Иона кто такой


Иона пророк, Библейская энциклопедия - архимандрит Никифор Бажанов

Иона пророк (4Цар. XIV, 25, Мф. XII, 39, Лк. XI, 29, 30) – имя еврейского пророка, который, очевидно, жил в царствование Иеровоама, сына Иоаса, ц. израильского. Он называется сыном Амафия из Гафхефера; потому-то он и жительствовал в Завулоне и несомненно принадлежал к означенному колену. Иона проповедовал об усилении и победах израильтян при ц. Иеровоаме (4Цар. XXIV, 25–27), вступление которого на престол обыкновенно полагается в 825 г. до Р. X. Одно из иудейских преданий говорит, что Иона был сын вдовы сарептской, которого чудесно воскресил пр. Илия (III Цар. XVII, 8–24), но это предание недостаточно основательно.

Бесспорно же, что мы знаем касательно личности пророка Ионы из самой же его книги, состоит в следующем: Иона, сын Амафиев, получил однажды от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием о гибели города за его нечестие, если жители оного не раскаются. Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, финикийскую колонию в Испании. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла.

Между тем, по Божественному Промыслу, Иону в море поглотила большая рыба. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, Иона молился Господу и затем был выброшен рыбой на берег. После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие приказание идти в Ниневию, и он отправился.

Ниневия же, говорится в пророческой книге, был город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал говоря: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена. (Ион.III, 3, 4). Его проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа; они раскаялись в своем нечестии, и вследствие их раскаяния Господь пощадил Ниневию.

Иона огорчился тем, что Божественный суд не совершился над городом, и скорбел о том пред Господом. Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии (Ион.VI, 2).

Впрочем, все-таки ожидая исполнения своего пророчества, он, вышедши из города, сделал себе шалаш и укрывался в нем от солнечного зноя. Для вразумления пророка, по повелению Божию, в одну ночь выросло из земли тенистое дерево (вероятно, из породы тыквенных), защищавшее его от лучей палящего солнца и дававшее ему прохладу. Иона был очень рад укрыться под тенью этого растения; но на другой день вместе с зарей червь подточил корень растения, оно засохло, и солнце снова начало палить зноем своим голову Ионы. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота (Ион.IV, 10, 11).

Вразумленная и помилованная Богом Ниневия существовала после того еще более 200 лет, пока не была разрушена в 610 г. Набополассаром, ц. вавилонским, и Циаскаром, ц. мидийским. В последней – IV гл. книги пр. Ионы повествование о нем отрывисто заканчивается.

На пр. Иону указывает сам Господь наш Иисус Христос в следующих словах: Ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. XII, 39–41). Род лукавый и прелюбодейный, говорил Он в другом месте, знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф.XVI, 4, Лк. XI, 29–32).

Замечательно, что в первой из этих цитат слова Господа: во чреве кита в подлиннике употреблены именно те же самые, которые соответствуют словам греческого перевода кн. Ионы (Ион.I, 17), в которых на еврейском стоит: кит, а не большая какая рыба, как думают некоторые. Повторяем, это важно в том отношении, что дает нам видеть в этих словах не только подтверждение самим Господом исторического характера повествования о пр. Ионе, но и подтверждение, выраженное святыми устами Его, греческого перевода Библии. Приведенные нами тексты в Новом Завете и в IV кн. Цар. (4Цар.XIV, 25) свидетельствуют о том, что Иона был действительно лицо и что книга, носящая его имя, передает нам действительно исторические факты.

Блаженный Иероним, кратко обнимая события, изложенные в означенной Пророческой книге, говорит: Иона своим кораблекрушением предызображает страдания Господа, призывает мир к покаянию, и под именем Ниневии возвещает язычникам спасение (50-е письмо к Павлину).

Память св. пр. Ионы празднуется Церковью 22 сентября.

azbyka.ru

Пророк Ио́на

Про­рок Иона, пре­ем­ник про­ро­ка Ели­сея, жил в VIII в. до Р. X. Мать Ио­ны бы­ла той вдо­вой из Са­реп­ты Си­дон­ской, к ко­то­рой во вре­мя го­ло­да по ве­ле­нию Бо­жию при­шел про­рок Илия, и у нее не ис­то­ща­лись му­ка и мас­ло.

Иона, в то вре­мя ма­лень­кий маль­чик, за­бо­лел, и бо­лезнь его бы­ла так силь­на, что не оста­лось в нем ды­ха­ния. И ска­за­ла вдо­ва Илии: «Что мне и те­бе, че­ло­век Бо­жий? Ты при­шел ко мне на­пом­нить мне гре­хи мои и умерт­вить сы­на мо­е­го». И воз­звал Илия ко Гос­по­ду: «Гос­по­ди, Бо­же мой! Да воз­вра­тит­ся ду­ша от­ро­ка се­го в него!» И услы­шал Гос­подь го­лос Илии, и воз­вра­ти­лась ду­ша от­ро­ка, и он ожил.

Од­на­жды Гос­подь по­ве­лел Ионе ид­ти про­по­ве­до­вать по­ка­я­ние нече­сти­вым жи­те­лям го­ро­да Ни­не­вии. Но Иона не за­хо­тел ис­пол­нить во­лю Бо­жию. Но от Бо­га ни­кто не мо­жет укрыть­ся, и, ко­гда Иона плыл на ко­раб­ле по мо­рю, Гос­подь, же­лая вра­зу­мить ра­ба Сво­е­го, под­нял ве­ли­кую бу­рю. Ужас объ­ял ко­ра­бель­щи­ков, и Иона ве­лел вы­бро­сить его в мо­ре, и, как толь­ко так сде­ла­ли, бу­ря пре­кра­ти­лась. А про­ро­ка Иону по ве­ле­нию Бо­жию про­гло­тил кит, и про­был Иона в жи­во­те у ки­та три дня и три но­чи. Там он пла­кал и ка­ял­ся, непре­стан­но мо­лясь Бо­гу, и Гос­подь по­ве­лел, чтобы кит из­верг Иону на су­шу. То­гда уже Иона без­ро­пот­но, бла­го­да­ря Бо­га, по­шел ис­пол­нять во­лю Его. И греш­ные жи­те­ли Ни­не­вии по­ка­я­лись, и Гос­подь от­вра­тил от них гнев Свой.

Кни­га про­ро­ка Ио­ны вхо­дит в со­став Биб­лии и со­дер­жит про­ро­че­ства о судь­бах из­ра­иль­ско­го на­ро­да, стра­да­ни­ях Спа­си­те­ля, за­пу­сте­нии Иеру­са­ли­ма. Иисус Хри­стос в бе­се­де с книж­ни­ка­ми и фа­ри­се­я­ми, тре­бо­вав­ши­ми от Него зна­ме­ния, ска­зал, что им не даст­ся ино­го зна­ме­ния, кро­ме зна­ме­ния Ио­ны про­ро­ка (Мф.12,40), т. е. три­днев­ной смер­ти и по­сле­ду­ю­ще­го Вос­кре­се­ния Гос­по­да.

См. так­же: "Жи­тие свя­то­го про­ро­ка Ио­ны" в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

azbyka.ru

легенда или правда, толкование и смысл, особенности и исследования истории

Каждый христианин относится к Библии, как к святыне, безоговорочно веря в каждое ее слово. И это правильно, однако, чего, греха таить, есть некоторые события, описанные в Святом писании, действия которых не вмещаются в наш разум. Как мог ожить Лазарь, который уже начал разлагаться? Как воскрес Иисус в человеческом теле? Чем дышал трое суток во чреве кита пророк Иона?

Именно книга пророка Ионы вызывает более всего споров, миф или правда то, что человека проглотила рыба, и он выжил после этого.

История Ионы

Это случилось в восьмом веке до нашей эры. Ниневия была городом в Ассирийском государства, «слава» о распутных, жестоких людях которого была известна всем. Мерзкие поступки ниневитян вызывали негодование Бога, но Его любовь к людям была выше Его суда.

Столица Ассирии — Ниневия

Творец выбрал пророка Иону с миссией посланиям злым жителям Ниневии о том, что, если они не прекратят бесчинствовать, Бог уничтожит город.

Страх овладел посланником Божьим, и он решил бежать в другую страну, сев на корабль. Во время путешествия огромный шторм накрыл корабль, моряки поняли, что это гнев Бога и начали искать виновника, Иона признался, что это он и был выброшен за борт.

По проведению Божьему пророка проглотил кит, подержал его там 3 дня и выплюнул. (Матв.12:40)

Кит выбросил Иону на берег Ниневии

Звучит, как сказка или миф. Иона во чреве кита молился, безусловно, за это время он осознал, как опасно не выполнять велений Всевышнего.

Как часто мы, люди, читаем слово Божье, понимаем, что идем не тем путем, но упрямо делаем неугодные Богу дела, а потом, попадая в проблемы, кричим и взываем к Создателю.

Внимание! История Ионы призвана научить христиан слушать с первого раза повеления Господа, следовать Его Промыслу.

Пророк дошел до Ниневии, со страхом передал послание Бога, ожидая смерти за плохую весть. Его удивлению не было конца, когда весь город оделся в рубища, на три дня был объявлен пост, когда даже воду не пили, люди посыпали волосы пеплом и молили Создателя о помиловании.

Эти дни Иона сидел под стенами города, в тени густого дерева и ждал Божьего наказания. Любящий Господь увидел искреннее покаяние ниневитян и даровал им жизни. Ниневия простояла еще 100 лет, после чего она была разрушена.

Милость Господня вызвала недоумение у пророка. Его возмутило и то, что дерево, дававшее тень, по слову Божьему засохло в одно мгновение, на что Бог дал ответ. Творец сказал пророку, что он пожалел дерево, которое не сажал. Господь же создал людей города, это Его творения, как же Он мог их уничтожить, видя раскаяние.

Важно! Чудесное знамение для всех живущих на земле — Бог всегда отвечает на искренние молитвы, забывает грех после искреннего раскаяния.

О духовной жизни:

Действительность или сказка

Позиция православной церкви в этом вопросе однозначна, она делает акцент не на чудо, а на милость Бога, который спас Иону и Ниневию.

Пророк Иона

Почему-то все верят, что огромное дерево, дававшее тень взрослому человеку, может засохнуть в один день, а вот выжить во чреве кита невозможно. Мир ученых ничего не берет на веру, ему нужны доказательства и примеры.

На еврейском языке ничего не сказано о том, что Иону проглотил кит, там написано, что это было живое чудовище. Древние картинки начали изображать в качестве морского чудища голубого кита, возможно, этому поспособствовали огромные размеры кита.

Тогда еще люди не знали, что горло кита не способно проглотить даже большой апельсин. Голубой кит питается маленькими креветками и крилем, отсюда возникло и недоверие к посланию пророка Ионы. Не мог проглотить пророка и кашалот с огромным ртом, который тщательно пережевывает пищу, так что Ионе в этом случае не оставалось никакого шанса на жизнь.

Особый интерес у ученых вызвал кит-финвал. Эта громадина порой достигает 25 метров по длине, но самое интересное, его желудок разделен на 6 камер, а в голове находится камера с воздухом, через которую огромное морское чудовище дышит. Процесс улова выглядит таким образом, что вначале заглатываемая пища поступает в воздушную камеру, а оттуда в желудок.

Финвал — родственник синего кита и второе по величине животное планеты

Кстати, размер камеры равняется почти 200 кубическим метрам, так что Иона спокойно мог пробыть там трое суток.

В записках английского доктора Рансона Гарвея описано, как его друг решил проверить правдивость истории, и залез в воздушную область мертвого кита, подтвердив, что воздуха, наполняющего камеру, вполне достаточно для поддержания жизни человека в течение трех суток.

Еще о чудесах в православии:

Реальные случаи из жизни рыбаков

О моряке из английского судна «Звезда Востока» в 1891 году писали все газеты мира. Матросы китобойного судна заметили кита, спустили шлюпки на воду и даже ранили морского великана. Вдруг раненый кит наносит сокрушительный удар по лодкам, в предсмертных судорогах круша все вокруг.

Моряки добили морское животное, но при этом обнаружили, что среди них нет двух товарищей. Все решили, что они утонули во время битвы с великаном. Целый день и ночь китобойцы разделывали китовую тушу.

Когда очередь дошла до желудка, который постоянно шевелился, никто не удивился, ибо часто из чрева кита вытаскивали полуживых кальмаров и даже акул. Каково же изумление всей команды, когда после нескольких ударов ножа под ноги морякам вывалилось покрытое слизью тело Джеймса Бартли, который был в обмороке.

Через три недели моряк пришел в полное сознание, описал «свое путешествие» по желудку в кромешной тьме и слизи.

Важно! Современный Иона-Бартли доказал правдивость истории Ионы, еще подтвердив ценность посланий Святого писания.

Видео о пророке Ионе и ките

molitva-info.ru

Иона, неправильный пророк - Православный журнал "Фома"

Пророчества Ионы, и книга с его именем очень странно смотрится среди прочих пророческих книг — в них всё наоборот. Он говорит, вслед за пророком Наумом, о погибели Ниневии, но его пророчество очень не походит на первое. Начать можно с имени пророка — оно означает «голубь», и эта птица имела особое значение еще в библейские времена (голубь с масличной веточкой в клюве, которого сегодня принято изображать как символ мира, вернулся к Ною после окончания потопа и так показал, что вода покидает сушу). Но весть, которую Иона должен был принести Ниневии, была вовсе не мирной.

Читайте также

Значение имени ИонаИона слышит призыв Господа отправиться в Ниневию и объявить ей, что чаша Господнего терпения переполнена. Чтобы понять чувства Ионы, представим себе, что году этак в 1943-м с подобной миссией кого-нибудь отправляют в Берлин… И поэтому нет ничего удивительного, что Иона бежит от полученного задания в противоположную Ниневии сторону, на Запад, через Средиземное море в неведомый город Таршиш (скорее всего, это была финикийская колония где-то на Иберийском полуострове, самая окраина тогдашнего мира).

Но Господь насылает бурю, кораблю грозит скорая гибель… Все моряки молятся своим языческим богам и только Иона крепко спит в трюме. Не слишком-то правдоподобная версия: как уснешь в жестокий шторм, когда корабль вот-вот развалится? Может быть, это не столько физический сон, сколько духовное оцепенение: он прячется от Бога небесного, отправляется в другую страну, спускается в трюм корабля, проваливается в забытье, только бы не исполнять Его волю. Но Иону будит капитан корабля: все молятся своим богам, помолись и ты.

Молитва не помогает, буря все усиливается. Тогда моряки кидают жребий, чтобы понять, кто стал причиной бедствия. Жребий падает на Иону, он просит, чтобы его бросили в море, но они все-таки пытаются выгрести к берегу, не желая лишать жизни ни в чем перед ними не виновного человека. Но все напрасно, корабль вот-вот разобьется, и тогда они решаются исполнить просьбу Ионы. Книга здесь явно противопоставляет богобоязненность этих иноземных моряков-язычников и категорическое нежелание пророка исполнять свое предназначение.

Он оказывается в море, его глотает огромная рыба, и в ее чреве Иона проводит три дня и три ночи. Звучит этот эпизод совершенно невероятно, и многие считают, что он лишает книгу всяческого правдоподобия, но не будем пока что торопиться с выводами. Лучше вспомним, что и в Евангелии Христос говорил о «знамении Ионы пророка»: как Ионе в морскую пучину, ему предстояло спуститься в преисподнюю и на третий день подняться из нее живым и невредимым.

Только ли сроки совпадают здесь? Едва ли, особенно если учесть, что «три дня и три ночи» и «на третий день» не совсем одно и то же. Евангельское Воскресение напоминает нам и о молитве Ионы, которая тоже приведена в этой книге: это слова человека, который погиб, уничтожен и не имеет никакой надежды — но все же Господь выводит его на свет: «Ты вверг меня в глубину, в сердце вод, в сплетенье потоков; все волны Твои и валы прошли надо мной. Сказал я, что изгнан теперь с глаз Твоих прочь, но только бы снова взглянуть на храм Твоей Святой! К ноздрям подступила вода, и бездна вокруг меня, повит травою мой лоб, я сошел к основаниям гор, навеки сомкнула земля свои врата надо мной. Но Ты выводишь меня из могилы, Господи, Боже мой!»

Так оно и вышло: Иона был выброшен на сушу и отправился проповедовать в Ниневию. И тут произошло чудо еще более удивительное, чем с рыбой: «Ниневитяне, от мала до велика, поверили Богу, объявили пост и надели рубища… По всей Ниневии объявляли указ царя и его придворных, гласивший: “Пусть не вкушает ничего ни один человек и ни одно животное, ни корова, ни овца. Пусть никто ничего не ест и даже не пьет воды. Пусть люди и животные покроются рубищем, пусть изо всех сил взывают к Богу. И пусть каждый сойдет с пути зла, откажется от насилия, которое творил прежде. Может быть, переменится Бог и пожалеет нас, отвратит от нас дыхание Своего гнева, и мы не погибнем”. Бог увидел все, что они в самом деле сошли с пути зла, сжалился и не стал причинять им того несчастья, которое обещал причинить[П1] .

Казалось бы, полный триумф? Но только не для Ионы! Ведь теперь получалось, что пророчество его не сбылось! Да, Господь простил ниневитян, но сам Иона совершенно не собирался этого делать. Он сидел неподалеку от города и ждал его гибели, а к Господу на сей раз он обратил такие слова: «Потому-то я и бросился сначала бежать в Таршиш, ведь я знал: Ты Бог благой и добрый; Твой гнев медлит, а милость Твоя велика, и зла Ты людям не желаешь. А теперь молю: возьми мою жизнь, потому что смерть мне милее жизни». Милосердие Божье — повод для самого горького отчаяния, если оно направлено на людей, которые, по мнению праведника, этого совсем не заслуживают. Казалось бы, уж кто бы говорил…

И тут Господь преподал Ионе очень важный урок. Погода стояла жаркая, ждал он гибели города долго — и Господь в одну ночь произрастил некое растение, под тенью которого Иона укрылся от палящего солнца. А на следующую ночь растение погибло, и Иона, истомившись от зноя, снова стал просить себе смерти. И Господь ответил ему: «Ты жалеешь деревце, над которым не трудился и которого не растил, в одну ночь оно возникло и в одну ночь пропало. Так Я ли не пожалею Ниневию, город великий, в котором больше ста двадцати тысяч человек не отличают правой руки от левой, да и скота немало?»

Нет границ для милосердия Божьего, нет ничего невозможного для покаяния человека — задолго до Евангелия рассказала нам эта книга. И есть в ней еще одна важная деталь — это упоминание домашних животных. Они разделяют судьбу людей, которые их приручили, их постигают такие же несчастья и беды… но значит, и Господь тоже милует их, не желая погибели ни малейшему из сотворенных Им существ.

Немало споров возникает вокруг буквальной точности книги пророка Ионы. В ней есть немало чудес, которые кажутся невероятными: человек провел трое суток во чреве огромной рыбы и остался жив, а большое дерево, способное дать тень, выросло в одну ночь и на следующую ночь погибло. Разве такое бывает? Наверное, перед нами сказка, — говорят одни. Нет, отвечают им другие, это чудеса, а для чудес нет ничего невозможного. На то оно и чудо, чтобы нарушать законы природы.

Но главная проблема с этой книгой вовсе не в чудесах. Ниневия, столица ассирийской империи, никогда не каялась в совершенных злодеяниях и в результате погибла, как и описывал пророк Наум. Перед нами — своего рода альтернативная история (популярный ныне жанр), а говоря библейским языком — притча. А что было бы, если бы израильские пророки пришли в Ниневию и проповедовали бы там покаяние? А как бы они сами отнеслись к результату своей проповеди, если бы она «подействовала»?

И тогда получается, что это не история одного единственного человека, но своего рода размышление об исторических судьбах всего израильского народа, которому была открыта истина о Едином Боге. Он привык воспринимать Бога как свою защиту и был в этом прав — но этого мало. Израильтяне должны были донести весть о Боге до других народов и племен, даже если им и казалось, что те этого недостойны. Рассказывая о «неправильном» пророке, который все делал наоборот, эта книга указывает на те же идеи, что и другие пророческие книги, но делает это в яркой форме, в виде притчи.

А как же относиться к тому, что на нее ссылается Христос? Он тоже любил рассказывать притчи о сеятелях, виноградарях или рыбаках, о сорняках, монетах или зернах. Это были не истории о конкретных людях и предметах, но вечные истины, облеченные в форму притчи. Чтобы понимать Писание верно, не обязательно всегда понимать его строго буквально.

foma.ru

Иона (значения) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иона (От др.-евр. имени יוֹנָה (Йона) - голубь) - мужское личное имя.

  • Иона — библейский пророк, автор Книги пророка Ионы.
  • Иона (ум. ок. 327) — христианский святой, из числа первых 11 мучеников в Персии.
  • Иона (?—1470) — епископ Русской церкви, архиепископ Великоновгородский и Псковский.
  • Иона (?—1470) — пятый епископ пермский, преемник святителя Питирима.
  • Иона (?—1534) — русский православный святой,преподобный, основатель Клименецкого Свято-Троицкого монастыря
  • Иона (?—1480) — иеромонах Русской православной церкви.
  • Иона (?—1461) — митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по 1461; святой Русской православной церкви.
  • Иона (род. 1959) — епископ Православной Церкви в Америке на покое, бывший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады.
  • Иона (ум. 1494) — митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.
  • Иона (1530—1584) — государь, великий князь московский и всея Руси, первый царь всея Руси, известный под именем Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным. В день смерти (18 марта 1584 года) пострижен в схиму под именем Иона.
  • Иона — франкский религиозный деятель, писатель и богослов, епископ Орлеана.
  • Иона (1635—1699) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Вятский и Великопермский, иконописец, местночтимый святой и чудотворец.
  • Иона (ум. 1654) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Тверской и Кашинский.
  • Иона (ум. 1577) — епископ Русской церкви, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерского.
  • Иона II (ум. 1507) — митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.
  • Иона II (ум. 1548) — епископ Русской православной церкви, епископ Рязанский и Муромский.

  • Иона Киевский (1802—1902) — православный святой, преподобный, чудотворец.
  • Иона (Лушаков) (1671 — после 1741) — архимандрит Великолукского Троице-Сергиева монастыря Русской православной церкви.
  • Иона Маленький — иеродиакон Троице-Сергиевой лавры, путешественник.
  • Иона Печенгский (ок. 1500—1589) — иеромонах Печенгского Троицкого монастыря, ученик преподобного Трифона Печенгского.
  • Иона Протасевич — митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.
  • Иона (Семёнов) (в миру Иван; 1715—1780) — архимандрит (последовательно в нескольких монастырях) РПЦ.
  • Иона Соловецкий:
  • Иона, чудотворец Пертонимский и Соловецкий, преподобный (?—1561) — святой Русской православной церкви, см. Иона и Вассиан.
  • Иона Соловецкий (1561—не ранее 1621) — странствующий монах, книжник, каллиграф, автобиграф.
  • Иона Сысоевич (ок.1607—1690) — епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский в 1652—1690 годах, сподвижник патриарха Никона.
  • Иона Яшезерский (?—ок. 1592) — монах Русской церкви, основатель Ионо-Яшезерского монастыря, ученик преподобного Александра Свирского.

  • Иона (Александров) (1837—1912) — епископ Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), епископ Калужский и Смоленский.
  • Иона (Архангельский) (ум. 1627) — митрополит Сарский и Подонский.
  • Иона (Борзобогатый-Красненский) (?―1585) ― епископ Луцкий в 1565―1584 гг.
  • Иона (Василевский) (1762—1849) — епископ Русской православной церкви, Экзарх Грузии, архиепископ Астраханский и Енотаевский, епископ Тамбовский и Шацкий.
  • Иона (Вуколов) (1864—после 1913) — архимандрит Русской православной церкви, педагог и духовный писатель, настоятель русской посольской церкви в Константинополе.
  • Иона (Думин) — митрополит Ростовский и Ярославский, духовный писатель и библиофил.
  • Иона (Зырянов) (1924—1975) — епископ Русской православной церкви, епископ Ставропольский и Бакинский.
  • Иона (Игрушкин) (род. 1943) — епископ старообрядческой Курской епископии с титулом епископ Ахтарский и Азово-Черноморский.
  • Иона (Лазарев) (1869—1937) — епископ Православной российской Церкви; Невельский, викарий Витебской епархии.
  • Иона (Луанга) (род. 1945) — епископ Александрийской православной церкви, митрополит Кампальский, ипертим и экзарх всей Уганды.
  • Иона (Капустин) (1790—1867) — епископ Русской православной церкви, епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии.
  • Иона (Карпухин) (род. 1941) — епископ Русской православной церкви на покое, бывший епископ Астраханский и Камызякский.
  • Иона (Орлов) (1865—1945) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Воронежский и Острогожский.
  • Иона (Павинский) (1773—1828) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Казанский и Симбирский.
  • Иона (Покровский) (1888—1925) — епископ Русской православной церкви заграницей, епископ Ханькоуский, викарий Пекинской епархии.
  • Иона (Проданов) (1915—1959) — епископ Болгарской православной церкви, титулярный епископ Агафоникийский, настоятель Бачковского монастыря.
  • Иона (Собина) (ум. 1548) — епископ Русской церкви, епископ Суздальский.
  • Иона (Черепанов) (род. 1971) — епископ Обуховский, викарий Киевской епархии, наместник Троицкого Ионинского мужского монастыря в Киеве.
  • Иона (Штальберг) (1894—1955) — епископ Северо Американской Митрополии, епископ Вашингтонский, викарий Нью-Йоркской епархии.
  • Иона и Вассиан — монахи Соловецкого монастыря, ученики святителя Филиппа.
  • «Иона» — художественный фильм молдавского кинорежиссёра Валерия Жереги.
  • «Иона, или Художник за работой» — короткометражный художественный фильм, поставленный А. Кайдановским по одноимённому рассказу Альбера Камю.

ru.wikipedia.org

Житие святого пророка Ионы – Жития святых свт. Димитрия Ростовского

Память 22 сентября

Святой пророк Иона был сын Амафиин и происходил из города Гафхефера5957. Матерью его была, по преданию, та самая вдова Сарептская5958, которая во время голода давала пищу пророку Илии и сама кормилась чрез него, ибо мука в кадке ее не истощалась и масло в кувшине не убывало до того дня, пока Господь послал дождь на землю. Между тем Иона, тогда еще малый отрок, разболелся и умер; тогда вдовица сказала Илии:

– Что я сделала тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне вспомянуть грехи мои и наказать меня смертью сына.

Он же сказал ей:

– Дай мне сына твоего.

Взяв у нее отрока, Илия отнес в горницу, в которой жил, и положил его на свою постель; потом воззвал он ко Господу и сказал:

– Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?

И, дунув трижды на отрока, он стал молиться:

– Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в тело.

Господь услышал молитву святого пророка Своего и сотворил по его молению: душа отрока возвратилась в тело, и он воскрес.

Достигнув совершеннолетнего возраста, Иона проводил добродетельную жизнь и неуклонно исполнял все заповеди Господни. Он настолько благоугодил Богу, что, по преданию, сподобился вскоре пророческого дара и предрек, среди других предсказаний, о страданиях Господних, о запустении Иерусалима и о кончине мира.

– Когда, – говорил он, – услышите камень, вопиющий тонким и жалобным голосом, когда от древа будет возноситься вещание к Богу, тогда приблизится спасение и все народы пойдут в Иерусалим на поклонение Господу; Иерусалим же, наполненный зверями, будет в мерзости запустения: тогда наступит кончина всему живущему.

Получив от Бога свыше дар пророчества, Иона выступил на общественное пророческое служение вслед за пророком Елисеем, являясь продолжателем его дела, как сам Елисей был продолжателем дела Илии, – одного духа с ним. Древнее иудейское предание называет святого пророка Иону учеником Елисея5959, принадлежавшим к той школе сынов пророческих, во главе которой стоял сначала пророк Илия и потом Елисей; Иона был одним из сынов пророческих, посланных Елисеем для помазания Ииуя на царство Израильское5960. По смерти Елисея, Иона заступил его место. Чтобы вдохнуть мужество царю Израильскому Иеровоаму в предстоявшей ему войне с сильным сирийским царством, пророк Иона, получив о том повеление от Бога, предсказал ему великие успехи в сей войне, и Иеровоам, по его глаголу, восстановил пределы Израильского царства от Емафа до Мертвого моря, возвратив, таким образом, древние области своего царства, отторгнутые сирийцами5961.

В царствование того же Иеровоама, Иона был призван к новому служению. Он получил от Бога повеление идти для проповеди покаяния к нечестивым и враждебным по отношению к израильтянам иноплеменникам.

– Встань, – повелел ему Господь, иди в Ниневию – город великий5962 и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.

Но пророк не исполнил повеления Божия. Он думал, что Бог, как благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, умилосердится над ниневитянами, если они покаются в своих грехах. Посему он боялся, что пророчество его о погибели Ниневии не сбудется, и его сочтут за обманщика, и самое имя Бога Израилева подвергнется нареканию и укоризнам. Не хотел он в душе своей и пощады сему нечестивому городу, жители коего были столь враждебны и опасны для израильтян. В то же время чувствуя и всю тяжесть непослушания Богу, Иона, в страхе и скорби, бежал от Лица Божия. Но никто не может укрыться от Бога, ибо «Господня – земля и что наполняет ее» (Пс.23:2): кто может бежать от Того, «иже везде сый и вся исполняяй»?

Во время бегства Иона прибыл в Иоппию и нашел здесь корабль, отправлявшийся в отдаленный Фарсис5963; отдав плату за провоз, он вошел на корабль и отправился в далекий путь. Но Господь, желая вразумить раба Своего, воздвиг сильный ветер, и на море поднялась великая буря. Сильные волны бросали корабль из стороны в сторону, так что он готов уже был разбиться. Ужас объял корабельщиков, и они стали взывать каждый к своему богу, кто какого чтил и считал своим хранителем. В то же время, желая облегчить корабль от излишней тяжести и тем уменьшить угрожавшую опасность, они начали выбрасывать кладь в море. Один Иона оставался праздным; он спустился во внутренность корабля, лег там и крепко заснул.

Между тем пришел к Ионе кормчий и, найдя его спящим среди такой опасности, разбудил его и с ужасом говорил ему:

– Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему: может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем.

Но буря не утихала и опасность от нее не уменьшалась. Тогда корабельщики сказали друг другу:

– Пойдем, бросим жребий, чтобы узнать, за кого постигло нас сие бедствие.

Они бросили жребий, и пал жребий на Иону. Тогда спросили его:

– Скажи нам, за что постигло нас сие бедствие? Какое твое занятие, откуда идешь ты, где твоя страна и из какого ты народа?

Иона сказал:

– Я – евреянин, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.

Затем он поведал им о своем преслушании воли Божией и о том, как, согрешив пред Богом, он убоялся и ныне бегает от лица Божия. Услышав сие, корабельщики сильно устрашились и ужаснулись его преступлению Божественной воли, восклицая:

– Зачем ты это сделал?

Несмотря на выпавший на Иону жребий, обрекший его на смерть и на грозящую им гибель, они не захотели исполнить над ним приговора, как по своему человеколюбию, так и по страху пред всемогущим Богом Израилевым, воздвигшим на них бурю за преслушание Ионы. Видя в последнем посланника сего Бога, они стали спрашивать его:

– Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?

Буря же не прекращалась, и волнение становилось всё сильнее. Тогда Иона сказал им:

– Возьмите меня и бросьте в море, и оно утихнет для вас, ибо я знаю, что за меня постигла вас сия великая буря.

Но корабельщики всё еще колебались, видя в Ионе необыкновенного человека и страшась оскорбить в его лице Всемогущего Бога Израилева. Они, напротив, начали усиленно грести чтобы пристать к земле, между тем как море всё продолжало бушевать против них. Тогда они решились, наконец, исполнить над Ионою приговор. Но прежде, чем сделать это, они воззвали ко Господу:

– Молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе.

И взяли Иону и бросили его в море, и тотчас прекратилось морское волнение. Тогда все бывшие на корабле еще сильнее убедились, что буря была послана Богом в наказание за преступление Ионы, и устрашились они всемогущества Его, и, исполненные благоговения к Нему, принесли благодарственные жертвы, и дали обеты чтить Его.

Между тем пророка Иону, по повелению Божию, проглотил кит, и пробыл Иона во чреве сего кита три дня и три ночи5964. Поверженный в море и поглощенный китом, Иона не мог не чувствовать смертельной скорби; но он не потерял присутствия духа, особенно, когда увидал себя невредимым: в нем явилась надежда, что Господь даст ему снова увидать свет Божий и спасет его из глубины морской. Исполненный сею надеждою, он стал молиться Господу Богу, каясь пред Господом во грехе своем. Изливая свои скорбные и покаянные и вместе с тем благодарные к Богу чувства, Иона так взывал из чрева китова:

– Ко Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами на век заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного Благодетеля своего. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение5965.

Молитва Ионы была услышана: милосердный Господь наказал раба Своего за преслушание Божественной воли, но не желая его смерти, повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Увидав дневной свет, небо, землю и море, Иона горячо возблагодарил Бога, избавившего его от смерти.

После сего вторично было слово Господне ко Ионе.

– Встань, иди в великий город Ниневию, и проповедуй в ней то, что Я уже повелел тебе.

Тогда Иона встал и пошел в Ниневию. Ниневия же была городом великим, на три дня пути в окружности. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал:

– Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена.

Кратки и грозны были слова пророка Ионы, по-видимому решительно предсказывавшего скорую гибель Ниневии. Но жители города уразумели, что Бог, определяя их погибель, не без причины отлагает на некоторое время исполнение сего определения, что сорок дней даются им, без всякого сомнения, для покаяния, – и поверили слову, возвещенному им от Бога чрез пророка Иону. Они объявили пост и оделись во вретище, все – от большего из них до малого. Проповедь Ионы дошла и до самого царя могущественной Ниневии; – он встал с престола своего, снял свое царское облачение, оделся во вретище и сел на пепле5966. Потом он повелел провозгласить по всей Ниневии от имени его, царя, и вельмож, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.

– Кто знает, – говорили ниневитяне, – может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев свой, и мы не погибнем.

Надежда не обманула раскаявшихся ниневитян: Бог, видя их сокрушение и подвиг покаяния, отменил Свое определение, помиловал их, и не навел на них бедствия, о котором предвозвещал устами пророка Своего.

Но если Богу приятно было видеть покаяние ниневитян и помиловать их, то Иона, еще оставшийся с прежними мыслями о непреложности пророчества и, по немощи человеческой, не постигавший беспредельного милосердия Божия, сильно огорчился скорым объявлением помилования покаявшимся грешникам. По прошествии сорокадневной проповеди, он вышел из города и, поднявшись на гору, с восточной стороны города, сделал себе там кущу и сел под нею в тени, чтобы посмотреть, что будет с городом. Но увидев, что с городом ничего не случилось, он в сильной печали, в молитве своей воззвал к Богу:

– О, Господи! не сие ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал я, что Ты – Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня; ибо лучше мне умереть, нежели жить.

И произрастил Господь Бог ночью вьющееся растение5967 над головой Ионы, чтобы избавить его от солнечного зноя и вместе с тем от огорчения, ибо пророк находил в этом успокоение и своему огорченному духу. Иона мог видеть в этом указание воли Божией на то, чтобы он оставался на сем месте и ждал, что последует с городом; это могло еще питать в нем надежду, что Бог каким-нибудь чудесным образом оправдает Свой приговор о Ниневии. Вместе с тем, в явно чудесном появлении тенистого растения Иона уразумел особое о нем попечение Божие. Сердце его возрадовалось, и печаль, происходившая от мысли, что Бог оставил его, – превратилась в радование, и Иона пребывал под произросшим растением весь тот день, укрываясь от солнечного зноя.

Но радость Ионы о тенистом растении была непродолжительна. На следующий день, при появлении зари, червь, по повелению Божию, подточил растение, и оно засохло.

Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти.

– Лучше мне умереть, – говорил он, – нежели жить.

И сказал Бог Ионе:

– Неужели ты так сильно опечален тем, что растение засохло?

Иона отвечал:

– Очень огорчился, даже до смерти.

Тогда, отечески вразумляя пророка, Бог сказал:

– Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором было более ста тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой5968, и множество скота?

После сего, когда по прошествии сорока дней, погибель Ниневии не совершилась, а напротив воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения, вышли из города к пророку Ионе и дали ему дары для храма Иерусалимского, в благодарность за спасение. Сопровождаемый благодарностью ниневитян, которых он вовремя вразумил возвещением гнева Божия, Иона удалился с миром из Ниневии в свою отечественную землю. Пожив здесь богоугодно довольно времени, святой пророк Иона мирно скончался и был погребен в отечественном своем городе5969; ныне же, предстоя на небесах Христу Богу, насыщается зрением лица Его и славит Его с пророками и Апостолами и со всеми святыми во веки5970. Аминь.

azbyka.ru

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • 02 Февраль 2020

    7 февраля, пятница, 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах и МГУ  состоится встреча, посвященная  Евгению Николаевичу ТРУБЕЦКОМУ  (к 100-летию со дня смерти).  Во встрече принимает участие «Образовательный фонд имени Сергея и Евгения Трубецких» и его глава отец Георгий Белькинд.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Иона и кит. Пророк иона во чреве кита

В Библии есть история о пророке Ионе и о том, как его проглотил огромный кит. Согласно Священному Писанию, Иона провел во чреве кита трое суток. Сегодня мы поговорим о смысле этой истории и о ее символическом значении. Но вначале узнаем, кем же был Иона в Библии.

Пророк Иона, проглоченный китом.

Пророк Иона жил, вероятно, на рубеже VIII—IX веков до н. э. Упоминания о нем находим в Четвертой Книге Царств (14 глава). Иона был родом с севера Галилеи, он родился недалеко от Назарета, где 800 лет спустя родился Иисус Христос.

Пророк Иона — самый древни из еврейских пророков, чье писание вошло в состав Ветхого Завета. В Книге Пророка Ионы содержатся многочисленные пророчества о судьбе Израиля.

Как кит проглотил Иону?

Господь повелел Ионе проповедовать в Ниневии. Иона не пожелал исполнить волю Божию и пытался укрыться на корабле.  Господь, желая вразумить Иону, послал бурю. Иона понял, по какой причине разыгралась буря, и дабы спасти корабль и людей попросил корабельщиков сбросить его за борт. Буря прекратилась немедленно. По велению Господа пророка Иону проглотил кит.

Иона во чреве кита.

Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи. Иона в чреве кита молился Богу и каялся в своем непослушании. Господь простил Иону и повелел киту извергнуть пророка на сушу. После этого события Иона всегда исполнял волю господню.

Во чреве кита Иона не потерял присутствия духа, он уповал на Господа, и Господь снова позволил ему увидеть свет.  Молитвы Ионы во чреве кита легли в основу 6-й песни канонов.

Толкование и смысл истории об Ионе и ките.

Нам известно, что Иона был во чреве кита в течение трех дней. Это трехдневное пребывание часто описывают как символическую предысторию трехдневного пребывания Иисуса Христа в земле.

…ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Евангелие от Матфея)

История Ионы и кита – прообраз смерти, вознесения и проповеди Христа. Как Иона добровольно бросился в море с корабля, так и Христос добровольно взошел на Голгофу. Иона приносит жертву для спасения корабля и людей на нем, Иисус приносит жертву для спасения всех людей. Через три дня Иона невредимым выходит из тела кита, а Христос – из сердца земли. После чудесного избавления Иона проповедует жителям Ниневии, а учение Христа распространяется по всей Земле после его Воскресения.

Историю об Ионе, проглоченном китом можно истолковать и как историю каждого человека. Корабль Ионы можно сравнить с нашей душой, которая мечется в житейском море страстей. Только вместе с Богом душа найдет себе спокойную гавань.

Мнение науки по поводу правдивости истории об Ионе во чреве кита.

Мнения о правдивости истории Ионы и кита можно разделить на три группы.

  • Большая рыба или кит (неопределенного вида) действительно проглотил Иону.
  • Особое творение Господа (не рыба или кит, известные нам) действительно проглотило Иону.
  • Не было никакой рыбы: эта история является аллегорией, рыба – это литературный прием, а сама история – это видение или сон.

Могла ли история об Ионе и ките быть правдой, или это символический рассказ, эдакая аллегория? Многие ученые считают, что история могла произойти на самом деле.  Здесь следует обратить внимание на то, что в оригинале Библии, иону проглотил не кит, который по-еврейски называется «таннин», а некое существо, обозначенное словом «даг», что в переводе будет «морское чудовище» или «чудовищная рыба».

Все мы знаем, что большинство китов питаются планктоном и физически не способны проглотить человека целиком. Но есть виды китов, которые могут проглотить человека, так как пищевод их работает наподобие клапана и проталкивает в огромный желудок пищу под напором воздуха. Теоретически, такой кит мог бы проглотить человека живьем.

Есть также реальная история о моряке, который был проглочен китовой акулой и прожил внутри акулы 2 суток, после чего был извлечен без сознания моряками, который, к счастью, выловили акулу и распотрошили ее.

Вероятные литературные источники истории об Ионе и ките.

Джозеф Кэмпбелл предложил провести параллель между историей об Ионе и эпосом о Гильгамеше, а также с греческой мифологией, а точнее с мифом о Ясоне. Обе эти истории имеют много общих мотивов, первый и весьма очевидный — схожесть в именах главных персонажей.

Гилдас Хамель, опираясь на книгу Ионы и греческую мифологию,  выделяет ряд общих мотивов для обеих историй:

  • имена героев,
  • присутствие голубя,
  • идея «бегства»,
  • описание бури,
  • наличие морское чудовище или дракона, угрожающего герою и пр.

Хамель считает, что некий неизвестный еврейский автор адаптировали древнегреческий мифологический материал, чтобы передать свои собственные идеи. Однако, по всей видимости, эта догадка неверна в силу того, что история о Ясоне, вероятно, появилась позже, нежели Библейская история об Ионе во чреве кита.

Библеисты предполагают, что литературные источники истории об Ионе и ките – в Вавилонской мифологии.  Вероятно, фигура или изображение божества Оаннеса стала прототипом истории об Ионе, проглоченном китом. Возможно, изображение божества – полурыбы – получеловека было неправильно истолковано. Действительно, можно подумать, что человек выходит на свет из рыбы.

Однако, все это, хотя интересные, но всего лишь версии возникновения история об Ионе и ките.

bibliya-online.ru

Иона - это... Что такое Иона?

 1.

   ветхозаветный пророк из числа 12 малых, живший, предположительно, в IХ- VIII вв. до Р.Х. Он называется сыном Амафия из Гафхефера и, несомненно, принадлежал к колену Завулонову. Иона проповедовал об усилении и победах израильтян при царе Иеровоаме (см. 4 Цар. 14, 25-27), вступление которого на престол обыкновенно относится к 825 г. до Р.Х. Одно из иудейских преданий говорит, что Иона был сыном сарептской вдовы, которого чудесно воскресил пророк Илия (см. 3 Цар. 17, 8-24). Но это предание не имеет достаточного основания. Бесспорно, что мы знаем касательно личности пророка Ионы из самой же его книги, состоит в следующем: Иона, сын Амафиев, получил однажды от Бога повеление идти в Ниневию с предсказанием о гибели города за его нечестие. Но пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, Финикийскую колонию в Испании. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла. Между тем, по Божественному Промыслу, Иону в море поглотил кит. Пробыв в чреве кита три дня и три ночи, Иона молился Господу и затем был выброшен китом на берег. После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие приказание идти в Ниневию и отправился. Его проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа. Они раскаялись в своем нечестии, и вследствие их раскаяния Господь пощадил Ниневию. Согласно новозаветному тексту, Иисус Христос предсказывает свою смерть и воскресение на третий день, уподобляя эти события трехдневному пребыванию Ионы в чреве кита (см. Мф. 12, 39-40).

   ♥ Память св. пророка Ионы празднуется Церковью 22 сентября (5 октября).

 2.

 (ум. 1461)

   святитель, митрополит Московский и всея Руси. Строгий поборник Православия, блюститель монашеских уставов, благочиния и обряда, чудотворец и прозорливец. Мощи его были обретены при строительстве Успенского собора в Московском Кремле. Там они с тех пор и покоятся.

   ♥ Память 31 марта (13 апреля), 27 мая (9 июня), 15 (28) июня, 5 октября (18 октября).

Православие. Словарь-справочник . 2014.

orthodoxy.academic.ru

Иона: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

ИОНА́ (יוֹנָה), пророк, по имени которого названа пятая книга малых пророков Библии. Несмотря на то, что собственно пророчеству в книге Иона уделено лишь несколько слов (3:4), она вошла в сборник пророческих книг Библии потому, что в ней выявлены принципиальные аспекты представления об универсальном значении пророчества и роли пророка.

В первой части повествования (главы 1–2) рассказывается о том, что Бог повелел Ионе, сыну Амиттая, отправиться в столицу Ассирии Ниневию и возгласить погрязшим в грехах и нечестии жителям города скорую кару. Пытаясь уклониться от возложенной на него миссии, Иона сел на корабль, плывший в противоположном направлении. Бог наслал на море великую бурю, и брошенный моряками жребий указал на Иону как на виновника Божьего гнева. Буря не утихала до тех пор, пока Иона не был выброшен в море по совету самого пророка, сознавшегося в том, что он бежит от Бога, и лишь после того, как моряки напрасно пытались вернуться на сушу. Однако Иона, не выполнивший еще возложенную на него миссию, не погиб в пучине: огромная рыба проглотила пророка, который, пробыв три дня в ее чреве и вознеся оттуда благодарственную молитву Богу за чудесное спасение (2:3–10), был извергнут ею на сушу.

Во 2-й части (глава 3) повествуется о том, как Иона был вторично призван Богом к выполнению возложенной на него миссии. Прибыв в Ниневию, он провозглашает, что через 40 дней Бог разрушит город за грехи его жителей. Жители Ниневии во главе с царем, уверовав в Бога, объявляют пост и всенародное покаяние, вследствие чего Бог решает помиловать их.

В последней части (глава 4) раздосадованный Иона обращается к Богу с жалобой, объясняет свое первоначальное нежелание выполнить свою миссию уверенностью, что милосердие побудит Бога простить жителей Ниневии, и просит ниспослать ему смерть. В ответ Бог предуготовляет ушедшему из города Ионе куст, который дает пророку защиту от палящих лучей солнца. Однако посланный Богом червь источает куст, и, когда наведенный Богом знойный ветер и палящее солнце истощают силы Ионы и тот просит смерти, Бог говорит ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое за одну ночь выросло и в одну же ночь пропало, а Я не пожалею Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек... и множество скота?» (4:10–11). Этим вопросом, а не разрушением Ниневии заканчивается книга Иона, и читатель, а не составитель книги, должен дать на него ответ и сделать соответствующие морально-религиозные выводы.

Согласно принятому в современной науке взгляду, книга Иона является гомогенным единством с незначительными позднейшими интерполяциями и построена по принципу псевдоэпиграфии (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы). Исследователи расходятся во мнениях относительно времени ее создания. Наиболее вероятно, что эта книга возникла в эпоху персидского владычества: составитель книги относится к Ниневии не как к реальной столице воинственной Ассирии (см. Месопотамия), а как к полумифическому «большому городу». Ссылки на пророчества Ионы в Товита книге (4 в. до н. э.; Тов. 14:4, 8) позволяют датировать книгу Ионы не позднее 5 в. до н. э. Героем ее является пророк Иона, сын Амиттая, упомянутый в книге Царей (II Ц. 14:25) в качестве глашатая национального избавления во времена Иоров‘ама II (или до него), предвещавшего победу Северного (Израильского) царства над царством Арама.

Милосердие Бога и отказ пророка выполнить возложенную на него миссию образуют фабулу повествования. Основные мотивы книги Иона имеют фольклорный характер. Таков, в первую очередь, мотив проглатывания героя огромной рыбой и последующее его избавление; однако, в отличие от фольклорной трактовки этого сюжета, спасение героя является результатом не победы над рыбой, а вознесенных Богу молитв, так что фольклорный сюжет получает специфическую библейскую окраску.

Моралистическая установка книги Иона по сей день вызывает недоумение как традиционных комментаторов, так и научных исследователей Библии. Заключается ли мораль этого уникального по жанру библейского рассказа в том, что Бог распространил свое милосердие на население грешной столицы великой древней империи инородцев, или в том, что покаяние всегда и везде может привести к прощению грехов? Некоторые полагают, что основной задачей автора книги Ионы было стремление показать тщетность попытки пророка уклониться от миссии, возложенной на него Богом. Эта тема нередко встречается в Библии в контексте посвящения избранников Бога в пророки (Исх. 3:11; 4:10–13; 6:12; Иер. 1:6; Ам. 7:14), но в то время как грандиозные фигуры пророков эпохи Первого храма и их торжественные бичующие проповеди вызывают благоговение, личность и поведение Ионы представлены с оттенком сарказма и в лучшем случае вызывают снисходительную улыбку сочувствия.

eleven.co.il

Легенды евреев: Пророк Иона | Я-Тора

Выдаюшийся ученый и талмудист, уроженец Ковно Луис (Леви) Гинцберг (1873–1953) по праву считался одним из лидеров американского еврейства. Его перу принадлежит множество статей, исследований, галахических респонсов. Однако наибольшую известность Гинцбергу принес семитомник «Сказания еврейского народа», в котором он собрал и систематизировал множество легенд и преданий, рассыпанных по страницам Талмуда и классических мидрашей.  Опубликованные еще в начале прошлого века, “Сказания” практически сразу стали классикой.
Предлагаем вам легенды о пророке Ионе.

Евгений Левин, переводчик

________

У пророка Элиши, преемника пророка Элиягу, было много тысяч учеников. Самым известным из них стал Иона. Еще при жизни наставника ему была поручена важная миссия – помазать на царство полководца Йегу. Затем ему поручили предупредить жителей Иерусалима о грядущем разрушении города. Однако разрушения не случилось, поскольку евреи раскаялись в своих прегрешениях, и Бог их пощадил. После всего этого Иона приобрел в Израиле репутацию лжепророка.

Когда Иону был послан в Ниневию возвестить о грядущей гибели города, он подумал: «Я точно знаю, что эти язычники раскаются, приговор будет отменен, и тогда они тоже станут считать меня лжепророком!». Чтобы избежать этого позора, он решил бежать за море, где нет никого, кому нужно будет возвещать пророчество, которое не сбудется.

Когда Иона прибыл в Яффо, в порту не оказалось ни одного корабля. Однако, чтобы испытать пророка, Всевышний устроил шторм, вернувший в гавань судно, находившееся в двух днях пути от Яффо. Иона же истолковал это как одобрение своего плана Богом. Он так обрадовался, что сможет уплыть, что сразу заплатил четыре тысячи золотых динариев – плату за весь корабль!

Но когда корабль отплыл на расстояние одного дня пути от берега, на море разыгрался страшный шторм. Ко всеобщему удивлению, шторм не тронул ни одного судна, кроме того, на котором плыл Иона. Это учит нас, что Господь – владыка неба, земли и моря, и человеку нигде от Него не спрятаться.

На том же корабле плыли представители всех семидесяти народов земли, каждый из которых поклонялся своему божеству. Все моряки и пассажиры стали взывать к своим богам, прося о помощи; они решили, что тот бог, который откликнется и поможет, будет признан всеми единственным истинным Богом. Однако ни одно божество не могло помочь. Тогда кормчий подошел к Ионе, который спокойно спал: «Мы на волоске от гибели, а ты спишь?! Прошу, скажи нам, из какого ты народа?».

«Я еврей», – ответил Иона. Услышав это, кормчий воскликнул: «Мы слышали, что Бог евреев – самый могущественный из всех божеств. Попроси же Его помочь. Быть может, Он совершит для нас такое же чудо, как в древности, когда Он рассек перед евреями Красное море!».

Иллюстрация к Библии. Кельн, около 1360

Тогда Иона признался кормчему, что именно он – виновник бедствия, и предложил бросить его за борт, чтобы море утихло. Однако другие пассажиры отказались совершать столь жестокий поступок. И хотя жребий выпал на Иону, они решили, что сначала попробуют спасти судно, выбросив за борт груз. Это не помогло. Тогда они подвели Иону к борту и сказали: «Владыка мира! Не вини нас в том, что мы прольем невинную кровь, ибо мы не знаем его вины, да к тому же он сам попросил бросить его в море». Однако и после этого они никак не могли решиться. Сначала Иону опустили в море по колено – буря утихла; втащили его обратно на палубу – море разбушевалось снова. Тогда его опустили по пояс, и буря опять утихла; вытащили – снова начался шторм. Опустили по шею – море успокоилось, вытащили – разбушевалось. Лишь после этого все окончательно поверили, что этот шторм – наказание за грехи Ионы. Пророка бросили в море и предоставили своей судьбе – буря окончательно утихла.

Иона в чреве рыбы

Когда Всевышний творил мир, он создал огромную рыбу, которой суждено было проглотить Иону. Она была такой большой, что в ее чреве пророку было так же комфортно, как в просторной синагоге. Глаза рыбы служили Ионе окнами. Кроме того, в ее чреве был драгоценный камень, светивший ярко как солнце, так что Иона мог видеть все, что есть в море.

Рыба глотает воина. Мозаика синагоги в Хукоке (Нижняя Галилея), IV-V вв. Фото: Джим Хаберман (Jim Haberman, Baylor University)

По закону, все рыбы, живущие в морях, в положенное время приплывут к левиафану и позволят ему съесть себя. Рыбе, проглотившей пророка, как раз пришло время быть съеденной, и она предупредила пророка о том, что должно случиться. Однако когда она подплыла к левиафану, пророк, сидевший в ее чреве, сказал морскому монстру: «Знай, что я здесь ради тебя. Ибо мне ведомо, что в будущем мне будет поручено зарезать тебя, чтобы подать твое мясо на стол праведникам». Увидев на теле Ионы знак завета, левиафан в ужасе уплыл восвояси, а рыба и пророк остались целы и невредимы. Благодарная рыба сказала Ионе, что доставит его в любое место, чтобы он смог увидеть все, что пожелает.

Иона провел в чреве рыбы три дня. Ему было так хорошо, что он и не думал о том, чтобы просить Всевышнего о перемене своей участи. Тогда Бог послал гигантскую рыбу-самку в сопровождении шестидесяти пяти тысяч мелких рыб. Они потребовали от рыбы, в которой сидел Иона, выдать пророка; в противном случае они грозили съесть и рыбу, и ее «гостя». Рыба сначала не поверила, но тогда появился левиафан и подтвердил, что Всевышний действительно поручил это рыбе-самке. Так Ионе пришлось «переехать». Его новое жилище оказалось гораздо менее комфортным, к тому же ему пришлось делить его со всеми мелкими рыбами. И тогда он взмолился от всей души, прося Бога о спасении.

Свою молитву Иона закончил словами: «Что обещал – исполню» (Йона, 2:10). Услышав их, Бог велел рыбе выплюнуть пророка, и тот приземлился на сушу на расстоянии в 965 парасанг от того места, где вынырнула рыба. Моряки, видевшие это чудо, оставили своих идолов, совершили паломничество в Иерусалим, обратились в иудаизм и стали благочестивыми евреями.

Пророк Иона. Джеймс Тиссо, 1896–1902

 

Раскаяние жителей Ниневии

Иона поспешил в Ниневию – огромный город, занимавший площадь в 40 квадратных парасанг, и насчитывавший полтора миллиона жителей. Не теряя времени, пророк объявил, что город ждет гибель. Его голос звучал так громко, что достиг самых отдаленных уголков огромного города.

 

Густав Доре, Иона в Ниневии

Каждый, кто слышал его слова, сразу же сходил с пути зла. И первым, кто раскаялся, стал царь Ассирии Оснапар (Ашшурбанипал). Он сошел со своего трона, снял корону, посыпал голову пеплом, снял свои царские пурпурные одежды и стал валяться в пыли прямо посреди улицы. Царские бирючи объявили на всех улицах, что царь повелел всем жителям поститься три дня, облачиться во вретище и с плачем и слезами молить Господа о милости и пощаде. Жители Ниневии так и сделали. Они поднимали к небу младенцев и, обливаясь горючими слезами, взывали: «Ради этих невинных младенцев, услышь наши молитвы!».

У своей скотины жители Ниневии отделили детей от родителей: молодняк вывели наружу, а взрослый скот оставили в хлеву. Разлученные друг с другом, коровы и телята горестно мычали, в то время как жители Ниневии взывали к Богу: «Если не пожалеешь нас, мы не пожалеем свою скотину!».

Раскаяние жителей Ниневии не ограничилось постом и молитвой. Их поступки наглядно свидетельствовали, что они действительно хотят жить по-новому. Если в прошлмо кто-то незаконно присвоил чужое имущество, он старался возместить ущерб. Некоторые доходили до того, что разрушали целый дворец, чтобы вернуть законному владельцу один единственный кирпич. По собственному почину люди являлись в суд и сознавались в своих грехах и преступлениях, о которых никто, кроме них, не знал, и заявляли, что готовы безропотно понести любое заслуженное наказание, даже если их приговорят к смерти.

Один человек нашел клад в доме, который недавно купил у своего соседа. И покупатель, и продавец в один голос отказались признать эти сокровища своими. Покупатель утверждал, что заплатил за участок, а не за спрятанные там богатства; продавец – что продал дом и все, что в нем. Ни один из них не соглашался забрать клад, пока, наконец, судье не удалось выяснить, кто его спрятал, и где живут наследники этого человека. Тогда покупатель и продавец с радостью передали сокровища их законным владельцам.

Видя, что жители Ниневии действительно раскаялись, Бог сжалился и простил их. Тогда Иона решил попросить Всевышнего простить ему попытку к бегству. Всевышний сказал ему: «Ты беспокоился о моей чести (пророк не хотел показаться лжецом, чтобы вера в Бога не пошатнулась), и потому хотел уплыть за море. Я тоже поступлю с тобой милостиво и избавлю от пребывания в «чреве» преисподней».

И все же пророк не мог забыть о своем пребывании в чреве рыбы, тем более, что это отразилось на его внешности: от страшной жары в чреве рыбы его одежда истлела, а волосы выпали. В довершении всего на него набросились черви.  

Чтобы защитить Иону от палящего зноя, Всевышний взрастил над ним клещевину. Проснувшись утром, пророк увидел дереву с 275 листьями, один шире другого; эта листва хорошо защищала от дневного зноя. Однако вскоре клещевина засохла, и на Иону опять набросились черви. С плачем и стоном пророк стал молить о смерти, которая избавит его от всех страданий. Однако Всевышний привел его к другому растению и объяснил, какой урок ему следует усвоить: если Иона пожалел о растении, которое не растил, то тем более должен понять, почему Всевышний пожалел Ниневию и ее многочисленных жителей; ему следовало думать прежде всего о них, а не о том, что пострадает его репутация пророка. Услышав это, Иона пал ниц и воскликнул: «Владыка мира, правь миром по милосердию Своему».

Иона. Миниатюра из Минология Василия II, 11 век.

Всевышний сохранял благосклонность к жителям Ниневии до тех пор, пока они были достойны Его милости. Однако уже через сорок дней они оставили стезю добродетели и стали грешить еще больше, чем прежде. И тогда их настигла кара, предсказанная Ионой – их поглотила земля.

Во время своего морского путешествия Иона претерпел столько страданий, что в качестве компенсации Всевышний избавил его от смерти, и он попал в рай живым. Жена Ионы также славилась своим благочестием. Наибольшую славу принесли ей паломничества в Иерусалим – заповеди, от которой, будучи женщиной, она была свободна. Во время одного из этих паломничеств ее муж Иона и удостоился впервые духа пророчества.

ja-tora.com


Смотрите также