Какие деревья участвуют в свадебных обрядах


Свадебное деревце. Традиции русской народной свадьбы

Свадебное деревце

Итак, мы увидели, что наиболее распространённым видом деревца на русской свадьбе была ёлочка, которую часто делали из верхушки ели и наряжали свечками, лентами, гирляндами и т. п. У современного человека возникает вопрос: почему вышеописанная свадебная ёлочка так напоминает новогоднюю ёлку? Причём, если обратиться к истории возникновения новогодней ёлки, а появилась она в средневековой Германии, обнаруживается ещё большее внешнее сходство с нашей свадебной ёлочкой, чем кажется на первый взгляд. Старинные немецкие ёлки были настольными и сделанными из верхушки ели, их украшали свечами. Точно так же зачастую выглядела и русская свадебная ёлочка. Рождественские ели раньше сжигали – то же часто делали и с нашей ёлочкой.

Видимо, независимо друг от друга один и тот же предмет разные народы применили к разным событиям: немцы – к рождению молодого солнца взамен старого (солнцестоянию) и рождению Христа, а славяне – к рождению каждой новой супружеской пары. На вопрос, почему на Рождество или на свадьбу выбрана именно макушка ели, а не другой предмет, историки отвечают, что это вечнозелёное дерево – символ бессмертия и образ Мирового древа в культуре многих народов. Действительно, разные народы всегда вспоминали о Мировом древе во время ключевых праздников.

Свадебное деревце – важный атрибут не только русской, но и славянской свадьбы вообще. Согласно данным лингвистики, изначальным общеславянским свадебным деревцем была именно ёлочка (во многих славянских странах, даже в тех, где в пору женитьбы используются плодовые деревца или букет цветов, они называются каким-либо словом, происходящим от общеславянского корня *jedl- [БССК]).

В большинстве русских регионов деревце воспринимали как символ разрыва с девичеством, в то время как в контексте общеславянского наследия, в дополнении к этому образу просматриваются и обряды с Мировым древом. Память о том, что ёлочка изначально была чем-то большим, нежели просто атрибутом невесты, ярко видна и в русской культуре. Об этом говорят следующие явления.

Во многих русских регионах делали сразу две красоты – и атрибут причёски, и ёлочку. Это указывает на то, что ёлочка должна была нести в себе другие функции, кроме красоты – но какие, в XIX веке в этих краях народ уже не помнил – да и не подозревал, что она должна значить что-то ещё. В орловской свадьбе деревце, называемое «ёлочка» или «яблонька», представляло собой воткнутую в обрядовый хлеб еловую ветку (также деревце укрепляют в основном свадебном каравае у некоторых славян). Пример не вполне осознанного использования образа ёлочки у русских – это узор из теста на свадебном каравае под названием «ельцы» или фигурки ёлок на пироге.

Перевозка приданого. 1902 г. Российский этнографический музей. Свадебное деревце прикреплено к дуге.

В Ярославской области ель наряжали в доме жениха, а в доме невесты – берёзку; в Нижегородской области еловые ветки втыкали в курник – пирог, предназначенный обоим новобрачным. Сравним с традициями других славянских народов. У поляков перед свадьбой ставили ели как у дома жениха, так и у невесты (р-н Зап. Бескид). В украинских свадьбах завивали гильце жениху и невесте. У белорусов «ёлку» вили для жениха, а для невесты – «венок». У южных славян деревце (ёлка с яблоками у болгар, с ватрушками – в Моравии, с цветами или лентами – в Словакии) или древко, увитое разной зеленью, изготавливали девушки или парни со стороны жениха. Оно считалось свадебным знаменем, в сопровождении него двигалась свадебная процессия, его ставили возле молодожёнов на пиру.

Видимо, изначально ёлочка символизировала Мировое древо, а ленты и другие украшения – девичество невесты. Из этого следует, что красотой были украшения, а не само деревце. В некоторых регионах эта схема чётко прослеживается в обычае, а именно: в Вологодской, Псковской, Ярославской областях на ветку ёлочки сажали куклу. Здесь кукла – это девичество невесты, ёлочка – Мировое древо. В песнях, кстати, поётся, что когда красота уходит от невесты, она «прилепляется» к дереву и остаётся там навсегда.

Следовательно, свадебное деревце – многозначный символ, исходное значение которого связано с Мировым древом. Популярность в этой роли ели связана с её пушистой колючей кроной, которую ассоциировали с потусторонним миром. Те же магические свойства народ видел и у пушистых мехов, на которых сидели молодожёны на протяжении всей свадьбы. В свете этого нас не должно удивлять, что в песне (приведённой ниже в теме про инициацию) Мировое древо вместо листвы обросло соболиными мехами.

В свадебных песнях поётся, что суженые встречаются у Мирового древа, поэтому ёлочку размещали рядом с местом новобрачных за столом.

После объявления новобрачных супругами деревце «переправляли» в другой мир одним из двух способов: уничтожали, часто сжигали (т. е. посылали на «тот свет»), либо оставляли родителям (жилое пространство родителей для женившихся детей всё равно, что другой мир). Наверное, от деревца старались избавиться по той же причине, по которой избавлялись от всех остальных атрибутов, участвующих в скреплении брачного союза, – таким способом делали свадьбу нерушимой. Забегая вперёд, приведу аналогичные примеры: чарки, из которых пили новобрачные, разбивали; рушник, которым связывали их руки, дарили тому, кто провёл обряд; каравай разделяли; свадебный замок оставляли в специальных местах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru

Свадебные традиции: посадить дерево - Weddywood

Немного о самой традиции

Эту традицию также называют «Деревом любви». Еще во времена наших прапрадедушек молодожены сажали дерево, которое символизировало начало семейной жизни, благополучие и счастье в доме. Постепенно к дереву любви подсаживали новые деревья после рождения детей. Таким образом, во дворе разрастался уютный семейный сад. В наши дни так разгуляться можно только на даче или в лесу, но мы расскажем вам и о других вариантах.

Где сажать?

Посадить деревце можно в лесу, на даче, в парке, если вам разрешат, или даже во дворе вашего дома. На самой церемонии вы можете посадить деревце в специальную кадку или горшок, а уже после перевезти его в нужное место.

Если вы хотите сразу посадить дерево в землю, то заранее оговорите это с менеджером свадебной площадки. В парках также запрещена свободная посадка деревьев, поэтому обсудите этот момент с администрацией заранее. Кстати, если вы решили посадить дерево в кадку, ее можно празднично и красиво оформить в стиле свадьбы.

Автор фото: Максим Колибердин | Свадьба Даши и Сергея

Что сажать?

Все зависит от времени года, места проведения церемонии и ваших личных предпочтений. Необязательно ограничивать себя именно деревьями, вы можете посадить любимое комнатное растение, кактус или цветок.

Стоит учитывать особенности растения, отдавайте предпочтение более стойким сортам. Если вы хотите оставить это деревце потом у себя дома, заранее сажайте его в подходящее кашпо, чтобы не травмировать его несколько раз при пересадке. Старайтесь не сажать слишком капризные растения, ведь вам же хочется, чтобы символ вашей семьи рос еще много-много лет!

Как проводить церемонию?

Церемония посадки дерева — это уютная семейная традиция, оформить ее надо соответственным образом. Желательно организовать посадку при свете дня (например, посадить дерево сразу после завершения выездной регистрации).

Заранее выберите любимую музыку, которую можно будет поставить на фон, и попросите ведущего или кого-то из гостей прочитать сопроводительные слова — это может быть история вашего знакомства, слова напутствия от родителей или просто добрые пожелания от гостей.

Что стоит учесть?

Посадка дерева и белоснежное платье невесты — не лучшие друзья, поэтому заранее приготовьте фартуки и перчатки, чтобы не запачкаться. Если вы будете сажать дерево в землю, то без лопаты не обойтись, учтите, что весной почва еще твердая.

Если вы будете сажать дерево в кадку или кашпо, заранее приготовьте землю и оформите место церемонии (можно с помощью обычных веток и лент). На само деревце можно повязать ленточку с датой вашей свадьбы. Главное, будьте уверены, что вы сможете ухаживать за деревом после свадьбы, и берегите друг друга!

Автор фото: Мария Муницина | Свадьба Юлии и Виталия

weddywood.ru

Проект "Роль дерева в христианских праздниках"

Цель: узнать о роли и использовании дерева в жизни русского народа.

Задачи:

  • Обзор литературы.
  • Практическое изучение свойств дерева.
  • Ознакомление учащихся школы с традициями русского народа.
  • Создание буклета "Дерево Жизни".

Введение.

С самых древних времён деревьям приписывали чудодейственные силы. В известном гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связана с "его" деревом (у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают ещё и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками.

К деревьям друиды относились как к одушевлённым существам, их наделяли чертами живых людей. А потом заметили, что и люди чем-то похожи на деревья. Зелень и цветы связаны в представлениях друидов с широким кругом символики: венок ассоциируется с солнцем, небом; берёза - с невестой, дуб - с мужчиной, липа - с пирами, вишня - со свиданиями.

Деревья считали духами- покровителями. Человек появился на земле значительно позже, чем растения. Согласно представлениям друидов, человек сотворён из деревьев.

Кто знает, какая доля в человеке от растительного мира? Некоторые так и не расстались с растительной душой. Эти данные об отношении людей к деревьям относятся к временам Римской империи. Закономерно возникает вопрос: какое место дерево занимает в жизни русского народа? Ведь, например, в фольклоре народов России много песен посвящено тому или иному дереву, например: “Во поле берёза стояла”, “Калина красная”, “Тонкая рябина”.

Придавали ли русские люди значение деревьям?

Дерево - не только скопление древесины, устремлённое ввысь. Это живое существо, которое имеет такое же право на существование, как мы, люди. Подобно нам каждое дерево имеет свой характер и особенности, свою судьбу. Одним деревьям посчастливилось вырасти в глухом лесу, и там они прожили свой век - в окружении подобных себя, в естественной обстановке. Другим люди сохранили жизнь, но окружили домами и дорогами. А третьих - просто посадили там, где нам захотелось,- и этим, зачастую, забота о деревьях ограничивается: дальше они должны самостоятельно бороться за своё существование.

Однако деревьям не свойственна обидчивость и злопамятность. Как древние и мудрые творения природы, они везде и всегда в полную силу выполняют присущие им функции:

  • Поглощают углекислый газ из атмосферы и в процессе фотосинтеза выделяют кислород;
  • Задерживают поверхностные потоки воды и переводят её в почву, предотвращая тем самым сильные паводки и наводнения;
  • Дают приют птицам, зверям и насекомым;
  • В городах создают благоприятные условия: снижают перепады температур, очищают воздух от пыли, ослабляют шум и просто радуют глаз;
  • Забирают из окружающей среды и накапливают в себе вредные вещества;
  • Образуют сплошные лесные сообщества, которые регулируют состояние природы.

Кроме деревьев выполнять эти обязанности в природе никто не может.

В верованиях русских людей отражались их представления об окружающем мире. Народ населял свой мир различными богами и духами. А ещё они носили амулеты- обереги из дерева. По представлению народа они защищали людей от бед и злых духов. В конце 10 века Русь приняла христианство. На протяжении многих веков во многих христианских праздниках символом является дерево, к которому люди относились как к носителю жизненных сил. Это народное мнение опиралось на факты реальной жизни, на свойства настоящих деревьев: долговечность сопротивляемость разрушительным силам, целебные свойства, ежегодное обновление и оживление.

Берёза.

Старинная народная загадка гласит: "Стоит дерево, цветом зелёно, в этом дереве четыре угодья. Первое - больным на здоровье, второе - людям колодец, третье - от тьмы свет, четвёртое - дряхлым пеленанье". И всё это про берёзу, потому что она несёт людям много пользы. Больным берёза даёт лекарства, которое вырабатываются из её листьев и почек. Да и попариться в бане берёзовым веником - всем болезням конец. Утолить жажду, как из колодца, можно берёзовым соком. Берёзовой лучиной освещали жилище. И печь топили звонкими берёзовыми дровами: и жара и света много. А кто слышал, как пищит и скрепит не подмазанная телега? Никто, наверное. И телег - то теперь нет. А раньше бывало, не подмазанную телегу за версту было слышно: пищит, скрипит. Как этот крик утешить? Вот и смазывали колёса берёзовым дёгтем.

И всё-таки не всё перечислено в загадке. Прочная берёзовая древесина шла на приготовление мебели. Берестой сохраняли жильё от сырости. Из бересты делали украшения, обувь, посуду. В берестяных туесах мука не плесневела, а ягода хранилась долго и не кисла.

Любили на Руси берёзу. Жизни людей и дерева всегда соединяли тесные узлы. К дереву, которое долго живёт, приходили люди просить помощи или благословения. Считали, кто срубит такое дерево, становится помешанным или поломает себе руки или ноги, а то и умрёт. Крестьяне никогда не строили дом, где раньше росла берёза: это считалось грехом. Но сажать любили берёзу рядом с домом: для благополучия семья, для отпугивания зла, для защиты от молнии. Берёзовые ветки бросали на огородные грядки для отпугивания гусениц от капусты. Если на растущую берёзу вылить воду, оставшуюся после купания больного ребёнка, то болезнь на себя возьмёт берёза. Вот за это и любили на Руси берёзу и относились, как к человеку.

Не случайно в честь берёзки на Руси празднуется с давних времён праздник- Семин. Это четверг перед Троицей, а название Семин значит, что идёт седьмая неделя после Пасхи. В эту пору берёзы одеты в яркую зелёную листву, а девушки украшали её венками и ленточками.

Яблоня.

В народе очень трепетно относились к яблоне. Верили, что если к весне на яблоне останется хотя бы одно прошлогоднее яблоко, то в семье владельца этой яблони кто - то умрёт. В христианской культуре существует праздник - Яблоневый спас, в котором центральное место отводится плоду яблони – яблоко.

В христианской культуре, по словам археологов, даже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме было известно 23 сорта яблок, а благодаря римским солдатам яблоки попали и в Европу. Сейчас яблони – наиболее популярные фруктовые деревья в мире. Яблоки можно использовать в огромном количестве блюд, на них производятся даже водка с сидром, не говоря уже о вареньях, десертах, салатах, компотах, пирогах, тортах, соусах.

Ель.

Для культурной семантики и символики ели существенны её природные свойства как вечнозелёного, пахучего, колючего, "женского" и бесплодного дерева. Согласно этиологическим легендам, Ель укрыла Богородицу во время её бегства с Христом в Египет или Христа, прятавшегося от чумы, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зелёной. Колючесть ели, а также сильный смолистый запах обуславливают её применение в качестве апотропея. Поляки при первом удое процеживали молоко через положенный крест- накрест еловые веточки, чтобы оно не испортилось. На Русском Севере не сажали ель у дома, опасаясь, что в противном случае "мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут".

В России ель могла быть священным деревом. Известны легенды о явлении на елях чудотворных икон и о постройке часовен и церквей в местах, где росли такие ели.

Ель - дерево, которое нашло широкое применение в похоронной и поминальной обрядности. У старообрядческого согласия бегунов принято было прямо в лесу подкапывать корни большой ели, немного выворачивать её из земли и в образовавшуюся яму класть тело умершего без гроба, а затем сажать ель на прежнее место.

Использованием ёлки в качестве главного символа Рождества мир обязан немецким протестантам. Первое документальное свидетельство о рождении этого обычая относится к 1521 году. За день до сочельника их устанавливали в домах и оставляли до Крещения. В начале XVII века рождественские ёлки украшали яблоками, сластями, бумажными розами и мишурой. Первая освещённая свечами ёлка появилась в 1815 году. В начале XIX века рождественская ёлка пришла в Россию и стала непременным атрибутом новогоднего праздника.

Следует, пожалуй, сказать, что в России судьба ёлочки сложилась не просто. Как известно, обычай украшать жилище еловыми ветками пошёл с Петра I. В 30-е годы XIX века ёлки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки ставились в столице только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года. Потом ель была запрещена на целых 17 лет (до 1935). И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днём. Так что ставить ёлочки в домах это не такое уж и древнее изобретение, как может показаться.

Верба.

Верба - кустарник или дерево, в народной культуре символизирующее быстрый рост, здоровья, жизненную силу, плодородья. Молодая, особенно освящённая в Вербное воскресенье, верба защищает от стихийных бедствий, нечистой силы болезней. Как символ роста верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и других ритуалах. Сербы заплетали из вербы ветки в Юрьев день, "чтобы прибыль в доме росла, как верба весной". Восточнославянские магические формулы типа "Расти, как верба", произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой.

Вербное воскресенье празднуется в шестое воскресенье Великого поста - за неделю до Пасхи. Этот праздник служит напоминанием одного из последних событий земной жизни Иисуса Христа - входи в Иерусалим, когда Он вошёл в Святой город. Дорогу, на которой ступал Иисус, народ осыпал свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это было принято на Востоке при встрече особо чтимых лиц.

На утренней мессе этого дня принято держать в руках пальмовые ветки. А так как в России пальмы растут неохотно, православные на церковной службе держат ветви вербы, освящённые святой водой: ветка вербы символизирует победу жизни над смертью - воскрешение Господне.

Хлестанье вербовой веткой, освящённой в Вербное воскресенье, произносилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, затыкали за иконы. Ветки вербы, освящённые в Вербное воскресенье, использовались для защиты от грома, грозы и бури. Русские верили, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь - усмиряет его, а посаженная в поле - оберегает посевы. Целительным средством освящённая верба считалась у всех славян, растирали её, а порошком засыпали раны, делали из неё и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов.

Исследование.

Изучение литературы по данной проблеме наглядно показало, что каждое дерево, будь то берёза, ель, верба или яблоня, используемое в этом или ином христианском празднике, несёт в себе целительную силу. Я решила экспериментально проверить, какими свойствами обладают эти деревья. Наукой были изучены свойства деревьев. Среди деревьев выделяют “подпитывающие” и “откачивающие”. Первые лечат от простуды, ревматизма, желудочно-кишечного тракта. Вторые лечат головную боль, щитовидную железу, воспалительные процессы, сердце.

Как узнать какое дерево подпитывающее или откачивающее?

Для этого необходимо провести следующий эксперимент:

  1. Взять фольгу длиной 10-15 см и шириной 5-7 см.
  2. Подойти к исследуемому дереву.
  3. Указательным и большим пальцем руки взять за края фольги.
  4. Стоять спокойно и следить за движением полоски из фольги.

Если отклоняется фольга от дерева это откачивающее, если наоборот - подпитывающее.

Исследования свойств берёзы, яблони, ели, вербы показало следующие результаты

Дерево Свойства
1. Берёза откачивающее
2. Яблоня подпитывающее
3. Ель откачивающее
4. Верба подпитывающее

Полученные результаты заинтересовали меня. Я решила проверить "чудодейственные" свойства этих деревьев на собственном организме.

1. Ель может выручить при многих заболеваниях: хвоя обладает дезинфицирующим, фитонцидным, противовоспалительным, обезболивающим, потогонным действием.

Во избежание ОРЗ и ОРВИ измельчаю столовую ложку еловой или сосновой хвои в кофемолке и раскладываю кусочки этой ароматной зелени по комнатам: фитонциды хвои успешно справляются с возбудителями многих болезней и оберегают меня и мою семью от недугов. При простуде в качестве лекарства использую настой из хвои и посещаю баню, где распариваю хвою и шишки хвойных деревьев. Все эти процедуры способствуют моему выздоровлению, повышают сопротивляемость к болезням, хвойные компрессы помогают бороться с целлюлитом.

2. Берёза полезна людям с заболеваниями дыхательной системы, страдающим мочекаменной болезнью. Берёзовый веник для бани способствует похудению, выведению шлаков. Настой листьев выводит излишки жидкостей из организма, снимает отёки, заживляет раны. Умывание настоем листа омолаживает и оздоравливает кожу. При появлении на лице прыщей или на теле, покраснений, раздражений, я протираю настоем из берёзовых почек лицо и шею, делаю примочки. Проведение данных процедур привело к положительному эффекту. Люблю берёзовый сок, он помогает вывести вредные вещества из организма и защищает от приступов астмы. А ещё мне очень помогло одно средство при остеохондрозе. В течение определённого времени, я подкладывала под шею толстую ветку берёзы, она лечила меня от шейного остеохондроза. Попробуйте, может и вам поможет.

3. Согласн

urok.1sept.ru

Обряд посадки дерева любви на свадьбе | LemonTree

Предлагаем провести очень красивую по смыслу и значению церемонию на свадьбе – это посадка дерева любви! Эта церемония позволит вам в день вашей свадьбы создать живой символ вашей вечной любви!

Наблюдая за тем, как растет Ваше дерево любви из года в год – вы будете строить прочные корни совместной жизни так же, как и это растение.

Если Вы хотите сделать что-то, что будет расти также по мере развития вашей любви, на протяжении долгих лет, то что может быть лучше! Это необычный подарок на память о вашей свадьбе. Проведите обряд посадки дерева!

Ваши родители могут внести свой вклад и принести почву из семейных домов, где вы выросли, в стеклянной таре – такие контейнеры вы можете поставить прямо на столе рядом, где будет происходить процесс посадки дерева. Во время самого действа можно включить романтическую музыку, такую как Адель «Make You Feel My Love» .

Знаете ли вы, что лимонное дерево имеет древние корни как универсальный символ жизни и любви?

Есть несколько способов, проведения обряда посадки дерева на свадебном торжестве.

Предлагаем пошаговый мастер-класс о том, как посадить дерево любви в горшке на свадебном торжестве !

Для того, что бы красиво и без лишних хлопот посадить дерево любви в горшок во время свадебного торжества, вам нужно будет сделать некоторые приготовления.

Вам понадобятся:

— саженец  дерева любви (например плодоносящее дерево лимона )

— красивый горшок для посадки с дренажными отверстиями и подставкой (возможно с нанесенной датой свадьбы)

— дренаж (керамзит и песок)

— 2 контейнера с грунтом

— 2 пары перчаток и фартуков для молодожен

— одноразовая скатерть

— 2 лейки с водой

— пакет, куда можно сложить грязные перчатки, использованные контейнеры от грунта

Шаг 1. Необходимо заранее подготовить саженец дерева (например, лимонное дерево от Лемонтри). Для этого саженец с корнями вынимается из транспортировочного контейнера вместе с земляным комом и помещается в пакет.

Шаг 2. Застелите место, где вы будете производить посадку свадебного дерева во время торжества, одноразовой скатертью. И наденьте одноразовые перчатки и фартуки.

Шаг 3. Положите дренаж (керамзит и песок) в горшок.

Шаг 4. Достаньте саженец дерева из пакета и поставьте его земляной ком с корнями в горшок на дренаж.

Шаг 5. Далее молодожены могут взять подготовленные контейнеры с грунтом и высыпать одновременно этот грунт в свободное место между корнями и стенками горшка. Делают это постепенно, немного утрамбовывая грунт (но не слишком плотно, земля должна оставаться немного рыхлой). Когда все пространство между стенками горшка и корнями будет заполнено, следует обильно полить дерево.

Другой способ посадить дерево любви, это посадка в открытый грунт на своем участке семейного дома молодожен. Можно использовать такое дерево как яблоня.

Вот отрывок из церемонии посадки дерева любви:

«Как сегодня жених и невеста решили вступить в брак, так и бархатные корни этого молодого саженца будут здесь укоренены. Переплетаясь и поддерживая друг друга, и при дружественной поддержке друг друга, они будут становиться сильнее в их единстве, погружаясь в бесконечные глубины их совместной жизни. Как эта плодородная почва питает корни этого молодого саженца, так пускай ваша любовь и взаимопонимание питают ваши семейные отношения каждый день на протяжении  долгих лет. »

Вот и другие варианты формулировки для церемонии посадки дерева на свадебном торжестве:

«Теперь невеста и жених примут участие в обряде посадки их семейного дерева, которое символизирует корни их отношений и дальнейший рост и развитие их любви, поскольку они сегодня становятся друг для друга семьей.

Любовь — это сущность человеческого опыта и эмоций. Это корень всего, что мы, как люди, делаем. Любовь обогащает наш опыт, и наполняет нашу жизнь смыслом. Она дает нам твердую базу, с которой мы растем, учимся, и изменяемся. Пусть ваши отношения и ваша любовь друг к другу будут как  это дерево , которое вы посадите сегодня. Пусть растут высокими и сильными. Пусть они выстоят во время суровых ветров, дождей и штормов. Как дерево, ваш брак должен быть гибким. Он должен пережить проблемы повседневной жизни и с течением времени. И точно так же как дерево, которое вы сажаете, брак требует постоянного воспитания и питания. Невеста и жених, не могли бы вы поливать саженец? Не забывайте питать друг друга словами ободрения, доверия и любви. Это необходимо на ежедневной основе, так чтобы каждый из вас мог вырасти и достичь полного потенциала — так же, как и это дерево. Жених и невеста будут выращивать это дерево в своем доме, чтобы оно всегда было символом их любви друг к другу «.

Пословицы и афоризмы для церемонии посадки дерева

«Дерево познается по его плодам; человек по делам его. Хороший поступок никогда не теряется; тот, кто сеет учтивость -пожинает дружбу, и тот, кто сажает доброту пожинает любовь ». — Святой Василий

» Следуй жизненному ритму природы: ее секрет — терпение » — Ральф Уолдо Эмерсон

«Жизнь без любви подобна дереву без цветов или фруктов» — Халиль Джебран

» И стойте рядом, но не слишком близко друг к другу: ведь колонны храма стоят отдельно одна от другой, а дуб и кипарис не растут в тени друг друга. » — Халиль Джебран, «О браке»

lemontree.com.ua

Свадебные обычаи славян. Славянская энциклопедия

Свадебные обычаи славян

О свадебных обрядах древних славян известно крайне мало. Практически все данные, которыми располагает современная наука, основаны на этнографических материалах.

В летописных сводах, в частности, в «Повести временных лет», упоминаются два различных вида брака, свойственных разным славянским племенам. Так, о полянах летописец пишет: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают».

У древлян, по словам летописца, «браков… не бывали, но умыкали девиц у воды». У радимичей, вятичей и северян браков также не было, но «устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

До сих пор сохранившееся выражение «венчаться вокруг березы» довольно точно передает смысл венчального обряда древних русичей. Свадьба состояла из поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты. Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода («не я выдаю, силой ведут»). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невесты. На пиру молодоженам запрещалось пить (считалось, от любви пьяны будут).

Свадебный пир

Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

В более поздние времена свадебные обычаи Древней Руси изменились, но и они показывают, с каким вниманием и тщательностью относились наши предки к празднику создания новой семьи.

Постепенно религия и быт древних славян усложнялась, появлялись все новые божества и традиции, заимствовались новые обряды. Похищение невесты еще сохранилось, но стало скорее обрядом, который проходил, как правило, по согласию сторон.

К. Лебедев. Пляска. 1900 г.

Некоторые исторические источники повествуют о многоженстве, бывшем в обиходе у древних славян. Многомужество тоже практиковалось, но гораздо реже. Встречались и различные формы так называемого пробного брака, когда невеста переезжала в дом жениха, а свадьбу играли только после рождения ребенка. Если брак оказывался неудачным, женщина возвращалась к родителям. Вступление в брак было обязательным: одинокие люди подвергались насмешкам. Исключение делалось только для давших обет безбрачия.

В славянской традиции существовало жесткое соблюдение очередности брака. Из фольклора хорошо известно, что младшая дочь не могла выйти замуж раньше старшей. Очень большой редкостью была свадьба со вдовцом (вдовой). Считалось, что овдовевшие люди соединятся в загробной жизни со своим первым избранником. Поэтому, вдовцы и вдовы часто заключали браки между собой.

Супружеская неверность осуждалась и каралась во все времена. Мужчину и женщину, уличенных в порочных связях, переодевали в одежду друг друга и водили по улицам на потеху и посмеяние толпы. Для развода требовалось публично разорвать над проточной водой или на перекрестке дорог одежду, пояс или рушник.

Кольцо, замкнутая окружность, и сегодня считается символом брачных уз. В старину молодую пару обводили вокруг дерева или дома.

К. Лебедев. Боярская свадьба. 1883 г.

В церкви венчающихся водят вокруг аналоя. Венок невесты, свадебный каравай, круглый торт – все это отголоски древних традиций. Все старинные свадебные термины, так или иначе, связаны с кольцом, кругом. Например, «завивало» (головной убор замужней женщины), «верч» (вид свадебного хлеба), «крутить», «повивать» (менять невесте прическу и девичий головной убор на женский), «окрута», «окручаться» (выходить замуж, жениться) и «крученка» (любовная связь). Мы до сих пор говорим «крутить роман», «она его окрутила», даже не задумываясь, что корни этих выражений лежат в старинных свадебных обрядах славян.

Исторические документы и народный фольклор донесли до нас различные способы заключения брака. «Повесть временных лет», датируемая началом XII в., рассказывает об «умыкании» невесты. Более широкое распространение имел самовольный уход девушки к любимому или инсценировка ее похищения по предварительному взаимному согласию. Эти способы в разных источниках имели различные названия: «тихоматная» свадьба, «самоходка», «увод», «выкрад». Все они в основе своей содержали добровольное согласие невесты на брак. Самым же распространенным способом заключения брака считался «сговор», проще «сватовство». Некоторые традиции «купли-продажи», символического выкупа невесты сохранились в свадебных обрядах до сегодняшнего дня. Например, выкуп невесты у брата или свидетелей или символическая продажа ее косы. Различные публичные подтверждения намерения вступить в брак, скажем, рукобитие при свидетелях оглашения помолвки, и последующая свадебная церемония были фактом общественного признания брака.

К. Маковский. Под венец. 1884 г.

По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении: «Схожахуся на игрища… и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены». Затем отцу невесты жених давал вено – выкуп за невесту.

В народных песнях отражался насильственный увоз девушки, поэтому больше всего «доставалось» жениху и его родне. Именно поэтому часто в песнях уничижается свадебный дружка жениха, как, например, в очень известной песне «Друженька», которую на свадьбе пели свидетелю.

Друженька молоденький,

Друженька хорошенький:

У нашего дружки

Чирий на верхушке!

Друженька молоденький,

Друженька хорошенький.

На дворе-то туман,

У нас дружка-то губан!

Друженька молоденький,

Друженька хорошенький:

На дворе-то гололедь,

Чтобы дружке околеть!

Друженька молоденький,

Друженька хорошенький:

На дворе-то куржак,

У нас дружка-то ширшак!

Друженька молоденький,

Друженька хорошенький:

На дворе-то яма,

У нас дружка пьяный!

Друженька молоденький,

Друженька хорошенький!

Люди русские, читаем мы в старинной рукописи, женились вообще совсем рано; случалось, что жениху было лишь 12 либо 13 лет. Необходимо заметить, этим родители торопились удалить юношу либо девушку от соблазнов холостой жизни, так как вообще по тогдашним понятиям непозволенные любовные связи считали грехом непростительным и незамолимым и ставили вровень с тяжкими преступлениями. Редко случалось, чтоб человек оставался неженатым, разве лишь из-за заболеваний либо обета постричься в монастырь.

Как уже говорилось, вообще было не принято, чтобы мужчина оставался неженатым. Родители, приняв решение женить своего отпрыска, советовались со своими наиближайшими родственниками и частенько не говорили об этом жениху; избравши семейство, с которым не стыдно было завести родственную связь, они посылали к родителям невесты свата либо сваху для предварительного объяснения.

Если родители невесты были против сватовства, то они ссылались на малолетство дочери и говорили о том, что замуж ей выходить еще рано. При согласии же все-таки не торопились, ссылаясь на то, что они будут советоваться с родственниками, и назначали день решительного ответа.

Если же обе стороны приходили к согласию, то сват просил у родителей невесты разрешения взглянуть на «товар». Это разрешалось не всегда. Случалось и так, что дозволения этого не давалось, время от времени из кичливости, а время от времени по безобразию невесты. Но чаще случалось, что родители соглашались показать невесту, и тогда приезжала мать жениха или смотрительница. Жених по-прежнему не видел своей невесты.

Показ невесты происходил по-разному. Время от времени смотрительницу вводили в убранную комнату, где невеста стояла в лучшем собственном наряде, с лицом, закрытым покрывалом; время от времени же невеста сидела за занавесом, и занавес отдергивался, когда приближалась смотрительница. Смотрительница прохаживалась по комнате, заговаривала с девушкой, стараясь выпытать, умна ли она, хороша ли, не безъязычная ли и речью во всем исправна ли. Бывало, если у родителей дочь-невеста урод, то показывали младшую дочь, а то и служанку. Так как жених не имел права увидеть невесту до брака, то обязан был довольствоваться теми сведениями, которые докладывала смотрительница. Он узнавал об обмане лишь после венчания.

За то супруг, в утешение себе, колотил свою супругу, поэтому иные женихи, чувствуя в себе достаточно силы и значения, настаивали перед семьей невесты, чтоб ему позволили самому увидеть невесту, и родители дозволяли, если дорожили женихом. Но тогда этому жениху уже нельзя было отказаться от свадьбы. Увидеть невесту и отрешиться от нее считалось бесчестием, и родители невесты могли донести на жениха духовным властям и вовлечь его в беду.

Семейная жизнь не всегда складывалась, но перечить воле родителей было не принято.

«А не сама я собой замуж пошла:

Сговорили меня люди добрые,

Поневолил меня родимый тятенька

Да родимый тятенька, да родимая

маменька».

Сватами обычно были пожилые мужчины и женщины, часто родственники. В деревнях сваты шли к невесте в новой одежде или хотя в чисто выстиранной, с полотенцем через плечо. Все действия их подчинялись строгому кодексу: как поклониться родителям невесты, как с ними здороваться и говорить. Если сватов приглашали за стол – значит, сговориться становилось возможно. Как только невеста появлялась перед сватами, она становилась «сговоренкой».

«Ой, да ты рябина, да ты рябинушка,

Ой, да ты садова зелена прикудрявая,

Ой ты, когда ты взросла, когда выросла?»

«Ой, да весной-то взросла,

летом выросла».

«Ой, да когда выросла, когда вызрела?»

«Ой, да зрела-то, зрела я при солнышке,

Да при солнышке, да все при зорюшке».

«Ой, да когда ты, зачем рано

наклонилася?»

«Ой, да не сама я наклонилася,

Ой, да наклонили меня снеги глубокие,

Снеги глубокие, ветры буйные».

«Ой, да ты дева, дева, ты зачем рано

замуж пошла?»

«Ой, да не сама я, сама замуж пошла,

Да просватал меня сударь батюшка,

Потакала меня родна матушка,

Ой, да потакала меня родна сестрица,

Ой, да потакали меня родны братики,

Ой, да перва – мила подруженька

Фросенька!»

Дальше по обряду будущие родственники посещали друг друга. Это были смотрины и сговор (рукобитье). Даже в том случае, когда родственники жениха и невесты все друг о друге знали и были близкими друзьями, от них требовалось посмотреть и оценить невесту и хозяйство жениха.

Сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и его близкие родственники приезжали к ним. Родители невесты принимали гостей с почестями, выходили к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на знатных местах в переднем углу под божницей, а сами садились около них. Некоторое время молчали, глядя друг на друга. Этого требовали приличия.

Позже либо отец жениха, либо другой близкий родственник жениха начинал разговор: сообщал, зачем они приехали. Родители невесты должны были отвечать, что они рады этому приезду. После того писалась рядная запись, где обе стороны постановляли: в такое-то время жених обязывался взять себе в супруги такую-то, а родственники ее обязаны были выдать ее и дать за нею такое-то приданое. Сроки были разные, смотря по происшествиям: время от времени женитьбы свершались и через недельку после сговора, а время от времени меж сговором и венчанием проходило несколько месяцев.

Далее договаривались о дне свадьбы и оговаривали, кого приглашать. Сговор, то есть «рукобитье» (или «запой»), считался окончательным решением, и отказываться в дальнейшем от него считалось позором и для жениха, и для невесты.

Смотрины, сговор

«Уж вы гуси да лебеди,

Вы далеко ли летали?»

«Уж мы летали-летали

С моря на море».

«Уж вы что там видели?»

«Уж мы видели-видели

Белу лебедь на заводи».

«Для чего вы ее

С собой не взяли?»

«Хотя мы ее не взяли,

Мы ее заприметили —

Право крылышко заломили».

«Вы бояра, бояра,

Вы далеко ли ездили?»

«Уж мы ездили-ездили

С городу на город».

«Уж вы что же там видели?»

«Уж мы видели-видели

Красну девицу в тереме».

«Для чего вы ее

С собой не взяли?»

«Хотя мы ее не взяли,

Мы ее запоручили,

За поруки за крепкие,

За замки да за верные».

Невеста должна была в окружении подруг и девушек на выданье готовить приданое, показывая, какая она рукодельница. На самом деле приданое готовилось задолго до свадьбы, едва ли не с малых лет. Завершал предсвадебную неделю девичник. Так невеста прощалась с родным домом и родом и становилась членом другой семьи. Теперь она – «молодуха», потому что ее девичий век кончился и наступил бабий.

А. Корзухин. Девичник. 1889 г.

В народных свадебных обрядах о девичестве говорится как о красоте, с которой девушка расстается окончательно и бесповоротно. Причем красота для невесты не просто обозначение девичьей прелести, но также девичья честь и воля, молодые беззаботные годы. У различных народностей подобные аллегории воплощались через какой-либо конкретный предмет: либо это головной убор невесты в виде повязки из парчи, расшитый лентами, либо ленточка.

Вы подруженьки, голубушки мои,

Заплетите мне русу косу

Во корне-то мне мелко-намелко;

Посередь моей русой косы

Вплетите гайтан шелковый;

Во конец-то моей русой косы

Вы ввяжите ленту алую;

Вы заприте золотым замком,

И вы бросьте мои золоты ключи

Во матушку во быстру реку.

Никита был рыболовщичком,

Он закинул невод шелковый,

Он от краю да до краю;

Он пымал эти золоты ключи.

Признавал он эти золоты ключи:

«Не от Вериной ли русой косы?»

Отопрет мою русу косу,

А меня за себя возьмет.

Обряд прощания с девичеством сопровождался расплетением косы невесты и последним заплетением ее по-девичьи. Само слово «девичник» говорит о том, что участие в нем принимали только девушки, однако в конце обряда на девичник могли прийти и парни вместе с женихом.

Невеста примеряла наряды, хвастаясь ими перед своими подругами на «девичнике».

Свадебное платье древней славянки представляло собой сложный костюм с несколькими обязательными деталями: рубахой, поневой, расшитым поясом и украшениями. Рубаха была обыкновенно белого цвета, но по подолу, рукавам и горловине шел красный узор. Также к рубахе пришивались разноцветные нашивки, обогащая тем самым цветовую гамму наряда. В узорах повторялся традиционный славянский знак солнца, символ плодородия и жизни.

Понева – славянский прототип женской юбки. Она была более насыщенного цвета, чем рубаха, и имела пышную, женственную форму. Ее тоже расшивали орнаментом: ромбами и символами солнца.

Пояс для свадебного наряда изготавливали из шерсти. Он был узкий по ширине, но обернуться им можно было дважды. Красиво смотрелось на груди гайтана – украшение из бисера. В некоторых частях Руси место свадебного платья занимал сарафан, богато украшенный вышивкой и бисером из речного жемчуга. Иногда по краю сарафана шли самотканые кружева, их еще называли «кисеей».

За день до свадьбы будущая теща печет курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха.

Накануне свадьбы или в день девичника невесту водили в баню, где тоже пели обрядовые песни. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на нее свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху.

Перед свадебным днем жениха тоже провожали в баню, а утром готовили к отъезду: жених одевался, получал родительское благословение и собирал свадебный поезд. Все обязанности по проведению свадьбы возлагались на дружку, который должен был хорошо знать порядок прохождения свадебного торжества. Дружкой чаще всего назначали кого-то из старших родственников жениха. Свадебный поезд двигался к дому невесты не по прямой, а объездными путями, чтобы запутать темные силы, которые могут помешать свадьбе. С женихом кроме дружки отправлялись тысяцкий, или старший шафер жениха, и поежане, или бояре, то есть сопровождающие. Свадебная процессия украшалась цветами и лентами. Число подвод обязательно должно было быть больше трех, и, кроме того, не разрешалось ехать с четным числом повозок или саней.

Когда наступало утро свадебного дня, родня невесты должна была ее разбудить, одеть, и вместе они ожидали приезда жениха. Все эти действия сопровождались песнями. Невеста в своих песнях просила не отдавать ее жениху, а подружки пели о том, чтобы невесту защитили.

Утро свадебного дня

По лугам, лугам, зеленым лугам,

По травам, травам, шелковым травам,

Распущены там добры кони,

Распущены там добры кони,

Добры кони свет Владимировы,

Добры кони свет Григорьевича.

Шелком ноги перепутанные,

Шелком ноги перепутанные,

Жемчугом гривы унизанные,

Жемчугом гривы унизанные,

У травы стоят – травы не едят,

У травы стоят – травы не едят,

У овса стоят – овса не снят,

У овса стоят – овса не едят,

У воды стоят – воды не пьют,

У воды стоят – воды не пьют.

Они чуют службу дальнюю,

Они чуют службу дальнюю.

Службу дальнюю свет Владимира,

Службу дальнюю свет Григорьевича:

Во Москву ехать за золотом.

Во Москву ехать за золотом,

Во Саратов – за серебром,

Во Саратов – за серебром,

В Александровку – за невестою,

В Александровку – за невестою,

Подъезжают к двору тестиному,

Подъезжают к двору тестиному,

К широкому шатру невестину,

К широк шатру невестину.

Дом невесты старались украсить так, чтобы он выделялся на фоне других, и жених случайно не проехал мимо. Для этого вывешивались вышитые рушники, ленты и так далее. Перед приездом жениха прибывали гонцы и выведывали, здорова ли невеста и можно ли приезжать жениху. Жениху не разрешалось ехать в первой повозке. На пути поезда односельчане выставляли заслоны, перед которыми жениху приходилось откупаться, чтобы проехать.

Когда поезд подъезжал к дому невесты, родственники запирали ворота, ставни и всячески «препятствовали» продвижению же ниха в дом. Жених мог попасть внутрь только после долгой словесной перепалки, уговоров и откупов. В избе с него также требовали выкуп. Это могло быть угощение или мелкие деньги, причем выкуп нужно было отдавать для того, чтобы подняться на ступень, перешагнуть через порог и найти невесту.

К. Маковский. Свадебный боярский пир. 1883 г.

После того как невесту выкупили, устраивался «малый стол», или застолье в доме невесты для родственников жениха.

Приезд жениха, стол в доме невесты

Вьюн над водой увивается,

Жених у ворот улещается,

Он просит свое, свое сужено,

Он просит свое, свое ряжено;

Вывели ему доброго коня:

«Это не мое и не сужено,

Это не мое и не ряжено!»

Вьюн над водой увивается,

Жених у крыльца улещается,

Он просит свое, свое сужено,

Он просит свое, свое ряжено;

Вынесли ему что ясного сокола,

Вынесли ему на правой руке:

«Это не мое и не сужено,

Это не мое и не ряжено!»

Вьюн над водой увивается,

Жених у стола дожидается,

Просит он свое, свое сужено,

Просит он свое, свое ряжено:

«Вы подайте мне мою сужену!»

Вывели ему красну девушку-душу:

«Это вот мое сужено,

Это вот мое, мое ряжено!»

Невесту, покрытую фатой или покрывалом, водили к столу, при этом она или подруга причитала и «плакала». Затем молодые отправлялись венчаться, но непременно в разных подводах и ни в коем случае не в первой. Вместе молодые ехали только после венчания. По пути с них также могли потребовать выкуп, кроме того, следовало опять же путать следы от злых сил и отпугивать последних шумом и криком.

В это время мать жениха готовила в клети брачное ложе: вначале настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с медом, ячменем, пшеницей, рожью. Все подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке. 21 сноп означает «огненную страсть» (утроенная семерка, число Огня), кунья шуба должна была волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки. Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода очистительным средством, а, во-вторых, знаком плодородия.

Само слово «венчание» означает покрытие головы венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы». Около невесты садятся также «глазки» – две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т. е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из «глазок» держит в руках по блюду, завязанному платками концами вниз. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом – две ложки и краюха хлеба.

После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажженной свече, шли к храму или священному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли каравай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нес чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей.

Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал ее жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с медом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки меда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: «Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры». Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье.

После венчания совершался обряд расплетения косы невесты. С нее снимали девичий головной убор, волосы окручивали, то есть делали прическу бабью.

Далее, молодые приезжают в дом жениха, не заезжая в дом невесты. Родители жениха встречали молодых и благословляли: отец иконой, а мать – хлебом. Молодые должны были одновременно поклониться им в ноги. Если они кланялись не вместе, а по очереди, то считалось, что в молодой семье будут разногласия.

Когда молодые заходили в дом, их осыпали хмелем, рожью, сопровождая это пожеланиями счастья и достатка.

Все предсвадебные и особенно свадебные обряды сопровождались стихами, песнями, заговорами, шутками и так далее. Причитания на свадьбе уже не звучали. Свадебное застолье сопровождалось преподнесением даров, веселыми песнями и плясками. Кроме того, обязательными были некоторые обрядовые действа: молодые должны были пить и есть из одной посуды, или невесте на колени сажали мальчика, чтобы рождались сыновья.

За стол молодых усаживали очень торжественно и величаво, затем рассаживались родственники – обязательно по старшинству, и гости.

На почетном месте за свадебным столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. Однако он занимал почетное место не из-за того, что мог, разозлившись от недостаточного к нему почтения, «превратить в волков свадебный поезд», а оттого, что являлся потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших предков. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось.

Когда на стол подавали курник, то это означало, что настала пора – «Тетера на стол прилетела – молода спать захотела». Наступало время выполнения постельного обряда: под песни и пляски, с явно нескромными намеками и шутками, молодых провожали в отдельное помещение или клеть и оставляли одних. Считалось, что пение подобных песен необходимо для счастливого брака. Под напутствие молодожены, захватив закутанный в рушник обрядовый каравай и курицу, закрывались в клети. В зависимости от сложившихся в данной местности традиций, молодых оставляли наедине на два часа или на ночь.

У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Кунью шубу топтать!

Друг дружку толкать!

Здоровенько спать!

Веселенько встать!

После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удалялись в дом, но через некоторое время посылали узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось. «Веселенько встав», молодые приступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и каравая, молодые присоединялись к гостям, и веселье продолжалось.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru


Смотрите также