. На столько почитали в народе Святого Старца Серафима.

Так крестьянин Ефим Васильев через 11 лет после кончины преподобного написал картину, где батюшка Серафим кормил медведя. В 40–х годах XIX века появилась картина, трогающая до слез. Согбенный батюшка Серафим идет по Саровскому лесу опираясь на посох с котомкой за плечами.

В 1849 году рисовальщик Борель, создал литографию, изображающую кончину старца. Подвижник упал на колени перед иконой Божией Матери «Умиление» со сложенными на груди руками.

Знаменита в народе и картина «Моление на камне». Одна из них нарисована священником Леонидом Михайловичем Чичаговым (будущим Владыкой Серафимом), написавшим летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Ныне эта картина находится в одном из московских храмов.

До сих пор история иконографии преподобного Серафима Саровского не закончена. XX век породил новую волну картин и образов, создаваемых художниками и иконописцами во всем мире. Трогательная всенародная любовь к святому преподобному Серафиму Саровскому и его духовный подвиг вдохновляет сердца людей.

Как прикладываться к иконам?

  1. К иконам нужно прикладываться благоговейно. Наложить на себя крестное знамение, поклонится, попросить в мысленной молитве помощи у Господа, Богородицы или святого, к чьей иконе хотите приложится. После чего прикоснуться губами к окладу или раме (стекло целовать нежелательно, на нем остаются следы, но если такое случается, не расстраивайтесь – ничего страшного в этом нет).
  2. После целования иконы снова перекреститесь и поклонитесь.
  3. Если у вас особая просьба, а к иконе стоит очередь – не задерживайте людей. Поклонитесь святому образу в отведенное вам время, а потом встаньте поблизости и молитесь про себя сколько потребуется.
  4. Как правило, хотя и не всегда, перед иконами стоят подсвечники, где вы можете возжечь свою свечу.
  5. Для женщин! Перед целованием иконы убедитесь, что на ваших губах не осталось помады. Если сомневаетесь – лучше помокните губы салфеткой, чтобы не оставлять следов косметики на иконе.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

mydiveevo.ru

Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская

День почитания: 10 августа.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской
глас 4

К Богоpо́дице с умиле́нием пpипаде́м,/ вси, гpехми́ обpемене́ннии,/ чудотво́pную Ея́ ико́ну Умиле́ния облобыза́юще/ и вопию́ще со слеза́ми:/ Влады́чице, пpиими́ моле́ние недосто́йных pаб Твои́х/ и пода́ждь нам, пpося́щим,// ве́лию Твою́ ми́лость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Серафимо-Дивеевской
глас 3

Ю́же подража́я непло́дную смоко́вницу,/ аз, окая́нный, умиле́ния плода́ отню́д не приношу́ и посече́ния страшу́ся,/ но, взира́я к чудотво́рней ико́не Твое́й Умиле́ния, Влады́чице,/ стеню́ от се́рдца и вопию́:/ умили́ся, Благосе́рдая,/ и мне, окамене́нному се́рдцем,// благоволи́ пода́ти душе́вное и серде́чное умиле́ние.

Считается, что икона Божией Матери «Умиление» начала свою жизнь во второй половине XVIII века.

Икону Богородицы «Умиление» еще называют «Радуйся, Невесто Неневестная». На этом образе мы видим Деву Марию еще до рождения нашего Спасителя, но уже после того , как Архангел Гавриил сообщил Ей о великой чести — о том, что она скоро будет Матерью.

Икона Божией Матери Умиление очень прочно связана с преподобным Серафимом Саровским. По описаниям, всю его жизнь Святая Мария покровительствовала великому русскому святому. Она не единожды приходила к нему на помощь, помогала ему во многих праведных делах, даже исцеляла отца Серафима от смертельных болезней.

У преподобного батюшки была не одна икона Божией Матери. Но икона «Умиление», которую сам святой именовал еще «Радость всех радостей», была одна из самых почитаемых.

В «Житии преподобного Серафима» об этом написано так:
«С особенною любовью святый старец принимал к себе искренно и смиренно кающихся и тех, кто проявлял в себе горячее усердие к духовной жизни христианской. После беседы с ними преподобный Серафим имел обыкновение возлагать на их преклоненные головы конец епитрахили и свою правую руку.
При сем он предлагал произносить за собою краткую покаянную молитву, после чего сам произносил разрешительную молитву, отчего приходившие получали облегчение совести и какое-то особое духовное наслаждение; затем старец крестообразно помазывал посетителя елеем из лампады, горевшей пред находившимся в его келии образом Божией Матери «Умиления», которую он называл иконою Божией Матери – Радости всех радостей».

У себя в келье преподобного Серафима и нашли в день его преставления 2/15 января 1833 года, как он сам и пророчествовал- среди тлеющих вещей, в молитвенном положении перед иконой Богоматери «Умиление». Руки его были скрещены точно также, как и у Богородицы на этом образе.

После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы Умиление драгоценную ризу. В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икону передали патриарху Алексию II, и сейчас она находится в Патриаршей резиденции. Один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ИКОНОЙ «УМИЛЕНИЕ»

В народе образ Богородицы «Умиление» считается «женским», но к этой иконе также могут обращаться и те мужчины, кому необходимо выстроить взаимопонимание со своей матерью или супругой.

Наличие дома иконы «Умиление» и молитвы перед нею могут помочь вашим дочерям сохранить внутреннюю чистоту и отвратить их от нечистых соблазнов.
Молитвы Божией Матери перед Ее образом «Умиление» часто помогают в зачатии ребенка и при родах. Потом, при достижении ребенка подросткового возраста, становятся весомой помощью для того, чтобы преодолеть переходный период.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.

АКАФИСТ ПЕРВЫЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ «УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ

[из рукопи́сных ака́фистников Серафи́мо-Диве́евскаго монастыря́]
Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
21 октября 2016 года (журнал № 96)

Конда́к 1
Избра́нней от всех родо́в Бо́жией Ма́тери и Цари́це, умиле́нно моля́щейся за ны ко Го́споду и о́браз Умиле́ния Своего́ нам дарова́вшей ми́лостиво, похва́льное пе́ние и моле́ние прино́сим Ти, Богоро́дице. Ты же, я́ко Всеми́лостивая на́ша Засту́пница и Всеблага́я Помо́щница, от вся́ких бед нас изба́ви, да зове́м Ти: Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.
И́кос 1
А́нгел земны́й и челове́к Небе́сный, преподо́бный ста́рец Серафи́м ико́ну Твою́ святу́ю, Богоро́дице Де́во, я́ко драгоце́нное сокро́вище в свое́й ке́ллии стяжа́ и пред не́ю усе́рдныя моли́твы Тебе́ принося́, Всепе́тая, во вся дни подви́жническаго жития́ своего́ благоумиле́нно, Ра́достию всех ра́достей Тя наименова́, си́це Тебе́ взыва́я:
Ра́дуйся, обра́довавшая па́дшее челове́чество всесвяты́м Твои́м Рождество́м;
ра́дуйся, Спаси́теля ми́ру нетле́нно ро́ждшая и де́вство сохра́ньшая преди́вно.
Ра́дуйся, Ма́ти и Де́во преблагослове́нная;
ра́дуйся, Богоро́дице препросла́вленная.
Ра́дуйся, пала́то Бо́га Сло́ва прекра́сная;
ра́дуйся, светоно́сная ло́жнице Царя́ царе́й.
Ра́дуйся, проро́ческих глаго́лов сбытие́ прине́сшая;
ра́дуйся, апо́стольския про́поведи кре́пкое вспоможе́ние.
Ра́дуйся, преподо́бных похвало́ и дев велича́ние;
ра́дуйся, челове́ческаго ро́да возвыше́ние.
Ра́дуйся, скорбя́щих утеше́ние;
ра́дуйся, боля́щих исцеле́ние.
Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 2
Ви́дев себе́ боле́знию зе́льною одержи́ма, блаже́нный Серафи́м усе́рдно моля́ше Тя, Богоро́дице Де́во, о по́мощи и исцеле́нии, и се́, а́бие предста́ла еси́ ему́ во све́те Небе́снем со апо́столома Петро́м и Иоа́нном Богосло́вом и, ре́кши: «Сей от ро́да На́шего есть», исцеле́ние ско́ро ему́ дарова́ла еси́, да пое́т немо́лчно Сы́ну Твоему́ и Бо́гу хвале́бную песнь: Аллилу́ия.
И́кос 2
Разуме́в свое́ исцеле́ние, Твои́м посеще́нием благода́тным соверши́вшееся, блаже́нный Серафи́м прославля́ше, Богоро́дице, ве́лию к нему́ Твою́ ми́лость, ико́ну же святу́ю благогове́йно почита́ше и сию́ благода́ти прича́стну именова́ше, е́йже и мы ны́не покланя́ющеся, си́це Тебе́ зове́м:
Ра́дуйся, обра́довавшая избра́нника Бо́жия Твои́м посеще́нием;
ра́дуйся, в неду́зе исцеле́ние ему́ пода́вшая скоропредста́тельно.
Ра́дуйся, при́сным Своему́ ро́ду ми́лостиво его́ наре́кшая;
ра́дуйся, открове́нии Боже́ственными его́ просвети́вшая.
Ра́дуйся, в тече́нии жи́зни его́ многокра́тно ему́ явля́вшаяся;
ра́дуйся, на по́двиги поста́ и моли́твы неви́димо его́ укрепля́вшая.
Ра́дуйся, в пустынножи́тии и затво́ре сла́дкая его́ Собесе́днице;
ра́дуйся, от враг ви́димых и неви́димых держа́вная его́ Засту́пнице.
Ра́дуйся, и нам гре́шным явля́ющая от ико́ны Твоея́ мно́гия ми́лости и щедро́ты;
ра́дуйся, и нас недосто́йных не лиша́ющая Твои́х благодея́ний благода́тных.
Ра́дуйся, неду́ги на́ша врачу́ющая безме́здно;
ра́дуйся, печа́ли на́ша утоля́ющая радостотво́рно.
Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 3
Си́ла Бо́жия де́йствоваше чрез святу́ю ико́ну Твою́, Умиле́ние имену́емую, Богоро́дице Пречи́стая, егда́ сия́ в ке́ллии преподо́бнаго Серафи́ма пребыва́ше и исцеле́ния ве́рным источа́ше, и́же отвсю́ду к нему́ прихожда́ху и от Тебе́ мно́гия да́ры благода́тныя улуча́ху, благода́рно пою́ще Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 3
Име́я ве́ру и любо́вь к Тебе́, Богоро́дице, преподо́бный Серафи́м по Бо́зе всю наде́жду свою́ на Тя возлага́ше, ико́ну же Твою́ святу́ю благогове́йно почита́ше, свещи́ и еле́й пред не́ю возжига́я и те́пле моля́ся Тебе́, да бу́деши ему́ Помо́щница во спасе́ние. О сем и мы Тя мо́лим, Преблага́я, и со усе́рдием пое́м:
Ра́дуйся, свеще́ всеми́рная, мрак язы́ческий просвети́вшая Све́том Христо́вым;
ра́дуйся, Ста́мно всезлата́я, в не́йже угото́вася Хлеб Небе́сный.
Ра́дуйся, денни́це Со́лнца пра́вды;
ра́дуйся, заре́ невече́рняя безсме́ртныя жи́зни.
Ра́дуйся, па́дшаго челове́ческаго естества́ обновле́ние;
ра́дуйся, дре́вния вражды́ разруше́ние.
Ра́дуйся, ра́достное святы́х созерца́ние;
Ра́дуйся, сла́досте, услади́вшая го́речь грехо́вную.
Ра́дуйся, о́блаче, ро́су спаси́тельную источи́вый;
ра́дуйся, алава́стре, ми́ра Боже́ственнаго по́лный.
Ра́дуйся, окамене́нных серде́ц умягче́ние;
ра́дуйся, ве́ры и благоче́стия возраще́ние.
Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 4
Бу́ри грехо́вныя избежа́ти и в ти́хое приста́нище покая́ния приити́ помози́ нам, Пречи́стая Де́во, Искупи́теля и Спаси́теля душ на́ших ро́ждшая и Ма́тернее дерзнове́ние к Нему́ иму́щая; простри́ к Нему́ богоно́снеи Твои́ ру́це и умоли́ Его́ бла́гость вся ны поми́ловати и спасти́, да благода́рне пое́м Ему́ о Тебе́ славосло́вия песнь: Аллилу́ия.
И́кос 4
Слы́шавше о премно́гих чудесе́х Твои́х, Богоро́дице Де́во, от ико́ны Твоея́ святы́я явле́нных и присноявля́емых ве́рным, ра́дуемся мы гре́шнии, я́ко дарова́ла еси́ нам таковы́й благода́тный зало́г Твоего́ к нам благоволе́ния, Всеблага́я, и от ра́достных и благода́рных усте́н сицево́е прино́сим Ти пе́ние:
Ра́дуйся, оби́тель дев под Ма́терний покро́в Твой ми́лостиво прие́мшая;
ра́дуйся, оби́тель ма́лую и убо́гую распространи́вшая и духо́вно обогати́вшая.
Ра́дуйся, обетова́ние Твое́, пра́ведному Серафи́му о ней изрече́нное, ве́рно испо́лнившая;
ра́дуйся, ико́ною Твое́ю пребыва́ти в ней изво́лившая.
Ра́дуйся, наде́ждо на́ша пресвята́я;
ра́дуйся, Ма́ти на́ша преблага́я.
Ра́дуйся, до́брая Младопита́тельнице де́вам;
ра́дуйся, вдов и сиро́т Попечи́тельнице благоми́лостивая.
Ра́дуйся, заступле́ние на́ше от враго́в неви́димых;
ра́дуйся, Помо́щнице на́ша в неча́янных беда́х.
Ра́дуйся, стено́, огражда́ющая нас от грехо́вных собла́знов ми́ра;
ра́дуйся, покро́ве, покрыва́яй всех к Тебе́ притека́ющих.
Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 5
Боготе́чная звезда́, свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице Де́во, лучи́ Бо́жия благода́ти неви́димо испуща́ет и ду́ши ве́рных озаря́ет. Сию́ и мы с ве́рою и благогове́нием лобыза́юще, в ско́рбех утеше́ние, в боле́знех врачество́ безме́здное от Тебе́, Влады́чице, прие́млем, и славосло́вяще многопе́тое и преблагослове́нное и́мя Твое́, ра́достно пое́м Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 5
Ви́дев Тя, Богоро́дице, преподо́бный Серафи́м в пресла́вный день Благове́щения, прише́дшую к нему́ в смире́нную его́ ке́ллию со А́нгелы, Предте́чею, Богосло́вом и ли́ком святы́х дев, ра́дости преми́рныя испо́лнися, и сия́ше лице́ его́ ста́рческое красото́ю Небе́сною. Ты же, сла́вою Боже́ственною его́ озаря́ющи, ми́лостиво бесе́довала еси́ с ним, я́коже со дру́гом при́сным, обетова́нии благи́ми возвеселя́ющи ду́шу его́ и си́ми подвиза́ющи нас вопи́ти Тебе́:
Ра́дуйся, обра́дованная Присноде́во;
ра́дуйся, Неве́сто неневе́стная.
Ра́дуйся, Цари́це Го́рних и до́льних;
ра́дуйся, Предводи́тельнице де́вственных ликостоя́ний.
Ра́дуйся, от Небе́сных высо́т посеща́ющая земноро́дных;
ра́дуйся, явля́ющая лице́ Твое́ пречи́стое избра́нником Бо́жиим.
Ра́дуйся, ли́ки святы́х, спутеше́ствующия Тебе́, име́вшая;
ра́дуйся, собо́р святы́х дев с Собо́ю приве́дшая.
Ра́дуйся, де́ве смире́нней и трепе́щущей явле́ния Твоего́ сла́ву показа́вшая;
ра́дуйся, бесе́ды Твоея́ Боже́ственныя ту удосто́ившая.
Ра́дуйся, ста́рца Серафи́ма посеще́нием Твои́м облагода́тствовавшая;
ра́дуйся, с ним и вся ны духо́вно возвесели́вшая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 6
Пропове́дуемо и везде́ похваля́емо есть от ве́рных посеще́ние Твое́, Ма́ти Бо́жия, его́же преподо́бнаго Серафи́ма сподо́била еси́. Сие́ посеще́ние Твое́ всеблаго́е и мы днесь благогове́йно воспомина́юще, благода́рственныя пе́сни Тебе́ прино́сим, Пречи́стая, и хвале́бно восклица́ем Сы́ну Твоему́ и Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 6
Возсия́ сия́ние сла́вы Небе́сныя в смире́нней ке́ллии преподо́бнаго Серафи́ма, егда́ от Го́рних высо́т пришла́ еси́, Богоро́дице, с ли́ком святы́х того́ посети́ти. Сего́ же не терпя́щи зре́ти, де́ва сотаи́нница Боже́ственнаго виде́ния ниц паде́ на зе́млю, но ми́лостиво ту воздви́гла еси́, Влады́чице, и преми́лостивыя глаго́лы Твоя́ ей прорекла́ еси́. Таково́му благоснизхожде́нию Твоему́ дивя́щеся, с любо́вию и благогове́нием Тебе́ вопие́м:
Ра́дуйся, Де́во всеблага́я, де́вство похвали́вшая де́ве земне́й;
ра́дуйся, вене́ц Ца́рствия Небе́снаго ей обеща́вшая за ве́рность Жениху́ Христу́.
Ра́дуйся, А́нгелы чти́мая и пева́емая от Херуви́м;
ра́дуйся, Арха́нгелы окружа́емая и сла́вимая от Серафи́м.
Ра́дуйся, Предте́чу, Богосло́ва и лик святы́х дев с Тобо́ю в явле́нии чуде́сно показа́вшая;
ра́дуйся, в явле́нии Твое́м обетова́ния блага́я избра́ннику Бо́жию дарова́вшая.
Ра́дуйся, сбытие́м обетова́ний Твои́х и́стину явле́ния Твоего́ засвиде́тельствовавшая;
ра́дуйся, на́ше похвало́ и утвержде́ние.
Ра́дуйся, оби́телей и́ноческих ми́лостивое попече́ние и призре́ние;
ра́дуйся, Це́ркве Христо́вы Боже́ственная ле́пота.
Ра́дуйся, по́стников и преподо́бных та́йное утеше́ние;
ра́дуйся, христиа́нскаго ро́да непосты́дное упова́ние.
Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 7
Хотя́щим нам, Влады́чице, лобыза́ти святу́ю и всечестну́ю Твою́ ико́ну, не возбрани́ нам сие́ грехо́в ра́ди на́ших, и я́ко многоблагоутро́бная Ма́ти ми́лостиваго Бо́га, не возгнуша́йся на́ших нечи́стых усте́н, но приими́ нас ми́лостиво, припа́дающих к Тебе́ с любо́вию, да́ры благода́тныя ще́дро нам подава́ющи от многочуде́снаго Твоего́ о́браза, да зове́м со умиле́нием Триеди́ному Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 7
Ди́вно и свя́то сконча́тися благоволи́ла еси́, Влады́чице, избра́ннику Твоему́, блаже́нному Серафи́му: той бо коленопреклоне́нный на моли́тве пред ико́ною Твое́ю свято́ю предаде́ пра́ведную ду́шу свою́ в ру́це Бо́жии, и оты́де от земны́х на Го́рняя, созерца́ти сла́ву Твою́ Небе́сную и вы́ну зре́ти Тя, Цари́це А́нгелов, Ю́же мы земни́и немо́лчно ублажа́ем и пое́м Ти ра́достно:
Ра́дуйся, ми́ра Го́рняго перве́йшее украше́ние;
ра́дуйся, ми́ра до́льняго всекре́пкое огражде́ние.
Ра́дуйся, от Небе́снаго всесвята́го Твоего́ жили́ща приника́ющая к земноро́дным;
ра́дуйся, от оби́телей Го́рних снизходя́щая в юдо́ль на́шу многоско́рбную и многогрехо́вную.
Ра́дуйся, отира́ющая сле́зы от оче́с пла́чущих и пе¬ча́льных;
ра́дуйся, влива́ющая отра́ду и утеше́ние в сердца́ огорче́нных.
Ра́дуйся, вдови́ц неиму́щих некра́домое бога́тство;
ра́дуйся, безма́терних сиро́т призре́ние и покро́ве.
Ра́дуйся, и́ноков Помо́щнице всеизря́дная;
ра́дуйся, и́нокинь Предста́тельнице всесвята́я.
Ра́дуйся, целому́дрия христиа́нскаго нача́ло и осно¬ва́ние;
ра́дуйся, де́вства пречу́дная красото́.
Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 8
Стра́нно есть ви́дети, ка́ко ико́на Твоя́ свята́я, Богоро́дице Де́во, си́лою Бо́жиею благода́ти преисполня́ется и ди́вная чудеса́ источа́ет благоволе́нием Твои́м, Всеблага́я. Сию́ и мы стяжа́вше во утеше́ние и цельбу́, благода́рственно Тя сла́вим, Влады́чице Пречи́стая, и пое́м ро́ждшемуся от Тебе́ Бо́гу Сло́ву А́нгельскую песнь: Аллилу́ия.
И́кос 8
Вся до́брая и поле́зная да́руеши нам, Богоро́дице, от всечестна́го и многочуде́снаго Твоего́ о́браза: умиля́еши ду́ши на́ша и врачу́еши боле́зни на́ша, я́ко вои́стинну многоблагоутро́бная Ма́ти чад Твои́х, о Христе́ Бо́зе. Те́мже по достоя́нию блажи́ма еси́ от нас благохвале́нии таковы́ми:
Ра́дуйся, от восто́ка и до за́пада сла́вимая и превозноси́мая;
ра́дуйся, от всех христиа́нских родо́в пева́емая и блажи́мая.
Ра́дуйся, душеполе́зных даро́в Пода́тельнице незави́стная;
ра́дуйся, душе́вных и теле́сных неду́г Цели́тельнице благода́тная.
Ра́дуйся, безнаде́жных наде́ждо;
ра́дуйся, огорче́нных отра́до.
Ра́дуйся, гони́мых прибе́жище;
ра́дуйся, ве́рных кре́пкое заступле́ние.
Ра́дуйся, неве́рных обраще́ние;
ра́дуйся, чудесы́ Твои́ми всех удивля́ющая.
Ра́дуйся, ми́лостию Твое́ю нас посеща́ющая;
ра́дуйся, преи́скренне спасти́ся всем хотя́щая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 9
Вси ро́ди христиа́нстии и́мут Тя, Влады́чице, Помо́щницу изря́дную: я́коже бо обеща́ла еси́ во всечестне́м Твое́м успе́нии не оста́вити нас си́рых и безпомо́щных, та́ко и до днесь сие́ обетова́ние всеблаго́е исполня́еши в Це́ркви Христо́ве на земли́, Богоро́дице Де́во, ущедря́ющи и спаса́ющи лю́ди, ве́рно Тя сла́вящия и правосла́вно пою́щия Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 9
Вети́йство челове́ческое не мо́жет изрещи́ оби́лие щедро́т и ми́лостей Твои́х, Ма́ти Бо́жия, сла́вити же Тя по достоя́нию недоумева́ют у́ми безпло́тнии, оба́че Блага́я су́щи, не возгнуша́йся и на́ших недосто́йных похва́л, и́хже любо́вию Тебе́ прино́сим и дерза́ем воспева́ти Тя си́це:
Ра́дуйся, луно́ по́лная, нощь грехо́в на́ших просвеща́ющая;
ра́дуйся, кре́пким сия́нием Твои́м мглу страсте́й на́ших разгоня́ющая.
Ра́дуйся, Путеводи́тельнице заблу́ждших;
ра́дуйся, Вразуми́тельнице бу́иих.
Ра́дуйся, ю́ных Наста́внице целому́дрия;
ра́дуйся, де́вства покро́ве и огражде́ние.
Ра́дуйся, оби́тель дев благоустро́ившая пречу́дно;
ра́дуйся, я́вльшая ей Твое́ благоволе́ние о́бразом Свои́м всечестны́м.
Ра́дуйся, упова́ющим на Тя коне́ц благи́й да́рующая;
ра́дуйся, лю́бящия и чту́щия Тя непосрамля́ющая.
Ра́дуйся, еди́на до́брая и благослове́нная в жена́х;
ра́дуйся, еди́на чи́стая и непоро́чная Присноде́во,
Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 10
Спаси́телю Бо́гу плоть взаимода́вшая, нетле́нная и Пречи́стая Ма́ти Бо́жия, очи́сти нас, оскверне́нных грехи́ мно́гими, иссо́пом моли́тв Твои́х святы́х, в целому́дрии и чистоте́ утверди́ и сподо́би богоуго́дно и пра́ведно препроводи́ти житие́ сие́ земно́е, да благоугоди́вше Христу́ Бо́гу, унасле́дуем Ца́рствие Его́ Небе́сное и со святы́ми воспое́м Ему́ побе́дную песнь: Аллилу́ия.
И́кос 10
Стена́ еси́ де́вам, Богоро́дице Де́во, и всем душа́м христиа́нским, уневе́стившимся Небе́сному Жениху́, я́же в треволне́нии страсте́й обрета́ют всегда́ кре́пкую Твою́ по́мощь. Мо́лим Тя, Всеблага́я, не попусти́ и нам гре́шным поги́бнути во бла́те страсте́й, но простри́ нам держа́вную десни́цу Твою́ и возста́ви нас на покая́ние и целому́дренное житие́, да благода́рно Тебе́ зове́м:
Ра́дуйся, приста́нище ти́хое пловце́м жите́йскаго мо́ря;
ра́дуйся, прибе́жище благооти́шное утомле́нным бу́рею страсте́й.
Ра́дуйся, Спору́чнице покая́ния гре́шных;
ра́дуйся, ка́ющихся с Бо́гом примире́ние.
Ра́дуйся, Судии́ пра́веднаго изве́стное умоле́ние;
ра́дуйся, всежела́тельное и всесла́дкое святы́х утеше́ние.
Ра́дуйся, Го́рних А́нгельских во́инств удивле́ние;
ра́дуйся, му́ченических све́тлых полко́в непрестаю́щее велича́ние.
Ра́дуйся, пра́ведных жен всевеселя́щее ра́дование;
ра́дуйся, дев святы́х ве́нче.
Ра́дуйся, преподо́бных многопе́тая сла́во.
ра́дуйся, святи́телей в пра́вей ве́ре укрепле́ние.
Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 11
Пе́ние хвале́бное прино́сим Ти, Богоро́дице Пречи́стая, свято́ю и многочуде́сною ико́ною Твое́ю осеня́еми и моли́твами ста́рца Серафи́ма укрепля́еми. О держа́вном же заступле́нии Твое́м ра́дующеся, вопие́м Бо́гу: Аллилу́ия.
И́кос 11
Све́тлыми луча́ми чуде́с Твои́х, Богома́ти Влады́чице, озаря́еши мра́чныя на́ша ду́ши среди́ суеве́рия и неве́рия на́ших дней. Зря́ще же ми́лости и щедро́ты Твоя́, от ико́ны Твоея́ нам источа́емыя, Всеблага́я, и припа́дающе к ней, си́це Тебе́ вопие́м:
Ра́дуйся, Правосла́вия утвержде́ние;
ра́дуйся, ве́ры Христо́вы распростране́ние.
Ра́дуйся, ересе́й и раско́лов посрамле́ние;
ра́дуйся, неве́рия искорене́ние.
Ра́дуйся, чудесы́ Твои́ми ве́рныя утеша́ющая;
ра́дуйся, милосе́рдием Твои́м гре́шники неоставля́ющая.
Ра́дуйся, в час кончи́ны упова́ющим на Тя помога́ющая;
ра́дуйся, лю́бящим Тя любо́вию свято́ю воздаю́щая.
Ра́дуйся, в ско́рбех и беда́х на по́мощь ускоря́ющая;
ра́дуйся, боле́зни неисце́льныя врачу́ющая.
Ра́дуйся, скоропослушли́вая к моли́твам смире́нным;
ра́дуйся, проше́ния блага́я предваря́ющая исполне́нием.
Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 12
Благода́ть Бо́жия от и́коны Твоея́, Богоро́дице Де́во, исходя́щая, осеня́ет оби́тель дев, избра́нником Твои́м Серафи́мом собра́нную и устро́енную до́бре. Сию́ ико́ну Твою́, я́ко зало́г благоволе́ния Твоего́, ди́вно стяжа́вше, сла́вим и велича́ем Тя, Влады́чице преми́лостивая, и ра́бски вопие́м всех Творцу́: Аллилу́ия.
И́кос 12
Пою́ще милосе́рдие Твое́ неисче́тное и мно́гая Твоя́ чудеса́, Де́во Всепе́тая, ра́дуемся мы гре́шнии, зря́ще на ико́не лик Тво́й святы́й, умиле́ния преиспо́лненный, и́же и в на́ша ду́ши умиле́ние влива́ет и к моли́твам усе́рдным нас привлека́ет, да си́це Тебе́ взыва́ем:
Ра́дуйся, Ни́во неора́нная, Клас спаси́тельный челове́ком израсти́вшая;
ра́дуйся, Ле́ствице Небе́сная, Е́юже сни́де Бог.
Ра́дуйся, Горо́ несеко́мая, усыре́нная Ду́хом Святы́м;
ра́дуйся, Ски́ние селе́ния Вы́шняго.
Ра́дуйся, Свята́я Святы́х превосходя́щая;
ра́дуйся, Клеще́ та́инственная, угль Божества́ неопа́льно прие́мшая.
Ра́дуйся, хла́дная сердца́ на́ша любо́вию ко Го́споду воспламеня́ющая;
ра́дуйся, нечистоту́ душ на́ших благода́тию очища́ющая.
Ра́дуйся, на по́двиги духо́вныя неви́димо нас укрепля́ющая;
ра́дуйся, исполня́ти веле́ния Христо́ва нам помога́ющая.
Ра́дуйся, душевре́дныя на́выки в нас искореня́ющая.
ра́дуйся, стра́сти душетле́нныя попаля́ющая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Ра́досте, Умиле́ние и Спасе́ние душ на́ших.

Конда́к 13
О Всепе́тая Ма́ти! О Цари́це всеми́лостивая! Богоро́дице Всеблага́я! Умоли́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, изба́вити нас гее́нны о́гненныя и сподо́бити спасе́нных ча́сти, да со избра́нными воспое́м Ему́ во ве́ки: Аллилу́ия.

Конда́к читается три́жды.
И затем читается и́кос 1-й, и конда́к 1-й.

Моли́тва
О, Пресвята́я Де́во Богоро́дице, Христа́ Царя́ и Бо́га на́шего Ма́ти, умиле́ния сокро́вище и ми́лости исто́чниче, душеспаси́тельных даро́в блага́я Пода́тельнице и скорбя́щих душ благода́тная Уте́шительнице!
К Тебе́ с любо́вию припа́даем и пред свято́ю ико́ною Твое́ю смире́нно мо́лимся: умоли́, Влады́чице, возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, поми́ловати и спасти́ нас, погиба́ющих во гресе́х; вдохни́ в ду́ши на́ша покая́ние и́скреннее и умиле́ние богоуго́дное, пода́ждь моли́твам на́шим сле́зы очисти́тельныя; благопотре́бная житию́ вре́менному и ве́чному спасе́нию ми́лостиво, Госпоже́, нам да́руй; мир умири́, святы́й храм сей [или́: святу́ю оби́тель сию́] до́бре сохрани́, безмяте́жие и изоби́лие плодо́в земны́х нам низпосли́, и при кончи́не живота́ на́шего не лиши́ нас Ма́терняго Твоего́ заступле́ния и по́мощи, да предста́тельством Твои́м безбе́дно пре́йдем мыта́рства возду́шная и сподо́бимся унасле́довати Ца́рствие Небе́сное.
Ей, Цари́це Всеблага́я, всех ра́достей Ра́досте и всего́ ми́ра христиа́нскаго утеше́ние! Помози́ нам и ны́не, и егда́ наипа́че по́мощи Твоея́ святы́я востре́буем, и спаси́ нас Ма́терними мо́литвами Твои́ми ко Христу́ Бо́гу, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

www.achair.ru

Святыни в храмах — Паломнический Центр

В Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря расположена главная святыня монастыря — рака с мощами преподобного Серафима Саровского. Каждый день у мощей преподобного Серафима совершается молебен с Акафистом: в 7.00, 13.00 и 14.00.

Доступ к мощам преподобного Серафима Саровского в Троицком соборе открыт с 5.00 до 20.00.

Также в Троицком соборе хранится икона Божией Матери «Умиление», чудотворный список той самой иконы, перед которой молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. Икона занимает почетное место в правом киоте как указание на то, что Верховной Игуменией Дивеевской обители является Пресвятая Богородица. Каждое воскресенье перед Литургией, по заповеди Преподобного, перед иконой «Умиление» служится нараспев Параклис. В витринах левого нижнего придела находятся вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и др. Паломники могут поклониться этим святыням с 5.00 до 20.00.

В Церкви Рождества Богородицы находятся мощи преподобных жен дивеевских Александры, Марфы и Елены.

Доступ к мощам преподобных Александры, Марфы и Елены в Церкви Рождества Богородицы открыт с 8.00 до 17.00.

В Казанском соборе монастыря находятся мощи святых блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии, а также преподобноисповедницы Матроны.

Доступ к мощам блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии, преподобноисповедницы Матроны в Казанском соборе открыт с 8.00 до 17.00.

Икона Божией Матери «Умиление»

diveevo-palomnik.ru

Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» в Дивеево

    

   Икона Божией Матери «Умиление», или «Всех Радостей Радость», как называл ее преподобный Серафим, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед иконой, старец помазывал больных, перед этим образом он молился и в молитве перед ним отошел ко Господу.
   Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца, в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему». Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске, размером 67×49 см.
   Дивеевским сестрам батюшка неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери «Умиление»: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной». После смерти преподобного Серафима настоятель Саровской пустыни иеромонах Нифонт отдал святую икону сестрам Дивеевской обители. С тех пор икона действительно стала Верховной Игуменьей монастыря. Настоятельницы считаются наместницами Верховной Игуменьи, и их место в храме — за большим киотом с этой иконой.

   На почитаемую икону была сделана позолоченная риза. Еще одну драгоценную ризу с камнями подарил Государь Император Николай II при прославлении преподобного Серафима. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга. С иконы дивеевские иконописки сделали множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными.
   В 1903 году с иконой «Умиление» дивеевские сестры прошли крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления Преподобного.
   В 1927 году монастырь закрыли. Икону в драгоценном окладе игумения Александра (Траковская) тайно вывезла в Муром, там она и хранилась. В 1980 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена сестры передали икону на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову.
   В 1991 году отец Виктор хранившиеся у него икону Божией Матери «Умиление» и оклад с нее передал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В благодарственной грамоте Святейшего Патриарха было сказано: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Виктор! Воздавая благодарение Господу Богу и Преблагословенной Божией Матери за чудесное спасение святыни Свято-Дивеевской обители — чудотворной иконы Богоматери и других ее святынь, приношу вам и матушке Марии Борисовне сердечную благодарность за ваши труды по сохранению великого сокровища нашей Святой Церкви».
   Сейчас икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму, находится в Москве, в Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Раз в год — в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.
   Образ, который сейчас находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, написан дивеевскими сестрами на рубеже XIX и XX веков с серафимовской иконы и принял на себя ее чудотворные свойства.

Zircon - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.

www.marieltour.ru

Чудотворная Владимирская-Оранская икона Пресвятой Богородицы побывала в Серафимо-Дивеевском монастыре

Текст официального сайта Нижегородской митрополии

10 апреля по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь был принесен список чудотворной Владимирской-Оранской иконы Божией Матери, который на период тяжелой эпидемиологической обстановки доставлен в Александро-Невский кафедральный собор Нижнего Новгорода для совершения молебнов.

Автомобильным крестным ходом святыня была перевезена в Троицкий собор Дивеевской обители. Там исполняющий обязанности благочинного Дивеевского округа Нижегородской епархии протоиерей Александр Долбунов в сослужении старшего священника этого монастыря иерея Владимира Каргина совершил перед иконой молебное пение во время губительного поветрия и смертоносной заразы с акафистом Божией Матери. На этом богослужении молились настоятельница монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители.

По окончании молебна икону провезли вокруг села Дивеева.

Вечером святой образ был доставлен в нижегородский кафедральный собор.

Напомним, 4 апреля митрополит Георгий выступил с обращением к нижегородцам в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

С 5 апреля на весь период пребывания дома по благословению главы Нижегородской митрополии учреждается особое домашнее молитвенное правило, которое будет совершаться в течение дня в одно время всеми желающими духовно объединиться в соборной молитве.

Справка

Оранская-Владимирская икона Божией Матери явилась в 1634 году при следующих обстоятельствах. Нижегородский вотчинник Петр Гладков питал глубокое благоговение к Владимирскому образу, находившемуся в московском Успенском соборе. Он заказал копию этой иконы и увез к себе на родину, а через несколько лет получил во сне указание построить храм в честь нее на указанной ему во сне горе. Отправившись на поиски, Петр в непроходимой чаще леса набрел на место, над которым стояло сияние. Это была Словенская гора. Оповестив обо всем Патриарха Иосифа, он получил грамоту на сооружение церкви.

Поставив на горе мраморный крест, Петр приступил к строительству храма, в котором и была поставлена икона Богоматери, получившая наименование Оранской по названию места Орано поле, где была обретена святыня, от которой стали совершаться исцеления. Царь Михаил Феодорович повелел устроить при церкви монастырь.

Особенно очевидно благодатная сила Оранской иконы проявилась в 1771 году, когда по всей губернии свирепствовала моровая язва (чума). По просьбе нижегородцев и с благословения Преосвященного владыки Феофана чудотворный образ Пречистой был доставлен в город и с крестным ходом обнесен вокруг кремля. Болезнь отступила. Благодарные нижегородцы дали обет ежегодно совершать торжественное шествие с иконой из Оранского монастыря и не нарушали его в течение почти 150 лет, до 1917 года. Традиция была возобновлена в 2004 году.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

nne.ru

Тайны Дивеевского монастыря

К 250-летию со дня рождения Серафима Саровского

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных одному из самых почитаемых на Руси святых - Серафиму Саровскому. Празднования начнутся 29 июля в Нижнем Новгороде и Дивееве. В преддверии юбилея саровского чудотворца «КП»-НН» рассказывает читателям, какие чудесные места, связанные с его именем, стоит посетить и увидеть.

Троицкий собор:

Собор построили в 1874 году. Сначала собирались назвать в честь иконы Божией Матери «Умиление», но нижегородский епископ Иоанникий решил освятить собор в честь Живоначальной Троицы. Как пишут в летописях монастыря, при воздвижении креста произошло таинственное явление: над ним в вышине появились три белых голубя, а чуть ниже вились три белых журавля. Исчезли они также внезапно, как и возникли. Люди восприняли это как Божие благословение.

Немало было чудес в соборе, когда он только строился: зимой ночами внутри слышались звуки непрекращающейся работы; иногда над собором видели необыкновенный свет. Когда в 1927 году арестовали всех дивеевских священников, Троицкий собор закрыли. Красноармейцы устроили здесь склад сельхозтехники и зерна. В октябре 1989 года собор был передан церковной общине. Весной 90-го на купол был водружен крест. И опять чудесное знамение - над крестом в чистом небе засияла радуга!

Какие святыни находятся в Троицком соборе

Нательный крест, бахилы, кожаные рукавицы, мотыга саровского чудотворца. Они лежат прямо за ракой в витринах. Мотыгой преподобный обрабатывал землю, а теперь верующие просят провести ею по спине, надеясь, что это излечит от болезней. К вещам тоже можно приложиться. Легендарная серафимовская свеча. Огарок хранится в специальной витрине. Сам батюшка Серафим еще при жизни дал одной монахине восковую свечу и ладан и сказал: «С этой свечой будут сестры встречать меня в Дивееве». Свеча все это время хранилась у схимонахини Маргариты (Лахтионовой). В 2002 году она отдала ее протодиакону Владимиру Покровскому. Он встречал с ней мощи Серафима Саровского. Так осуществилось пророчество преподобного, что перейдет он из Сарова в Дивеево и встретят его с его же свечой.

Где находятся дивеевские чудотворные иконы

1. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление».

Занимает в Троицком соборе почетное место в правом киоте справа от царских врат. У этой иконы всегда теплится лампадка. Перед этой иконой молился сам преподобный Серафим. И многих исцелял: брал елей из лампадки и помазал приходящих. При этом приговаривал: «Вручаю вас самой Царице Небесной «Умилению». Она вас не оставит». Стоя на коленях перед иконой Богородицы, он и скончался. Это не та самая икона, а список, сделанный в начале прошлого века. Но список тоже чудотворный. Люди, которые получают исцеления, возвращаются в Дивеево и в благодарность оставляют у лика Богородицы золотые перстни, кольца и кресты. Сейчас каждое воскресенье по заповеди преподобного Серафима перед иконой служится нараспев Параклис (особое пение по уставу Афонской горы).

2. Прижизненный портрет Серафима Саровского

На втором этаже собора, в пределе в честь третьего обретения главы Иоанна Предтечи, находится главная святыня - прижизненный портрет Серафима Саровского. Его написала два века назад монахиня Дивеевского монастыря.

Икона Владимирской Божией Матери

Размещена в пределе тоже на втором этаже. Она мироточила три года назад. Как и всегда в таких случаях, была создана комиссия, которая проверила, отчего «плачет» икона. Может, краски потекли от жары или еще что. Но выяснилось, что течет миро - нерукотворное вещество.

Казанский собор:

Преподобный Серафим говорил: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: среди них и Казанская».

Два года назад были начаты работы по восстановлению и укреплению храма. Как рассказала «КП"-НН» сотрудник паломнического центра Ирина Коноплева, когда приступили к очистке стен от плесени, произошло чудо: строители вдруг увидели, что на левой стене сами собой проявляются фрески. Восстановились внизу образы апостолов Петра и Иоанна. Храм в рекордные сроки расписали художники московской мастерской Ярослава Рылло.

В храме Рождества Христова:

По заповеди Серафима Саровского, в храме, построенном в 1829 году, перед образом Спасителя горела неугасимая свеча. С 1992 года она зажжена вновь. Кстати, в алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов.

Храм Рождества Богородицы:

После того как храм Рождества Христова был построен, Серафим Саровский запечалился: "храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет". И, как рассказала экскурсовод Ирина Коноплева, по просьбе батюшки Серафима сделали подкоп под храмом Рождества Христова. Поставили четыре каменных столба, чтобы потолок держался. Серафим Саровский, узнав об этом, очень обрадовался и предсказал: "Четыре столба - четверо мощей…" Так в полуподвальном помещении церкви Рождества Христова возник храм Рождества Богородицы. Сейчас здесь усыпальница мощей пока трех преподобных жен Дивеевских: Александры, Марфы и Елены. И до сих пор остается загадкой - чьи мощи будут четвертыми?

Как правильно обратиться к Серафиму Саровскому за помощью

Кстати

«КП"-НН» рассказывала…

www.nnov.kp.ru

Вещи преподобного Серафима — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

19 декабря 1999 года Дивеевскому монастырю были переданы деисус из кельи преподобного Серафима, который висел когда-то в кладбищенском Преображенском храме, Страстная икона Божией Матери, переданная батюшкой Серафимом еще при жизни дивеевским сестрам с тем, чтобы перед ней всегда горела неугасимая лампада, лапти, две полумантии (шерстяная и кожаная), армяк, епитрахиль, поручь, скуфья, зимняя шапочка, рубашка-свитка, рукавички, лапти, обгоревшая скамеечка, топор, часть парамана и четок, прижизненный портрет преподобного, иконы, написанные дивеевскими сестрами. Так батюшка Серафим еще раз ниспослал свое благословение Дивеевской обители.

Батюшкины святыни доступны каждому в Троицком соборе. Они положены
в витрины близ раки со святыми мощами преподобного Серафима.
В Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря находится большая, написанная в Нижегородских землях в начале XX века (около 1903 года), икона преподобного Серафима Саровского в рост на фоне Саровского монастыря с вложенной шерстяной полумантией батюшки. В храме Рождества Богородицы можно приложиться к келейным иконам преподобного Серафима – Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Часть святынь преподобного Серафима бережно хранится в музее Серафимо-Дивеевского монастыря, который устроен в доме святой блаженной Параскевы Дивеевской. Здесь можно увидеть прижизненный портрет старца; маленький осколок от камня, на котором молился преподобный; обгоревшие Четьи-Минеи – их читал батюшка перед своей кончиной; листок со старинными записями, сделанными, вероятно, рукою самого преподобного. Дивеевские сестры сберегли часть нательной рубашки батюшки, а также огарок свечи из его келии. Передавая эту свечу сестрам Мельничной общины, святой саровский старец велел непременно сохранить ее, предсказывая, что с ней его будут встречать
в Дивееве. Сестры выполнили завет батюшки – они берегли свечу около 160 лет,
и в 1991 году с ней встречали в Дивееве вновь обретенные мощи преподобного. Так чудесно исполнилось его предсказание.

diveevo-monastyr.ru


Смотрите также