Колядки летние песни на троицу


Обрядовые песни на Троицу

Обрядовые песни на Троицу

Обрядовые песни на Троицу - это разновидность летних календарно - обрядовых песен. Троицкие песни  исполнялись при обрядах наряжения березки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая. Приводим тексты и значение песен.

Песня исполнялась при наряжении березки

Кумушка,
Свет-голубушка!
Мы к тебе идем,
По яичку несем,
По ложечке.
По лепешечке!

***

Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

***

Песню исполняли, совершая обряд крещения и похорон «кукушки» — во время вырывания из земли травы «кукушки».

Кукушечка-рябушечка,
Пташечка плакучая!
К нам весна пришла,
Весна красна!
Нам зерна принесла,
Нам ржи на гумно,
В коробью холста!
Будет девкам красным лен,
Старым бабам — конопель!

***

Девушки в среду перед троицей отправляются выбирать — «заламывать» березки, а на другой день, в семицкий четверг (или же в субботу), с яичницей и пивом идут завивать выбранные березки; каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод, исполняя публикуемую песню; пропев один раз, девушки садились около яичниц и съедали несколько ложек, потом снова повторяли песню, и так до трех раз.

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

***

В календарных величальных песнях, звучат наивысшие похвалы воспеваемому предмету, ведь по мысли совер­шавших обряд, береза должна передать буйный рост и пышную кра­соту полевым злакам. Хвала весеннему деревцу составляет в песне элемент, связанный с ее общим обрядово-магическим смыслом; соот­ветственно этому обрядовое величание не скупится на изображение самых превосходных свойств воспеваемого объекта — это похвала наивысшего рода:

Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.

Эта обрядовая троицкая песня приглашала к совершению обряда «кумления»: девушки завивали на березе венок и под пение этой песни целовались через него; до следующей троицы девушки считались кумами, близкими подругами.

Уж ты кумушка-кума,
Покумимся со мной,
Побранимся со мной,
Помиримся со мной,
Поцелуемся со мной,
Распростимся со мной!

***

Такая обрядовая песня пелась на троицу во время обряда «крещения кукушки».

На досточке на липовой,
Е льём ладо, на липовой!
Там стояли две кумушки,
Е льём ладо, две кумушки!
Две кумушки — две голубушки,
Е льём ладо, две голубушки!
Покумилися, полюбилися,
Е льём ладо, полюбилися!
На золоты перстни поменялися,
Е льем ладо, поменялися!

Во время праздника троицы девочки-подростки выбирают одну из подруг и наряжают ее «плясуньей»: ее одевают в лучшее платье, украшенное лентами, на голову надевают венок из цветов или шляпу, убранную лентами или цветами.

Иногда кроме девочки-плясуньи наряжают мальчика-плясуна. Весь его наряд, как и вся фигура его, представляет совершенную противоположность плясунье: его одевают в изорванное платье, привязывают горб и к подбородку – бороду из конопли или конских волос, на голову надевают войлочный колпак с войлочными же рогами, лицо пачкают сажей, в руки дают большую палку.

Все девочки в один ряд идут по улице и поют песни; плясунья впереди них танцует, а плясун, сгорбившись и опираясь на палку, наподобие дряхлого старика, отгоняет от процессии любопытных ребятишек.

Терень-ту зеленой,
Не расстался бы с тобой,
Я с тобою, с молодой,
С молодою со вдовою,
Там коляска ехала,
Во коляске девица,
На девице – веночек,
Лавровый цветочек.
«Что ты, девка, побледнела?» –
«Оттого я побледнела,
Что на молодца поглядела.
У молодца бело личико,
Бело личико, кругло личико.
Поплывем-ка мы с тобой,
Мой селезень белокосистый,
Белокосистый, воронистый».

До сих пор на Троицу существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы. 

На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Приводим еще примеры, тексты, названия,  слов  песен на троицу.

Троицкие обрядовые песни

Пойдем, девочки, гулять в лужочки...

Пойдем, девочки, гулять в лужочки,
Ой лёли, лёли, гулять в лужо...(чки).
Гулять в лужочки мы на все денечки,
Мы на все денечки, на все духовские.
А в поле пшеница перестой стояла,
Перестой стояла, колосом махала.

***

Белая береза девкам говорила...

Белая береза девкам говорила,
Маю, маю, маю зелено.
Вы прядите, девки, вы прядите, красны,
На меня, березу, да вы не глядите,
Я, бела береза, за неделю оденусь.
За другую неделю по-старому стану,
По-старому стану, листьем замахаю.

Березонька моя, березонька...

Березонька моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В Семик поют.
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венки плетут.

Береза к себе гукала...

Береза к себе гукала,
Дорогих гостей зазывала:
— Ходите, ребята, в луг гулять,
Зеленые веночки завивать,
Я вам согнусь,
Сама в веночек завьюсь.
А вы меня проставляйте,
Алой лентой украшайте,
Будут веночки зеленые,
А вы весь год веселые.

Пойдем, девочки, в луги-лужочки...

Пойдем, девочки, в луги-лужочки,
Ой маю, маю, маю зеленой.
В луги-лужочки завивать веночки,
Завьем мы веночки на круглые годочки.
Кто венки завивает - тот богат бывает.
Кто венки развивает — тот и беден бывает.

Ты не радуйся, дуб зелененький...

Ты не радуйся, дуб зелененький,
Ой люли, люли, дуб зелененький.
Не к тебе идут девки красные,
Не к тебе несут яишню смашную,
Ни к тебе несут водку горькую,
Ни к тебе несут скрипку звонкую.
Ты порадуйся, бела береза.
А к тебе идут девки красные,
Да к тебе несут яишню смашную,
Да к тебе несут водку горькую,
Да к тебе несут скрипку звонкую.

Береза лугу позавидовала...

Береза лугу позавидовала,
Ой, маю, маю, маю зелена.
—Хорошо тебе, лугу,
Хорошо зелена.
А меня, березу, секут и ломают,
И в печку бросают.
Молодуха девкам позавидовала:
—Хорошо вам, девки, хорошо, злодейки,
А нам, молодухам, такой воли нету.
Один в колыбели, другой на постели.
А что в колыбели — надо колыхати,
А что на постели — надо целовати.

 

«Троицкая» поэзия дает художественное изображение родной ве­сенней природы - полей, перелесков, лугов, лесов. Родная русская природа отражена в весенне-летней песенной поэзии в соотношении с чувствами и переживаниями молодежи. Это сближает обрядовую поэзию весны и лета с хороводной и игровой.

 

Смотрите также:

ucthat-v-skole.ru

традиции, обряды, хороводы, песни, заговоры

Проводить русалку, похоронить кукушку, засушить май и сделать шута. Так гуляли на Троицу наши предки.

Традиционные русские праздники отмечали календарную смену времен года и моменты солнцестояния и равноденствия. В эти дни проводились обряды, связанные с новым этапом сельскохозяйственных работ и изменениями в жизни человека.

Языческий праздник: традиции и обряды

Петр Суходольский. Троицын день. 1884

Христианский День Святой Троицы (Пятидесятница, Духов день) совпадает по времени с переходом от весны к лету и языческим праздником Семик, или Триглав. В этот период на Руси начинались летние гулянья и гадания. С помощью обрядовых песен и танцев славяне «программировали» землю на обильное цветение и большой урожай.

«Где девки шли, / Там цветы цвели, / Где ребята шли, / Там рожь густа», — заклинали в Подмосковье.

Считалось, что плодоносящую силу земле придавал хоровод в поле на Троицу. В него обычно не принимали детей до 15–16 лет и стариков. Это сейчас правильно затянуть хороводную песню да притопнуть в такт могут только наши прабабушки да прадедушки. А раньше участником этого обрядового танца была молодежь. Хороводы водили самые разные. В селе Новосолдатка Воронежской области хоровод водили часами, с обеда и чуть ли не всю ночь под одну и ту же песню, повторяемую много раз. Судя по видео, селянам это не надоедало.

Хоровод в два ряда с песней «Ой лёли. Из-под зорюшки-зари» на сцене сельского клуба в исполнении фольклорного ансамбля из села Новосолдатка Репьевского района Воронежской области

«Чтоб урожай был хороший», в некоторых регионах из оставшейся прошлогодней соломы делали шута, или Андрюшу, — чучело, которое сжигали в конце праздника. Если у вашего соседа по даче посевы всходят раньше и деревья растут лучше, то попробуйте научиться делать своего шута.

И.С. Ежов, житель села Ждамирово Сурского района Ульяновской области, показывает, как делали троицкую куклу шута

До Троицы женщины должны были закончить ткать холсты. Иначе, говорили, на нитях будут качаться русалки. Во многих селениях Троицкую неделю после праздника называли Русальной. Считалось, что в это время русалки выходят из воды на землю. Это был период прощания с весной. По традиции из тряпок делали куклу, наряжали ее в женскую одежду и с песнями и танцами носили по деревне. Неделю русалка жила среди людей.

«Русалка, каже, у середу будеть вылазить, у четверьг будеть рубахи мыть. У пятницу будеть катать (то есть выглаживать рубаху рубелем), а у субботу уже наряжаться», — рассказывали в деревне Смелиж Суземского района.

Изготовление русалки во время обряда проводов русалки в деревне Манцурово Трубчевского района Брянской области

Чтобы задобрить утопленниц, жители села сплетали ветки берез, делая из них качели. В конце недели русалку «провожали» — оставляли в лесу или сжигали чучело.

На Троицкую неделю в некоторых регионах страны незамужние девушки гадали, кто первой замуж выйдет. Обряд назывался «Похороны кукушки». Не пугайтесь! «Похоронить» означало спрятать.

Читайте также:

Так, в Белгородской области за неделю до праздника кукушку сплетали из листьев клена или болотной травы куги или просто сооружали палку с ленточками. Девочки делали кукушек втайне от мальчиков и прятали кукол — «хоронили» — на дереве или зарывали в землю.

На Троицкой неделе куклу-кукушку доставали и спускали на плоту на воду, приговаривая: «Ну, и плыви!», или просто бросали в воду. Чья дальше уплывала, той и замуж первой идти.

В славянской мифологии образ кукушки воплощает души умерших, не изживших свой век. А период окончания кукования («от Егория до Петра» — с 6 мая по 12 июля) символизирует окончание весны и начало лета.

Процесс изготовления кукушки в селе Шелаево Валуйского района Белгородской области

Главным символом Троицы по праву считается береза. Ей посвящали песни, ее называли кумушкой, подруженькой. Подмосковная детвора с веткой березы, украшенной ленточками, бумажными цветами, яичной скорлупой и колокольчиками, обходила дома, напевая о березке кудрявой и собирая угощения. Ленты для украшения березы были предметом роскоши. Кто ленту не принес, того конфеты собирать не брали.

Троицкая песня «Ах ты, кумушка, ты голубушка, ты к нам пришла» в исполнении детей из деревни Ковригино Павлово-Посадского района Московской области

Во время троицких гуляний на самих деревьях делали венки из ветвей и гадали на них. Чей венок через неделю засох, тому ждать болезней, а чей зеленился, тот здоров будет.

Березовыми ветками украшали дом. В Удмуртии ими даже застилали обеденный стол. Во дворе ветки втыкали в землю, в ворота, в щели между бревнами. Их называли «май». На Брянщине, когда над деревней собиралась гроза, сухой «май» палили в печи, чтобы в дом не ударила молния.

До сих пор православная Троица празднуется в сочетании с древними славянскими традициями. Священники в этот день облачаются в праздничные одежды зеленого цвета, символизирующие вечное возрождение жизни. Прихожане приносят на службу букеты трав и ветки берез. После освящения их высушивают, а затем используют весь год как лечебные.

На Дону так заготавливали полынь, чабрец, осоку, веники — «клечання» из тополя, клена и березы. В воде на троицких травах купали детей. В Воронежской области для лечебных настоев использовали травяные букетики — «вянцы» — из любистока, мяты, чабреца, ржаных колосков и конопли.

www.culture.ru

русские народные и христианские, текст. Традиционно-обрядовая песня для детей в праздник Троицы

Троица (Пятидесятница) – один из самых красивых православных праздников, наступающий на 50-й день после Пасхи Христовой. Поэтому каждый год дата торжества приходится на разные числа, а вот день недели традиционно остается неизменным (воскресенье). Согласно церковному календарю, в 2019 году День Святой Троицы отметят 16 июня – в честь этого важного события священники наденут зеленые облачения, а прихожане придут на праздничное богослужение с ветками березы. Такие освященные веточки считаются оберегом – их нужно принести домой и поставить на видное место. Во время великой вечерни звучат прекраснейшие песнопения, читаются специальные молитвы, во время которых принято стоять на коленях. Мы постарались собрать самые красивые христианские песни на Троицу с текстами и нотами – некоторые произведения можно послушать на видео. Кроме того, здесь вы найдете подборку русских народных обрядовых песен про Троицу для детей и взрослых, исполняемых нашими предками-славянами на Зеленой неделе.

Русские народные песни на Троицу – тексты, видео (слушать)

С праздником Троицы связано множество старинных обрядов, которые сопровождаются песнями – завивание березки, заклинание богатого урожая, густых всходов на полях и в садах. Предлагаем послушать русские народные песни на Троицу (видео), а также разучить самые популярные тексты к предстоящему торжеству.

Тексты русских народных песен про Троицу 

Пойдем, девочки, гулять в лужочки,
Ой лёли, лёли, гулять в лужо…(чки). 
Гулять в лужочки мы на все денечки,
Мы на все денечки, на все духовские.
А в поле пшеница перестой стояла, 
Перестой стояла, колосом махала.

Березонька моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девушки 
В Семик поют.
Под тобой, березонька,
Красны девушки 
Венки плетут.

Ой, где девки шли, там и рожь густа,
Ой, где вдовы шли, там трава росла,
Что трава росла высока, зелена;
Где молодушки шли, там цветы цветут,
Ну цветут цветы по всей улице,
По всей улице да по бережку,
Что по бережку под кусточками.

Пойдем, девочки, в луги-лужочки,
Ой маю, маю, маю зеленой.
В луги-лужочки завивать веночки,
Завьем мы веночки на круглые годочки. 
Кто венки завивает — тот богат бывает. 
Кто венки развивает — тот и беден бывает.

Кукушечка-рябушечка,
Пташечка плакучая!
К нам весна пришла,
Весна красна!
Нам зерна принесла,
Нам ржи на гумно,
В коробью холста!
Будет девкам красным лен,
Старым бабам — конопель!

Видео с исполнением троицкой народной песни

Христианские песни на Святую Троицу – с текстами, нотами, видео

Богослужение в честь Дня Святой Троицы – одно из самых торжественных действ, завораживающих своей красотой и неповторимой атмосферой радости. По церковным канонам, во время службы исполняются песни, восхваляющие триединство Бога, раскрывающие суть праздника. Самые душевные христианские песни на Троицу с текстами, нотами и видео вы найдете здесь – их можно разучить, а затем исполнить в кругу семьи, с дорогими сердцу людьми.

Песня «Белый голубь» ко Дню Святой Троицы — текст, ноты, видео 

Голубь, белый-белый голубь
Надо мной в синеве неба парит.
Голубь, белый-белый голубь,
Миру любовь Он дарит.

Припев: Голубь в вышине – свет Любви живой.
Белый голубь, белый голубь – Дух Святой.

Голубь, белый-белый голубь,
Твой полет в вышине вижу я вновь,
Голубь, белый-белый голубь –
это Святая Любовь.

Голубь, белый-белый голубь –
Сила моя и надежда моя.
Голубь, белый-белый голубь,
Он осеняет меня.

Дух Святой…-3р


Ангельская песнь Святой Троице (послушать на видео)

Народные песни на Троицу для детей – слова с нотами

Издавна Троица считалась одним из самых любимых праздников, олицетворяющих начало благодатного лета. Так, особенно радовались наступлению Зеленых Святок дети – от души веселились, наравне с взрослыми принимали участие в народных играх, забавах, обрядах. Сегодня во многих детских садах и начальных школах устраивают праздники, посвященные встрече Троицы – со стихами, песнями, хороводами. Для малышей и ребят постарше можно подобрать народные песни на Троицу с простыми словами, а мелодию разучить с помощью нот.

Подборка детских народных песен про Троицу со словами, нотами



Христианские песни для детей на Троицу – на видео с текстами

В исполнении детей песни на Троицу звучат особенно красиво и торжественно, вызывая у слушателей самые возвышенные чувства, эмоции. На видео вы найдете запись с известными христианскими песнями, тексты которых легко запомнить детям разных возрастов.

Сборник детских христианских песен про Троицу, видео, тексты

Традиционно-обрядовая песня на Троицу – для детей и взрослых (видео)

В старину на Троицын день проводили обряды, связанные с «заклинанием» земли на богатые урожаи, водили хороводы с песнями. Традиционно-обрядовая песня на видео напомнит детям и взрослым о скором приближении этого веселого зеленого праздника.

Видео с записью традиционной обрядовой песни в честь Троицы

Итак, здесь представлены самые красивые песни на Троицу  текстами и нотами – русские народные обрядовые, христианские для детей и взрослых. На видео можно прослушать чудесные музыкальные композиции, посвященные Дню Святой Троицы. Душевного вам спокойствия, мира, добра!

strana-sovetov.com

Календарно - обрядовые песни

Календарно - обрядовые песни

Обрядовые песни - это  вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно обрядовые песни - это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.

Фолькло́р - это устное народное творчество; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов. Важнейшей особенностью фольклора  является ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители 

Обряд - это церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.

Можно выделить 4 цикла календарно - обрядовой поэзии: зима, весна, лето, осень. 

Колядки

Среди зимних календарно - обрядовых песен большое место занимали колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен - колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья. В заключение они просили награду за свой труд.

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

***

Ты нас будешь дарить -
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить -
Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Масленичные календарно - обрядовые песни

Масленица символизирует наступление весны и уход зимы. Это веселый праздник с блинами, угощениями и хороводом. Отмечается семь дней. Заканчивается сжиганием чучела Масленицы. Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица Зиму замыкает,
Весну Красну приглашает!

Ой, Зимушка-Зима!
Иди спать, отдыхать!
Весна Красна!
К нам приди опять!

Становись в круг, весь народ!
Гармонист, грянь хоровод!

С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
Зима-то кончается,
Масленица начинается!

***

Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!

 Весенние календарно - обрядовые песни

Приблизить приход весны было призвано исполнение обрядовых песен Веснянок. Их кликали, взобравшись на крыши  или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

***

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Один из самых больших весенних праздников славян — Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами.

Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком 
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!»

***

Юрий, добрый вечер!
Юрий, подай ключи,
Юрий, отомкни землю,
Юрий, пусти траву!
— Юрий, на что трава?
— Трава для коников!
— Юрий, на что роса?
— Роса для воликов!

Летние обрядовые песни

Самые известные летние обряды связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали березками. Она знаменовала окончание весны и начало лета.  Обычаи давних времен основаны на обновлении жизни – это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы.

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы. 

На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

Песня оповещала о наступлении праздника Ивана Купалы.

— Сегодня, девочки, Купала,
Сегодня, девочки, Купала!
А кто сделал что — пропало,
А кто сделал что — пропало!

В песне заклинался богатый урожай.

Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
— Пойдем, Иван,
Пойдем, Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!
Чье жито,
Чье жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядренисто,
Ядренисто,
Ядро в ведро,
Ядро в ведро.
Колос в бревно,
Колос в бревно!

Во время косьбы говорят:

      Коси коса,
      Пока роса,
      Роса долой –
      Коса домой.
      Коса любит лопаточку,
      Лопатка – песок,
      Косец – пирожок,
      Еще каши горшок,
      Толокна ему мешок,
      Еще брюковки на Филипповки,
      Еще редьки хвост
      На великий пост!

Осенние обрядовые песни

Это календарно  - обрядовые песни связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы  сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле.

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

***

Песня рассказывает о совершении обряда "завивания бороды" - специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

Когда на поле дожинают рожь, дети говорят:

Солнышко красное,
Садись поскорей,
Нас, сирот, пожалей!

После ржаного жнитва катаются по пожне и говорят:

      Жнива, жнива,
      Дай мне силушку
      Еще на яровую жнивушку!

Смотрите также:

На странице использованы тексты обрядовых песен из книги Ю.Г. Круглов "Русские обрядовые песни"

 

ucthat-v-skole.ru

Урок 2. обрядовый фольклор - Литература - 6 класс

Литература

6 класс

Урок № 2

Обрядовый фольклор

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • роль фольклора в жизни наших предков;
  • место обрядовых песен в жизни русского народа;
  • особенности обрядового фольклора;
  • особенности колядок, масленичных песен, весенних песен, летних песен, осенних песен.

Тезаурус

Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.

Календарно-обрядовый фольклор – это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времён года и распорядка земледельческих работ.

Веснянки – обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны.

Колядки – рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. Смысл колядок связан с верой древних людей в магию первого дня: то, что пожелается в этот день или накануне его, непременно сбывается. Щедрое угощение колядовщикам – это жертва древнему языческому богу Коляде (Календе) и одновременно задабривание исполнителей песенок: чем щедрее угощение, тем прибыльней будет новый год для его подателя.

Осенние песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая.

Обрядовые песни на Троицу (троицкие) – это разновидность летних календарно-обрядовых песен. Троицкие песни исполнялись при обрядах наряжения берёзки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая.

Масленичные песни – песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П. Литература для 6 класса // Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва : Просвещение, 2017. 305 с.

Дополнительная литература:

  1. Круглов Г. Русский фольклор // Круглов Г., Коровин В. И. Москва : Флинта: Наука, 2002. 400 с.
  2. Даль И. Пословицы русского народа. Москва : АСТ : Астрель, 2000. 752 с.
  3. Зуева Т. В. Русский фольклор // Зуева Т. В., Кирдан Б. П.: учебник для высших учебных заведений. Москва : Флинта: Наука, 2002. 400 с.
  4. Капица Ф. С. Русский детский фольклор // Капица Ф. С., Колядич Т. М. Москва, 2002.
  5. Калугин В. И. Очерки о русском фольклоре. Москва : Худ.Лит, 1987. 268 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь русского человека всегда была заполнена трудом. Возделывание земли – одно из самых почётных занятий, без которого не может существовать человеческое общество. Не случайно русского крестьянина называли кормильцем.

Ценности жизни и образ мира русского человека отразились в фольклорных произведениях.

Фольклор – устное народное творчество – сопровождал жизнь народа постоянно, был важной частью быта, он украшал праздники и помогал в будни. Первая пахота и сбор последнего снопа в поле осенью, молодёжные гулянья и посиделки, рождественские праздники и встреча весны, свадьба, крестины и похороны – все события в жизни обыгрывались народом, сопровождались обрядом, то есть определёнными ритуальными действиями, характерными для той или иной ситуации. История обрядов уходит в глубочайшую древность. Обряды были связаны с жизнью природы, с жизнью семьи, с различными бытовыми обстоятельствами. Необходимой частью обрядов были песни.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не достигнуть желаемого результата.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года: весна красна цветами, осень – хлебами, а зима – снегами.

Любое дело, любое событие жизни человек сопровождал особыми песнями, стихотворениями, обрядами. Рождение ребёнка, крестины, свадьба; все трудовые процессы – сев, жатва, и, конечно, праздники – всё сопровождалось особым видом поэзии – семейно-обрядовой или календарно-обрядовой.

Хозяйственный год земледельца, находящийся в полной зависимости от природы, был связан с древнейшим календарём зимнего и летнего солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий. Поэтому свод народных песнопений, приуроченных к аграрной деятельности людей, называют календарно-обрядовым. Наступление великого праздника в России являлось не одномоментным событием, а целым периодом, циклом. К празднику приурочивались различные земледельческие работы. Однако с принятием на Руси христианства праздничный цикл не всегда сопровождался какими-либо аграрными работами. Частично эти традиции слились и с христианскими, после крещения Руси.

Наиболее значимы в народном календаре святки, масленица, встреча весны, Пасха, Троица (семик), Иоанн Креститель (Иван Купала), сенокос, жатва.

Церковные святцы стали своего рода канвой для сельскохозяйственного календаря. Будучи переосмыслены народом под влиянием трудовой практики, они наполнились пословицами, сельскохозяйственными и природными наблюдениями. Например, весной на Сретение, вспоминая святых Симеона Богоприимца и Анну Пророчицу, народ говорил «Анна и Симеон сбрую починяют». То есть пора готовить лошадей к посевным.

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д.

Началу года придавалось особое значение: как встретишь Новый год, таков он и будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда:

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

Вынимайте пятачки!

Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы:

Веселись, народ:

В гости Масленка идёт

С пирогами и блинами, –

Весну под руку ведёт!

Будем петь, гулять, –

Весну-матушку встречать!

На санях кататься,

блинками баловаться!

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение веснянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилёт птиц.

Весенние календарно-обрядовые песни (веснянки, заклички) исполнялись, чтобы приблизить приход весны. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилёт птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой частью весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Самые известные летние обряды были связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали берёзками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. До сих пор существует обряд завивания берёзы. Обрядовая песня (троицкие песни) заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи:

Берёзка, берёзка,

Завивайся, кудрявая!

К тебе девки пришли,

К тебе красны пришли,

Пирога принесли

Со яишницею!

Осенние обрядовые песни – это календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле:

Жали мы, жали,

Жали, пожинали:

Жней молодые,

Серпы золотые…

Ой, и чьё это поле

Зажелтело, стоя?

Иваново поле

Зажелтело, стоя:

Жницы молодые,

Серпы золотые!

Теоретический материал для углублённого изучения

Вы уже знаете, что большое влияние на культуру Руси имело принятие христианства. Однако многие календарно-обрядовые праздники были настолько любимы народом, что остались, хотя и приобрели более наполненный духовный смысл. В чём же проявилось это отличие?

Языческое мировоззрение не выделяло человека из природы. Нерасторжимость с циклами вечного круговращения природы, поклонение её стихиям, преклонение перед культом предков и идолами – таковы основы языческого мировосприятия.

Христианское сознание включает в себя иное понимание мироздания и места в нём человека. Вместо идеи вечного круговорота событий утверждается идея развития вперёд, к свету, духовному росту, нравственному развитию.

Глубокий смысл имели все детали жизни и быта человека: от печи до деревянных православных крестов на въезде и выезде из деревни. Символичность всех элементов жизненного уклада русского крестьянина помогает нам увидеть её основные приоритеты. Думая над смыслом всех деталей быта и уклада жизни русского человека мы понимаем, каким был его мир (образ мира), что он любил, чем дорожил более всего в жизни.

Ценности жизни и образ мира русского человека нашли своё отражение в фольклорных произведениях календарно-обрядовой поэзии.

«Подготовка к Рождеству начиналась со дня празднования памяти апостола Филиппа (30 ноября по новому стилю). В этот день начинался рождественский (или филиппов) пост, продолжавшийся до Рождества Христова (7 января по новому стилю). С момента наступления Рождества начиналось время святок – святых дней. Пост заканчивался разговением, хождением в гости, народными гуляниями. Во время святок не постились в среду и пятницу (традиционно постные дни в течение года). Святки – время между Рождеством и Крещением – продолжалось до 18 января (по новому стилю).

Несмотря на то, что святки на Руси, безусловно, осознавались народом именно как христианская традиция, пережитки язычества просуществовали многие века в календарно-обрядовой поэзии. В народных святочных стихах достаточно часто упоминается Коляда, однако обращение к языческому образу Коляды вряд ли можно назвать осмысленным обращением к языческому идолу. Это в данной колядке, на Руси, принявшей христианство, скорее присказка.

Частью календарно-обрядовой поэзии является в праздничном рождественском цикле и жанр духовного стиха. Так называемый кант. Духовный стих сопровождал и обряд христославия на святках.

Святки включают в себя наступление Нового года. Новый год приходится на день памяти святого Василия Великого – 1 января по старому стилю (14 января по новому). В эти дни пелись щедривки с припевом:

Щедрый вечер, добрый вечер.

Вслед за Крещением и Сретением наступала весна, а с нею цикл масленичных, весенних, пасхальных песен.

Масленица сопровождалась широким гуляньем с сжиганием чучела в конце масленичной недели. Конечно, это не было как в языческой древности прямым обращением к божествам, осознанным магическим ритуалом. Однако этот обряд достаточно прочно вошёл в традицию празднования масленицы. В большей части районов, городов России, Масленица отмечалась как последняя неделя перед долгим Великим постом. Тёщины вечорки в четверг или золовкины посиделки в субботу, по сути, начало прощёного воскресенья, когда, поклонясь друг другу по обычаю в ноги, на вечернем богослужении, необходимо будет искренне попросить прощения за всё недоброе, что причинил ближнему словом и делом.

Масленичные песни уже несут в себе содержание будущей кульминации – Пасхи.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Какое термин характеризует представленное определение?

… – устное словесное и музыкальное народное творчество:

Варианты ответов:

Фольклор

Народное пение

Авторское произведение

Вспоминаем, что мы знаем о народном творчестве, анализируем предложенные варианты. При необходимости обращаемся к теоретическому материалу для самостоятельного изучения.

Ответ: фольклор

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Подберите необходимое слово и завершите пословицу:

Не всё коту масленица, будет и …

Варианты ответов:

Новый год, игра «кошки-мышки», Великий пост.

Это задание можно выполнить, вспомнив материал для самостоятельного изучения, а также последовательность в обрядовом календаре. За Масленицей по православному обычаю следовал религиозный пост.

Ответ: Великий пост.

resh.edu.ru

Веселые календарно - обрядовые песни

Веселые календарно - обрядовые песни

Какие календарно - обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Представляем вам литературное исследование, которое провели ученики 6 класса, что бы выяснить ответ на данный вопрос.

Веселыми можно назвать все календарно - обрядовые песни русского народа, потому что они связаны с праздниками. А праздник - значит веселье. Народ празднует и веселится.

Самые веселые календарно  - обрядовые песни начинаются в рождественско - новогодние праздники. Это колядки.  Началу нового года придавалось особое значение: как встретишь новый год - так его и проведешь. Люди наряжались и веселились. Веселые колядки были песенной формой праздничных пожеланий.

Пришла коляда, веселая коляда,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда,
Отворяй ворота,
Подай пирога!
Подавай, не ломай,
А по целому давай. 

Обратите внимание на начало колядки - веселая коляда.

Веселые обрядовые песни пели и на Масленицу. Это один из самых древних праздников на Руси. Она отмечалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. В календарно - обрядовых песнях Масленица - веселая обманщица: обещанный праздник проходит слишком быстро. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой.

Как на Масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр и творог —
Всё летело под порог!
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам,
Весело было нам!
Прошла Маслена,
Кончилось гулянье,
Идем теперь
На отдыханье!

И снова обратите внимание на слова - "весело было нам".

Веселился народ и весной. Суровая зима позади, все радуются приходу весны и прилету птиц, с надеждой на обильный урожай и плодородный год.

Весенние песни заклички (веснянки).

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.

И опять обратите внимание на слова -"Приди, весна, с радостью,"

Веселыми календарно - обрядовыми песнями можно назвать и летний  фольклор.  Это, например, летние обрядовые песни, связанные с Троицей. Праздник связан с расцветающей, входящей в силу природой. На Троицу дома украшали березками. Из березовых веток плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались песнями.

Йо, йо, березонька!
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица -
Только, только у нас, у девушек,
И праздничек!"

В песне мы видим, что Троица для девушек - большой праздник.

Осенью народ радовался обильному урожаю. Календарно - обрядовые песни осени связаны со сбором хлеба.  Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды.

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!

Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.

Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади 
Пива, меду поднеси!
Ты напой меня, жнею, 
Я те песенку спою!

Так какие календарно - обрядовые песни самые веселые? Все  календарно  - обрядовые песни четырех временных сезонов, зима, весна, лето, осень сопровождаются веселым настроем, заряжают позитивом, создают хорошее настроение, вселяют уверенность в завтрашнем дне, несут радостную эмоциональную окраску.

Каждый праздник встречает или закрывает очередной сезон сельско - хозяйственных работ или природных циклов и народ ждет чего то лучшего для своей жизни, радуясь и веселясь.

ucthat-v-skole.ru

Проект «Календарно-обрядовые песни» | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Проект «Календарно-обрядовые песни»

Слайд 2

Календарно-обрядовые песни связаны с представлениями о круговороте природы, земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они делятся на зимние, весенние, летние и осенние, и соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Люди верили, что их заклинания услышат Боги и пошлют им богатый урожай, приплод скота и безбедную жизнь.

Слайд 3

Зимний цикл обрядовых песен Включает в себя простейшие заклинания и обрядовую магию. Год начинается исполнением колядных песен или колядок. Колядки начинали исполнять с Рождества и до Крещения Господня . 12 дней ходили ряженые. Наряжались животными, стариками и старухами. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами колядки . Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения.

Слайд 4

Весенний цикл обрядовых песен Весенние песни(веснянки) были связаны со встречей весны. Веснянки не пели , а кликали. На день весеннего равноденствия(22 марта) была традиция печь жаворонков, петь песни веснянки, взобравшись на пригорки и крыши. Ими встречали приход теплого времени и пробуждения новой жизни.

Слайд 5

Летний цикл обрядовых песен Исполнялись на Троицу, на праздник Ивана Купалы. На Троицу дома украшали березками. Из березовых веток плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались песнями. Они знаменовала окончание весны и начало лета. Ива́н Купа́ла ( Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. На Ивана Купалу ночью жгли костры. Существовал обычай прыгать через костер: считалось, что огонь обладает очищающей силой –прыгавший через костер будет здоровым и крепким.

Слайд 6

Осенний цикл обрядовых песен Были связаны со сбором урожая. Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. Во время сбора урожая пели житные песни. Во время жатвы как мужчины, так и женщины стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев.

Слайд 7

Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.

nsportal.ru

Жатвенная обрядность, жнивные и яринские обрядовые песни в южных районах Псковской области

В южных районах Псковской области экспедициями Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории 1980-х гг. (под руководством А. М. Мехнецова) были зафиксированы сведения о бытовании жатвенных обрядов, восходящих к глубинным пластам народной традиционной культуры восточных славян.

Цикл жнивных песен, записанных в хорошей сохранности от замечательных народных певиц, по праву занимает одно из центральных мест в системе жанров календарно-обрядового фольклора южно-псковской традиции.

В содержании песен отражены не только обрядовые реалии, но и находит воплощение богатый мир поэтических образов, так или иначе связанных с жатвой. Напевы жнивных песен основаны на сплаве кличевых и плачевых интонаций и отличаются особой мелодической выразительностью.

В псковских традициях начало жатвы озимых (ржи) было приурочено к Ильину дню (2 августа по новому стилю). В редких случаях упоминают о начале жатвы после праздника «Казанской иконы» (21 июля нового стиля; Локнянский район). Яровые культуры (ячмень, овёс) поспевали позже, их жали после озимых. Все полевые работы заканчивали ко дню Покрова Богородицы (14 октября по новому стилю). Как правило, жницами были женщины.

Большинство ритуальных действий было связано с началом жатвы («зажин») и с её окончанием («пожинки», «дожинки»). Весь период звучали обрядовые жнивные и «яринские» песни (соответственно, во время жатвы озимых и яровых). Также в поле традиционно исполнялись лирические песни, частушки, причитания.

Обряды начала жатвы

Рано утром в день начала жатвы пекли хлеб (каравай), клали его на стол на салфетку, рядом ставили соль, вся семья садилась (как перед отправкой в дорогу). Все молились Богу и шли в поле, а хлеб оставался на столе (Пустошкинский район, д. Мутовозово. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 2058-14).

До революции 1917 года у крестьян были свои земельные наделы, и каждая хозяйка начинала жатву на своей «полосе». В советский период (в колхозе) для начала жатвы выбирали женщину, отличавшуюся хорошим здоровьем, у которой «лёгкая рука» – чтобы у остальных жниц не болели руки и спины, чтобы не порезать руки во время жатвы. Иногда отмечают дни, благоприятные для начала жатвы – вторник и суббота (Куньинский район, д. Гладыши).

Повсеместно начинали жать, перекрестившись и благословясь: «Благослови, Господи».

Первая пястка ржи – «зажин» – имела особое значение. Во многих деревнях из первой сжатой пястки делали связку (как для снопа), опоясывались ею и жали, либо подтыкали эту пястку за пояс, чтобы спина не болела во время жатвы. Когда опоясывались, приговаривали: «Благослови, Христос! Давай, Господь, здоровья!» (Пустошкинский район, д. Фомино. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 2052-08).

В большинстве случаев первую пястку ржи несли домой и ставили в красный угол «в божни́цу» («к Богу ставят», «за Бόженьку»). «Зажин» сохраняли за иконой, так как верили, что это повлияет на будущий достаток семьи. По обычаю, зёрна из «зажина» обмолачивали, освящали в церкви на Спасов день (19 августа по новому стилю), и клали в «севалку», начиная сев озимой ржи (со Спасова дня). По другим сведениям, первую пястку срезали «Богу на бородку», и она стояла в божнице до следующего года, либо ее обмолачивали в засек, где хранится зерно. Когда пястку ставили к иконе, приговаривали: «Ради́, Бог, на лéта лучше за éта» (Себежский район, д. Новое Луково. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 2134-17).

Жали обычно с утра до позднего вечера. Во время жатвы каждая женщина стремилась не остаться последней (это называлось «остаться на козе»). Жнице, оставшейся «на козе», помогали.

В южных районах Псковщины распространены поверья о порче урожая колдунами. Во время жатвы нередко обнаруживали участки с согнутыми или завязанными колосьями. Это место называлось «залόм», до него не дотрагивались и не сжинали этот участок. По поверьям, если сжать «залом» – будут болеть руки.

Обряды окончания жатвы

В Себежском районе были зафиксированы упоминания об обычае коллективного завершения жатвы, который назывался «ловить перепёлку». «Канчáим уже... Вот я сваё сжала, а ты там не сжала сваю́. "Ну, дéўки, давайте пирапёлку лави́ть!" – "Ну, давáйтя!". <...> Хлеб палόжим сряди́ калόсьев, и абжинáим всим ми́рам. Все жнём и песню пяём. И как хлебец абажнéшь, дажнéшься до хлеба, разламываем, ядём. И тады́ ядём тýю "пирапёлку"» (Себежский район, д. Дедино. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 2083-05).

Характерным для южных районов является обычай оставлять в поле несжатые колосья «Богу на бороду»: несколько колосков завязывали узелком, либо заплетали из них косу. Пучок колосьев украшали ленточкой, выпалывали под ним траву. Считалось, что это принесёт урожай на следующий год. Чаще всего в деревнях вспоминают, что «бороду» делали на ржи; также могли делать и на овсяной и льняной полосах.

Обязательным обычаем было приношение благодарности серпу. В Куньинском районе вспоминали о том, как «венчали серп»: лезвие серпа обвязывали колосьями, начиная от рукоятки, так, чтобы колоски оказались на кончике, повязывали бантом. В д. Козлово Новосокольнического района записан приговор:

«Спаси́ба, батюшка сярьпόк,

Што маи́ рýчушки сбярёг!».

Также зафиксированы гадания с серпом: по окончании жатвы девушки брали серп за кончик, раскручивали (три раза) и бросали через голову (куда серп остриём укажет, в ту сторону выйдешь замуж).

В Себежском районе вспоминали девичье гадание во время окончания жатвы: сжиная последний участок, девушка не собирала «жменьки» в сноп, а клала каждую по отдельности; затем, собирая сноп, считала их. Если «жменек» оказывалось чётное количество («в пару»), то это означало, что она выйдет замуж в этом году (Себежский район, д. Чайки. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 2106-17).

Традиционным был обычай сидеть на последнем снопе. С ним также было связано гадание: после того, как посидят на снопе, женщины заглядывали под него, и если видели «паучка» – это предвещало рождение мальчика, а если «букашку» – девочки. Определяющим был род слова («имени» насекомого) – мужской или женский. Также по количеству увиденных насекомых судили о том, много ли будет детей.

Если хозяева поля не успевали закончить жатву в срок, они собирали «толокý» или нанимали нескольких жниц (подёнщиц), которые сжинали полосу за один день. В этом случае по окончании жатвы хозяева приносили жницам в поле угощение, и они справляли «обжинки» («пожинки», «дожинки»). Позже, при колхозной жизни этот обычай трансформировался: угощение должен был приносить бригадир; также могли устраивать колхозный праздник вскладчину.

В Невельском районе были зафиксированы упоминания о пляске «на грудý»: по окончании жатвы или уборки льна устраивали складчину в поле, жарили яичницу на костре, а затем плясали босиком по углям. По-видимому, пляска является отголоском древнейших ритуальных действий. «Намятём хварастý – вот тут мы кастёр и разжигаим <...> и пля́шим. Адни́ женшчины. Зьбéрутца, их многа зьбéретце, бывало, па васемнадцать женшчин, па питнáдцать... Кастёр зажґём <...> там што-нибудь гатόвим – принясём яиц... И там тадá <...> и пля́шим, и гуля́им. <...> Ой, кастёр гари́ть, и она вакрýг кастрá пля́шеть басикόм, не абýвши, басикόм – тётка Авдотья. Бывало, басикόм и пайдёть – раскидаеть всей кастёр нагáми...» (Невельский район, д. Никониха. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 1946-14).

На пожинках особое место занимал последний сноп. В Куньинском районе его называли «Спорынья́», «Бабка», «Баба Спорынья́», «Аржанáя Бабка», «Яровая Бабка». Сноп украшали, стремясь придать ему антропоморфный образ «Спорыньи́» – главной жницы. Его обвязывали разноцветными лентами, надевали платок, подвязывали пояс, передник, приносили хозяину в дом и ставили в «кут» («красный угол»). Жнице, которая несла сноп, подносили «горелку». В колхозе последний сноп приносили бригадиру или председателю.

В Купуйской волости Великолукского района последний сноп называли «Харитоном». Его приносили домой и ставили посередине избы. Вечером устраивали застолье. Хозяин, нанимавший жниц, готовил угощение. Во время застолья плясали вокруг «Харитона», разбрасывая солому из снопа по полу, и припевали:

«Харитон, Харитон, мой батюшка.

На печке Харитон, на кравáти Харитон...»

В Себежском и Невельском районах хозяину (или, в советское время – председателю колхоза) в знак окончания жатвы на голову надевали венок, сплетенный из хлебных колосьев.

Жнивные песни

Песни, исполнявшиеся в период жатвы и других уборочных работ, имели как общие наименования – «жнивные», «жнейские», так и определения, указывающие на время и характер полевых работ: «зажиночные», «пажи́нные», «обжиночные». Песни также разделялись согласно виду полевых культур, к уборке которых они были приурочены: «аржаные», «яровые», «яринские», «льняные».

Жители деревень вспоминают, что песни пели непосредственно в процессе жатвы. Протяженные тоны напева и регулярные глубокие цезуры способствовали установлению правильного дыхания, необходимого при тяжёлой работе. По словам народных исполнителей, «яровые» и «аржаны́е» песни различались по своим музыкальным свойствам: «аржаные» были более протяжными, распевными, широкого дыхания, а «яровые» отличались краткостью напева (Великолукский район, д. Данченки).

Пели также во время отдыха и по дороге домой с жатвы. По вечерам звучание песни, разносившееся далеко по полю, служило жницам сигналом к окончанию работы, что отразилось в содержании жнивных песен: «Пора, пора домой идти, меня дома дожидают...», «Мы пойдём домой, у нас дома лучше: изобушка тёпла, постелюшка мягка...». Содержание этих песен чаще всего связано с жалобами жницы на тяжкий труд, «лихих» свёкра и свекровь, которые заставляют работать с утра до вечера.

Особые песни звучали на пожинках, среди них: «Слава Богу, два поля пожали», «Как на нашей нивке сегодня пожинки», «Нива, нива, отдай мою силу». Эти песни назывались «пожи́ночными», «обжиночными», «обжи́нскими». В тексте песни, записанной в Невельском районе (д. Борисково, Молокоедово), жатва сравнивается с войной:

«В нас сявόдни вайнá была.

Мы два поля зваёвали,

А трéтия запахали.

Пόля змели́ метёлочкай,

Дамόй пришли с вясёлачкай»

В текстах «пожиночных» песен звучат заклинания, обращённые к ниве, требования вернуть затраченную силу; хвалят усердных жней и ругают ленивых; упоминаются «хозяин-соловейка» и «хозяйка-тетеря», а также ожидаемое угощение: каша, сыр, «горелка».

Особое смысловое наполнение прочитывается в припевных словах жнивных песен. Это формулы, связанные с обращениями к ниве – «Нива, нива!», благодарностью – «Слава Богу!», а также возгласы-жалобы «Аё, аё, аё!».

Для «яринских» песен более характерна тематика, связанная с соединением пары: «Яринка, ярися! Ванютка, женися!». Брачная тема в переосмысленном, шуточном виде присутствует в песне «На море жабка кросёнцы ткала» («рак приезжает свататься к жабе»).

В Себежском районе существовала антифонная форма исполнения жнивных песен – «на две партии», при этом каждая строфа звучала дважды: первая группа исполняла одну строфу, другая группа ее повторяла (кроме жнивных, «на две партии» могли петь также иванские и свадебные песни). «Вот я помню – са жнивья́ кадá идýть, тоже пели на две партии. Ани́ паю́т, а те павтарáють апя́ть. Галасá лью́цца... И апя́ть начинáють, аднé начинáють, а втары́е павтарáють... Мы, прымéрна, ади́н куплет спели, мы канчáем, а те начинáють» (Себежский район, д. Горелово. Архив ФЭЦ СПбГК. ОАФ. № 2016-05).

Музыкальные свойства жнивных песен позволяют отнести их к древнейшим по происхождению жанрам обрядового фольклора. В ряде напевов на первом плане оказывается заклинательная направленность, выраженная через особую ритмику, интонационные императивы. Для других напевов характерной становится плачевая интонация, согласующаяся с тематикой песен-жалоб.

www.culture.ru

Урок 7. музыкальная картина народного праздника - Музыка - 1 класс

Музыка, 1 класс

Урок 7. «Музыкальная картина народного праздника»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная музыка, звучащая на народных праздниках.
  2. Музыкальная палитра русских народных праздников, связанных со сменой времён года.
  3. Жанровое многообразие русской обрядовой музыки.
  4. Накопление интонационного словаря русской народной музыки.

Глоссарий по теме:

Русские народные праздники основаны на обычаях и верованиях простого народа и связаны, прежде всего, со сменой времен года и значимыми этапами труда людей. В старину люди были очень зависимы от природы и поклонялись силам природы: солнышку, теплу, дождику, ветру и т.д. Особенно поклонялись земле-кормилице, называя ее земля-матушка. Труд людей был в основном сельскохозяйственным и тоже зависел от смены времен года и погодных условий, от благоволения сил природы. Поэтому Весну-красну после зимних морозов встречали радостно, весело, с хороводами, закличками, играми, забавами. Закончив сбор урожая, устраивали Осенины с угощением, плясками и разыгрыванием трудовых сценок. Не забывали наши предки и полюбоваться стройной березкой, провожая весну и празднуя приход лета.

Основой всех народных праздников являются обряды, главное место в которых занимает музыка. На праздниках звучит вокальная и инструментальная музыка разных жанров. Она выражает чувства и мысли людей, объединяет их в песнях и танцах.

В музыке народных праздников наблюдаются многочисленные повторения коротких мелодий и ритмов: ведь так музыка легко запоминается, подхватывается всеми участниками действа. Наряду с этим от куплета к куплету, от одного проведения мелодии до другого, русская народная музыка варьируется, изменяется, развивается.

Ключевые слова

Русские народные праздники, календарные праздники, русские народные песни, русские народные музыкальные инструменты.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017.
  2. Музыка. 1 класс. Электронная форма учебника.
  3. Музыка. Творческая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2014.
  4. Словарь юного музыканта / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005.
  5. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мульимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  6. Учимся понимать музыку. Серия «Школа развития личности Кирилла и Мефодия». Практическое мульимедиа-пособие. – М.: Нью Медиа Дженерейшн, 2007.

На уроке мы узнаем, какая музыка звучит на русских народных праздниках; научимся составлять программу концерта; сможем исполнять песни к народным праздникам.

Основное содержание урока

В каждый из русских народных праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным праздничным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Сейчас прозвучала масленичная песня, и я надеюсь, что каждый из вас почувствовал её праздничное настроение. А какие праздничные песни знаете вы? И как, по вашему представлению, должна выглядеть музыкальная картина народного праздника?

Вы посмотрели видеофрагмент. Как вы думаете, о чем будет сегодня наш урок? Тема нашего урока: Музыкальная картинка русского праздника. Русские люди умели работать, умели и отдыхать. Очень долго русский народ жил тремя календарями. Первый - природный, был связан со сменой времен года. Второй – языческий, дохристианский, также соотносился с природными явлениями. Третий – самый поздний календарь – христианский, православный. И с календарем, и с жизнью русского человека связаны обычаи, церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался Месяцеслов, в нем каждому дню соответствовали свои праздники и будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Справляли праздники всегда широко, ярко. Разбивали шатры, устраивали катания на лошадях, и стар и млад, рядились медведями, цыганами, докторами, баринами и ходили от дома к дому. Ряженые повсюду за собой «водили козу» это животное считалось символом плодородия и жизненной силы, и колядовали, водили хороводы, играли в игры. Особым развлечением было ярмарочное гулянье. Какие интонации у этого произведения? А как вы думаете, это русская народная песня или современная? Правильно, это современное произведение, но написано оно в жанре русской народной песни.

Календарно-обрядовые песни разделяют на зимние – колядки, весенние – веснянки, летние – песни на Ивана Купала и осенние - песни пахоты и сева, сбора урожая.

Зимние святки были шумным и веселым праздником. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора «кликали» Коляду - существо, похожее на человека, который должен был принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье. Послушайте колядки. Народные песни имеют простую мелодию и повторяющиеся слова, поэтому легко запоминаются и исполняются. Подпевайте!

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу праздновали в течение недели, шумно, разгульно, весело. Это были проводы зимы. На Масленицу устраивались пиры с непременными блинами, которых нужно было съесть как можно больше, катанье с ледяных гор, кулачные бои, катанье на тройках. Песен на Масленицу пелось множество.

Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть, «отпереть лето теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому, покрывавшую крыши, а остальное печенье съедали.

Летние песни исполняли на Троицу и на праздник Ивана Купалы. Девушки украшали избы, ходили в лес завивать березку и плести венки: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней — до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки.

Какая мелодия этой песни? Как вы думаете, что могли делать девушки под эту песню? Эта песня одноголосная или в ней много голосов? Правильно, мелодия песни «Завивайся, березка» лиричная, под нее девушки водили хороводы и распевали на разные голоса, поочередно солируя.

Урожай, заклинать который начинали еще в святочные вечера, в июне уже зрел на полях. Цвели травы. Период между Ивановым (Иван Купала) и Петровым днем был временем последних летних праздников. В празднике на Ивана Купалу участвовала вся деревня. Зазывали на праздник особыми песнями. С песнями обходили поле, на меже жгли костры. Делали чучело и сжигали его на костре, через костер перепрыгивали. Купальские песни рассказывают и о ритуальных купаниях в реке.

Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы. Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.

Осенние песни связаны со сбором урожая. Обряды свершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен: зажиночные — в начале уборки урожая; собственно жнивные — во время полевых работ, в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле и дожиночные (обжиночные) — поются после окончания жатвы. Окончив жатву завивали бороду, завязывали последнюю горсть стеблей веночком и закапывали ее с хлебом и солью, чтобы сила земли не скудела. Потом торжественно шли домой, распевая песни.

Послушайте жнивную песню «Нива, моя нива, подай мою силу». Обратите внимание на характер ведения мелодии и распевы? Как вы думаете, почему они именно такие.

Вы правы, мелодия песни многоголосная, протяжная, с выкриками-прошениями. Эта песня о нелегком труде в поле, где женщины просят землю-матушку придать им сил.

Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.

В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна — способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Вы узнали о музыке календарных праздников и сможете составить свою программу концерта, и исполнить эти песни.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса:

Послушайте музыку.

Из предложенных жанров русской музыки выберите тот, который, по вашему мнению, соответствует прозвучавшей музыке.

Варианты ответов:

А) Песня

Б) Наигрыш

В) Заклички

Звучит Русская народная музыка. «Полянка». Наигрыш.

Правильный вариант: вариант Б.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Музыкальную картину народного праздника могут представлять не только песни. На празднике могут также звучать яркие динамичные мелодии без слов.

resh.edu.ru

Мне нужны календарно обрядовые песни зимнего, летнего и весеннего цикла .

Календарно-обрядовые песни Колядки Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием1. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок — песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т. д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий. Коляда, коляда! Подавай пирога, Блин да лепёшку В заднее окошко! Новый год пришёл, Старый угнал, Себя показал! Ходи, народ, Солнышко встречать, Мороз прогонять! Обряд колядования — обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получением за то подарков — существовал у всех славянских народов. Песни, которые при этом исполнялись, на Руси назывались по-разному: «колядки» (на юге страны), «овсень» (в центральных областях), «виноградье» (на севере). Традиционно такие песни начинались с поздравления с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце — требование подарков. Масленичные песни Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен — встреча и проводы Масленицы. В песнях она весёлая обманщица: обещанный праздник проходит слишком быстро, а впереди Великий пост с его ограничениями и запретами. Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом хоронили, напевая песни, или сжигали. Как на Масленой неделе Со стола блины летели, И сыр и творог — Всё летело под порог! Как на Масленой неделе Из печи блины летели. Весело было нам, Весело было нам! Прошла Маслена, Кончилось гулянье, Идем теперь На отдыханье! Отношение к Масленице (изображаемой в виде соломенного чучела в традиционной крестьянской одежде) в песнях было различным. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой. Когда речь заходила о проводах Масленицы, отношение к ней резко менялось — она обманщица, неуклюжая, неопрятная, «подкургузка»; главная вина Масленицы состояла в том, что с её уходом наступит строгий пост, когда нельзя будет веселиться, наряжаться, устраивать застолья. Весенние песни Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой. Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Всё это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли. Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными. Летние песни Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Этот праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой. На Троицу дома украшали берёзками, с берёзками ходили по деревне. Из берёзовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались различными песнями. Во поле берёзонька стояла, Во поле кудрявая стояла, Ах, люли, люли, стояла, Ах, люли, люли, стояла. Алыми цветами расцветала, Ах, люли, люли, расцветала. Осенние песни Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой. Жали мы, жали, Жали-пожинали, —

touch.otvet.mail.ru

Конспект урока на тему «Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни» (6 класс)

Конспект урока на тему:

«Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни»

 

Цели урока:

Познакомить с ролью и местом обрядового фольклора в жизни человека.  

Познакомить с понятием «обряд» и ролью песни при совершении обрядов.

Способствовать восприятию богатства русской обрядовой поэзии через прослушивание народных песен.

Воспитывать уважение и любовь к традициям своего народа.

 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (для показа презентации и МЭШ), «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин)

 

Ход урока

 

1. Приветствие.

 

2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним с вами, что такое устное народное творчество?

Примерные ответы обучающихся:

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, который не записывает свои сочинения, а передает из уст в уста из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

 

3. Изучение новой темы.

Рассказ учителя.

Русский фольклор – это творчество народа. В нем - мировоззрение тысяч людей, которые когда-то населяли территорию нашего государства. Их жизненный уклад, любовь к Родине, своему дому, чувства и переживания, мечты и потрясения – всё это веками передается из уст в уста и дарит нам связь с нашими предками. Наследие нашего народа многогранно и разнопланово. 

Тексты устного народного творчества поются или рассказываются, могут быть связаны с обрядами или, напротив, совершенно от них независимы. 

 

Вопрос к обучающимся:

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

(песни, пословицы, поговорки, загадки, потешки и т.д.)

 

Выполнение тестового задания "Жанры устного народного творчества" в МЭШ (каждый обучающийся выполняет на своем планшете)

(https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/4610927).

 

Рассказ учителя.

Русский фольклор бывает обрядовым и необрядовым.

Необрядовый фольклор можно разделить на четыре группы.

1.Эпический фольклор включает стихотворные (былины, исторические песни) и прозаические жанры (сказки, предания, легенды, суеверные рассказы).

2.Необрядовая лирика. Лирические песни – народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих. 

3.Народная драма - это обрядовые и необрядовые театральные игрища, кукольный театр (Петрушка, вертеп), раёшные комедии и собственно драма («Лодка», «Царь Максимилиан»).

4.Малые фольклорный жанры представляют собой небольшие по объёму фольклорные произведения (детский фольклор, пословицы и поговорки, загадки, частушки).

Вопрос к обучающимся:

- Какой фольклор относится к необрядовому? Перечислите жанры необрядового фольклора.

 

Рассказ учителя.

Теперь поговорим об обрядовом фольклоре.

 Обрядовый фольклор делится на: 

- календарно-обрядовый фольклор,

- семейно-бытовой фольклор (поэзия).

Вопрос к обучающимся:

-Что такое обряд?

(примерный ответ обучающихся)

Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.

- Как вы думаете, что может относится к обрядовому фольклору?

(примерный ответ обучающихся)

Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов.

 

Рассказ учителя.

Календарно-обрядовый фольклор – фольклор обрядов календарного цикла.

Календарно-обрядовая поэзия – это произведения фольклора, сопровождавшие календарные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Вопрос к обучающимся:

-Ребята, как вы думаете, какие циклы календарно-обрядовой поэзии можно выделить? С чем они связаны?

(Ответы обучающихся)

Выделяют следующие циклы календарно-обрядовой поэзии:

- поэзию зимнего цикла (подблюдные песни, колядки),

- поэзию весеннего цикла (песни на Масленицу, веснянки),

- поэзию летнего цикла (песни на Троицу, Ивана Купалу), 

- поэзию осеннего цикла.


К обрядовому фольклору относится и семейно-бытовая поэзия.

- Как вы думаете, с чем она связана?

Семейно-бытовая поэзия сопутствовала обрядам, отмечающим важнейшие события в жизни человека - рождение ребенка, взросление, создание семьи, смерть. Эти обряды, как и календарные, сопровождались исполнением поэтических произведений.

 

Работа в группах.

-Давайте разделимся на две группы и выполним следующие задания.

1 группа.

Ознакомиться со статьей в учебнике и ответить на вопрос:

- Символом каких песен была березка? Когда они исполнялись? Расскажите об этом празднике.

2 группа.

Ознакомиться со статьей в учебнике и ответить на вопрос:

-Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Почему?

Ответы обучающихся.

 

Аудио задание.

Прослушайте обрядовые песни и определите, к какому событию каждая из них относится.

(Фонохрестоматия https://catalog.prosv.ru/item/4509).

-В чем особенность каждой из них?

- С каким настроением исполняется?

 

Видео задание.

- Посмотрите отрывок из мультфильма и определите, какой обряд в нем исполняется? Как вы догадались, каковы особенности этого обряда,? (просмотр в МЭШ или на youtube.com отрывка из мультфильма "Ночь перед Рождеством", обряд колядования)

(https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/atomic_objects/4663694).

 

Блиц-опрос.

1. Словесное поэтическое творчество народа (устное народное творчество народа (фольклор)).

2. Песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью (обрядовые песни).

3. Песни, которые получили название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем (календарно-обрядовые песни).

4. Песни, в которых славились хозяева дома, содержались пожелания изобилия, богатого урожая (колядки).

5. Песни, которые сопровождали обряды, связанные со встречей весны (веснянки).

6. Символом каких песен являлась березка (троицкие).

 

Подведение итогов.

Домашнее задание:

1. Подготовить рассказ об услышанных вами ранее обрядовых песнях, где это было, похожи ли они на те, которые вы сегодня прослушали на уроке?

2. Изучить материалы учебника с.6-12, ответить на вопросы.


 

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также