Пример календарной песни


Обрядовые песни зимних праздников

Зимний период русского народного земледельческого календаря начинался с октября. Обычно с Покрова (1/14 октября) крестьяне приступали к зимним работам. После Покрова скот переводили в хлев на зиму, конопатили щели в стенах, утепляли избы. С Покро­ва начинались осенне - зимние сборища молодежи — «посиделки».

Новогодняя обрядность и обрядовая поэзия своими элементами име­ли: праздничные сборища и игры, песни, призывавшие благополучие в семью и урожай в поле (общеславянское наименование - «колядки», среднерусское - «овсень», «таусень», севернорусское — «виноградье»), гадания на Святки (подблюдные песни) и т. д.

В дни празднования Нового года охотно гадали: считалось, что это время самое подходящее для того, чтобы узнать грядущую судь­бу. Песни, которыми сопровождались эти календарные гадания, на­зывали подблюдными', их действительно пели над блюдом - чашей. Подблюдная песня - это песня-символ, песня-иносказание. Однако иносказания этих песен прозрачны: пели о курочке, что вырыла «зо­лотой перстень», — верная примета замужества; пели о воробье, что глядит на чужую сторону, — быть на чужбине и т. д.

Гадание на святки

Подблюдные обрядовые песни (примеры, тексты, называния)

Благослови, Боже...

Благослови, Боже,
Да новую песню петь,
Новую песню петь,
Нам перстенечки тресть.

По саду хожу,
Перины стелю.
Кому вынется-
Тому сбудется.(Чье кольцо, тому - дорога)

За гумном мужики
Все богатые,
Гребут золото
Все лопатами.(к богатству)

За гумном кони
Позаряжены,
Только сесть на них,
Да й поехати.(к женитьбе)

Дёжачка маленька,
Тесто смачненько.(к богатству)

Ах ты, церковка-богомоленка,
Кто не идет в нее,
Богу молится.
Коло церковки шла,
Копылок нашла.(к рождению ребенка)

Ходит котик по лавочке...

Ходит котик по лавочке,
Водит кошечку за лапочки,
Ой, лю-ли.Кому песня, тому и добро,
Ой, лю-ли.(к свадьбе)

И саночки-малеваночки,
Только сесть да поехати,
Ой, лю-ли.
Кому песня — тому и добро,
Ой, лю-ли.(к дороге)

Сидит кошечка у печурочки,
А вокруг нее котеняточки.(к большой семье)

Нивка узенька,
Снопы частеньки.(к бедноте)

Курочка-рябушечка
Копается около чужого огорода. (к богатству)

Обрядовые песни связанные со встречей Нового года

Зимняя обрядовая песня оповещала о наступлении Нового года.

Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!

1 января утром мальчики-подростки ходят «засевать». По двое, по трое, иногда в одиночку заходят в каждую избу, не минуя ни одной. Войдя в хату, дети разбрасывают по полу зерна ржи, овса, проса и прочее и говорят:

Ходит Илья на Василья,
Носит трубу жестяную,
А другую просяную –
Зароди, боже,
Жита-пшеницу,
Всякую пашницу.
В доме – добро,
В поле – зерно.
В доме – пирожисто,
В поле – колосисто.
Васильева мать
Пошла шендровать –
Заросилася, замочилася,
На престоле стояла,
Золотой крест держала.
А вы, люди, знайте,
Богу свечку ставьте,
А нам грошик дайте.
Здравствуйте, хозяин с хозяичкой!
С Новым годом,
С новым счастьем,
С новым здоровьем!

Хозяева дают детям лепешку, пирог, кусок сала или копейку, и они бегут в следующую хату, а на их место являются другие. Хозяева никогда не выгоняют их и дают всем, сколько бы их ни приходило. Отцы рассуждают так: «Я твоему дам, а ты моему – вот и поквитаемся».
      
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал.
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!

Каледование - один из основных обрядов новогоднего праздника, сопровождаемого песнями и обходами соседей.

В колядках часто можно встретить уподобление хозяев дома солн­цу, месяцу, звездам - один из элементов аграрных обрядов, возвели­чивавших солнце.

Тип новогодней песни-просьбы заключает в себе требование обря­дового одаривания колядующих и реальную деталь обряда - полу­чение ими обрядовой еды. Этот тип иногда встречается в форме са­мостоятельной песни и почти всегда входит в другие тексты как их составная часть.

Колядка - просьба о вознаграждении колядующего - иногда при­нимала форму требования, перерастающего подчас в угрозу «навлечь беду». Этим подчеркивалось, что колядующие приходят не как про­сители, а как лица, совершающие обряд, который должен принести восхваляемым хозяевам богатства.

Обрядовые песни калядки  (примеры, тексты, называния)

Девочки, калядки!

Девочки, калядки!
Душечки, калядки!
Да кидайте гребени
За грядки,
Да кидайте гребени за грядки.
Девочки, калядки!
Душечки, калядки!
Да пеките блины
Да ладки,
Да пеките блины
Да ладки.

А ехала каледа...

А ехала каледа
С конца в конец,
Заехала каледа
К Васильку, к Васильку.
Ты, Василька, не гуляй,
Вари пиво,
Жени сына Иваньку, Иваньку.
А ехала каледа
С конца в конец.
Заехала каледа К Егорью, к Егорью.
Ты, Егорий, не гуляй,
Вари пиво,
Отдавай дочку
Марьечку, Марьечку.

Поедем, поедем...

Поедем, поедем,
Поедем, поедем!
Мой муж - на коне,
Я, молода, на кобыле,
Детки мои — на корове,
Поедем, поедем.

Поедем, поедем,
Поедем, поедем!
Мой муж — к тестю в гости,
Я, молода, — да к татульке,
Детки мои — да к дедульке,
Поедем, поедем.

Сядем мы, сядем мы,
Сядем мы, сядем мы.
Мой муж — на куте,
Я, молода, — подле его,
Детки мои — подле меня,
Сядем мы, сядем мы

Будем есть, будем есть,
Будем есть, будем есть.
Мой муж - поросятинку,
Я, молода, — да телятинку,
Детки мои — да курятинку,
Будем есть, будем есть.

Будем пить, будем пить,
Будем пить, будем пить,
Мой муж - винцо,
Я, молода, - пивцо,
Детки мои - да солодкий мед,
Будем пить, будем пить.

Замыкает осенне-зимний цикл народных календарных праздни­ков масленица, которая является как бы неким мостом, соединяю­щим зиму и лето. По христианскому календарю она праздновалась за 56 дней до Пасхи, в неделю, предшествующую наступлению Великого Поста. Многие исследователи относят этот праздник уже к весенне­-летнему циклу.

Обрядовые песни на Масленицу  (примеры, тексты, называния)

А мы масленку дожидали...

А мы масленку дожидали,
Дожидали, душа, дожидали,
Мы й на горушке не бывали.
А нас масленца обманула,
На Великий пост посадила,
Думали, масленцы семь неделек,
А масленцы семь денечков.

Уж ты, Масленица-полизуха...

Уж ты, Масленица-полизуха,
Лелюшки, лели, полизуха.
Протянись ты хоть до Духа.
А мы масленицу дожидали,
Сыром горочку посыпали.
Люлюшки, лели, обсыпали.

Пойдемте-ка на горку...

Пойдемте-ка на горку да на горку, ой
Да на горку, да на горку.
Гляну я все под зорьку,
Кликну я соловейку, ой.
Соловейка мой, родный братчик.
Что же ты ко мне не летаешь?

Ты прощай, прощай...

Ты прощай, прощай,
Наша широкая,
Ты не в среду пришла
И не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю недельку веселье,
С хмельным пивом и вином,
С блинами, пирогами
Да с оладьями.
Блины масленые,
Шаньги мазаные.
Мы каталися с горы
От зари и до зари.
А сегодня,в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша масленица!

И, сцепившись руками, малыши бешено помчались вокруг догорающего костра, продолжая петь:

Шла сторонкою к нам
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны;
Надорвала животы,
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост,
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста,
Гори, сатана!

Костер догорает. Подошел парень, взял у малышей куклу и бросил в огонь. Поднялся столб огня и дыма; полетели искры.

Масленица загорела,
Всему миру надоела, – раздалась песня детворы.
Обманула, провела,
Годика не дожила, –
До поста довела,

       ***

Ах, масленица, обманщица.
Довела до поста, –
Сама удрала.
Масленица, воротись,
В Новый год покажись

Песня прекратилась. Догорел костер. Кто-то бросил в него кусок снега. Закончился календарно - обрядовый цикл зимнего периода.

Смотрите также:

В статье использованы обрядовые песни зимних праздников из книги: "Смоленская земля в памятниках русской словесности" Под редакцией В.В. Ильина.

 

ucthat-v-skole.ru

Жанры русских народных песен. Народные песни: частушки, колыбельные, обрядовые

Многообразие жанров русских народных песен отображает многогранный мир души русского человека. В ней - удаль и лирика,юмор и героика. В русской песне заключается история нашего народа.

Жанры русских народных песен

Песня и слово родились, наверное, одновременно. Постепенно с развитием своего эмоционального и духовного мира, человек осознал красоту окружающих его предметов и явлений и захотел ее выразить красками, звуками, словом. Мелодия родилась из души. Она завораживала, сливалась с пением птиц, журчанием воды. Магический голос матери успокаивал дитя монотонной ласковой песней, веселая мелодия зажигала огонь внутри, будила радость безудержного веселья, лирическая песня лечила растревоженную душу, дарила покой.

Жанры русских народных песен отражают многогранность души нашего народа. Люди всегда пели песни, прославляли в них героев, описывали исторические события, рассказывали о красоте родного края, о чувствах, бедах и радостях. Не всякий человек мог сложить песню, спеть ее. Но талантливых людей всегда хватало на Руси. Поэтому так много народных песен пришло к нам из глубины столетий. Иногда мелодия рождалась раньше стиха, но чаще смысл песни, ее текст диктовал характер, лад, темп, тембровую окраску музыки.

Песня - основа фольклора

Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. В каждой губернии одну и ту же песню пели по-своему, на особом диалекте. Характер ее зависел от того, о чем в ней говорилось. Так, песни были шуточные, веселые, грустные, лирические, серьезные. Они трогали душу сильнее, чем длинный подробный рассказ о событии. Песни были и утешением, и радостью.

Так, поэт Иван Суриков писал: «Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него поется».

Жанры русской народной песни многообразны. В них поется обо всем, что волнует человека. Песня рисует быт и образ жизни русского человека, обычаи и традиции. Герои народной песни – простые люди, славные защитники Родины. Жизнь человека была тесно связана с природным циклом хлебороба, с семейными церковными обрядами.

Обрядово - календарные песни

Еще в дохристианские времена языческие календарные праздники сопровождались песнями, в которых земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров. Дни зимнего и летнего равноденствия, начало весны и сбор урожая - основные знаменательные события в жизни земледельца. Они сопровождались народными песнями.

Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции, связанные с ними, адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить. Календарный цикл начинался с праздника Рождества Христова, Святок, встречи Нового года. Они совпадали с днем зимнего солнцестояния по языческому календарю и сопровождались песнями соответственно дню и обряду. Например, обряд колядования заключался в прославлении щедрых хозяев, пожелании им здоровья, прибавления в семействе, урожая и всех благ, важных для сельского жителя. Пелись во время этого обряда колядки, великодные, волочебные песни. Русские композиторы использовали народные песни в операх, инструментальных произведениях. Так, записанная в Саратовской губернии «Каледа – Маледа», была использована в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова в сцене проводов Масленицы. Во время Святочной недели девушки и женщины гадали на события будущего года, сопровождая гадания подблюдными песнями. Зиму провожали шумно, весело, радуясь скорому теплу. Масленичная неделя предшествовала Великому посту. Проводы Масленицы превращались в гулянья с играми. Встреча весны - Жаворонки, отмечали прилет первых птиц. Хозяйки пекли пряники в виде жаворонков и раздавали их детям и гостям. В песне «Ой, кулики-жаворонушки» речитативно звучат призывы к весне.

Летние праздники Ивана Купалы, русальная неделя, несут в себе отголоски языческих обрядов, связанных с колдовством и ворожбой. В купальскую ночь проводили обряд очищения от болезней и скверны, прыгая через костер. Безудержные по удальству и веселью, похожие на ритуальные языческие, пляски, сопровождались купальскими песнями. Важным на деревне был праздник урожая. Крестьяне в народных песнях благодарили силы природы за обильные дары, радовались окончанию тяжелых работ. Песни этого периода называются обжиночные. Веселые ярмарки после сбора урожая шумели частушками и плясовыми.

Календарные обрядовые песни - самые близкие к языческим, самые древние. Их язык полон эпитетов и сравнений, символов и метафор. Мелодии этих песен простые и даже примитивные. Они похожи на заклички, прославления и мольбы. Неравномерный ритм близок к говору, а не к музыке.

Семейные обрядовые песни

Родинные, крестинные песни пели ребенку и родителям на "зубок". В них желали здоровья и счастья малышу.Семейные праздники были значительными и радостными вехами в жизни русского человека. Отмечали они рождение, проводы в армию, свадьбу, и даже тризну. Каждому событию соответствовало определенное мелодическое сопровождение. В жанрах русских народных песен обрядовые песни имеют особый статус. По поверьям, они носили магический смысл.

Свадебные песни были очень многообразны. Свадьба представляла собой сложный поэтапный обряд из сватовства, смотрин, девичника и самого свадебного торжества.

Одевание новобрачной к венцу (расплетение косы) традиционно проходило под плач невесты и пение печальных песен, в которых говорилось об утраченной девичьей свободе и переселении в чужую семью.

Свадебному пиру предшествовал выкуп невесты из родительского дома. Подружки пели веселые шуточные песни и частушки, подначивали друзей жениха. К венчанию молодых провожали под поздравительные величальные песни («Во горнице, во светлице»). В них виновников торжества сравнивали с белым лебедем и лебедушкой, с князем и княгинюшкой. Свадебный пир был веселым, шумным, с плясками и частушками. Второй день праздновали в доме тещи и тестя. Теща привечала зятя, угощала блинами. На третий день свадьбу «тушили». Праздник завершался.

Не только радостные события случались в русских семьях. Ведь обряды соблюдались не только по праздникам. Ведь они являются, по сути, определенными магическими ритуалами, призванными оградить, оберечь от беды, порчи и т.п. Например, когда юноша уходил на службу, из дома его выводили вперед спиной, чтобы лицо смотрело в дом. Тогда, считалось, он вернется с войны или из армии живым и здоровым. При этом читались молитвы и особые причитания.

Плачи и причитания сопровождали так же и похороны близких. В них покойный упоминался как достойнейший человек, по которому скорбят и горюют живые. Перечислялись его лучшие качества, даже если таковых не было. Были даже особые певчие - плакальщицы, которых приглашали сопровождать похороны.

Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом. В них заключена вся жизнь, переживания человека.

Колыбельные песни

Многочисленны жанры русских народных песен. Колыбельные в них занимают особое место. Они относятся к семейным, но не являются обрядовыми. Эти песни самые нежные, ласковые и простые. Голос матушки - это первая ниточка, связывающая младенца с миром. В колыбельной мать определяет его место, повествует о мире, в который он пришел. Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению, являясь семейным достоянием. Первые песни матери знакомили маленького с окружающими предметами и образами. Они открывали ему большой мир, служили своеобразной защитой, оберегом ему. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца.

Лирические песни

В жанры русских народных песен лирические входят большой группой. Они связаны с душевными переживаниями человека и имеют яркую эмоциональную окраску. В них звучат темы тяжелой женской доли, солдатской жизни, неволи. Лирические песни можно разделить на общенародные и социальные. Первые - это песни о разлуке с Родиной, о несчастной любви, тяжелой крестьянской жизни. Природа в песнях одушевлялась. Образы ее сравнивались с человеческими типами. Тонкая рябина или белая береза олицетворяли нежные женские девичьи образы. Могучий одинокий дуб - богатырь, опора, крепкий мужик. Часто в песнях присутствует солнце красное как символ тепла, надежды, радости. Темная ночь, наоборот, несет в себе сомнения, страхи, душевные переживания. Догорающая лучина сравнивается с угасающей от непосильной работы женщиной. Ветер, дубравушка, сине-море - каждый образ природы несет свой скрытый смысл, иносказательно повествует о переживаниях.

Вторая группа - ямщицкие, рекрутские, разбойничьи песни. В них упоминаются другие темы и образы. Ямщицкие песни рисуют унылые поля, бесконечные пыльные дороги и одинокий колокольчик. О трагических судьбах одиноких извозчиков, об опасных дорогах поют эти бесконечные протяжные песни. Разбойничьи песни поются лихо, широко, раздольно. Народ не всегда ненавидел разбойников, лихих людей. Ведь и Стенька Разин, и Емельян Пугачев поддерживались разбойничьими ватагами. Да и грабили те, в основном, купцов да помещиков, не трогая бедный люд. Поэтому песни, сложенные о них, рассказывают не столько о разбоях, сколько о героических поступках. Повествуют они об истории народа, о сильных смелых людях. Все, о чем тосковала душа, выливалось в лирической песне широкой распевной мелодией. Медленные протяжные мотивы лирических песен обрастали многоголосными распевами. Их пели во время застолий, хором и сольно.

На грани лирических и плясовых песен находятся хороводы. Плавное течение роднит их с лирическими песнями. Но поются они с движением. Пожалуй, это самый значительный по широте тематики и образов пласт народных песен.

Трудовые песни

Исследуя жанры русских народных песен, трудовые песни нельзя обойти вниманием. С ней легче спорилось трудное дело, она задавала ритм работы. Знаменитая «Дубинушка» является примером трудовой песни. Запев рассказывал о тяжелой жизни трудового люда, а припев помогал слаженным действиям всей артели. Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»). Трудовые песни наряду с обрядовыми среди всех жанров русской народной песни являются древнейшими, служили они для облегчения процесса труда. Для подбадривания работающих многие песни имели шуточное юмористическое содержание.

Частушка, припевка

Наиболее демократичным, популярным и живучим жанром русской народной песни являются русские частушки. В них соединилось все остроумие, талант народа, меткость русского слова, лаконичность мелодического сопровождения. Короткое меткое четверостишье как стрела выстреливало в самую суть смысла , задорная ритмичная мелодия, многократно повторяющаяся, заставляла обратить внимание на стих, содержание частушки. Ее пели с приплясыванием. Чаще исполнялась она сольно, а право исполнения переходило по кругу среди певцов. Иногда устраивались соревнования, кто дольше продержится в кругу, исполняя частушки, кто их больше знает.

Называлась русская частушка по-разному: припевка, страдания, сбирушка, завлекаша, тараторка и т.д. По типу сложения выделяются следующие типы: страдания – медленные припевки на любовные темы, плясовые – веселые бесконечные шуточные попевки («Семеновна»).

Русские частушки высмеивали социальные и человеческие пороки, выражали истинное настроение и мнение народа по политическим и общественным вопросам.

Они не были политизированы, а, наоборот, выражали скептическое отношение ко многим «перегибам» в общественной жизни.

Жанры русской народной песни как зеркало отражают бытие народа, его менталитет и духовную суть. Вся жизнь простого человека от рождения и до самой смерти отразилась в народной песне. Тяжелая крестьянская доля, бесправное существование женщины, солдатская пожизненная тягота, каторжный беспросветный труд - всему в песнях есть место. Но сила духа русского народа проявляется в разухабистых плясовых, разбойничьих удалых песнях, острых частушках. Нежность не зачерствевшей души нашла отражение в лирических и колыбельных песнях. Бережно, с любовью собирают и по сей день любители и знатоки народной музыки эти перлы народного таланта, ведь и сейчас в глубинках российских провинций поют незаписанные народные песни, услышанные от бабушек и дедов.

fb.ru

Календарные песни

 

Календарные песни

 

 

Таусень!

Вот ходили мы,

Вот искали мы

По проулочкам,

По заулочкам.

Вот Иванов двор.

У Ивана на дворе

Да три терема стоят.

Как и светлой-от месяц –

Сам Иван-от господин.

Красно солнышко-

То Паладьюшка его.

Часты звездочки-

Его детушки.

 

 

Середи Москвы

Ворота пестры,

Ворота пестры,

Вереи красны.

Светел месяц-

То Тихон сударь,

Красно солнце-

Настасья его,

Часты звезды-

То и детки их…

Вас с праздником,

С Новым годом!

 

 

Ой, овсень, ой, коляда!

- Дома ли хозяин?

- Его дома нету,

Он уехал в поле

Пшеницу сеять.

- Сейся, пшеница,

Колос колосистый,

Колос колосистый,

Зерно зернисто!

 

 

Дорога наша гостья Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки(заплатки) красные,

Лапти частые, головастые,

Портянки белые, набеленные!

 

 

Жаворонки,

Жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое,

Унесите от нас

Зиму холодную;

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги

Отморозила.

 

 

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

 Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою,

Со овсом кучерявым,

Со ячменем усатым,

Со просом, с гречею,

С калиной-малиною,

С черной смородиною,

С грушами,

Со яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревами,

С травушкой-муравушкой!

 

 

Дай, весна, добрые годы,

Годы добрые, хлебородные!

Зароди жито густое,

Жито густое, колосистое,

Колосистое, ядрянистое, -

Чтобы было с чего пиво варить,

Пиво варити, ребят женити.

Ребят женити, девок отдавати.

 

 

Пойдем, девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Все недельку зелен,

А я, молодешенька,

Увесь год веселешенька!

 

 

nhkt.narod.ru

Обрядовые песни

Обрядовые песни

Календарно - обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем - распорядком работ по временам года.

 Обрядовые песни - это песни, которые исполнялись во время самых разнообразных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Зимний период русского народного земледельческого календаря начинался с октября. Обычно с Покрова (1/14 октября) крестьяне приступали к зимним работам. После Покрова скот переводили в хлев на зиму, конопатили щели в стенах, утепляли избы. С Покро­ва начинались осенне - зимние сборища молодежи — «посиделки».

В весенне-летней обрядности выделяются также обрядовые песни, приуро­ченные к празднованию Ивана Купалы и к Петрову дню. Это время наиболее пышного расцвета растительности, а вместе с тем и начала созревания злаков.

Празднование Ивана Купалы происходило в период летнего солн­цеворота, в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю, с 6 на 7 июля - по новому, и совпадало с днем Иоанна Крестителя.

Жатвенные обряды заключали летний цикл. Начало и конец жат­вы сопровождались особыми обычаями, обрядами и песнями. Жатвенный обрядовый комплекс растянут по времени и приурочен к пограничью двух сезонов. Связано это с тем, что уборка озимых (рожь, пшеница) приходится на летнее время, а яровые (овес, ячмень) убирают уже осенью, поэтому некотрые исследователи отно­сят его уже к осеннему циклу (В. И. Чичеров).

В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция — обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Свое назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.

Трудовые песни – это жанр песенного фольклора, отличительной особенностью которого является непосредственное включение в тот или иной трудовой процесс.  Песни трудового народа являлись способом организации коллективной работы посредством определенного ритма, создававшегося несложной мелодией и текстом, который не всегда имел определенное смысловое содержание, однако в любом случае отдельные слова, строки или текст в целом были организующей командой,  служили сигналом к объединению усилий, началу  или завершению определенного трудового процесса.

Календарные обряды и песни можно разделить на два цикла: весене-летние и осенне-зимние. В первом цикле центральное место за­нимает образ Солнца и расцветающей растительности.

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение вес­нянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилет птиц. Основными датами «кликания весны» на Смоленщине были: 1/14 марта (день Евдокии), 9/22 марта (праздник сорока му­чеников, в народе - Сороки), и 25 марта (7 апреля) - Благовещение, коогда, как говорят в народе, «весна зиму поборола».

Замыкает осенне-зимний цикл народных календарных праздни­ков масленица, которая является как бы неким мостом, соединяю­щим зиму и лето. По христианскому календарю она праздновалась за 56 дней до Пасхи, в неделю, предшествующую наступлению Великого Поста. Многие исследователи относят этот праздник уже к весенне­-летнему циклу.

Обрядовые песни на Троицу - это разновидность летних календарно - обрядовых песен. Троицкие песни  исполнялись при обрядах наряжения березки, заклинания густых всходов, дождя и богатого урожая. Приводим тексты и значение песен.

Обрядовые песни - это  вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно обрядовые песни - это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.

Зимние календарно - обрядовые песни связаны со святками, рождеством и новым годом. Коляда́ — славянское народное название рождественского Сочельника, праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения.  Главными  атрибутами праздников зимнего цикла являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания

 Календарно - обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. 

Какие календарно - обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Представляем вам литературное исследование, которое провели ученики 6 класса, что бы выяснить ответ на данный вопрос.

ucthat-v-skole.ru

Методические рекомендации и контрольные задания по народной музыкальной культуре для преподавателей и студентов колледжей искусств

автор: Химич Людмила Анатольевна

Преподаватель Красноярский колледж искусств имени П.И.Иванова-Радкевича

Методические рекомендации и контрольные задания по народной музыкальной культуре для преподавателей и студентов колледжей искусств

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования 

«Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича»

Л.А.Химич

Методические рекомендации и 

контрольные задания 

по 

народной музыкальной культуре

Для преподавателей и студентов исполнительских отделений 

колледжей искусств

Красноярск 2019

Пособие предназначено для студентов колледжа исполнительских специальностей. Содержит краткое изложение тем, перечень вопросов и заданий по народному творчеству.

 

Предисловие                                                                                                             

Методические указания                                                                                          

Методические рекомендации и контрольные задания по темам:                       

  1. Введение понятия «народное творчество», «фольклор». Его составные 

  части                                                                                                                                           1

2.Общие черты и отличия профессионального музыкального искусства

    и народного музыкального творчества  «Народность» в профессиональной 

   музыке.                                                                                                  2

  1. Трудовые песни                                                                                                                      1
  2. Характеристика календарного цикла в русском музыкальном 

    фольклоре.  Календарные земледельческие песни и обряды.                                            2

  1. Семейно-бытовые обряды и песни Характеристика свадебного обряда

   и песен                                                                                                                                       2

  1. Хороводные, вечерочные,  плясовые песни                                                           2 7. Эпические жанры: былины, сказы, скоморошины                                                              2
  2. Исторические песни, баллады                                                                                               2    

9.Русская лирическая крестьянская песня  и городская песня.                       2

                                                              

Предисловие

 

Курс народного творчества является составной частью профессиональной подготовки студента и ориентирован на изучение народного творчества в процессе его формирования в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущих специалистов. Цель курса – познакомить студентов с русским народным музыкальным творчеством, сформировать интерес к песенному и инструментальному фольклору, показать пути претворения музыкального фольклора в композиторском творчестве. 

Основными задачами курса являются:

— освоение жанровой системы традиционного русского музыкального искусства;

 —  осмысление музыкального  фольклора как особого типа художественной   культуры;

— приобретение основных сведений о специфике средств выразительности в музыкальном фольклоре;

В процессе  изучения курса студенты должны:

    — освоить  основные жанры музыкального фольклора;

    — ориентироваться в системе выразительных средств народных песен;

    — уметь рассматривать явления народного творчества в контексте художественной эпохи, исторического процесса и в неразрывной связи с другими видами искусств.

 

Методические указания

 

При изучении курса используются следующие обязательные методы работы:

  • лекционный (словесный)
  • наглядный (обязателен показ произведений искусства)
  • эвристический (самостоятельный поиск идей ).

Знания и практические навыки студентов оцениваются в конце первого семестра  в виде дифференцированного зачета по пятибалльной системе.

На уроках и контрольных зачетах проводится анализ  жанров народной музыки, обобщение различных явлений фольклора в связи с исторической эпохой. 

Текущий контроль знаний предусматривает систематическую проверку качества получаемых студентами знаний и практических навыков в следующих формах:

  1. письменные ответы на вопросы по темам; 
  2. устные ответы на вопросы по темам;
  3. тестирование;
  4. анализ произведений народного творчества
  5. узнавание 2-3 произведений по определенной теме;

Совокупность оценок по текущему контролю знаний является основой семестрового зачета. Посещаемость лекций и ведение конспектов учитывается при выставлении оценки.

 

Методические рекомендации и контрольные задания

 

Тема 1.Введение понятия «народное творчество», «фольклор». Его составные   части.     

Народная музыкальная культура как правдивое отражение разнообразных сторон жизни народа. «Фольклор» — народное искусство, продукт коллективного творчества народа. Его составные части. Совокупность признаков, характеризующих произведения народного музыкального творчества. Характерные черты устного народного творчества. Песня как основной жанр народного музыкального творчества. Возрастная стилистика песен. Значение народного творчества в развитии национальной культуры. 

 

Контрольные вопросы по теме 1: 

 

1.Что входит в понятие «фольклор»

  1. Совокупность признаков, характеризующих произведения народного творчества
  2. Что влияет на произведения народного творчества
  3. Возрастная стилистика песен. С чем связаны изменения в песне, какого рода изменения бывают. Привести пример.
  4. Какова роль народного творчества в развитии национальной культуры.

 

Тема 2.Общие черты и отличия профессионального музыкального искусства

 и народного музыкального творчества. «Народность» в профессиональной музыке.

 

Понятие народности искусства как эстетической категории, выработанной прогрессивной общественной мыслью, означающей отражение в художественном произведении эстетических идеалов народа. Процесс осознания этого понятия русскими композиторами. Первые опыты русских композиторов в претворении народных музыкальных традиций.(Пашкевич, Фомин, Бортнянский…). Новый этап в осознании «народности» в профессиональной музыке – творчество Глинки. 

 

Контрольные вопросы по теме 2: 

 

  1. Как вы понимаете, что такое «народность».
  2. Как первые русские композиторы использовали народные традиции в своем творчестве (привести примеры)
  3. В чем новаторство Глинки в претворении народно-песенных традиций.

 

Тема 3.Трудовые песни

 

Древнее происхождение припевок и песен, сопровождающих коллективный труд. Основные формы работы, требовавшие в прошлом артельного пения. Разнообразие структуры возгласов, припевок и артельных песен. Общие черты артельных песен: активность ритмики, использование квартовых ходов. Причины перерастания возгласов, припевок в песни с более развитым интонационным строем и содержанием. Наиболее известные артельные песни. (Эй, ухнем, «Дубинушка»). Примеры использования трудовых песен у русских композиторов.

 

         Контрольные вопросы по теме 3: 

 

  1. Причины возникновения трудовых возгласов, припевок
  2. Интонационные и ритмические особенности
  3. Формы труда, где использовались трудовые возгласы

4.Особенности возникновения артельных песен

  1. Форма и стилистика артельных песен

6.Особенности бытования

  1. Сделать анализ одной из трудовых песен (выявить интонационные, 

    ритмические, структурные особенности).

  1. Примеры использования трудовых песен в творчестве 

русских композиторов.

  1. Знать наизусть одну из трудовых песен

 

             Тема 4.  Характеристика календарного цикла в русском музыкальном  фольклоре. Календарные земледельческие песни и обряды.      

 

    Календарные песни – приуроченность к определенному времени года или традиционному крестьянскому празднику. Обрядовое происхождение. Жанровые разновидности «сезонных» песен. Народный театр. Образный строй  и характерные черты стиля календарных песен. Образное сопоставление жизни природы с жизнью человека. Метафоричность языка. Особенности мелодики, ладообразование, интонационный строй. Структура календарных песен. 

Зимние обряды и песни: коляда, авсень, виноградье, святочные игрища, подблюдные гадания, масленица. Описание обрядов и песен.

Весенние обряды и песни: заклички, егорьевские песни, волочебные, «семик» и семицкие обряды и песни. Летний обрядовый праздник «Купала». Действия, производимые при этом обряде, народные поверья, характерные особенности купальских песен. Осенние обрядовые действия и песни: покосные, жатвенные. Примеры использования календарных обрядов и песен в творчестве русских композиторов.

 

                     Контрольные вопросы по теме 4: 

 

  1. Истоки календарных песен
  2. Жанровые разновидности календарных песен
  3. Перечислить зимние обряды, 
  4. Знать особенности зимних календарных песен: коляда, авсень, вино

     градье, подблюдные, масленичные.

  1. Как проходят святочные игрища, подблюдные гадания, масленица.
  2. Когда исполняются «весенние заклички», с какой целью.
  3. Для чего исполняются «егорьевские» и «волочебные» песни
  4. Когда проходит «Гряная неделя». Существуют ли другие названия  

    этого праздничного действия. 

  1. Какие обряды и песни исполнялись в весеннее время года. Их цель.
  2. Для чего исполнялись летние обряды
  3. Происхождение «Купалы»

12.Народные поверья, связанные с «Купалой»

  1. Купальские песни. Привести пример
  2. Какие существуют осенние обряды и песни. 
  3. Покосные песни. Их поэтическая тематика
  4. Жатвенные обряды: перечислить с пояснениями
  5. Народные поверья жатвенных обрядов
  6. Жанровые разновидности жатвенных песен.
  7. Примеры введении календарных обрядов и песен в творчество композито  

     ров.

  1. Знать наизусть песни(4-5),  связанные с упоминающимися календарными обрядами. 

 

             Тема 5. Семейно-бытовые обряды и песни. Характеристика свадебного обряда и песен      

 

 Семейные песни. Древние корни семейной обрядности. Колыбельные песни.Похоронные причитания, плачи.  Завоенные плачи. Поэтика и музыкальное строение причитаний. Северные и южные плачи. Профессионализм в исполнении плачей. Известная плакальщица И.Федосова. Колыбельные. Их тематика и поэтическая образность. Отражение семейной обрядности.

    Свадебный обряд. Оформление свадьбы. Обрядовая символика. Драматургия свадебного обряда. Этапы свадебной игры. Разновидности свадебных песен.  Поэтическое содержание свадебных песен. 

                    

                        Контрольные вопросы по теме 5: 

                    

  1. Обрядовые и необрядовые семейно-бытовые песни.
  2. Применение плачей в русской обрядности: похоронные, 

      свадебные, завоенные и т.п.

  1. Северные и южные плачи. Их отличие
  2. Почему можно говорить о профессионализме 

      в исполнении плачей

  1. Отличие старинных колыбельных напевов и более поздних,  
  2. Примеры колыбельных песен, плачей из произведений 

       русских композиторов.

  1. Драматургия свадебной игры     
  2. Перечислить  этапы свадебного обряда
  3. Основные разновидности свадебных песен
  4. «Поезжане» — это…..
  5. В каком этапе свадебной игры    есть величалки?
  6. Когда в свадебной игре используется елочка со срезанной 

        верхушкой?

  1. Назвать примеры использования свадебной обрядности,

         песен в творчестве композиторов

  1. Знать наизусть 2-3 песни из свадебного обряда

 

Тема 6. Хороводные, вечерочные, плясовые песни. 

  

 Ритуальное происхождение ранних хороводных песен.  Тематика хороводных песен. Метафоричность языка. Сюжеты. Характерные припевные слова. Особенности музыкального языка хороводов. Наиболее распространенные хороводные песни. Деление на группы по содержанию. Наборные и разборные хороводы. Вечерочные песни. Особенности исполнения хороводных песен. Связь хореографии хороводов с содержанием песни. Круговые, фигурные  хороводы, хороводы – шествия. Отличие плясовых песен от хороводных. Типичные образы пляски. Наиболее популярные в народе плясовые. Примеры использования хороводных и плясовых песен у композиторов. 

 

  

                        Контрольные вопросы по теме 6: 

 

  1. Происхождение хороводных песен
  2. Старинные названия хороводов
  3. Особенности исполнения хороводов
  4. Содержание хороводных песен
  5. Хороводные песни с трудовой тематикой (с примерами)
  6. Хороводные песни  с семейно-бытовой тематикой (с примерами)
  7. Наборные и разборные хороводы 
  8. Хореография хороводов
  9. Вечерочные. Их отличие и общие черты с хороводными
  10. Русская пляска – дать определение
  11. Отличие плясовой песни от хороводной
  12. Наиболее популярные пляски
  13. Знать примеры  использования хороводных и плясовых песен в 

            творчестве композиторов

  1. Знать наизусть 2 песни (хороводную и плясовую).

   

 

Тема 7. Эпические жанры: былины, сказы, скоморошины          

 

 Эпические песни. Былины (старины, досельщина). Опосредованное отражение подлинных событий в былинах. Происхождение былин. Деление былин на группы. Поэтика былин. Зачины и концовки. Троекратные повторы. Гиперболичность.Различия в музыкальной стилистике северных, южнорусских, среднерусских былин. Известные сказители. Скоморошины, небылицы. Духовные стихи. Отражение былинного эпоса в русской литературе, живописи, музыке.

 

                        Контрольные вопросы по теме 7: 

 

  1. Дать определение, что такое былина. 
  2. Старинные названия былин
  3. Происхождение былин

4.Деление былин на группы по месту происхождения

  1. Деление на группы по содержанию
  2. Характерные особенности былин северных и южных
  3. Основные герои былин
  4. Строение былин
  5. Записи былин. Первые издания.
  6. Известные сказители былин.
  7. Эпическое начало в живописи, литературе, музыке
  8. Привести примеры отражения былинного эпоса в литературе, живописи, музыке.
  9. Знать наизусть пример былинного напева.

 

Тема 8. Исторические песни,.баллады .                                                                                                                                                                                                                                        

 

Исторические песни – их отличие от былин. Наиболее важные темы. Песни эпохи Ивана Грозного, солдатские, казачьи, войны 1812 г. Революционная песня. Песни декабристов. Разделение на группы. Баллады. Использование жанра исторической песни и баллады в творче

стве композиторов.

 

                       Контрольные вопросы по теме 8: 

 

  1. Отличие исторических песен от былин
  2. Принципы деления на группы
  3. Дать характеристику исторических песен каждой группы
  4. Любимые герои исторических песен
  5. Баллада – характерные особенности.
  6. Примеры баллад с различной тематикой
  7. Примеры использования исторических песен и баллад в творчестве 

    композиторов.

 

Тема 9.    Крестьянская и городская лирическая песня.

                                                                   

  Лирическая песня. Песни, не связанные с каким – либо обрядом или действием, выражающие чувства героя. Приуроченность некоторых лирических песен к определенным обстоятельствам исполнения ( беседные, посиделочные, уличные и т.д.).

Основная музыкально–стилевая особенность лирических песен. Развитость мелодии. Метроритмические особенности. Основные тематические группы лирических песен. Поэтика лирических песен. 

Отличие крестьянской и городской лирической песни.

Городская песня – социально-исторические предпосылки появления жанра городской песни. Влияние западно-европейской музыки, канта на формирование стиля городской песни. Литературное происхождение поэтических текстов большинства городских песен. Первые варианты городских песен, композиторов-профессионалов и музыкантов-любителей. Авторы популярных городских песен. Вариантное изменение первоначальных образцов песен в процессе их бытования в народе. Жанровые разновидности песни. Ладогармонические связи, интонационные и структурные особенности. Городская песня в творчестве русских и советских композиторов. 

 

                      

 

                      Контрольные вопросы по теме 9: 

 

  1. Дать определение крестьянской лирической песни
  2. Музыкально-стилевые особенности крестьянской лирической песни
  3. Особенности мелодики, ритма, строения
  4. Основное содержание песен
  5. Предпосылки появления городской лирической песни
  6. Особенности текста городских песен
  7. Жанровые разновидности
  8. Музыкально-интонационная природа городских лирических песен
  9. Городская и крестьянская песня в творчестве русских композиторов.
  10. Знать наизусть 2 примера городской и крестьянской песни. 

 

Список рекомендуемой литературы

 

  1. Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песен.- М. 1951
  2. Бачинская Н. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия.- М., 1974
  3. Бачинская Н. Народные песни в творчестве русских композиторов. — М., 1962

4.Вахромеев В. Ладовая структура русских народных песен.- М.,1965

  1. Добровольский Б., Коргузалов В. Былины.- М., 1989
  2. Рубцов Ф., Статьи по музыкальному фольклору.- Л., 1973
  3. Руднева А., Народные песни Курской области.- М, 1978
  4. Цуккерман В. Камаринская Глинки и ее традиции в русской музыке.-М., 1957

 

Перечень народных песен, предлагаемых для заучивания наизусть.

 

Бачинская Н. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия.- М., 1974

 

1.Тема 3.Трудовые песни.     Раздел 1, №№1 — 6 (одну из предложенных)                                                                                              2. Тема 4 Календарные земледельческие песни и обряды. Раздел 2, зимняя — № 17-21, ве  

                 сенняя — № 22-24, летняя — № 7-12, осенняя –  № 13-16.                                          

  1. Тема 5. Характеристика свадебного обряда и песен – Раздел 4, 2 песни,   № 42-46, 48-53.
  2. Тема  6. Хороводные, игровые и плясовые – Раздел 3, 2 песни,  № 25-32, 33-41.

 5.Тема 7. Эпические жанры: былины, сказы, скоморошины. – Раздел 5, 1 пример былина, 

                 № 54-58.                                        

  6.Тема 8. Исторические песни, баллады. Раздел 6, 1 песню, №  59-71.                                                                            

  1. Тема 9. Русская лирическая крестьянская и городская песня . Раздел 7, 1 песня,   № 72-89.                                                          

                  Раздел 9, 1 песня,   № 99-112.                                                             

 

xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

Осенние обрядовые песни

 Календарно - обрядовые песни осени связаны со сбором урожая. В начале жатвы обряды были направлены на почитание первого снопа, снопа "именинника" или снопа - "деда". Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. 

 Во время сбора урожая пели житные песни - так раньше народный фольклор называл календарно - обрядовые осенние песни .

Во время жатвы жнецы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. Если таковых найдется 12, то он называется житной маткой, или спорыньей. Нашедшие эти колосья хранят их как зеницу ока в продолжении всего года, приберегая их к посеву, во время которого их рассеивают первыми с твердой надеждой на получение от них обильного урожая.

Восстановить плодородие почвы помогал обряд "завивание бороды". Последняя ещё не сжатая рожь тщательно пропалывалась и завязывалась на корню в сноп, а в середину этой завязанной "бороды" клалось угощение - краюшка хлеба с солью. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды.

Потом с последним снопом, распевая торжественно песни, торжественно шли домой. Особенно радостно отмечалось само окончание жатвы как долгожданный результат годового труда.

Приведем тексты осенних календарно - обрядовых песен русского народа. 

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Во время жатвы как жнецы, так и жницы стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев. 

Яровая спорынья!
Иди с нивушки домой,
Со поставушки домой
К нам во Кощено село.
Во Петровково гумно!
А с гумна спорынья
Во амбар перешла,
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела,
Пшеной выкормила,
Сытой выпоила!

***

Обрядовая песня, которая заклинала хорошую уборку урожая.

И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти 
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!

***

Жали мы, жали,
Жали-пожинали,  
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали

***

Обрядова песня пелась тогда, когда жницы по окончании жатвы приносили хозяину поля венок из колосьев, намекая на необходимость угощения.

Петрушечка-господырёк,
Отгреби-тко свой роёк
Отсыти ты нам сыты.
Жней за стол усади.
Жней за стол усади 
Пива, меду поднеси!
 Ты напой меня, жнею,
Я те песенку спою!

***

Осенняя календарно - обрядовая песня, оповещающая о конце трудового дня.

Ой, пора до двора:
Да на дворе не рано.
На дворе не рано —
Да сильная роса пала!
А еще попозднее —
Да роса посильнее!
Ай, пора до двора —
Да поела нас комара.
Ой, не так комара,
Да как дробные мушки!

***

Песня рассказывает о совершении обряда "завивания бороды" - специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

***

Эта песня пелась, когда жницы связывали последний сноп и катались по нему спиной

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку,
Чтобы не болела спинка!

***

Нивка, нивка,
Отдай мою силку,
Я тебя жала,
Силу свою теряла

***

Календарно - обрядовая песня осени, которая  оповещала об окончании жатвы

У нас сегодня война была,
Эй, эй, эй, война была!
Мы сегодня воевали,
Эй, эй, эй, воевали!
Все жито пожали,
Эй, эй, эй, пожали!
Снопы повязали,
Эй, эй, эй, повязали!
И копны посчитали,
Эй, эй, эй, посчитали!
Несите горелочку,
Эй, эй, эй, горелочку!
И сыр на тарелочку,
Эй, эй, эй, на тарелочку!

Тексты осенних календарно - обрядовых песен русского народа подобрали ученики 6 класса к уроку литература.

Используемая литература: Круглов Ю.Г "Обряды русского народа"

Смотрите также:

ucthat-v-skole.ru

Весенние обрядовые песни

Календарные обряды и песни можно разделить на два цикла: весене-летние и осенне-зимние. В первом цикле центральное место за­нимает образ Солнца и расцветающей растительности.

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение вес­нянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилет птиц. Основными датами «кликания весны» на Смоленщине были: 1/14 марта (день Евдокии), 9/22 марта (праздник сорока му­чеников, в народе - Сороки), и 25 марта (7 апреля) - Благовещение, коогда, как говорят в народе, «весна зиму поборола».

Весенние календарно - обрядовые песни (веснянки) исполнялись что бы приблизить приход весны . Их кликали, взобравшись на крыши  или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

9 марта «Сороки». Пекут из муки «чувилки» (птички), в этот день ребята поют:

Чувиль-виль-виль,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Время теплого,
Хлеба нового!

В этот день пекут «кулики» – ржаные лепешки с загнутыми краями, изображающими крылья и шарообразной головой, посредине которой, справа налево, идет гребень, без шеи, с ямочками вместо глаз. Дети находят их очень красивыми, и прежде чем их есть, они их «закликают».

Кулик-саморот,
Полетел на город,
Сломил палку,
Убил галку,
Галка плачет,
Кулик скачет. Потом дети начали закликать весну:
«Весна-красна,
На чем пришла?» –
 «На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку».

Накричавшись вволю и налюбовавшись своими «куликами», дети не без сожаления, разламывая их, начинают завтракать.

Чувиль-виль-виль,
Жавороночек,
Принеси весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На ржаной копне,
На овсяном снопе.

Обычай первыми встречать весну повсеместно был закреплен за детьми. Им вручались испеченные в виде птиц с крылышками, хохолком жаворонки (кулики, грачики), и дети с радостными возгласами бежали на холмы, взбирались на крыши изб, амбаров, бань кликать весну. Жаворонков подбрасывали вверх или, чтобы они были выше, укрепляли на шестах. В редких локальных традициях жаворонки закапывывались в землю. Обычай этот явно связан с древними ритуаль­ными представлениями весеннего угощения земле.

В веснянках (закличках) обращались не только к образам птиц, возвещающих о приближении весны, но и непосредственно к глав­ному условию ее прихода — к разгорающемуся солнцу. При этом солнечное тепло отождествлялось с теплотой-«жалостью» родной матери («Весна-красна, взойди на гору...»). Весна в песнях наделе­на антропоморфными чертами. Она предстает в образе существа, от которого в большой степени зависит благосостояние коллектива земледельцев, она, как хорошая крестьянка-хозяйка, несет с собой "короб житушка", овес лошадям и траву коровам, «по яичишку» де­ревенским детям.

Люди приветствовали весну не только из-за хозяйственных ожи­даний. Красота весеннего пробуждения природы пробуждала эстети­ческие чувства, эмоционально-психологические переживания человека. Хозяйственные надежды, ожидаемые от живительного солнца, сочетаются с радостью, вызываемой красотой весенней природы.

Весенние обрядовые песни на Благовещенье

В Благовещенье дети закликают весну: «Весна-красна, На чем пришла?» –

«На жердочке,
На тоненькой,
На досточке,
На славненькой,
С хлебами обильными,
Со льном высокиим».

***

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью,
Со льном высокиим,
С корнем глубокиим,
С хлебами обильными.

***

Один из самых больших весенних праздников славян — Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами. В Егорьев день дети ходят по домам и поют весеннюю обрядовую песенку:

Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком 
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!»

       ***

Батюшка Егорей,
Спаси нашу скотинку,
Всяку животинку,
В поле и за полем,
В лесе и за лесом.
Волку да медведю –
Пень да колода,
Ворону, вороне –
Камешек дресвяный.
 Батюшке Егорию – свечку,
Нам, молодцам, – по яичку.

После заутрени на Пасху дети ходят «христосовать». Собираются толпами человек 10 – 20. Хозяева дают детям крашеные яйца иногда дети говорят:

Я маленький хлопчик,
Влез на столбчик,
В дудочку играю,
Христа забавляю.
Христос засмеялся,
В дудочку сковался.

К весеннему циклу относятся так называемые волочебные пес­ни. Они обычно исполнялись как праздничные, поздравительные и первые дни церковного праздника Пасхи. Основная обрядовая ситуация, в которой исполнялись волочебные песни, - пасхаль­ный обход дворов (волочебный ритуал). Жители сел называли участников пасхальных обходов волочебниками, христославщиками и т. д.

Однако песни, исполняемые в этот период, нельзя считать порожденными только лишь христианской рели­гией. Яркие по своему интонационному строению, с подчеркнуто приплясывающим ритмом, за которым ощущается радостное праздничное шествие, эти песни являются древнейшими в весен­нем цикле и отражают чисто земную радость восприятия солнца и пробудившейся природы. Употребительный припев «Христос вос­крес, сын Божий», упоминание о распятии и воскресении Христа, участие в качестве действующих лиц развертывающегося песен­ного сюжета многочисленных христианских святых — все это лишь поверхностный слой, образовавшийся в процессе той борьбы, кото­рую вело в течение ряда веков внедряемое церковью христианство с народной религией.

Песни волочебные (обрядовые пасхальные)

Христос воскрес, сын Божий...

Христос воскрес, сын Божий.
К тому двору
Припыталися.
Христос воскрес, сын божий.
К хозяйскому,К богатырскому.
Христос воскрес, сын Божий.
Его жена
За водой пошла,
Христос воскрес, сын Божий.
За водой пошла
На Дунай-реку.
Христос воскрес, сын Божий.
Размахнула
Широченько.
Христос воскрес, сын Божий.
ПочерпнулаГлубоченько.
Христос воскрес, сын Божий.
Поставила
На скамейку
Христос воскрес, сын Божий.
Пошла она Мужа будить.
Христос воскрес, сын Божий.
- Ай ты мужа,
Не спи дужа.
Христос воскрес, сын Божий.
Будем-ка мы
Думу думать.
Христос воскрес, сын Божий.
Думу думать -
Церкву строить.
Христос воскрес, сын Божий.
Церковь строить,
Собор новый.
Христос воскрес, сын Божий.
А в соборе
На престоле...
Христос воскрес, сын Божий.
Пречиста мать
Слезно плачет.
Христос воскрес, сын Божий.
Юрья, Егорья
Унимает.
Христос вокрес, сын Божий.
- Не плачь, не плачь,
Пречистая мать.
Христос воскрес, сын Божий.
- Ай, как же мне
Не плаката.
Христос воскрес, сын Божий.
Мойго сына
аспинают.
Христос воскрес, сын Божий.
Гвоздем руки
Пробивают.
Христос воскрес, сын Божий.
А ударили
Во все звоны.
Христос воскрес, сын Божий.
Во все звоны - Колоколы.
Христос воскрес, сын Божий.
Сыра земля
Вздрогнулася.
Христос воскрес, сын Божий.
Увсе люди
Здоровалися.
Христос воскрес, сын Божий.
С красным яйцом
Целовалися.
Христос воскрес, сын Божий.

Волочебники волочилися...

Волочебники волочилися.
Сад мой зеленой, вишневый.
Волочилися — намочилися.
Сад мой зеленой, вишневый.
Прошли речку — нашли свечку.
Сад мой зеленой, вишневый.
Прошли другую - потеряли тую.
Сад мой зеленой, вишневый.

По улице по широкой...

По улице по широкой
Христос воскрес, сын Божий.
Не шум шумит, не гром гремит,
Христос воскрес, сын Божий.
Шумят, гремят волочебнич(и)ки.
Христос вокрес, сын Божий.
Волочебнич(и)ки — люди добрые.
Христос воскрес, сын Божий.
Не допутливые, не допытливые.
Христос вокрес, сын Божий.

На странице использованы тексты календарно - обрядовых весенних песен из книг:

  • Ю.Г. Круглов "Русские обрядовые песни"
  • Потешки. Считалки. Небылицы./ Сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.Н. Мартынова. - М.: Современник, 1989. стр.212
  • "Смоленская земля в памятниках русской словесности" Под редакцией В.В. Ильина.

Смотрите также:

ucthat-v-skole.ru


Смотрите также