Русские праздники как часть культуры народа масленица


Русский народный праздник Масленица

Старинный русский народный праздник Масленица имеет очень богатые и интересные традиции. По сути, это празднование означает прощание с зимой и встречу красавицы-весны. До сегодняшнего дня праздник широко отмечается во многих русских городах.

Масленица в старину

В дохристианские времена празднование Масленицы связывалось также и с новым годом, который отмечался весной. Считалось, что от того, как встретишь Масленицу, зависит то, как проведешь целый год. Поэтому ее старались встретить очень пышно.

Считалось, что край рождения Масленицы – Север. А отец ее – неизменный новогодний герой Дед Мороз. Когда-то люди заметили ее, как она пряталась за большими снежными сугробами и призвали ее, чтобы она согрела землю. И она явилась людям в образе прекрасной девушки, которая вселила людям надежду на скорое пришествие весны.

После принятия христианства Масленицу начали праздновать в последнюю неделю перед Великим постом. Еще эта неделя называется Сырной.

Обычаи празднования Масленицы

На этот праздник пекут блины – главную еду. Их едят с начинками: с творогом, мясом, рыбой. Румяный блин символизирует не что иное, как солнце. Считается, что с блином человек съедает частицу солнца и его тепла. Так оно станет добрее и будет лучше греть землю.

Во многих городах на праздник строятся горы из снега для катания на санках. Здесь также устраиваются карусели, приглашаются веселые кукольники. Кроме того, русский народный праздник Масленица полон песен, веселья от души. Проводятся ярмарки, на которых торгуют блинами, сладостями. Здесь можно выпить ароматного чаю с медом.

Весна в понимании народа – начало пробуждения природы и продолжения рода. Поэтому на Масленицу заведено поздравлять новобрачных и желать им крепкого здоровья и богатства.

В последний день недели люди просят прощения друг у друга за причиненные обиды в прошлом году. Это символ начала новой жизни. Принято также навестить кума и куму, одарить их подарками. А также в этом воскресенье сжигается чучело зимы и призывается весна. Разводится и костер – чтобы «сжечь» зиму, растопить холод и дать дорогу весне.

Вкусные блюда на Масленицу

Какая Масленица без вкусных блюд? Прежде всего, это блины. Существует множество разнообразных рецептов их приготовления. Блины могут быть ржаными, гречневыми, пшеничными, пшенными или манными. Виды этого лакомства различается не только используемой мукой, но и внешними характеристиками готовых изделий. Они могут быть тонкими, толстыми, ажурными Можно лакомиться просто блинами с маслом, или же сочетать их с различными добавками – с икрой, вареньем, медом, капустой, мясом. Некоторые хозяйки даже готовят блинные пироги.

Также на Масленицу угощаются оладьями, сырниками, коржиками. Уместны будут и разнообразные пироги, ватрушки, курники. В старину, как рассказывает история Масленицы, важным блюдом была сырница. Ее готовили либо из творога и сливочного масла, либо из простокваши, творожного сыра и сливочного масла. Масленичная неделя – это настоящий праздник живота. Но после такого застолья наступает Великий пост.

Русский народный праздник Масленица полон интереснейших традиций, которые переплетаются с современностью. И каждый может найти в нем настоящую забаву до души. Ведь так хочется, чтобы на душе было тепло, и поскорее пришла весна!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

Вам понравилась статья?

Поделиться статьей:

Десерт


  • Крещение Господне. История праздника

    < Назад
  • История праздника День народного единства

    Вперёд >

stranakontrastov.ru

история и традиции — Щи.ру

Не так много языческих праздников, которые сохранились и в современной России. Масленица является одним из них и отмечается в неделю перед началом Великого поста. Она начинается в воскресенье, которое в народе принято называть - "мясное заговенье", ведь именно в этот день можно было в последний раз перед постом есть мясо. Поэтому все семьи старались собраться вместе, чтобы устроить пышные гулянья. Праздник многие называли "перебуха", "объедуха", "весёлая", "Широкая Масленица" (ведь никто не уходил с празднования голодным, а хозяйки старались напечь как можно больше блинов).

История возникновения Масленицы 

Основная внутренняя суть Масленицы - подготовиться морально к началу длительного и тяжёлого для большинства Великого поста. Это праздник вкусной и сытной еды, когда никто не отказывает себе в желании полакомиться любимыми блюдами.

Интересно, что во времена язычников это был праздник весеннего солнцеворота, когда все люди встречали Новый год. Торжество длилось всю неделю, а программа его была очень насыщенной. Название же празднику дали гораздо позже, когда появилась традиция в эту неделю печь блины и уже запрещено было есть мясо. Блины пекли ещё язычники, ведь по форме они напоминают солнце. 

Конечно же, за время существования праздника произошло немало неприятных ситуаций, когда такие народные гулянья подвергались нападкам и даже единожды были совсем запрещены. Это изменение внёс царь Алексей Михайлович, который очень переживал, что за время празднования многие мужчины получали серьёзные увечья. Хоть никто так и не начал выполнять эти царские указы, ежегодно повторяя все обычаи Масленицы.

А вот Екатерина II и Пётр I сами очень любили такие гулянья, когда они могли также покататься на санях, спуститься с горки и наесться горячих блинов. Во времена их правления также достаточно часто проводились масленичные комедии, устраиваемые крестьянами. Основным сюжетом было грандиозное празднование Масленицы, а также многие реальные события, которые произошли за предыдущий год. 

Масленица - самый любимый народный праздник в России 

По народным преданиям люди, которые плохо праздновали Масленицу весь следующий год жили плохо. Именно поэтому каждая семья старалась приготовить как можно больше сытных блюд, пригласить гостей, устроив действительно грандиозное празднование. Часто такие застолья заканчивались под утро танцами и песнями. И по сей день многие уверены, что Масленица должна превратиться в безудержное веселье, когда от еды ломятся столы и каждый радуется приходу весны. 

Конечно же, Масленица - это не только много вкусной еды и напитков. Это целая неделя веселья, танцев, катания на лошадях и санках. Она является народным праздником, поскольку в эту неделю все веселись, гуляли, пели и встречали гостей. Каждый день превращался в настоящий пир, поскольку каждая хозяйка старалась приготовить как можно блюд и напечь блинов. В это время никто не думал о работе или домашних заботах, ведь все наслаждались бурным весельем, а незамужние девушки гадали на суженого. Во время совместных катаний каждая из них старалась привлечь к себе внимание парней и их родителей, поскольку в те времена от решения отца и матери во многом зависел выбор будущей избранницы или избранника. 

Также в Масленицу не забывали о молодожёнах, которые вступили в брак в прошлом году. По народным обычаям их валяли в снегу, скатывали с гор, а родственники и друзья практически каждый день приходили в гости. В последний день празднования, который ещё называют "Прощенное воскресенье", все просили прощения друг у друга, а также прощали полученные от врагов или знакомых обиды. 

Блины: откуда пришла традиция печь блины

Блины любят дети и взрослые, их едят не только во время Масленицы, но именно в эту неделю это блюдо имеет особое знание. Во все времена хозяйки соревновались в приготовлении блинов, ведь у каждой из них был свой рецепт. Его хранили и передавали из поколения в поколение. Чаще всего для приготовления этого основного праздничного блюда использовали пшеничную, овсяную и кукурузную муку, кусочки тыквы и яблок, а также сливы. Изначально круглая форма блинов была выбрана язычниками для того, чтобы привлечь весну и порадовать бога Ярило. Именно он был одним из самых почитаемых в их религии. 

Первый готовый блин всегда отдавали нищим, поскольку пекли его в память о всех умерших. Блины ели весь день и часто комбинировали с другими блюдами. Их подавали со сметаной, вареньем или яйцами, а зажиточные семьи могли позволить себе наесться блинов с икрой. 

По обычаю блины пекли каждый день, поскольку именно они были основным украшением праздничного стола. Вместе с блинами также хозяйки готовили медовые сбитни и пряники, варили пиво и заваривали ароматный чай. Самовар всегда оставался горячим, поскольку в эту неделю было принято организовывать не только семейное застолье, но также часто приглашать к себе гостей и участвовать в общенародных гуляньях. 

Сооружение масленичного чучела, Петрушка и скоморохи

Во время гуляний мужчины часто устраивали потешные бои, а женщины с детьми сооружали масленичное чучело из соломы. Многие семьи даже катали его на санях, сопровождая это действие пением и танцами. Чучело одевали в старые женские наряды, веселись с ним, а после завершения празднования - сжигали на костре, что символизировало уход зимы.

Сжигание чучела и большинство других традиций Масленицы направлены на то, чтобы поскорее прогнать зиму и встретить долгожданную весну. Это также можно сказать также о представлениях, организованных скоморохами во второй день празднования. Конечно же, каждый из них старался рассмешить публику, но лучше всего это получалось у Петрушки. Он был главным героем кукольных театров по всей стране, его любили как взрослые, так и дети. В таких выступлениях принимали участие многие прохожие, а некоторые семьи устраивали небольшие комедийные концерты у себя дома. 

Вместе со скоморохами на улицах можно было часто увидеть дрессированных медведей. Животные пытались показать девушек, которые красятся перед зеркалом или пекут главное угощение Масленицы - блины. В некоторых городах России эта традиция сохранилась и по сей день. 

schci.ru

Образ Масленицы в русской культуре

Русские – народ-творец. В серых буднях и неустроенности быта мы находим яркие краски и дорисовываем мир, делая его идеальным – хотя бы ненадолго. Самые талантливые из нас становятся инструментом в руках Господа, пропуская через себя Его свет и создавая картины, музыку, тексты. Пусть они не похожи на нашу повседневность – но в них есть обещание и надежда на Прощение, на Божию милость.

Тот образ Масленицы, который сложился у русских за последние 100-150 лет, во многом похож на такой идеальный мир. Почему именно этот праздник, берущий истоки в глубокой древности, вызывает такую особенную радость, смешанную со светлой грустью? Масленица – яркий пример того, как дохристианская традиция приняла Православие. И наоборот – Православие приняло праздник, сделав Сырную седмицу не просто частью литургического годового цикла, а важным этапом подготовки к Великому посту. Избыточность, насыщенность Масленичной недели сменяется долгими неделями воздержания и аскетизма. А радость телесная и душевная сменяется ожиданием радости духовной, дарованной нам на Пасху.

ЖИВОПИСЬ

Одним из таких художников, обладающих даром обращать обыденность в праздник, был Борис Кустодиев (1878-1927). Картины этого великого русского живописца невозможно спутать с чужими – настолько они насыщены яркими красками, пропитаны почти осязаемым движением, эмоциями, наслаждением земной жизнью. Его ярмарки, гулянья, зарисовки из народного быта запомнились потомкам больше, чем многочисленные портреты. Хотя и среди них есть шедевры – знаменитый лик Николая II на фоне золотых маковок и башен Кремля, монументальный Федор Шаляпин, возвышающийся над праздничной улицей. В них угадывается Масленица – образ, к которому Кустодиев раз за разом возвращался всю свою жизнь.

Судьба художника трагична – в 30 лет у него началась тяжелая болезнь спины, он перенес несколько операций, паралич ног, и последние годы был прикован к постели. Среди множества набросков и этюдов Масленичных торжеств выделяются три полотна – 1916, 1919 и 1920 годов. Все они написаны по памяти, в лежачем положении, превозмогая боль, с большими перерывами на отдых. На каждой – неизменные тройки, купола храмов, белоснежные деревья в пушистом инее, веселящаяся детвора.

Работы Кустодиева исполнены какого-то беззаветного восторга, они чем-то напоминают детский взгляд на мир – вроде того, каким делится со своими читателями Иван Шмелев. Художник искренне удивлялся, что его называют реалистом – он честно признавался, что рисует свою, воображаемую реальность. Но русский человек именно так и видит все окружающее в минуты одухотворенности, поэтому Кустодиев так близок многим из нас.

Интересно сравнить картины русской Масленицы с их западноевропейскими аналогами. Ряд полотен на тему народных гуляний, предшествующих Великому посту, был написан в Европе во времена позднего Средневековья. Пожалуй, самое известное из них – "Битва Масленицы и Поста" (1559) Питера Брейгеля Старшего. Перевод названия на русский не совсем корректный – в оригинале речь идет, конечно, о Карнавале, празднике, близком по смыслу Масленице, но неумолимо ушедшем в каком-то ином направлении.

Чтобы увидеть разницу между ними, достаточно взглянуть на полотно нидерландца. Вместо простора и ярких красок – мрачное ограниченное пространство средневековой городской площади. Вместо счастливых лиц – уродливые физиономии. Саму битву олицетворяет противостояние толстяка на винной бочке и изможденного монаха с ульем на голове и крестиком на лбу (намек на "Пепельную среду"). За каждым из дуэлянтов – процессия приспешников. Бытует мнение, что Брейгель имел в виду спор между католиками и не соблюдавшими пост протестантами.

Понятно, что русский и западный художники писали свои работы в совершенно разных жанрах и в разное время, но уж слишком отличаются по атмосфере эти две картины. Последователь Босха, абсурдист и сатирик Брейгель лично мог наблюдать ужасы Реформации, когда инквизиторы умерщвляли целые поселения. Но и Кустодиев жил в непростое время – на его глазах рушилась Империя, ломался старый уклад, уничтожалась Традиция. Однако он оставил нам в наследство совершенно другой – чистый и светлый взгляд на мир.

СНЕГУРОЧКА

Ярчайший пример того, как Масленица повлияла на огромный пласт русской культуры – это, как ни странно, образ Снегурочки. Впервые он был представлен широкой публике собирателем народного фольклора Александром Афанасьевым в своей фундаментальной работе "Поэтические воззрения славян на природу" (1869). Несмотря на скептическое отношение к этой книге профессиональных фольклористов, она вдохновляла не один десяток творческих личностей того времени. Ходит легенда, что юный Сергей Есенин в голодное время отдал за заветный трехтомник мешок соли. Также перу Афанасьева принадлежит знаменитый сборник "Народные русские сказки".

Ко всем работам Афанасьева справедливо будет применить высказанную выше мысль. Автор не описывает реальность, он входит в резонанс с известными ему фактами, образами, словами – и дополняет их своим воображением, являясь со-творцом новой реальности. С научной точки зрения – это провал, с творческой – победа и смысл жизни.

Точно так же действовал и драматург Александр Островский, которому образ афанасьевской Снегурочки навеял свою интерпретацию. В 1873 году вместе с великим композитором Петром Чайковским он за считанные недели пишет "Весеннюю сказку" (или просто "Снегурочку"), где в центре сюжета оказывается праздник Масленицы. Оба автора невероятно воодушевлены, музыкальный спектакль идет на сцене Большого театра, но, к сожалению, недолго. К слову, Масленица вновь возникает в творчестве Петра Ильича спустя всего пару лет – так называется "февральская" пьеса его цикла "Времена года".

Новую жизнь "Снегурочка" обретает в опере композитора Николая Римского-Корсакова в 1881 году. Эта версия, впервые поставленная на сцене Мариинского театра, имела ошеломительный успех – и до сих пор ставится на российских подмостках. Неудивительно – ведь Римский-Корсаков сам увлекался собиранием фольклора, и в основу музыки оперы легли именно масленичные народные напевы. В том же году совершенно независимо художник Виктор Васнецов по просьбе мецената Саввы Мамонтова сделал декорации и эскизы костюмов для домашней постановки "Снегурочки". Русский живописец настолько вдохновился этим образом, что в 1899 году написал свою одноименную картину, которую можно увидеть в Третьяковской галерее.

"Ожившая" Снегурочка стала символом Рождества. В нее наряжались дети на дореволюционных торжествах, появилась посвященная ей елочная игрушка. В связи с гонениями на Церковь произошла подмена Рождественских праздников светским Новым годом, а Снегурочка превратилась во внучку Деда Мороза. Тем не менее, ее светлый образ нашел новое воплощение – в кинематографе. В 1952 году выходит классическая мультипликационная опера Ивана Иванова-Вано, а в 1968-м, спустя век после "рождения" Снегурочки – одноименный фильм-сказка Павла Кадочникова. И там, и там особенно запоминающимися кадрами становятся сцены празднования Масленицы.

Нельзя не упомянуть и о самом, пожалуй, известном из современных воплощений на экране Масленичных гуляний. Речь о "Сибирском цирюльнике" Никиты Михалкова, номинированном в 1998 году на "Оскар" и удостоенного Государственной премии РФ. Сложно судить объективно о художественных достоинствах этой и других поздних работ режиссера – для кого-то они являются символом пошлости, кто-то корит мэтра за несоответствие затраченных бюджетов и результата; кто-то, напротив, позитивно отмечает его патриотический настрой и внимание к истории России. Так или иначе, сцена приключений на Масленице русского генерала (Алексей Петренко) и американской обольстительницы (Джулия Ормонд) врезается в память – то ли до боли знакомыми последствиями употребления алкоголя, то ли масштабным пиротехническим шоу и массовкой.

ЛИТЕРАТУРА

Какой русский не любит медленного, вдумчивого чтения? О визуальном и музыкальном воплощении Масленицы мы упомянули, но главным для нас видом искусств все же остается литература – ведь только она позволяет включить воображение, не отвлекаясь на чужие интерпретации.

Среди множества упоминаний Сырной недели в текстах русских писателей самым ярким было и остается"Лето Господне" Ивана Шмелева, во многом автобиографический экскурс писателя по патриархальной жизни утерянной после революции России. В этом глубоко христианском, проникнутом нежностью и ностальгией по традиционным устоям русского общества романе, Масленица описана именно как часть церковного года, преддверие Великого поста. Ощущения детского возраста, описанные Шмелевым, позволяют передать пусть несколько наивные, но ценные своей незамутненной искренностью воспоминания.

Совсем другой подход у мастера короткого жанра Антона Чехова. Острота взгляда и неизменная ирония, подчас горькая, иногда доходящая до самобичевания – но при этом такой же подчеркнуто русский православный взгляд на мир. Над миниатюрами "О бренности", "Глупый француз", "Блины" можно хохотать всякий раз – но это смех сквозь слезы.

Особняком стоит рассказ Ивана Бунина "Чистый понедельник". Типичный бунинский герой, то обуянный страстями, то кроткий и тонко чувствующий, чем-то напоминает Митю Карамазова. Он готов все бросить на алтарь любви к женщине, предаваться кутежам и сорить деньгами, но финальная часть произведения повергает в трепет. Возникает даже впечатление, что автор описывает не отношения мужчины и женщины, а две стороны личности русского человека, мятущегося между своим духовным и телесным началом. Ключевые события рассказа происходят на Масленичной неделе, а его парадоксальная кульминация – в первый день Поста, или Чистый понедельник.

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

В наступившем XXI веке Масленица стала не просто поводом насладиться яствами и погрузиться в хоровод развлечений. Сегодня это еще и повод встретиться с теми, кого давно не видел, побыть вместе, прикоснуться друг к другу – и попросить прощения. С развитием интернета и мобильных устройств мы незаметно стали утрачивать материальный мир, созданный для нас Богом. Виртуальная реальность захватывает все большую часть нашего внимания. Переписка в соцсетях и мессенджерах из удобной функции превратилась для многих в непреодолимый барьер. Когда, как не в последние выходные перед Великим постом, устроить встречу с родными и близкими, поддержать, обнять, посмотреть друг другу в глаза?

Прощеное Воскресенье замыкает круг и начинает новый. Через долгих шесть недель наступает Страстная Седмица, апогей молитвенного состояния, в котором торжественная скорбь постепенно уступает место предвкушению неописуемой радости. А дальше – ликование Светлого Христова Воскресения - главного празднества Православия, торжества Духа и Веры, которого с великой надеждой ждут русские православные люди.

 

tsargrad.tv

Конспект занятия "Народные праздники. Масленица"

Тема: "Народные праздники. Масленица".

Цели:

Содержательная: обеспечить понимание обучающимися народной традиции празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.

Деятельностная: формировать у учащихся познавательный интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Оборудование: синтезатор, ноты, бубен, частушки, солнце, магниты, красные фломастеры, блины, салфетки, чучело Масленицы, сарафаны.

Ход занятия.

Организационный момент.

(слайд 1)

- Что такое народный праздник?

- Какие народные праздники мы отмечаем зимой?

- А какой народный праздник в этом году мы отмечаем в феврале?

Послушайте загадку:

Всю неделю мы гуляем,

Всех блинами угощаем!

Зимний холод провожаем,

Солнышко с весной встречаем!

- О чем пойдет речь на занятии?

- Правильно, этот народный праздник называется Масленица.

(слайд 1)

- Что это за праздник?

(Это время, когда зима встречается с весной)

- Чем занимаются в этот праздник?

(на масленичной неделе с размахом проходили народные гуляния с песнями, плясками, играми, катанием на санях)

- Почему праздник называется Масленица?

(Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины).

- Что является символом этого праздника?

(блины)

- Как вы думаете почему?

(Блин такой же круглый, как солнышко, такой же теплый и румяный. Люди устали от зимы, они ждут тепла и солнечного света, им хочется, чтобы земля родила богатый урожай)

- А кто из вас бывал на празднике?

- Почему дети и взрослые любят праздники?

(Возможность встретиться с дорогими и близкими тебе людьми. Это время, когда семья собираются все вместе)

-Расскажите, а как принять отмечать Масленицу у вас дома?

Масленица - самый весёлый, шумный народный праздник, прощание с зимой и встреча весны. Это один из самых любимых народных праздников, самые известные атрибуты которого – блины и чучело Масленицы.

(слайд 2)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

(слайд 3)

-Сколько дней длится Масленица?

(7 дней или неделя)

- А в этом году когда начинается масленичная неделя?

(В этом году Масленицу мы будем праздновать с 16 февраля по 22 февраля).

Каждый день недели имеет своё название и говорит о том, что в этот день полагается делать.

(слайд 4)

Понедельник – встреча. Встречали гостей и Масленицу. К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы, начинали печь блины. Во время встречи Масленицы обязательно пели песни.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

Вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов горячих и румяных…

(Исполнение песни "Ой блины")

(слайд 5)

Вторник – заигрыш. В этот день проходили самые веселые игры. С раннего утра молодежь веселилась и каталась с гор. Все приглашали друг друга в гости.

"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру "Ручеек" (гр. волшебники двора "Весну звали"). Ведущего выберем с помощью считалки:

Трынцы-брынцы бубенцы,

Раззвонились бубенцы.

Диги-диги-диги дон,

Выходи из круга вон.

(слайд 6)

Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

Среда – лакомка. В среду, в каждой семье в этот день по традиции готовили самые вкусные блюда, а также пекли блины. Каждая хозяйка имела свой фирменный рецепт приготовления блинов, который держался в строжайшем секрете.

- Почему именно блины были основным блюдом на Масленицу?

(Круглые румяные блины символизируют солнце, которое светит все ярче)

- А что вы знаете о блинах?

- Как у вас дома готовят блины?

- С чем можно есть блины?

(слайд 7)

Четверг – широкий четверг или разгуляй. В этот день хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. В этот день устраивали катание на лошадях, различные соревнования. Главное действие в четверг — взятие снежного городка.

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.

В эти дни парни и девушки выбирали себе пару, приглядывались друг к другу.

- Какую вы знаете хороводную игру?

("Ходит Ваня")

Ведущего выберем с помощью считалки:

За стеклянными горами

Стоит Ваня с пирогами.

"Здравствуй, Ванечка - дружок,

Сколько стоит пирожок?"

"Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты!"

(слайд 8)

ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Пятница – тещины вечерки. В этот день тещи угощали своих зятьев блинами.

- Скажите, а кто такая тёща?

- А зять?

- В праздники все любят петь песни и частушки. Как вы думаете почему?

Я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы своя частушка. Вам надо ее приготовить для исполнения.

Частушки
Приходите, заходите 
На румяные блины. 
Нынче Маслена неделя — 
Будьте счастливы, как мы!

Я на Маслену готов 
Скушать 50 блинов. 
Закушу их сдобою, 
Похудеть попробую.

Напеки, кума, блинов, 
Да чтоб были пышные. 
Нынче Маслена неделя – 
Можно съесть и лишнего.

Прилетали марсиане, 
Остались довольные. 
Их тарелки не пустые, 
А блинами полные.

Веселей играй, гармошка, 
Масленица, не грусти! 
Приходи, весна, скорее, 
Зиму прочь от нас гони!

(слайд 9)

Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота – золовкины посиделки. В этот день все ходят в гости к родственникам. И, конечно же, главное угощение – блины!

Издревле на Руси любили загадывать загадки.

- Ребята, кто знает загадки про зиму или весну?

А теперь послушайте мои загадки

Загадки.

1. Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)

2. Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)

3. Шел долговяз, в землю увяз.

(Дождь)

4. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

5. Зимой - звезда,
Весной - вода.
(Снежинка)

6. Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ...
(Солнце)

7. Самый смелый из цветов,
Он в снегу расти готов!

(подснежник)

(слайд 10)

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Воскресенье – проводы и прощеное воскресение. В последний день Масленицы просят друг у друга прощения у родных и знакомых за обиды. В ответ нужно сказать: «Бог простит».

- А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье?

После этого весело поют и пляшут, тем самым провожая Масленицу.

(слайд 11)

- Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника?

(В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело Масленицы).

- Как вы думаете, почему?

(как символ победы весны над зимой, чучело олицетворяет уходящую зиму)

Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни.

(слайд 12)

- У вас на столе у каждого солнышко, на что похоже?

(Солнышко похоже на блин)

Оживите свое солнышко своим отношением к занятию: если понравилось – солнышко улыбнется, если нет – будет грустным.

(слайд 13)

Вам спасибо за внимание,

За активное старанье,

За веселье, шутки, смех.

И награда будет для всех!

Приглашаю на блины

infourok.ru

Русские народные праздники — Щи.ру

У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.

Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами.

Традиционные русские праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности (косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.). На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.

Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.

Основные русские праздники на Руси:


7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню. 6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно. После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями.

Подробнее >>


Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды ("от звезды и до воды"). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.

Подробнее >>


19 января праздновалось православное Крещение, посвященное таинству крещения Иисуса Христа в реке Иордани, в этот день во всех церквях и храмах совершалось Великое водоосвящение, вся вода в водоемах и колодцах считалась святой и обладала уникальными, лечебными свойствами. Наши предки считали, что свяченая вода не может испортиться и хранили её в красном углу под иконами, и верили что это лучшее лекарство от всех недугов как телесных, так и духовных. На реках, озерах и других водоемах делали на льду специальную прорубь в виде креста под названием иордань, купание в которой считалось богоугодным и целебным занятием, избавлявшим от хворей и всяческих напастей на целый год.

Подробнее >>


В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, который длился на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить к друг другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы.

Подробнее >>


В этот праздник Входа Господня в Иерусалим, хоть и в православии не имеет предпразднства, так как следом начинается Страстная седмица, верущие приносят в церковь ветки вербы (в славянских ими заменяли пальмовые ветви), которые на утрене после всенощного бдения окрапляют святой водой. Затем православные украшают в домах освященными вербами иконы.

Подробнее >>


Самым большим праздником всего христианского народа на Руси считалась Святая Пасха, в этот день почиталось воскрешение Иисуса Христа и его переход от смерти на Земле к жизни на небесах. Люди убирали и украшали свои дома, одевали праздничные одежды, обязательно посещали пасхальное богослужение в церквях и храмах, ходили в гости, угощая друг друга пасхальными крашеными яйцами и куличами, после Великого Поста. Встречаясь люди говорили «Христос Воскрес!», в ответ нужно говорить «Воистину воскрес!» и троекратно целоваться.

Подробнее >>


Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа), она являлась символом прихода весны и долгожданного тепла. На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.

Подробнее >>


Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.

Подробнее >>


Один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата. Проводилась "братчина", приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.

Подробнее >>


В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.

Подробнее >>


19 (6) августа наступал Яблочный спас или Праздник Преображения Господня, у наших предков он был одним из самых первых праздников урожая, символизировавшим начало осени и увядание природы. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Накрывались праздничные столы, начинали есть виноград и груши.

Подробнее >>


Последний, Третий Спас (Хлебный или Ореховый) отмечался 29 (16) августа, в этот день заканчивалась уборочная страда и хозяйки могли спечь хлеб из нового урожая зерна. В церквях освящали праздничные караваи, также туда приносили орехи, которые как раз поспевали в это время. Заканчивая жатву, земледельцы обязательно вязали последний «именинный сноп».

Подробнее >>


Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. Праздник посвящен событию, произошедшему в 10 веке в Константинополе, когда город был осажден сарацинами, и горожане приносили молитвы о помощи Святой Богородице в храмах и церквях. Пресвятая Дева Мария услышали их просьбы и, сняв покрывало с головы, укрыла их от врагов и спасла город. В это время полностью заканчивались уборочные работы, начиналась подготовка к зиме, заканчивались хороводы и гуляния, начинались посиделки с рукоделием, песнопениями и беседами. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств. Брак на Покрова считался в особенности счастливым, богатым и долговечным.

Подробнее >>


 

schci.ru

Славянский Праздник Масленица

Славянский Праздник Масленица (Комоедица, Красная горка, Красногор) — день весеннего равноденствия. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь). Дата весеннего равноденствия приходится с 19 по 25 марта. Масленица — это весёлый языческий праздник проводов зимы, с радостным ожиданием весеннего тепла и обновления Матушки Природы. Такое природное явление, которое наши Предки просто не могли обойти стороной. До сих мы ассоциируем весну с перерождением и обновлением, на всех планах, физический и энергетический. Поэтому сопровождается данный обряд: кулачными боями, вкусными блинами, хороводами, катаниями на санях, молодецкими играми и сжиганием чучела Богини Мары. По традиции бралась солома и в течении масленичной недели ею каждый день ометали углы хаты. Потом из этой соломы делали чучело и сжигали весь негатив.

В 2020 году Славянский Праздник Масленица приходится на 20 марта

Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту. Так происходило со многими праздниками, но масленица – наиболее яркий пример. Известно, что до 17 века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Понятно, что из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи (а до 17 века четырнадцати) дней масленицы имел своё название.

К началу 20 века все названия перемешались – древние, церковные, народные, и сейчас Масленица — это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное – блинами. Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки славили Бога Ярила, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло. Каждый блин символично означал один солнечный день, потому пекли блинов как можно больше, чтобы тепло и свет не покидали людей целый год.

Почему же праздник называется Масленица?

Название Масленица пошло с празднования весны, то есть с 19 — 25 марта. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин — как маленькое солнце — круглый и горячий. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса – покровителя скотоводства.

Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы. Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели — не лучшая идея для праздника. Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста. По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха. Во время праздника Масленицы во дворце царь сам был заводилой и первым весельчаком. В «освящённом» дворце начался двухдневный пир, при этом гостям запрещалось спать или уходить, и лишь для иностранных гостей сделали исключение и отвели несколько часов для сна, после которого будили и тащили обратно на пир.

Ещё в 18 веке на Масленицу было принято готовить самые различные угощения – это был пир под открытым небом, у каждого дома. Все ходили в гости друг к другу, лакомились угощениями и веселились от души. На улицах торговали самой разнообразной едой: сбитнем, баранками, медовыми пряниками, пирогами и блинами с самой разнообразной начинкой. Были и солёные кушанья: все виды солений, грибы, вяленая рыба, икра, душистый хлеб и пироги с разнообразной начинкой. Из развлечений были скоморохи, балаганы и ледяные горки.

Праздник Масленица — гулянья и обряды

В народе устоялся обычай хождения в гости и празднования Масленицы. Каждый день праздничной недели соответствует своему назначению. В понедельник – встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями.

Во вторник – заигрыши. В этот день было принято гадать. Про обычай этого дня появилась пословица: «Выбирай мужа по блинам, а жену по пирогам». Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер. Блины с икрой любят настоящие суровые мужики – такие и жену обеспечат, и хозяйство крепкое держать будут. Но и ласки от такого мужика ждать не стоит. Если суженый предпочитает блины с красной рыбой, то нрав его ласковый, это скорее мечтатель, художник. Такой будет говорить нежности, но хозяйство может прийти в запустение. Блины с творогом любят добрые мужчины. Со сметаной – человек без твёрдого характера, которого легко переубедить. Блины с маслом едят мужчины нежные – такой будет любить-целовать, но домашние дела не шибко любит. С сахаром едят те, кто любит, чтобы детишек было много, а уж жена за ними присмотрит. Самые неприятные кандидаты в мужья – те, кто ест блины с варёными яйцами. Зануды дома и на празднике, домашние и супружеские обязанности выполняют, но как-то из долга. Блины с вареньем любят парни-красавцы, первые на деревне, у всех на виду. Быть женой такого лестно, но муженёк и загулять может.

Среду называли лакомкой. Во всех приличных домах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов – и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть (силён ли, может ли жену прокормить), и накормить его перед кулачными боями в четверг. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу.

В четверг – разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы».

В пятницу – зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов.

В субботу – золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.

Воскресенье – последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан – перед Великим постом.

Блины – самое популярное кушанье в масленичную неделю. Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины – такое простое и одновременно сложное блюдо. Слово блин общеславянское. В украинском языке существует млинець, в болгарском – млин. Млин – это жернов в ветряных мельницах, круглый камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно, истирал зёрна злаков, превращая их в муку. Блин-млин это слова из терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных.

Просмотры: 5 529

veles.site


Смотрите также