Костомаровская икона божией матери о чем молятся


В костомаровском монастыре Богородица плачет кровавыми слезами

С прошлого года паломники таинственным полушепотом стали говорить об очередном чуде. В Свято-Спасской женской обители стали кровоточить иконы. Якобы исцеляют эти чудесные изображения и помогают решать самые трудные проблемы. Настоятельница, матушка Серафима, весьма неохотно подпустила нас к святыням.

- Запретить вам фотографировать я не могу, но и благословить на это тоже не желаю, так что - как совесть вам позволит, - напутствовала она...

Кровоточащие иконы

На неровной меловой стенке Свято-Спасского монастыря висит икона Божьей Матери Валаамской. Монахиня Иоанна, подсвечивая изображение, рассказывает, что кровь стала сочиться из нее в январе 2002 года:

- Видите? И сейчас есть маленькие красные капельки и потеки.

Говорит, что иногда кровотечение становилось настолько сильным, что приходилось подкладывать вату. Икона прострелена в шести местах. По одним слухам, расстарались революционно настроенные энтузиасты, по другим - отступающие фашисты. Так или иначе, но шесть выстрелов, сделанных в упор, не повредили картину! Лица Божьей Матери и маленького Спасителя не задеты. Здесь это тоже считают чудом. Паломники часто приходят сюда, именно к ней, стоят и тихо молятся, упрашивая о чем-то Богородицу. Наш необычный гид рассказывает, что буквально пару дней назад приезжал племянник женщины, излечившейся от рака, заказывал благодарственный молебен. Приезжая сюда, излечиваются от бесплодия, менингита, кожных заболеваний. Едут с последней надеждой на чудо.

Говорит, что приезжали в прошлом году высокие начальники из столицы - лично удостовериться в этом. Иоанна говорит:

- Смотрели, вертели, соскребали капли, но так ничего и не поняли.

Спрашиваю, что они должны были понять.

- Как вы думаете, хорошо ли это, если Богородица плачет кровавыми слезами? - вопрошает меня строгая монахиня. - Это к большим потрясениям, которые нас ждут!

Икона Валаамской Божьей Матери - не единственное кровоточащее изображение в монастыре. Кроме нее, кровоточит лик святого евангелиста Марка.

Меня, женщину, близко к ней не подпускают - говорят, не положено. Фотограф Саша тщательно рассматривает суровое лицо сподвижника Христа.

- Да, действительно, - говорит он после осмотра, - на иконе видны крохотные маленькие капли бурого цвета.

Чудеса костомаровской обители

По сложным темным переходам двигаемся в другой храм - Серафима Саровского. По пути Иоанна дает исторические справки - здесь в келейках жили старцы, которые спали стоя, в этой нише расстреливали непокорных монахов и до сих пор видны следы крови. Особо почитается место, где много веков назад хранилась икона плащаницы Божьей Матери. Богомольцы часто упоминают о том, что здесь царит какой-то особый неземной аромат.

Монастырь издавна славился своими чудесами. Рассказывают о неожиданных явлениях белых старцев перед особыми потрясениями. Совсем недавнее чудо - появление нимба при открытии новой каменной церкви. Многие видели, как над зданием в небе несколько часов держался золотистый ореол.

Костомарово часто называют российской Палестиной. Те, кто побывал в Израиле, уверяют, что здешняя земля удивительно похожа на святые места. В Костомарово, кстати, есть своя Голгофа и Гефсиманский сад.

Наида ОГНЕВА.

Фото Александра ЗИНЧЕНКО.

Костомаровский монастырь существует уже много веков. Три монахини из Задонского монастыря приехали сюда в 1997 году. Одна из них - матушка Серафима - стала настоятельницей Свято-Спасского женского монастыря. Именно ее стараниями на месте старенького строительного вагончика были построены жилищные здания и новый храм в честь иконы Божьей Матери Взыскания Погибших. Поначалу местные восприняли появление монахинь в штыки. Приходили, ругали последними словам, угрожали. Но со временем злоба прошла, и монастырь превратился в одно из самых известных мест паломничества.

www.vrn.kp.ru

Патриарх объедет Москву с иконой Богородицы. Как это поможет в борьбе с коронавирусом

Патриарх Кирилл в пятницу совершит объезд вокруг Москвы с иконой «Умиление»*. Верующих просят помолиться дома. 3 апреля в 16:00 нужно начать читать акафист Пресвятой Богородице с прибавлением молитвы об избавлении от вредоносного поветрия – коронавирусной инфекции.

- Это очень старая традиция православной церкви, когда случалось какое-либо чрезвычайное происшествие, будь то война или болезнь, верующие собирались особо молиться, чтобы Господь явил милость и помог перенести это чрезвычайное происшествие правильно, - сказал «КП» священник Павел Островский. - Или, если будет Его воля, вообще избавил наш народ от этой скорби. Это большая соборная молитва. Иногда просто люди собирались вместе, если, предположим, была война.

А так как сейчас речь идет об эпидемии, то раньше совершался крестный ход, сейчас люди будут только заражаться. Поэтому мы знаем, что во время нападения фашистов на Москву совершался облет с чудотворной иконой Божьей Матери и с молитвой. Так же и здесь – будет объезд вокруг Москвы, как центра эпидемии в нашей стране. Патриарх совершит объезд, крестный ход, только на колесах. И все остальные соборно помолятся дома. Просим у Бога милости и снисхождения к нам.

*СПРАВКА «КП»

Икона Божией Матери «Умиление» — келейный образ преподобного Серафима Саровского. Икона была обретена преподобным Серафимом в саровских лесах. Он называл ее «Радостью всех радостей». Чудотворный образ находился в его монастырской келье, именно перед этой иконой святой отошел ко Господу 2 (14) января 1833 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

А если Благодатный огонь не сойдет: придет Антихрист и наступит конец света?

Храм Гроба Господня закрыт из-за коронавируса. Ходят слухи, что верующих не пустят в Иерусалим, чтобы встречать схождения Благодатного огня. И у многих возникают вопросы: а что будет, если огонь не сойдет? Означает ли это начало конца света? (подробности)

www.kp.ru

Вспоминая Костомарово... - antiguo_hidalgo — LiveJournal

Русская Палестина-Костомаровский Спасский монастырь.

Много на Руси святых мест, много тихих приютов для усталой души странника этой жизни, но душа ищет покоя именно здесь, в Костомаровских пещерах. Невольно вспоминается палестинский ландшафт. Православные паломники, побывавшие в окрестностях Иерусалима, находят сходство этих святых мест с причудливыми выходами меловых отложений у села Костомарово Подгоренского района Воронежской области. Не случайно один из подвижников Костомаровской обители отец Андрей называл ее Новым Иерусалимом, хотя, вероятно, вкладывал в эти слова не столько географический, сколько духовный смысл.

История Костомаровского пещерного монастыря уходит корнями в далекое прошлое, поражающее нас глубиной телесного и духовного подвига православных подвижников. Еще в конце XIX – начале XX веков археологом-любителем Д.М. Струковым была выдвинута гипотеза об устройстве пещер в Донском регионе в начальные века нашей эры первыми христианами, вдохновленными проповедью апостола Андрея Первозванного. Последние исследования показывают, что зарождение пещеростроительства на Дону происходило не позднее VIII–Х веков во время иконоборческой ереси в Византии.

Зародившись достаточно рано, донское пещеростроительство пережило не один век.
Последний наиболее массовый всплеск устройства пещер приходится на XIX столетие, когда пещеры строились простыми верующими, в основном из крестьянского сословия, в подражание подвигу древних отцов.Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря, где, по устному преданию, подвизалось немало схимников.

На пути к монастырю.Уже виден пещерный Спасский храм.

Пещерный Спасский храм – самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря. В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел).Создавался храм в несколько периодов.

Спасский храм.

Спасский храм.

Дорога к храму.

Спасский храм

Пещерный Спасский храм – самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря.

В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел).Создавался храм в несколько периодов.

В первый период, вероятно, были созданы жилые помещения слева от входа, а также расположенный за ними в северо-западном направлении небольшой храм, вокруг которого был сооружен ход с коротким ответвлением. В этом ответвлении были вырезаны стасидии (ниши), можно предположить, что здесь ранее находились мощи православных подвижников этих пещер.
В более позднее время, в одной из стасидий лежала Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы.

Меловая дива над храмом.

Во второй период небольшой храм, от которого сейчас остался лишь клирос и ряд других незначительных элементов, был расширен настолько, что, можно сказать, на месте старого возник новый храм, в дальнейшем освященный в честь Спаса Нерукотворного.
В последний период строительства был создан ныне действующий придел, освященный во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Надвратные иконы.

И смотрят в небо купола...

Звонница.

В храме делать фото не благословляется.Заходим в храм и замираем от неземной тишины...Храм освещают лишь свечи паломников.На стене резные меловые иконы.Тишина ,покой и величие подземного храма.

Надвратные иконы Спасского храма.

На склоне горы расположены пещеры затворников.

По склону горы наш путь лежит к пещерам затворников

Полевые Цветы.

Наш путь лежит к храму Святого Пр.Серафима Саровского.

Храм преподобного Серафима Саровского был основан в 1903 году, но его строительство завершилось уже в наши дни, после основания на этом святом месте Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.
Храм был торжественно освящен в день памяти преподобного Серафима Саровского 15 января 2005 года. На его стенах появились прекрасно вырезанные в меловой породе иконы, а над входом в храм реставрирована дива.
Монахини непременно расскажут паломникам о чудесных случаях явлений преподобного Серафима Саровского, произошедших после завершения строительства храма.

Надвратная икона над храмом Св.пр.Серафима Саровского.

Недалеко от храма расположена пещера Покаяния..
Именно здесь в далёкие годы в её глубине совершалось таинство исповеди. Отсюда и название. Само её устройство – длинный извилистый коридор, низкие своды ниши с иконами, глубокая тишина – заставляло забыть мирскую суету и пробуждало в человеке глубокий покаянный дух.В конце пещеры проход сужается и я наклонившись я вхожу в келью.

Недалеко от храма в меловой горе вырублены монашеские кельи.

Вход в одну из келий.

И Ангел вострубил...

Затворнические пещеры предназначались для монахов-отшельников. Среди них пещера столпника – для особо трудного подвига. Такой подвижник молился всегда стоя!

Келья для молитвы.

Монашеская келья.

И на камнях растут цветы...

Недалеко от келий на склоне горы расположены меловые дивы.

Меловая Дива.

Трапезная монастыря.

Рядом с храмом склон меловой горы.В таких местах и вырубали пещеры затворники

Гостевой корпус монастыря.

Вид на монастырь с меловой горы.По тропинке возвращаемся к Спасскому храму и спускаемся с горы.Наш путь к храму"Взыскание погибших"

Храм в честь иконы Пр.Богородицы "Взыскание погибших"

Храм в честь иконы Пр.Богородицы "Взыскание погибших"

Храм в честь иконы Пр.Богородицы "Взыскание погибших"

Икона Пр.Богородицы "Взыскание погибших"

А рядом поселились ласточки...

Главная святыня монастыря-Костомаровская икона Божией Матери.

Чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императором Александром I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокарев. Она написана (размером в человеческий рост) в «Васнецовском» стиле.По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
На иконе Пресвятой Богородицы из Спасского храма видны отверстия от выстрелов: по иконе стреляли богоборцы, целясь в Божественные лики. Но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал: все шесть пуль легли рядом.

В начале 20 века в пещере жил блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. Он был щедро наделён духовными дарами, силу которых испытали на себе многие жители окрестных селений, обращавшиеся к нему за молитвенной помощью. Рассказывают об удивительной прозорливости блаженного Петра. Обладал он и даром врачевания душевных и телесных недугов. Об этом сохранились письменные свидетельства исцелённых и знавших об исцелениях. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Но живёт среди людей предание о том, что старец исчез из закрытой камеры подобно апостолу Петру. Как бы то ни было, блаженного старца Петра почитали и почитают как великого подвижника веры и благочестия, освятившего своими горячими молитвами Костомаровские пещеры в период лихолетья и поддержавшего своими благодатными дарами дух народа в те времена.

Старец Пётр (Еремеенко).

Далее наш путь лежит на гору Голгофа.

Сейчас на месте молитвенных подвигов старца Петра воздвигнута часовня, где совершаются панихиды об упокоении блаженного Петра и всех почивших братьев и сестёр святой Спасской обители.

Прекрасный вид на окрестности монастыря.

Часовня.

Вид на меловые горы.

Часовня Св.Петра.

Мозаичная икона Св.Петра.

И вот мы на вершине.

Крест на горе Голгофа.

Но вот уже и день прощальный -
Пора идти в прощальный путь,
И не страшит того путь дальний
Кто смог душою отдохнуть!

antiguo-hidalgo.livejournal.com

Костомаровские дивы: какие тайны хранит пещерный монастырь? | события | ВОРОНЕЖ

Учёные считают, что в доисторический период здесь бушевало море, потом оно ушло, а ветер, дожди и время создали невероятные меловые утёсы. От славянского «дивы» – значит «удивляться».

Позже под этими скалами образовались пещеры, в которых поселились монахи. Женский монастырь в Костомарово действует и сегодня. В загадочное пещерное убежище отправился «АиФ-Черноземье».

Вне времени

До нас не дошло письменных свидетельств о том, кто и в какое время создавал храмы в пещерах. В Воронежской области около 50 рукотворных пещерных храмов, и только три из них действующие: Дивногорье, Белогорье и  Костомарово.

Мнения историков, как образовались пещеры, расходятся. Например, археолог Струков сравнивает внутреннее устройство этих храмов с древними храмами Палестины, Кавказа, Крыма. Он считает, что храмы создавались в первые века христианства. Эти места были хорошо известны даже до Новой эры – по Дону шёл торговый путь, и племена, населявшие берега реки, вели оживлённую торговлю с греческими колониями. Возможно, уже в VI-VII веках здесь жили греки-миссионеры.

–  Наши храмы сравнивают с римскими катакомбами, – рассказывает игуменья Елена. – Но если в римских катакомбах погребали усопших, а во времена гонений совершали литургии, то наши пещеры больше похожи на каппадокийские, которые существовали для того, чтобы жить и молиться.

Создавались они выходцами из Византийской империи во время гонений иконоборческой ереси (VIII-IX вв). Гонения были очень жестокие, защитников подвергали пыткам, истязанию и даже казни. Многие уходили на окраины империи. Есть предположение, что именно в этот период в Костомарово и пришли греческие монахи. В пещерах было множество выходов и колодцев, чтобы можно было укрыться от врагов.

По другой версии, храмы возникли в XVII веке. Именно тогда появляется первое упоминание о Дивногорском монастыре. Вполне вероятно, что пещеры создавались в ранний христианский период, но из–за того, что они часто подвергались набегам, их покинули. И как раз в XVII веке здесь возродилась жизнь – пришли приднепровские казаки и иноки–малороссы, и в память о Киево–Печерском монастыре создали свои храмы.

Но на этом история развития чудесных подземных святынь не заканчивается – в XVIII-XIX веках строительством пещер активно занимались крестьяне.

В послевоенный период здесь жил подвижник – старец Андрей. В конце 50-х, когда общину разгоняли, старца избили, опалили бороду свечами и сбросили его с площадки у входа в храм. Дело было зимой, и пока расправлялись с остальными жителями монастыря, старца Андрея замело, и его не нашли.

А бабушка Агриппина, проживавшая в соседнем селе, увидела сон: «Поезжай в Костомарово, там найдёшь то, что будешь хранить 20 лет». Этот сон повторился несколько раз, и в конце концов Агриппина с братом запрягли лошадь и поехали в Костомарово. Там они увидели, что от снега идёт пар, раскопали это место и нашли еле живого старца Андрея. Многие годы он прожил у бабушки Агриппины под печкой. 

Пещеры сегодня

Сегодня в пещерах уже никто не живёт – для монахинь построен корпус у подножия горы. Но в подземных храмах по-прежнему совершаются службы, а паломников водят туда на экскурсии. Предполагается, что глубоко в горе есть и другие ходы, но сейчас к ним доступа нет.

Удивительно, что хоть что-то сохранилось, ведь после закрытия храма здесь собирались сделать карьер по добыче мела. Пещеры пытались уничтожить и взорвать. Поэтому алтарная часть была повреждена, а рабочие, которые трудились над восстановлением, вытаскивали из святилища куски снарядов.

Сегодня храм потихоньку восстанавливается, на стенах появляются оригинальные иконы.

– Пещерные храмы не приспособлены к тому, чтобы здесь находились иконы из дерева, – объясняет настоятельница монастыря. – Среда влажная, температура низкая, конденсат высокий, а дерево подвержено гниению.

Писать на мелу – не выход, потому что мел поглощает краску, и со временем она просто исчезает. Иконописцы предложили использовать фреску. Для этого делали бетонную плиту, на которую наклеивали пластины из песчаника, потом наносили штукатурку и по сырой штукатурке писали натуральными пигментами. Фреска влаги не боится, со временем она становится только прочнее. Иконы находятся в храме уже два года, они дважды пережили самый холодный здесь месяц – май, и остались невредимы. 

Склонить гордую главу

В Костомарово сохранились кельи, где когда-то жили монахи. Среди них есть необычная маленькая келья, где молился подвижник, который не садился и не ложился. Это называлось стопничеством.

Есть и более современные постройки – храм в честь преподобного Серафима Саровского был сделан уже в наше время. Пол тут выложен плиткой, меловые стены отшлифованы.

Но, пожалуй, самый захватывающий дух объект – это пещера покаяния.

– Её так назвали, потому что до революции в пещере жил старец, который принимал всех тех, кто хотел облегчить свою душу от грехов, – рассказывает монахиня Сергия. – Люди шли к нему на исповедь. Заходя в пещеру, сначала мы оказываемся в коридоре. Сейчас сюда можно войти вдвоём и в полный рост, но в прежние времена ход был узкий и низкий, и приходилось склонять свою главу, либо становиться на колени, при этом человек полностью загораживал ход и, пройдя несколько шагов, оказывался в полной темноте. Так было задумано, чтобы пришедший больше углубился внутрь себя, устрашился своих прегрешений.

Но и сегодня можно испытать похожие чувства – достаточно войти в пещеру без свечи. Когда находишься там, в полной темноте, тебя и впрямь охватывает благоговейный страх. Правда, сейчас в обители нет старца, который принял бы исповедь. Но в пещере стоит икона, перед которой люди просят прощения у Бога.

Кстати, гора, в которой расположился монастырь, формой напоминает Голгофу. На самой её вершине установлен крест такого же размера, как тот, на котором распяли Христа. Паломникам предлагают взойти на гору: когда совершаешь этот путь, кажется, что поднимаешься к самому небу…

Чудотворные иконы Костомарово

Пожалуй, самая главная здешняя знаменитость – Костомаровская икона матери Божией, которую в народе называют расстрельной. Она написана на металле в конце XIX века академиком Шокаревым, который был учеником художника Васнецова. В богоборческие времена в икону стреляли – с тех пор на ней осталось шесть пулевых отверстий. Люди, которые приезжают у неё помолиться, просят исцеления, помощи в решении какого–то вопроса.

В самом древнем храме Костомарово находится ещё одна удивительная икона – «Святое семейство». Это очень редкое изображение: Царица Небесная здесь занимается рукоделием, Иосиф – плотничьим делом, 12-летний отрок Иисус Христос помогает Иосифу. Перед этой иконой молятся о создании семьи, о том, чтобы браки были повенчаны, мужчины надёжны, дети и внуки послушны, и, конечно, о решении всех семейных проблем. Известно множество случаев, когда люди просили о том, чтобы встретить спутника жизни, а потом приезжали в монастырь и рассказывали, что так и случилось. Особенно трогательно, когда приезжают дети и просят, чтобы мама с папой не разводились. А потом проходит время, и они возвращаются сюда всей семьёй – родители друг друга простили, и брак не распался.

Смотрите также:

chr.aif.ru

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ « БЛАГОДАТНОЕ НЕБО », ИМЕНУЕМАЯ КОСТОМАРОВСКАЯ : prajt — LiveJournal

Костомаровская икона Божией Матери - чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императором Александром I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокарев.

[Дальше...]

До недавнего времени считалось, что эта икона является одним из списков Валаамской образа Божьей Матери, но это не так. Валаамская икона Пресвятой Богородицы была написана значительно позже в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым). Стала же она широко известна лишь с 1897 году после чудесного исцеления от ревматизма крестьянки Н.А. Андреевой после молитвы перед этим образом. Именно к началу ХХ века относится начало широкого распространения списков Валаамской иконы по России и за ее пределами. К тому же при внимательном сравнении рассмотрении Костомаровской и Валаамской икон Божией Матери видны их различия, несмотря на схожесть композиции.

Богородица на Валаамской иконе, изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой - спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп. Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой – держава, увенчанная крестом.

В отличие от этого классического Валаамского образа Пресвятой Девы на Костомаровской иконе Божия Матерь, стоящая в полный рост, изображена не на золотом фоне, а на фоне облаков. Перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой - спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон. У Богородицы на ногах обувь. От головы Христа и Богородицы исходят лучи. Богомладенец хотя и изображен фронтально, но его силуэт смещен немного влево от центра. Обе руки Господь простирает в направлении к молящимся, что роднит этот образ с иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующие было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили в пещеры и возносили свои молитвы Господу. Ярость безбожников по отношению ко всему, что связано с Церковью, и в особенности по отношению к святыням, была запечатлена на Костомаровской иконе Пречистой Девы. Она в отличие от сотен и тысяч иных икон, по милости Божией, не была уничтожена. Причиной этого стало чудо, произошедшее в 1920-х годах. Один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, где хранился святой образ Богородицы, пытаясь показать свою удаль начал стрелять по Костомаровской иконе. Как ни пытался, меткий дотоле, солдат попасть в лик Богородицы или Богомаладенца из шести произведенным им выстрелов ни один не коснулся святых ликов. На образе, по сей день, отчетливо видны отверстия от шести пуль.

После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.

Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.

prajt.livejournal.com

Костомаровская и Валаамская иконы Божией Матери

Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императором Александром I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокарев.

До недавнего времени считалось, что эта икона является одним из списков Валаамской образа Божьей Матери, но это не так. Валаамская икона Пресвятой Богородицы была написана значительно позже в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым). Стала же она широко известна лишь с 1897 году после чудесного исцеления от ревматизма крестьянки Н.А. Андреевой после молитвы перед этим образом. Именно к началу ХХ века относится начало широкого распространения списков Валаамской иконы по России и за ее пределами. К тому же при внимательном сравнении рассмотрении Костомаровской и Валаамской икон Божией Матери видны их различия, несмотря на схожесть композиции.

Валаамская икона Божией Матери

Богородица на Валаамской иконе, изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой - спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп. Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой – держава, увенчанная крестом.
В отличие от этого классического Валаамского образа Пресвятой Девы на Костомаровской иконе Божия Матерь, стоящая в полный рост, изображена не на золотом фоне, а на фоне облаков. Перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой - спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон. У Богородицы на ногах обувь. От головы Христа и Богородицы исходят лучи. Богомладенец хотя и изображен фронтально, но его силуэт смещен немного влево от центра. Обе руки Господь простирает в направлении к молящимся, что роднит этот образ с иконой «Азъ есмь с вами».

Икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы"

После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующие было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили в пещеры и возносили свои молитвы Господу. Ярость безбожников по отношению ко всему, что связано с Церковью, и в особенности по отношению к святыням, была запечатлена на Костомаровской иконе Пречистой Девы. Она в отличие от сотен и тысяч иных икон, по милости Божией, не была уничтожена. Причиной этого стало чудо, произошедшее в 1920-х годах. Один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, где хранился святой образ Богородицы, пытаясь показать свою удаль начал стрелять по Костомаровской иконе. Как ни пытался, меткий дотоле, солдат попасть в лик Богородицы или Богомаладенца из шести произведенным им выстрелов ни один не коснулся святых ликов. На образе, по сей день, отчетливо видны отверстия от шести пуль.
После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.

kisto4ka777.livejournal.com

Костомаровская икона Божией Матери (+1818)

Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императором Александром I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокарев.

До недавнего времени считалось, что эта икона является одним из списков Валаамской образа Божьей Матери, но это не так. Валаамская икона Пресвятой Богородицы была написана значительно позже в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым). Стала же она широко известна лишь с 1897 году после чудесного исцеления от ревматизма крестьянки Н.А. Андреевой после молитвы перед этим образом. Именно к началу ХХ века относится начало широкого распространения списков Валаамской иконы по России и за ее пределами. К тому же при внимательном сравнении рассмотрении Костомаровской и Валаамской икон Божией Матери видны их различия, несмотря на схожесть композиции.

Валаамская икона Божией Матери

Богородица на Валаамской иконе, изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой - спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп. Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой – держава, увенчанная крестом.
В отличие от этого классического Валаамского образа Пресвятой Девы на Костомаровской иконе Божия Матерь, стоящая в полный рост, изображена не на золотом фоне, а на фоне облаков. Перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой - спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон. У Богородицы на ногах обувь. От головы Христа и Богородицы исходят лучи. Богомладенец хотя и изображен фронтально, но его силуэт смещен немного влево от центра. Обе руки Господь простирает в направлении к молящимся, что роднит этот образ с иконой «Азъ есмь с вами».

Икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы"

После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующие было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили в пещеры и возносили свои молитвы Господу. Ярость безбожников по отношению ко всему, что связано с Церковью, и в особенности по отношению к святыням, была запечатлена на Костомаровской иконе Пречистой Девы. Она в отличие от сотен и тысяч иных икон, по милости Божией, не была уничтожена. Причиной этого стало чудо, произошедшее в 1920-х годах. Один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, где хранился святой образ Богородицы, пытаясь показать свою удаль начал стрелять по Костомаровской иконе. Как ни пытался, меткий дотоле, солдат попасть в лик Богородицы или Богомаладенца из шести произведенным им выстрелов ни один не коснулся святых ликов. На образе, по сей день, отчетливо видны отверстия от шести пуль.
После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.

Источники: http://www.sedmitza.ru/text/1307500.html

sobor-voronezh.livejournal.com

Икона «Костомаровская»

Заказать икону святого

Заказать икону святого


«Костомаровская» — Смотреть иконы

Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императора Александра I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокаревым.

Часто икону Богородицы Костомаровская путают или считают списком с Валаамской иконы Божией Матери, но это не так. В отличие от классического Валаамского образа на Костомаровской иконе Божия Матерь, стоящая в полный рост, изображена не на золотом фоне, а на фоне облаков. Перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа. Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон. У Богородицы на ногах обувь. От головы Христа и Богородицы исходят лучи. Силуэт Богомладенца смещен немного влево от центра. Обе руки Он простирает к молящимся, что роднит этот образ с иконой Азъ есмь с вами и никто же на вы.

После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующие было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили сюда и возносили свои молитвы Господу. В 1920-х годах, когда множество икон было уничтожено большевиками, от Костомаровской иконы Богородицы произошло чудо. Когда один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, начал стрелять по Костомаровской иконе, нии одна из шести пуль не коснулась ликов Богородицы и Младенца. На образе и по сей день отчетливо видны отверстия от этих шести пуль.

После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие. Сейчас образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.

icon-art.ru

Паломническая поездка в Воронежскую область

10-11 августа состоялась паломническая поездка от нашего храма в Воронежскую область к мужскому Воскресенскому Белогорскому и женскому Спасскому Костомаровскому монастырям.

 

 

 


В первый день поездки мы посетили Воскресенский Белогорский мужской монастырь. От видов, октрывшихся нам, захватило дух! Могучий Дон, меловые горы, лес…

Белогорский монастырь когда-то в 19 веке влкючал в себя целый комплекс наземных и пещерных храмов, протяженностью около двух километров!

Еще задолго до основания Белогорского монастыря, в 18 веке, подвижница Мария Шерстюкова начала копать в этом месте для себя пещеру по примеру преп. Антония Киево-Печерского. Среди тех, кто помогал копать пещеры, — старец Иоанн Алексеевич Тищенко, сподвижник Марии. К концу ХIХ века общая длина пещерных коридоров составляла уже порядка 2,2 километров!

В 1920-30-е годы наземные постройки монастыря были разрушены советской властью. Часть пещер тоже пострадали во время ВОВ, т.к. немцы взрывали их, полагая, что там могут скрываться партизаны. От прежнего Воскресенского монастыря, кроме пещер (около километра против прежних двух с лишним) не осталось почти ничего.

Лестница, ведущая ко входу в пещеры.Совсем скоро мы сможем увидеть самую большую в центральной части России (по протяженности ходов) искусственно вырытую пещеру!

Белогорский мужской монастырь был возобновлен в 2004 году, после более чем 80-летнего перерыва… Главный вход в подземелья ведет через пещерную церковь св. Алесандра Невского. Если присмотреться к кирпичам входной арки, то можно увидеть, что на каждом кирпиче мелом написано имя — такой вот вариант увековечивания имени в стенах монастыря…

В 2008 году из Александро-Невской Лавры г. Санкт-Петербурга в Белогорский монастырь была передана частица мощей Александра Невского.

Внутри пещерных храмов ощущаешь особое молитвенное состояние души…

А это совсем недавно построенный храм Спиридона Тримифунтского. Нас очень порадовало, что храм освящен в честь именно этого святого, ведь и второй Престол нашего храма также посвящен святому Спиридону!

После экскурсии по монастырю нас ждало чаепитие в трапезной монастыря.
К вечеру мы доехали до Спасской женской обители в селе Костомарово. Это место называют Русской Палестиной. Есть там и гора Голгофа с крестом на вершине, и своя Гефсимания, и гора Фавор, и Иордан с потоком Кедроном.

Костомаровская обитель также славится своими уникальными пещерными храмами в толще меловой горы. Когда именно возникли эти храмы точно неизвестно, существуют лишь гипотезы, по одной из которых, пещеры были выкопаны еще в первые века христианства.


После революции 1917 года две хорошо известные пещерные обители – Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский мужские монастыри были закрыты и разорены. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники.

Один из них —  блаженный старец Пётр (Еремеенко). В трудные годы безбожия этот подвижник укреплял своими духовными дарами и молитвинным подвигом многих людей, живших в этом крае. В 30-е годы старца отправили в тюрьму, где, по официальным данным, он  скончался. Но живёт среди людей предание о том, что старец исчез из закрытой камеры подобно апостолу Петру.

Сейчас на месте молитвенных подвигов этого удивительного старца воздвигнута часовня, где совершаются панихиды об упокоении  всех почивших братьев и сестёр святой Спасской обители.

Совместное фото на горе Голгофа

После вечернего богослужения и трапезы наш первый паломнический день подошел к концу. Утром следующего дня нас ожидал очень неожиданный сюрприз. Именно в этот день на клиросе был удивительный хор — юноша и девушка, которые профессионально занимаются старинными знаменными распевами.  Пение было необычайно красиво и очень настраивало на молитву.  Божественная литургия совершалась в наземном храме монастыря, освященного в честь иконы Пресвятой Богородицы  «Взыскание погибших».

В этом храме сейчас находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Костомаровской, по своей иконографии напоминающая и Валаамскую, и «Благодатное Небо». На иконе видны отверстия от выстрелов, — так как по иконе стреляли богоборцы целясь в Божественные лики, но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал, а все шесть пуль легли рядом. В конце 2001 года, по словам очевидцев, икона сильно кровоточила. Ранее икона находилась в пещерном Спасском храме. Сейчас ее перенесли в наземный храм из-за большой влажности пещерного воздуха. В Спасском же храме находится копия данной иконы. Перед этой иконой нашей группе посчастливилось отслужить Благодарственный молебен с акафистом!

После Божественной литургии мы посетили экскурсию по пещерным храмам монастыря, которая началась с главного двухпрестольного собора Спаса Нерукотворного. Главный алтарь освящен в честь Спаса Нерукотворного, а левый придел в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Вход в пещерный собор вырезан в так называемых дивах. Это меловые останцы, которыми славится Воронежская область.

Виды внутри храма.

В этом храме находится еще одна особо почитаемая в монастыре икона «Труд святого семейства». Иконография этой иконы более распространена в западной живописи с эпохи Возрождения. Считается, что эта редкая икона сугубо помогает при молитвенном обращении в решении семейных проблем, укреплении семьи. Перед ней также молятся о благополучном возвращении воинов со службы или с войны.

За Спасским храмом расположены три небольшие пещеры – безмолвные свидетели одного из самых тяжёлых подвигов, именуемых столпничеством, который несли здесь в своё время неведомые молитвенники, сокрытые от мира в недрах меловой горы.

От пещеры столпника узкая извилистая дорожка ведёт к храму Святого преподобного Серафима Саровского.

По преданию, его начали создавать в 1903 году, а окончено строительство уже в наши дни. Он поражает своей красотой и завершённостью. Особенность его внутреннего убранства составляют иконы, вырезанные в меловой породе.

Самая дальняя – Пещера покаяния. Именно здесь в далёкие годы в её глубине совершалось таинство исповеди. Отсюда и название. Пещера устроена таким образом, что по мере продвижения по коридору он постепенно сужается, а потолок становится ниже и ниже.

Обойдя все пещеры, наша экскурсия подошла к концу. Перед отъездом в Белгород мы посетили святой источник в селе Большие Марки и имели возможность окунуться в холодную, невероятно чистую воду.

Счастливые и окрыленные мы снова в автобусе с мороженым! Домой! Слава Богу за все!

Хочется поблагодарить всех наших паломников за удивительную сплоченность, дружественность и терпение друг к другу! Отдельное спасибо батюшке о. Алексию (Маркушеву)! Особенно за возможность совместной молитвы, за общие утренние и вечерние молитвенные правила в гостинице, за терпеливые ответы на все наши вопросы!

Спаси всех Господи!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотры (949)

pochaev.cerkov.ru

Икона Святое семейство — значение и в чем помогает

Икона Святое семейство известна и почитаема христианами многих конфессий.

В России она уже несколько веков вдохновляет верующих на несение брачных уз, хранит семьи от проблем и неурядиц, напоминает супругам о верности.

История православной иконы

На заре 18-го века в Россию неким живописцем был привезена копия с иконописного изображения Святого Семейства. Этот список он передал на хранение настоятелю одной из московских церквей, являющемуся родственником дарителю. После смерти живописца список был передан в Троицкий храм на Грязях.

В России этот образ известен как «Трех радостей». На нем видны на первом плане Дева Мария с младенцем. Чуть дальше – св. Иосиф и юный Иоанн Креститель, которые умильно взирают на Предвечного Младенца, воплощающего в себе радость всего мира.

Название свое образ получил из-за дивных знамений, которые случились вскоре (через 40 лет) после переезда его в Москву.

Одна женщина взмолилась Богородице, прося Ее избавить от всех тех несчастий, которые свалились на голову несчастной. Муж осужден по ложному обвинению, имущество арестовано, сын пропал без вести на войне. И вот во сне она услышала повеление найти иконописный образ Святого Семейства и перед ним изложить все свои нужды.

Пришлось обойти все храмы Москвы, прежде чем обнаружился он на паперти Троицкого храма. После сердечной молитвы, окрыленная надеждой женщина отправилась домой и вскоре три радости посетили ее: муж и сын вернулись домой, имение вернули. Так и обрел сей лик свое название.

Икона сразу пришлась по душе русскому люду. Стали писаться списки, причем как в православной иконописной традиции, так и в западной католической. Если на итальянских иконах св. Иосиф и Иоанн Креститель находятся по одну сторону Богородицы, то на русских – по разные.

Неканоническая икона «Святое семейство»

Еще одна разновидность образа попадает на Русь через людей, совершающих паломнические поездки в Иерусалим. Там очень любима христианами икона Святое семейство, изображающая на первом плане Иосифа Обручника, обнимающего Деву Марию и Младенца у Нее на коленях. Икона встречается на Святой Земле чуть ли не в каждом доме или храме, так она популярна среди верующих людей.

Образ хоть и греческого письма, но все же больше напоминает католическую портретную живопись. Поэтому в РПЦ эта икона считается неканонической:

  1. Слишком по-земному изображены Святые Лики. Выглядит мило и сентиментально (напоминает домашнее семейное фото), в то время как настоящая православная икона должна нести в себе глубокий духовный смысл.
  2. Нарушена достоверность информации. Св. Иосиф был в преклонных годах, но на иконе часто изображается молодой мужчина в расцвете сил.
  3. Не отвечает учению церкви, по которому Мария дала обет девства, и Иосиф был хранителем Ее непорочности. На иконе же изображена счастливая супружеская пара, семейная идиллия. Богородица склонила нежно голову в сторону Иосифа. Его взгляд также направлен не на Богомладенца, а на Деву Марию.

Несмотря на неканоническое происхождение иконы, она приобретает большую популярность среди верующих. Образ стал все чаще появляться в храмах России, попадая к нам со Святой Земли.

Значение и в чем помогает икона Святое семейство

Неканонический образ многие сейчас приобретают для домашнего иконостаса. На иконе изображен Обручник Иосиф, обнимающий Богоматерь с Младенцем на руках.

Образ излучает на верующих теплоту, гармонию и счастье семейных отношений. Поэтому, наверное, так он любим многими. Когда смотришь на Святое Семейство, то понимаешь, что сам Господь благословляет семейные узы, взаимопонимание между супругами.

Святой образ Святое семейство принято дарить молодоженам, как бы благословляя начинающуюся семейную жизнь на добрый путь. Перед иконой супруги могут возносить молитвы о помощи в бытовых нуждах, воспитании детей, о даровании любви и устроении взаимоотношений между ними. Этот лик может стать замечательным подарком супругам на годовщину свадьбы, рождение ребенка.

Молитва перед иконой

Чтобы вознести прошение Богу перед святым образом, необходимо уединиться, зажечь свечу или лампаду, немного постоять в тишине. Это поможет настроиться на молитвенный лад. Женщины должны быть одеты в длинные свободные одежды, голова – покрыта платком.

Молиться перед иконой можно о том, чтобы:

  • найти себе верного и достойного спутника жизни;
  • укрепить отношения в семье;
  • отвадить врагов семейного благополучия;
  • наладить финансовое положение;
  • развеять клевету вокруг своего имени;
  • вернуть в семью любовь и добрые отношения.

Не следует забывать, что перед иконой можно возносить только те молитвы, которые просят благ законным, праведным семейным узам.

Икона Святое семейство в Костомарово

Русской Палестиной называют Спасский женский монастырь. Находится он в с. Костомарово Воронежской области. Обитель расположена в местности, очень схожей с ландшафтом Святой Земли.

Сам монастырь пещерный, есть и наземные храмы, постройки. История появления уходит в далекое прошлое и связано с появлением первых христиан, вдохновленных проповедью ап. Андрея Первозванного.

В пещерном Спасском храме находится чудотворная икона Костомаровская Божья Матерь, а также еще одна святыня – икона Святое Семейство. Предание, дошедшее до наших дней, рассказывает, что в войну перед сим образом женщины неустанно молились о своих мужьях, ушедших на войну. И ни один из них не погиб.

На ней Иосиф изображен с пилой, режущий брус. А отрок Иисус – также с инструментами в руках. Пресвятая Богородица при этом сидит за пряжей. Впрочем, некоторые исследователи считают, что Иосиф имел не столярную мастерскую, а каменоломню.

Но, как бы то ни было, являются ли наши души камнями, которые должны возопиять к Богу, или высохшими деревьями, которые должны ожить и дать плоды, — суть дела от этого не меняется. Перед Костомаровской иконой молятся о семейных делах, проблемах, о спивающихся мужьях.

Сюда приходят одинокие девушки и женщины, молятся, а через некоторое время возвращаются уже со спутниками жизни. Также возносят здесь прошения и о солдатах, в том числе проходящих службу в горячих точках.  И воины, о которых молились, возвращаются живыми домой.

Праздник иконы

Празднуется день памяти канонической иконы «Трех радостей» 8 января.

Множество прихожан стекаются в Троицкую церковь на Грязях в Москве в этот день. Верующие стремятся лицезреть святой лик и помолиться о заступничестве, мире и крепком союзе.

К сожалению, оригинал иконы был утерян во времена сталинских гонений на церковь, в церкви хранится список, сделанный со святыни. Известны и другие чудотворные копии.

1001molitva.ru

Костомаровский Спасский монастырь — Википедия

Костома́ровский Спа́сский монасты́рь — женский монастырь Русской православной церкви (Воронежская митрополия, Россошанская и Острогожская епархия). Расположен в Воронежской области, возле села Костомарово, входящего в состав Юдинского сельского поселения Подгоренского района.

Согласно гипотезе, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В. Никольский и В. Н. Тевяшов, монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Однако, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь возможно претендует на старейшее место среди обителей России.

Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э…

К середине XVII века относятся и первые достоверные свидетельства о соседнем с Костомаровским — Дивногорском мужском монастыре. Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт.

В июне 1997 года монастырь был возвращён Русской православной церкви, возобновлён как женский. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце XX века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество Христово и Крещение Господне там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 году построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. На Голгофе возле монастыря воздвигнут поклонный крест.

Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к XVIII или XIX векам.

В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа Василием Шокоревым во второй половине XIX — начале XX века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных безбожником-красноармейцем во время гонений на Церковь. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

На запад по склону расположен пещерный храм во имя святого Серафима Саровского, заложенный в 1903 году. Внутренне убранство этого храма создано и завершёно в конце XX века, уже после повторного возрождения обители. Ещё один храм называют «Пещерой Покаяния» (крайний западный).

Лучший путь к монастырю на машине в любое время года через Лиски (или Острогожск) на Каменку — Сончино — Юдино — Костомарово.

  • Смирнов С. В., Смирнов С. С. Монастыри Воронежской епархии Воронеж, 2007
  • Елена (Золотухина) Духовная сила пещерных храмов. / Наука и религия, 03-2012 интернет-версия
  • Тевяшов В. Н. Пещерные монастыри Острогожского уезда // Труды Воронежской ученой архивной комиссии — Воронеж, 1902. — Вып 1 — С 52-78
  • Никольский П. В. Успенский Дивногорский монастырь. Исторический очерк Типография Исаева, 1904
  • Стёпкин В. В. Костомаровская пещерная обитель в XX веке. Исторические очерки. — Воронеж, 2005 — 87 с.

ru.wikipedia.org


Смотрите также