Какой день начинается на с кроме среды и субботы


Названия дней недели — Википедия

Названия дней недели, пришедшие из римской культуры, связаны с названиями семи небесных тел халдейского ряда. Первым днём считались воскресенье или понедельник, в зависимости от культурных или религиозных причин.

Связь названий дней недели с планетами[править | править код]

История[править | править код]

Гептаграмма дней недели

Порядок дней недели можно получить «геометрически» по острой гептаграмме в виде семиконечной звезды размера {7/3} (поскольку 7 — число дней недели, а 3 — остаток от деления числа часов в сутках на 7). Светила расположены в точках гептаграммы в том порядке, который установлен со времён Птолемея и стоиков. Проходя по маршрутной линии от одной планеты к другой, можно получить порядок дней недели.

Эта гептаграмма дней недели, возможно, существует с эпохи эллинизма. Как написано в энциклопедии Symbol: «Гептаграмма была создана именно с принятием и широким распространением семидневной недели в эллинистическом мире смешанных культур».[1]

Между I и III столетиями Римская империя постепенно заменяет восьмидневный римский базарный цикл на семидневную неделю. Объяснение астрологического порядка дней недели дали Веттий Валента и Дион Кассий (Джеффри Чосер дал аналогичное объяснение в своем Трактате об астролябии). По данным этих авторов, принятый порядок является одним из принципов астрологии. Согласно ему, небесные тела последовательно друг за другом главенствуют в течение одного часа, и так продолжается круглые сутки. По системе Птолемея небесные тела расположены в следующем порядке (по убыванию расстояния от Земли): Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Этот порядок впервые был установлен ещё греческими стоиками.

В астрологии не только дни недели, но и каждый час суток управляются семью светилами. Если первый час суток управляется Сатурном (), то второй час управляется Юпитером (), третий — Марсом (), далее Солнцем (), Венерой (), Меркурием () и Луной (). Эта последовательность планет повторяется каждые семь часов. Следовательно, двадцать пятый час, или первый час следующего дня, управляется Солнцем, а сорок девятый час, или первый час после следующего дня, управляется Луной. Таким образом, если день помечать планетой, которая управляет первым часом, то за днем Сатурна следует день Солнца, затем следует день Луны, и так далее, как показано ниже.

Согласно Веттию Валенте, первый час дня начинается на закате солнца, что следует из греческой и вавилонской договорённостей. Он также утверждал, что светлые и тёмные времена суток управляются небесными телами в первый час каждого этого периода суток. Это подтверждает граффити из Помпеи, на котором отмечена дата 6 февраля 60 г. как воскресенье, хотя по современным расчётам этот день является средой. Таким образом, в этой надписи использована та самая договорённость именования Валенты о дневном времени. При этом ночные именования по Валенте согласуется с современными астрологическими расчётами, по которым имена дней недели определяются управителем первого часа светлого времени суток, и действуют эти имена на следующий день.

Эти две перекрывающиеся недели продолжали применяться христианами Александрии и в IV веке, но в обеих из них дни недели просто нумеровались от 1 до 7. Хотя имена богов не использовались, но неделя, начинающаяся со среды, именовалась по-гречески тон феон (день богов). Это наименование использовал, например, в конце IV века составитель пасхалий епископ Афанасий. В таблице пасхалий на 311—369 гг. использовалась эфиопская редакция. Перекрывающиеся недели до сих пор по-прежнему используются в эфиопских пасхалиях. Каждый день недели, начинающейся в воскресенье, называется «День Иоанна», а каждый день недели, начинающейся в среду, называется «тентион», то есть простая транскрипция греческого тон феон.

Греко-римская традиция[править | править код]

Самое раннее свидетельство семидневной недели, связанной с небесными светилами, известно по астрологу Веттию Валенту, написавшем о ней около 170 г. в своём труде Anthologiarum. Порядок у него был такой: Гелиос, Селена, Арес, Гермес, Зевс, Афродита и Кронос. Сходство Кроноса с Хроносом было отмечено ещё Птолемеем. Из Греции планетарные имена дней недели пришли к римлянам, а с латынью попали в другие языки южной и западной Европы. Позже они перешли также в другие языки, находящиеся под их влиянием.

ru.wikipedia.org

Неделя — Википедия

До сих пор в богослужебных описаниях, расписаниях богослужений и календарях Русской православной церкви, использующих церковнославянский язык в литургической практике:

  • седмица обозначает промежуток времени в семь суток, причём отсчёт начинается с воскресенья;
  • неделя обозначает первый (воскресный) день седмицы[1].

Использование церковного термина неделя в светских изданиях способно породить путаницу.

Неде́ля — период времени в семь суток[1]. В русском языке о семидневном устройстве недели напоминает церковнославянское слово седми́ца.

Семидневная продолжительность недели закреплена в Международном стандарте ISO 8601[2]:
неделя — интервал времени в семь дней (ISO 8601, пункт 2.2.9)[2]
календарная неделя — интервал времени в семь дней, начинающийся с понедельника (ISO 8601, пункт 2.2.8.)[2].

Употребление слова[править | править код]

Слово «неделя» может обозначать:

  • интервал времени в семь дней, отчисляемый от любого дня, например: «Мой брат совершил этот поступок за неделю до окончания школы»[3];
  • интервал времени в семь дней, отчисляемый от понедельника (календарная неделя), например: "Всю эту неделю я ходила в институт"

Этимология[править | править код]

Русское слово «неделя» восходит к праслав. *neděľa, скалькированному с др.-греч. ἄπρακτος ἡμέρα «нерабочий день», и первоначально обозначавшему воскресенье[4], однако Максимилиан Фасмер был не согласен с этой версией[5] и считал, что слово является калькой из лат. feria — «праздничный день» (нерабочий день, когда «не делают»)[6], поскольку слово присутствует и в западно-славянских языках, которые находились под влиянием римского католичества и практически не производили заимствований из греческого, в отличие от восточных и южных славян. Калька была создана на основе праслав. *ne dělati — «не делать»[7]. В своём первоначальном значении «день отдыха» известно и в настоящее время во всех славянских языках[8], кроме русского[9]. В значении единицы счисления времени слово фиксируется уже в Остромировом евангелии (1057 год)[10].

В семитских языках слово неделя (иврит — שבוע, арабский — ‏أسبوع) имеет такой же корень, как и слово семь (ср. ст.-рус. седмица)[источник не указан 230 дней].

Астрономическое объяснение[править | править код]

Одна из попыток объяснить объединение семи дней в одну неделю основана на фазах Луны:

Продолжительность смены всех четырёх фаз Луны (новолуние, растущая луна, полнолуние, убывающая луна), то есть продолжительность месяца (Луны), составляет около 28 дней. Это позволило разделить 28 дней на четыре (по числу лунных фаз) периода по семь дней в каждом.[источник не указан 1400 дней]

Однако так называемый лунный месяц продолжительностью 28 дней не совпадает с синодическим месяцем (промежутком между одинаковыми фазами Луны), который в среднем длится 29,53 средних солнечных суток[11].

Религиозное объяснение[править | править код]

В Ветхом Завете содержится описание сотворения мира, в котором перечисляются следующие друг за другом дни творения: день один (Быт. 1:5), день второй (Быт. 1:8), день третий (Быт. 1:13), день четвёртый (Быт. 1:19), день пятый (Быт. 1:23), день шестой (Быт. 1:31). Вслед за этим Бог … почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2:2), а также благословил … и освятил его (Быт. 2:3).

С религиозной точки зрения, семь дней творения послужили прообразом недели, к седьмому дню которой человек должен завершить свои дела и посвятить его Богу[12].

Недельный цикл как таковой появляется в описании исхода евреев из Египта:

И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни.

Согласно представлениям христиан, недельный цикл не меняется со времён Моисея[13], законодательство которого требовало соблюдения субботы (Исх. 20:8—10, Втор. 5:12—14) как для отдыха (Втор. 5:14), так и в память о шестидневном сотворении мира (Исх. 20:11).

Введение и распространение[править | править код]

Современная неделя включает 7 дней, что делает её самой большой общепринятой единицей времени, содержащей точное количество дней. Хотя неделя не имеет прямой астрономической основы, она широко используется как единица времени. Можно считать, что недели образуют независимый календарь, используемый одновременно с различными другими календарями.

Семидневная неделя впервые вошла в употребление на Древнем Востоке — в Древнем Египте и Вавилоне.[источник не указан 1400 дней] Уже тогда жертвоприношения богам делались с определённой периодичностью, совпадающей с фазами Луны.

В I веке благодаря реформам Юлия Цезаря (см. Юлианский календарь) ею стали пользоваться в Древнем Риме, где она вытеснила восьмидневный римский базарный цикл нундины. Далее неделя распространилась по всей Западной Европе.

Благодаря европейской колонизации и последующей глобализации, 7-дневная неделя стала применяться повсеместно, даже в тех культурах, у которых ранее не было такой единицы времени.

С юридической точки зрения неделя впервые упоминается в кодексе Феодосия (321 год н. э.).

Также истории неизвестны факты нарушения периодичности следования дней недели. Периодичность не была нарушена ни при переходе на юлианский календарь, ни при переходе на григорианский календарь.

Согласно позиции отдельных христианских течений, в отличие от других единиц исчисления времени (год - время обращения Земли вокруг солнца, месяц - период обращения Луны вокруг Земли, день - период обращения Земли вокруг своей оси), неделя не связана ни с каким астрономическим явлением, как-либо иначе объясняющего происхождение семидневного цикла и это считается свидетельством того, что семидневная неделя определена Самим Богом при творении Земли, а седьмым днем является суббота, назначенная днем поклонения Богу[источник не указан 230 дней].

Названия дней недели и порядок их следования[править | править код]

Считается, что самое первое, явное упоминание недели было в библейском тексте о сотворении мира.

Согласно Книге Бытия, Бог создавал мир шесть дней («день один», «день второй», «день третий», «день четвёртый», «день пятый», «день шестой», см. главу 1) и «почил в день седьмый от всех дел Своих» (см. главу 2).

«Библейские» названия[править | править код]

Числовые названия дней недели (с нумерацией, при которой воскресенье — первый день, а суббота — седьмой) отразились в некоторых языках и дошли до наших дней.

[источник не указан 230 дней]

Астрономическая символика в названиях дней недели[править | править код]
Гептаграмма дней недели

Большое влияние на практику именования дней недели оказал греческий астроном Веттий Валент. Согласно его учению, небесные тела последовательно друг за другом главенствуют в течение одного часа, и так продолжается круглые сутки. В качестве небесных тел были взяты в следующем порядке расположенные объекты: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Эти небесные тела были известны давно, так как видны невооружённым глазом, а их порядок впервые был установлен ещё греческими стоиками. Небесное тело, правящее первым часом, даёт имя дня.

Разберём на примере:

Если первый час суток управляется Сатурном (♄), то второй час управляется Юпитером (♃), третий — Марсом (♂), далее Солнцем (☉), Венерой (♀), Меркурием (☿) и Луной (☽). Эта последовательность планет повторяется каждые семь часов. Следовательно, двадцать пятый час, или первый час следующего дня, управляется Солнцем, а сорок девятый час, или первый час после следующего дня, управляется Луной. Таким образом, если день помечать планетой, которая управляет первым часом, то за днём Сатурна следует день Солнца, затем следует день Луны, Марса и так далее. Если взять воскресенье за начало недели, то получим следующее:

Солнце → Луна → Марс → Меркурий → Юпитер → Венера → Сатурн

Расчёты можно значительно облегчить, используя гептаграмму дней недели. Если первый день — день Солнца (☉), то следующий по часовой стрелке по линии — день Луны (☽), далее — день Марса (♂) и т. д.

Данное явление не могло не отразиться в названиях дней недели, которые дошли до нас во многих языках. Вот некоторые из них:

Многие народы адаптировали названия дней недели под свой язык и свою культуру[источник не указан 230 дней].

Названия в славянских языках[править | править код]

В славянских языках слово «понедельник» указывает место этого дня в «седмице» (нынешней неделе): он следует после «недели» (нынешнего воскресенья). Воскресенье во всех славянских языках, кроме русского, называется «неделей» (польск. niedziela, укр. неділя, белор. нядзеля, чеш. neděle), то есть днём, когда «не делают», не работают. Некоторые дни недели пронумерованы: вторник, четверг, пятница[14].

В русском языке приняты следующие обозначения дней недели (в скобках — сокращённое написание) и порядок их следования:
понедельник (пн.), вторник (вт.), среда (ср.), четверг (чт.), пятница (пт.), суббота (сб.), воскресенье (вс.).

Первый день недели[править | править код]

Первый день («воскресенье») Божьего сотворения мира, создание света. (Гравюра Юлиуса Шнорра) Карта мира, показывающая первый день недели в разных странах (согласно CLDR)     — понедельник      — пятница      — суббота      — воскресенье

Воскресенье, согласно библейским текстам, — первый день Божьего сотворения мира, создания света[15]. Поэтому воскресенье также издревле считается первым днём недели.

7 марта 321 года Константин I Великий, первый христианский император Рима, провозгласил «День Солнца» (воскресенье) днём отдыха[16]. Таким образом воскресенье стало впервые днём отдыха, и закрепило за собой статус первого дня недели. В иудейских, христианских и мусульманских странах семидневная неделя начиналась с воскресенья. Россия не была исключением.

Во многих странах воскресенье до сих пор остаётся первым днём недели. В первую очередь к этим странам относятся страны Северной Америки, такие как США и Канада, страны Латинской Америки, Япония, и некоторые другие страны Азии и Африки.

Понедельник впервые и официально первым днём недели был объявлен в Советском Союзе[источник не указан 2132 дня].

26 июня 1940 года, после непопулярных реформ календаря («пятидневка» и «шестидневка»), вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»[17]. Таким образом осуществился возврат к традиционной семидневной неделе. Причём во втором пункте указа значится: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели — воскресенье — днем отдыха». То есть воскресенье стало седьмым днём недели, а понедельник стал первым. Многочисленные календари, выпущенные после опубликования указа, наглядно подтверждают это.

Впоследствии некоторые страны социалистического содружества переняли данное новшество. Так, с 1970 года понедельник стал началом недели в ГДР.

В 1972 году Дания разработала свой стандарт WS 2098, в котором понедельник считается первым днём недели, и с 1 января 1973 года перешла на современную неделю.

Также с 1 января 1973 года на неделю, начинающуюся с понедельника перешли Финляндия и Швеция[18].

В 1975 году ФРГ издала свой стандарт DIN 1355-1 (нем.), в котором понедельник объявлен первым днём недели, и с 1976 года, первая среди стран Западной Европы, установила первым днём недели понедельник.

В 1978 году Организация Объединённых Наций рекомендовала всем странам сделать понедельник первым днём недели.

В настоящее время понедельник как первый день недели зафиксирован в Международном стандарте ISO 8601, пункт 2.2.8[2]. Данный стандарт был впервые опубликован в 1988 году.

В некоторых странах Северной Африки и Ближнего Востока неделя начинается с субботы[источник не указан 230 дней].

Календарная неделя и её нумерация[править | править код]

В середине XX века возникла необходимость нумерации календарных недель. Дело в том, что иногда в производстве или в бухгалтерии удобней в качестве даты, например даты изготовления или недели оплаты, использовать комбинацию год и календарная неделя. Данная проблема была решена и отражена в международном стандарте ISO 8601.

Согласно рекомендациям международного стандарта ISO 8601 (пункт 2.2.10[2]), который признают подавляющее большинство стран Европы и Азии, и Россия в том числе, первой неделей года считается неделя, содержащая первый четверг года, что эквивалентно следующим выражениям:

  • неделя, содержащая 4 января;
  • неделя, в которой 1 января это понедельник, вторник, среда или четверг;
  • неделя, которая содержит как минимум четыре дня нового года.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • не бывает неполных календарных недель, каждая календарная неделя содержит ровно семь дней;
  • 4 января лежит всегда в первой календарной неделе;
  • год, в котором 1 января и/или 31 декабря выпадает на четверг (это любой год, начинающийся в четверг, а также високосный год, начинающийся в среду), содержит 53 календарные недели, прочие годы — 52;
  • 29, 30 и 31 декабря могут входить в первую календарную неделю следующего года;
  • 1, 2 и 3 января могут входить в последнюю календарную неделю предыдущего года.

В США и Канаде принят другой принцип нумерации календарных недель. В основе лежат следующие два правила:

  • каждое воскресенье начинается новая календарная неделя;
  • 1 января, независимо от дня недели, начинается первая календарная неделя.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

  • первая и последняя календарные недели могут быть неполными, то есть содержать меньше семи дней;
  • каждый год, если он не високосный или 31 декабря выпадает не на воскресенье, имеет 53 календарные недели;
  • если 31 декабря високосного года выпадает на воскресенье, то это воскресенье будет единственным днём 54-й календарной недели, а первая неделя такого года тоже будет состоять всего из одного дня — субботы 1 января (это довольно-таки редкий случай, последний раз был в 2000 году, а следующий раз будет в 2028 году).

Пример:

  • Первая неделя 2000 года в России начинается в понедельник 3 января 2000 года. Год содержит 52 календарные недели[19].
  • Первая неделя 2000 года в США начинается в субботу 1 января 2000 года и имеет всего 1 день. Год содержит 54 календарные недели[20].

Кроме того, в США существует ещё одна, не стандартизированная, и поэтому малораспространённая схема нумерации календарных недель, похожая на европейский стандарт. В основе её лежит следующее правило: первая календарная неделя — неделя, содержащая 1 января. В этом случае все недели без исключения полные.

Чтобы как-то дистанцироваться от вышеуказанных правил, многие издательства Календарей-ежедневников в США отказываются от сквозной нумерации и ссылаются на первый день недели. Например: «Неделя от 2 января 2000 года.»[источник не указан 230 дней]

Русские поговорки[править | править код]

  • Мели Емеля — твоя неделя.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Без году неделя.
  • В Древнем Египте по древнеегипетскому календарю год состоял из 36 недель по 10 дней каждая.
  • В Римской империи были восьмидневные недели, так называемые нундины.
  • У древних майя неделя состояла из 13 дней; ими применялась и 20-дневная неделя.
  • Во многих регионах Западной и Центральной Африки (например, Королевство Конго) была распространена четырёхдневная неделя. Неделя состояла из 4 дней, месяц — из 7 недель, год — из 13 месяцев плюс 1 день. С приходом христианства новый календарь вытеснил старую календарную систему.
  • После победы Французской революции в 1792 году был введён Французский революционный календарь с десятидневными неделями. В месяце было 30 дней и соответственно 3 декадные недели. В году было 12 месяцев, и для полноты в конце года добавлялись остаточные дни. 1 января 1806 года данный календарь был отменён по указу Наполеона.
  • 26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР, озабоченный упавшей экономикой, издаёт постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», следуя которому в Советском Союзе вводится пятидневная неделя («пятидневка»). В календарном году предусматривалось 360 дней и соответственно 72 пятидневки. Остальные 5 или 6 дней было решено считать праздничными.
  • 21 ноября 1931 года Совет Народных Комиссаров СССР издаёт указ «О прерывной производственной неделе в учреждениях», следуя которому с 1 декабря 1931 года в Советском союзе пятидневная неделя заменяется на шестидневную с фиксированными днями отдыха, приходящимися на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца.
  1. 1 2 Неделя // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. 1 2 3 4 5 Международный стандарт представления даты и времени ISO 8601. (англ.)
  3. Довлатов С.Д. Наши. — Лимбус-пресс. — 1983.
  4. ↑ Этимологический словарь славянских языков. — М.: Наука, 1997. — Т. 24. — С. 115-116.
  5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Прогресс. — М., 1964–1973. — Т. 3. — С. 57.
  6. ↑ Feria (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1353 дня]) // Перевод из «Англо-русского словаря общей лексики Lingvo Universal» ABBYY Lingvo.
  7. ↑ Неделя // Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС> Москва 2003.
  8. ↑ В белорусском - недзе́ля, украинское - недíля, сербохорватское - нѐдjеља и т.д. Как и первоначальное значение понедельника: день после неделанья (воскресенья). Отсюда древнерусское - понедлѣникъ.
  9. ↑ Неделя Архивная копия от 10 августа 2014 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1353 дня]) // Этимологический словарь, 2004.
  10. ↑ Словарь русского языка XI-XVII вв. — М.: Наука, 1986. — Т. 11. — С. 74.
  11. Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3-е. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990. — С. 62—63. — 480 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  12. ↑ Комментарии Женевской Библии на Бытие 2 глава
  13. Никита Филатов. Какое время – наше? Беседа с историком Павлом Кузенковым о календарях и датах, времени и человечестве // Православие.Ru, 14 сентября 2015 г.
  14. ↑ Климишин, 1990, с. 82.
  15. ↑ Книга Бытия
  16. ↑ Klaus Martin Girardet: Vom Sonnen-Tag zum Sonntag: der dies solis in Gesetzgebung und Politik Konstantin des Großen. In: Zeitschrift für antikes Christentum 11, 2007, S. 279—310. (нем.)
  17. ↑ Указ Президиума ВС СССР от 26.06.1940 о переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю.
  18. ↑ Национальная энциклопедия Швеции. Понедельник (швед.)
  19. ↑ Календарь на 2000 год для России. MacMax.ru.
  20. ↑ Календарь на 2000 год для США. MacMax.ru.

ru.wikipedia.org

Суббота в христианстве — Википедия

Впервые Библия об особом статусе субботы упоминает во второй главе книги Бытия, когда Бог благословил день субботний и освятил его (Быт. 2:3). Ранее Бог благословил сотворённых Им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека, и наконец, седьмой день, в который Он «почил».

Согласно концепции Католической церкви, воскресенье в христианской Церкви полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего»:

Будучи «первым днём недели» (Мк. 16,2) воскресенье напоминает о первом творении; как восьмой день, следующий за субботой, оно означает новое творение, начатое Воскресением Христа. Поэтому для христиан оно стало первым из всех дней, первым из праздников: днём Господним, в который Он своей Пасхой исполняет духовную истину иудейской субботы и возвещает вечный покой человека в Боге[1]

В полном Катехизисе об этом сказано ещё определённее:

Воскресенье отчетливо отличается от субботы, за которой оно хронологически следует каждую неделю и которую оно заменяет для христиан с точки зрения обрядового предписания. Через Пасху Христову воскресенье исполняет духовную истину иудейской субботы и возвещает вечный покой человека в Боге. Ибо культ Закона подготавливал тайну Христа, и то, что совершалось в нем, было в определённом смысле прообразом, относящимся ко Христу: те, кто жил по старому порядку вещей, обрели новое упование, не соблюдая более субботы, но празднуя День Господа, в который наша жизнь получила благословение от Него и от Его смерти.[2]

Кардинал Джеймс Гиббонс, архиепископ Балтиморский (США), в книге «Вера наших отцов» (1876) на примере замены субботы воскресеньем обосновывал право Католической церкви быть единственным помазанным Богом наставником в вопросах веры:

В настоящее время само по себе Священное Писание не содержит всех истин, в которые христианин должен верить, и оно явно не предписывает все обязанности, которые он должен исполнять. Не говоря уже о других примерах, разве каждый христианин не обязан святить воскресенье и воздерживаться в этот день от ненужной рабской работы? Разве соблюдение этого закона не является одной из наших самых известных священных обязанностей? Но вы можете прочитать Библию от Бытия до Откровения, и вы не найдете ни единой строчки, подтверждающей святость воскресенья. Писание настаивает на религиозном соблюдении субботы, дня, который мы никогда не святим.[3]

Оригинальный текст (англ.)

Now the Scriptures alone do not contain all the truths which a Christian is bound to believe, nor do they explicitly enjoin all the duties which he is obliged to practice. Not to mention other examples, is not every Christian obliged to sanctify Sunday and to abstain on that day from unnecessary servile work? Is not the observance of this law among the most prominent of our sacred duties? But you may read the Bible from Genesis to Revelation, and you will not find a single line authorizing the sanctification of Sunday. The Scriptures enforce the religious observance of Saturday, a day which we never sanctify.[3]

Православная церковь проводит различие между Шаббатом (субботой) и днём Господним (воскресеньем). В православии суббота посвящена всем святым, а также в субботу поминаются все усопшие.[4]

Протодиакон РПЦ, профессор Московской духовной академии А. В. Кураев пишет;

Суббота равночестна с воскресеньем («Днем Господним»), и пост в субботу означает умаление радости праздника, приравнивание праздничного дня к будничным. Как явствует из канонического православного права, празднование воскресенья — это не перенос субботнего праздника, но самостоятельный праздник, не отменяющий собою чествование субботы... Суббота в православной памяти, в православном Богослужении и богословии до сих пор праздничный день. Субботы, как и воскресные дни, празднично выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое Богослужение. Служится полная Литургия, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны.[5]

В протестантизме времен Реформации практиковалось празднование воскресенья как христианской субботы.

Подобное понимание характерно и в настоящее время для некоторых протестантских конфессий.

Так, генеральный секретарь ВСЕХБ А. В. Карев (сер. XX в.) писал:

По примеру апостольских церквей и мы чтим и святим первый день недели, то есть воскресный день — в память воскресения Иисуса Христа, которое дало нам оправдание и освобождение от греховного рабства. Но если бы в какой-либо стране был установлен другой день, освобождающий тружеников от работы, то христианство превратило бы этот другой день покоя в «день Господень» и посвятило бы его Господу так же, как израильский народ посвятил субботу Господу и как посвящает сегодня Церковь Христа воскресный день Господу. Ведь заповедь Божия гласит: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему». Важно, чтобы один день в неделю был у нас отданным Господу на служение.[6]

Некоторые евангельские христиане считают, что суббота — это ветхозаветное установление, необязательное для христиан. По словам пастора и миссионера Дэна Корнера (США),

все Десять Заповедей были переутверждены в Новом Завете, за исключением только одной, а именно, имеющей отношение к соблюдению субботнего дня.[7]

Оригинальный текст (англ.)

All of the Ten Commandments were reinstated in the New Testament with only one exception, the one dealing with the Sabbath Day being kept holy.[8]

При этом большинство современных протестантов полагает, что библейская заповедь о субботе была не отменена, а «исполнена», то есть дополнена и расширена в Новом Завете, и сегодня относится не к одному, но ко всем дням недели, которые верующий святит (отделяет) для Господа.

Пастор реставрационистской Церкви Бога (англ.)русск. Г. М. Риггл (H. M. Riggle) писал в 1899 году:

Сладкая суббота Евангелия — не только покой для тела, один день из семи, но покой для души во все дни — покой, дарующий навечно спокойствие и безопасность. Первый нужно было соблюдать каждый седьмой день. Другой не нужно соблюдать в качестве определённого дня… Первый был днём покоя для тела. Другой является покоем для души… В первом завете только один из семи дней был святым. В последнем у нас все дни святы… [9]

Сергей Ястржембский (Новикевич), пастор церкви РЦ ХВЕ «Спасение в Иисусе» (Чита), магистр богословия:[10]

Христиане сегодня не празднуют воскресенье вместо субботы (они не «переносили священство субботы на воскресенье»), так как суббота есть вхождение в вечный покой через веру во Христа, а воскресенье – это празднование победы нашего Господа над смертью!.. Христос не передвигал субботу на воскресенье, а вывел нас из поля действия соблюдения субботы как отделенного дня. Христиане не празднуют воскресенье так, как иудеи празднуют субботу, ибо библейская заповедь о дне покоя относится только к субботе, и ни в коем случае к какому-либо другому дню.[11]

Василе Филат, пастор церкви ЕХБ «Bunăvestirea» в Кишиневе:

Господь Иисус не изменил, но исполнил эту заповедь. Писание говорит, что суббота, будучи днем покоя, была прообразом истинного покоя, который мы можем найти только в Иисусе Христе. Господь Иисус исполнил IV заповедь, дав покой душе любого, ищущего истинный покой. Если вы еще не вошли в Новый Завет с Господом Иисусом, у вас еще нет истинного покоя, независимо от того, соблюдаете ли вы субботу или воскресенье, или любой другой день недели.[12]

Субботствующие протестанты[править | править код]

История почитания субботы связана с историей раннего протестантизма, провозгласившего возвращение к Священному Писанию. Первые протестанты, соблюдающие субботу как седьмой день, по традиционному библейскому исчислению дней недели, появились в среде анабаптистов.[13] Английские пуритане, сохранив воскресенье в качестве дня поклонения, называли его «Субботой» (Sabbath).[14][15] Таким образом они стремились приблизить своё поклонение к требованиям Закона. Веря в то, что воскресенье является Шаббатом в ветхозаветном смысле, некоторые из английских пуритан стали призывать святить её от захода до захода солнца. В своих поучениях они наставляли, как использовать этот день для духовного роста, доказывали, что Шаббат — это вечное «знамение завета», который Бог заключил со Своим народом, чтобы освятить его. Так некоторые английские пуритане начали отстаивать и проповедовать «святость воскресной субботы».[16]

В XVII веке в Англии возникли и первые общины баптистов седьмого дня, которые признавали святость буквальной субботы. Позже они появились и на Американском континенте.

В настоящее время крупнейшая протестантская конфессия, практикующая празднование субботы — адвентисты седьмого дня. Позиция АСД по вопросу соблюдения субботы:

Милосердный Творец после шести дней творения мира покоился в седьмой день и установил субботний покой для всех людей как памятник творения. Четвертая заповедь неизменного Закона Божьего требует соблюдения седьмого дня, субботы, как дня покоя, дня особого поклонения и служения в соответствии с учением и примером Иисуса Христа — Господина субботы. Суббота — это день радостного общения с Богом и друг с другом. Это символ нашего искупления во Христе, знак нашего освящения, нашей верности и предвкушения нашей вечной будущей жизни в Царстве Божьем. Суббота — это постоянное Божье знамение вечного завета между Ним и Его народом. Радостное проведение этого святого времени с вечера до вечера, от захода до захода солнца есть торжественное воспоминание совершенного Богом творения и искупления (Быт. 2:1-3; Исх. 20:8–11; Лк. 4:16; Ис. 56:5, 6; Ис. 58:13, 14; Мф. 12:1–12; Исх. 31:13–17; Иез. 20:12, 20; Втор. 5:12–15; Евр. 4:1–11; Лев. 23:32; Мк. 1:32).[17]

Практика субботнего поклонения стала играть важную роль в адвентистском движении сразу же после «Великого разочарования». Пальму первенства в этом отношении чаще всего отдают Джозефу Бейтсу, написавшему в 1846 году 48-страничный трактат в защиту почитания субботы. Однако ещё до Бейтса некоторые нью-гэмпширские адвентисты, попавшие под влияние Рэйчел Оукс Престон (англ.)русск.), которая принадлежала к баптистам седьмого дня, начали поклоняться в субботу, и это, наряду с трактатом Бейтса, подготовило почву для широкого признания такой практики[18]

Существуют также группы соблюдающих субботу среди пятидесятников (субботствующие пятидесятники), а также Истинная церковь Иисуса (пятидесятнического происхождения).

  1. ↑ Катехизис Католической Церкви: Компендиум. М.: Духовная библиотека, 2007. § 452
  2. ↑ Катехизис Католической Церкви. Изд. 4-е. М.: Культурный центр Духовная библиотека, 2001. п. 2175.
  3. 1 2 James Gibbons. The Faith of Our Fathers Архивировано 29 августа 2006 года.
  4. ↑ ОБ ОСОБЫХ ПОСВЯЩЕНИЯХ СЕМИ ДНЕЙ НЕДЕЛИ: КОГДА И КОМУ НУЖНО МОЛИТЬСЯ
  5. ↑ 11. Обращение к адвентистам // Кураев А. В.. Протестантам о Православии
  6. ↑ «Братский вестник». (недоступная ссылка)
  7. ↑ Дэн Корнер. Шесть фактов для размышления субботников.
  8. ↑ Dan Corner. Six Facts For Saturday Sabbatarians To Ponder
  9. ↑ Г. М. Риггл Суббота
  10. ↑ Служители «Спасение в Иисусе» (Чита) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 27 марта 2013. Архивировано 28 июня 2012 года.
  11. ↑ С. Ястржембский (Новикевич). Суббота или воскресенье?
  12. ↑ В. Филат. Изменил ли Спаситель IV заповедь?
  13. ↑ Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online (GAMEO)
  14. ↑ William Bradford’s Of Plymouth Plantation: 1620—1647
  15. ↑ Mourt’s Relation: A Journal of the Pilgrims at Plymouth, 1622
  16. Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки. — СПб.: Европейский Дом, 2004.
  17. ↑ «В начале было слово», 2002, гл. 19.
  18. ↑ Бюллетень Центра апологетических исследований С-004. С. 4.; Hoekema, Anthony A. Seventh-Day Adventism. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1990 (reprint), pp. 13—14 ISBN 978-0-802-81490-6

ru.wikipedia.org

Отступила ли Церковь от заповеди о почитании субботы?

В Ветхом Завете есть заповедь о почитании субботы. Почему же христианская Церковь ее фактически отменила, хотя заявляет о своей преемственности от религии древнего Израиля? Такие вопросы порой возникают у тех, кто только начинает знакомство с христианским вероучением.

В Библии, в той ее части, которая называется Ветхим Заветом, действительно есть заповедь о том, что последний день недели должен быть посвящен Богу. Это четвертая, одна из десяти знаменитых Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай. Полностью она звучит так: “Помни день субботний, чтобы святите его. Шесте дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господе создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господе день субботний и освятил его” (Книга Исход, глава 20, стихи 8-11).

В Православной Церкви заповедь о субботе не забыта. Убедиться в этом помогает само субботнее богослужение — более торжественное по сравнению с будничными службами. Однако в восприятии субботы произошли серьезные изменения. У израильтян субботняя заповедь связана с множеством правил, ограничений и запретов. В этот день нельзя совершать практически никаких действий.

Православная Церковь, во-первых, не приняла все эти запреты, а во-вторых, у христиан появилось воскресенье. Причем воскресный день по своей значимости выше субботнего.

Суббота в ветхозаветном Израиле

Из всех народов Древнего мира израильтяне были единственным народом, который получил Откровение и поклонялся Единому Богу. Но тем не менее под влиянием окружающих народов евреи постоянно отступали от единобожия. За 1500 лет до Рождества Христова через пророка Моисея израильтяне получают от Бога Закон. Его цель — через систему запретов уберечь народ от языческого влияния и подготовить к принятию Спасителя. Именно поэтому из 613 заповедей более половины имеют частицу “не” и повелительное наклонение. Сердцевина Закона — десять заповедей. Они были написаны на двух скрижалях (каменных досках). На одной — первые четыре заповеди, говорящие о непосредственных отношениях человека с Богом. На второй — остальные, посвященные отношениям между людьми. Установление о субботе (шаббат — покой — евр.) завершало первую скрижаль.

Ее смысл в том, чтобы человек постоянно помнил о Боге, Его делах, о том, что Господь тоже помнит о человеке. Раз в неделю евреи откладывали в сторону свои обычные житейские заботы и посвящали все свое время Богу. Они собирались на богослужение в синагоги, молились, слушали и изучали Священное Писание. Говоря о субботнем покое, Бог постоянно напоминает: “это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши…” (Левит, 23:32). Итак, воспоминание о Боге, радость о Его заботе, о том, что Он помнит о тебе, но, одновременно, и смирение — осознание невозможности спастись от власти греха своими силами — лежат в основе ветхозаветной заповеди о субботе.

Но Библия не говорит, какие именно дела запрещены, потому что смысл заповеди не отрицательный и формальный (не делать чего-либо), а положительный и духовный (помнить о Боге и служить Ему). Но человеку всегда проще выполнить какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. Поэтому постепенно суббота обросла гигантским количеством формальных дополнительных запретов, которые вводили уже сами фарисеи и книжники (религиозные учителя Израиля), которые думали, что угождают этим Богу.

В итоге ко времени Рождества Христова суббота фактически стала днем ничегонеделания. Например, появился лимит на расстояние, которое человек мог пройти в субботу — переступив порог своего дома, человек мог сделать не более 2000 шагов. Нельзя было разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Малейшее нарушение субботы считалось великим грехом и очень строго каралось.

Ко времени земного служения Иисуса Христа для большинства израильтян самым главным в заповеди о субботе стала ее обрядовая сторона. Однажды Христос спросил религиозных учителей народа: “Должно ли в субботу добро делать, или зло делать?” (Мк. 3:4). Ответом стало молчание.

Всем было очевидно, что исцелить человека от неизлечимой болезни — это добро, но сказать этого никто не мог, настолько внешние формы иудейского субботнего ничегонеделания заслонили суть этой заповеди. Такое лицемерие, возвышение буквы над сутью, Спаситель обличал до конца земного служения. Вот почему Церковь отвергла буквальное, иудейское исполнение заповеди о субботнем покое.

Суббота в Евангелии

В Евангелии описано немало случаев столкновения религиозных учителей Израиля с Христом из-за того, что Господь нарушал субботний покой в его буквальном законническом толковании.

Первый случай происходит, когда Христос с учениками проходит в субботу засеянными полями. Апостолы были голодны, срывали колосья, растирали их руками и ели зерна. Религиозные учителя Израиля обвинили их в нарушении субботы, приравнивая такое поведение к молотьбе, запрещенной в этот день. В ответ Христос говорит им очень важные слова. Во-первых, Он — Господин субботы. Таким образом Иисус исповедует Свое Божество, то есть Он — Творец мира и Законодатель, установивший заповедь о покое. Но Бог не может заниматься произволом — устанавливать законы, а потом, когда Ему выгодно, их отменять. Поэтому Христос произносит: “суббота для человека, а не человек для субботы”. То есть заповедь о субботе была установлена для того, чтобы люди помнили о своем Творце, прославляли Его в своих делах. Но не для того, чтобы быть рабом этого дня, чтобы с дрожью в коленках думать, что Бог создал тебя для того, чтобы раз в неделю ты, как истукан, сидел дома и не мог пошевелить пальцем, иначе на тебя обрушится гнев Божий.

Затем Евангелие повествует, как Христос в субботние дни исцелял неизлечимо больных. За это религиозные учителя Израиля хотели убить Иисуса. Ведь нарушался закон! Они утверждали, что лечение в субботу допустимо только в случае смертельной опасности для пациента. Никто из тех, кого исцелял Иисус, под такое определение не подходил. Вот, например, как среагировал начальник синагоги, где Христос на его глазах исцелил женщину: “…начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; б те и приходите исцеляться, а не в день субботний” (Лк. 13:14). Отсюда видно, насколько народные вожди были ослеплены ненавистью к Иисусу — даже исцеление неизлечимо больных ставилось ему в вину.

Тем не менее субботние правила неукоснительно исполнялись учениками Христа, даже когда они переживали самый страшный момент своей жизни — смерть Учителя. Из Евангелия мы знаем, что Христа казнили накануне иудейской Пасхи, которая в тот год попадала как раз на субботу. Поэтому хоронили Его очень спешно — наступал субботний покой. И в течение всей субботы люди, которые больше всего любили Христа, не могли подойти к Его Гробу и ждали утренней зари “первого дня недели”, чтобы прийти туда и по обычаю помазать Его Тело благовониями. Но когда, наконец, они пришли, то обнаружили, что Он Воскрес…

Многие до сих пор говорят, что христианство — это секта, возникшая в среде иудеев, которые хотели обновления своей религии, а Иисус из Назарета был ее “харизматическим лидером”. Он реформировал Моисеев Закон, отменил субботу… Если бы Христос учил Своих учеников именно так, зачем им надо было даже в этот трагический момент сидеть по старому иудейскому обычаю дома и исполнять “отжившую” свой век субботнюю заповедь?.. Вряд ли ученики соблюдали заповедь из-за боязни быть побитыми камнями за ее нарушение, ведь почти все они приняли потом мученическую смерть за Христа.

Поэтому именно этот день, первый день иудейской недели, они назвали седьмым, Днем Господним, а позже — воскресеньем. Таким образом, для христиан днем памятования о Боге стало воскресенье. Это не было нарушением Ветхозаветной Заповеди, наоборот, это означает ее окончательное исполнение. В Ветхом Завете в субботу человек вспоминал, что Бог его не забыл, что Он придет и спасет от греха и смерти Свой народ. В Новом Завете человек вспоминает именно в воскресенье, что Бог уже пришел и уже спас нас, воскреснув из мертвых. Все “субботние” ожидания исполнились. Какой смысл теперь соблюдать субботу?

Это было бы ровно то, что сделали с четвертой заповедью фарисеи. Смысл этой заповеди полностью реализовался в почитании воскресенья.

Возникает вопрос: можно ли христианам работать в воскресенье? Если есть такая возможность — лучше оставить в этот день свои обычные дела и работу. Причем поскольку церковный день начинается с вечернего богослужения, как и в ветхом Завете, то и субботний вечер должен быть посвящен Богу. Недаром традиция сделала оба этих дня выходными. Посвятить день Богу — значит пойти на богослужение, всей семьей почитать дома Священное Писание, помочь нуждающимся людям. Главное — не праздность, а молитва и добрые дела. В наше время многие вынуждены работать без выходных, но Православная Церковь не одобряет работу в субботу и воскресенье лишь в том случае, когда человек не помнит о Боге, а занимается исключительно своими делами, даже если они очень важные, нужные и добрые. Господь ждет от человека единственной жертвы — любящего сердца, а заповедь о дне, посвященном Богу — это средство, которое помогает сердцу не потухнуть.

 

Фото Maurizio.

 

Читайте также:

Почему ученик фарисея хуже фарисея?
Дети спрашивают о Библии
Заповеди блаженства

foma.ru

как выбрать благоприятный день по астрологии

Как известно, каждому дню в неделе покровительствует определенная планета. От этого влияния и зависит характер дня. Астрологи утверждают, что каждый день недели может нести в себе определенный посыл, который оказывает большое влияние на то, что происходит в нашей жизни. Итак, какие же значения имеют дни недели, и как они влияют на человека?

Понедельник находится под покровительством Луны. Спутник Земли наделил этот день особой эмоциональной чувствительностью. В понедельник мы попадаем под воздействие Луны и начинаем воспринимать все происходящее несколько иначе, чем обычно. Чувства в это день обостряются. Астрологи не рекомендуют в этот день принимать важные решения, так как они могут быть приняты под воздействием эмоций. Необходимо быть более внимательными и сосредоточенными. Рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, так как лишние переживания в этот день могут сильно сказаться на здоровье.

Вторником управляет Марс, планета воинов. В этот день можно открыто бороться со своими проблемами, доказывать свою точку зрения и добиваться своего. Марс придает сил, но в то же время пробуждает в нас агрессию. Не стоит во вторник вступать в споры и затевать конфликты. Энергия Марса дается для того, чтобы набираться решительности и уверенности для преодоления трудностей, а не для того, чтобы конфликтовать и показывать свою силу.

Среда – день Меркурия. Удачный день для новых начинаний, особенно для торговли и налаживания новых контактов. В этот день хорошо проводить деловые переговоры и совершать денежные операции. Беда в том, что планеты действует на всех людей сразу. Так что если где-то у кого-то убыло, значит, у кого-то прибыло. Другими словами, опасайтесь мошенников и нечистых на руку людей, ведь им в этот в день будет везти наравне с вами.

Четверг находится под покровительством Юпитера. В это день обостряется логика, способность разумно мыслить. День хорош для принятия серьезных решений и для планирования новой работы. В четверг лучше всего навестить своих родных или друзей, пообщаться с теми, с кем вам приятно общаться и зарядиться позитивной энергией. Кроме того, четверг хорош для строительства, ремонта, а также для того, чтобы давать распоряжения и делать заказы. День удачен и для путешествий и поездок.

Пятница – день Венеры, покровительницы любви и гармонии. В этот день люди плохо воспринимают информацию и не пытаются вникнуть в суть, так что на пятницу не стоит затевать никаких важных встреч и переговоров, вас просто-напросто могут не услышать. Это день лучше всего провести с любимым человеком, с друзьями или семьей. Как правило, в это день самочувствие людей улучшается, появляются новые силы и энергия. Важно направить ее в правильное русло.

Субботой управляет Сатурн. В этот день недели хорошо заниматься финансовыми вопросами, расчетами и планированием. Кроме того, суббота отлично подходит для учебы, усвоения новых знаний и самоанализа. Этот день нужно использовать как можно продуктивнее. В субботу можно начать реализацию своих планов. Это время, когда активность будет переполнять вас. Многие в субботу ощущают прилив сил.

Воскресенье управляется Солнцем. Эта планета наделила его радостью, легкостью и безмятежностью. Воскресенье подходит для развлечения и отдыха. Так же в этот день можно совершать покупки и начинать новые дела. Удача придет к тем, кто будет позитивно мыслить и активно действовать.

Каждый день недели имеет свои характеристики. С помощью астрологии мы может выбрать благоприятный день и не опасаться того, что нас постигнет неудача. Фортуна будет на вашей стороне, если планета-покровитель создаст для этого все необходимые условия. Если статья оказалась полезной, жмите и

dailyhoro.ru


Смотрите также