Индикт церковное новолетие 2020


Церковное новолетие — начало индикта

Церковное новолетие празднуется осенью (Фото: Mikhail Markovskiy, Shutterstock)

Пожалуй, самым незаметным православным праздником является Церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется «началом индикта» и празднуется 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Именно эта дата считается первым днем нового церковного года.

Последним же праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа (по новому стилю), а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).

Празднование Новолетия началось в сентябре 1363 года как дань гражданской византийской традиции. С 1492 года Новолетие стало отмечаться на Руси как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что он пришел «исцелять сокрушенных сердцем».


Но важно также отметить, что любой новогодний праздник — довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. 1-е сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».

И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

Церковное новолетие

1 сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого в 325 году, — дань гражданской византийской традиции. Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени.

Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.

www.calend.ru

что такое индикт и когда в 2020 году, начало, смысл

Весь мир отмечает Новый год 1 января. При этом мало кто даже из воцерковленных христиан знает, что по церковным канонам время измеряется новолетиями или индиктами, период которых равняется 15 лет.

Церковное новолетие — православный праздник начала церковного года, Новый год или Новое лето его отмечается 14 сентября, во время которого совершаются богослужения о даровании милости и благодати Господней на следующий год.

Что такое новолетие

В Ветхом завете (Левит 23), сам Бог повелевает людям после тяжелых работ на полях, житейской суеты оставить все хлопоты и служить Единому Богу.

Церковное новолетие — годичный круг священных воспоминаний

Согласно библейной истории именно в начале сентября:

  • Вседержитель даровал человечеству 10 заповедей, доставленные пророком Моисеем.
  • В это время ковчег Ноя был помещен на гору Арарат, при этом морские воды освободили сушу.
  • Согласно Святому Писанию, в начале нового года Соломон освятил ново возведенный храм Господень в Иерусалиме.

Этот перечень можно продолжать еще очень долго, убеждаясь в важности данной даты.

История возникновения праздника

Согласно официальному византийскому исчислению, Константинопольское начало индиктов с 1 сентября приходится на 312 год. Первое упоминание о индиктах найдено в истории царствования Юстиниана Первого, царствовавшего в середине шестого столетия.

Император предложил наложить дань на 15 лет, и indictio означало размер подати. Начало финансового года приходилось не на январь, а на сентябрь, при этом переоценка величины дани производилась по прошествии 15 лет.

Период в 532 года, когда солнечные и лунные круги начинаются вместе, и полнолуние приходится именно на пятницу, день распятия Христа, назван индиктионом.

Индикт — название как самого 15-летнего периода, так и каждого года в нем.

Согласно Типикону 14 сентября наречено Новолетием или малым Божьим праздником, началом индикта, когда проводится праздничная служба.

Если по индикту новолетие, повторяется каждые 12 месяцев, то Великий индиктион или Миротворный круг, как его называют на Руси, повторяется через 532 года, когда даты неподвижных и подвижных церковных праздников приходятся на те же дни, что пол тысячелетия тому назад.

Легко вычислить, что Пасха, которая будет отмечаться в 2020 году 19 апреля, в 1488 г. также отмечалась 19 апреля. Если сотворение мира считать в 5508 г. от Христова Рождества согласно византийского счета, то сейчас мы живем в 15 Великом индиктионе, берущем свое начало в 1941 г.

По шкале Миротворного круга легко определить даты празднования церковных праздников как в прошлом, так и в будущем.

Праздник церковного новолетия установлен на Первом Вселенском Соборе в 325 году

До 15 века Русь отмечала начало нового летоисчисления 1 марта. Церковно-государственным праздником на Руси 14 сентября по новому стилю стало в 1492 году, при этом основной акцент в богослужениях делался на слова Иисуса (Луки 4:18) о том, что Он пришел «проповедовать лето Господне».

В день празднования 7000 лет от Сотворения мира 1 сентября по старому стилю на Руси гражданское и церковное новолетие слилось в единый день, который праздновали более 200 лет.

По особому чину летопроводства 1 сентября Евангелие читалось самим Патриархом. Типикон предписывал, после проведения утрени совершать выход на городскую площадь, где читается ектения и поют три антифона.

После этого архиереем произносилось троекратное благословение народа. После прокимена и Апостола снова следовало благословение прихожан, звучало Евангелие, литийные чтения и дважды пелся тропарь.

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Церковная процессия возвращалась в храм для слушания Божественной Литургии. Интересно, что чин церковного богослужения московского, новгородского и киевского отличался небольшими деталями.

Согласно московскому и новгородскому чину во время праздника совершалось водоосвящение крестом и омытием икон после пения тропаря.

По Киевскому чину не указывалось о походе на площадь, погружении креста и омовении икон. Вместо чтения паремий и Апостола читалось Евангелие, после чтения литии совершался крестный ход, во время которого перед каждой храмовой стеной читалась ектения, а перед западной стеной — молитва.

С началом нового богослужебного года Церковь свидетельствует миру о Христе

Начало Нового лета было настоящим праздником для нищих и малоимущих. В 17 столетии царем Алексеем Михайловичем был положен обычай творить в этот день милосердные дела, одаривая пищей и одеждой каждого нуждающегося, посещая при этом тюрьмы и приюты.

  • Чин летопроизводства был прекращен при царя Петре Первом, который издал указ, предписывающий отмечать начало летоисчисления с 1 января.
  • 1699 г. стал последним годом празднования Новолетия 1 сентября, во время празднования которого царь Петр поздравил народ, и получил благословение от Владыки.
  • С 1700 г. массовое празднование индикта не совершается, однако этот день остался временем начало учебного процесса не только в церковно-приходских школах, но и в общеобразовательных учебных заведениях.
  • 14 сентября 2020 приходится на понедельник, и в этот день во всех храмах пройдут праздничные церковные службы.

Современные богослужения в день Новолетия

Ежегодный индикт начинается чтением отрывка из книги Исаии (Ис. 61:1-2)

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.

Именно эти пророческие стихи читал Иисус в синагоге Назарета (Луки 4:16-22), подтверждая Своим явление исполнение пророчества древнееврейского пророка.

На праздничном богослужении делается акцент на том, что Иисус пришел даровать свободу от греха и зависимостей, что является целью праведной жизни в наступающем церковном году.

Евангелист Матфей (Матв.6:33) передает слова Иисуса о том, что каждый день индикта или церковного года христиане должны искать Царствия Божьего, веря, что все остальное будет даровано Богом.

14 сентября в церквях проводится богослужение, в котором есть благодарственный молебен

Как и много лет назад византийцы увидели в этом послании повеление отмечать приход нового лета, так и поныне христиане благодарят Бога за святой праздник, о котором говорит и Менология Василия Второго, жившего в 10 веке.

Важно! В звучащих песнопениях воздаются благодарения Спасителю за Его пролитую кровь во имя спасения грешного мира. В этот день звучит посвящение следующего индикта Богу, обещание служить Творцу и Святой Троице в чистоте сердца, наступая на свои греховные желания.

Христиане просят Господа на богослужении:

  • направить все их деяния в наступающих 12 месяцах на благо, добро;
  • благословить на добродетели;
  • научить уклоняться от зла;
  • даровать начавшийся индикт окончить благоугодно.

Во время индикта по церковному календарю отмечаются двенадцать православных праздников. Первый отмечается 21 сентября — Рождество Божьей Матери, последний 28 августа — ее Успение, завершает годичный церковный индикт.

Рождение Марии даровало миру рождение Иисуса, рождение надежды и спасения положило начало начал.

Традиции празднования прихода нового индикта

Священники православной церкви советуют 14 сентября начать с благодарственных молитв Творцу и святым. В этот же день вспоминают о святом Симеоне Столпнике и сорока мучениках.

Икона святых сорока Севастийских мучеников

Народные традиции гласят, что 14 сентября:

  • следует привести школьников на богослужение и получить благословение на учебный год;
  • можно начинать сватанья;
  • заводить новые знакомства.

В былые времена в день новолетия ничего не делали, относились к нему, как к большому церковному празднику, ныне для многих это обычные будни.

Старожилы советуют к началу индикта отдать все долги, завершить сделки и провести весь день в мире и согласии, забыв о ссорах и распрях, чтобы не перенести все проблемы и в будущий год.

Что в церковном календаре означает слово индикт

molitva-info.ru

14 сентября 2020 - Церковное новолетие

Церковное новолетие в Русской православной церкви относится к числу средних праздников. Полное его название – Начало индикта, еже есть новаго лета. А древнее славянское название праздника – Летапреложение. 

«Начало индикта – церковное новолетие» отмечается в современном церковном календаре 2020 года 14 сентября (1 сентября по старому стилю).

История праздника уходит корнями в далекое прошлое. Начало индикта (indiction от лат. indico — назначать цену, оценивать) устанавливалось еще в период Римской империи.

Индиктом назывался период в несколько лет (от 5 до 15), по окончании которого власти собирали подать с населения. В зависимости от урожаев в эти годы и других причин она могла быть разной.

Около 462 года начало индикта было перенесено на 1 сентября. В 537 году, по распоряжению императора Юстиниана I, новый год должен был указываться во всех официальных документах империи и начинаться 1 сентября.

Позднее у греков «индикт» стал синонимом слова «год» или «лето». «Новый индикт» у славян – это «новое лето» или «новолетие», а сейчас мы называем его «новый год».

Если в российских гражданских документах, в том числе государственных, исчисление времени проводилось с 1 марта (с этого дня вели начало года все древние русские летописцы, включая преподобного Нестора), то по православному календарю оно велось с 1 сентября.

После принятия на Руси христианства 1 сентября отмечался церковный праздник Церковное новолетие – начало индикта, когда в храмах стали проводиться торжественные богослужения.

Начиная с 1492 года Новолетие стали праздновать как церковно-государственный праздник, и гражданский календарь также стал начинаться с 1 сентября. На богослужении в Новолетие вспоминали проповедь Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

В 1699 году указом Петра I встреча Нового года была перенесена на 1 января. Первого января 1700 года церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

Однако церковное новолетие продолжает по сей день отмечаться православной церковью, пусть и не так торжественно, как прежде. Начало церковного года также называется Началом индикта.

В храмах проводятся вечерни, утрени и литургии, в которых Церковь просит у Бога благословения на начавшийся новый год («новое лето»).

В этот же день проводится праздничная служба в честь Симеона Столпника и матери его Марфы; церковь почитает память дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их.

vstretim-prazdnik.com

О наших новолетиях / Православие.Ru

Православным можно справлять новолетие не один раз в год, а четырежды... Но если поздравления со Старым Новым годом не вызывают вопросов, то дата Новолетия 1 сентября по старому стилю приводит в некоторое недоумение: как праздновать без ёлки и снега, какие блюда готовить и уместно ли поздравлять «с началом индикта»? А ведь есть еще и мартовский Новый год...

Просим прощения у читателей сайта за шутливое начало. На самом деле вопрос «Что же мы празднуем 1 сентября?» отнюдь не праздный. Каждый год 14 сентября по новому стилю мы встречаем в церковном календаре красную строчку: «1 сентября. Начало индикта – церковное новолетие». Непривычное слово «индикт» обращает наше внимание вглубь веков, во времена гонений на христиан накануне IV века, «золотого» для Церкви. В это время складывался церковный календарь. Историческая эпоха именовалась «эрой Диоклетиана», или «эрой мучеников». Юлианский календарь с началом отсчета лет от 284 года до сих пор именуется в Египте, Эфиопии и Судане «календарем мучеников»[1]. Для человека церковного особенно дорого видеть в нашем календаре и в отношении к нему подобного рода свидетельства о вере и уповании Церкви. Поговорим об этом немного подробней.

Слово «индикт», или «индиктион» (лат. indiction – «объявление»), первоначально означало ежегодный продуктовый налог, введенный Диоклетианом. Размер подати определялся на основании переписи населения, проводившейся каждые 15 лет. Индиктом именовался как сам 15-летний отрезок времени, так и каждый год внутри него. Начало года приходилось на 1 сентября, когда собирался урожай и уплачивался налог.

При императоре Константине Великом († 337) 15-летний цикл индиктиона стал использоваться в летосчислении. В VI веке он стал одним из циклов созданного к этому времени византийского календаря, привнеся в церковный календарь следы хозяйственного уклада жизни исторической эпохи «золотого века христианства». В церковном календаре 1 сентября открывает годовой цикл неподвижных праздников – от Рождества Богородицы 8 сентября старого стиля до Ее Успения 15 августа.

В Византии и на Руси год не всегда начинался с 1 сентября; было широко распространено также мартовское летосчисление, когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)[2]. Если говорить точно, то церковный календарь, которому следуют Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская Поместные Церкви и монастыри Афона, есть календарь не юлианский, а основанный на юлианском календаре византийский календарь, сложившийся к VI веку. В чем особенность этого календаря? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к самому средоточию православного церковного года – празднику Пасхи. «Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской православной. Воскресение Христово есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой начинали свое благовестие после сошествия Святого Духа апостолы. Как Крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому Воскресение Христово есть предмет постоянного торжества Церкви, неумолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи»[3]. Поэтому первой отличительной особенностью богослужебного византийского календаря Церкви является то, что он неотделим от Пасхалии. Этот календарь имеет начало года 1 марта и ведет непрерывный счет дней с пятницы 1 марта 5508 года до Р.Х. Чтобы ответить на вопрос, какой сейчас год по византийскому «вечному» календарю «от сотворения мира», нужно для всех дней, начиная с 1 марта, прибавлять к номеру года от Р.Х. число 5508: 2011+5508=7519. Можно сказать, что мартовское новолетие 1 марта старого стиля напоминает нам о пасхальном годовом цикле постов и праздников Церкви, потому что именно 1 марта начинается новый год в византийском календаре, на котором основана наша Пасхалия.

Обращает на себя внимание, что первый день византийского календаря – пятница – есть в то же время и день грехопадения Адама[4]. Этот день всегда будет напоминать о Кресте, который Господь добровольно принял в Великий пяток ради восстановления падшего Адама. День грехопадения есть шестой от сотворения мира. Значит, первый день творения является воскресеньем. Мы видим, что византийские хронологи присваивали имена дням седмицы ранее первого дня календаря. Этим было выражено церковное представление о первичности библейского седмичного круга дней по отношению к другим календарным ритмам. Здесь есть и указание, что, независимо от числа на календаре, следует помнить о воскресенье, среде и пятнице — всегда особых днях для каждого православного человека. Подчеркнем, что византийский календарь сохраняет непрерывный счет седмиц с самого первого дня.

Отрезок от начала календаря до Рождества Христова — 5,5 тысяч лет — указывает на срок от сотворения мира до грехопадения Адама — 5,5 библейских дней[5]. Эта симметрия, заложенная в календарь его создателями[6], также имеет важнейшее смысловое значение.

***

Византийский календарь имеет еще одну немаловажную особенность. Он охватывает непрерывной шкалой дней все историческое время европейской культуры[7]. Благодаря арифметической стройности солнечных и лунных ритмов, непрерывному счету дней седмицами и четверками лет и своей укорененности в культуре европейских народов он является непревзойденным инструментом для исчисления дат и хронологии.

Общеизвестно, что удобство календаря для хронологии и его астрономическая точность находятся в определенном противоречии[8]. Если подстраивать календарь к движению светил – а делать это реже или чаще придется постоянно, поскольку абсолютно точный астрономический календарь невозможен, – то придется в принципе отказаться от идеи вечного календаря. По-настоящему вечный календарь может быть только моделью реальности, в которой отражены особенности движения светил, но нет буквального соответствия, которое и не ставится обязательным условием (стремление к буквализму несовместимо с совершенством и красотой).

Примером календаря, в котором астрономическое соответствие было оставлено в небрежении ради арифметической простоты и удобства исчисления дат, является календарь Древнего Египта. Год в нем состоял ровно из 365 дней[9]. Египетский календарь просуществовал в истории более четырех тысяч лет, намного превзойдя свой период обращения даты астрономического равноденствия по числам календаря[10]. Известно, что Н. Коперник использовал египетский календарь при составлении планетных таблиц[11]. Можно упомянуть также известного фантаста и популяризатора науки А. Азимова, который в романе «Вторая Академия» представил календарь Древнего Египта в качестве вечного всегалактического (год в его календаре состоит из целого числа 365 дней). Процитируем: «По причине или по целому ряду причин, неизвестных простым смертным в Галактике, в незапамятные времена в Межгалактическом Стандарте Времени была выделена основная единица – секунда, то есть промежуток времени, за который свет проходит 299 776 километров. 86 400 секунд произвольно приравнены к Межгалактическому Стандартному Дню. А 365 таких дней составляют один Стандартный Межгалактический Год. Почему же именно 299 776, почему 86 400, почему 365? Традиция, говорят историки, отвечая на этот вопрос. Нет, говорят мистики, это таинственное, загадочное сочетание цифр. Им вторят оккультисты, нумерологи, метафизики. Некоторые, правда, считают, что все эти цифры связаны с данными о периодах вращения вокруг своей оси и вокруг Солнца той единственной планеты, что была первородиной человечества. Но на самом деле точно никто этого не знал»[12].

***

Немного коснемся устроения византийского календаря в связи с Пасхалией. Единые правила расчета дня Пасхи сложились в течение II–V веков новой христианской эры. Александрийский способ, принятый всей Церковью, опирался на древнегреческие таблицы течения Луны в соединении с юлианским календарем. В Александрийской пасхалии 21 марта юлианского календаря называется днем весеннего равноденствия. Условное календарное полнолуние, выпадающее на 21 марта или последующие дни, называется весенним пасхальным полнолунием. Воскресенье после весеннего полнолуния и является светлым праздником Пасхи. Этими простыми правилами и наименованиями дней в византийском календаре навечно закреплена память о событиях Пасхи, Креста и Воскресения Христова в связи с ветхозаветной пасхой 14 нисана по еврейскому календарю, которая была весной в Иерусалиме. Юлианский календарь в соединении с Александрийской пасхалией объединил в себе непрерывный счет дней, солнечный и звездный года и движение Луны. В таком виде, наполненный и освященный новым (христианским) смыслом измерения времени, с началом отсчета от сотворения мира, он стал календарем империи Ромеев (Византии) и явился выдающимся событием в истории культуры, оказав влияние на самые различные стороны жизни народов Европы. На Руси византийский календарь известен под названием Миротворного круга[13].

Александрийская пасхалия как часть византийского календаря основана на круге в 532 года. Этот круг называют великим индиктионом, в отличие от малого индиктиона длиною в 15 лет. Каждые 532 года в византийском календаре повторяются все возможные сочетания фаз луны, порядковых номеров дней в году и наименований дней седмицы. Благодаря этому свойству календаря богослужебный Типикон Православной Церкви завершен. Наличие круга в 532 года показывает, что авторы Пасхалии простирали ее много далее одного цикла, то есть на несколько тысяч лет. Отсюда можно заключить, что движение пасхальных границ по сезонам солнечного года – 1 день за 128 лет – было заложено в Пасхалию уже при ее создании. Тот же принцип мы видим и в отношении к календарю. Начало отсчета византийского календаря – 5508 год до Р.Х. Значит, календарь уже при его создании в V веке охватывал отрезки времени длительностью не меньше шести тысяч лет. В начале отсчета византийского календаря астрономическое весеннее равноденствие приходится на начало мая. Еще через шесть тысяч лет это событие сместится на начало февраля. Создатели календаря не могли не видеть этой особенности и, очевидно, не считали ее ошибкой.

К чему приводит движение даты астрономического весеннего равноденствия в византийском календаре? Весь цикл праздников Церкви, в том числе пасхальных, постепенно смещается в сторону лета. За 46 тысяч лет церковные праздники проходят по всем временам года, освящая весь годовой круг светом Пасхи. Это движение праздничных дней сообщает православным праздникам поистине вселенский характер, поскольку в равном положении оказываются христиане Северного и Южного полушарий (не говоря уже о жителях космических орбитальных станций). Начинается Пасха весной в Иерусалиме и обходит весь солнечный год, возвращаясь снова к иерусалимской весне через 46 тысяч лет. Это подобно тому, как пасхальное благовестие, воссияв во Иерусалиме, обошло всю вселенную. «Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю наполнили... Оправдание иудейское скупо было, из-за ревности, не распространялось на другие народы, но только в Иудее одной было. Христианское же спасение благо и щедро простирается во все края земные»[14]. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1: 9). Не такое ли обоснование для возможности движения дней праздников по временам года имели в виду создатели Александрийской пасхалии?

Мы видим, что движение условной даты весеннего равноденствия по сезонам года, заложенное в византийский календарь его создателями, нельзя считать «ошибкой» календаря. Более того, это движение заключает в себе удивительное конкретно-историческое указание на столетие, в котором явлена была нам Пасха Христова – а именно: в течение более чем 40 тысяч грядущих лет по разнице между астрономическим весенним полнолунием и полнолунием Александрийской пасхалии можно будет однозначно установить историческое время Крестных страданий и Воскресения Спасителя. Подобное же указание мы читаем в Символе веры: «При Понтийстем Пилате».

Византийский календарь при внимательном и непредвзятом рассмотрении открывается как созданный для вечного употребления. Он подобен прекрасной книге, отражающей течение светил и наполняющей его смыслом[15] без стремления к буквальному соответствию астрономической реальности. С точки зрения науки – это одна из моделей течения времени. С точки зрения Церкви – икона времени.

***

В этой связи стоит упомянуть об особенностях григорианской Пасхалии, введенной на Западе в XVI веке. Не всем известно, что эта Пасхалия основана на византийском календаре[16]. Ради достижения большей астрономической точности лунные циклы Метона и Калиппа из византийского календаря дополняются поправкой Гиппарха (один день за 304 года). Эту поправку не включили в календарь астрономы Александрии, а Луиджи Лиллио, создатель григорианского календаря и Пасхалии, решил исправить их «ошибку». После введения поправки полученная юлианская дата пасхального весеннего полнолуния переводится на григорианский календарь.

Солнечный цикл григорианского календаря отличается от юлианского на трое суток за 400 лет. В результате наименьшим отрезком этого календаря, содержащим одинаковое число дней, является отрезок в 400 лет. Поэтому григорианский календарь неудобен для хронологии. Его начало отсчета неопределенно: с точки зрения арифметики – это 1 год н.э.; с точки зрения замысла григорианского календаря – это время I Вселенского Собора 325 года, к которому привязана дата равноденствия 21 марта; с точки зрения непрерывности календаря – это 1584 год – год введения календаря, когда из непрерывного византийского счета дней было удалено 10 суток. Понятно, что Церковь, перешедшая на западный календарь и Пасхалию, теряет Типикон как завершенный свод правил богослужения, поскольку число всевозможных сочетаний дней и фаз луны в григорианской Пасхалии практически неограничено.

Цель григорианской реформы – приближение календаря и Пасхалии к движению светил – достигается с хорошей практической точностью, но только в пределах ближайших трех тысяч лет. Византийский же Миротворный круг рассчитан на обороты и по 26 тысяч, и по 46 тысяч лет, и на много таких оборотов... Поставив во главу угла соответствие течению светил, реформаторы сделали свой календарь «смертным». Что же будет с «новым стилем» через три тысячи лет? Вся его сложная система из поправок и сложных таблиц «поплывет» и потеряет очертания, как сугроб на весеннем солнце... А потом? Снова реформы. Поэтому григорианский стиль — это не календарь в строгом смысле. Он не нацелен на вечность. Это не более чем эмпирические таблицы течения светил, рассчитанные, подогнанные только на ближайшие три тысячи лет — и не более того.

* * *

Думается, что самым благоприятным итогом дискуссий между сторонниками старого и нового стилей будет сохранение сосуществования двух календарей — григорианского в быту и делопроизводстве и юлианского (византийского) в церковной жизни и научной хронологии. На первый взгляд, календарное двустилие может показаться неправильным положением и даже недопустимым, как наличие двух разных систем правил правописания в языке. Но на проблему лучше посмотреть с точки зрения не взаимоисключающих правил, а со стороны стилевого многообразия, которое будет скорее преимуществом, чем недостатком. Обратим внимание на сосуществование и взаимодополнение двух стилей в языке – высокого и бытового. В истории известны случаи совместного употребления двух и более календарей: в культуре индейцев майя один календарь служил для хронологических расчетов, второй был религиозным, третий (самый простой) – бытовым[17].

Сохраняя верность традиционному календарю в хронологии и богослужении, мы не гонимся за химерой «астрономической точности». Для этого есть другие календари – и григорианский, как известно, далеко не самый лучший из них[18]. Наш церковный юлианский (византийский) календарь имеет совсем другое назначение. По нему мы совершаем мироспасительный праздник Пасхи, храним память о священных событиях, достойных вечной памяти; он является канвой, с которой неразрывно связан весь строй православного богослужения, созданного на протяжении тысячелетия византийскими литургистами.

Поэтому поздравим 14 сентября друг друга с византийским новолетием, храня верность традиционному календарю и Типикону, понимая, что нам вручено великое культурное сокровище — византийский церковный календарь. Его мы получили от святых Кирилла и Мефодия вместе с литургическим наследием на церковнославянском языке. И, как некогда православные ромеи в Константинополе, помолимся и мы в храме и дома: «Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой / молитвами Богородицы и спаси ны».

pravoslavie.ru

Начало индикта. Церковное новолетие » Москва

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.  Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы.

 
История Индикта


Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.

 

В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.


В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году.

 

Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.


В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.


На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира.


С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».


На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.


Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.


С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного ( Лк. 4:16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21).


Согласно Типикну о Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю…, и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

 
 Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:


Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

 

Слава: глас 3:
Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый.

 

И ныне: глас 2:
Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.

3rm.info

Начало Индикта – церковное новолетие

14 сентября в Православной Церкви отмечают начало Индикта – церковное новолетие. Это, иными словами, новая страница в году, которую переводят дословно с латыни, как «время, длинной в 15 лет». Впервые инициатива по установлению события исходила в конце 325 года, во время Вселенского Собора. Индикт установили из-за двух причин.

 

Первой причиной было то, что в начале 313 года случился в лучшую сторону переломный момент для христианской религии, так как византийские правители приняли решение подарить всем верующим людям свободу вероисповедания. Всех мучеников, которые занимались проповеднической и просветительской деятельностью, отпустили, и дали им возможность продолжать деятельность. Что касается умерших мучеников, то большинство из них канонизировали, и причислили к лику святых. Другая причина по установлению Индикта – это великая проповедь Спасителя перед Новым годом, которая проходила в Назарете. Город для проповеди был выбран не случайно, так как Иисус Христос вырос там, а потому отправился в синагогу, чтобы увидеть своих приятелей, а также поздравить их с Новым годом. Иисус также доказал всем присутствующим, что именно он и есть тот Спаситель человечества, который должен был снизойти с Небес. Он прочитал слова Исаии, где говорилось следующее: «Сын Господа в будущем снизойдет на землю, чтобы спасти грешные души, а также призвать их к покаянию». Так и случилось, Иисус Христос действительно спас много грешных людей, исцелил больных, и призвал многие грешные души покаяться.


После того, как случилось пришествие Иисуса Христа на землю, то завершился Ветхий Завет, и на смену ему пришел Новый Завет. В целом, церковное новолетие дает возможность всем верующим людям по новому взглянуть на собственные поступки, и постараться начать жизнь с чистого листа, если до этого вы совершали много грешных дел. Стоит отметить и то, что Оптинские старцы рекомендовали священнослужителям прочитывать один раздел Священного Евангелия, два раздела Апостола, а также три раздела Ветхого Завета. Получается, что за церковный год можно прочесть, таким образом, Новый Завет четырежды, а Ветхий Завет – один раз. Сначала праздник Индикта отмечал и 1 сентября, а уже позже, по инициативе Петра Первого, торжество перенесли на 1 января. Через несколько лет случились очередные изменения, и торжество перенесли в церковном календаре на 1 сентября (14 сентября по новому стилю). На сегодняшний день, в церковных школах учебу начинают именно с Индикта, в то время как в обычных школах дети отправляются на учебу 1 сентября. Все люди должны осознать, что в новый церковный год желательно вступать только с чистыми побуждениями, хорошими мыслями, а также искренней верой в Господа Бога.

www.moleben-online.ru

Празднование Начала индикта – церковного новолетия

Михаил Бернацкий

 

1 сентября (14 сентября по новому стилю) Православной Церковью празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio – объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября – и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис. 61:1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4:16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

То же Евангелие читалось Патриархом и в особом чине летопроводства – праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх – в практике Константинопольской Церкви в поздневизантийское время Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.

Согласно Типикону Великой церкви и византийским служебным Евангелиям, чин летопроводства имеет следующий порядок: после утрени архиерей с процессией под пение «большого» Трисвятого исходит на городскую площадь. Когда процессия достигнет площади, диакон возглашает ектению, и поются 3 антифона. После антифонов архиерей произносит возглас, благословляет трижды народ и садится на седалище. Далее следуют прокимен и Апостол; по Апостоле архиерей, благословив трижды народ, начинает чтение Евангелия. Затем произносятся литийные прошения; по окончании прошений и главопреклонной молитвы певцы начинают петь тропарь 2 гласа: Всея твари Содетелю…, и процессия идет в храм для совершения Божественной литургии.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая прп. Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в. (Требники ГИМ. Син. слав. 372, кон. XIV – нач. XV в. и РНБ. Соф. 1056, XIV в.), но даже уже в XIII в. (чин упоминается в Вопросоответах епископа Феогноста (1291 г.)). Чин состоял из пения стихир, антифонов, чтения паремий, Апостола, Евангелия и произнесения молитв. Русские редакции XVII в. чина летопроводства 1 сентября содержатся в Московском Потребнике мирском 1639 г., в Московском Потребнике 1651 г., в Требнике митр. Петра Могилы 1646 г. и в напечатанном без обозначения года сборнике церковных чинов (Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 113). Близок к печатным московским чинам и новгородский чин, содержащийся в рукописном сборнике первой четверти XVII в.

Отметим интересные особенности, содержащиеся в московском и новгородском чинах (подробнее см.: Там же. С. 114–116). Во время чтения паремий протопоп совершал чин водоосвящения до момента погружения креста. Затем, после чтения Евангелия, святитель погружал крест в воду при пении тропаря: Спаси, Господи, люди Твоя… и омывал иконы губой, омоченной в освященной воде, после чего читались молитва Патриарха Филофея Константинопольского: Владыко Господи Боже наш… и главопреклонная молитва. В московском печатном чине описывается, кроме того, обряд пришествия царя к действу (в Москве чин совершался на соборной площади Московского Кремля, и царь чаще всего прибывал туда уже после прихода Патриарха с крестным ходом, но иногда мог приходить и вместе с ним), его встречи и поздравительной речи к нему Патриарха. В Новгороде служащий святитель обращался с поздравлением к воеводам и народу с произнесением «титла» о царском многолетнем здравии.

Киевский чин отличался от московского и новгородского. В нем не указаны крестный ход на площадь, водоосвящение и омовения икон. Чтение Евангелия совершалось в храме, не было паремий и Апостола. Лития совершалась пред храмом: сначала дважды обходили храм с крестным ходом при пении стихир, в третье обхождение останавливались пред каждой стороной храма, и диакон произносил ектению; перед западной стороной святитель читал молитву. Обряд поздравления также не указан в киевском чине.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

 

PATRIARHIYA.RU

azbyka.ru

Церковное новолетие 14 сентября 2018 года: начало индикта

Церковное новолетие — это особое событие, необычный праздник в православном календаре. Альтернативное название — «начало индикта», то есть начало нового церковного года.

Абсолютно все праздники в церковном календаре зациклены, то есть идут по кругу. Многие ошибочно считают, что новый год для церкви наступает в день Рождества Христова, но это не так, несмотря на то, что по хронологии событий это вроде бы правильно. Раньше новый церковный год начинался 1 сентября — теперь это происходит 14 числа того же месяца. Таким образом, первый большой праздник в новом индикте — Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября.

История праздника

Индикт — это период, в конце которого в Римской империи собирали подать с населения, то есть налоги. Потом 1 сентября в империи превратилось в Новый год. Еще позднее восточная христианская церковь приняла новолетие за начало церковного календаря. Из-за этого 1 сентября стало настоящим церковным праздником, в который проводились литургии уже с 6 века. Люди молились о благословении на новый период, о здравии, о счастье.

Как только на Русь пришло христианство, заместившее язычество, праздник новолетия был сразу перенят у восточной церкви, поэтому он существует всю православную историю. Обычный календарь тоже стал начинаться с 1 сентября. Это был аналог Нового года, отличающийся от современного тем, что люди ходили в церковь и молились дома, а не гуляли и предавались веселью.

Так было около 700 лет, пока Петр I не решил сделать празднование Нового года 1 января — в день Рождества Христова. По сей день мы празднуем Новый год именно 1 января, однако церковь празднует новолетие 14 сентября, как и раньше. Одно другому не мешает, поэтому никто не остался в обиде после переноса начала календаря.

Начало индикта в 2018 году: традиции праздника

Теперь этот день немного запаздывает из-за перехода к новому стилю. 14 числа в церкви можно встретить много родителей с детьми, которых батюшка благословляет на успешную учебу, наставляет на путь истинный.

14 сентября завершаются все основные работы по огороду, сбор урожая. В этот день принято читать молитвы Сергию Радонежскому о помощи в работе, учебе и делах. Осень располагает к тому, чтобы заканчивать важные дела и начинать что-то новое.

Исповедь и причастие — одна из главных традиций на новолетие. Начало индикта связано с очищением, с очередным этапом жизни. Входить в новый период нужно очищенными и свободными от греха. Церковнослужители настоятельно рекомендуют причащаться всей семьей в этот праздник.

В церкви на богослужении вспоминается, как Иисус Христос вошел в синагогу в Назарете и сказал: «Я пришел исцелить вас, сердцем сокрушенных». Вечером накануне праздника служится великая вечерня. Церковнослужители рекомендуют присутствовать в храме всем, кто может выделить пару часов свободного времени. Если по какой-то причине у вас не получится это сделать, то прочитайте дома молитву:

«Господь наш, благослови Твоих рабов грешных (называете имена) на весь будущий год, дай нам силу, укрепи веру нашу и исцели раны наши, дабы могли мы безропотно следовать наставлениям Твоим. Будь к нам милостив и прости нам все прегрешения вольные и невольные. Аминь».

Прочитайте молитву вечером 13 сентября перед сном, желательно в уединении, спокойствии и тишине. Можно прочитать ее и 14 сентября, если вы вдруг забудете сделать это накануне.

Это светлый и важный праздник, в который принято дарить подарки и помогать друг другу. Проводите время рядом с любимыми и близкими людьми. Прочтите молитвы на сон грядущий, чтобы получить благословение на весь следующий церковный год. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Церковное новолетие — начало индикта: дата, история, традиции

Церковное новолетие — начало индикта. 14 сентября 2019 года православные празднуют церковное новолетие или, как его еще называют, – начало индикта. Это праздник в православной церкви, который посвящённый наступлению Нового года или Нового лета от Сотворения мира в богослужебном церковном календаре.

Этот день важен тем, что христиане просят Бога о даровании благословения на новый начавшийся год.

Церковное новолетие — начало индикта: значение

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю, — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы.

Церковное новолетие — начало индикта: история

Празднование новолетия началось в сентябре 1363 года как дань византийской традиции. С 1492 года новолетие стало отмечаться на Руси как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что он пришел "исцелять сокрушенных сердцем".

Церковное новолетие — начало индикта: традиция

Раньше и в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось 1 марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно1 марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

А вот 1 сентября по старому стилю (14 сентября по-новому), сменившее привычное 1 марта, — дань гражданской византийской традиции.

Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, то есть пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени.

Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

Церковное новолетие — начало индикта: молитвы

Молитва 1

Всего творения Создатель, времена и сроки Своею властью определивший, благослови круг года благости Твоей, Господи, сохраняя в мире верных и град Твой, по ходатайствам Богородицы, и спаси нас.

Молитва 2

На высотах живущий Царь, Христе, всего видимого и невидимого Творец и Создатель, дни и ночи, времена и годы сотворивший, благослови ныне круг года, сбереги и сохрани в мире город и людей Твоих, Многомилостивый!

volkovysk.by

Православные празднуют Новолетие – новый церковный год

В среду 14 сентября 2016 года Русская Православная Церковь отмечает начало индикта – нового церковного года или Новолетие.

В Древнем Риме, начиная с 46 года до Рождества Христова, началом нового года считалось 1 января – так установил император Юлий Цезарь. Календарный год (юлианский) состоял из 365 суток и 6 часов. Такая система дожила до момента, когда в мир пришло христианство.

Читайте также

Церковное новолетиеВ Византии, ставшей преемницей Древнего Рима, новый год также начинался с 1 января. Однако в 312 году император-христианин Константин Великий постановил праздновать начало нового года не с 1 января, а с 1 сентября. В первую очередь это было связано с системой установки и сбора податей (индикты или индикты Константина Великого), то есть, это было связано с началом нового финансового года.

В христианстве эта традиция установилась далеко не сразу, только лишь в VI веке, в правление императора Юстиниана I.

На Руси новый год по преимуществу отмечался 1 марта. Во-первых, это было связано с церковным Преданием о сотворении мира, а, во-вторых, на эту же дату сместилась языческая традиция встречи нового года.

Однако на церковном Соборе в Москве в 1492 году, следуя византийской традиции, было принято решение праздновать новый год с 1 сентября. Так продолжалось до правления императора Петра I.

19 декабря 7208 года (летосчисление от сотворения мира) Петр I подписал указ о праздновании нового (гражданского) года с 1 января 1700 года от Рождества Христова. Таким образом, с эпохи Петра в России даты празднования начала гражданского и церковного нового года разделились, так как Церковь на новую дату не перешла.

После революции 1917 года, 14 февраля 1918 года в России был введен новый – григорианский - календарь (новый стиль). Главное различие григорианского и юлианского календарей заключается в том, что с течением времени разница между ними увеличивается. В XXI веке она составляет 13 дней, а в XXII будет составлять уже 14 дней. Таким образом, по новому стилю новолетие отмечается 14 сентября.

Переход на новый стиль создал для Русской Церкви определенную трудность. Теперь в церковных календарях приходится указывать две даты празднования того или иного праздника или дня памяти – по старому и новому стилям.

Читайте также:
Церковное новолетие
Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество

 

Фото: cocoparisienne/pixabay.com

foma.ru

Церковное новолетие 14 сентября 2019 года: начало индикта

Церковное новолетие — праздник, название которого говорит само за себя. Это время, когда церковный календарь начинается заново и все праздники повторяются. У этого события есть важные особенности, о которых стоит знать каждому верующему.

Это событие имеет непереходящую дату, то есть каждый год она одна и та же — 14 сентября. Альтернативное название новолетия — начало индикта. По сути это церковный новый год, который на Руси им и являлся. Последним праздником церковного календаря является Успение Богородицы 28 августа, а первым всегда становится Рождество Божией Матери 21 сентября.

История и смысл праздника

Эксперты сайта dailyhoro.ru отмечают, что индиктом в Римской Империи назывался пятнадцатилетний период сбора дани, то есть налога. Летосчисление в раннем христианстве всегда начиналось с 1 сентября, что по новому стилю соответствует 14 числу того же месяца. Именно поэтому праздник называется началом индикта, то есть началом нового периода, индиктиона.

Вполне очевидной является причина, по которой в качестве первого праздника выбрано Рождение Богородицы: именно с этого события начинается новая история нашего мира. Без Девы Марии не начался бы путь Иисуса Христа, поэтому евангельская история начинается с ее появления на свет.

Традиции церковного новолетия

14 сентября в церквях проводится богослужение, в котором есть благодарственный молебен. Священники советуют по возможности посетить в этот день храм и прочитать благодарственные молитвы Господу и святым. В этот день также отмечается память святого Симеона Столпника и сорока мучениц.

В народе считалось, что на Столпника наступает полноценная осень, поэтому прекращался посев озимых культур. В этот день активно проводились огородные работы по сбору урожая. Также на Руси в новолетие принято было свататься, знакомиться с женихами и невестами.

На начало индикта 14 числа полезно водить в церковь школьников, чтобы Господь благословил их на новый учебный год. В этот раз новый церковный год начинается в субботу, поэтому можно будет убраться дома, навести порядок. Если раньше это был очень большой праздник и новый год, то сегодня это просто очередной день календаря. Исправьте это, помолившись, посетив церковь и сделав доброе дело.

Конечно, это не двунадесятый праздник, но событие крайне важное. 14 сентября можно поставить перед собой какую-нибудь важную духовную цель, которая поможет обрести мотивацию к тому, чтобы стать лучше. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru


Смотрите также