Отче наш ежеси на небеси да святится имя твое


Молитва христианина во время воскресной Всенощной, XV. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Отче наш. Богородице

Нынe отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. †.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, – возгласил Симеон, старец праведный: ныне отхожду с миром от жизни земной. Блаженная кончина! Даждь и мне, Господи, христианскую кончину жития моего, безболезненну, непостыдну, мирну. Очи мои видели Спасителя всех людей! – Радостная песнь Сретения Господня. Даждь и мнe, Господи, в час кончины моея прияти Тя во святых Тайнах от руки иерея, в залог вечнаго спасения. Христос есть Свет к просвещению язычников и слава людей Своих Израиля. Даждь и мне пред кончиною моею видети вокруг себя отраду сердца моего: в детях, в знаемых, в ближних: просвещение христианское, Bеру, благочестие, благоустроение Церкви, единение всех христиан – новаго Израиля, – чтобы спокойно мне закрыть очи мои, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. †.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (3). †.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и нынe и присно, и во вкки вековъ, аминь.†.

Пресвятая Троице, помилуй нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. †.

Господи, помилуй. (3). Слава, и ныне. †.

Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. †.

Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки вековъ. †.

Аминь. Богородице Дево, радуйся, Благодатная Mapиe, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (3).†. Радуйся, Благодатная! Соделай и нас причастниками быти святой радости Благовещения, светлаго праздника спасения нашего. Да презрим радости греховные, да возлюбим благочестиe, слово Божие, молитву, чистоту и воздержание. Детей наших возрасти в здравии и спасении. †.

azbyka.ru

Отче наш: 10 вопросов о главной христианской молитве

Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее апостолам в ответ на их просьбу: «научи нас молиться» (Лк 11:1). Сегодня эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, в храмах во время Литургии все прихожане поют ее вслух. Но, к сожалению, часто повторяя молитву, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами?

«Отче наш, иже еси на Небесех»

1 Мы называем Бога — Отцом, потому что Он всех нас создал?

Нет, по этой причине мы можем называть Его — Создатель, или — Творец. Обращение же Отец предполагает вполне определенные личные отношения между детьми и Отцом, которые должны быть выражены прежде всего в уподоблении Отцу. Бог есть Любовь, поэтому и вся наша жизнь тоже должна стать выражением любви к Богу и к окружающим нас людям. Если этого не произойдет, то мы рискуем уподобиться тем, про кого Иисус Христос сказал: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин 8:44). Ветхозаветные иудеи потеряли право называть Бога Отцом. Об этом с горечью говорит пророк Иеремия: И говорил Я: …ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня. Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. …Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность (Иер 3:20—22). Однако возвращение мятежных детей состоялось лишь с приходом Христа. Через Него Бог вновь усыновил всех, кто готов жить по заповедям Евангелия.

Святитель Кирилл Александрийский: «Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».

2 Почему «Отче наш», а не «мой»? Ведь, казалось бы, что может быть для человека более личным делом, чем обращение к Богу?

Самое главное и самое личное дело для христианина — любовь к другим людям. Поэтому мы призваны просить у Бога милости не для себя только, но и для всех людей, живущих на Земле.

Святитель Иоанн Златоуст: «…Он не говорит: Отче мой, Иже еси на Небесех“, но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие».

3 Почему «на Небесах», если Церковь учит, что Бог — вездесущ?

Бог действительно вездесущ. Зато человек всегда находится в определенном месте, причем не только телом. Мысли наши тоже всегда имеют определенное направление. Упоминание о Небесах в молитве помогает отвлечь наш ум от земного и направить его к Небесному.

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда же говорит на Небесех“, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли».

«Да святится имя Твое»

4 Зачем специально просить об этом, если Бог и так всегда свят?

Да, Бог всегда свят, а вот мы сами далеко не всегда святы, хотя и называем Его Отцом. Но могут ли дети не походить на Отца? «Да святится имя Твое» — просьба о том, чтобы Бог помог нам жить праведно, то есть так, чтобы имя Его святилось и через нашу жизнь.

Святитель Иоанн Златоуст: «Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). … Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили».

«Да приидет царствие Твое»

5 О каком царстве идет речь? Мы просим у Бога, чтобы Он стал всемирным царем?

Царство Божие — слова, которые одновременно означают здесь два понятия:

1. Состояние обновленного мира после конца света и Страшного суда, в котором будут жить преображенные благодатью люди, наследовавшие это Царство.

2. Состояние человека, который, исполняя заповеди Евангелия, победил действие страстей, и через это дал в себе действовать благодати Духа Святого, которую каждый христианин получает в таинстве Крещения.

Святитель Феофан Затворник: «Царствие это есть — будущее царствие небесное, которое откроется после конца миpa и страшного суда Божиего. Но чтоб искренно желать пришествия этого царствия, надо быть уверенным, что мы будем удостоены его вместе с теми, кому будет сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения миpa (Mф 25:34). Достойным же этого бывает тот, в ком при этой еще жизни пресечено царство греха, страстей и диавола. Пресечение этого царства совершается действием благодати по вере в Господа Спасителя. Уверовавший предает себя Господу, обещая Ему жить свято и непорочно. За это в Таинстве Крещения подается благодать Святого Духа, возрождающая его к новой жизни; с той минуты уже не грех царствует в нем, а благодать, научая всякому добру и укрепляя на совершение его. Это есть царствие благодати, о коем сказал Господь: царствие Божие внутрь вас есть. Будущее царство есть царство славы, а это — духовное, есть царство благодати. Молитва «Отче наш» совместно объемлет то и другое царство. Иначе желающий скорейшего пришествия будущего царствия, но не сделавшийся сыном царства благодати, будет желать, чтоб скорее пришел конец мира, и Страшный суд, на котором неизбежно он окажется на стороне тех, кои услышат: отыдите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его».

«Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»

6 Разве Бог и без такого нашего прошения не осуществляет Свою волю на земле?

Воля Божия осуществляется на земле не только Его непосредственным действием, но также и через нас, христиан. Если мы живем по заповедям Евангелия, значит — исполняем волю Божию. Если же нет — то эта воля останется неосуществленной в том месте, где мы ее не исполнили. И тогда — через нас — в мир входит зло. Поэтому, словами да будет воля твоя мы просим Бога уберечь нас от такой беды, и направить нашу жизнь к исполнению Его благой воли.

Блаженный Августин: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе Ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. — И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми».

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Что означают слова «хлеб насущный» и «днесь»?

«Насущный» значит необходимый для нашего существования; «днесь» значит сегодня. Таким образом, это прошение о том, что нам более всего необходимо в данный момент, на сегодняшний день. Слово «хлеб» святые отцы понимали здесь в двух значениях: хлеб как пища; и хлеб как Евхаристия.

Святитель Симеон Солунский: «Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа еще и хлеба, зная, что и он — от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда.

Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь — хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова. Это — хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век (Ин 6:51—54)».

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

8 Бог отпускает грехи только тем, кто сам простил своих обидчиков? А почему бы ему не простить всех вообще?

Богу не присущи обида и месть. В любое мгновение Он готов принять и простить каждого, кто обратится к Нему. Но отпущение грехов возможно лишь там, где человек отказался от греха, увидал всю его разрушительную мерзость и возненавидел его за те беды, которые грех принес в его жизнь и в жизнь других людей. А прощение обидчиков — прямая заповедь Христа! И если мы, зная эту заповедь, все же не исполняем ее, значит мы — грешим, и грех этот для нас настолько приятен и важен, что мы не желаем отказываться от него даже ради Христовой заповеди. С таким грузом на душе войти в Царство Божие невозможно. Только виной этому не Бог, а мы сами.

Святитель Иоанн Златоуст: «Это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел оснований жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние».

«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого»

9 Разве Бог кого-нибудь искушает или вводит в искушение?

Бог, конечно же, никого не искушает. Но вот преодолеть искушения без Его помощи мы не в состоянии. Если же мы, получая эту благодатную помощь, вдруг решим, что можем жить добродетельно и без Него, тогда Бог отнимает от нас Свою благодать. Но делает Он это не ради мести, а чтобы мы на горьком опыте могли убедиться в собственном бессилии перед грехом, и вновь обратились к Нему за помощью.

Святитель Тихон Задонский: «Этим словом: „не введи нас во искушение“, — молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога».

10 Кто это такой — лукавый? Или — лукавое? Как правильно понимать это слово в контексте молитвы?

Слово лукавый — противоположно по смыслу слову прямой. Лук (как оружие), излучина реки, знаменитое Пушкинское лукоморье — всё это слова, родственные слову лукавый в том смысле, что обозначают некую кривизну, нечто непрямое, искривленное. В молитве Господней лукавым назван дьявол, который изначально был сотворен светлым ангелом, но своим отпадением от Бога исказил собственную природу, искривил ее естественные движения. Любое его действие тоже стало искаженным, то есть лукавым, непрямым, неправильным.

Святитель Иоанн Златоуст: «Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас“ от лукавых, но: от глукавого“, и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол».

На заставке фрагмент spbpda/wwww.flickr.com

 

 

foma.ru

«В чем помогает молитва "Отче наш"?» – Яндекс.Знатоки

Первое, что важно понять нам, кого Иисус Христос учил молиться. Учеников Своих. Иисус очень желает, чтобы все люди стали Его учениками. Ученик Христа – это всегда следующий за Ним, и когда трудно, и когда легко. Ученик Христа послушен Своему Учителю, он исполняет то, что ему говорит Учитель (что говорит Иисус для нас записано в Библии – это Его заповеди). В Библии так написано: «кто отклоняет ухо своё от послушания закону Христа, того и молитва – мерзость» (Притчи 28:9).

Очень важно исполнять Божии заповеди. Для этого и нужно стать учеником Иисуса, стать дитём Божиим, чтобы Бог был нашим Отцом. Чтобы стать учеником Иисуса нужно поверить в Иисуса Христа Сына Божьего; верить в то, что Он умер и воскрес за наши грехи; увидеть себя погибшим грешником; признать себя виновным за свою неправильно прожитую жизнь; попросить у Бога прощения; а дальше следовать за Ним, взяв крест свой. Следовать за Иисусом – это удаляться от греха, соблюдать Его заповеди. Крест – это не крестик на шее, который легко носить, но это то, что Бог предназначил нам на нашем земном пути – болезни, трудности, переживания, испытания нашей веры.

В молитве «Отче наш» заложен глубокий смысл, это не просто слова…

Матфея 6:9-13

Отче наш сущий на небесах! В этом стихе мы признаём и верим, что Бог на небесах, и что Он наш Отец!

Да святится имя Твоё… Где и как должно святиться имя Господа? 1-е Петра 1:14-16 «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе… Воля Божия в том, чтобы мы не грешили, а жили чисто, удаляясь от греха. Важно не просто говорить эти слова, но действительно искать воли Бога всем сердцем.

Хлеб наш насущный дай нам на сей день… Это не только о плотском нашем питании. В первую очередь наш дух нуждается в питании – в слове Божием. Иисус говорил: Иоанна 6:35 «Я есть хлеб жизни…». Если человек будет принимать в сердце своё слово Божие, будет очищаться, будет жить по заповедям Божиим, то это и есть “питаться” Христом. И в этом стихе мы просим Иисуса напитать нас хлебом жизни, чтобы нам приобретать все добрые качества, присущие Богу – терпение, смирение, любовь к ближнему, к врагам, и многое другое.

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим… В этом стихе мы просим Иисуса простить нас также, как и мы это делаем. А как мы это делаем? Мы действительно прощаем от сердца согрешившим против нас? Любые согрешения против нас должно прощать. Матфея 6,14-15 "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Поэтому, если нас что-то тяготит, какая-то обида, то так и сказать Господу, попросить помощи, и Он обязательно поможет простить.

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого… Это наша просьба сохранить нас от греха. Например, кто-то что-то нам сказал недоброе, и так хочется в ответ высказать, вот Господь и учит нас обратиться к Нему за помощью, и попросить сил у Него, чтобы не согрешить, и не высказать. Тогда Господь избавит нас от лукавого, и отойдёт от нас желание ссориться. Это просто как пример, это может быть любой грех, и только у Иисуса сила для победы над грехом.

Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки… Это признание полного господства Бога над нами, что Его Царство управляет всеми; это осознание, что нет никого сильнее Бога; и вся слава принадлежит только Богу навсегда. Как часто человек приписывает себе какие-то достижения, а ведь без Бога мы не способны ни на что. Да поможет нам Бог действительно прославлять Его имя в нашей жизни!

Аминь! Да будет так.

Очень важный момент, что молитва должна быть от сердца, искренней, не просто прочитать буквы, но вникая в то, о чём говоришь. Представьте, когда вы с кем-то разговариваете, и вдруг что-то вспоминаете и начинаете думать об этом; а потом ваш собеседник спрашивает у вас что-то, а вы прослушали о чём он говорил. Получается неловкое, неудобное положение. Также Бог не желает, чтобы мы на молитве нашей думали о чём-то другом, и одновременно произносили заученные слова. Дай нам, Господи помнить, что Ты знаешь и помышления наших сердец.

Молитва – это разговор человека с живым Богом, т.е. мысленно представляя, что обращаешься к Богу и Он слушает тебя. В любое время дня и ночи Господь всегда слышит, и реально отвечает на нужды наши. О чём мы прежде всего должны Его просить? Он говорит: «Итак, не ищите, что вам есть или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду во всём том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Луки 12:29-31). Господь учит нас, чтобы молиться Ему прежде о том, чтобы Бог очистил наши сердца, чтобы сохранил нас от греха, потому что в Царствие Божие не войдёт ничто нечистое.

Некоторые люди носят молитву в кошельке, чтобы его не украли; кто-то читает или носит с собой молитву, как оберег от бед, от проблем, для прибыли, для успеха. 1-е Коринфянам 15:19 «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков», так говорит слово Божие. Что пользы человеку, если в этой временной земной жизни у него будет успех, достаток, а в вечности Господь ему скажет: отойдите от Меня все делающие беззакония. Это Господь говорит тем, кто молился Ему, но не исполнял волю Его Отца. Матфея 7:21 «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Бог желает, чтобы мы посвятили Ему всю свою жизнь, чтобы постоянно в Нём нуждались, каждый день с утра до вечера, не только в земных нуждах, но самое главное в том, чтобы жизнь прожить правильно пред Богом. А наши земные нужды Бог все знает: и о болезнях, и о еде, и об одежде; Он знает точно, что и когда нам дать. Даже большинство земных родителей пекутся о детях своих, а это Великий Бог, Который всем управляет, Он обещает заботиться о детях Своих.

Колоссянам 4:2 «Будьте постоянны в молитве…». Постоянно молиться не означает всегда на коленях стоять, но мысленно иметь общение с Богом. Молиться можно не только молитвой «Отче Наш», но и просто своими словами. Молитва не должна быть чем-то временным. Когда нам тяжело, тогда молимся: «Господи, помоги», а когда полегчало: «Господи, подожди». Нельзя оставлять Бога. Представьте себе папу, или того, к кому за помощью обращаетесь. Вы приходите и просите о чём-то, этот человек помогает. А дальше, вы исчезаете из его вида, пока снова от него понадобится помощь; вы совершенно не вспоминаете о нём, а еще вы пренебрегаете всеми его наставлениями, вас только деньги или какая-то другая прибыль интересует. Приятно ли папе это переносить, когда он видит, что безразличен вам, как отец, но нужен только для прибыли? Представьте каково Богу, когда человек не исполняет Его заповедей; когда Бог видит, что этот человек совершенно Его не любит, а вспоминает и обращается к Нему только тогда, когда нужно здоровье подправить, с деньгами помочь, машину купить, дом сохранить и т.д.

Да поможет нам Господь и научит нас правильно Ему молиться, чтобы это не было напрасным. Пусть поможет нам Господь проверять свою жизнь.

Зададим каждый себе вопрос: я молюсь Богу только для прибыли в этой земной временной жизни или я ищу прежде спасения души, а также прошу Бога о необходимых земных нуждах?

yandex.ru

Начальные молитвы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 января 2016; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 января 2016; проверки требуют 10 правок.

Нача́льные моли́твы, Обы́чное нача́ло — общепринятый порядок православных молитв, которыми начинаются богослужения и келейное (домашнее) молитвенное правило. У старообрядцев часть этих и других кратких молитв получила название «Семипоклонный начал».

В состав начальных молитв входят:

  1. Возглас священника: «Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в!»[1].
  2. Чтец (псаломщик): Ами́нь!
    В отсутствии священника, чтец-мирянин с крестным знамением произносит: «Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.», затем Иисусову молитву: «Моли́твами Святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас. Аминь».
    При одиночной утренней молитве мирянин вместо Иисусовой молитвы с поклоном произносит молитву мытаря: «Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному!», а затем: «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди пречи́стыя твоея́ ма́тере, и всех святы́х, поми́луй нас. Аминь».
  3. «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́!» (Хвалебная песнь Господу Богу)[2],
  4. «Царю́ Небе́сный,..» (Молитва Святому Духу),
  5. «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсме́ртный, помилуй нас!» (Трисвятое — 3 раза),
  6. «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь!» (Краткое славословие Пресвятой Троицы),
  7. «Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша;..» (Молитва ко Пресвятой Троице),
  8. «Го́споди, поми́луй!» — 3 раза,
  9. «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь!»
  10. «О́тче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́,..» (Молитва Господня),
  11. Возглас священника: «Я́ко Твое́ есть Ца́рство и Си́ла и Сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в!»,
  12. Чтец (псаломщик): Ами́нь![3],
  13. «Го́споди, поми́луй!» — 12 раз,
  14. «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь!»,
  15. «Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу!» (Поклон),
  16. «Прииди́те, поклони́мся и припа́дем Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу!» (Поклон),
  17. «Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему!» (Поклон).

От Пасхи до Вознесения начальные молитвы начинаются с трехкратного чтения или пения тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…» вместо молитвы ко Пресвятой Троице: «Пресвятая Троице…», предыдущие молитвословия опускаются.

От Вознесения до Троицы начальные молитвы начинаются с Трисвятого и далее.

Начальные молитвы часто используются не только в начале богослужения, но и внутри богослужения и в конце его, и даже сами могут являться отдельным богослужением. Отдельные части богослужений начинаются преимущественно не полным (обычным) началом, а только присоединяемым к нему окончанием:

  1. «Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу!» (Поклон)
  2. «Прииди́те, поклони́мся и припа́дем Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу!» (Поклон)
  3. «Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему!» (Поклон)

В период Светлой седмицы (с Пасхи до Фоминой недели) начальные молитвы не используются. Вместо них совершается Пасхальное начало, которое бывает кратким и полным. Краткое пасхальное начало состоит из троекратного пения или чтения тропаря Пасхи —

 — «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в!»

Троекратным этим тропарём начинаются и заканчиваются все богослужения и отдельные молитвы вплоть до отдания Пасхи.

Полное пасхальное начало может совершаться только на Светлой седмице с участием архиерея или священника, которые в облачении с кадилом и трехсвечником после возгласа с другими клириками троекратно поют тропарь Пасхи.

  • Затем также троекратно этот тропарь повторяет хор.
  • Затем духовенство поёт первый стих: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́!»
  • Хор единожды поёт тропарь Пасхи
  • Духовенство поёт второй стих: «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут!»
  • Хор единожды поёт тропарь Пасхи
  • Духовенство поёт третий стих: «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Бо́жия, а пра́ведницы да возвеселя́тся!»
  • Хор единожды поёт тропарь Пасхи
  • Духовенство поёт четвёртый стих: «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся в онь!»
  • Хор единожды поёт тропарь Пасхи
  • Духовенство поёт запев: «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху!»
  • Хор единожды поёт тропарь Пасхи
  • Духовенство поёт запев: «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь!»
  • Хор единожды поёт тропарь Пасхи
  • Духовенство поёт: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в,!»
  • Хор допевает: «И су́щим во гробе́х живо́т дарова́в!»
  • Кадило и трехсвечник отдаётся пономарям.

Православные молитвы

Начальные молитвы
Молитвы утренние
Молитвы на сон грядущим
Молитвы ко святому Причащению
  • Начальные молитвы
  • Псалом 22
  • Псалом 23
  • Псалом 115
  • Аллилуйя
  • Беззакония моя презри
  • Псалом 50
  • Канон ко святому причащению
  • Достойно есть
  • Трисвятое по Отче наш
  • Помилуй нас, Господи
  • Господи, помилуй 40 раз
  • Хотя ясти, человече
  • Владыко Господи Иисусе Христе
  • Господи Боже мой, вем
  • Едине чистый и нетленный Господи
  • Яко на Страшнем Твоем и нелицеприемнем предстояй Судилищи
  • Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш
  • Вем, Господи
  • От скверных устен
  • Боже, ослаби
  • Несмь доволен, Владыко Господи
  • Молитва 10-я, святого Иоанна Златоустого
  • Пред дверьми храма Твоего предстою
  • Верую, Господи, и исповедую
  • Се приступаю
  • Вечери Твоея тайныя днесь
  • Боготворящую Кровь ужаснися
  • Усладил мя еси любовию
  • Владыко Человеколюбче, Господи
Благодарственные молитвы по Святом Причащении
Свод регулярных молитв в храме
Молитвы в разных случаях
Виды молитв

ru.wikipedia.org


Смотрите также