Кто изображен на иконе святая троица и что означает


кто изображен, что означает, фото

Любой церковный праздник – это, если угодно, многослойный пирог с самой разнообразной начинкой. Тут есть все вкусовые сочетания – от классических до оригинальных.

Вот и праздник Троицы отлично вписывается в эти закономерности. Церковные каноны, библейские истории и, конечно, народные традиции – все это запечатлено в культурной памяти.

А еще – на холстах бессмертных полотен, которые дожили и до наших дней. Известные фото Троицы, легендарные иконы, шедевры мировой живописи – все это можно увидеть прямо сейчас.

Зырянская Троица

Кто не знает иконы Святой Троицы? На ум сразу приходит Андрей Рублев, хотя, конечно, есть и другие каноничные изображения.

Вот, например, зырянская икона Троицы. Создана она еще в 14 веке коми-зырянскими мастерами. А надписи на холсте сделаны древне-пермским языком. На фото иконы видно, что поверх Пресвятой Троицы изображено растение – это символ дуба Авраама.

А причем здесь дуб? Об этом подробно рассказывается в следующем разделе.

Троица ветхозаветная 16 век

Интересно, что первая символическая встреча с Троицей описана еще в Ветхом завете, за много веков до появления Христа и Святого Духа на земле.

Всем известен Авраам – родоначальник израильского народа. Его жена Сара долгое время не могла зачать, хотя Бог и обещал Аврааму огромное потомство. Этот парадокс легко разрешился благодаря чуду: 90-летняя женщина забеременела от 100-летнего мужчины, и в семье наконец-то родился первенец.

А ровно за год до этого события к Аврааму пришли три весьма необычных путника. Хозяин их принял весьма гостеприимно, хотя долго

zavedeno.com

Символика икон - Схемы и пособия

Пространство Пространство в иконе отображается при помощи обратной (зрительная позиция переносится как бы внутрь происходящего), сферической и прямой перспективы.
Время Для части икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу, чем подчёркивается их общее духовное единство.
Часто икона показывает события нескольких дней или даже целой жизни святого, последовательно изображая события на самой иконе или в клеймах.
Композиция Вневременному и внепространственному восприятию иконы способствует и  её композиция, отличающаяся полнейшей завершенностью и отрешенностью от всего внешнего и своеобразной мелодичностью. Замкнутая композиция и ритмичность придают иконе  отрешенный от земной жизни характер, противоположный грубому натурализму.
Фон Золотой фон иконы представляет сияние славы Бога, как погруженность мира в действенную силу Божественных энергий.
Свет Свет – одно из имён Бога. В мире горнем нет теней. Икона являет святых, освященных божественной благодатью, а не чувственным светом.
Луч с небесных сфер – символ божественной благодати.
Три луча – указывают на то, что в любом божественном действии следует видеть участие всех божественных Лиц.
Символика цвета В каждой иконе символическое решение цвета бывает разным и подчеркивается другими изобразительными средствами. Поэтому для того, чтобы понять, что символизирует тот или иной цвет, надо ориентироваться не только на общую тенденцию, но и на смысловой и композиционный контекст каждой конкретной иконы.
Символы святости Сияние в форме круга вокруг головы —  нимб.
Нимб – отображение сияния нетварного Божественного света, который преображает человека, соединяющегося с Богом.
Крест в нимбе Спасителя (крещатый нимб) –  указание на Его Крестную жертву. Иногда на иконах Троицы крещатыми нимбами наделяются все три Ангела, символизирующие Три Лица Пресвятой Троицы.
Квадратный нимб – в западной традиции у донаторов (ктиторов).
Мандорла – миндалевидное сияние, среди которого изображают Христа и Богоматерь, когда хотят представить их во славе.
Символика жестов Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание, сокрушение.
Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.
Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.
Две руки, поднятые вверх – усиленная молитва.
Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.
Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Символика предметов Дуб – на иконах Троицы символизирует древо жизни, буквально – мамврийский дуб.
Дом – символ домостроительства, рукотворного мира, церкви, райские обители.
Гора – символ духовно-нравственного восхождения.
Золотой венец – символ духовной победы.
Красный крест – символ мученичества, царского достоинства.
Цветок анемона – знак скорби Богородицы (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).
Юноша с трубой – ветер (на иконах Страшного суда).
Копье в руках святого – победа над темными силами.
Указующий перст (десница) нисходящая с неба – Божественный промысл.
Лестница – духовное возвышение и стремление к Богу.
Пещера часто является аллегорией преисподней.
Лоза – Христос и Его Церковь.
Гроздья винограда – символы церкви и евхаристии.
Посох у ангела – символ небесного посланничества.
Жезл в руках ангела – это символ власти и достоинства.
Архангела Гавриила или Михаила можно увидеть на иконах с глобусом (часто светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера) или зеркалом, обозначающими небесную сферу, символизирующую мироздание или щит.
Трубы в руках ангелов – символы звука и ветра. Во время Страшного суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы.
Иногда ангелы изображаются с орудиями Страстей Христа. Чаще всего крест, копье, чашу и трость с губкой держат архангелы Михаил и Гавриил.
Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия, хвалебные гимны, поучения для входящих в храм.
Образы из Священного Писания Золотой крест, якорь и сердце – вера, надежда и любовь.
Книга – Евангелие, Книга Жизни, дух премудрости.
Золотой подсвечник – Святой Дух (семь свечей – семь даров Св. Духа).
Рог – символ крепости.
Громовые стрелы – дух гнева Божия.
Голубица, держащая во рту ветвь – символ мира и милости Божией.
Символы местонахождения Указывая, так же как и пейзаж, на то, что происходящее в иконе действие исторически связано с определенным местом, архитектура всю полноту этого действия никогда в себе не вмещает. Она лишь служит для него фоном, ибо по самому смыслу иконы действие не замыкается, не ограничивается местом, так же, как явленное во времени, оно не ограничивается временем. Поэтому событие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания. Событие перед пещерой – может значить в пещере. Два-три дерева может символизировать лес.
Если мы сравним то, как передается в иконе человеческая фигура и как передается здание, то увидим между ними большую разницу: человеческая фигура, за редкими исключениями, всегда правильно построена, в ней все на своем месте; то же и в одежде. Архитектура же, как по своим формам, так и по их распределению подчеркнуто алогична. Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т. д. Смысл этого явления в том, что архитектура – единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие — вне законов земной логики, вне законов земного бытия.
Правая и левая сторона Может указывать на праведность и греховность. Например, слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные. Или люди на иконах Страшного Суда.
Символ приснодевства Богородицы Три звезды на мафории Богородицы – символ Её девства до, во время и после Рождества Христова.
Складки на одежде Не случайны и беспорядочны, а подчиняются общей гармонии образа святого, их ритмичность подчёркивает и движение.
Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII–XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV–XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.
Положение фигур на иконе Святые повернуты к нам прямо или на три четверти.
Икона – средство для молитвенного общения, молясь, мы встречаемся со святыми лицом к лицу. Профиль означает отсутствие непосредственного общения и используется лишь в композициях, обычно у несвятых лиц – волхвов, пастухов.
Животные Пеликан – символ вечной жизни, воскресения, чадолюбия.
Символы Евангелистов чаще: Матфей – Ангел, Марк – лев, Лука — телец, Иоанн – орёл.
Символика церковных Таинств Сосуд с водой – Таинство Крещения.
Алавастровый сосуд (сосуд с длинным горлышком) – Таинство Миропомазания.
Чаша и дискос – Таинство Причащения.
Сосуд с елеем – Таинство Елеоосвящения (соборования).
Символика небесных тел Изображения светил подчёркивают, что они являются лишь частью творения; небесные тела участвуют во «вселенском богослужении» и подчиняются воле Творца.
В сцене Распятия почти всегда присутствуют два диска. Это знаки солнца и луны.
Движение Физическое движение на иконе подчинено общему смыслу композиции и частному смыслу данного персонажа. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.
Одеяния Одеяния позволяют подчеркнуть статус того, кто изображен на иконе. Шуба или пурпурная мантия являются атрибутом святых князей, плащ – воинов, а белый гиматий символизирует мученичество.
Ангелы на иконах облачены в роскошные одежды византийских придворных (что символизирует их службу Царю Небесному). Бесы, напротив, пишутся голыми, так как «обнажены от всякого блага» (этот символ следует воспринимать в контексте, поскольку обнажёнными изображаются и прародители Адам и Ева в Эдеме, но в этом случае это означает невинность и чистоту помыслов до грехопадения).
Символы, позволяющие персонифицировать центральный образ иконы Преподобного Сергия Радонежского принято писать держащим на ладони основанный им монастырь, праведный Ной держит в руке ковчег, пророк Моисей – скрижали Завета, целитель и великомученик Пантелеймон традиционно изображается с коробочкой лекарств, прп. Андрей Рублев – с иконой Святой Троицы, а прп. Серафим Саровский – со свитком изречений и молитв.

azbyka.ru

Надписи на иконах

Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения.
Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло ( ҃ )

Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами: . Крещатый нимб (так называемое крестообразное простертие), напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир, — «крестообразно, яко изволи крестом мир спасти». Число 4 — образ пространственной полноты. Четыре «конца», составляющие в пересечении крест, соединяют в нем четыре стороны света.

В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова , что значит Сущий. Прием появляется примерно в XI веке. Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14).

В русской иконописной традиции греческая буква (омега) часто заменяется буквой (от).

На греческих, болгарских иконах буква (омикрон) располагается слева, (омега) — вверху, (ню) — справа, и надпись читается по кругу слева направо.

На русских иконах чаще встречается другой буквенный порядок: слева (о) или (от), вверху (он), справа (наш). Надпись читается построчно, начиная сверху и затем слева направо во второй строке.

Стоит заметить, что библейское объяснение букв на Руси не являлось единственным. Из старообрядческой литературы известно иное их толкование, возможно несколько наивное, но не нарушающее догматических положений Церкви. В соответствии с ним, три буквы выражают, во-первых, триипостасность Бога; во-вторых, Божество Иисуса Христа: (от) — «еже есть отчески». (он) — «оум» (ум), (наш) — «непостижим сый»; и, в-третьих, воплощение Сына Божия и Его страдания: (от) — «от небес приидох», (он) — «они же Мя не познаша», (наш) — «на кресте распята».

Как следует из этих толкований, порядок чтения букв на Руси также не был единообразным и мог изменяться, совершенно разрывая с греческой традицией и заменяя слово «сущий» сокращением .

Надписи на иконах

Надписи на древних иконах были простыми. Некоторые общеизвестные слова на иконах сокращались. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокращались и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иероглифического знака.

Имена на иконах писались четко читаемыми, но у святых Иоаннов (Предтечи, Златоуста) часто значимо сокращали и имя (Ιωαννης), и именование Предтеча (ο Προδρομος), Златоуст (ο Χρυσοστομος).

Греческое написание Церковнославянское написание Перевод, расшифровка
Θεος Бгъ Бог
Гдъ Господь
ΙΣ ΧΣ IС ХС, IИС ХС, IСЪ ХСЪ Греч.: сокращенное написание имени Ιησουσ Χριστος.
Церковнослав.: Иисус Христос
ΙΧΘYΣ Дословно «рыба», греческий акроним отΙησουσ Χριστος Θεου Yσιος, Σωτηπ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель
ο ων Сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх.3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа
Црь слвы Царь Славы
ΜΠ ΘY МН БЖН Греч.: сокращение от Μητερ Θεου.
Церковнослав.: Матерь Божия
1. Б. М.
2. БЦА
3. П. Б.
1. Божия Матерь
2. Богородица
3. Пресвятая Богородица
I. Н. Ц. I Сокращенная надпись на Крестах, знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский»
ΤΚΠΓ МЛ РБ Греч.: сокращение от Τουτο Κρανιον Παραδεισος Γεγονε
Церковнослав.: Сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» надпись на изображении Креста
ГГ Гора Голгофа, надпись у подножия изображения Креста
ГА Голова Адама, надпись при черепе, изображаемом у подножия Креста
К Копие — одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте
Т Сокращение от «трость» — одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте
КТ Сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Креста
ΑΓΙΟΣ,αγιος АГИOС, СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН,СТИ, СТ, СВ Святой
ΑΓΙΑ, αγια АГИА, СТАЯ Святая
ΟΚΑ, ΟΑΚ Праведник
ПРO Пророк
АПЛЪ Апостол
СТЛЬ Святитель
МЧ, МЧНК Мученик
ПР Преподобный

 

Шрифт в русских иконах

Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII—XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.

 

Приводится по: ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002.-290 с. ISBN 5-901721-12-8, с 40

azbyka.ru

Надписи на иконах — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Надписи на иконах — принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения[1].

Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura — стягивание) — сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло[2].

  • Θεος — Бог (греч.)
  • Бгъ — Бог
  • Гдь — Господь

Иисус Христос[править | править код]

  • IC XC, ΙΣ ΧΣ  — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος[3]
  • IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа. Распространяется после церковного раскола XVII в. как ответ на традиционное русское написание имени «Iсусъ» с одной «и», поддерживаемое старообрядцами, одним из аргументов которых было надписание «IC XC» на древних иконах[3].
  • IСЪ ХСЪ
  • Iсусъ
  • ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель[3] (см. ихтис).
  • ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа[3] .
  • Црь слвы — Царь Славы
  • ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия[3]
  • МН БЖН — Матерь Божья
  • Б. М. — Божья Матерь
  • Бца — Богородица
  • П. Б. — Пресвятая Богородица
  • I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)[3]
  • МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» надпись при изображении Распятия[3]
  • ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ[3]
  • ГГ — гора Голгофа, надпись у подножия Креста при изображении Распятия[3].
  • ГА — Голова Адама, надпись при черепе, изображаемом у подножия Распятия[3]
  • К — копие — одно из орудий страстей, изображаемое при Распятии (см. Копье Судьбы)[3]
  • Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей, изображаемое при Распятии[3]
  • КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия[3].
  • ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака с простановкой титла. Как начальный текст непрестанного ангельского славословия во имя Святой Троицы, троекратное повторения слова «агиос» может встречаться в изображениях ангелов[4]
  • ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая[4].
  • СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой
  • СТАЯ — святая
  • ОКА, ОАК — праведник (греч.)
  • ПРО - пророк
  • АПЛЪ — апостол
  • СТЛЬ — святитель
  • МЧ, МЧНК — мученик
  • ПР — преподобный

ru.wikipedia.org

Обсуждение:Троица (икона Рублёва) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Просто ударно поработала, Shakko. Тысяча комплиментов --Ghirla -трёп- 13:36, 23 декабря 2008 (UTC)

пасиб за похвалу. По идее, надо расширить еще раздел с художественным описанием иконы, который самый первый, потом проанализировать её живопись, а также написать о художественной ценности для культуры, плюс популярности в ХХ веке, участии в выставках. и еще по мелочам. Но я уже выдохлась.--Shakko 13:45, 23 декабря 2008 (UTC)

Огромное спасибо за страницу! Предлагаю дополнить раздел Литература следующими важными ссылками по исследованиям Троицы Андрея Рублева:

  • Konrad Onasch, Das Problem des Lichtes in der Ikonomalerei Andrej Rublevs. Zur 600–Jahrfeier des grossen russischen Malers, vol. 28. Berlin: Berliner byzantinische Arbeiten, 1962.
  • Евгений Н. Трубецкой, Русская иконопись. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи, Москва: Белый город, 2003 [1916].
  • Михаил В. Алпатов, Андрей Рублев, Москва: Искусство, 1972.
  • Николай А. Голубцов, Пресвятая Троица и домостроительство(Об иконе инока Андрея Рублева), Журнал московской патриархии 7, 32–40, 1960.
  • Сергий Голубцов, Икона живоначальной Троицы, Журнал московской патриархии 7, 69–76, 1972.
  • Georgij Yu. Somov, Semiotic systemity of visual artworks: Case study of The Holy Trinity by Rublev. Semiotica 166 (1/4), 1-79, 2007.
96.248.158.87 20:43, 27 января 2009 (UTC) 96.248.158.87 20:23, 27 января 2009 (UTC) 

Сделано--Shakko 20:51, 27 января 2009 (UTC)

Простите, а почему оклад на картинке в зеракальном изображении?

188.134.38.192 23:28, 5 марта 2010 (UTC)Лариса 

Очень хорошо было бы чуть-чуть изменить название статьи на Троица (икона Андрея Рублёва). Спасибо, Varpetyan --188.123.231.110 13:21, 6 мая 2011 (UTC) varpetyan 21:39, 10 мая 2011 (UTC) 21:38, 10 мая 2011 (UTC)

Может ли Бог-Отец быть слева?[править код]

Вроде, Бог-Отец должен быть в центре, и фигура там властная. Бог-Сын должен быть "одесную" отца, т.е. на иконе слева. 91.79.69.222 17:33, 19 сентября 2011 (UTC) Yand

Не пора ли присвоить статус "Хорошая статья"? --Максим Пе 17:21, 1 февраля 2012 (UTC)

Тут пишут, что он был уничтожен в 1930-х, статья утверждает о сохранности. Где правда? 178.23.145.210 04:39, 6 июня 2014 (UTC)

Добрый день, я вчера начала перевод статьи на английский (en:Trinity (Andrei Rublev)). Помогите, пожалуйста, разобраться с этой фразой: "По всем канонам православия освященная копия-список в меру и подобие образа полностью заменяет икону древнего письма." - поясните, что это значит? Копия заменяет оригинал? -- deerstop (*•̀ᴗ•́*). 12:53, 25 октября 2015 (UTC)

Это объясняется в статье Список (иконопись) (без источников, к сожалению). --M5 16:07, 25 октября 2015 (UTC)
О, спасибо! -- deerstop (*•̀ᴗ•́*). 17:58, 25 октября 2015 (UTC)
ну, то есть с точки зрения искусствоведения - это просто копия. А с точки зрения религии - это полное подобие, и может "работать" в храме также "сильно" как оригинал-образец. То есть от копирования "сила" не уменьшается, если копия сделана "в меру и подобие" - то есть дословно. --Shakko 16:08, 25 октября 2015 (UTC)
C точки зрения искусствоведения - копия, понятное дело. :) Спасибо, теперь все ясно. -- deerstop (*•̀ᴗ•́*). 17:58, 25 октября 2015 (UTC)

Неправильное толкование Сидящих[править код]

Информация подана неверно и требует исправления. Бог Отец - в центре, Бог Дух Святой - слева, а Бог Сын - справа!

ru.wikipedia.org

Кто изображен на иконе святая троица, гостеприимство авраама

Неотъемлемой частью православного вероучения является почитание святых икон. На них могут изображаться как отдельно взятые святые, так и сам Господь наш Иисус Христос, его Пречистая Матерь, Ангелы. Однако в православной иконописи встречаются образа, глубокий смысл которых сразу понять не так-то просто.

Один из таких примеров — икона Святой Троицы. Мало того, что существует несколько различных вариантов этого образа, так еще и не всегда понятно, кто же именно на ней изображен. Попробуем разобраться в этом непростом богословском вопросе.

Кто такая Святая Троица и какие бывают ее иконы

Догмат о единстве Святой Троицы — один из наиболее сложных и в то же время основополагающих постулатов православной веры. Согласно ему, мы верим в Единого Бога, который представлен в трех лицах или ипостасях — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Каждая из ипостасей является Богом, а Бог вмещает в себя неразрывно все три лица. Иерархии в Троице нет, Бог Сын в той же степени Бог, что и Бог Отец или Бог Дух Святой.

Полностью понять данное учение простому мирянину не под силу, над этим ломают головы лучшие богословы всего христианского мира. Для обычного рядового человека, верующего в Господа нашего Иисуса Христа, достаточно понимать, что у Единого Бога есть три лица, каждое из которых одинаково является Богом. Канонически на иконах можно изображать лишь то, что было явлено людям. Так, человечеству было явлено большое чудо лицезреть Самого Господа Иисуса Христа, поэтому мы имеем большое количество икон с его святым ликом.

Что касается Бога Отца и Бога Святого Духа, то видимо они никогда не являлись людям. В Библии есть места, где Господь посылал с Небес свой глас, а также Святой Дух спускался в виде голубя. Это все физические проявления двух других ипостасей, которыми располагает человечество. В связи с этим нет иконы, которая в естественном виде изображала бы Святую Троицу (как, например, есть иконы Христа, достоверно повторяющие Его внешность).

Все изображения Троицы — глубоко символичны и несут в себе большую богословскую нагрузку. Один из наиболее известных образов — «Гостеприимство Авраама». На нем изображена сцена из книги Бытия, когда Аврааму был явлен Господь под видом трех ангелов. Именно тогда один из ангелов возвестил Аврааму о скором рождении у него сына.

На этом изображении мы видим трех ангелов, сидящих за столом, и Авраама и Сарру, которые им прислуживают. На заднем плане виден Мамврийский дуб, дом самого Авраама и горы. Суть этого изображения в том, что символично Аврааму и Сарре под видом трех ангелов была явлена тайна Троичного Господа.

Икона преподобного Андрея Рублева

Наиболее полно суть троической Божественной природы раскрыта в образе преподобного Андрея Рублева. Пожалуй, это наиболее известная и почитаемая икона Святой Троицы в нашей церкви. Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия. Поэтому верующим людям нужно тщательно избегать увлечения подобными изображениями. В храмах таких икон встретить нельзя, не нужно их иметь и дома.

Где должна находиться икона Святой Троицы и как перед ней молиться

Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.

Перед образом могут служиться молебны, может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.

Икону Святой Троицы можно иметь и дома, чтобы в личной домашней молитве обращаться к Господу. Для этого дома можно оборудовать специальные полки для образов — домашний иконостас. На нем располагают все имеющиеся в семье иконы. Стоит помнить, что при оформлении иконостаса центральное место должны занимать иконы Господа и Пресвятой Богродицы, а следом за ними почитаемых в семье святых.

По христианской традиции все иконостасы принято оборудовать на восточной стене или углу дома. Однако если по каким-то объективным причинам это сделать невозможно (например, восточная сторона занята большим окном или дверью), то нет никакого греха в том, чтобы разместить домашние святыни в любом другом подходящем месте.

Главное правило — отношение к месту, где хранятся образа, должно быть благоговейным. Нужно содержать его в чистоте, своевременно вытирать пыль, менять салфетки. Совершенно недопустимо, когда хозяева поддерживают порядок, к примеру, на кухне, но при этом святой угол выглядит запущено и неухожено.

В чем помогает икона

В околохристианской среде нередко можно встретить мнение, что перед теми или иными святынями можно молиться строго по определенным вопросам. Нередко можно услышать подобные советы даже перед опытными прихожанами и старожилами храмов. Такой подход не совсем верно отражает суть православной веры.

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог.

Икона Святая Троица — значение, в чем помогает

Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой. В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

Администратор

Иконография основана на библейском повествовании о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников под сенью Мамврийского дуба. Авраам любил принимать странников. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе – отдохнуть и подкрепиться пищей. Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре – 89 лет. Сарра, стоявшая позади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя. Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав: «Есть ли что трудное для Господа?». И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог.

Святая Троица изображается в виде трех Ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними – угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. Кроме фигур Ангелов в иконографическую схему включали также изображение слуги, закалывающего тельца и приготовляющего трапезу. Различаются варианты иконографических схем – праотцы (Авраам и Сарра) расположены впереди, сбоку, между Ангелами или выглядывают из окошек палат на заднем плане. Фон, как правило, заполнен символическим изображением палат Авраама, Дуба Мамврийского и горок. Варианты иконографии различаются подробностями застолья и эпизодами заклания тельца и печения хлеба.

Сюжет Гостеприимства Авраама (Явление трех Ангелов Аврааму) появляется в живописи катакомб, например, на Виа Латина (IV век), а также в ранних мозаиках, например, в церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V век) и в церкви Сан-Витале в Равенне (VI век). На Русь иконография Гостеприимства Авраама пришла очень рано: Софийский собор в Киеве (XI век), южные врата собора Рождества Богородицы в Суздале (XIII век) и знаменитая фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (XIV век).

День Святой Троицы празднуется в воскресенье на 50-й день после Пасхи.

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского. 1997.

2. Инок Григорий Круг. Мысли об иконе. Париж, 1978,

3. Салтыков А. А. Иконография «Троицы» Андрея Рублева // Древнерусское искусство XIV–XV веков. М., 1984, С. 77–85.

4. Малицкий Н. В. К истории композиций ветхозаветной Троицы.- "Seminarium Kondakovianum", II. Прага, 1928.

5. Вздорнов Г. И. Новооткрытая икона «Троицы» из Троице-Сергиевой лавры и «Троица» Андрея Рублева // Древнерусское искусство. М., 1970.

6. Троица Андрея Рублева: Антология. Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1981.

7. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI вв. М., 1979.

8. Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев. Биография. Произведения.

Кто изображен на иконе «ТРОИЦА» Андрея Рублева?

Источники. Литература // Художественная культура Москвы и Подмосковья XIV – начала XX веков. М., 2002.

Икона Пресвятой Троицы

Икона Трех радостей — один из образцов прославленных на Руси образов Богоматери, когда лик, написанный на Западе, становится чудотворной русской святыней.

Иконография

Древнее предание гласит, что один из молодых живописцев был отправлен на обучение в Италию, а по окончании обучения, возвратившись в Россию, он привез с собой иконописный лик «Святого семейства» и оставил его у священника храма, расположенного в Грязех. По успению художника клирик поместил икону над церковным входом перед папертью.

Первое изображение «Трех радостей» приравнено к череде работ знаменитого Рафаэля, изображающих Пречистую Деву в окружении Богомладенца и маленького Иоанна Крестителя.

После того, как Икона Трех Радостей чудесно прославилась, многие знаменитые художники совершили списки с нее: Христос изображался на руках Богоматери слева, а Иосиф Обручник и Иоанн Креститель располагались по разные стороны от Марии.

История святыни

Во времена правления Петра 1 у молодых людей появилась мода на образование за пределами России. Так в Италию отправлен начинающий и подающий огромные надежды юный художник. По окончании учебы он вернулся в Россию и привез с собой точную копию католического образа Богоматери «Святое семейство». По мнению современных ученых, эта икона принадлежит перу самого Рафаэля — великого живописца, воплощающего в своих работах художественный стиль и вкус. Художник отдал икону на хранение своему дяде — настоятелю храма в Грязех, а тот, через много лет, принес святой список в храм, установив его над папертью. Долгое время об иконе ни кто не вспоминал, но через четыре десятилетия начали происходить чудеса.

Согласно легенде, богатая, но благочестивая аристократка оказалась в тяжелой жизненной ситуации и претерпела крупные неудачи. У нее внезапно произошло три беды: супруга оговорили и арестовали, родовое поместье изъяли, а ее сын попал в плен на полях боев. Несчастная повсюду искала поддержку и помощь. Она страстно молила Деву Марию о защите и предстательстве перед Всевышним. Днем и ночью она разговаривала с Царицей Небесной и умоляла дать совет. Однажды, чудесным образом, во сне женщина услышала глас, повелевающий найти икону «Святое семейство» и старательно молиться перед ней. Долго несчастная бродила в московским церквям в поисках иконы и оказалась в Грязех. На церковной паперти сияла вожделенная икона. Упав на колени, женщина горячо молилась перед ней.

Спустя короткое время благочестивая дама получила три нежданные радости: ее муж был оправдан и вызволен из тюремного заключения и вернулся домой, любимый наследник был освобожден из вражьего плена, а имение было возвращено законным владельцам. С этого времени икона стала именоваться «Трех радостей». Причем молитвенники по всей Руси заметили, что просьбы, обращенные к Царице Небесной перед этой иконой, пребывают к ним в трехкратном размере.

Значение и помощь, исходящие от Богородичного образа

Чудотворный лик был особо почитаем в Царском Доме.

Сейчас имеется несколько списков чудотворной иконы. Один из них пребывает в храме Живоначальной Троицы в Грязех, а пара других украшает храмы Москвы.

Перед высокочтимым ликом «Трех радостей» православными прихожанами храмов возносится искренняя и пламенная молитва Трех Радостей:

  • О призывании помощи для себя и родных, близких людей, попавших в беду;
  • О прощении совершенных грехов;
  • Об укреплении в вере;
  • О сохранении жизни военнослужащих, находящихся в полях боевых сражений;
  • Об освобождении из вражьего плена;
  • О спасении от неприятелей;
  • О разрешении важных дел;
  • Об исцелении от болезней;
  • Об удачном замужестве и женитьбе;
  • О даровании детей бесплодным парам;
  • О возвращении ума людям, лишившимся рассудка.

Огромное значение имеет святая икона для людей, проживающих в других странах, попавших в сложные ситуации на чужбине.

Правила моления

Молитва Трех Радостей должна читаться благоговейно и от чистого сердца — это главное требование. Господь милостив, Он прощает всех людей, все их согрешения, если они искренне в них раскаялись.

Загадка иконы «Пресвятая Троица»

Главное — желание исправить ситуацию и более не совершать грехов, дабы со временем в чистоте войти в Царствие Небесное.

Перед началом чтения молитвословия необходимо совершить Таинство исповеди и причастия, ведь Святая Троица не сможет пребывать в душе человека, обремененного грехами, следовательно, и молитва не поможет, какой бы пламенной она не была.

Необходимо помнить, что иконы — это не красочные картинки. С образов смотрят на нас лики людей, живших ранее нас и сумевших, несмотря на разные, порой мучительные напасти, сохранить веру в Бога. Рядом с Красным Углом не следует располагать картины, плакаты, зеркала, статуэтки, светильники и прочие элементы декора.

Величие и сила молитвы заключается в творении чудес. Молитвенное воздыхание перед ликом Трех Радостей — очень серьезный труд, в результате которого молитвенник получает просимое. Быстро это случится, или не скоро — на все Воля Божия. Чудеса, происходимые по молитвам, удивляют даже верующих людей, ведь в погрязшем во грехе современном мире практически каждый человек привык полагаться лишь на самого себя. Ясно одно — справиться с жизненными невзгодами поможет искренняя вера и Отец Небесный, о предстательстве пред которым мы умоляем святых и особенно Богородицу — Царицу Небесную.

Молитва пред иконой

О Пресвятая Дево, всеблагаго Сына Мати всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбех и печалех утешение, бедствующим милосердие, сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление. О Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу, Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии сохрани и от вражды единокровных миром и любовию огради. И всем нам даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори, да вси на Небеси и на земли ведят Тя яко твердую и непостыдную Предстательницу нашу, рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.Администратор

Более 600 лет назад Андреем Рублевым была написана великолепная икона «Троица». Работа выполнена по канонам церковного искусства художником, чье сердце было отдано служению Богу. Не удивительно, что все работы наполнены религиозным содержанием.

Перед нами представлены три фигуры ангелов, восседающих за столом.

Троица (икона Рублёва)

Число три для православия символично и напрямую связано с единством Божием в трех лицах: Бог Отец, Сын и Дух Святой. Три ангела безмятежно и неторопливо ведут беседу. Их позы непринужденны, одежды просты и свободны.

Голова каждого смиренно склонена, окруженная золотистым ликом. Великолепны глаза, словно живые, они выдаются на картине, в них чувствуется блеск, одухотворенность. Лица выделяют классические тонкие черты лица, спокойная полуулыбка. Образы говорят о том, что милая беседа приятна и понятна им.

В центре иконы – чаша, как символ страданий Христа. Если вы внимательно посмотрите, то внутренний и внешний контуры крайних ангелов также составляет большую чашу. В руках у ангелов скипетры, символы власти, а в одеянии каждого присутствует лазурный цвет, цвет неба, символизирующий их причастность к Богу.

За центральной фигурой мы видим древо жизни, а левее от него – здание, символизирующее церковь. Обратите внимание на правый верхний угол. Здесь мы видим гору, как искупление падшего мира, прототип Голгофы, на которую взойдет Иисус.

Структура иконы подчинена идее круга, которая испокон веков символизировала вечность, в данном случае бесконечность любви и божественного триединства. В иконе нет лишних деталей, каждый предмет символичен. Рублев не утяжеляет икону бытовыми элементами, основное внимание сосредоточено на ликах.

Икона была написана для Троице-Сергиевого монастыря, поэтому ангелы обеспокоены миром порока, в котором погряз человек. И поэтому Бог Отец (центральная фигура) готов отправить на землю сына (левая фигура), чтобы искупить грехи людей. Эпохальная икона!

(18 votes, average: 4.33 out of 5)

← Описание картины Ивана Айвазовского «Раздача продовольствия»

Описание картины Иеронима Босха «Воз сена» →

Картины Пластов С Названиями

kanal21.ru

Как появились смесоипостасные иконы и почему их запретили

В истории иконописи было немало странных икон. Например, адописные иконы, где под ликами святых прятались изображения чертей. Не менее необычны и смесоипостасные иконы, небольшая часть которых сохранилась до наших дней.

В XIII–XVI веках такие иконы были весьма распространены и не вызывали сильного удивления. Но после XVI века их начали уничтожать по всей Европе, в том числе и в России.

Икона «Троица»

Как появились смесоипостасные иконы

Первым известным иконописцем в истории принято считать одного из учеников Иисуса Христа — Луку. Он создал икону Пресвятой Богородицы, а после — икону святых Апостолов Петра и Павла. На протяжении многих лет после этого шло формирование канонов иконописи. Так возникла регламентированная система изображений — иконография Иисуса Христа и других святых. Отступление от канонов не приветствовалось церковью, но всё-таки происходило.

В X веке в западной Европе особое распространение получили иконы Святой Троицы, написанной в виде трёх идентичных друг другу фигур с ликом Христа. На некоторых иконах Троица имела одно туловище, но три головы с одинаковыми ликами. Это было связано с появлением в католицизме термина «филиокве». Он означал, что Святой Дух исходит одновременно и от Бога Отца, и от Бога Сына. С филиокве были несогласны многие, из-за этого даже произошёл раскол католической церкви. Позднее многие иконы с изображением Святой Троицы в виде трёх одинаковых фигур с идентичными ликами уничтожили. А им на смену пришли смесоипостасные иконы.

Какими были смесоипостасные иконы

Чтобы лучше понять замысел авторов смесоипостасных икон, нужно разобраться в том, что такое ипостась. В христианстве под ипостасью подразумевают сущность бытия, а Восточная православная церковь утверждает, что Иисус Христос «сугуб естеством, но не ипостасью». Так, Бог Отец является первой ипостасью Святой Троицы, Бог Сын — второй, а Святой Дух — третьей. Единство ипостасей Бога и было отражено на смесоипостасных средневековых иконах весьма оригинальным способом.

На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза (два глаза среднего лика были глазами и боковых), три носа и три рта. Тело же на изображении было одно. Таким образом неизвестный иконописец хотел отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой. Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан. Многие просто не понимали причин, по которым смесоипостасные иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.

Икона «Смесоипостасная троица»

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом. Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского. Кстати, этот собор был первым каменным зданием, построенным в Тюмени.

Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в Ново-Тихвинский женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада. За давностью лет он был утрачен. Утраченными для истории оказались и многие другие русские смесоипостасные иконы из-за запретов церкви.

Почему запретили смесоипостасные иконы

В Европе смесоипостасные иконы оказались под запретом в начале XVI века. Такое решение приняли на Тридентском соборе. В 1628 году указом Папы Римского Урбана VIII практика написания смесоипостасных икон Троицы была запрещена вновь. Все подобные иконы объявили кощунственными и еретическими. После этого практически все смесоипостасные иконы в Европе сожгли. А те, что каким-то чудом сохранились, сегодня можно увидеть в музеях. Например, в австрийском музее народного искусства в Тироле или над входом в одну небольшую церковь в Румынии. В России запрет на смесоипостасные иконы ввели в 1764 году Священным синодом Русской православной церкви.

Священный синод также признал необычные иконы Святой Троицы еретическими. В указе предписывалось, чтобы «в иконных изображениях все нелепые и странные непристойности все пресечены были». Из-за этого указа смесоипостасная икона Святой Троицы, которую церковь назвала «подобием еллинских (эллинских) богов» сняли с врат Благовещенского собора в Тюмени.

Несмотря на указ Священного синода, эту запрещённую икону не уничтожили. Как не уничтожили и некоторые другие смесоипостасные иконы, находившиеся в отдалённых от столицы церквях. Похожая участь постигла и трёхликие иконы, написанные по уникальной технологии.

Уникальная технология изготовления икон

Трёхликая икона «Благовещение. Господь Саваоф»

Единство Святой Троицы нашло и ещё одно интересное отражение в иконографии. Так, в музее-заповеднике «Александровская слобода» во Владимирской области раньше можно было увидеть одну весьма необычную икону «Благовещение. Господь Саваоф», датированную 1791 годом. При смене положения смотрящего относительно иконы происходила и смена изображения на ней. Неизвестный художник изобразил три лика на 16 тонких деревянных дощечках, вертикально закреплённых в раме. И для этого ему пришлось немало потрудиться.

Иконописец нанёс изображения на тонкие загрунтованные пластины и прижал их друг к другу так, что они образовали единую плоскость. После на одной стороне он написал один лик, а на другой — второй. Третий же лик художник написал непосредственно на деревянном холсте. Дощечки с двумя другими ликами мастер установил в специальные пазы на раме, строго соблюдая расстояние между ними. Похожую технологию сегодня можно встретить на некоторых рекламных щитах, где при движении трёхгранных пластин сменяется изображение.

Необычные трёхликие иконы

Изображения на трёхликой иконе в «Александровской слободе» были не совсем типичными для такого вида икон. Человек, стоящий справа от иконы на небольшом отдалении, видел лик Богоматери в сине-сером покрывале. Стоящий слева же наблюдал архангела Гавриила — юношу в голубом одеянии, держащего в руке красный цветок. Стоя по центру, можно было увидеть лик Саваофа — седовласого старца. Из его уст в образе белого голубя в белом сиянии исходил Святой Дух. Получается, что трёхликие иконы в некоторой мере тоже можно считать смесоипостасными, поскольку они отражают триединство Бога. К сожалению, в 1997 году эту уникальную и необычную икону украли из музея, а воров до сих пор не нашли.

Зато в храме Живоначальной Троицы в нижегородском селе Шершово любой желающий может увидеть трёхликую икону. На ней изображены лики Бога Отца, Бога Сына и Саваофа в образе белого голубя. Похожая икона есть и в Свято-Вознесенском соборе, находящемся в Луганской области в Украине. К тому же, в московском Музее древнерусского искусства тоже есть трёхликая икона «Иисус в темнице», но сохранившая только один лик. Деревянные пластинки, на которых были два других изображения, потерялись. Известно, что и в петербургском Музее истории религии тоже есть трёхликие иконы, но они не входят в основную экспозицию и хранятся в запасниках.

Трёхликая икона в селе Шершово

Читайте также: Подпольное изготовление икон для староверов

www.factroom.ru


Смотрите также