Как правильно располагать иконы на иконостасе


Как устроить домашний иконостас. Правила создания красного угла

Содержание статьи

Домашний иконостас

В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить.

Какие иконы нужно иметь дома

Важно помнить, что

  • Не количество икон определяет степень благочестия жизни человека.
  • Иконы нельзя «коллекционировать» и собирать, как предметы быта.
  • Нужно помнить о молитвенном предназначении иконы.

Где разместить домашний иконостас

Наши предки выбирали для расположения икон наиболее просматриваемое в доме место и называли его «красным углом». Там же помещались предметы, имеющие отношение к церковным праздникам — пасхальное яичко, веточка вербы с Прощеного воскресенья, веточка березы с праздника Святой Троицы.

Домашний иконостас находился на восточной стороне. Это место было самым светлым, так как угол дома, где располагались иконы был оборудован двумя стенами с окнами. В настоящее время при устройстве домашнего иконостаса не всегда удается расположить иконы на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома.

При этом важно предусмотреть свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства.

Выбирая место для домашнего иконостаса, проследите, чтобы

  • Иконы не соседствовали с бытовой техникой, предметами декоративного убранства,
  • С книгами, содержание которых противоречит православному вероучению.
  • Изображения святых, их фотопортреты также следует поместить в другом месте.

По давно существующей традиции домашний иконостас украшают лишь вышитыми полотенцами, а рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла.

Лампадки зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам.

Существуют традиции, которые обязательны к соблюдению. Так, например, необходимо знать, как правильно располагать иконы.

В каком порядке расположить иконы

  1. Над всеми иконами находится православный Крест.
  2. Центральное место в иконостасе занимает икона Спасителя (поясное изображение).
  3. Над этой иконой размещают образ Святой Троицы.
  4. Справа от иконы Спасителя ставят икону Божией Матери. Чаще всего в домашнем иконостасе можно увидеть икону Богородицы «Умиление» и «Одигитрия».
  5. Образы Святых размещают по бокам от икон Спасителя и Богородицы. Можно расположить их и выше.
  6. В русском православии особо почитают святителя Николая Чудотворца. Его икону можно увидеть в любом домашнем иконостасе. Часто встречаются иконы пророка Илии, первоцерковных апостолов Петра и Павла, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика и целителя Пантелеймона.
  7. Хорошо, если в доме есть образы святых Евангелистов, Святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила, а также иконы церковных праздников.
  8. Выбор икон может быть индивидуальным, в домашнем иконостасе часто размещают святых покровителей семьи, имена которых носят домашние.

С выбором икон всегда поможет определиться священник. Главное — не превратить домашний иконостас в бесцельное собирательство икон, к которым потом не обращаются с молитвой.

Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме

«Келлия устава не знает» — есть такая монашеская поговорка. И, хотя она не вполне соответствует действительности, доля правды в этом есть. Свой молитвенный уголок христианин обустраивает так, как ему удобно. Есть лишь несколько замечаний, которые, как мне кажется, важны:

1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.

2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.

3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.

4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке

5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.

6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.

7. Иконы нужны не для антуража. Если вы не планируете молиться перед иконами, не стоит их вешать в доме. Лучше сначала стать христианином, воцерковиться и лишь тогда повесить икону для регулярной перед ней молитвы.

8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.

9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.

10. Икона — не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми.

Молитвы перед домашним иконостасом

Молитва Смоленской иконе Божией Матери

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Читайте также

www.pravmir.ru

Как расположить иконы на домашнем иконостасе

Иконы в доме необходимо размещать в специально предназначенном для этого месте. Существует традиция поставлять иконы на полке восточной стены, впрочем, если такой возможности нет, то не обязательно устраивать домашний иконостас на восточной стороне. Иногда иконы поставляются в так называемый красный угол. "Красный" значит "красивый" - это указание на то, что место для икон должно быть чистым, аккуратным и красивым.

Святые образы можно расположить во всех жилых комнатах. Существует благочестивая традиция в спальне располагать венчальные образы. Если семья большая, то иконы в каждой жилой комнате необходимы для келейной молитвы всех членов семьи.

У благочестивых верующих святые образы (или хотя бы одна небольшая икона) расположены на кухне. Это объясняется практикой молитвословия перед и после вкушения пищи.

Святые иконы нельзя располагать на полке с книгами, имеющими нехристианское содержание. Нежелательно поставлять их на телевизор или вешать вместе со светскими картинами - место для икон должно быть особо предназначено для этой святыни.

Некоторые верующие поставляют икону над входом в дом. Часто на этом месте можно увидеть образ Пресвятой Богородицы Одигитрия Путеводительница, так как православному верующему человеку перед выходом на улицу полезно помолиться о помощи в благих начинаниях. Иногда над входом в дом располагают крест.

Принцип расположения икон на домашнем иконостасе строится на иерархичности подобно устроению иконостасов в храме. Если иконы расположены на стене, то в центре во главе иконостаса должна находиться икона Святой Троицы или Господа Иисуса Христа. Справа от этого образа можно расположить икону Божией Матери, а слева святого Иоанна Крестителя или особо почитаемого святого, например, Николая Чудотворца. Ниже можно располагать и другие образы - ангелов, святых, пророков, преподобных, праведных. Венчать домашний иконостас может распятие.

Нельзя сказать о том, что существуют какие-либо конкретные указания на порядок размещения икон в домашнем иконостасе (кроме того, что для иконы Господа желательно центральное место).

Если позволяет простарнство, то под главными иконами Господа и Богородицы можно расположить святые образы двунадесятых христианских праздников. В случае, когда домашний иконостас включает в себя несколько десятков икон, то под центральными образами можно так же располагать и святыни с ликами Спасителя или чтимые иконы Богородицы и святых.

Иногда в доме иконы расположены на одной небольшой полочке. Тогда в центре можно поставить иконы Господа и Богородицы, а уже по краям располагать иконы ангела хранителя и святых.

 

 

www.kakprosto.ru

что это такое, правила создания и нюансы расположения окон, выбор икон

Дом православного верующего — это своеобразная малая Церковь, в этом месте обязательно должна звучать молитвенная песнь. Восхваления и прошения совершаются перед образами икон, потому что они являются средством общения человека со Всемогущим Господом или Его верными и вечными слугами. Однако православные верующие должны помнить: обращение относится к личности, а не к полотну, на котором она изображена.

Устройство иконостаса в доме

Расположение икон в домашнем иконостасе может быть произвольным, но в христианской традиции существуют некоторые правила.

В прошлые времена в каждой семье была сооружена полочка, куда выставлялись святые изображения. Эти божественные полотна находились на самом светлом и привлекающем внимание месте. Полка для икон устанавливалась в дальнем углу дома, на Востоке. Это место было самым освещенным, так как две стены, образующие его, были с окнами, куда проходило множество солнечного света.

Домашний иконостас

Икона есть священное изображение, которое отделено от бытовых реалий и никогда не смешивающееся с обыденностью, но предназначена исключительно для диалога с Господом. Она является окном из бесконечного мира, а также божественным откровениям в тонах и линиях кисти иконописца.

Наивно предполагать, что большое количество святых изображений делает жизнь православного верующего более благочестивой, чем она есть на самом деле.

Об иконах:

Несистематизированное собрание икон, различных репродукций, церковных календарей похоже на обыденное коллекционирование, где молитва совершенно исчезает как самоцель. Здесь происходит полное искажение термина «дом», который является продолжением монастыря.

Современное расположение иконостаса

Для семьи эта реликвия — объединяющий молитвенный фактор, который возникает после прощения всех житейских обид и достижения взаимопонимания.

  • Сегодняшние реалии жизни твердят о том, что церковь разрешает устраивать домашний иконостас в свободном месте. Однако ортодоксальные правила рекомендуют размещать его на восточной стороне. Понятие «восток» имеет важную особенность для Православия. О нем написано в Книге Бытия, у Варфоломея и Матфея.
  • Если на востоке квартиры расположены двери, разрешено использовать и другие стороны света.
  • Выбирая место под семейный алтарь, нужно избегать соседства святых образов с любой бытовой техникой, которая считается тщетным произведением модернизации и не способствует одухотворению. Необходимо избегать плотного соседства икон и декоративного убранства, а также с книгами нерелигиозного характера.
  • Для православной семьи обязательно присутствие в домашнем иконостасе образов Спасителя Христа и Девы Марии. Изображение Мессии должно оставаться всегда центральным, а все другие будут меньше по размеру. Главные иконы (Троицы, Христа и Богородицы) располагаются выше остальных, но над ними разрешено поместить Распятие.
Как правильно расположить иконы в квартире
  • Украшение для семейного иконостаса — живые цветы. Большие иконы, установленные рядом, следует обрамлять полотенцами по древней христианской традиции. Запрещено располагать рядом неканонические картины или их репродукции.
  • Домашний иконостас следует увенчать крестом, а на время молитвенных восхвалений зажигать лампаду. В праздничные дни, по церковному календарю, пламя свечей может гореть целые сутки.
Важно: перед иконостасом следует оставить достаточно пространства, чтобы верующие не испытывали чувства тесноты при семейном молебне.

Святые образы для божницы

В домашнем иконостасе обязательно должны находиться два святых образа.

Изображение Сына Божьего, свидетельствующего о воплощении Бога и спасении человеческого рода. Для молитвы чаще выбирается поясное полотно, на котором Вседержитель благословляет мир правой десницей, а в левой руке держит Божественное Писание. Господь предстает на этих изображения как Вершитель каждой судьбы, милосердный Отец, подающий Истину, к которой направляются взоры православных последователей. В связи с этим иконы Сына Божьего всегда занимают главное место на полках домашнего иконостаса.

Лик Богородицы, являющейся совершенным человеком и почитаемой превыше Серафимов и Херувимов. Чаще используются образы под названием «Умиление» или «Одигитрия».

  • Автором первого типа, списки которого чрезвычайно распространены в православном мире, традиционно считается апостол Лука. В «Умилении» происходит великолепное соприкосновение Христа в младенчестве и Божией Матери, что символизирует соединение земного и горнего, Творца и лучшего из творений Его. В образе выражена бесконечная любовь Создателя к человеческому роду, когда Бог отдал Сына в искупление греховности. К самым распространенным и знаменитым иконам типа «Умиление» относят: Владимирскую, «Достойно есть», «Взыскание погибших» и т.д.
  • «Одигитрия» («Путеводительница») — второй распространенный тип лика Девы Марии. Изображение демонстрирует истинный путь к Богу. На иконе об этом свидетельствует конкретный жест правой десницы Божией Матери, указывающей на Младенца Христа. Наиболее известными ликами «Одигитрия» являются: Влахернская, Иверская, Тихвинская, Казанская и т.д.

Читайте о Богородичных иконах для иконостаса:

В православной традиции чрезвычайно популярен образ Николая Угодника. Он всегда занимал важное место на полках иконостаса каждого христианина. Преподобный Николай почитается как вечный слуга Бога, наделенный особенной благодатью.

Православный христианин может разместить в божнице образы знаменитого пророка Илии, великомученика Георгия Победоносца, Пантелеимона, святого евангелиста Иоанна Предтечи.

Совет! Выбор всегда индивидуален, а лучшим помощником в деле является священник. За советом обращаются к нему или другому монаху.Иконостас в доме

Особые указания по расстановке

В домашних условиях разрешается следовать лишь основным правилам расстановки.

  • Необходимо соблюсти симметричность и систематику, продумать композиционный строй, что поможет избежать чувства внутренней неудовлетворенности, желания что-то поменять. Неправильная расстановка отвлекает от молебна, сущность которого есть концентрация на прошении и восхвалении.
  • Православный человек обязан помнить о принципе церковной иерархии: местночтимые иконы нельзя располагать над главными (Христа-Спасителя, Девы Марии и Святой Троицы).
  • Образ Мессии необходимо ставить с правой стороны от предстоящего верующего, а полотно с ликом Девы Марии — с левой. При подборе иконостаса следует ориентироваться на однородность художественного исполнения святынь. Церковь не рекомендуют допускать многообразия в стилях.
  • Православные люди должны с большой серьезностью относиться к святости, так как она является одним из свойств самого Бога. Это качество отражается в небесных угодниках и материальных предметах. Отсюда следует: почитание святых наместников и иконографий относится к одному религиозному порядку.
  • О степени воцерковления семьи судят по тому почтению, которое члены оказывают ликам Христа и Богородицы. Родовые иконы всегда колоссально почитались. Только что крещенного младенца подносили к святыне, а батюшка читал восхваляющие Бога молитвы. В давние времена посредством иконы родители благословляли своих детей на успешную учебу, путешествие в дальние края, служение обществу. Перед свадьбой или после кончины человека верующие также обращались за помощью к ликам святых.
  • Если в доме размещен иконостас, недопустимы ссоры, отвратительное поведение, скандалы на различные темы. Однако чрезмерно благоговейное отношение к святыням не следует трансформировать в идолопоклонство. Должно помнить: иконы — божественное изображение, но не сама личность Господа или Его наместников.
  • Полотно, пришедшее в состояние полной негодности и невосстанавливаемое, нельзя выбрасывать, к нему необходимо проявить должное отношение и почтение как к древней скрижали. Ранее, если краски на иконе стирались, её пускали по реке. Сегодня такой раритет относят в церковь, где она сжигается в храмовой печи.
  • Если порча лика произошла по причине небрежного хранения, следует исповедаться, так как Церковь считает такую безответственность грехом.
Важно! Спаситель, Божья Матерь, апостолы и святые, смотрящие с полотен, принадлежат вечности. Спрашивая у них о заступничестве при помощи молитвы, нам — жителям областей скорби — необходимо вечно помнить о Всемогущем Творце, призыве к добровольному покаянию, самосовершенствованию и милосердии. Глазами святых Всевышний взирает на людей и напоминает о том, что у нас есть возможность спасти свою душу.

Православный интернет-магазин Svyatsy.Org — иконостасы для дома.

Иконостас своими руками

Расположение икон в домашнем иконостасе сегодня производится так, как захочется верующему.

Однако существует определенные правила, которых лучше придерживаться, чтобы повысить качество общения с Господом и Его наместниками.

Перед обустройством следует изучить плановые рекомендации по монтажу в квартире, а после этого выбрать нужный угол. Сегодня мебельные магазины предлагают большое количество иконостасов в своем ассортименте. Есть возможность изготовить его на заказ, где учтут все особенности и предпочтения.

  1. Для самостоятельного изготовления подходят любые материалы.
  2. Первым делом нужно сделать чертежи шкафчика.
  3. Следует помнить о расстоянии между полками иконостаса, потому что они могут воспламениться от горящих свечей.
  4. Образы святых размещаются на уровне глаз, что облегчает общение.
  5. Под полками разрешено поставить стол, где будут располагаться лампады и свечи, святая вода и Писания.
Важно! Домашний иконостас является прямым продолжением алтаря в храме, — здесь совершаются те же молитвы, приближающие к горним областям. Поэтому образы необходимо хранить в чистоте и проявлять к ним большой почет.

Видео о том, как разместить иконостас в доме

molitva-info.ru

как расположить иконы, как сделать своими руками

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня, наверное, нет такого дома, в котором  не было хотя бы одной иконы или церковной свечки. Люди веря в Бога покупают в иконных лавках свечи, иконы, ходят на праздники молятся святят вербу и т.д. Но несмотря на такое вероисповедание, мало кто знает, как правильно это все хранить в доме. Для таких целей обязательно должен быть домашний православный иконостас.

В данной статье мы разберемся как его сделать, где разместить и как правильно в нем располагать иконы.  Данная информация будет полезной для каждого верующего человека.

Традиции и современность

Даже в древние времена, когда за веру православных крестьян преследовали власти, они все равно обустраивали в доме почитаемое место для икон. Его еще в народе называют «красный угол».  Как правило такой уголок имел месторасположение по диагонали от входной двери.  Делалось это специально для того, чтобы входящий в дом мог сразу увидеть святые образа перекрестится перед ними и поклонится.

В доме к этому месту всегда относились по-особому.:

  • В нем всегда было чисто;
  • Там ставили цветы и украшали его как могли;
  • Кроме того, там же ставили церковные свечи и зажигали при необходимости лампадки.

С тех прошло уже достаточно много времени, но содержание в доме красного уголка практически не изменилось.  В нем по-прежнему ставят святые образа. Его также украшают вышитыми рушниками и ставят как живые, так и искусственные цветы.  Как уже упоминалось выше священные церковные свечи и лампадки также хранятся рядом с иконами. Также тут принято хранить священные масла.

А вот касательно святой воды, то тут уже на усмотрение хозяина. Она может стоять как рядом с иконами, так и в другом месте. Главное, чтобы ее пили для укрепления духа утром натощак, сразу после молитвы.

Очень важным моментом является лампада для домашнего иконостаса.  Ее нужно зажигать во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам. Нив коем случае нельзя рядом с иконами ставить фотографии известных священников, старцев и праведников.  С точки зрения священнослужителей, это неправильно. Так как фотография является отпечатком земной жизни человека.

Где и как устроить домашний иконостас

Стоит отметить, что в храме иконостас размещается во внутренней центральной части помещения.  Он украшен позолотой, с помощью чего и создается особая атмосфера в храме. Делается это для того, чтобы выделить алтарь с остальным пространством в храме.

Церковь размещает алтарную часть в восточной стороне. Соответственно перед тем как расположить домашний иконостас, необходимо в доме выбрать угол именно в восточной стороне.  Если по каким-то причинам в том угле вы не можете расположить иконы, тогда необходимо найти приближенный к нему угол.

На практике очень сложно придерживается именно такой традиции, поэтому она не является обязательной.  Как правило место под иконостас выделяют в самой большой комнате.  Самое главное условие, которое очень важно соблюсти это достаточное количество места перед «красным уголком». Там должно помещаться как минимум два молящихся человека.

Считается недопустимым, когда в комнате с таким уголком соседствует телевизор или компьютер. Также не рекомендуется рядом с ним размещать и другие электронные блага цивилизации.

Как сделать домашний иконостас своими руками

Перед тем, как сделать домашний иконостас в квартире или доме, рекомендуется сначала изучить рекомендации по его устройству, затем выбрать нужный угол в доме. И только после то рассматривать всевозможные варианты как сделать иконостас своими руками.

Конечно нельзя упомянуть о том, что современные мебельные магазины учитывая потребность клиентов, также предлагают хоть и небольшой, но достаточно неплохой выбор таких уголков.  Но большинство семей хочет изготовить его индивидуальным и уникальным. Кстати, специальные навесные шкафчики для икон не обязательно должны быть угловыми. Все это зависит от места, которое вы выбрали.

Также есть вариант изготовления специального шкафчика на заказ. В таком случае будут учтены все особенности и пожелания. В таком варианте он может быть сложенным из нескольких цветов или иметь резьбу.

  • Для самостоятельного изготовления специального уголка для икон можно использовать абсолютно любые материалы.
  • Главное сначала сделать чертежи шкафчика, который вы хотите разместить с этой целью у себя дома.
  • И еще не забывайте о достаточном расстоянии между полками.  Так как при горящей свечи они могут нагреваться и воспламенятся.
  • Что касается высоты размещения, то особой технологии и рекомендаций нет. Просто помните, что коны должны находится на уровне глаз, не выше и не ниже.
  • Если для икон вы сделали полочки, то разумно было бы поставить под ним столик. На нем можно будет зажигать и свечки, и лампадки.
  • Также на нем можно размещать святые писания, святую воду и т.д.

Иконы для домашнего иконостаса

Многие люди очень много внимания уделяют форме и виду святого уголка. Но на самом деле намного важней его формы — это правильное расположение икон. В этом вопросе уже традиции не обойти.  Как правило традиционно иконостас состоит из двух икон. Это образ Спасителя и Божией Матери. Они обязательно должны быть в каждом доме.

Из всех видов образов Спасителя выбирают иконы с поясным изображением. Что касается икон Богородицы, то отдают предпочтение «Одигитрия», иконе «Умиление».

Если у верующих есть желание в доме разместить больше двух икон, то не обойтись изображения Святой Троицы и других известных святынь. Тут уже все зависит от личных пожеланий владельцев помещения.

Еще из древних времен особое место занимает образ Николая Чудотворца, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, пророк Илья и т.д. Нужно отметить, что очень хорошо, когда в доме присутствует икона Неопалимая Купина. Она оберегает дом от пожаров. Также рекомендуется обзавестись иконами с именами жильцов дома.

Как расположить иконы в домашнем иконостасе

Согласно древним традициям иконостас в доме должен иметь пять рядов. Согласно этого существует свой порядок икон. Все нюансы и правильную иерархию святых образов не компетентному человеку учесть достаточно сложно. Поэтому существует понятная схема домашнего иконостаса:

  • В самом верху над всеми иконами рекомендуется разместить православный крест,
  • В центре всего иконостаса принято ставить икону Спасителя. Над ним принято размещать образ Святой Троицы.
  • По правую сторону от Спасителя размещают икону Божьей Матери. По бокам от перечисленных икон или выше их можно размещать остальные образы святых.

Как правило все рекомендации по обустройству красного угла гласят о том, что он должен быть выдержан в едином стиле.  Но теория это одно, а практика совершенно иное. Как показывает практика придерживаться единого стиля достаточно тяжело. Так как иногда нам иконы дарят, или зайдя в иконную лавку мы выберем нужный образ, а вот оформления такого как нам нужно нет.

В таких ситуациях не стоит отказываться от намеренной покупки. Ведь на самом деле обрамление образа большой роли не играет. Главное, не превращать домашний иконостас в предмет интерьера. Его обязательно нужно создавать только с верой в сердце.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео из которого Вы узнает о месте икон в доме:

  • Традиции православия
  • Это необходимо знать каждому

ikona-i-molitva.info

Домашний иконостас. Особенности домашнего устройства икон

Человек, мало разбирающийся в тонкостях религии, вряд ли увидит различия во внутреннем убранстве современных старообрядческого и новообрядческого храмов. Зато убранство домашней старообрядческой моленной разительным образом отличается от того, что можно увидеть в красном углу прихожанина Московской Патриархии.

Домашний иконостас члена РПЦ

Как правильно подметил однажды новообрядный миссионер о. Андрей Кураев, домашние иконостасы чад господствующего исповедания перестали быть Христоцентричными. В них почти нельзя встретить икону Христа, зато почетное место занимают внушительных размеров иконы Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Иоанна Кронштадского и иных почитаемых старцев.

 

Особенности расположения домашнего иконостаса у старообрядцев

Староверие даже во всех своих народных проявлениях всегда оставалось Христоцентричным. В центре православного, старообрядческого иконостаса всегда находится икона Спасителя либо крест с распятием.

Домашний иконостас старообрядца

Расположение прочих икон в домашнем иконостасе, как правило, произвольное, поскольку в домашних условиях не всегда есть возможность собрать полный церковный иконостас.

Домашняя моленная старообрядцев

Впрочем, большинство христиан соблюдают правило расположения икон по их статусу. Рядом с центральной иконой Христа обычно располагают иконы Пресвятыя Богородицы, Св. пророка и Предотечи Господня Иоанна, затем идут святители, преподобные и т. д.

 

Что следует знать, приобретая икону либо заказывая иконописцу

Сегодня не сложно заказать или приобрести иконы канонического письма. Конечно, стоят они недешево, но надо помнить, что такое священное изображение приобретается на всю жизнь и будет передано потомкам. Заказывая иконы новообрядческим иконописцам, не следует забывать, что даже лучшие из них, умеющие писать в необходимой канонической манере, крайне невнимательны к частностям и часто допускают досадные ошибки в перстоложении, символике деталей, одежде и облачениях и т. п. Особенно следует быть внимательным к надписям. Нередко доводится видеть работы современных новообрядческих иконописцев, включая «точные» списки с древних икон с надписаниями «Иисус» (надо — «Исус»), «Давид» (надо — «Давыд»), «Николай» (надо — «Никола»), которых, разумеется, не было на оригиналах.

Старообрядческое и новообрядческое письмо (слева и справа, соответственно)

Если средства пока не позволяют заказать или купить писаную икону, то лучшим выходом из положения станет приобретение медных, литых икон. Тем более, что выбор литья сегодня очень богат, а самые дорогие и качественные литые иконы дешевле самых дешевых писаных. Существует также рынок старинных икон. Однако цены на них ограничивают их использование в домашних моленных.

Складень трехстворчатый «Малый Деисус». Медный сплав, литье

 

Как лучше разместить иконы дома

Что касается самого домашнего размещения икон, то они ставятся на специально для этого сделанные полки, реже — «тябла» (карнизы с вырезами для основания икон). Обычай вешать иконы «на гвоздик» считается не вполне благочестивым инославным веянием. В конце XIX века большое распространение получили так называемые «уголки», шкафы с тремя иконами: Спасителя, Пресвятой Богородицы и святого (пророка и предотечи Иоанна, святителя Николы и пр.), располагающиеся одна над другой.

Варианты шкафов для икон (киотов)

Несмотря на изящный внешний вид таких уголков, их устройство нельзя назвать удовлетворительными для использования в домашней моленной. Перед таким уголком неудобно возжигать свечи и нет никакой возможности добавить новые иконы.

ruvera.ru

Как правильно повесить иконы в доме. Фото и основные правила

Жилище православного христианина невозможно представить без икон. Однако не стоит бездумно скупать все понравившиеся образа, ведь их необходимо ещё и разместить в доме, имеющем ограниченное пространство. Таким образом, количество икон в доме должно быть в разумных пределах.

Как правильно повесить иконы в доме? Фото и основные пояснения вы найдёте в статье ниже.

Базовые правила размещения икон

Согласно церковным традициям, верующим следует молиться, обращаясь к востоку. Поэтому иконы советуют размещать на восточной стороне квартиры. Если у вас есть такая возможность – разместите иконостас на востоке.

Однако во многих случаях на востоке в современных постройках размещены двери или окна и, соответственно, тогда поместить образа там не получится. Но как правильно повесить иконы в квартире в таком случае? Выберите любую другую стену, ведь изменить расположение постройки в современных условиях невозможно.

Важно не только расположение стены относительно сторон света, но и её свободность и доступность. Встать перед иконами должно быть удобно всем членам семьи, особенно если в семействе практикуется совместная молитва.

Куда нужно ставить иконы в доме

Разрешается размещать образа на стены (в том числе и у изголовья кровати), на полки, на стол. Идеально, когда святыни размещены в киотах. Соседствовать с иконами могут свечи, лампады, молитвослов, церковная литература: словом, всё, что помогает в молитве. 

В то же время нежелательно, когда рядом с иконами находятся светские картины, статуэтки, плакаты с изображениями спортсменов, политиков, музыкантов и так далее. 

Добавим, что рядом с иконами нельзя размещать картины даже с библейскими сюжетами. Дело в том, что икона – это средство, через которое верующие общаются с Богом, Богородицей и святыми; молиться же перед картинами нельзя.

Куда поставить иконы в квартире

Можно ли им соседствовать с домашней техникой? Это нежелательно и по возможности такому соседству стоит препятствовать. Однако, если, например, компьютер в конкретной семье является средством работы, то поставить образа рядом – вполне нормальное явление, ведь до, после и даже во время труда можно и нужно помолиться, попросив Божьего благословения на свои деяния.

По старинной традиции, нередко Красный угол в доме украшался доступными в то время средствами: живыми цветами и искусно вышитыми полотенцами. Эту традицию не грех поддержать и сегодня. Поэтому если есть такое желание – смело украшайте свой иконостас и одиночно размещенные иконы.

Итак, куда вешать иконы в доме? Подведем итог:

  • Желательно поместить их на восточную стену дома.
  • Доступность.
  • Иконы можно вешать на стену, ставить на стол и полки, помещать в киоты.
  • Нельзя размещать рядом иконы и декоративные предметы.
  • Иконы можно украсить цветами и полотенцами.

Последовательность размещения икон

Теперь вы знаете, куда правильно вешать иконы в доме. Однако в каком порядке стоит их поместить?

При размещении икон в храме церковные служители учитывают множество требований Устава. Однако правила размещения святынь на домашнем иконостасе отнюдь не такие строгие. К основным из них относят:

  • Продуманность композиции и системность размещения.
  • Выше всего следует размещать образа Святой Троицы, Христа и Пресвятой Богородицы. Под ними могут быть размещены иконы апостолов (если есть). Затем уже необходимо помещать образа святых.
  • Образ Спасителя стоит помещать справа от молящегося, а икону Богородицы – слева.
  • Единообразность стилей.

Желательно, но не строго обязательно, чтобы образа были выполнены приблизительно в одной манере: иначе многообразие стилей может отвлекать от молитвенного делания. Впрочем, это не касается образов – семейных реликвий. Их стоит помещать на домашний иконостас обязательно, независимо от того, вписываются ли они в общий стиль образов или нет.

Итак, теперь вы знайте, как правильно разместить иконы в доме, фото и текст помогут вам в этом благом деле. Надеемся, что наша статья поможет вам создать канонически правильный и эстетически приятный глазу иконостас!

Православный магазин ПравЖизнь предлагает купить иконы, полки для икон и домашние иконостасы с доставкой по Москве и России.

pravzhizn.ru

Правильный домашний иконостас: как расположить его?

Основная атрибутика церкви или храма – это иконы. Они могут быть распределены по всему помещению, но основное сосредоточение ликов святых должно быть в определенном месте. Как раз оно и называется иконостас, где человек может почитать молитвы и поставить свечи во здравие или за упокой. Отдельный уголок для этого можно организовать и дома.

История

Впервые иконостас появился несколько столетий назад. Раньше его называли «красным уголком». Иконостас обустраивали таким образом, чтобы он был продолжением основного пространства. В этом месте можно хранить не только иконы и молитвенники, но также иную церковную атрибутику. Внешний вид иконостаса на протяжении столетий менялся. Помимо икон, основными предметами являлись: подсвечники со свечами, веточка вербы и святая вода, принесенная из храма. Богоявленская вода может стоять годами и не испортится.

В современный век церковные лавки предлагают уже готовые иконостасы, которые можно поставить в доме. Стоимость атрибутики зависит от формы, размера и материала изготовления.

Месторасположение и обустройство

Иконостас располагают в таком месте, чтобы его было видно сразу у входа. Это связано с тем, что по древним традициям, входящий должен первым делом поклониться не хозяину дома, а святым. Нужно выбирать восточную сторону помещения. В «красном уголке» не должно находится посторонних предметов. Если помещение небольшое, то можно сделать небольшой иконостас, от этого его значение не изменится.

При создании домашнего иконостаса, сначала надо определиться с местом, совершить крестное знамение и прочесть молитвы. Рядом не должна располагаться бытовая техника. Некоторые сооружают красный угол у кровати и обустраивают его кадками с живыми цветами. Цветы – символ Божьей силы. Помимо икон ставится лампада, раскладываются церковные свечи и масла. Емкость со святой водой можно хранить на полке или поставить рядом с одной из икон.

Желательно, чтобы в этой части дома всегда горел огонек, когда человек читает молитву. Он символизирует человеческое сердце. Можно использовать церковное масло или оливковое, освещенное в церкви. Помимо икон можно повесить изображения современных праведников и желательно молиться семье совместно, а не по отдельности. Не обязательно, чтобы икон было много. Основные, которые должны присутствовать: изображение Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Если есть желание сделать полочки для ликов святых небольшого размера, то они должны быть деревянными. Не обязательно приобретать много икон. Коллекционирование – не есть вера в Господа. Лики святых требуются лишь для того, чтобы верующий сосредоточился, читая молитву или обращаясь к Богу. Не лишним будет повесить церковный календарь и фотографии тех, за кого чаще всего молится человек.

Помимо образа Иисуса и Богородицы люди ставят лик святого, кто является ангелом-хранителем кого-то из членов семьи. Церковнослужители советуют, чтобы в каждом доме было изображение Матроны Московской и Николая Чудотворца. Главное, избегайте нагромождения предметов. Во всем должен быть порядок и гармония.

Самостоятельное изготовление

Самое затратное – это хорошая деревянная полка иконостаса. Для тех, кто готов смастерить ее самостоятельно, можно найти в просторах сети подробные чертежи. Можно сделать открытые полки или в виде шкафчика, который будет после молитв закрываться. При выборе, помните, что иконы должны быть расположены равномерно по всем полкам. На нижней полке всегда хранится Библия и сборники молитв.

Пример чертежа домашнего иконостаса

И помните, главное, не размеры иконостаса, а вера человека в Бога.

 

1nerudnyi.ru

Как правильно разместить иконы в квартире: правила размещения иконостаса

В православных семьях икону почитают особо. Ею благословляют на дальний путь и счастливую семейную жизнь, успешную работу или учебу. Перед нею молятся Господу, Богоматери и разным святым о заступничестве и защите от болезней и бед. Вот только о том, как правильно разместить иконы в квартире, знают лишь единицы. Ну что же, пора исправить эту досадную ситуацию. Расскажем, как правильно разместить иконы в квартире.

Какие иконы повесить в доме?

В доме христианина обязательно должны быть 2 иконы (Иисуса Христа и Богородицы), а также молитвенный крест. Кроме них, в специально отведенном месте можно разместить святые лики покровителей и заступников семьи: Матроны Московской, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского и т. д. Но все же икон не должно быть слишком много. Достаточно тех, перед которыми вы привыкли неустанно молиться. И еще, старайтесь не ставить рядом с иконами фотографии живых или упокоившихся близких людей и знаменитостей, как бы сильно вы их ни ценили.

Где можно расположить образа?

Первое, над чем стоит задуматься перед тем, как правильно разместить иконы в квартире, - где это лучше всего сделать. На самом деле располагать святые образа можно в любой комнате. Естественно, кроме ванны и туалета, в этих комнатах даже маленького образа быть не должно - это святотатство. Если вы привыкли молиться Господу перед едой, повесьте икону над обеденным столом или за дверцу стеклянного шкафа. Тогда вся семья каждодневно сможет выражать Ему благодарность за благополучие и дарованную пищу. Только не забывайте, что в таком случае телевизору и магнитофону нет места в данном помещении.

Нелишними иконы окажутся в спальне, в зале или комнатах для гостей. В детской вполне уместным окажется образ Богородицы, размещенный над кроваткой. Святая Покровительница убережет ваше чадо от бед, напастей, болезней и дурных помышлений. Дарует ему послушание. Впрочем, тут можно расположить и именную иконку в красивой оправе. Только не забудьте про то, что ребенок не должен доставать до православных изделий. Вешайте их повыше (но не слишком!).

Люди, интересующиеся, где лучше разместить иконы в квартире, также иногда спрашивают: "Можно ли их ставить на рабочий стол, рядом с компьютером?" На самом деле можно, но так делать не стоит. Вместо этого лучше расположите святой образ где-нибудь поблизости, например на окне или стене. В таком случае он вам лучше поможет в работе, да и не будет мешаться под рукой. Если окно занято цветами, а удобной части стены попросту нет, иконы можно поставить на книжную полку, рядом с богословской литературой, комод или невысокий сервант. Но все же не забывайте, что самое подходящее место для них – красный уголок.

Можно ли повесить икону над дверью?

Да, можно, здесь запретов никаких нет. Но нужно понимать, что икона – это не оберег, способный уберечь дом от недоброжелателей. Она необходима при входе в дом лишь для того, чтобы вошедший и увидевший ее человек мог вспомнить имя Бога, помолиться, поблагодарить высшие силы, испросить у них заступничества в любых начинаниях. Что касается того, какую икону можно повесить над входной дверью, то это: «Спас на Убрусе», «Семистрельная» (помогает отринуть дурные мысли), «Непроходимая дверь» (способствует быстрому преодолению бед и неприятностей), «Ангел-Хранитель» (отводит от домочадцев и дома нечистые силы) и другие. Ограничений, в принципе, нет.

Где нельзя располагать образа?

Перед тем как разместить иконы в квартире, вы должны запомнить, что рядом с картинами, фотографиями, плакатами, сувенирами, настенными или напольными часами, статуэтками и прочими бытовыми атрибутами делать это запрещено. Нельзя их располагать и рядом с телевизором либо магнитофоном. Эти приборы должны находиться в другой комнате. И вот еще что: над иконами или очень близко к ним ничего не должно быть, кроме креста, лампадок и некоторых разрешенных украшений, например лампадок или сотворенных хозяюшкой красивых салфеток.

Где расположить красный уголок?

Издавна красный уголок создавался недалеко от входной двери, в восточном углу. Считалось, что вошедший человек должен сначала почтить Господа Бога, а после уже – хозяина жилища. Сейчас во многих квартирах планировка не позволяет размещать иконы в правильном месте. Если у вас тоже нет такой возможности, попробуйте расположить их справа от входа в дом. Это не возбраняется Церковью. Если же и этот вариант вам не подходит, сделайте красный уголок в восточном углу самой большой и светлой комнаты. Где размещать иконы в квартире можно, выше уже говорилось. Единственное дополнение - располагать иконы лучше на иконостас. Его можно приобрести в любом православном магазине или сделать своими руками.

Как правильно расположить иконостас?

Самое главное при выборе места и расположения данного изделия - сделать так, чтобы в случае необходимости к нему могли свободно подойти 2 человека. Другие правила касаются "соседства" с бытовыми предметами. Так, рядом с иконостасом или над ним следует сразу же расположить молитвенный крест. А вот шторок и иных легковоспламеняющихся предметов поблизости быть не должно, поскольку на них может перекинуться огонь от лампадок или свечей. По этой же причине не следует устанавливать полочки для икон слишком близко к потолку. Достаточно сделать так, чтобы до него не могли дотянуться маленькие дети и домашние животные, и все.

Как расположить иконы в иконостасе?

По православной традиции, образа на иконостасе должны идти по следующему порядку: на самой верхней полочке – икона Святой Троицы, под ней – лик Спасителя человечества, внизу – образа Святых и Покровителей семьи. Справа от иконы Иисуса Христа принято помещать икону Богоматери, слева – любую, выдержанную в том же стиле. Выше святых образов или сбоку от них также стоит повесить молитвенный крест. Впрочем, многие православные люди делают все по своему разумению. Вы можете поступить так же. Но не забывайте делать все с чистым сердцем и искренней верой в существование Бога, ведь без этого расположенный в доме иконостас будет бесполезен.

Как украсить иконостас своими руками?

Теперь вы знаете, как правильно разместить иконы в квартире. Фото на этой странице подробно иллюстрирует этот процесс. Поэтому давайте поговорим о том, как и чем можно украсить домашний иконостас. Стоит сказать, что православные люди используют для этого вышитые вручную ручники, кружевные лоскуты, небольшие цветочные веточки (чаще всего искусственные).

Но вы также можете повесить перед полочками со святыми образами горящую лампаду, положить на них пелену (небольшую салфетку с оборками или кружевами), а также расположить поблизости березовые или липовые веточки. Больше ничего придумывать не нужно. Помните, что иконостас в доме вы размещаете для молитв, а не для того, чтобы каким-либо образом преобразить интерьер.

Как поддерживать иконостас в чистоте?

Любое изделие нуждается в постоянном уходе, иконостас – не исключение. Так, температура в комнате, где он находится, должна быть на уровне 18-20 градусов, влажность – не выше 40 %. При появлении на образах святых стойких загрязнений или пятен их нужно протирать чуть влажной тряпочкой или мягкой кистью. Моющие средства при этом использовать крайне не рекомендуется. Сами полочки также следует не забывать протирать от пыли и грязи, стараясь сильно не мочить.

Салфетки, рушники и скатерти необходимо хотя бы иногда стирать. И еще: кроме внешней чистоты, рядом с иконами хорошо соблюдать пространственную чистоту. Просто не захламляйте пространство вокруг них даже «очень нужными» вещами. И тогда вам больше не придется думать, как разместить иконы в квартире, если на старом месте держать их стало невозможно.

В качестве заключения

К решению вопроса о том, как правильно разместить иконы в доме или квартире, нужно подходить со всей ответственностью, так как эта задача не из самых легких. Но если вера действительно крепка, и вы готовы сделать все для собственного духовного развития, то обязательно со всем справитесь. Желаем вам благоденствия, спокойствия и семейного счастья.

fb.ru

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Русская Православная Церковь

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • 02 Февраль 2020

    7 февраля, пятница, 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах и МГУ  состоится встреча, посвященная  Евгению Николаевичу ТРУБЕЦКОМУ  (к 100-летию со дня смерти).  Во встрече принимает участие «Образовательный фонд имени Сергея и Евгения Трубецких» и его глава отец Георгий Белькинд.

  • Все новости

hram-troicy.prihod.ru

Где в доме должны стоять иконы: правильное размещение в квартире

У людей, лишь недавно приобщившихся к вере в Бога, часто возникают вопросы, связанные с устройством домашнего иконостаса. В соответствии с многовековой православной традицией в каждом доме, будь то крестьянская изба или боярские хоромы, иконы располагались в углу, который назывался красным, а присутствие икон как бы наполняло дом ощущением благости и духовной чистоты. Теперь эта традиция постепенно восстанавливается, что имеет большое значение, но у новообращенных возникает много вопросов.   Давайте попытаемся ответить на наиболее распространенные вопросы о домашнем иконостасе.

В каком углу ставят иконы в комнате?

Согласно православной традиции, это должен быть юго-восточный угол комнаты, но если комната слишком маленькая, то можно разместить иконы в свободном углу или у стены. Главное, чтобы рядом с ними не находилось никаких светских предметов (картин, постеров, плакатов, календарей и т.п.).

Итак, мы выяснили, где в доме должны стоять иконы. Именно стоять, потому что по традиции их размещают в киоте либо на специальной полочке, покрытой вышитым рушником или кружевными салфетками. Полочку часто украшают искусственными или живыми цветами, на Троицу ставят букетик из трав, на Пасху кладут освященные яйца, ставят сосуд со святой водой и т.п.

На время молитвы перед иконами зажигают свечи, поэтому следует позаботиться о пожарной безопасности

Лучше всего повесить или поставить лампадку и зажигать ее на время молитвы, а также по воскресеньям и в дни церковных праздников.

Наверное, излишне напоминать, что домашний иконостас должен содержаться в безупречной чистоте, причем пыль с икон не стирают тряпочкой, а смахивают перышком.

Какие иконы по традиции составляют иконостас?

В домашнем иконостасе обязательно должны быть иконы Спасителя, Святой Троицы и Матери Божией. Имеет значение и то, в каком порядке расположены иконы в иконостасе: на верхней полочке должны находиться вышеперечисленные иконы, а остальные, которые можно выбирать по своему усмотрению, располагаются ниже.

Желательно, чтобы в домашнем иконостасе были иконы святых, чьи имена носят члены семьи, причем нужно знать историю этих святых. Часто выбирают иконы святых, которые помогают сохранять в семье мир и согласие, преодолевать жизненные тяготы (Николай Чудотворец, Матрона Московская, Пантелеймон Целитель и др.). Никаких посторонних предметов в домашнем иконостасе, в том числе фотографий родственников, быть не должно.

Расположение икон на иконостасе

Зная, какие иконы нужно иметь дома, следует еще правильно их расположить. Строго регламентировано расположение икон на домашнем  иконостасе: иконы Спасителя, Богоматери и Святой Троицы должны располагаться выше всех остальных икон.

Если все иконы находятся на одной поверхности (например, на тумбочке), то по центру ставят икону Спасителя, по сторонам от нее – Богоматери и Святой Троицы, а все остальные располагают немного в стороне от этих главных икон.

Выбираем православную икону

О том, какие иконы должны быть в домашнем иконостасе, сказано выше. Покупать их нужно только в церковной лавке, так как там продаются освященные иконы. Там же можно приобрести киот для дома. Если вам подарили икону, в происхождении которой вы сомневаетесь, отнесите ее для освящения в храм.

Правильное расположение икон в доме

В доме расположение икон может быть разным. Можно устроить основной иконостас в одной комнате, а какие-то иконы (например, святых покровителей) поместить в каждой комнате и даже на кухне.

Если нет возможности устроить иконостас в красном углу, то можно выделить отдельный столик или тумбочку, но на них не должно находиться никаких посторонних, то есть не связанных с молитвами, предметов.

В доме можно вешать иконы везде. Единственные места, где нельзя помещать иконы, это туалет и ванная.

Можно ли ставить икону на икону?

Нет, нужно расположить их по отдельности.

Иконы на кухне

Это могут быть образа Спасителя, Богоматери или Святой Троицы, которым возносят молитву перед трапезой, либо другие иконы по вашему выбору. Иконы на кухне лучше располагать подальше от плиты, чтобы на них не попадали загрязнения. Можно повесить их в противоположном от плиты углу или поставить в кухонный шкафчик за стекло.

Можно ли вешать иконы на стену?

Непосредственно на стену можно вешать иконы в других комнатах, например, повесить в детской комнате икону небесного покровителя вашего ребенка, носящего то же имя. Можно повесить икону над кроватью, но если это детская кроватка, то стоит повесить икону повыше, чтобы неугомонное чадо до нее не добралось.

Загрузка...

omolitvah.ru

Иконостас — Википедия

Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая в византийском обряде алтарь от остального храмового помещения.

Раннехристианский период[править | править код]

В первые века христианства преграды между храмом (наосом) и алтарём могло не быть. Например, никак не разделены кубикулы в римских катакомбах, где в II—IV вв. собирались на литургию христиане.

Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века. По преданию, закрыть алтарь завесой повелел в своём храме святитель Василий Великий (ок. 330—379). Завесы получили со временем широкое распространение в христианских храмах различных стран, в том числе и в Западной Европе. В настоящее время в православных храмах завеса находится за иконостасом и открывается в определённые моменты богослужения.

Помимо завесы в храмах стали возникать алтарные перегородки. Евсевий Кесарийский (263—340) в «Церковной истории» пишет о резной деревянной ограде в храме Тира, не позволявшей народу приближаться к престолу. Про храм Гроба Господня в Иерусалиме он же пишет: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов». Алтарные преграды, отделяя пространство алтаря, не закрывали его обзора. Они могли иметь форму парапетов или ряда колонн. Колонны могли нести балку — архитрав. Иногда перегородка состояла из резных решёток[1].

Византийские алтарные преграды[править | править код]

Византийские храмы имели алтарные перегородки из парапета, стоящих на нём колонок и архитрава. Посредине ограждения устраивался главный вход в алтарь — царские врата, а по бокам — малые двери, названные дьяконскими.

Перегородки могли быть каменными, деревянными и металлическими. Они богато декорировались. В центре на преграде ставился крест. Перегородка часто не была единой во всю ширину храма. Чаще проёмы центральной и боковых апсид алтаря имели отдельные ограждения, как это сохранилось в кафоликоне (соборе) монастыря Осиос Лукас в Греции (30-40 гг XI века). Участки преграды разделялись в таком случае восточными опорными столбами. На столпах по сторонам алтаря обычно делались изображения Христа и Богоматери или вешались Их иконы. Алтарные преграды такого типа частично сохранились на западе.

Алтарная преграда архаического типа в католическом соборе Санта-Мария-Ассунта (Торчелло, Италия)

На саму перегородку иконы начали ставить далеко не сразу. Первые из них помещались поверх архитрава или на нём самом делались рельефные или эмалевые изображения. Вначале крест сменяется иконой Христа, а она в свою очередь расширяется до деисуса[2]. Чаще всего иконы над архитравом писались на длинных горизонтальных досках — темплонах или эпистилях. В центре эпистиля помещается трёхфигурный деисус, а по бокам от него ряд праздников, то есть важнейших моментов Евангельской истории. Сохранились эпистили XII века (собрание монастыря святой Екатерины на Синае)

Помимо таких эпистилей сформировался более длинный деисусный чин, состоящий из ряда отдельных икон, первоначально небольших оглавных или оплечных, позднее более крупных поясных. Сквозные же проёмы между колоннами преграды не занимались иконами очень долго. В XIV веке с алтарных столпов в них переместились иконы Христа и Богоматери, теперь ставившиеся по бокам от царских врат. Они положили начало местному ряду иконостаса.

В поствизантийском искусстве Крита и Кипра алтарная преграда превращается в небольшой трёхъярусный иконостас, имеющий местный ряд, праздничный чин и поясной деисус. Такой иконостас полностью закрывал алтарь и был в этом похож на высокие русские иконостасы.[3]

Развитие иконостаса в древнерусском искусстве[править | править код]

Убранство древнерусских храмов первоначально повторяло византийские обычаи. В Третьяковской галерее хранится горизонтальная икона трёхфигурного деисуса с оглавными изображениями из неизвестного храма Владимиро-Суздальского княжества рубежа XII—XIII вв. Она очевидно предназначалась для установки на архитрав. Существует гипотеза, что аналогичная ей икона со Спасом Эммануилом и двумя архангелами предназначалась для архитрава в северной части алтаря, где располагается вход в жертвенник. Это подкрепляется содержанием данной иконы, где Христос показан как уготованная для спасения людей Жертва[4].

Сохранились некоторые отдельные иконы, входившие в деисусный чин, например «Ангел Златые власы» (архангел Гавриил) в Русском музее. Это небольшая оглавная икона конца XII века. Таким образом, в каменных храмах обыкновенно делалась алтарная преграда с деисусом над архитравом и иконами Христа и Богоматери внизу. Только ставились они первоначально не в саму преграду, а у восточных столпов храма. Сохранилась такая икона из собора Софии в Новгороде — большая тронная икона Христа «Спас Златая риза» (сейчас в Успенском соборе Московского Кремля, живопись XI в. поновлена в XVII). В некоторых новгородских храмах XII века исследования выявили необычное устройство алтарных преград. Они были очень высокими, но точное их устройство и возможное количество икон не известны[5].

Благоприятная ситуация для роста алтарной преграды была в деревянных церквях, которых на Руси было большинство. В них не делалось настенной росписи, всегда очень важной в храмах византийских, поэтому могло увеличиваться количество икон.

«Спас в силах» из иконостаса Успенского Собора во Владимире. Мастерская Андрея Рублёва и Даниила Чёрного

Не известно точно, как именно увеличивалась алтарная преграда и когда превратилась в иконостас. Сохранились царские врата XIII—XIV вв., относящиеся к новгородской и тверской иконописным школам (ГТГ). На их сплошных деревянных створках изображено сверху Благовещение, а снизу в рост святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. От XIII века дошли храмовые иконы, то есть образы святых или праздников, в честь которых освящены были храмы. Они также могли уже ставится в нижнем ряду преграды. Например, к ним относятся псковские иконы «Успение» и «Илья пророк с житием».

Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля

К XIV веку иконы деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пишут не меньше семи. В ГТГ хранится деисусный чин собора Высоцкого монастыря в Серпухове. Это семь поясных икон очень большого размера, исполненных в Константинополе. После Богоматери и Иоанна Крестителя в них изображены архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века, ГТГ), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублёва.

Ранний пример праздничного чина дают три горизонтальные иконы с 12 праздниками из собора Софии в Великом Новгороде (XIV век). Первоначально этот чин стоял на древней алтарной преграде собора, а в XVI веке был включён в новый высокий иконостас, заняв третий ряд икон (сейчас иконы в Новгородском музее).

Первый пример ростового деисусного чина — иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Этот чин выделяется как составом — в нём 11 икон — так и их размерами (высота 210 см). В настоящее время точно установлено, что этот чин не мог первоначально предназначаться для Благовещенского собора, а был перенесён в него из другого храма (какого именно до сих пор не установлено, хотя существует много гипотез). Временем создания икон считается либо начало XV века, либо 1380-90 гг[6]. Центральные иконы до сих пор часто приписываются руке Феофана Грека. Важнейшей иконографической особенностью этого чина является изображение на центральной иконе Спаса в силах, то есть Христа на престоле в окружении небесных сил. Позднее эта иконография станет для русских иконостасов самой распространённой, вытеснив более простое изображение Спаса на престоле (было более распространено в Новгороде).

Над деисусным чином в Благовещенском соборе находится праздничный, состоящий из 14 икон (ещё две добавлены позднее). Происхождение праздничного чина также неясно, как и деисуса. Обыкновенно считается, что деисус и праздники происходят из одного иконостаса. Авторство икон неизвестно, но ясно, что праздники исполнены двумя разными иконописцами. Первую половину икон долгое время приписывали руке Андрея Рублёва, но сейчас эта гипотеза вызывает сильные сомнения.

«Классические» высокие иконостасы XV—XVII вв[править | править код]

Первый известный многоярусный иконостас был создан для Успенского собора Владимира в 1408 году (или в 1410—1411 годах[7]). Его создание связывается с росписью Успенского собора Даниилом Чёрным и Андреем Рублёвым. Иконостас не сохранился до нашего времени полностью. В XVIII веке его заменили на новый. Только в послереволюционный период [уточнить] сохранившаяся часть икон была обнаружена и сейчас хранится в Третьяковской галерее и Русском музее.

Иконостас имел четыре ряда икон. Над не сохранившимся местным рядом стоял огромный деисусный чин (высота 314 см). Из него сохранилось 13 икон. Есть недоказанные предположения, что их было больше. Выше располагался праздничный ряд, из которого уцелели только пять икон. Заканчивался иконостас поясными иконами пророков (это первый пример пророческого чина), сохранились только две из них. Исследования крепежа иконостаса выяснили неровное расположение рядов икон. Деисусный чин был вынесен вперёд к молящимся, а «праздники» располагались немного глубже в сторону алтаря. Важной особенностью иконостаса была его разделённость на пять частей — он стоял по частям в трёх проёмах алтарных апсид и в торцах крайних нефов. Это подтверждается фресками, сохранившимися на западных гранях восточных столпов. Среди них есть фигуры XII века и медальоны с мучениками, исполненные в 1408 году. Они не могли закрываться одновременно созданным иконостасом.

Аналогично был устроен иконостас в Успенском соборе на Городке в Звенигороде. Здесь также сохранились фрески восточных столпов, разделявших иконостас. Возможно, что второй регистр росписи с изображением крестов перекрывался вторым рядом икон иконостаса, тогда как другие ряды прерывались фресками с двумя монашескими сюжетами внизу и медальонами со святыми наверху. Сам иконостас не сохранился, хотя в него могли входить иконы поясного деисусного чина, приписываемые Андрею Рублёву, — Спас, архангел Михаил и апостол Павел.

«Богоматерь» из иконостаса Успенского собора во Владимире. Мастерская Андрея Рублёва и Даниила Чёрного «Архангел Гавриил» из иконостаса Успенского Собора во Владимире. Мастерская Андрея Рублёва и Даниила Чёрного

Сохранилось всего три русских иконостаса XV века:

Известны также разрозненные иконостасы:

Первый цельный, не разделённый на части столпами иконостас был создан в 1425—1427 годах для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Исполнили иконостас Андрей Рублёв и Даниил Чёрный с мастерской.

Иконостас сохранился до наших дней и остаётся на прежнем месте в Троицком соборе. Его четвёртый ряд — пророки — был, вероятно, создан немного позднее. В Троицком иконостасе сохранились Царские врата с Благовещением и четырьмя пишущими евангелистами (сейчас в Сергиево-Посадском музее) и храмовая икона из местного ряда — знаменитая Троица (в соборе копия, оригинал в Третьяковской галерее).

Здесь уместно уточнить особенности конструкции многоярусного иконостаса. Иконостасы XV—XVII веков (исключая конец XVII века) принято называть тябловыми. «Тябло» происходит от искажённого греческого темплон и означает горизонтальную балку. Тябла разделяли по горизонтали ряды икон, которые стояли на них, как на полках, и к ним крепились. Тябла расписывали орнаментом или украшали окладом. Таким образом, лаконичная конструкция иконостаса была декорирована. Позднее появились вертикальные столбики между иконами, служившие украшенным обрамлением для икон. Обильную резьбу или иной декор часто имели Царские врата и их обрамление. В этом случае изображения на них делались маленькими вкраплениями.

Помимо самого иконостаса, алтарь в храмах XV века мог отделяться невысокой каменной стеной с проёмами врат. Такая стенка имеется в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. На ней сохранились фресковые изображения преподобных, являвшиеся как бы местным рядом иконостаса. Аналогичным образом была расписана алтарная стенка в новом Успенском соборе Москвы, на которой сохранились многочисленные поясные фигуры преподобных.

Высокие иконостасы стали появляться и в других княжествах, кроме Московского. В Кашине был найден высокий четырёхъярусный иконостас середины XV века, происходящий из Спасо-Преображенского собора Твери (Третьяковская галерея и Русский музей)[8]. Тверь была соседкой и политической соперницей Москвы, а также самобытным иконописным центром. В других городах — Ростове, Новгороде, Пскове — сохранились ростовые деисусные чины XV века. Однако число рядов иконостаса могло ещё оставаться неполным.

К концу XV века традиция высоких четырёхъярусных иконостасов закрепилась в московской иконописи. Повторением иконостаса Успенского собора Владимира стал иконостас нового Успенского собора Москвы (1481), до нашего времени не сохранившийся (он был заменён в середине XVII века). Один из самых больших и известных иконостасов был создан около 1497 года для собора Кирилло-Белозерского монастыря. В настоящее время половина его икон хранятся в Кириллове и выставлены в музее, а остальные находятся в Третьяковской галерее, Музее имени Андрея Рублёва и Русском музее. Не считая местного чина, не сохранилась только одна икона из пророческого ряда. Деисусный чин иконостаса включает в себя, помимо неизменной середины (Иисус Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел), иконы апостолов Андрея и Иоанна (как и во владимирском иконостасе 1408 года), вселенских святителей, русских святителей (в том числе московских) и мучеников. Праздничный ряд один из самых больших — 24 иконы. Пророческий ряд поясной, пророки собраны в группы по трое и не обращены к центру ряда, так как центральной иконы пророческого чина — Богоматери — в этом иконостасе нет.

Икона «Сошествие в ад» Дионисия из иконостаса церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, Русский музей

Сохранились фрагменты иконостасов работы Дионисия («Спас в силах» и несколько икон праздничного чина из Павло-Обнорского монастыря) и почти целиком иконостас собора Рождества Богородицы в Ферапонтове (1502). Иконостас Ферапонтова монастыря не имеет праздничного чина, зато его пророческий ряд содержит в центре образ Богоматери «Знамение» с предстоящими царями Давидом и Соломоном. Все фигуры пророков, написанные на нескольких горизонтальных досках, обращены к центральному образу. Деисусный чин Ферапонтова был чуть позднее фланкирован иконами столпников, что стало затем распространённой традицией. Сохранилось несколько икон нижнего местного ряда, а также маленькие иконы Благовещения и евангелистов из резных Царских врат.

В XVI веке было создано огромное количество высоких иконостасов. Московские обычаи были привнесены в иконопись вошедших в состав централизованного Русского государства городов, при этом были сглажены некоторые яркие местные черты. Много высоких иконостасов создали и в Новгороде, и во Пскове. Появились и ростовые пророческие чины, как, например, в соборе Святой Софии в Новгороде. Одновременно сохранился обычай писать и поясные деисусные чины, как, например, в некоторых церквях Кирилло-Белозерского монастыря.

Во 2-й половине XVI века в русской иконописи получили распространение новые иконографические сюжеты, родившиеся в Москве при митрополите Макарии[9]. Новые изображения имели сложное догматическое и нравоучительное содержание, часто дословно иллюстрировали богослужебные тексты и Святое Писание, включали много символов и даже аллегорий. В их числе появились изображения Отечества и «Троицы Новозаветной». Эти два образа (в особенности Отечество, или просто отдельное изображение Господа Саваофа в виде Ветхого денми) стали использовать для появившегося в этот период пятого ряда иконостаса — праотеческого. В пятый ряд иконостаса включали ветхозаветные праведники (кроме уже изображённых ниже пророков) и в их числе предки Христа по плоти. Центром праотеческого чина был выбран новый образ Троицы. Первые праотеческие чины сохранились в Благовещенском соборе Московского Кремля (маленькие поясные иконы 2-й половины XVI века), в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (ростовые иконы годуновского времени).

В 1-й половине — середине XVII века пятиярусный иконостас получил всеобщее распространение в России. Теперь в него обычно включали местный ряд, ростовой деисус, праздники, ростовые пророки и праотцы. Примеры таких иконостасов можно сейчас увидеть в соборе Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря и в храме Святых отцов семи Вселенских соборов в Даниловом монастыре Москвы. Поскольку такие иконостасы полностью закрывали всю восточную сторону храма, то в самой архитектуре церквей произошли соответствующие изменения. Алтарь стали отделять сплошной каменной стеной, прорезанной проёмами врат. Интересно, что в большинстве церквей Ростова иконостасы писали фреской прямо по восточной стене храма. Врата местного ряда обычно выделялись в них пышными порталами.

Иконостас Архангельского собора Московского Кремля

В редких случаях ростовые иконы могли быть заменены на поясные или оглавные. Ещё реже число рядов иконостаса сокращалось. Так, в Успенском соборе Москвы был при патриархе Никоне устроен новый иконостас, точно следовавший сложившейся пятиярусной схеме, а в Архангельском соборе Московского Кремля при очень большом размере икон не сделан пятый праотеческий чин. По-видимому, его посчитали не вписывающимся в пространство и не стали уменьшать размеры других рядов икон.

Иконостас в Архангельском соборе был сделан позднее, чем в Успенском, и содержит важное нововведение. В нём праздничный ряд перенесён под деисусный чин и находится гораздо ниже, сразу над местным чином. Причиной этому могло послужить желание приблизить мелкие иконы праздников к рассматривающим их верующим. Новое расположение праздников с этого времени стало общепринятым. Ещё одним новшеством стал деисус с 12 апостолами вместо прежних чинов, куда входили святители, мученики и столпники. Введение «апостольского» деисуса было сделано патриархом Никоном по примеру греческого обычая, сложившегося к тому времени.

Изменения иконостаса во 2-й половине — конце XVII века[править | править код]

В конце XVII века в русском искусстве появился московский или нарышкинский стиль. За короткий период с конца 1680-х по начало 1700-х гг. в этом стиле было построено очень много церквей, а также несколько крупных соборов. Одновременно схожие по характеру постройки возводились Строгановыми и Голицыными. Новая архитектура храмов вызвала и изменения в оформлении иконостаса.

Ещё патриарх Никон пользовался услугами украинских и белорусских резчиков, принесших в Россию новую форму резьбы. Виртуозная ажурная барочная резьба, названная флемской (от нем. flämisch — фламандский) происходила из Голландии и Фландрии. В новой объёмной резьбе преобладали натуралистические растительные мотивы, прежде всего виноградной лозы, а затем и других растений. Витые колонны с капителями, увитые лозой и несущие антаблемент, заменили старые русские столбики и тябла. Таким образом, весь иконостас приобрёл форму ордерной системы. Сохранилось много примеров 5-ярусных, традиционных иконостасов, заключённых в новое обрамление. Например, в Смоленском соборе Новодевичего монастыря в Москве и в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме, во многих церквях Ярославля.

Иконостас в Ипатьевском монастыре

В храмах нарышкинского стиля новые декоративные формы пришлись как раз к месту. Иконостас в них превратился в пышную позолоченную раму с красочными вкраплениями икон, господствующую в интерьере храма, так как она контрастировала с нерасписанными белыми стенами. При этом последовательность вертикалей и горизонталей ордерной системы начинает намеренно нарушаться. Иконы делаются не прямоугольной, а круглой, овальной или гранёной формы. Из-за недостатка места, фигуры предстоящих апостолов и пророков могут объединяться по трое-шестеро в одной иконе. Весь иконостас начинает напоминать чудесный райский сад, в котором пребывают образы святых. Подобные иконостасы очень похожи на убранство украинских церквей XVII века.

В высоких интерьерах церквей, построенных по типу восьмерик на четверике, иконостас вытягивается до самого свода, сужаясь кверху, как, например, в церкви Покрова в Филях в Москве. Более традиционные иконостасы с ровными рядами отдельных икон, заключённых в ордер, устраиваются в больших столпных пятиглавых соборах, например Успенский собор Рязани и Троицкий собор во Пскове.

Иконостас одной из ярославских приходских церквей XVII века

Помимо 5 сложившихся чинов, в иконостасах конца века появляются 6 и 7 ряды. В них помещаются иконы страстей Христовых и страстей апостольских (то есть их мученической кончины). 6,7 ряды помещаются в самом верху иконостаса. Они есть в уже приведённых иконостасах и в некоторых других (Большом соборе Донского монастыря в Москве). Тематика их происходит опять-таки из украинского искусства, где была очень распространена. Крайне редко, в связи с особенностями конструкций отдельных храмовых зданий, верхние ярусы страстей Христовых и страстей апостольских разбивались ещё на два яруса каждый. Один из таких 9-ти ярусных иконостасов сохранился в московской церкви Троицы в Останкине (ок. 1692 г.).

Наиболее необычным дополнением к рядам иконостаса стали изображения дохристианских языческих философов, поэтов (Сократа, Платона, Вергилия и др.) и сивилл, помещавшиеся у самого пола под иконами местного ряда. Считалось, что они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию Бога. Их изображения сопровождались цитатами из их книг, в которых по мысли иконописцев встречались пророчества о Христе. Иногда это имело основание, как например у римского поэта Вергилия, но встречались и вырванные из контекста слова и курьёзные глупости. К ним можно отнести нелепое включение в этот ряд эллинских богов, в уста которых вкладывались слова о Христе[10].

Таким образом к началу XVIII века иконостасы в России достигли своего максимального размера. Их содержание стало чрезмерным. Дополнения нарушали ясную иконографическую структуру 5-ярусного иконостаса. Резко выросло декоративное оформление иконостаса, превратившее его в архитектурное произведение.

Русские иконостасы синодального периода[править | править код]

Церковное искусство петровской эпохи отличается радикальностью новшеств, по сравнению с которыми середина XVIII века более связана со старой традицией. Архитектура и живопись России начинает активно усваивать западноевропейские формы. Однако этот процесс затронул прежде всего искусство столиц — Санкт-Петербурга и Москвы. В провинции формы церковного убранства ещё долго сохраняли черты конца XVII века.

Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. 1722-26 гг. Центральная часть (иконы вынуты на реставрацию)

ru.wikipedia.org


Смотрите также