Мощи сергия радонежского фото


Троице-Сергиева Лавра и откровения Серапионовой палаты

И, снова, случай привел меня к новым открытиям и ощущениям моего бытия. Мне позвонили 27 августа, предложив на следующий день съездить в Троице-Сергиеву Лавру. Там будет один из самых значимых 12 православных праздников - Успение Пресвятой Богородицы… На том конце провода мирно ждали ответа. Я взглянул в окно – погода была потрясающей – пронзительное голубое небо, сказочные летние кучевые облака... Березы, за окном, вдруг, зашумели от мягкого порыва ветра в ответ на мой взгляд… Этого было достаточно.  Конечно, едем! Тем более, значимых дел на завтра, к моему удивлению, не оказалось…


Троицкий собор с Серапионовой и Никоновой палатами (слева)
Всего 31 фото

Следующий день 28 августа был комфортным и ласковым. Казалось, все говорило о благоволении к поездке. Добрались мы до Лавры очень быстро и как-то легко и незаметно. Я давно хотел поснимать Троице-Сергиеву Лавру, и главное, со стороны, но, оказалось, что Патриархия затеяла грандиозную реконструкцию Лавры, так что большинство храмов обители, колокольня, башни и окрестные церкви были облеплены строительными лесами и наглухо затянуты плотной зеленоватой строительной сеткой. Это немного обескуражило, но, однако, позволило сосредоточиться на самом празднике. Я не принадлежу к истово религиозным людям, но, сам неоднократно получал знаки и скромные личные откровения во многих храмах и святынях. Я надеялся, что мне повезет и в этот раз..., так и получилось!
02.

Не так давно, в майской тур поездке по Золотому Кольце Лавра была заключительным пунктом нашего пятидневного путешествия. Однако, стояла мрачная погода, моросил противный дождь, было холодно и не комфортно. Да и все знают, что формат тур поездки всегда сжат, ограничен по времени и ты как правило не получаешь того на что рассчитывал. А здесь я был предоставлен самому себе и сегодня Праздник Успения Пресвятой Богородицы, да и, просто, удача вырваться из делового ритма и погрузиться своими эмоциями и чувствами в, наверное, самое «намоленное» и святое место России.
03.

Первое, с чем встречается входящий в Лавру – Святые врата на восточной стороне монастыря. Пройдя в первую арку, перед глазами встает Предтеченский храм (1692-1699 гг.), расположенный над широким арочным проемом. Пятиглавая церковь возведена на средства знаменитого купца и промышленника Г.Д. Строганова и являет прекрасный пример изящного московского барокко.
04.

Церковь очень красива, что и  определяет её роль в качестве уникального оформления главного входа в монастырь. Любопытно, что используется она только для исповеди паломников и изгнания злых духов.
05.

06.

07.

Было много народа, необычно много благообразных священников, облаченных в черные одежды. В воздухе чувствовалось особенное умиротворенное воодушевление. Многие несли цветы, люди поздравляли друг друга, атмосфера была мягкой, нежной и полной неведомого очарования. Удивительно, но какими разными могу быть впечатления от посещения одного и того же места в разное время!
08.

Праздничная служба шла в  Церкви преподобного Сергия, что с Трапезной палатой. Все пели, песнь была тихой, нежной, гармоничной, и удивительно и неожиданно чем-то напоминала хор молящихся тибетских монахов. Поразительное ощущение охватывает, когда ты находишься в древнем действующем храме с большим количеством людей объединенных  единым чувственным праздничным и религиозным порывом. Храм огромный, около 500 кв.м. открытого пространства без колонн, и весь заполнен верующими людьми. Все стоят очень плотно, наэлектризованные ожиданием и предвкушением контакта со святынями.
09.

В конце службы началось воодушевленное движение с целью приложиться к кресту, а затем к гробу Пресвятой Богородицы.
10.


Источник

Мы встали в очередь, и нам удалось сделать и то и другое довольно быстро. Но, самое интересное, это, конечно, предвкушение этого таинства касания святынь. Энергетика места, ритуала, напряженное ожидание чуда всех этих людей заряжает тебя на откровения. Самым интересным, все-таки, был сам процесс ожидания. В голове и в самой душе проносятся совсем такие разно мерные мысли и ощущения. Сознательные и бессознательные чувства, наконец, открыто встречаются с друг другом, наполняют и переполняют тебя неожиданными для самого себя озарениями. Именно в такие моменты происходит неосознанное переосмысления себя, своего места в этой жизни и того зачем ты сюда пришел, почему, и только ли из любопытства?…
11.

12.

13.

Как только я вышел из храма затрезвонили телефоны и, отвечая на звонки, я с удивлением обратил внимание на совершенно чудный тонкий ароматный благоухающий запах, что разливался вокруг. Я стоял около Троицкого собора, с противоположной стороны от главных врат этой церкви. Многие люди также неосознанно оглядывались…, некоторые пытались даже принюхиваться к белым цветам, посаженным около храма, пытаясь выяснить местонахождение источника. А источник это, как оказалось, был совсем рядом… Но, все по порядку…

Серепионова палата это скромное строение зеленого цвета с тремя окнами слева. А там, где стоит человек - это как раз и есть выход из Серапионовой палаты и Никонова придела. Никонов придел - это небольшая церковь с одной главкой, правее от от самого Троицкого собора.
14.

Троицкий собор, построенный в 1422-1425 годах – древнейший белокаменный храм Троицкого монастыря. В нем покоятся мощи Сергия Радонежского, главной святыни Троице-Сергиевой Лавры. Совершенно чудное и восхитительное сооружение. Его внешний облик согревает, расслабляет оковы души, будит архетипную память прошлого, и это сразу чувствуется уже издали. В храм стоит довольно приличная очередь, чтобы поклониться и приложиться к очень красивой, впечатляющей и завораживающей серебряной раке Сергия Радонежского, где находятся его святые мощи.
15.

Когда-то все внутренне пространство собора было расписано Андреем Рублевым и Даниилом Черным, но, к сожалению, их работы не сохранились. Но, иконы в уникальном пятиярусном иконостасе работы Андрея Рублева мы можем и сегодня лицезреть. Иконы сильно потемнели, но их живой дух и внутренняя энергия потрясают. Кстати, «Троица» Андрея Рублева была написана именно для Троицкого храма Лавры.
16.


Источник

Храм не просто «намоленный», как говорится, а более того -  его энергетика изливается и переполняет тебя. Ты погружаешься в эти одновременно теплые, строгие и торжественные волны, что очищают и возносят душу…, с неё начинают спадать тяжкие оковы сознания, и ты стоишь потрясенный и, по-хорошему, обескураженный, и именно в эти мгновения тебя начинает заливать всеобъемлющая золотистая чистая, искристая и сверкающая энергия благодати…
17.

18.

У раки с мощами монах в черном постоянно читает молебен Сергию. Его голос, проникновенные темные глаза и строгое и торжественное лицо инициирует приобщиться к этому давнему таинству. Нам чудесным образом удалось миновать огромную очередь и приложиться к раке Сергия Радонежского, серебряному кресту Сергия, что находился в руках у монаха, и поставить у раки свечи… Состояние было слегка ошеломленное и отзывалось легким головокружением.
19.


Источник

В церкви, прямо рядом с ракой находится неприметная темная сводчатая двустворчатая кованная железная дверь с рваным круглым отверстием 5-7 см. в одной её верхней части. Это, оставившая свой яростный след, польское ядро, которое влетело когда-то в храм во время долгой осады монастыря. Ядро, кстати, по чудесному стечению обстоятельств, так и не разорвалось. Это вход в Серапионову палату - совершенно чудное и потрясающее во всех отношениях место, где хранится огромное количество православных святынь (более пятисот). Названа она по имени погребенного здесь новгородского архиепископа Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря (1516 год). Не многие знают об этом необычном месте. Обычно все идут поклониться мощам Сергия Радонежского. Но, с нами был проводник, священник, бывший ученый, военный, закончивший православную академию. Он то и открыл нам это сокровище. Рассказывают, что обычно перед дверью приходится стоять довольно долго и, что время ожидания доходит до одного часа, но нам повезло, мы ждали минут десять, и, наконец, строгий служитель окинул нас глубоким внимательным сосредоточенным взглядом и  открыл эту заветную дверь, и мы вошли в Серапионову палату. Серапионова палата – это придел Троицкого собора. Она находится как бы на выходе из объема Троицкой церкви. Ты спускаешься по широкой лестнице самого Троицкого храма и у её подножия поворачиваешь направо - это сокровищница Серапионовой палаты, где находятся основные христианские реликвии, налево – Никоновский придел.

На месте Серапионовой палаты когда то была келья Сергия Радонежского, к которому здесь, по преданию, воочию являлась Богородица. Я затаив дыхание вошел в Серпионову палату… Это относительно небольшое помещение. Здесь множество сияющих надгробий, рак, мощевиков святых и религиозных артефактов: десница первомученика святого Стефана, частица  мощей  апостола Андрея Первозванного, мощи митрополита Московского и всея Руси Иоасафа, мощи игумена Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Новгородского Серапиона, архиепископа Дионисия, архимандрита Радонежского, ученика Патриарха Ермогена, глава святителя Исаии Ростовского, крест с частицей Крови Господней, кость св. великомученика и целителя Пантелеимона, мощи святителя Николая, Марии-Магдалины, частица ризы Богородицы, крест-мощевик преподобного Сергия… Их очень много, есть даже мощи Вифлеемского младенца…
19а

Источник

Ощущения от этого места сложно описать, это реально чувствуется даже скептиком. Особенно меня потрясла энергетика, исходящая от десницы святого Стефана. Это было так неожиданно, что я ощутил внутри какой-то необычный энергетический отклик, неведомое понимание и откровение, чувства переполняли, эмоции зашкаливали… И, самое удивительно, что палату наполняло неуловимо тонкое глубокое и неописуемое словами благоухание. Именно этот аромат, только более густой и насыщенный,  я ощутил, находясь рядом с Троицким храмом.
20.


Источник

Касаясь каждой реликвии, насколько это было возможно, я просил о помощи, о здоровье, о счастье, радости, любви, о творческом самовыражении, о божественного благословении… Словами всех ощущений и эмоций не предать - пребывать в этом месте - это как находиться в неведомом восхитительном трансовом состоянии, когда приоткрываются все тайники твоей души, которые заполняются чудом, благодатью и благословлением…. Хочу отметить один любопытный момент. Немаловажным для меня было попросить и о денежном благополучии, ну как тут не попросить?) Но находясь у этих святынь, почему-то воззвать об этом мне не удалось, мой внутренний голос души даже не находил таких слов, как будто я забыл, что просить, как будто кто-то неведомый приложил в это мгновение свой палец к моим губам в знак молчания. И, действительно, ведь это же все мирское, наносное и вторичное..., но а остальные темы моих просьб, тем не менее, находили свой чудесный отклик. Контакт со св. Стефаном меня несказанно поразил и удивил. О святом Стефане я никогда не слышал, разве что случайно, и мне было любопытно разобраться, кто же такой этот святой, кто так особенно отозвался на мои просьбы.
21.


Источник

Оказывается, это был первый мученик-христианин, кто пострадал самым первым за свою веру, среди всех значимых фигур древних христиан. Стефан был и первым из семи призванных архидьяконов, то есть тех людей, кто осуществлял организующие и социальные функции в своём служении. Первые апостолы уже не справлялись с организацией мероприятий помощи сиротам, вдовам и бедным, принявшим христианство, и эти первые дьяконы были своеобразными распорядителями и людьми, кто принимал на себя мирское взаимодействие с народом и занимался поддержанием порядка и справедливости. Но Стефан не ограничивался этим служением и истово проповедовал в Иерусалиме, творил знамения и чудеса, за что и был схвачен. Он происходил из так называемых «эллинистов», евреев проживающих вне Святой земли, и как раз, эта местная еврейская диаспора и предала его Синедриону – в то время высшему иудейскому судебному органу Иерусалима, как богохульника и религиозного экстремиста. К тому же, к этому процессу были подключены и ряд лжесвидетелей..., как всё знакомо!... Стефан вел себя очень достойно, спокойно и аргументированно апеллировал разъяренным иудеям, показав на примере Ветхого завета, что они всегда противились Богу, поносили и убивали его пророков, и даже впал в теофанию – религиозный экстаз с духовными видениями Иисуса, что окончательно спровоцировало его соотечественников. Не дожидаясь окончания суда, иудеи бросились на Стефана, толпой выволокли его за Северные ворота Иерусалима и забросали камнями до смерти…
22.


Источник

Мощи св. Стефана были обретены только через четыре века после его смерти – в 415 году. Это чудная история была описана палестинским священником Лукианом. В своем «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана» Лукиан пишет, что место захоронения ему указал некий Гамалиил, близкий друг Стефана, явившейся Лукиану во сне и рассказавший как он захоронил останки Стефана в своём имении недалеко от Иерусалима и указал в точности это самое место. Лукиан сообщает, что при вскрытии мощей Стефана воздух наполнился благоуханием, и по всей округе сразу же исцелилось 73 больных и одержимых… Мощи св. Стефана распространились по Европе, Африке, часть их осталась в Иерусалиме. Повсюду мощам св. Стефана следовали исцеления и являлись чудеса, зафиксированные во множестве рукописных свидетельств тех времен. Десница (кисть правой руки до локтя) святого Стефана попала в Иерусалим, а оттуда её привез А.Н. Муравьев в Троице-Сергиеву Лавру в 1850 году.

Как я и говорил, святой Стефан явил мне особое сильное духовное переживание в Серапионовой палате. Однако, выделять его среди других реликвий я бы не стал, это было лично моим ощущением и именно моими индивидуальными эмоциями. В целом палата произвела неизгладимое впечатление и инициировала множество глубоких отк

vladimirdar.livejournal.com

Мощи преподобного Сергия Радонежского - ХРАМ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Преподобный Сергий Радонежский окончил свое земное служение 25 сентября 1392 г. на 78-м году жизни. А за полгода до смерти он предупредил учеников своих, что именно в этот день Бог возьмет его к Себе. Перед кончиной преподобный Сергии назначил игуменом обители старца Никона, а сам удалился в келью, чтобы в безмолвии приготовиться предать Господу чистую душу свою. В самый же день блаженной кончины своей преподобный Сергий призвал игумена и братию, преподал им наставления и, приняв Святых Тайн, мирно предал дух свой Господу.

Со слезами похоронила братия своего незабвенного наставника вблизи церкви Святой Троицы, им же самим сооруженной. Но, как говорилось ранее, во время набега на Москву полчищ хана Едигея монастырь был сожжен дотла. Сгорела и Троицкая церковь, но реликвии и ценности ее удалось спасти. Троицкий собор, возведенный впоследствии над могилой преподобного Сергия, стал одним из первых мемориальных памятников Московской Руси, потому что к этому времени уже были обретены мощи преподобного Сергия, причем обретение их сопровождалось многими чудесами и исцелением недужных и больных людей. Мощи, покоящиеся у южной стены Троицкого собора, близ иконостаса, и по сей день источают благодать и исцеление всем, кто приходит к ним с верой.

Мощи почивают в богатейшей серебряной поволоченной раке, сооруженной царем Иваном I ровным. Стенки прямоугольной (по размеру гроба) раки покрыты тонким рельефным орнаментом, на фоне которого четко выделяются накладные фигурные клейма с замысловатой вязью текстов из «Жития Сергия». Одновременно был сделан и великолепный золотой оклад на надгробную икону Сергия в рост, служившую крышкой гроба.

Изготовление раки и оклада на новую надгробную икону I заняло почти 30 лет, поэтому рака была передана в Троице-Сергиев монастырь через год после смерти Ивана Грозного — уже от имени царя Феодора и царицы Ирины «с молением о чадородии».

Осеняющий раку серебряный балдахин, устроенный в 1737 г. императрицей Анной Иоановной, был виртуозно выполнен в мастерской московского чеканщика Давида Прифа. Балдахин, весящий более 400 килограммов, стоит на четырех фигурных столбах и пышно украшен замысловатыми орнаментальными рельефами. Перед ракой теплится серебряная выволоченная Неугасимая лампада, а для свеч устроен большой серебряный подсвечник. Император Александр II и его супруга принесли в дар Святое Евангелие и крест, украшенный золотом, драгоценными камнями и жемчугом, чтобы все это употреблялось во время богослужений при мощах.

Против раки стоял шкаф, на котором хранились келейные иконы преподобного Сергия (Богоматери Одигитрии и Святителя Николая Чудотворца), его схима, епитрахиль, священническая риза, поручи и другие вещи. В возглавии у раки хранился деревянный посох преподобного Сергия.

Высокое духовное значение преподобного Сергия и основанной им обители отмечали не только русские люди, но и просвещенные иностранцы. Иоанн Фабер Стапуленский, ставший впоследствии епископом Венским, еще в 1520 г. по просьбе римского короля Фердинанда написал книгу «О религии московитян», в которой отмечал: «Недалеко от города Москвы есть весьма обширный монастырь, в котором почти всегда 300 братий подвизаются по правилам Василия Великого, и в котором находится гроб святого Сергия игумена, посещаемый приходящими от отдаленных мест, потому что он прославился многими чудесами, достойными удивления христиан. Из них достаточно упомянуть хотя бы об одном, наиболее славном… именно двум слепым недавно даровано прозрение. Ибо при жизни своей игумен сей отличался такой святостью жизни, что (россияне) легко убедились и веруют, что молитвами своими много он может сделать у Бога и приобрести для людей».

О том же писал и барон Герберштейн, побывавший на Руси два раза: «Говорят, что погребенный там (в Троице - Сергиевой обители. — Н. И.) святый Сергий творит чудеса; удивительное стечение племен и народов прославляет его; туда ездит часто сам князь, а народ стекается ежегодно в известные дни и питается от щедрот монастыря».

В XVII в. келарь Симон Азарьин в предисловии к составленному им «Житию преподобного Сергия» писал: «Не токмо во едином Русском государстве, но и во всех странах земли обносится имя его и прославляется величайшим наименованием. И от дальних стран патриархи и митрополиты, архиепископы и епископы, иноки и миряне от Азии и Африки и Европы и всея вселенныя и доныне приходят на поклонение к преподобным мощам его и во святой его обители воздают мольбы и моления к Святой Троице, Пречистой Богородице и Преподобному Сергию».

А русский историк В. О. Ключевский в речи в Московской духовной академии в конце сентября 1892 г. говорил: «Духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа... Такие люди становятся для грядущих поколении не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для тoго, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия...

Ворота Лавры Преподобного затворятся и лампады по­гаснут над его гробницею только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовный нравственный запас, завещанный нам нашим великим строителем земли Русской, как преподобныйСергий». И после Октябрьской революции это случилось...

VIIIотдел, занимавшийся при Народном комиссариате юстиции вопросами отделенияцеркви от государства» призвал к «ликвидации мощей святыхугодников Божиих»,культкото­рых признавался «варварским пережитком старины». И нача­лось тотальноевскрытие мощей, изъятие их и уничтожение. К нач. 1919г. были вскрыты раки смощами Тихона Задонско­го и Митрофана Воронежского, Михаила Тверского иМакария Шабынского,Евфимия Суздальского, Саввы Звенигородского и др. А вапреле 1919 г. VIII отдел решился приступить к разоб­лачению мощей преподобногоСергия Радонежского. Из пись­ма братии Троице-Сергиевой лавры:

«Насильственноеприкосновение...нанесетглубокое* никогданемогущеебытьзабытымоскорблениеверующим, внесетявнуюилизатаеннуювраждувобщество,недоверие излобуоднихквсесильнымдругим.Иэтонетолькоздесь, вПосаде,нетольковцентре,вМоскве,ноивовсехгородах иместностяхРоссии,гдесименемПреподобногонебезос­нованиясвязываетсявсесвятое,радостноеичистое».

Нона протесты монахов Троице-Сергиевой лавры, кото­рых к тому времени оставалось около 180человек, никто не об­ращал внимания, как и на сотни заявлений от церковных прихо­дов Москвы и других городов. Вот что, например, писали при­хожане крупнейшего в Москве храма Сергия Радонежского, умолявшие власти не совершать святотатства: «До глубины ду­ши взволнованы известием о предполагаемом вскрытии мощей преподобного Сергия в Троицкой Лавре. Вскрытие мощей Преподобного является оскорблением нашей православной ве­ры и нашего народного чувства». Подписные листы были пере­даны Святейшему Патриарху Тихону, но и ему не удалось пре­дотвратить кощунства.

Слухи о вскрытии мощей преподобного Сергия взволно­вали не только людей верующих. Против этого выступили и ру­ководители Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусств и старины, опасавшиеся, что немедленное вскрытие мощей, о котором объявил Сергиево-Посадский ис­полком, повредит деятельности создававшегося в Лавре худо­жественно-исторического музея. Но и их призывы остались не услышанными. Да и можно ли было противостоять конным от­рядам, подтянутым в мрачный апрельский вечер к стенам оби­тели?!

11 апреля в 12 час. 50 мин. Вонхонен, председатель Сер­гиево -Посадского исполкома, распорядился приступить к вскрытию раки с мощами преподобного Сергия. Михаил Го­рев, активный антирелигиозный пропагандист, в журнале «Ре­волюция и церковь» так писал об этом:

«В Троицком соборе яблоку негде упасть... Над ракой горит целая лента серебряных и золотых лампад, из которых каждая имеет свою историю, будучи пожертвована тем или иным царем, царицей или великой княгиней. С двух сто­рон раки разместились кинематографические аппараты и вокруг них суетятся операторы. Подле раки действующие лица: председатель исполкома, члены исполкома, доктора, представители волостей. Иеромонах Иона с Георгиевскимкрестом на груди, бывший моряк, уже облекся в богослужеб­ные ризы. Два диакона в синих расписных стихарях нетерпе­ливо помахивают разожженными кадилами. В глубине со­леи, у царских дверей, разместились монахи, впереди них Кронид. Оперся на свой настоятельский посох и смотрит взглядом мрачным и зловещим.

8 часов 20 минут вечера. Председатель исполкома предлагает приступить к вскрытию. Два диакона прибли­жаются к Крониду, поднимают перед ним кадила и басят: «Благослови, владыко!».

Затем подходят к раке, совершают перед ней ус­тавное каждение, три раза по три. Покадив, отходят. К раке приближается иеромонах Иона, падает ниц, совер­шает перед гробницей три поясных поклона, затем кланя­ется Крониду. Монахи начинают петь величание Сергию, но их обрывает председатель исполкома, указывая, что для этого пения монахи могут выбрать более подходящее время, и этого времени до вскрытия мощей монахи имели более, чем достаточно. Монахи смущены, начинается вскрытие...

На площади перед Лаврой собралось множество народа, но в обитель никого не пустили. Вскрытие снимали на кино­пленку, которую потом по указанию В, И. Ленина демонстри­ровали в кинотеатрах. Из протокола вскрытия (11апреля 1919 г.):

«Иеромонах Иона... снимает покровы: зеленый, голу­бой, черный, темно-синий, малый покров и т. д.

По снятии шапочки с головы виден человеческий череп, лежащий частью на лубке, частью на весу... Длина челове­ческой фигуры соответствует человеку среднего роста. Ио­на приподнимает испепелившуюся ткань... нижняя челюстьотделилась. В ней семь зубов... Видны рыжего цвета волосы, отдельные позвонки, кости таза, правая берцовая, бедреные кости целы; малые берцовые кости найдены полуразрушившимися. По заявлению доктора череп соответствует по своей древности костям.

В области грудной клетки лежат беспорядочные кости ручных кистей. Одежда была, по-видимому, из грубого деревенского сукна. Все было перевязано крест-накрест ремнем в виде веревочки толщиной в обыкновенный карандаш. Под этими останками костей лежит слой истлевшей одежды. Настоящий протокол читается... всем присутствующим. Возражений нет».

Так совершилось надругательство над останками препо­добного Сергия, которыепосле вскрытия раки были кощунст­венно оставлены открытыми. Власти посчитали, чтовид тления отвратит верующих от великого угодника Божьего, которого отец ПавелФлоренский называл «Ангелом-хранителем Рус­ской земли». Однако вскрытие мощейпреподобного Сергия вызвало еще большее паломничество в Троице-Сергиеву лавру, инад гробом молитвенника и заступника России совершались непрерывные молебны.

Но Лавру и ее святыни ожидали еще многие испытания. За несколько дней дотретьей годовщины Октябрьской рево­люции, в 3 часа утра — во время совершенияобычного молеб­на, красноармейцы окружили Лавру, арестовали почти всю бра­тию иотвели монахов в Черниговский скит. Троицкий собор, а потом и остальныемонастырские храмы были запечатаны, по­сле чего в Совнарком стали поступать новыезаявления и прось­бы. Чрезвычайно взволновал верующих слух о предполагаемой передаче мощей преподобного Сергия в один из московских музеев. И тогда Святейший Патриарх Тихон обратился к предсе­дателю Совнаркома В. И. Ленину с просьбой открыть храмы Лавры и допустить верующих к гробу преподобного Сергия. Патриарх неоднократно пытался пробиться к главе государства, и Ленин не мог не знать об этом. Знал он и о том положении, в котором находилась Русская Православная Церковь.

Однако под прикрытием охраны монастырских памятниковбезбожные власти стремились уничтожить почитание святынь Лавры.

Поток обращений об открытии Лавры не прекращался,и был он так велик, что в1921 г. Президиум ВЦИК поручил П. А. Красикову (заместителю наркома юстиции) дать свое заключение о возможности открытия Лавры. И тот в ответе в канцелярию ВЦИК и в Моссовет сообщил, что Лавра обращена в музей, часть ее территории занята Электротехнической академией и Институтом народного образования, поэтому отправление культа «вредно отразилось бы на ходе занятий».

Однако в большевистских кругах нашлись люди, пони­мавшие, что недопустимо надругательство над мощами святых. Так, 22 апреля 1920 г. большевикСИ.Мицкевич писал В. И. Ленину: «Я считаю... что ничего более нелепого и вред­ного для нас, как это пресловутое вскрытие, нельзя и предста­вить. Это никого ни в чем не убеждает, распространяется убеж­дение, что настоящие мощи прячут, авсовывают поддельные. Озлобление же растет... Это ведь, кроме того, является нару­шением принципа отделения Церкви от государства... Необхо­димо срочно дать распоряжение о прекращении повсеместно этих актов и вообще против поступков, грубо нарушающих ре­лигиозные чувства населения».

...Чуть было не погасла лампада над вскрытыми мощами угодника Божия, от огня которой «вся Русь зажигала свои лам­падки». Но, к счастью, после вскрытия раки мощи преподобно­го Сергия остались в Лавре на своем месте — в Троицком со­боре. И никогда не прекращается поклонение им...


iverskoye-podvorie.ru

где находится, фото, история, отзывы

Экспертное мнение

Татьяна Данилова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника:

«Ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен»

В 14 веке Радонеж входил в состав Московского княжества и упоминался в духовном завещании князя Ивана Калиты. В его правление сюда переселились ростовские бояре Кирилл и Мария с тремя сыновьями — так Радонеж стал второй родиной Сергия Радонежского.

В житие подвижника, составленное в 1418-1419 годах, говорится, что радонежский дом родителей святого стоял «около церкви Рождества Христова» (предположительно на месте современного каменного храма или возле него). Согласно письменным источникам, это первый известный нам храм Сергиево-Посадского района. Точное время его появления неизвестно, вероятно – вторая четверть 14 столетия.

После 1764 года Радонеж вошел в состав казенных земель. В 1800-м на средства прихожан возвели еще одну деревянную церковь, но вскоре ее сменил каменный храм, относящийся к лучшим образцам ампира. Со временем он был расписан и окружен оградой.

Художники нередко искали в этом уголке Подмосковья вдохновение. Так, радонежский пейзаж запечатлел на своей знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею» Михаил Нестеров. На лучшем (по убеждению самого автора) из произведений художника узнаются и холмы, и дорога, и извилистое русло реки Пажи. Стоит отметить: ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен. И другие достопримечательности привлекают внимание приезжих: крепостные валы, источник с оборудованной купелью и отдельной обливной купелью для инвалидов, пожилых людей и детей, памятник Сергию Радонежскому; часовня Матроны Московской, в которой хранится крест, некогда стоявший на могиле старицы и, конечно, Преображенский храм с приделом в честь преподобного Сергия. В 1974 году этот собор был включен в перечень памятников республиканского значения.

www.kp.ru

Какую чудотворную силу имеет икона Сергия Радонежского (+видео)


В христианстве существует огромное количество православных святынь, каждая из которых известна за счёт своих целительных и прочих волшебных свойств. Может случиться, что человеку просто не к кому будет обращаться за помощью и его единственным утешением станет молитва перед иконой.

В этом материале я предлагаю вам ознакомиться с иконой Сергия Радонежского и узнать, в каких проблемах она способна вам помочь.

Кто такой Сергий Радонежский?

Преподобный Сергий Радонежский выступает очень значимой фигурой у православных христиан. Про него слышал каждый верующий человек. Ему возносят молитвы, прося его о поддержке и покровительстве, а также умоляют помочь решить любые проблемы, возникающие по дороге к духовному самосовершенствованию.

При этом все, кто искренне просит святого о помощи, обязательно её получают.

Историческая справка об иконе Сергия Радонежского

В русском православии Сергей Радонежский является очень уважаемым и почитаемым святым. Жизнь преподобного Сергия приходилась на четырнадцатое столетие, святой полностью посвятил её служению Богу. Его жизнь была благочестивой, с соблюдением всех Библейских заповедей.

Для Сергия Радонежского был очень важен пост, также он следил за выполнением Божьих заповедей, подавая своей жизнью пример для других верующих. Самым страшным пороком святой считал лень, поэтому усердно трудился до самой старости. Ещё он проявлял доброту по отношению ко всем людям, старался по возможности помочь всем, кто в этом нуждается.

В юные годы жизни Сергий Радонежский как-то в одиночку отправился в лес. Вдалеке от городской жизни и людей он построил себе дом, в котором жил длительное время, каждый день усердно молясь Создателю. В своих молитвах Сергий просил Господа помочь уберечь земли Русские и поддержать русский народ.

Святому не единожды предлагали работать в российской митрополии, но он проявлял презрительное отношение к политической жизни. Предпочитал вести сугубо уединённую жизнь, занимаясь исключительно служением Господу.

За свою жизнь преподобный смог оказать свою помощь огромному количеству людей, пробудил в них веру в Бога и оказал свою поддержку в трудный период времени. Его настолько сильная преданность Создателю и непоколебимая вера обеспечила ему любовь православных христиан и уважение церкви. Поэтому посмертно Сергий Радонежский был удостоен звания святейшего.

Что изображает икона Сергия Радонежского

По традиции святыня демонстрирует нам лик самого святого, изображаемый либо в полный рост, либо по уровень пояса. На плечи Сергия наброшена монашеская одежда. Как правило, рясу послушника рисуют чёрной либо красной.

Зачастую с помощью своей левой руки святой старец удерживает развёрнутый манускрипт, выступающий символом тяги к знаниям. А вторая рука жестом даёт благословение Сергия всем верующим людям.

Весь образ святого призван вырабатывать в людях стойкость духа, преданность вере, кротость и усердие. Один только взгляд на святыню позволяет справиться с гордыней и улучшиться в духовном плане, начав активно самосовершенствоваться.

В чём помогает Сергий Радонежский?

Лик святого пользуется невероятно большой популярностью: к нему регулярно обращается масса людей и он нередко демонстрирует мирянам свою чудесную силу. Если обратиться к иконе искренне, чтобы молитва исходила из самого сердца, тогда она обязательно будет услышана Высшими Силами.

В каких же ситуациях данный образ сможет помочь вам?

  1. Святого просят помощи в разрешении проблем, касающихся учёбы.
  2. Кроме того, мольбы Сергию Радонежскому позволяют наиболее легко и гармонично разбираться с различными судебными делами, но исключительно праведными. Святейший старец оберегает от нападок обидчиков и даёт силы достаточно для отстаивания своих прав.
  3. Ещё с помощью молитвенных обращений реально усмирить свой буйный нрав и устранить такой негативный человеческий порок, как гордыня.
  4. Также вы можете просить Преподобного Сергия Радонежского исцелить вас или ваших родных и близких от любых патологий.
  5. Обращения к образу праведника защищают от разнообразных трудностей и облегчают процесс выхода из затруднительных жизненных ситуаций.
  6. Популярным считается обращение к образу с целью налаживания своих рабочих дел и получения того, о чём вы желаете.
  7. Ещё одно из назначений молитв Сергию Радонежскому – получение необходимой поддержки, защиты и обретение душевного спокойствия.

Безусловно, допустимо чтение молитв у образа не только за себя лично, но также за своё близкое окружение – родных, друзей и даже неприятелей.

Обзор дней празднования

Церковь выделила четыре официальных дня за год, когда в православных храмах почитается память Святейшего Сергея Радонежского.

  • Первый день – это восьмое октября (согласно старому календарю – двадцать пятое сентября). Это число выбрано не случайно и выступает датой смерти святого.
  • Вторая дата – восемнадцатое июля (отождествляется с пятым июля по старому календарю) – это тоже особенное число для всех тех, кто придерживается православия – именно в указанный день были обретены мощи Преподобного Сергия.
  • Пятого июня (или же двадцать третьего мая) – третья дата почтения памяти святого христианами. Каждый год пятого июня по традиции принято вспоминать всех священнослужителей, придерживавшихся праведного пути на Ростово-Ярославских землях. В их число входит и Сергий Радонежский.
  • Четвёртая дата, касающаяся Святейшего – приходится на девятнадцатое июля (старый календарь ассоциирует её с шестым июля). Дата известна как «День в честь Радонежского собора». Выпадает она на следующее число после того, как были обретены мощи Сергия.

Немного об иконе и мощах Сергия Радонежского (Троице-Сергиевая Лавра)

Известен один удивительный случай, касающийся обретения мощей. Когда святой умер, при монастыре началось строительство нового храма. И когда данный процесс находился в самом разгаре – один прихожанин увидел самого Сергия. Про это христианин сообщил в храме и сказал, что святой просит извлечь его тело из воды и земли.

Монахи не стали игнорировать прошение святого. А когда гроб был поднят наверх – оказалось, что в нём действительно присутствовала вода. Но что больше всего впечатлило всех вокруг – несмотря на то, что святой старец умер тридцать лет тому назад, его тело с одеждой сохранились в полностью первоначальном виде.

Впоследствии паломники со всего земного шара начали приезжать сюда, чтобы прикоснуться и своими глазами увидеть эту удивительную святыню. Для кого-то мощи Сергия оказали телесную помощь, а для других – душевную.

С другими ликами с мощами святого можно ознакомиться в большом количестве московских храмов.

Значение иконы Сергия Радонежского, в чём помогает

У лика принято просить помощи в отказе от пагубных привычек, а также – о здоровье и укреплении своей веры. При этом можно просить о помощи Всевышнего не только лишь для своей персоны, а и для своего близкого окружения, кто в этом нуждается.

Чистосердечно помолившись у образа, можно надеяться на чудо, ведь не зря этот образ почитается как чудотворный.

В очень частых случаях к нему обращаются в молитве родители, отпрыски которых не отличаются хорошей успеваемостью в школе. Примечательно, что самому Святому грамота также изначально давалась достаточно непросто, но он проявил много упорства и постоянно возносил молитвы Господу. А сейчас он сам находится рядом с Создателем и просит про всех, кому тяжело своими силами справиться с наукой.

Поэтому у многих студентов существует традиция просить святого успешно сдать экзамены.

Обратите внимание! Когда вы обращаетесь с молитвой к лику любого из святых, всегда направляйте своё прошение к Создателю, ведь хотя просьба и исходит от Святого, но исполнить её сможет только сам Господь Бог.

Главная цель всех молитв – обретение поддержки, защиты и душевного спокойствия. А самый важный момент при чтении любой из молитв – наличие искренней веры, чтобы прошение исходило от чистого сердца и действительно было нужно вам.

А напоследок я предлагаю вам просмотреть увлекательный тематический видео-ролик:

nlo-mir.ru

Мощи в Троице-Сергиевой лавре.

ГлобЭкс > Своими глазами > Сергиев Посад и Лавра > Троице-Сергиева лавра. > Мощи в Троице-Сергиевой лавре.

Список мощей Троице-Сергиевой лавры.

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре хранятся мощи девяти святых:

Лик святости Имя святого ХрамВид хранения
преподобныйСергий Радонежский Троицкийв раке
преподобныйМаксим Грек Духовскаяв раке
преподобныйАнтоний (Медведев) Духовскаяв раке
святительИннокентий Московский Успенскийв раке
святительМакарий (Невский) Успенскийв раке
святительСерапион Новгородский Никоновскаяпод спудом
святительИоасаф Московский Никоновскаяпод спудом
преподобныйДионисий Радонежский Никоновскаяпод спудом
преподобныйМихей Радонежский Михеевскаяпод спудом
Пояснения к списку святых мощей Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Преподобный - лик святости для святых из монашествующих.
Святитель - лик святости для святых из епископского (архиерейского) чина.
Рака - сосуд для хранения мощей святых. Обычно изготавливается в форме гроба. Рака может открываться для поклонения.
Под спудом - форма хранения мощей в глухо запечатанных раках. Мощи под спудом не открываются для поклонения. Чаще всего мощи остаются в земле и над ними устанавливается пустое надгробие без открывающейся крышки.
Крипта, или нижняя церковь - одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников.
на меню страницы

Мощи преподобного Сергия Радонежского.

Не умаляя значения ни одного из святых, чьи мощи покоятся в Троице-Сергиевой лавре, а единственно с целью раскрытия темы лавры отметим некоторые факты из истории мощей преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский умер 25 сентября (8 октября нов.ст.) 1392 года. Святой смиренно завещал положить свое тело не в церкви, а на общем монастырском кладбище вместе с другими. Однако авторитет Сергия и любовь к нему братии заставили их обратиться за советом к митрополиту Киприану, который и повелел похоронить Сергия в Троицкой церкви. Так было положено начало посмертного почитания преподобного Сергия Радонежского.

на меню страницы

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.

5 (18 нов.ст.) июля 1422 года, через 30 лет после смерти Сергия, в связи с постройкой на месте старой деревянной Троицкой церкви новой каменной останки святого были извлечены и предстали в нетленном виде. Этот день отмечается как день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Деревянный гроб, в котором тело преподобного находилось в земле первые 30 лет хранится как святыня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Сейчас он закрыт стеклянным саркофагом, поскольку, прикладываясь к нему, многие верующие старались откусить частицу святыни.

на меню страницы

Канонизация Сергия Радонежского.

Официальной процедуры канонизации святых в православной церкви до 1547 года, когда прошел первый Макарьевский собор, не было. Но почитание Сергия Радонежского уже возникло и с 1439 начались попытки как-то закрепить его статус святого. Однако сделать это почти 10 лет не удавалось как по политическим - пленение великого князя Василия Темного, так и по внутрицерковным причинам – отсутствие официального митрополита на Руси. Тем не менее, уже в 1448 году появляются княжеские грамоты, в которых Сергий Радонежский упоминается в качестве местночтимого святого. Точная дата общегосударственной канонизации Сергия также не известна. Предполагается, что это произошло в период с 1449 по 1452 годы, а документом, свидетельствующим об этом, считается грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке.

В связи с канонизацией Сергия Радонежского необходимо упомянуть мнение преподобного Максима Грека, который открыто высказывал сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства».

В 1585 году мощи преподобного Сергия Радонежского перекладывают из деревянной раки в серебряную золоченую раку, изготовленную по заказу Ивана IV Грозного. Сам царь к этому времени уже умирает (18 (28 нов.ст.) марта 1584 года).

В 1737 году по заказу императрицы Анны Иоанновны над ракой с мощами преподобного ставится серебряный балдахин.

За весь дореволюционный период мощи преподобного Сергия Радонежского покидали лавру 3 раза:

  • 1709 год – во время пожара мощи вынесли на Красногорскую площадь перед лаврой.
  • 1746 год – во время пожара мощи вынесли на окраину города.
  • 1812 год – во время войны с Наполеоном мощи были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь.
на меню страницы

Вскрытие мощей Сергия Радонежского.

20 января (2 февраля нов.ст.) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет вступил в силу через три дня 23 января (5 февраля нов.ст.) 1918 года и был отменен постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года. Специально для реализации этого декрета в Народном Комиссариате Юстиции (НКЮ) был организован V отдел (позже стал отделом VIII) во главе с товарищем П.А.Красиковым. Интересен тот факт, что одним из членов комиссии по подготовке декрета и даже его возможным инициатором был священник (!) Михаил Галкин, настоятель церкви Преображения Господня в Петрограде.

Этим декретом большевики запустили общегосударственную антирелигиозную кампанию результатом которой стали разграбление и закрытие большинства религиозных учреждений всех конфессий, а апофеозом ее стало физическое уничтожение, лишение свободы, высылки духовенства. Важным элементом этой кампании было вскрытие и изъятие из церквей мощей святых.

Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского состоялось в пятницу 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой субботы.

Перед этим 1 апреля 1919 года состоялось Общее собрание Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада, на котором фракция коммунистов внесла предложение о вскрытии мощей Сергия «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (цитата из протокола собрания).
4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей Преподобного Сергия.

Однако и до этого собрания было понятно, что мощи преподобного Сергия будут вскрыты, поскольку в советской прессе широко освещались десятки уже произведенных вскрытий и было ясно, что это возведено в ранг государственной политики.

Предвидя надвигающиеся события в Крестопоклонную неделю профессор Московской Духовной Академии (располагалась в Троице-Сергиевой лавре) и настоятель академического Покровского храма иеромонах Варфоломей произнес проповедь о возможной угрозе вскрытия мощей Сергия и призывал молящихся подписываться под обращением о сохранении мощей. На следующий день тот же иеромонах Варфоломей произнес еще более пламенную проповедь, в которой сказал, что в России появился антихрист и что «Христа сейчас в России распинают вторично». Монахи лавры стали собирать подписи граждан за сохранение мощей. Всего было собрано около 5000 подписей, что вероятно, составляло почти все грамотное население Сергиева Посада, поскольку всего в то время в городе проживало около 20 000 человек. (10 июля 1935 года Варфоломей был расстрелян в Бутырской тюрьме.)

Но машину коммунистического антирелигиозного террора остановить уже было невозможно.
11 апреля в исполком Сергиева Посада (Сергиев Посад тогда был переименован в Сергиев) стали собираться приглашенные на вскрытие мощей представители волостей и духовенства. О том, что именно будет происходить приглашенных не известили, но некоторые догадывались.

Во избежание возможных волнений рота курсантов, размещавшаяся в лавре, заняла все колокольни лавры, ворота и выставила посты на стены. У монахов были изъяты ключи от помещений лавры.

Народ стал собирался на Красногорской площади перед входом в лавру. Позади них выстроилась конная милиция.

После 17 часов представители власти и приглашенные заходят в лавру и идут актовый зал Духовной академии. Сюда же приходит наместник лавры архимандрит Кронид.

Председатель исполкома О.Г. Ванханен сообщает Крониду о том, что будет производится вскрытие мощей и желательно, чтобы это сделали сами представители духовенства. Кронид отказывается лично вскрывать мощи и сообщает, что мощи будет вскрывать благочинный лавры иеромонах Иона.

Все переходят в Троицкий собор. Народу собралось много. Сюда же допустили делегированных от толпы перед лаврой верующих. Устанавливается аппаратура для кино и фото съемки.

В 20 часов 50 минут начинается вскрытие мощей Сергия Радонежского.
В 22 часа 50 минут вскрытие завершается.

Вся процедура снимается на кинокамеру под руководством режиссера Льва Кулешова. К сожалению, качество съемок оказалось плохим и не все моменты вскрытия видны. Среди верующих этот факт интерпретировался как одно из чудес преподобного.

Кадры из этого фильма доступны в Интернете: Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского.

После вскрытия мощи преподобного Сергия Радонежского были оставлены на прежнем месте и вместе с Троицким собором перешли в образованный историко-художественный музей.

на меню страницы

Глава Сергия Радонежского.

История вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского содержит еще один интересный и важный момент:
Священнику отцу Павлу Александровичу Флоренскому, профессору Московской Духовной Академии, от тещи одного их комиссаров Сергиева Посада стало известно о готовящемся вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского. Последовавшие за этим события доподлинно неизвестны и сохранились только в виде семейного предания потомков П.Флоренского. По одной из версий предполагается, что Флоренский, будучи обеспокоен сохранностью мощей преподобного Сергия, сообщил полученные сведения наместнику лавры архимантриту Крониду (К.П.Любимов) и графу Ю. А. Олсуфьеву, члену Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры. Затем они тайно проникли в Троицкий собор и отделили главу (череп) святого, которую заменили головой (черепом) погребённого в соборе князя Трубецкого. Главу Сергия Радонежского спрятали в ризнице, откуда затем граф Олсуфьев переместил ее в дубовый ковчег и перенёс к себе домой.

Когда именно было произведено отделение главы, до вскрытия мощей или после, точно неизвестно, поскольку никаких документов нет и быть не должно было. Устные свидетельства потомков Павла Флоренского несколько противоречивы. Предположительно отделение главы святого от основного массива мощей могло произойти в период от нескольких дней до вскрытия мощей до конца марта 1920 года, когда власти планировали перевезти мощи из Троице-Сергиевой лавры в один из московских музеев. Однако сам факт отделения главы не оспаривается.

Олсуфьев хранил ковчег с головой святого у себя в доме, а в 1928 году закопал его в саду и уехал в Москву. К сожалению, дальнейшая история сохранения святой реликвии становится еще более неоднозначной и по этой причине я ограничусь только констатацией того, что в 1946 году мощи преподобного Сергия Радонежского были воссоединены с главой.

Все участники тайного отделения главы преподобного Сергия Радонежского впоследствии были арестованы и расстреляны:

  • Архимандрит Кронид (Константин Петрович Любимов) – расстрелян 10.12.1937 на полигоне в Бутово. В 2000 году причислен к лику святых.
  • Павел Александрович Флоренский – расстрелян 8.12.1937 года под Ленинградом
  • Юрий Александрович Олсуфьев - расстрелян 14.03.1938 на полигоне в Бутово

Об истории сохранения главы Сергия Радонежского снят документальный фильм Пятое клеймо. Тайна Сергиева Посада.

на меню страницы

Эвакуация и возвращение мощей Сергия Радонежского.

Осенью 1941 года мощи, наряду с другими ценностями Троице-Сергиевой лавры были эвакуированы в город Соликамск. В 1946 году перед Пасхой часть Троице-Сергиевой лавры была возвращена Московской Патриархии, в том числе были возвращены и мощи преподобного Сергия с ракой и балдахином. Но Троицкий собор все еще оставался в составе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и мощи временно расположили в Успенском соборе лавры. В настоящее время мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся на своем историческом месте в Троицком соборе.

На экскурсию в Сергиев Посад
и по Золотому кольцу России с ГлобЭкс!

Турагентство ГлобЭкс предлагает туры и экскурсии в Сергиев Посад и по всему Золотому кольцу России. Заоните!

на меню страницы на верх


Дата публикации: 7 декабря 2016

www.gbxtour.ru

Мощи Сергия Радонежского оказались на территории мятежного юго-востока Украины

«МК» публикует список столичных церквей, где все желающие могут приложиться к частицам мощей преподобного

Между тем, реальная возможность прикоснуться к мощам знаменитого Радонежского святителя все же существует. Причем для этого вовсе не обязательно ехать в Сергиев Посад.

Корреспондент «МК» выяснил, где еще, кроме лавры, находятся частицы мощей преподобного Сергия. Сразу несколько таких храмов расположены в Москве.

Когда в 1919 году по решению большевистских властей производилось вскрытие мощей Сергия Радонежского, то в документальных свидетельствах людей, присутствовавших при этом, упоминается в частности, что в раке сохранились «все кости преподобного за исключением ступень». Монахи из числа братии монастыря объяснили, что в прежние времена именно фрагменты костей этой части скелета рассылались в качестве частиц мощей в некоторые храмы Русской Православной Церкви.

Сколько всего таких частиц было отделено, сейчас определить уже невозможно. Нет и полного списка храмов, куда они были направлены.

В настоящее время частицы мощей Сергия Радонежского хранятся в некоторых храмах Москвы. Здесь к ним и могут приложиться все желающие.

Церковь Живоначальной Троицы (2-й Троицкий пер., 6а) неподалеку от станции метро «Цветной бульвар». Здесь расположено московское подворье Троице-Сергиевой лавры. В храме находится икона преподобного с частицей его мощей.

Церковь Илии Обыденного (2-й обыденский пер., 8/8) рядом со станцией метро «Кропоткинская». Здесь также есть икона Сергия с частицей его мощей.

Церковь Святителя Николая в Клённиках (ул. Маросейка, 5) в нескольких шагах от одного из выходов со станции метро «Китай-Город». В храме хранится мощевик с частицей мощей преподобного Сергия.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Крапивенский пер., 4, стр. 2). Ближайшая к храму станция метро «Трубная». Среди чтимых икон – образ Святого Сергия Радонежского с частицей его мощей.

Церковь Спаса Преображения в Песках (Старопесковский пер., 4а) в районе станции метро «Смоленская». Здесь хранится икона преподобного Сергия с частицей мощей.

Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле (ул. Радио, 2, стр.1), ближайшие станции метро – «Курская» и «Бауманская». Среди святынь храма есть крест-мощевик с частицами мощей нескольких святых, в том числе и Сергия Радонежского.

Церковь Владимирской иконы Божьей Матери в Виноградове (Дмитровское шоссе, 170). Сейчас бывшее село Виноградово стало частью Москвы, доехать сюда можно на автобусе от станций метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево». В годы войны именно в виноградовской церкви под престолом тайно хранилась вывезенная из закрытой лавры голова Сергия Радонежского (об этом «МК» подробно писал в номере от 17 июля). В честь Преподобного освящен один из церковных приделов; здесь находятся частицы мощей этого святого.

х х х

Маленький фрагмент мощей Сергия Радонежского, заключенный в специальный ковчег, находится и на объятом войной юго-востоке Украины – в Донецке, в не так давно построенном храме во имя Козельщанской иконы Божьей Матери.

www.mk.ru


Смотрите также