Календарь православный 2020 на январь


1 января 2020 - Православный Церковный календарь

(Иак.1:1–8; Мк.10:11–16)

С какою любовью отнесся Господь к детям! Да и кто не относится к ним с любовью? Чем дольше кто живет, тем больше любит детей. Видится в них свежесть жизни, чистота и непорочность нрава, которых нельзя не любить. Иным приходит на мысль, смотря на невинность детства, полагать, что первородного греха нет, что всякий падает сам, когда приходит в возраст и встречается с противонравственными стремлениями, преодолеть которые, кажется ему, он не в силах. Падает-то всякий сам, а первородный грех все-таки есть. 

Апостол Павел видит в нас закон греха, «противу воюющий закону ума» (Рим.7:23). Этот закон, как семя, сначала будто не виден а потом раскрывается и увлекает. Так рожденные от прокаженных до известного возраста не обнаруживают проказы, потом она раскрывается и начинает снедать их так же, как и родителей. Где была проказа до времени? Внутри скрывалась. Так и первородный грех до времени скрывается, а потом выходит наружу и делает свое. Окружающая среда много значит и для подавления этого греха, и для раскрытия его. 

Не будь кругом стихий греховных, нечем было бы питаться тому сокрытому греху и он, может быть, сам собою бы иссох: но в том-то горе наше, что кругом всегда бывает много благоприятствующего его питанию. Много греха и в каждом лице, и в обществе: но все это не необходимо определяет нас на грех. Грех всегда дело свободы: борись – и не падешь. Падает только тот, кто не хочет бороться. Отчего не хотим бороться? На хотенье и нехотенье нет устава: хочу, потому что хочу; и не хочу, потому что не хочу: самовластие – вот источное начало; дальше его нельзя идти.

Два брата, будучи побеждены блудной похотью, пошли и взяли с собою женщин.

После же стали говорить друг другу: «Что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту и потом должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню».

Пришедши в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав им то, что они сделали. Старцы заключили их на год, и обоим поровну давались хлеб и вода. Братья были одинаковы по виду. 

Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения – и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого – с веселым и светлым лицом, – и подивились сему, ибо братья принимали пищу поровну. Посему спросили они печального брата: «Какими мыслями ты был занят в келье своей?»

«Я думал, отвечал он, о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, – и от страха прильпе кость моя плоти моей» (Пс. 101:6).

Спросили и другого: «А ты о чем размышлял в келье своей?»

Он отвечал: «Я благодарил Бога за то, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от будущего мучения, и возвратил меня к этому ангельскому житию, – и, помня о Боге, я радовался».
Старцы сказали: «Покаяние того и другого равно перед Богом».

Основы православия

Тема 1.  Христианская вера – это одновременно доверие и верность Богу. Если человек верует в Бога, то он доверяет Богу и пребывает верным Ему, исполняя Его заповеди. Именно такая вера является спасительной. Отсюда и наименование людей по отношению к Церкви Божьей: верные и отпавшие.
Вера – это не нечто неопределённое, мы должны чётко знать: в Кого (Кому) мы верим, как жить по вере, каковы истинные плоды веры.

azbyka.ru

Православный календарь на январь 2020

1 января Рождественский пост 35 день
Преподобного Илии Муромца
Святого мученика Вонифатия
Священномученика Ипатия Печерского, целебника
Преподобного Иосифа Многоболезненного, Печерского
2 января Рождественский пост 36 день
Святого праведного Иоанна Кронштадтского
Священномученика Игнатия Богоносца
Предпразднество Рождества Христова
3 января Рождественский пост 37 день
Святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца
Мученицы благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской и святой мученицы Иулианы Никомидийской
4 января Рождественский пост 38 день
Святой великомученицы Анастасии Узорешительницы
5 января Рождественский пост 39 день
Святых десяти критских мучеников: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста
6 января Рождественский пост 40 день
Рождественский сочельник (навечерие Рождества Христова)
Преподобномученицы Евгении и с нею мучеников Прота, Иакинфа и Клавдии
Преподобного Николая, монаха
7 января Рождество Христово
Святки 1 день
8 января Святки 2 день
Попразднство Рождества Христова
Собор Пресвятой Богородицы
Священномученика Евфимия, епископа Сардийского
9 января Святки 3 день
Первомученика апостола от 70-ти Стефана, архидиакона
Преподобного Феодора Начертанного, исповедника
10 января Святки 4 день
Священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского
Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных
Апостола от 70-ти Никанора
11 января Святки 5 день
Мучеников 14 000 младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме
12 января Святки 6 день
Святого Макария, митрополита Московского
Апостола от 70-ти Тимона, епископа Бострийского
Мученицы Анисии Солунской (Фессалоникийской)
Священномученика Зотика Сиропитателя, пресвитера
13 января Святки 7 день
Преподобной Мелании Римляныни
Отдание праздника Рождества Христова
14 января Обрезание Господне
Святки 8 день
Святителя Василия Великого
15 января Святки 9 день
Преподобного Серафима Саровского (преставление, второе обретение мощей)
Предпразднство Богоявления
Святого пророка Малахии
Святителя Сильвестра, Папы Римского
Святой праведной Иулиании Лазаревской (Муромской)
16 января Святки 10 день
Святого мученика Гордия
17 января Святки 11 день
Святителя Евстафия I, архиепископа Сербского
Собор 70-ти Апостолов
Преподобного Феоктиста
18 января Крещенский сочельник
Святки 12 день
Пророка Михея
19 января Крещение Господне (Святое Богоявление)
20 января Попразднство Богоявления
Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
21 января Святителя Емилиана
Преподобного Георгия Хозевита
Преподобных Григория чудотворца и Григория затворника Печерских
Преподобной Домники Константинопольской
Священномученика Исидора Юрьевского (Дерптского), пресвитера и с ним 72-х мучеников пострадавших
22 января Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца
Мученика Полиевкта
Преподобного Евстратия, чудотворца
23 января Святителя Григория Нисского, епископа
Святителя Феофана Затворника Вышенского
Преподобного Маркиана Константинопольского, пресвитера
Священномученика Анатолия, митрополита Одесского
Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского
Преподобного Павла Комельского (Обнорского)
24 января Преподобного Михаила Клопского, Новгородского
Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника
25 января Мученицы Татианы Римской и с нею в риме пострадавших
Святителя Саввы I, архиепископа Сербского
Преподобного Мартиниана Белозерского
26 января Преподобного Иринарха Ростовского
Преподобного Елеазара Анзерского
Мучеников Ермила и Стратоника
27 января Отдание праздника Богоявления
Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии
28 января Преподобного Павла Фивейского
Преподобного Иоанна Кущника
29 января Праведного Максима Тотемского, пресвитера
Поклонение честным веригам апостола Петра
Священномученика Иоанна Петтайя
30 января Преподобного Антония Великого
Преподобного Антония Дымского
31 января Святителей Афанасия Великого и Кирилла, архиепископов Александрийских
Преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского

pravoslavnye-molitvy.ru

8 января 2020 - Православный Церковный календарь

О, Пресвята́я и преблагослове́нная Ма́ти Го́спода, Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ми́лостивая Богоро́дице и Присноде́во Мари́е! Припа́дая к святе́й и чудотво́рней ико́не Твое́й, смире́нно мо́лимся Тебе́, Благо́й и Милосе́рдой Засту́пнице на́шей: вонми́ гла́су гре́шных моле́ний на́ших, не пре́зри воздыха́ний от души́, ви́ждь ско́рби и беды́ на́с обыше́дшия, и я́ко любвеоби́льная вои́стину Ма́ти потщи́ся на по́мощь на́м безпомо́щным, уны́лым, во мно́гия и тя́жкия грехи́ впа́дшим и при́сно прогневля́ющим Го́спода и Созда́теля на́шего, Его́же умоли́, Предста́тельнице на́ша, да не погуби́т на́с со беззако́ньми на́шими, но яви́т на́м человеколю́бную Свою́ ми́лость. Испроси́ на́м, Влады́чице, у бла́гости Его́, теле́сное здра́вие и душе́вное спасе́ние, благоче́стное и ми́рное житие́, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, дожди́ благовре́менны и благослове́ние свы́ше на вся́ блага́я дела́ и начина́ния на́ша, и я́коже дре́вле призре́ла еси́ ми́лостиво на смире́нное славосло́вие послу́шника Афо́нскаго, воспева́вшаго Ти́ пе́снь хвале́бную пред Пречи́стою ико́ною Твое́ю, и посла́ла еси́ к нему́ Арха́нгела Гаврии́ла научи́ти его́ пе́ти пе́снь небе́сную, е́юже славосло́вят Тя́ а́нгели горе́, си́це приими́ благоутро́бно и на́ше ны́не усе́рдно приноси́мое Тебе́ молитвосло́вие, и принеси́ е́ Сы́ну Твоему́ и Бо́гу, да ми́лостив бу́дет О́н на́м гре́шным, и проба́вит ми́лость Свою́ все́м чту́щим Тя́ и с ве́рою покланя́ющимся Свято́му О́бразу Твоему́. О, Цари́це Всеми́лостивая, Ма́ти Бо́жия Всеблага́я, простри́ к Нему́ Богоно́сныя Твои́ ру́це, и́миже Его́, я́ко младе́нца носи́ла еси́, и умоли́ Его́ вся́ ны́ спасти́ и изба́вити поги́бели ве́чныя. Яви́ на́м, Влады́чице, Твоя́ щедро́ты: боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши, бе́дствующим помози́: благопоспеши́ все́м на́м носи́ти и́го Христо́во в терпе́нии и смире́нии, сподо́би на́с благоче́стно житие́ сие́ земно́е сконча́ти, христиа́нскую непосты́дную кончи́ну получи́ти, и Небе́сное Ца́рствие унасле́дити, Ма́терним хода́тайством Твои́м к ро́ждшемуся от Тебе́ Христу́ Бо́гу на́шему, Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

azbyka.ru

6 января 2020 - Православный Церковный календарь

Ложь неоязычников про Рождество Христово

Предпразднства Рождества Христова

Тропарь предпразднства Рождества Христова, глас 4

Написова́шеся иногда́ со ста́рцем Ио́сифом,/ я́ко от се́мене Дави́дова, в Вифлее́ме Мариа́м,/ чревонося́щи безсе́менное Рожде́ние./ Наста́ же вре́мя рождества́,/ и ме́сто ни еди́ноже бе обита́лищу,/ но, я́коже кра́сная пала́та,/ верте́п Цари́це показа́шеся.// Христо́с ражда́ется пре́жде па́дший воскреси́ти о́браз.

Перевод: Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, носящая во чреве Зачатого без семени. Настало время родить, и не было нигде места для ночлега; но, как чертог приятный, пещера Царице была показана. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ.

Кондак предпразднства Рождества Христова, глас 3

Де́ва днесь Преве́чное Сло́во/ в верте́пе гряде́т роди́ти неизрече́нно;/ лику́й, вселе́нная, услы́шавши,/ просла́ви со А́нгелы и па́стырьми// хотя́щаго яви́тися Отроча́ Мла́до, Преве́чнаго Бо́га.

Перевод: Дева в сей день идет, чтобы Предвечное Слово родить в пещере неизреченно. Ликуй, вселенная, о том услышав, прославь со Ангелами и пастухами нас ради восхотевшего явиться – Дитя младое, Предвечного Бога.

показать все

В понедельник, Небесным чинам бесплотным

Тропарь в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 4

Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще нас пpипа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите нас,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.

Перевод: Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»

Кондак в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 2

Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.

Перевод: Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.

Преподобномученице Евгении Римской

Тропарь преподобномученице Евгении Римской, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Евге́ния/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю,/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию поже́ршуюся Тебе́.// Тоя́ моли́твами, я́ко ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Евгения, взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак преподобномученице Евгении Римской, глас 2

Благоро́дия нра́вом тя честноподо́бне украси́в обожи́вый Госпо́дь,/ в ра́бии о́бразе от Де́вы нам соедини́ся,/ И́же тя в лик дев свещено́сиц вчини́/ и с му́ченики сочета́, Евге́ние,// я́ко вои́стинну благоро́дия Боже́ственныя сла́вы вене́ц улучи́.

Перевод: Благородным нравом (Евгения от греч. Εὐγενής - благородный) с подобающей честью тебя украсивший и даровавший тебе обо́жение Господь, в образе раба (Флп.2:7) от Девы с нами соединился. К сонму дев со светильниками (Мф.25:1-13) Он причислил тебя и с мучениками сочетал, Евгения, ибо воистину венец благородства Божественной славы ты стяжала.

Молитва святой преподобномученице Евгении Римской

Де́вственниц похвало́ и му́чениц сла́во, Евге́ние преподо́бная! К тебе́ во умиле́нии серде́ц припа́даем и заступле́ния твоего́ у Го́спода про́сим! Ты́ бо, преподобному́ченице пресла́вная, ве́лие дерзнове́ние ко Влады́це все́х стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чи́стой душе́ твое́й и телеси́ твое́м страда́льчестем, зане́, вся́ прельще́ния врага́ и преще́ния мучи́теля презре́вши, вся́ терпя́щи, вопия́ла еси́: «Христо́с е́сть бога́тство мое́ и похвала́!» Те́мже от того́ бога́тства и на́шей нищете́ духо́вная пода́ждь дарова́ния и от безме́рных прегреше́ний на́с предста́тельством твои́м огради́, дру́г ко дру́гу на́с в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду о́чи серде́ц на́ших всегда́ возводи́, во е́же при́сно сла́вити на́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву и твое́ те́плое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Послушник спросил у старца:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты


Основы православия

Тема 6.  Чем подтверждается истинность Православной веры?

1. Тем, что в ее основе лежат истины, открытые посредством сверхъестественного Откровения.

2. Истинностью Священного Писания (Библия является составной частью Священного Предания).

3. Преданием Церкви (именно Вселенская Православная Церковь имеет происхождение от апостолов, сохраняет преемство иерархии от апостолов, и при этом сохраняет вероучение неповрежденным (протестантские церкви — не древнего происхождения, а католицизм, хотя и древнего происхождения, однако не сохранил вероучение в чистоте, а значит, и не вписывается в определение единственной истинной Церкви как «столпа и утверждения истины» (1Тим.3:15)).

4. Опытом православных святых (которые достигли высот святости в соответствии с тем, как об этом сообщается в православном вероучении).

Практические советы

Сочельник: можно ли ничего не есть весь день?

Архимандрит Кирилл (Говорун), кандидат богословия, доктор философии:

— Традиция воздержания от еды в течение всего дня или даже нескольких дней существовала еще в Ветхом Завете. Такой пост мог налагаться на весь израильский народ накануне важных событий, перед военными сражениями или в связи с какими-то бедствиями. Именно так постился Моисей на горе Синай.

В богослужебном круге Православной Церкви тоже есть дни, когда верующие могут воздерживаться от пищи в течение всего дня. Это Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский сочельник, Крещенский сочельник. В Греции существует традиция ничего не есть в течение первых трех дней Великого поста, то есть до первой Преждеосвященной литургии. И многие верующие придерживаются этого правила.

Однако для большинства людей такое воздержание непосильно, поэтому Церковь никогда не принимала эту благочестивую традицию как норму, обязательную для всех верующих. В Православной Церкви упор делается на качестве поста, а не на его количестве. Воздержание в пище — важный элемент поста, но не единственный. Отношение к посту в Православии комплексное, целостное и включает в себя не только отказ от скоромных продуктов, но и от злых дел, злых помыслов. Тем не менее, если кто-то имеет в себе силы и желание отказаться от пищи на весь день, это можно делать по благословению духовника.

Случайный тест

azbyka.ru

20 января 2020 - Православный Церковный календарь

 

 

 

 

В понедельник, Небесным чинам бесплотным

Тропарь в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 4

Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще нас пpипа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите нас,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.

Перевод: Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»

Кондак в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 2

Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.

Перевод: Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.

показать все

Собору и Усекновению главы Иоанна Предтечи

Тропарь Собору и Усекновению главы Иоанна Предтечи, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Память праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, подъемлющего грех мира и подающего нам великую милость.

Кондак Собору Иоанна Предтечи, глас 6

Плотска́го Твоего́ прише́ствия убоя́вся Иорда́н,/ стра́хом возвраща́шеся,/ проро́ческое же служе́ние исполня́я Иоа́нн,/ тре́петом спря́ташеся,/ А́нгельстии чи́ни ужаса́хуся,/ зря́ще Тя во струя́х пло́тию креща́ема,/ и вси́ су́щии во тьме озаря́хуся,// воспева́юще Тя, я́вльшагося и просвети́вшаго вся.

Перевод: Пришествия Твоего во плоти устрашившись, Иордан в трепете вспять обращался; духовное же служение исполняя, Иоанн в страхе уклонялся; ангельские полки изумлялись, увидев Тебя, в струях плотью крещаемым, и все, пребывавшие во тьме, озарялись, воспевая Тебя, явившегося и просветившего все.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Молитва вторая Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе́ прибега́ю не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

(Евр.11:17–23, 27–31; Мк.9:42–10:1)

«Всякий огнем осоли́тся, и всякая жертва солью осоли́тся» (Мк.9:49). Перед этим говорил Господь о том, что должно быть готовым на всякого рода пожертвования и на всякие дела самоотвержения, лишь бы устоять на добром пути. Хоть бы жертвы эти были дороги нам, как глаз, или необходимы, как правая рука, надо принести их не задумываясь; ибо если пожалеешь принести такую жертву и вследствие того увлечешься с правого пути на неправый, то принужден будешь в будущей жизни страдать вечно. 

Итак, принеси жертву, болезненную и скорбную, здесь, чтоб избежать мучений там. Без огненного очищения здесь нельзя быть спасену от огня вечного. Всякий, желающий быть спасенным, должен быть осолен огнем, пройти огненное очищение. Все мы, по закону сотворения, должны принести себя в жертву Богу; но всякий из нас нечист. Надо, значит, очистить себя, чтобы из нас составилась жертва, приятная Богу (ср. Рим.12:1). Но стань себя очищать, отрывать страсти от души, будет больно, как от обожжения огнем. 

Это действие внутреннего самоочищения похоже на действие огня, очищающего металл. Металл бесчувствен. Если дать ему чувство, то он и очищение, и жжение чувствовал бы современно; это самое происходит и в самоочищающемся человеке. Пройдя это действие, он бывает как бы весь пережжен огнем. Очистительный огонь проходит по всем частям его, как соль проникает осоляемое тело. И только тот, кто подвергается этому действию, бывает настоящею богородною жертвою; потому и необходимо всякому быть осолену огнем, подобно тому как в Ветхом Завете всякая жертва осолялась прежде принесения ее на всесожжение.

Подвизался один монах в пустыне, усердно творя молитву, даже ночью для этого вставал. А пищу ему приносил обычный такой мужик, немного сумрачный, будто не выспавшийся. Как-то раз решил инок провести рядом с ним целый день и вот что приметил. Крестьянин вставал рано утром, говорил: «Господи» и шел в поле. Там пахал целый день, а вернувшись к ночи, перед тем как лечь спать, во второй раз говорил: «Господи». «И только-то», – огорчился пустынник. А спустя некоторое время решил отправиться к духовнику за советом – как научить мужика молиться. Старец подумал и предложил для начала исполнить следующее: «Возьми эту чашу, полную масла, и обойди вокруг деревни, но только смотри, ни капли не пролей». Молодой монах все исполнил в точности и вновь предстал перед духовником. «Скажи, сколько раз вспомнил ты Бога, пока нес чашу?» – поинтересовался тот. «Ни разу, – растерялся инок. – Я думал только о том, как бы не пролить масла». «Это одна чаша с маслом так заняла тебя, – продолжал старец, – что ты ни разу не вспомнил о Боге. А крестьянин и себя, и семью, и тебя кормит своими трудами и заботами и то два раза в день вспоминает о Боге».

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты


Основы православия

Тема 20.  Свойство Божье – всеведение.

Всеведение Божье усматривается в том, что Бог знает всё совершеннейшим образом, в совершенстве знает Себя, Свои действия, знает Своё творение (как в целом, так и в мельчайших деталях, знает реальное и условное «будущее» мира, знает все действительные и возможные помышления всех разумно-свободных существ), знает от вечности, просто (как бы созерцая всё в простом, вневременном акте созерцания).

Всеведение Божье по отношению к будущим судьбам мира называют Божественным предвидением (предведением). Предведение Божье по отношению к судьбам людей не следует воспринимать как безусловное предопределение (рок, фатум).

Мы получаем информацию из органов чувств, наше восприятие ограничено и субъективно. Бог абсолютно объективен, так как знает всё обо всём всеобъемлюще и неискажённо. Он созерцал образы и судьбы мира от вечности (и до творения мира).

См. Всеведение.

Практические советы

Можно ли пить святую воду не натощак?

По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшегося времени суток, то в Типиконе сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божья дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».

То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.

Случайный тест

azbyka.ru

Православный календарь на январь 2020 - Церковный календарь на январь 2020 года

Мч. Вонифатия (290). Прп. Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188). Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мчч. Полиевкта и Тимофея диакона (IV). Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI). Свт. Григория, еп. Омиритского (ок. 552).

Евр., 312 зач.,V, 11 – VI, 8. Мк., 44 зач.,X, 11–16.

Тропарь мученика Вонифатия, глас 4:

Му́ченик Твой, Го́споди, Вонифа́тий… (см. приложение 2)

Ин тропарь мученика Вонифатия, глас 4:

К сосло́вию по́слан му́чеников,/ му́ченик был еси́ и́стинен,/ пострада́в за Христа́ крепча́йше, всехва́льне,/ мощми́ же возврати́лся еси́ ве́рою посла́вшей тя, Вонифа́тие блаже́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га// прия́ти нам грехо́в проще́ние.

Кондак мученика Вонифатия, глас 4:

Свяще́ние непоро́чное/ самово́льне тебе́ приве́л еси́,/ И́же от Де́вы тебе́ ра́ди роди́тися хотя́щему,/ свя́те венчено́сче,// прему́дре Вонифа́тие.

Услаждения, услада, сладость – это то, что вкусно, приятно, то, что доставляет удовольствие. И если вся жизнь человека направлена на получение удовольствия, на потребление некоей услады в прямом или переносном смысле слова, то происходит духовное расслабление. Человек перестает думать о своей внутренней жизни, он перестает концентрировать мысль на главном, контролировать свои поступки и дела, он начинает жить по инерции, которая определяется стремлением к наслаждению. Действительно, человек, утратив духовное измерение своей жизни, теряет свою свободу и становится игрушкой страстей и инстинктов. Его жизнь уже нельзя назвать в полной мере жизнью разумного человека. Но если внимательнее отнестись ко всему, что нас сейчас окружает, – информации, которую мы получаем, идеалам и ценностям, которые нам навязываются посредством рекламы, фильмов, телевизионных передач, социальных сетей, парализующих сознание нашей молодежи, – мы увидим, что все это направлено на формирование устойчивого навыка стремиться только к одному – к услаждению себя.

Богослужебные указания


www.pravmir.ru

30 января 2020 - Православный Церковный календарь

 

 

 

 

В четверг, св. апостолам

Тропарь в четверг, св. апостолам, глас 3

Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостолы святые, умолите милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.

Кондак в четверг, св. апостолам, глас 2

Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й;/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не све́дый серде́чная.

Перевод: Непоколебимых и богогласных проповедников, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды их и смерть признал Ты высшими всякой жертвы, Один, знающий то, что в сердцах.

показать все

В четверг, святителю Николаю

Тропарь в четверг, святителю Николаю, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак в четверг, святителю Николаю, глас 3

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́,/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти./ Сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Перевод: В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, ибо Христово Евангелие исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных спас от смерти; потому был ты освящен, как великий служитель таинств Божией благодати.

Преподобному Антонию Великому

Тропарь преподобному Антонию Великому, глас 4

Ревни́теля Илию́ нра́вы подра́жая,/ Крести́телю пра́выми стезя́ми после́дуя,/ о́тче Анто́ние,/ пусты́ни был еси жи́тель,/ и вселе́нную утверди́л еси́ моли́твами твои́ми./ Те́мже моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Ревнителю Илии нравом подражая, за Крестителем прямыми путями следуя, отче Антоний, ты сделался обитателем пустыни и вселенную утвердил молитвами твоими. Потому ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.

Кондак преподобному Антонию Великому, глас 2

Жите́йския молвы́ отри́нув,/ безмо́лвно житие́ сконча́л еси́,/ Крести́теля подража́яй вся́ким о́бразом преподо́бнейший,/ с ним у́бо тя почита́ем,// отце́в нача́льниче Анто́ние.

Перевод: Житейские волнения отринув, безмятежно жизнь ты завершил, Крестителю всячески подражая, преподобнейший! С ним тебя и почитаем, отче отцов Антоний!

Молитва преподобному Антонию Великому

О, преподо́бне и богоно́сне о́тче на́ш Анто́ние! Ве́руем, я́ко ты́, предстоя́ престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, ве́лие и́маши дерзнове́ние в моли́твах ко Всеми́лостивому Го́споду Бо́гу, И́же всегда́ послу́шает тебе́, ве́рнаго раба́ и уго́дника Своего́. Сего́ ра́ди со умиле́нием смире́нно припа́даем к тебе́, свя́тче Бо́жий: не премолчи́ о на́с моли́тися ко Го́споду Бо́гу, в Тро́ице покланя́емому и сла́вимому, да, ми́лостивно призре́в на ны́, не попу́стит на́м поги́бнути во гресе́х на́ших, но да возста́вит па́дших, да пода́ст исправле́ние зло́му и окая́нному на́шему житию́, от гряду́щих грехопаде́ний восхища́я, и да прости́т на́м вся́, ели́ка согреши́хом мы́слию, сло́вом и де́лом, от рожде́ния до сего́ часа́. Ты́, подви́жниче доброде́тели, ве́си не́мощь и ско́рбь време́н настоя́щих, моли́ у́бо вы́ну Христа́ Бо́га, да николи́же на́с оставля́ет Его́ неизрече́нное милосе́рдие, но да храни́т на́с от мирски́х искуше́ний, от диа́вольских сете́й и от плотски́х похоте́й, да прии́мем от Него́ тобо́ю и вся́ потре́бная к жи́зни вре́менней, освобожде́ние от бе́д и напа́стей, и неосла́бное терпе́ние до конца́. Испроси́ на́м в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и невозбра́нно прейти́ от земли́ на не́бо, мыта́рств же, и бесо́в возду́шных, и ве́чныя му́ки изба́витися, и сподо́битися Ца́рства Небе́снаго с тобо́ю и со все́ми святы́ми, угоди́вшими Го́споду Бо́гу и Спаси́телю на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобному Антонию Дымскому

Тропарь преподобному Антонию Дымскому, глас 4

Доброде́телей ревни́телю,/ пусты́нный жи́тель,/ подви́жник ве́ры Христа́ Бо́га на́шего,/ поще́нием и труды́ умертви́вый плотска́я вожделе́ния,/ тезоимени́те вели́кому Анто́нию,/ его́же житию́ поревнова́л еси́/ и во его́же и́мя Боже́ственный храм воздви́гл еси́,/ ку́пно с ним, преподо́бне Анто́ние, моли́ Спаси́теля всех,/ да и нас сотвори́т победи́тели плотски́х похоте́й/ и хра́мы Ду́ха Свята́го,// по вели́цей Его́ ми́лости.

Перевод: Добродетелей ревнитель, пустынный житель, подвижник веры во Христа Бога нашего, пощением и трудами умертвивший плотские вожделения, одноименный с Антонием Великим, его житию ты подражал и в его же имя воздвиг Божественный храм, вместе с ним, преподобный Антоний, моли Спасителя всех, да и нас сделает победителями плотских похотей и храмами Святого Духа по великой Его милости.

Кондак преподобному Антонию Дымскому, глас 6

Све́рстник и подража́тель преподо́бному Варлаа́му,/ послуша́ние к нему́ и́стинное стяжа́в,/ досто́ин яви́лся еси́ ему́ прее́мник,/ упа́сши до вре́мене ста́до его́,/ доброде́телем же его поревнова́в,/ в ту́южде ме́ру во́зраста дости́гл еси́,/ безмо́лвие пусты́нное возлюби́в,/ и уго́ден Го́сподеви показа́лся еси́,/ первонача́льник быв пусты́ни при е́зере Ды́мском:/ тем ти вопие́м:/ с преподо́бным Варлаа́мом, о́тче Анто́ние, моли́ о нас Бо́га,/ да даст нам та́кожде угоди́ти Ему́, я́коже и ты,// о́бразе послуша́ния и безмо́лвия ти́хий рачи́телю.

Перевод: Равный по духу последователь предобного Варлаама, обретя истинное послушание ему, ты явился достойным ему преемником, ты пас до времени стадо его, добродетелям же его поревновав, ты достиг той же меры возраста и, возлюбив пустынное безмолвие, явился угоден Господу, стал первоначальником пустыни у озера Дымского, потому взываем к тебе: «С преподобным Варлаамом, отче Антоний, моли о нас Бога, да даст нам также угодить Ему, как и ты, образ послушания и безмолвия кроткий любитель».

Молитва преподобному Антонию Дымскому

О, па́стырю до́брый, учи́телю и наста́вниче наш, и святы́я оби́тели Ды́мския нача́льниче, преподо́бный о́тче Анто́ние! Мо́лим тя усе́рдно. Ты, я́ко име́я дерзнове́ние ко Влады́це Христу́ и ко Пречи́стей Его́ Ма́тери, бу́ди о нас недосто́йных, и́же с ве́рою притека́ющих к тебе́, хода́тай и моли́твенник те́плый, заступа́я нас от вся́ких бед и напа́стей, да твои́ми моли́твами и предста́тельством пребу́дем невреди́ми от враго́в на́ших ви́димых и неви́димых. Моли́ милосе́рдие Его́, е́же спасти́ нас от прегреше́ний на́ших, и́миже весть судьба́ми. Моли́ бла́гость Его́, е́же ми́лостив подава́ти нам и всему́ ми́ру потре́бная. Моли́ся Даю́щему всем мир: ниспосла́ти мир Це́рквам, собира́я расточе́нныя во еди́но, сохрани́ти страну́ на́шу в ми́ре и тишине́ и вся́кому ве́рному в до́ме и на пути́ и повсю́ду дни бла́ги и безмяте́жны дарова́ти, умири́ти жизнь на́шу, поми́ловати нас, предстоя́щих зде и за благосло́вною вино́ю отше́дших оте́ц и бра́тий на́ших, и весь мир, и спасти́ ду́ши на́ша, да вы́ну сла́вим, хва́лим, пое́м и велича́ем пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(Рим.11:13–24; Мф.11:27–30)

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему. 

Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди – иго, и грехи – бремя. Но, сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора. 

Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.

Колесо

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.

Преподобный Амвросий Оптинский

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты


Основы православия

Тема 30.  Каково содержание догмата о Пресвятой Троице?

Догмат о Пресвятой Троице звучит так. Бог един по существу (сущности, природе, естетству) и троичен в Лицах (Ипостасях). Эти Лица: Отец, Сын, Святой Дух.

Таким образом, когда мы говорим, что Бог Един, и когда говорим, что Бог троичен, – мы имеем в виду два разных богословских понятия: мы исповедуем в Боге единую Божественную сущность и три Божественных Лица. Бог единичен и троичен в разных отношениях.

Каждое Божественное Лицо — Бог: Отец — Бог, Сын — Бог, Святой Дух — Бог. Однако Отец и Сын, и Святой Дух — не три Бога, но один. Эту истину открыл о Себе Сам Господь, в полной мере понимание этой истины доступно только Ему. 

Единство Отца и Сына, и Святого Духа, нельзя считать единством арифметическим. Бог абсолютно един, выше не только троичности, но и арифметической единичности. Божественные Лица сопребывают неслитно, но взаимно проникая друг в друга так, что не существуют одно вне другого.

См. Святая Троица.

Случайный тест

azbyka.ru

Православный Церковный календарь 2020 г.


Двунадесятые переходящие праздники

  • 30 марта, воскресенье – Вход Господень в Иерусалим
  • 15 мая, четверг – Вознесение Господне
  • 25 мая, воскресенье – День Святой Троицы. Пятидесятница

Двунадесятые непереходящие праздники

  • 6 января, воскресенье – Крещение Господне. Богоявление
  • 2 февраля, суббота – Сретение Господне
  • 25 марта, вторник – Благовещение Пресвятой Богородицы
  • 6 августа, среда – Преображение Господне
  • 15 августа, пятница – Успение Пресвятой Богородицы
  • 8 сентября, понедельник – Рождество Пресвятой Богородицы
  • 14 сентября, воскресенье – Воздвижение Креста Господня
  • 21 ноября, пятница – Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • 25 декабря, четверг – Рождество Христово

Великие праздники

  • 1 января, вторник– Обрезание Господне и память святителя Василия Великого
  • 24 июня, вторник – Рождество Иоанна Предтечи
  • 29 июня, воскресенье – святых первоверховных апостолов Петра и Павла
  • 29 августа, пятница – Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • 1 октября, среда – Покров Пресвятой Богородицы

Многодневные посты

Однодневные посты

  • Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок
  • Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) – 5 января, суббота
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29 августа, пятница
  • Воздвижение Креста Господня – 14 сентября, воскресенье

Сплошные седмицы

  • Святки – с 25 декабря, четверг по 4 января, пятница
  • Мытаря и фарисея – с 27 января, воскресенье по 2 февраля, суббота
  • Сырная (масленица) – с 11 февраля, понедельник по 17 февраля, воскресенье
  • Пасхальная (Светлая) – с 6 апреля, воскресенье по 12 апреля, суббота
  • Троицкая – с 25 мая, воскресенье по 31 мая, суббота

Дни особого поминовения усопших

  • Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 27 января, воскресенье
  • Суббота мясопустная – 9 февраля, суббота
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 1 марта, суббота
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 8 марта, суббота
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 15 марта, суббота
  • Поминовение усопших воинов – 26 апреля, суббота
  • Радоница – 15 апреля, вторник
  • Суббота Троицкая – 24 мая, суббота
  • Суббота Димитриевская – 25 октября, суббота

Церковные памятные даты

  • 19 января, суббота – день интронизации Святейшего Патриарха Кирилла (2009 год)
  • 11 мая, воскресенье – день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла
  • 2 мая, пятница – день кончины Святейшего Патриарха Сергия (1944 год)
  • 4 апреля, пятница – день кончины Святейшего Патриарха Алексия I (1970 год)
  • 20 апреля, воскресенье – день кончины Святейшего Патриарха Пимена (1990 год)
  • 22 ноября, суббота – день кончины Святейшего Патриарха Алексия II (2008 год)

days.pravoslavie.ru

7 января 2020 - Православный Церковный календарь

Рождество Христово (Гал.4:4–7; Мф.2:1–12) Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила пред ними пост – некоторое стеснение, чтобы вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу рождшегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос раждается – славите»1 и проч. Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о Рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! – этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и внидет к Самому Богу. Воспроизведите немного пояснее то, что совершено для нас Господом, – и вы увидите, как естественно ныне нам такое воззвание. Чтоб это было для нас легче, приравняем к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и закованному в узы царь обещал свободу... Ждет заключенный день-другой, ждет месяцы и годы... не видит исполнения, но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец, показались признаки, что скоро-скоро; внимание его напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым говором: вот спадают запоры и входит избавитель... Слава Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец моему заключению, скоро увижу свет Божий!
Другой случай: больной, покрытый ранами и расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят: есть еще искуснейший врач, всех вылечивает и именно от таких болезней, как твоя; мы просили его – обещал прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет обещанного... Проходит час, другой, более – беспокойство снова начинает точить душу его... Уже под вечер кто-то подъехал... идет... отворилась дверь, и входит желанный... Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной.
Вот и еще случай: нависла грозная туча; мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза проходит и небо проясняется; всякий, свободно вздыхая, говорит: Слава Тебе, Господи!
Приблизьте эти случаи к себе и увидите, что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами, – пришел Господь-примиритель и разогнал эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей – пришел Врач душ и исцелил нас... Были мы в узах рабства – пришел Освободитель и разрешил узы наши... Приблизьте все это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос!
Не усиливаюсь словами моими привить к вам такую радость: это недоступно ни для какого слова. Дело, совершенное рождшимся Господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: «радуйтесь», потому что они не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: «радуйтесь»; они не могут радоваться. Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: «радуйся избавлению» – не возрадуется; покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно только сказать: «пойдите вы к Младенцу повитому, лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех обдержащих вас зол, ибо этот Младенец – Христос Спас мира».
Желалось бы всех видеть радующимися именно этою радостию и нехотящими знать других радостей, но «не вси сущие от Израиля... – Израиль» (Рим.9:6). Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти: глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это сколько ни говори:«укротитесь», они затыкают уши свои и не внемлют – и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: «мерзость Мне все эти празднества ваши!» (ср. Ис.1:14, Ам.5:21) И действительно, многие из наших увеселений общественных воистину мерзость языческая, т. е. одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большом количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира – мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: «что сделал Ты мне Рождеством Своим и Воскресением? Все ко мне идут!» Но да проносятся чаще в глубине сердца нашего слова 50-го псалма: «Оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти» (Пс.50:6)...
Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и, ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми днями, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога.
Конец, и Богу нашему слава!

1 Ирмос 1-й песни 1-го канона Рождеству Христову.

azbyka.ru

26 января 2020 - Православный Церковный календарь

Молитва вторая преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, добропроизво́льный страда́льче, новопросия́вый чудесы́, о́тче наш Ирина́рше. Росси́йстей земли́ удобре́ние, гра́ду Росто́ву похвало́, оби́тели сей ве́лие украше́ние и утвержде́ние! Кто не удиви́тся твоему́ самопроизво́льному и долголе́тнему страда́льческому терпе́нию: Три́десять бо лет в те́сней и хла́дней хи́жине себе́ заключи́л еси́, хлад, а́лчбу и изнуре́ние пло́ти Ца́рствия ра́ди Небе́снаго поне́сл еси́, к сему́ же и изгна́ние из оби́тели, по наважде́нию вра́жию, безро́потно претерпе́л еси́. Ве́мы же, я́ко посреди́ умоле́н быв от бра́тии, я́ко незло́бивый а́гнец, па́ки в оби́тель твою́ возврати́лся еси́ и в ту́южде хи́жину всели́лся еси́, я́ко адама́нт тве́рдый, на неви́димая бесо́вская по́лчища и ви́димыя враги́ твоя́ терпе́нием себе́ вооружи́в. Егда́ же попуще́нием Бо́жиим наидо́ша на оби́тель сию́ по́льстии ра́тницы, сих не убоя́лся еси́ сме́ртнаго преще́ния, но уцелому́дрився сло́вом, во своя́ си возврати́тися сотвори́л еси́. Сего́ ра́ди Всеблаги́й Бог, ви́дя твою́ ве́ру и страда́льческое долготерпе́ние, дар прозо́рливства и исцеле́ния тебе́ дарова́: бесны́м бо исцеле́ние, хромы́м доброхожде́ние, слепы́м прозре́ние подава́л еси́, и ина́я мно́гая с ве́рою к тебе́ приходя́щим во бла́го да́же додне́сь чудоде́йствуеши. Мы же недосто́йнии, такова́я чудеса́ ви́дяще и ра́дости исполня́ющеся, взыва́ем к тебе́ си́це: ра́дуйся, до́блественный страда́льче и бесо́в победи́телю, ра́дуйся ско́рый наш помо́щниче и те́плый к Бо́гу моли́твенниче. Услы́ши у́бо и нас гре́шных, моля́щихся тебе́ и прибега́ющих под кров твой: яви́ ми́лостивное предста́тельство твое́ о нас ко Всевы́шнему и исходата́йствуй твои́ми богоприя́тными моли́твами вся поле́зная ко спасе́нию душ и теле́с на́ших, сохрани́ святу́ю оби́тель сию́, вся́кий град и весь и вся́кую страну́ христиа́нскую от всех наве́тов вра́жиих, в скорбе́х же и боле́знех на́ших подава́й нам ру́ку по́мощи, да твои́м хода́тайством и заступле́нием, благода́тию же и милосе́рдием Христа́ Бо́га на́шего, изба́вимся и мы недосто́йнии, по отше́ствии от жития́ сего́, шу́ияго стоя́ния, и да сподо́бимся десна́го со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

azbyka.ru

Православные праздники в январе 2020

Первый месяц зимы — это не только новогодние, но и рождественские каникулы, Сочельник, Святки и купание в проруби на Крещение. Сильны христианские традиции, к которым в последнее время обращается всё большее количество людей. Чтобы не пропустить ничего важного в этой сфере, вовремя посетить Богослужение в храме, поставить сугубо свечку какому-либо святому — ознакомьтесь, какие православные праздники в январе 2020 года отмечаются Русской православной церковью.

1 января 2020 года (среда)

  • День памяти преподобного Илии Муромца, Печерского.
1 января 2020 года — День памяти преподобного Илии Муромца, Печерского

Илия Печерский — инок Киево-Печерского монастыря. Святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных, память совершается 11 октября и 1 января. Считается возможным прототипом былинного Ильи Муромца.

2 января 2020 года (четверг)

  • Предпразднество Рождества Христова.

Служба первого дня предпразднства Рождества Христова, длящегося 5 дней, обычно начинается такими словами: «Предпразднуем, людие, Христово Рождество и, вознесше ум к Вифлеему, вознесемся мыслию: и усмотрим Деву душевными очами, идущую родити в вертепе всех Господа и Бога нашего».

  • День памяти праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского, чудотворца.

Иоанн Кронштадтский (31 октября 1829 — 2 января 1909)— священник Русской православной церкви, митрофорный протоиерей. Настоящее имя — Иоанн Ильич Сергиев. Настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Член Святейшего правительствующего синода. «Вдохновитель создания и почётный член» Союза русского народа. Проповедник, церковно-общественный деятель правоконсервативных и монархических взглядов, духовный писатель.

3 января 2020 года (пятница)

  • День памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца.

Митрополит Пётр (вторая половина XIII века — 1326) — митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших постоянное местопребывание в Москве. Именуется Ратенским. Был идейным и духовным вдохновителем борьбы за единство Русского государства. Благословил Москву как собирательницу Русской земли. Канонизирован Русской православной церковью как святитель.

4 января 2020 года (суббота)

  • День памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Анастасия Узорешительница, Агия Анастасия Фармаколитрия — святая, христианская великомученица IV века. Приняла мученическую кончину в 304 году в Сирмиуме во время «великого гонения» на христиан при императоре Диоклетиане. Названа Узорешительницей, потому что облегчала страдания узников-христиан. В народной традиции воспринималась как освободительница от «уз беременности».

6 января 2020 года (понедельник)

  • Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).

Рождественский сочельник — канун (на́вечерие) праздника Рождества Христова. Это день усиленного приготовления к празднику Рождества Христова. В православной традиции в рождественский сочельник принято отказываться от пищи до появления первой звезды. Сама традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа. Начинать трапезу принято с сочива или кутьи.

7 января 2020 года (вторник)

  • Рождество Христово.

Полное название — Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Один из главных христианских господских двунадесятых праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Предваряется 40-дневным Рождественским постом.

8 января 2020 года (среда)

  • Собор Пресвятой Богородицы.

На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Иисуса Христа. Вспоминается бегство Святого Семейства в Египет.

  • Попразднство Рождества Христова.

Попразднство Рождества Христова посвящается прославлению Пресвятой Богородицы, родившей Спасителя всего человечества. Второй день торжества такой же значимый, как и Рождество Иисуса Христа, ведь благодаря смиренности Божией Матери, у Неё появилась возможность выносить будущего Мессию, искупившего грехи всех людей на земле.

10 января 2020 года (пятница)

  • День памяти мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожжённых, и прочих, там же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных.

Никомидийские мученики пострадали в 302 году в праздник Рождества Христова при Максимиане, который приказал христианам, собравшимся в Никомидийской соборной церкви, принести жертву языческим богам, однако получил отказ. В итоге христиане были сожжены в храме. Пока гонители готовились поджечь храм, епископ Анфим Никомидийский крестил оглашенных и всех причастил Святых Тайн.

10 января 2020 года — День памяти мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожжённых

Рождество Христово и Крещение — пожалуй, самые популярные церковные праздники в январе, которые отмечаются и верующими, и теми, кто далёк от веры православной. 7 января вся семья собирается за праздничным рождественским столом. А 19-ого числа самые смелые идут купаться в прорубь, чтобы смыть с себя все грехи, очиститься, исцелиться.

11 января 2020 года (суббота)

  • День памяти мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.

Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорождённому Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от 2 лет и меньше.

12 января 2020 года (воскресенье)

  • День памяти святителя Макария, митрополита Московского.

Митрополит Макарий (ок. 1482 — 31 декабря 1563) — митрополит Московский и всея Руси, архиепископ Новгородский. Сторонник иосифлянства, последователь Иосифа Волоцкого. Канонизирован Русской церковью в лике святителей.

13 января 2020 года (понедельник)

  • Отдание праздника Рождества Христова.

Последний день попразднства многодневного великого праздника Рождества Христова.

14 января 2020 года (вторник)

  • Обрезание Господне.

Полное название праздника — По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. На 8-ой день после рождения младенец Иисус, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом.

15 января 2020 года (среда)

  • Предпразднство Богоявления.

Длится на протяжении 4 дней, что подчеркивает чрезвычайную важность грядущего праздника, относящегося к числу двунадесятых.

  • День памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Серафим Саровский (30 июля 1754 (или 1759) — 14 января 1833) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Настоящее имя — Прохор Исидорович Мошнин. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории.

17 января 2020 года (пятница)

  • Собор 70-ти апостолов.

70 апостолов были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

18 января 2020 года (суббота)

  • Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

Крещенский вечер — день строгого поста. Последний день колядований и святочных гаданий.

19 января 2020 года (воскресенье)

  • Святое Богоявление (Крещение Господне).

Православный праздник, установленный в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя и глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

20 января 2020 года (понедельник)

  • Попразднство Богоявления.

В этот день снова вспоминается событие Крещения Господня. Особый акцент в воспоминании этого события Церковь ставит на личности Иоанна Крестителя.

  • Собор Предтечи и Крестителя Господня.

Собор Иоанна Предтечи — православный праздник, установленный в честь Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа. Следует непосредственно за праздником Крещения Господня.

20 января — Собор Предтечи и Крестителя Господня

В календарь православных праздников на январь 2020 года включены только самые значимые даты. На самом деле каждый день месяца отмечаются дни памяти различных святых, перенесения или обретения мощей, празднования различных икон Божией Матери. Если вам нужен полный список церковных дат, его можно посмотреть здесь.

22 января 2020 года (среда)

  • День памяти Филиппа, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.

Митрополит Филипп II (11 февраля 1507 — 23 декабря 1569) — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного. Настоящее имя — Фёдор Степанович Колычёв. До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.

25 января 2020 года (суббота)

  • День памяти мученицы Татианы.

Татиана — раннехристианская мученица, почитается Русской православной церковью. В России считается покровительницей Московского государственного университета и студентов.

27 января 2020 года (понедельник)

  • Отдание праздника Богоявления.

Это последний день попразднства Богоявления. В храмах еще раз звучат песнопения самого праздника Крещения Господня. Верующие вспоминают события, описанные во всех четырех Евангелиях.

  • День памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

Святая Нина — христианская просветительница Грузии. Почитается в лике равноапостольных.

29 января 2020 года (среда)

  • Поклонение честным веригам апостола Петра.

Вериги святого Петра — христианская реликвия, цепи (вериги), которыми, по преданию, был скован апостол Пётр во время своих арестов.

30 января 2020 года (четверг)

  • День памяти преподобного Антония Великого.

Антоний Великий, преподобный (ок. 251 — 356) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Художественно-символически изображается с посохом, имеющим форму тау-креста, с колокольчиком для отпугивания бесов.

31 января 2020 года (пятница)

  • День памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.

Кирилл и Мария Радонежские (ум. 1337) — преподобные Русской православной церкви, родители величайшего подвижника Русской земли преподобного Сергия Радонежского.

Вот такие основные церковные даты в январе 2020 года отмечаются Русской православной церковью. Этот календарь позволит не пропустить ничего важного: отметить божественный праздник, посетить Богослужение в храме, подготовиться к исповеди и причастию, сугубо помолиться святому, чья память приходится на тот или иной день.

Читайте также:


Предыдущая запись:
Народные праздники в январе 2020 года: традиции и обычаи Следующая запись:
Подробный календарь праздников, дат и событий на февраль 2020 года

kalendarnye-prazdniki.ru


Смотрите также