Издревне людям помогает


В русском языке нет слова "издревна" — Российская газета

Реклама, реклама... Сколько в ней бывает несуразностей, смешных противоречий, натяжек, необязательных ошибок, а то и просто ошибок.

Если в нашей повседневной речи ошибка, как правило, дело поправимое, то для рекламы это смерть, как она есть .

Почему?

Да возьмем, во-первых, конкретно то, что превращает ее в антирекламу. Ведь повторяется ошибка не раз и не два, а десятки или сотни раз. Если грамотный человек ошибку заметил, на содержание рекламы он уже больше никакого внимания не обратит. Будет теперь всякий раз отмечать про себя: ну вот, опять они это слово коверкают! Более того, если потом человек увидит товар, который так неудачно рекламировали, он его теперь уже вряд ли купит - раздражение перейдет с рекламы на сам продукт.

За примерами далеко ходить не надо.

Вот слышу я недавно: "Об этом растении русские люди знали издревна". Призадумалась: что за слово такое странное? Может, ослышалась?

С нетерпением жду следующего рекламного отрезка, языковедческое любопытство подстегивает как может. Наконец, вот она, реклама, и снова: "Об этом растении русские люди знали издревна..." Нет, я отнюдь не ослышалась, в рекламу действительно странным образом попал какой-то непонятный, неведомый ни мне, ни читателю мутант, или гибрид, если угодно нынешнему, современному читателю.

В нашей поспешной повседневной речи мы часто смешиваем слова и выражения. Торопясь выразить мысль, словесные единицы и конструкции неизбежно сталкиваются, то и дело подменяют друг друга - и получается порой очень неудачно. Не заметишь - и выпалишь вдруг, неожиданно: "Это не играет значения" или "это не имеет роли".

Вот и здесь: есть в русском языке два слова - "Издавна" и "издрЕвле". Похожи, спору нет, но они разные: "издавна", "издрЕвле". А их взяли да и смешали, как в стакане для коктейля. Получилось что-то вроде - "Издревна". Странно? Да.

И ведь нет сегодня такого слова в русском языке, вот в чем сегодня фокус!

Самое печальное - я так и не могла потом вспомнить, о чем реклама.

rg.ru

ИЗДРЕВЛЕ - это... Что такое ИЗДРЕВЛЕ?

  • издревле — издревле …   Орфографический словарь-справочник

  • издревле — См …   Словарь синонимов

  • ИЗДРЕВЛЕ — ИЗДРЕВЛЕ, нареч. (книжн. устар.). С давних времен, исстари. «Издревле сладостный союз поэтов меж собой связует.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • издревле — (неправильно издревле) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • издревле — нареч.    С древних времен, исстари.    ► [Чацкий:] Что нынче так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле? // Грибоедов. Горе от ума //; Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует. // Пушкин.… …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • издревле — Старославянское – древле (прежде, когда то). Слово встречается в памятниках письменности с XI в. Оно не является иностранным заимствованием, пришло в древнерусский язык из старославянского. В современном языке слово не является широко… …   Этимологический словарь русского языка Семенова

  • издревле — издре/вле (исстари), нареч. В реке издревле водились караси …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • Издревле — нареч. обстоят. времени устар. С давних времен; исстари. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • издревле — Заимств. из ст. сл. яз., в котором оно является преф. производным от древле «давно, прежде», суф. образования (суф. j ) от той же основы, что и древний; вj > вл …   Этимологический словарь русского языка

  • издревле — Заимствовано из старославянского, где было образовано сращением предлога из и наречия древле ( в древности ), восходящего к той же основе, что древний …   Этимологический словарь русского языка Крылова

  • dic.academic.ru

    7 славянских обычаев, которые откроют глаза на то, как на самом деле жили наши предки

    Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Поразительно, насколько мало мы знаем об истории собственного народа. Например, многие считают, что издавна на Руси потеря невинности означала чуть ли не гибель для девушки, тогда как на самом деле все было намного проще. С другой стороны, были у наших праотцов и такие практики, от которых сейчас буквально волосы встают дыбом.

    Мы в AdMe.ru стремимся больше узнать о жизни наших предков, чтобы лучше понимать современную культуру. В конце статьи для вас приготовлен бонус: оказывается, отношения в русской семье раньше противоречили тем этическим законам, которые приняты в обществе сегодня.

    1. Чтобы женщина быстрее родила, ее всячески пугали

    Считалось, что помочь женщине скорее разрешиться от бремени мог испуг. По этой причине вокруг роженицы часто скакали повитухи и члены семьи, стуча и гремя различными бытовыми приборами. Предположительно, механизм должен был работать так: женщина пугается, от страха сильно тужится, и ребенок в тот же миг из нее «вылетает».

    Насколько эти практики были полезными, исследователи, к сожалению, не сообщают.

    2. Свадебное одеяние невесты с фатой было одеждой мертвеца

    Те наряды невесты, которыми мы все сегодня восхищаемся, наши предки считали погребальными. Женитьба представлялась им «маленькой смертью» и считалась как бы перерождением девочки в женщину, а мальчика — в мужчину. На голову девице надевали белый куколь с фатой. Фата была нужна, чтобы «мертвец» случайно не посмотрел кому-нибудь в глаза и не утащил человека с собой в царство мертвых.

    Интересно, что если в деревне умирала девушка, которой не удалось выйти замуж при жизни, то ей находили жениха во время похорон. Среди населения выбирали мужчину, перевязывали ему руку платком, и в таком виде он сопровождал гроб до места захоронения. С этого времени семья умершей начинала считать его своим зятем, а все прочие — вдовцом.

    3. Если ребенок рождался недоношенным или больным, его отправляли в печь

    Печка в сознании древних славян была символом Вселенной и местом общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, когда требовалось спасти жизнь недоношенному или больному младенцу. Ребенок при этом уподоблялся хлебу: его покрывали тестом с головы до пят, оставляя нетронутыми только ноздри и рот, после чего клали на лопату и отправляли в теплую печку. Этот обряд называли «перепеканием».

    4. Невест в Древней Руси похищали

    До конца X века брак между парнем и девушкой осуществлялся несколько иначе, чем мы привыкли думать. Чтобы жениться на полюбившейся девице, ее нужно было «умыкнуть». Как правило, такое «похищение» могло состояться лишь после предварительного сговора семей, жениха и самой невесты, мнение которой в действительности было важным и зачастую играло ключевую роль.

    Любопытно, что этот брачный ритуал в северных и зауральских землях практиковался вплоть до XIX века.

    www.adme.ru

    11 фактов о славянах, которые не знают даже они сами

    Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    С древнейших времен на территории современной Восточной Европы от Богемии (которая сейчас является частью Чехии) до Новгорода обитал веселый народ, живущий по законам чести и в тесном взаимодействии с природой. Несмотря на региональные различия, славянские племена объединяли похожие обычаи, обряды и верования, многие из которых так или иначе находят отражение и в жизни их современных потомков.

    AdMe.ru разобрался, как жили славяне раньше и что из их традиций дошло до наших дней, а также подобрал факты о братьях-славянах — древних и современных.

    Многоженство и верность

    В дохристианский период в древнерусском обществе существовали 2 разновидности брака: моногамная и полигамная. Так, у князя Игоря, как пишет В. Н. Татищев, было несколько жен помимо Ольги, а Владимир Святославич до принятия им христианства и женитьбы на византийской царевне Анне уже имел 5 жен, не считая наложниц, число которых, по мнению историков, доходит до 500.

    Любопытно, что, несмотря на бытовавшее у славян многоженство и наложничество, жены в Древней Руси отличались целомудренностью и верностью.

    Райские моря

    По представлениям древних славян, море находилось где-то на юго-западном краю земли неподалеку от Ирия — славянского рая. В этой стране царит вечное лето, туда улетают зимовать обычные птицы, а птицы волшебные живут там постоянно. Предназначена эта страна исключительно для хороших людей, да и то лишь в следующей жизни. Так что искупаться в море древним славянам было намного сложнее, чем современным жителям Центральной России — последние могут себе это позволить хотя бы в сезон отпусков.

    Поленицы — славянские амазонки

    www.adme.ru

    Как получить поддержку своего Рода — Альтернативный взгляд Salik.biz

    Непомнящий — такую фамилию давали людям, которые теряли связь со своими предками. По воле рока и судьбы они оказывались без поддержки своих родителей или близких в раннем возрасте. В наше время случается, — люди отказываются от близких по доброй воле, лишая себя силы и поддержки своего Рода.

    - Salik.biz

    Отрыв от Рода грозит потерей сил и успеха в жизни

    Если происходит отрыв от своего Рода, человек становится ослабленным и уязвимым. Его жизненная энергия сокращается в разы. Помощи просить не у кого. Род его не слышит.


    Во все времена семья поддерживалась силой своего Рода, памятью о своих предках, от которых они получили знания, опыт. В сложных ситуациях, на защиту своего благополучия становилась вся семья, обращаясь за поддержкой к своему Роду, своим предкам.

    Когда происходили горестные и страшные годы для нашей страны, государственные руководители, неосознанно обращались к людям: братья и сёстры! Таким образом, включалась родовая память народа, укрепляющая силу и дух единства.

    Когда мы не чтим своих родителей и предков

    Рекламное видео:

    При рождении каждый человек получает генетическую память своего Рода, но не всегда можем её задействовать, если у него наблюдается отрыв от преемственности.

    Мы живём событиями, которые происходили в предыдущих поколениях нашего рода, повторяя ошибки своих предков.

    Но, если, связь с родом крепка, — предки не дадут нам совершить этих ошибок, за которые они пострадали.

    Они дадут нам «шестое чувство», защищающее нас от жизненных промахов.

    В этот мир мы приходим со своими программами и задачами на воплощение, мы — одни из предыдущих предков, наполненные родовой памятью и силой Рода, и нельзя нам отрываться от своих корней.

    Если, происходит не выполнение личной задачи, — потеря нами родовой энергии ложиться на весь Род — мы начинаем болеть. Это — искупление уже в этой жизни – через болезни.

    Когда наступит следующее воплощение — Род заставит нас, как неразумных детей, исправлять ошибки предыдущего воплощения, что также может быть очень болезненным.

    Просите свой Род о помощи

    Никогда не приветствовалось осуждение умерших родственников, которые не смогли выполнить своих задач, или как казалось, что они прожили бесполезную жизнь. Всё равно, они получили разного качества жизненный опыт, дали возможность родиться нам.

    Картина худ. А. Шишкина. Защита Рода.

    Перед нашим рождением стоят предки, их неисчислимое количество. Хоть, кого из них вспомните, чем он вам запомнился, что делал. Просите свой Род о помощи, представляя кого-нибудь из тех, кому доверяли.

    Мы набор генного банка нашего Рода, и в нас присутствует такая мощная родовая память, такие силы, которые можно задействовать, лишь усилием воли. Вспомним о своих родителях, родственниках, близких.

    Не знаете своего родства — посмотрите на своё отражение — в нём весь наш Род

    Если, был отрыв от Рода, — никого не удаётся вспомнить — нужно посмотреть в зеркало, и мы увидим по чертам своего лица всех своих предков.

    У нас их глаза, нос, губы. Древние мудрецы говорят: лоб – наше прошлое, глаза – настоящее, губы – будущее, а весь облик – воплощение всего Рода. Представим, что их огромное количество — они нас любят. Они все хотят нам помочь.

    Обращайтесь, к предкам, кто дал нам это лицо, тело, ум — благодарите их за это, просите о помощи. Без Рода — человек себя теряет, ему не на кого опереться. Чтите и уважайте своих родителей, они — наша родовая сила.

    salik.biz

    Напитки Древней Руси – ставленый и варёный мёд. Медовуха

     

     

    Медовуха - это современное название алкогольного напитка с мёдом, которое появилось в XIX веке и не имеет никакого отношения к настоящему древнерускому напитку. Настоящий питный мёд называли уважительно - медок или просто мёд, а процесс приготовления назывался - мёдостат.

     

    Ставленый мёд (медок)


    Маленькие секреты медового целебника

     

    Питный мёд - это исконно руский напиток, который ставили с незапамятных времен. Смешивали две трети или более мёда с соком ягод (обычно брусника, малина или вишня) и ставили бродить. Затем несколько раз переливали и в засмоленных дубовых бочках зарывали в землю на 15–20 лет минимум. Назывался такой мёд – ставленым

    Рецептов ставленого мёда было множество - добавляли хмель для крепости и различные пряности, травы, ягоды, соответственно менялись и названия – хмельной, поддельный, украшенный. Каждый вид мёда на отдельный случай жизни, т.к. пили медок только в особых случаях – рождение, свадьба, похороны, жертвоприношение. Мёд получался крепостью 10–16 градусов.


    Мед помогает укрепить нервы и память

    Многие ученые считают, что питный мёд, это прародитель вина. К вину относились как к обычному алкогольному напитку, а к мёду у разных народов было одинаковое отношение - это не повседневный, а религиозный напиток - Дар Богов, обладающий целебными и магическими свойствами. Мёд разрешалось пить только в особых случаях, разделяя трапезу с Богами, а пчёлы считались связующим звеном между миром людей и Богов.

    В древнем Египте мёду поклонялись, в гробницах археологи находят сосуды с символикой пчёл, которые были подношением и могли пригодиться в царстве мёртвых, поскольку там текут медовые реки, а мёд и медовые напитки, это пища Богов (амброзия). В одном из храмов нашли надпись «Бог Ра рыдал, а его слёзы падая на землю, превращались в пчёл». На стенах гробниц множество рисунков, которые рассказывают о процессе и циклах приготовления медовых напитков. Возраст рисунков 7 тыс. лет до н.э. Скандинавы считали мёд даром Одина, дарующий магическую власть и умение обращаться со словом. Германцы называли убитого «опьяненным», а мёд служил ритуальным переходом в потусторонний мир. Финны считали медовый напиток «живой водой», способной возродить к жизни мертвого. У разных народов «Дар Богов» назывался почти одинаково – в Греции «меду», т.е. опьяняющее, на Руси «мёд», шведы и норвежцы называли «мьод», а у германцев «меет».

    Наши предки считали медок божественным напитком, который разрешалось готовить только волхвам. Они решали когда напиток готов и по какому случаю, какой мёд следует пить. Считалось, что в потустороннем мире текут медово-молочные реки (мёд с молоком), если учесть, что мёд практически соответствует крови человека, возможно отсюда и произошло выражение «кровь с молоком», т.е. идеальное здоровье, дарованное Богами. Есть версия, что к Илье Муромцу пришли старцы именно с таким напитком, подарившее ему богатырское здоровье и силу.

     


    Держать пчел или водить. Конструкция улья для очень занятых или ленивых.

    Варёный мёд (мёд-пиво)

     

    Начиная с XI века, наравне со ставленым мёдом начали делать варёный, напоминающий приготовление пива, что ускорило и удешевило процесс производства, т.к. стали добавлять воду (1 к 0,5 или 1 к 1, или 1 к 2), 1 часть мёда, 2 части воды. Мёд варили, добавляя фрукты, ягоды, зелень или овощи – называлась такая смесь - сыта, а мёд «сытный». После того, как сыта остывала, добавляли закваску и оставляли бродить - через 2–3 недели мёд-пиво был готов. Такой мёд получался гораздо хуже ставленого и по вкусовым и по целебным свойствам, но зато удовлетворял возросшие потребности.

    Вареный мёд уже не был религиозным напитком, его стали варить на любой пир и в каждой семье, на праздник обязательно варили мёд для угощения гостей. Хотя еще и оставалась традиция пить мёд только до еды (это было связано с религиозными обычаями), но о причине такой культуры пития постепенно забывали и вскоре начали пить до, после и во время еды.

    «И я там был, мёд-пиво пил…»

     

    Медовуха

     


    Полюбите мед!

    В XVI - XVII веках появляется водка, которая вытесняет мёд (готовить водку быстро и дешево). В XIX веке у людей просыпается интерес к традициям и напиткам Древней Руси. На рынке появляется «медовуха» - дешевая подделка староруского медка. Готовится из фруктовой или ягодной бражки с добавлением небольшого количества мёда. Некоторые для крепости добавляют водку или спирт.

    Медовуха к питному мёду не относится. Варёный мёд хотя и был полезный и вкусный, но ни шел, ни в какое сравнение с настоящим божественным ставленым мёдом, секрет которого знали волхвы. Именно о ставленом мёде гости Древней Руси слагали песни и поговорки:

    «пиво – не диво, а мёд – хвала и всему голова»

     

     

    Источник: fizrazvitie.ru

     


    Если эта статья на нашем сайте ecology.md , была для вас полезна, то предлагаем вам книгу с Рецептами живого, оздоравливающего питания. Веганские и сыроедческие рецепты известного итальянского шеф-повара Анджелы Аграти-Прейндж. А так же предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП лучших статей об здоровом образе жизнии здоровом питании вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке

    Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста, нажмите сюда. Новости наших партнеров

    ecology.md

    «Непростые люди» в славянских селениях

    В славянских селениях среди обычных людей всегда жили те, кого боялись и одновременно уважали. Колдуны, знахари, талантливые умельцы — рассказываем, о ком на Руси говорили «с нечистой силой знается», кого винили в погибшем урожае или эпидемиях, но при этом к кому частенько обращались за помощью и в чьи слова вслушивались.

    Носители тайных знаний

    Григорий Мясоедов. Опахивание (фрагмент). 1876. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Алексей Корзухин. Крестьянские девочки в лесу (фрагмент). 1877. Пермская государственная галерея, Пермь

    Михаил Нестеров. За приворотным зельем (фрагмент). 1888. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

    Издревле славяне верили, что мир населен злыми духами, которые могут проникнуть практически повсюду. Даже стены храмов не останавливали их. Считалось, что в поселениях бок о бок с обычными людьми живут полудемонические существа со сверхъестественными способностями. А стать таким мог любой: бес вселялся в человека против воли или по договору. Например, колдуны и ведьмы якобы вступали в сговор со злыми духами, чтобы получить свою силу. Бесовской дух по ночам покидал тело хозяина, превращался в животное или насекомое и вредил соседям.

    Также славяне верили, что нечисть могла проникнуть в человека с едой и питьем — если она, например, хранилась в посуде без крышки. Чтобы избежать этого, блюда обязательно закрывали, а перед приемом пищи крестили рот. Нельзя было есть на ходу или в полночь, когда потусторонние силы особенно активны.

    В деревнях «непростые люди» жили по соседству с селянами. Тайными знаниями, по мнению славян, владели и мастера — кузнецы, гончары, плотники и другие ремесленники, труд которых крестьянам было не так просто освоить. Конечно, за подмогой обращались ко всем — не только к кузнецам и плотникам, но и к знахарям, ведьмам. Внимательно слушали крики кликуш, пытаясь угадать в них некие смыслы, и звали на свадьбы колдунов: считалось, что это гарантирует молодым счастливую жизнь.

    От подобного рода услуг многие века предостерегали крестьян ученые и священники. Однако вера в способности знахарей и колдунов была велика.

    Колдуны и ведьмы

    Михаил Клодт. Колдунья (фрагмент). 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Василий Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (фрагмент). 1875. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Григорий Мясоедов. Знахарь (фрагмент). 1860. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

    В Древней Руси магической силой, по поверьям, обладали волхвы — языческие жрецы. Они предсказывали судьбу — таинственно и весьма туманно. После Крещения Руси волхование объявили бесовством, однако еще долго жрецы считались носителями магического знания, их уважали и простой народ, и знать.

    Из представлений о древних волхвах родился и образ колдуна. Считалось, что магию они практикуют, чтобы вредить людям: насылать мор, губить урожай, портить отношения между соседями и домочадцами, превращать людей в животных.

    Образ злого мага был окружен множеством примет. Например, считалось, что чародеем мог стать внебрачный ребенок в третьем поколении или седьмой подряд мальчик в семье. Представляли колдунов горбатыми, хромыми или слепыми, с длинными седыми волосами. Они якобы рождались с двумя рядами зубов, и, когда выпадал последний, сила покидала мага. Колдуны считались оборотнями, могли превращаться в волка или мотылька. Как и у других полудемонических существ, у них якобы было две души — бесовская и человеческая.

    По поверьям, магическими способностями обладали и женщины — ведьмы. Они получали ведовство по наследству или от нечистой силы по своей воле, по договору. Ведьм представляли горбатыми, хромыми, с крючковатым носом и тоже двумя рядами зубов, а самые сильные из них даже обрастали мхом.

    Русский писатель и этнограф Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» описывал их так: «Ведьма тем разнится от всех предыдущих баснословных лиц, что она живет между людьми и, ничем не отличаясь днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика, ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и проч.».

    Знахари

    Владимир Жданов. Травница (фрагмент). 2013. Частное собрание

    Андрей Шишкин. Травник (фрагмент). 2012. Частное собрание

    Николай Рерих. Ведунья (фрагмент). 1916. Частное собрание

    В каждом деревенском доме хранились святая вода и лечебные травы, их применяли при болезнях. Но если подручные средства не помогали, шли к знахарям — лекарям-самоучкам, которые заменяли в деревнях врачей. Они лечили зубную боль и грыжу, лихорадку и бессонницу у детей, душевное расстройство и даже любовную тоску. Знахари читали заговоры, использовали для лечения растения и их отвары, воду, магические предметы — ножи, щепки разбитого молнией дерева. Наговаривали волшебные слова на соль, чеснок, хлеб и давали съесть больному.

    Как правило, это были люди в возрасте — одинокие холостяки или пожилые вдовы. Однако их дар часто связывали с посещением потустороннего мира: знахарями люди могли стать после тяжелых травм и затяжных болезней.

    Внешне знахари не отличались от простых селян, они не скрывали своего занятия. Но свои познания хранили в тайне от посторонних, заговоры чужим людям не рассказывали и читали их шепотом, поэтому часто таких лекарей называли «шептунами». Умереть, не передав умения, считалось у знахарей большим грехом. Со стороны или среди родственников они набирали последователей, которых обучали всем премудростям.

    Кликуши

    Василий Максимов. Злая свекровь (фрагмент). 1892. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

    Константин Савицкий. «С нечистым знается» (фрагмент). 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Василий Максимов. Семейный раздел (фрагмент). 1876. Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Кликушескими припадками, по поверьям, страдали замужние женщины, в которых вселялись бесы. В деревнях кликушество порой принимало характер эпидемий.

    Это, по народному поверью, юродивые, одержимые бесом, кои, по старинному обычаю, показывают штуки свои преимущественно по воскресеньям, на погосте или паперти церковной. Они мечутся, падают, подкатывают очи под лоб, кричат и вопят не своим голосом; уверяют, что в них вошло сто бесов, кои гложут у них животы, и проч. Болезнь эта пристает от одной бабы к другим, и где есть одна кликуша, там вскоре показывается их несколько.

    Считалось, что кликуша своим поведением не причиняет вреда: бес мучает ее, и она пытается избавиться от страданий. Этнограф Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» писал, что часто кликушество было связано с неблагополучными условиями жизни в семье. «Иной молодой бабе разом выпадут на долю все невзгоды безобразных и несогласных семей: объявится и свекровь змея-лютая, подберутся и золовки-колотовки и деверья-кобели, и ото всех, за все про все, посыплется «невестке в отместку», да так, что и белый свет станет не мил. Для бездомной сироты, у которой нет выхода, так как и сбежать-то ей некуда, нервное расстройство на несомненной истерической почве являлось в таких случаях прямым и законным следствием роковой домашней неурядицы». К кликушам относились как к жертвам, больным и трудноизлечимым, жалели и всячески помогали. Однако неясные выкрики их часто считали пророческими.

    Мастера-профессионалы

    Лавр Плахов. В столярной мастерской (фрагмент). 1845. Государственный исторический музей, Москва

    Лавр Плахов. Кузница (фрагмент). 1845. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Николай Загорский. Плотник (фрагмент). 1877. Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ

    Наделяли божественными знаниями жители деревень и мастеров — в особенности гончаров и кузнецов. Ремесленники умели обрабатывать природные материалы, управляли огнем, имели представление о химических процессах. Для крестьян, которые не обладали особыми знаниями, красивая керамическая посуда из обычной глины была сродни чуду. А мастер считался носителем тайного знания, без которого его умения ничего не значили.

    Такими же тайнами было окутано в деревнях и кузнечное мастерство. Крестьяне наделяли кузнеца необыкновенной мифической силой: в сказках он мог перековать высокий голос в низкий и с помощью молота и наковальни выковать брачные узы.

    А вот плотники, печники и каменщики, по поверьям, знались с нечистью. Считалось, что рабочие, если не заплатить им по договору, могут заселить в дом чертей и хозяевам придется искать новое жилище. Этнограф Сергей Максимов отмечал, что «мастерство свое они умели довести до замечательного искусства и даже до шаловливых фокусов, которыми успевают они «морочить глаза» темных суеверных людей». А печники якобы могли сложить печь таким образом, что в шуме ветра жильцам слышался плач или стон. И суеверные хозяева вынуждены были съезжать из «проклятого дома».

    Автор: Маргарита Ковынева

    www.culture.ru

    Каких духов боялись, а с какими дружили наши предки

    Чудища и духи в славянской мифологии занимали особенное место. Некоторые из них были добрыми и помогали по хозяйству, другие могли и вовсе погубить человека.

    Со сверхъестественными существами нужно было уметь правильно общаться, и славянам это вполне удавалось. Наши предки знали множество способов, как задобрить и как отвадить разных духов.

    Фактрум знакомит читателя с существами из славянского бестиария, которые, по убеждениям древних славян, жили повсюду.

    Добрые духи славянской мифологии

    Хранитель очага — домовой

    Домовые, согласно поверьям, жили в каждой избе на чердаке или за печкой. Обычно их изображали в виде крохотных старичков, заросших мягким пухом и на ступнях, и на ладонях. Считалось, что домовой может увидеть будущее человека, если дотронется до него, пока тот спит. Если человек чувствовал, что хранитель дома дотронулся до него мягкой рукой, то его ждали богатство или свадьба, а если рука была холодной, то это сулило болезни или беду.

    Дух-домовой был самым настоящим хранителем избы. Он мог навести порядок в доме, а мог и навредить: испортить продукты, извести скотину или даже заплести сотню косичек на голове у нерадивой хозяйки дома. Поэтому домовых старались всячески задабривать, оставляя им сладости и молоко и приговаривая: «Дедушка-домовеюшка, защити и охрани наш дом».

    Покровитель леса — леший

    Приходилось славянам дружить не только с домашними духами, но и с дикими. Крестьяне часто ходили в лес по грибы и на охоту, поэтому они старались дружить с царём леса лешим и не злить его. Наши предки верили, что путника, навредившего лесу, дух может направить по неверному пути и извести.

    Чаще всего лешего представляли как старичка с бородой, который был весь покрыт корой и мхом. Считалось, что лешими становились самоубийцы или некрещёные умершие дети, поэтому лешие были проводниками в мир духов. И под влиянием этого духа несчастные заблудившиеся в лесу могли попасть в потусторонний мир. А чтобы попасть обратно в мир живых, путнику следовало снять всю одежду или хотя бы кафтан и, вывернув их наизнанку, надеть обратно.

    Богини вод и лесов — русалки

    Многие славянские племена верили, что в водоёмах живут русалки, которыми становились умершие до замужества девицы. В разных регионах их представляли по-разному: где-то они были прекрасными зеленоволосыми девами, а где-то — безобразными седыми старухами.

    Чтобы задобрить русалок, славяне оставляли на берегах озёр и рек небольшие подношения. В ответ на это водные девы могли помочь вернуть заплутавшую скотину или заставить ближайшие земли плодоносить. Но чаще всего русалки пугали неосторожных купальщиков, могли утащить их на дно или даже украсть с берега оставленного без присмотра ребёнка.

    Злые чудища славянского бестиария

    Древние зомби — упыри

    Упырями в Древней Руси называли восставших из мёртвых людей, в том числе колдунов. Они вылезали из могил и пили кровь животных и людей, при этом упыри не могли отойти далеко от могилы, но иногда могли дойти до родного дома и напугать бывших родственников.

    Во многих сёлах верили, что восстание упыря из могилы сулит скорую эпидемию страшной болезни. Если в каком-то человеке замечали изменения и начинали думать, что он является восставшим мертвецом, то его убивали, вогнав осиновый кол в грудь.

    Хозяйка болот — кикимора

    Кикимору изначально считали женским образом домового, и этот дух жил в банях, кабаках и избах. Кикиморы не пакостили людям, но за хорошее подношение могли и отомстить обидчикам. Иногда их при помощи специального ритуала переносили в избу того человека, которому надо было отомстить, и кикиморы принимались за дело. Они громыхали предметами по ночам, хлопали ставнями и ломали вещи. Доведя обидчика до белого каления, кикимора возвращалась обратно в свой дом.

    Уже намного позже кикиморы стали восприниматься как болотные духи и представляться как поросшие мхом старицы, живущие в трясинах. Они могли утянуть к себе заблудившегося человека, а могли и помочь ему, если тот хорошенько попросит об этом.

    Читайте также: На чём прокололась последняя ведьма Британии

    www.factroom.ru

    Собаки помогли древним людям превзойти неандертальцев

    Всем известна поговорка «Собака – друг человека». Существует много историй о том, как собаки спасали людей из огня, звали на помощь спасателей к попавшему в беду хозяину и находили выживших под завалами.


    Но, вполне возможно, что собаки сделали для нас гораздо больше, чем можно представить. Исследование, опубликованное в журнале American Scientist, указывает, что приручение собаки стало ключевым моментом в ранней истории человека. Антрополог из США предполагает, что именно эта дружба позволила предкам Homo sapiens лучше понимать друг друга и победить в конкурентной борьбе с неандертальцами.

    К пониманию такой необычной помощи со стороны братьев наших меньших исследовательница пришла не просто так. Она искала ответ на один из главных вопросов палеоантропологии: «Почему неандертальцы вымерли, а современные люди выжили в одинаковых условиях в одно и то же время?».

    Наши давние предки пришли в Европу и на Ближний Восток, населённые неандертальцами, около 35 тысяч лет назад. В итоге за 10 тысяч лет совместного существования один вид пришёл в упадок и вымер, а другой приблизился к периоду расцвета.

    Антрополог Пэт Шипмэн (Pat Shipman) из университета Пенсильвании (Penn State) проанализировала окаменелые кости представителей отряда псовых, живших в период соседства людей и неандертальцев. Она обнаружила, что многие из них имели следы погребального культа. Часто между челюстей была помещена кость, а в черепе проделано отверстие.

    Существуют и другие свидетельства особенных отношений между людьми и собаками, отмечает исследовательница. Наши предки делали амулеты из зубов собак, но редко украшали себя костями остальных животных. Так же собаки отсутствуют в наскальной живописи, где древние люди изображали только тех, на кого охотились.

    «Ещё недавно считалось, что собаки были одомашнены 17 тысяч лет назад, когда неандертальцы уже вымерли. Но последние исследования показывают, что это произошло гораздо раньше. Недавно в Бельгии был найден череп, которому 32 тысячи лет. И это уже собака, а не волк», — сообщает Шипмэн.

    Пэт считает, что собаки не только помогали людям выслеживать добычу на охоте, но и выступали в качестве вьючных животных. Они были крупнее немецкой овчарки и могли перетаскивать туши, чем сильно экономили силы хозяев.

    Кроме того, эксперт полагает, что общение с собаками научило людей лучше понимать друг друга. Связано это было с тем, что из всех приматов только у человека имеется хорошо видимый белок глаза. Это позволяет издалека определить, куда мы смотрим. С одной стороны, заметный белок мог обнаружить одинокого охотника, с другой — он давал огромное преимущество при охоте в группе. Люди могли взглядом указывать на жертву или определять направление движения, не создавая шума. Пэт пишет, что человек мог освоить «язык взглядов», приручая собак. Это единственные животные, которые умеют следить за тем, куда мы смотрим, и пользуются этим при общении с нами.

    «Пока неизвестно, был ли виден белок глаза у неандертальцев. Но если окажется, что эта особенность была присуща только человеку, то способность подавать сигналы взглядом можно считать серьёзным преимуществом. Общаясь с собакой, наши предки научились лучше пользоваться этими способностями», — говорит Шипмэн.

    Автор: Иван Загорский

    slavikap.livejournal.com

    Тест по окружающему миру на тему "Начало истории человечества"( 4 класс).

    Фамилия имя обучающегося ____________________________________________________________

    НАЧАЛО ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

    1. Отметь, в какой строчке эпохи истории стоят в правильном порядке:

    1.история Древнего мира - первобытная история- история Нового времени

    2.история Нового времени-история Средних веков-история Новейшего времени

    3.история Средних веков – история Новейшего времени - история Нового времени

    4.первобытная история - история Древнего мира – история Средних веков

    2.Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?

    1. история Древнего мира 3. первобытная история

    2. история Средних веков 4. история Нового времени

    3. Как называют древнейших людей?

    1.первые 3.первобытные

    2.обезьяноподобные 4.человеческие

    4. По мнению учёных, древнейшие люди появились около?

    1. пяти миллионов лет назад

    2. двух с половиной миллионов лет назад

    3. одного миллиона лет назад

    4. сорока тысяч лет назад

    5. Благодаря раскопкам каких учёных мы узнаём об истории человечества?

    1. археологов 3.историков

    2. геологов 4.экологов

    6. *Отметь благоприятные условия, которые помогали первобытным людям жить на этом континенте:

    1.готовые жилища 3. жаркий климат

    2.возможность укрыться 4. много съедобных кореньев и плодов

    7. Как первобытные люди выживали в дикой природе?

    1. использовали оружие 3. жили группами, сообща

    2. много спали 4.строили хижины

    8. * Что помогало общаться древним людям?

    1. речь 3. письма

    2. жесты 4.гримасы

    9. Древние люди изготавливали орудия из…

    1. металла 3. камня

    2. дерева 4.костей животных

    10. На каком материке археологи находят следы существования первобытных древнейших людей?

    1. в Австралии 3. в Южной Америке

    2. в Восточной Африке 4. в Антарктиде

    11. Когда появились люди, похожие по своему облику на современного человека?

    1. 100 тысяч лет назад 3. 1000 лет назад

    2. 40 тысяч лет назад 4. 3000 лет назад

    12. На чём рисовали древнейшие люди?

    1. на бумаге 3. на глиняных дощечках

    2. на стенах пещер 4. на стекле

    13.Первобытный человек чаще всего изображал…

    1.животных 3. растительность

    2.людей 4.одежду

    14.Где на территории России найдены рисунки, сделанные первобытным человеком?

    1.на Алтае 3.на Камчатке

    2. на Кавказе 4.на Урале

    15*. Какие из изобретений первобытных людей дошли до наших дней?

    1.молоток 3.шило

    2.лампочка 4. радио

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

    В 1959г. зоолог А. В. Рюмин открыл живопись в Каповой пещере на Урале. Рисунки располагались главным образом в глубине пещеры на втором, труднодоступном ярусе. Вначале было обнаружено 11 рисунков: 7 мамонтов, 2 лошади, 2 носорога. Все они сделаны охрой, въевшейся в породу так, что когда откололся кусочек камня на рисунке, то оказалось, что он насквозь пропитался этой краской. Местами рисунки различались плохо, поэтому трудно разобрать, что на них изображено. Здесь были видны какие-то квадраты, кубы, треугольники. Одни изображения напоминали хижину, другие— сосуд и т.д. Немало пришлось потрудиться археологам, чтобы «прочитать» эти рисунки. Было много споров о том, к какому времени они принадлежат. Убедительный довод в пользу их древности — само их содержание. Ведь животные, изображенные на стенах пещеры, давно вымерли. Анализ показал, что самые ранние образцы пещерной живописи, известные на сегодня, насчитывают свыше 30 тыс. лет, самые поздние — около 12 тыс. лет.

    ПРИМЕЧАНИЕ:

    - задания № 6, 8, 15, помеченные звёздочкой, подразумевают несколько ответов.

    МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ: 18.

    КЛЮЧ К ТЕСТУ:

    Номер вопроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    Правильный ответ

    4

    3

    3

    2

    1

    3,4

    3

    2,4

    3

    2

    2

    2

    1

    4

    1,3

    ОЦЕНИВАНИЕ.

    infourok.ru

    Как и когда люди научились добывать огонь: история и интересные факты

    История человечества полна различных загадок, и чем древнее дата, тем таинственнее событие и его обстоятельства, что касается как обретения членораздельной речи и перехода к прямохождению, так и вопроса о том, когда люди научились добывать огонь. О том, что этот навык резко изменил жизнь далеких предков современных людей, спорить не приходится. Улучшилось качество пищи, что не могло не повлиять на продолжительность жизни. В условиях оледенения, приходящегося именно на начальные этапы существования человека, огонь помогал согреться. Незаменим он был и при охоте.

    Первобытный человек и огонь

    Очень многие природные явления, так или иначе, связаны с огнем. Более миллиона лет назад извержения вулканов происходили чаще, чем сейчас, и представляли серьезную опасность для всех животных, в том числе и для человека. Еще один вариант столкновения с огнем - не менее частые лесные и степные пожары.

    Однако если внимательнее присмотреться к мифологии, то выясняется, что первый полученный человеком огонь был небесного происхождения. Наиболее известен греческий миф, согласно которому Прометей похитил искру из кузнечного горна Гефеста и принес ее людям, спрятав в пустой тростинке. Схожие предания имелись и у других народов, в том числе у различных индейских племен, которые не могли контактировать с греками. Ввиду этого предположение, что первобытные люди впервые воспользовались огнем от возгорания чего-либо после удара молнии, рассматривается учеными как наиболее вероятное.

    Искусственное разведение огня

    Наиболее важным и сложным для первобытного человека было преодолеть природный страх перед огнем. Когда же это произошло, он не мог не обнаружить, что вовсе не обязательно ждать сильной грозы или извержения вулкана: при создании каменных орудий труда в результате ударов одного камня о другой вспыхивали искры. Однако этот способ был очень трудоемким и занимал по меньшей мере час. В областях расселения человека, где существовала высокая влажность, он и вовсе был невозможен.

    Еще один физический процесс, дающий представление о том, как древние люди научились добывать огонь, - трение. С течением времени человек удостоверился, что еще сильнее упрощает процедуру не просто трение, а сверление. Для этого использовалось сухое дерево. Упирая в него сухую палку, человек быстро вращал ее между ладоней. В дереве образовывалось углубление, в котором скапливался древесный порошок. При высокой интенсивности движений он вспыхивал, и уже можно было разводить костер.

    Поддержание огня

    Если вновь обратиться к мифологии, становится ясно, что когда люди научились добывать огонь, они были весьма озабочены его поддержанием. Например, даже римские обычаи требовали, чтобы в храме богини Весты находились жрицы, занятые сохранением неугасимого огня на ее алтаре. Даже возжигание свечей в христианских храмах многими учеными считается пережитком первобытной необходимости хранить огонь.

    Этнографические данные показывают: хотя люди научились добывать огонь и максимально упростили этот процесс, сохранение уже имеющегося было в приоритете. Это понятно: не всегда можно было найти подходящие камни или сухое дерево. Между тем без огня племени грозила смерть. Индейцы не только поддерживали неугасимые костры у своих хижин, но и носили с собой тлеющий трут. Скорее всего, так себя вел и первобытный человек.

    Проблема датировки

    Нельзя окончательно поставить точку в споре о том, в какой период люди научились добывать огонь. Исследователь может рассчитывать только на данные археологии, а от человеческих стоянок возрастом в миллион лет осталось чрезвычайно мало. Именно поэтому ученые предпочитают использовать широкие датировки. Сходясь во мнениях о том, что добывать огонь человек научился в эпоху палеолита, специалисты по истории первобытного общества указывают, что это могло произойти в промежуток с 1,4 млн до 780 тыс. лет назад.

    Удревнить это событие на 300 тысяч лет помогли находки в пещере Вондерверк на территории Южноафриканской Республики. Команде археологов под руководством Питера Бомона удалось обнаружить культурный слой, в котором сохранились остатки древесной золы и обугленные кости животных. Дальнейшие исследования показали, что их сожжение происходило непосредственно в пещере, то есть возможность их случайного попадания туда исключена. На стенах пещеры были обнаружены следы копоти.

    Человек-первооткрыватель

    Благодаря этим открытиям был вновь поставлен вопрос о том, какой человек научился добывать огонь. Миллион лет назад род Homo был представлен различными видами, из которых выжил лишь один - Homo sapiens (Человек разумный). Реконструкция антропогенеза осложняется небольшим количеством материальных свидетельств о существовании того или иного вида, то есть скелетных останков. Ввиду этого существование таких видов, как Homo rudolfensis, является дискуссионным вопросом.

    Если расположить на одной шкале этапы антропогенеза и свидетельства о том, когда люди научились добывать огонь, то самая ранняя точка приходится на существование вида Homo erectus (Человек прямоходящий). Но было ли умение добывать огонь уже привычным, или же это происходило от случая к случаю, выяснить пока невозможно.

    Значение овладения огнем

    Когда люди научились искусственно добывать огонь, их эволюция значительно ускорилась. Изменения затронули даже их внешний вид. Использование огня в приготовлении пищи позволило значительно увеличить расход энергии. Если обычное животное в течении жизни расходует около 125 ккал на килограмм веса, то человек - в шесть раз больше.

    Овладение огнем резко выделило человека из ряда других животных. Благодаря огню стало возможным эффективнее преследовать крупных хищников и загонять их в ловушки, защищать свои стоянки от вторжения. Применялся огонь и для обработки деревянных орудий труда, что делало их более прочными и твердыми.

    Затронуло это событие и ментальную сферу. Когда люди научились добывать огонь, он сразу же стал объектом поклонения. Стали складываться различные религиозные культы, в которых бог огня занимал центральное положение. Поэтому вряд ли будет натянутым предположение, что именно овладение огнем позволило человеку достичь сегодняшних высот.

    fb.ru


    Смотрите также