С чем ассоциируется пятница 13


Пятница 13 - что означает, приметы и картинки

"Дай, я выстрелю". Как Парасюк признался в расстрелах милиционеров на Майдане Криптоюань. Что известно о новой цифровой валюте Китая и как она может изменить мир
  • Новости
  • Статьи
  • Интервью
  • Лента Соцсетей
  • Видео
  • Атака на Страну
  • Коронавирус
  • Деньги
  • Шоу-бизнес

strana.ua

Пятница, 13 - Жить хорошо! — LiveJournal

И немножко анекдотов и приколов...

А вы знали, что страх пятницы 13-го называется параскаведекатриафобия?

В минуту нежности жена спрашивает мужа: — Коленька, ты же помнишь тот день, когда мы с тобой познакомились?
— До смерти не забуду. Это случилось в пятницу тринадцатого. Когда я шел в гости, дорогу мне перебежала черная кошка. У дверей я споткнулся на левую ногу, а за столом нас оказалось тринадцать человек. И там я познакомился с тобой!

В пятницу тринадцатого у черных кошек выходной.

В пятницу 13 черти предложили ангелам сыграть в футбол. - Мы согласны, - ответили ангелы. - Тем более, что самые лучшие игроки находятся у нас... - Возможно, - не стали спорить черти, - зато все судьи наши...

Если ты встал с левой ноги на чёрную кошку, которая с истошным мяуканием, метнулась под ноги бабе с пустыми вёдрами, а та, с испугу развернувшись, одним ведром разбивает зеркало, висевшие на стене, а другим – сбивает со стола полную солонку, на календаре – 13 число, пятница високосного года, а тут выясняется, что ты из-за похмелья проспал на работу, и вечером приезжает теща, погостить на недельку, то знай: согласно народным приметам – день сложится не слишком удачно.

Из детектива: "Ничто не предвещало беду. Стоял обычный день - пятница, 13-е."

Как ни крути, но понедельник 13-е намного хуже, чем пятница 13-е. Потому что любой понедельник – это маленький зомби-апокалипсис.

Кому пятница, 13-е – обычный день, а кому и обычный день, как пятница, 13-е.

Не понимаю, как пятница 13-го может быть неудачным днём… Это же пятница!

Объявления в аэропорту : - Хотел совершить посадку самолет выполнявший рейс №13...

- Папочка, а почему у меня никогда не выпадает день рождения на пятницу тринадцатое?!
- Да потому, что ты родился 27-го июня, сынок!

Понедельник 13-е звучит еще более угрожающее чем та пятница…

Пятница 13-е. Сегодня все не так. Даже хлеб упал на ковер вверх майонезом.

- Пятница 13-е не самый страшный день, потому что после нее всегда наступает ужасное утро субботы 14-го.
- Ага, особенно ужасна суббота 14-го в феврале, тех, кто уцелел 13-го, 14-го добьёт Валентин.

— Пятница13-е, да еще и страстная...
— Действительно 13...
— Смотри какая закономерность: в этом году 3 пятницы 13-е. январь, апрель, июль, умножаем 3х13=39, теперь смотри —
39+627=666, я офигел когда число такое получил, дьявольский год сцуко!
— 627 — это число откуда?
— Ну это чтоб 666 получилось. Просто без него никак.

Пятница 13 – фигня, вот понедельник.. да еще и 13-е вот это действительно страшно…

Разговаривают в субботу 14-го две соседки:
- Слышала? От Петрова вчера ушла жена!
- Шутишь? И как он это пережил?
- Сейчас уже успокоился. Но сначала думала, что сойдет с ума от радости.

Разговаривают блондинки: - В этом году Новый Год выпадает в пятницу! - Надеюсь, что хоть не пятница 13-е?

Только работающие люди понимают, что пятница 13-е фигня по сравнению с понедельником 13-е.

Ты что, собираешься на рыбалку сегодня, в пятницу, 13-е? — Конечно! Надеюсь, хоть сегодня рыбам не повезёт...

- Что может быть хуже пятницы 13-го?
- Понедельник.
- 13-го?
- Любой!..

- Что такое пятница 13-е?
- Это когда ведьмы, кикиморы и русалки собираются вместе и устраивают шабаш.
- Не путай пятницу 13-е и 8-е марта.

- Чувак, прикинь, в этом месяце была пятница 13!
- Круто! А когда?
- Да ты не поверишь, если скажу…

vitaly80.livejournal.com

Обсуждение:Пятница, 13 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья выставлялась на удаление и была оставлена.
Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/13 января 2012.
Для повторного выставления статьи на удаление нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать правила (см. п. 8).

Сражение при Гастингсе никак не повлияло на закрепление в памяти людей этой даты. 95.104.195.23 11:17, 11 ноября 2009 (UTC)Аноним )

И еще, 13 октября был арестован Жак Де Моле - великий магистр ордена. Филипп Красивый три недели спустя разослал тайные инструкции своим бальи и снешалям.... После чего и начались массовые аресты храмовников.

Написаны какие-то детские фантазии. Пятница по западной традиции - несчастливый день, т.к. в день перед субботой распяли Христа. 13 - традиционно несчастливое число. Пятница + 13 это дважды несчастливый день. Какие тамплиеры, какая битва при Хастингсе...

  • А сильно хорошее что-нибудь происходило? В истории, в пятницу 13-го? --Nashev 06:12, 13 мая 2011 (UTC)
  • Незнаю наверно, например пока у меня ничего сегодня не случилось - тьфу, тьфу... --Roman-miass 09:26, 13 мая 2011 (UTC)

Христос родился до новой эры - это понятно, но вот когда был распят? Дионисий Малый при разработке эры от Рождества Христова отнес это на 31 год нашей эры http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B9. Причем тут 33 год н.э.? Да, в 20-ом веке стали считать, что Христу при распятии было 33 года, но и рождение это было не в 1-ом году н.э. 87.244.24.163 13:34, 13 января 2012 (UTC)

Удаление блока статьи по ВП:МАРГ и ВП:ОРИСС[править код]

Прежде чем удалять целый блок статьи, это неплохо бы обсудить здесь, поэтому вашу правку откатил (не значит, что я с ней заранее не согласен). Поясните, что именно вы здесь подразумеваете ВП:МАРГ и особенно ВП:ОРИСС (то есть в чём заключается моё собственное исследование без АИ). --NeoLexx 03:40, 16 января 2012 (UTC)

Я изменил на «Одним из популярных современных объяснений» и добавил один из АИ как ссылку. Впрочем, все другие АИ говорят об этой версии тоже. Задачей ВП не является отбор «наиболее научной» из теорий, особенно в приложении к примете. Должны быть изложены все подкреплённые АИ версии, начиная с наиболее распространённой. Можно, если хотите, разделить раздел на подразделы по версиям. --NeoLexx 03:54, 16 января 2012 (UTC)

1) Орисс - произвольная и тенденциозная подборка событий, очевидно, имеющая целью доказать, что в такие дни действительно случаются одни несчастья. 2) В источнике сказано не совсем то, что у вас. Там нет про популярность и использовано слово invention, означающее в данном контексте "выдумка, измышление". Браун и Амбелен, на которых раздел опирался до сих пор, полностью попадают под описание маргинальных авторов и не являются авторитетными источниками. Действуя согласно ВП:ВЕС, я сократил абзац и перенёс его в раздел "Современность". --Обывало 04:08, 16 января 2012 (UTC)
Ваши возражения понял и частично согласен, сейчас на несколько часов должен выехать в город, прошу пока не вносить несогласованных правок. --NeoLexx 05:16, 16 января 2012 (UTC)

Я сделал новую версию и пока убрал шаблон неНТЗ. Если есть возражения, прокомментируйте и верните шаблон обратно. По ОРИСС следует согласиться, что у каждой темы — свои АИ. Про фобию - мед.журналы, про культурологию - культурологи, про нумерологию и эзотерику - эзотерики. В отношении пятницы 13-го как эзотерической и нумерологической проблемы Амбелен больший авторитет, чем Эйнштейн с Бором вместе взятые. По разделу событий, случившихся в пятницу 13-го отдельный коммент скоро. --NeoLexx 13:07, 17 января 2012 (UTC)

В правиле сказано: "Концепции оккультных и эзотерических течений, в центре которых находится тот или иной предмет, имеет смысл представлять в статье, посвящённой этому предмету, лишь только если речь идёт о конкретных личностях — адептах данных течений, или же об их основополагающих понятиях, если это понятие (концепция) достаточно значимы, чтобы претендовать на отдельную статью (например, концепции точки сборки или Пути воина Карлоса Кастанеды). В то же время мнение деятеля «Нью-эйдж» о происхождении человечества, Иисусе Христе или Леонардо да Винчи должно описываться не в соответствующих статьях, а в статье об этом деятеле или его учении".--Обывало 14:04, 17 января 2012 (UTC)
Согласен, но это же не статья о Христе, тамплиерах, или да Винчи, которых мы излагаем «по Амбелену» или «по Брауну». Это статья о явлении, которое в медицине рассматривается как одна из фобий, в культурологии как одна из древних примет, в эзотерике как одна из ключевых точек стечения событий, в историческом ревизионизме многих бестселлеров — как отголоски процесса над тамплиерами. Все эти аспекты объективно существуют и должны быть отражены, тем более преобладающие. Да вы сами спросите на выбор 5-10 знакомых о пятнице, 13 и посмотрите, сколько вам скажут о тамплиерах. Некоторые, может, назовут «Священную загадку», потому что о процессе авторов против Брауна в прессе много писали. А правда по этому конкретному аспекту проблемы вот она, в статье. Так пусть хоть в одном месте будет. --NeoLexx 14:16, 17 января 2012 (UTC)

P.S. Обратите внимание, что откопал-таки истинное происхождение параскевидекатриафобия, что было нелегко и чем горжусь :-) На данный момент это фактологически самая корректная версия статьи во всей ВП. --NeoLexx 13:12, 17 января 2012 (UTC)

Некоторые известные события, произошедшие в пятницу 13-го числа[править код]

Честно говоря, раздел вызывает большие сомнения, как и у вас. Я его не вводил, он достался мне «по наследству» от версии статьи с удаления. Удалить не рискнул, только сократил вдвое. Всё равно потенциальный ОРИСС с тенденцией к бесконечному разбуханию. Будут стаскивать всё на свете из других статей: умер, заболел, появилось первое недомогание, первая трещина на стене и т. п.

Вариант 1 Удалить вообще и настаивать на удалении в будущем.

Вариант 2 Оставить 5-6 катастроф из недавних, которые в АИ были освещены именно в контексте пятницы 13-го («не зря этот день считается чёрным...» и т.п.) Всё прочее удалить и удалять как ОРИСС.

Вариант 3 Вариант 2 + давнее предложение Nashev (см. выше) добавить раздел с позитивными событиями. То же самое: только если освещены в АИ именно в контексте пятницы 13-го («зря этот день считается чёрным...» и т.п.)

Мне больше нравится вариант 3. --NeoLexx 13:22, 17 января 2012 (UTC)

За 3-й вариант. А Вы располагаете необходимой для наполнения предлагаемого раздела информацией? Humanitarian& 23:39, 18 января 2012 (UTC)
Пока нет, но нагуглить в периодике, зная искомый контекст, можно. Для начала можно посмотреть в архиве Конгресса упомянутые в статье 13 законопроектов Оуэна, вынесеннные в пятницу 13-го 1908 и посмотреть, приняли ли их :-) --NeoLexx 12:26, 19 января 2012 (UTC)

ru.wikipedia.org

Ответы на часто задаваемые вопросы

В этом году выходит новая видеоигра по классической хоррор-франшизе «Пятница, 13-е» (предыдущая всеми была разругана) и 13-й по счету фильм цикла в постановке Брека Эйснера (но это если повезет, релиз уже не раз откладывали). За почти 40 лет вокруг киносериала сформировалось большое количество мифов. RussoRosso решил развенчать часть из них, а также ответить на самые часто задаваемые вопросы о Джейсоне и его наследии.

«Пятница, 13-е» пришла из мира малобюджетного кинематографа, когда на рубеже 1970-х и 1980-х годов зарождалась популярность серийных хорроров, и сорвала настоящий банк: при бюджете в 500 тысяч долларов она собрала баснословные 60 миллионов. Приключения маньяка из «Хрустального озера», который утонул по недосмотру вожатых летнего лагеря, а потом вернулся в виде машины для убийства, так приглянулись зрителю, что в итоге было снято 12 фильмов, написано несколько книг и нарисована куча комиксов. Менялись эпохи, мода, прически, но одно оставалось неизменным: Джейсон в хоккейной маске, его окровавленное мачете и тревожная музыка, под которую злодей появлялся.

Став одним из самых узнаваемых слэшеров, «Пятница, 13-е» породила отдельную субкультуру джейсономанов (особенным уважением в этой среде пользуется актер Кэйн Ходдер, сыгравший Вурхиза три раза). Впрочем, у кинокритиков отношение к этой франшизе всегда было однозначное (и крайне негативное). И тут мы подходим к первому и, по сути, главному вопросу.

Говорят, «Пятница, 13-е» занимает то же место в истории хоррора, что «Хэллоуин» (1978) и «Кошмар на улице Вязов» (1984), но это не вполне справедливо. Правда?

Сложный вопрос. Фанаты франшизы, понятное дело, будут против, но, если быть объективными, придется констатировать, что «Пятница, 13-е» (1980) начинала если не как плагиат, то уж точно как последователь «Хэллоуина». Создатель хоррор-киносериала Шон Секстон Каннингем никогда не был большим автором, в отличие от своих выдающихся коллег с фамилиями, тоже начинающимися на букву «К»: Джона Карпентера и Уэса Крэйвена. Чтобы в этом убедиться, достаточно пристально вглядеться в его фильмографию: ни до, ни после он не породил ничего столь же значимого. При этом, не имея авторитета среди критиков, Каннингем бесконечно подвергался их нападкам: они громили его за то, что «Пятница, 13-е» до шаблонности упрощает «Хэллоуин», не имеет никаких «претензий на художественность», слишком акцентируется на кровавых спецэффектах, созданных Томом Савини, и, несмотря на то что образ Джейсона Вурхиза прочно вошел в поп-культуру, на деле он не такой интересный, как Майк Майерс или Фредди Крюгер. Защитники же франшизы пытаются реабилитировать ее за счет сравнения с фильмами итальянца Марио Бавы, прочитать ее не как копию «Хэллоуина», а как трэш-искусство, корнями уходящее в жанр джалло, представить как современный «Гран-гиньоль».

Единственное, что остается неизменным во франшизе, Джейсон Вурхиз и его хоккейная маска?

Самое распространенное заблуждение. В первом фильме убийцей является не Джейсон, а его мать Памела. Лучше это выучить назубок, если вдруг какой-нибудь маньяк устроит вам киновикторину, как в первом «Крике» (1996).

Знаменитую хоккейную маску Джейсон надевает лишь в третьем фильме (во втором Вурхиз ходит с мешком из-под картошки на голове, совсем как убийца в «Городе, который боялся заката» (1976) Чарльза Б. Пирса). В пятой части главного злодея вообще нет — вместо него действует имитатор. При этом начиная с шестого фильма Джейсон больше похож на зомби, чем на человека: воскресает от удара молнией. В девятой картине, «Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница» (1993), снятой в духе хорроров об одержимости демонами, маньяк обретает умение вселяться в чужие тела. А в десятом фильме «Джейсон X» (2001), названном так неспроста, кинозлодей не просто попадает в космос — наномуравьи (лучше не спрашивайте) модернизируют его тело таким образом, что он окончательно превращается в идеальную машину для убийства. Вот уж действительно мачете убивает в космосе!

«Пятница, 13-е» славится только тем, что там в каждой серии изобретательно убивают людей?

Действительно, это одна из отличительных особенностей киносериала, которую, однако, наименее интересно обсуждать, если вы, конечно, не страдаете различными девиациями, перверсиями и патологиями. Во всех фильмах франшизы так или иначе ставка делается на проверенную временем резню и кровищу. Но просто смотреть на то, как развратной молодежи выпускают наружу кишки, — крайне сомнительное удовольствие. Гораздо увлекательней наблюдать за интересной режиссерской концепцией, когда авторы пытаются переделать или переосмыслить канон, потому что самое скучное, что есть в хорроре (и в особенности в хоррор-франшизе), — это ритуал.

Неужели франшиза может похвастаться интересными режиссерскими концепциями и идеями?

Да, причем как хорошо, так и плохо реализованными. Сделать убийцей не Джейсона Вурхиза, а его имитатора в пятом фильме «Пятница, 13-е: Новое начало» (1985) было классной идеей, но только на бумаге. То же самое касается и седьмой картины «Пятница, 13-е: Новая кровь» (1988), где маньяк встречает достойного противника — владеющую телекинезом девушку Тину (изначально ее место должен был занять Фредди Крюгер, но Paramount и New Line Cinema тогда не договорились). Концепт «“Кэрри” встречает “Пятницу, 13-е”» провисает из-за плохо написанного сценария, зато по части «пыточного порно» эту ленту можно взять за образец.

Другое дело восьмой фильм «Пятница, 13-е: Джейсон штурмует Манхэттен» (1989). У режиссера и сценариста Роба Хеддена изначально было две идеи — «Джейсон на корабле» и «Джейсон в городе», но он не мог выбрать из них одну. Тогда студия посоветовала ему не мучиться и воплотить в жизнь обе задумки. Результат получился неравнозначным. Первая половина, «Джейсон на корабле», похожа на затянутое прибытие Дракулы в Лондон и одновременно на очень плохую версию «Титаника» (1997), в которой айсберг пробрался на корабль и начал всех убивать с помощью мачете (плохой айсберг). «Джейсон в городе», наоборот, блещет крайне неожиданными сценарными ходами и остроумием: когда герои убегают от Вурхиза и говорят, что их преследует маньяк, никто этому не удивляется: добро пожаловать в Нью-Йорк! При этом один из самых запоминающихся кадров фильма — Вурхиз на Таймс-сквер. Растворившийся в огнях неона и общегородском безумии маньяк теряет всю свою инфернальность, превращаясь в еще одного фрика, которых полно в «Большом яблоке».

Но самое неожиданное приключение Джейсон пережил в десятом фильме. После «Зубастиков», «Восставшего из ада» и «Лепрекона», побывавших в космосе, Вурхиз тоже должен был отправиться к звездам. «Джейсон X» — космический хоррор, который ближе к «Чужому» (1979), чем к фильмам из оригинальной франшизы, но хронологически его принято игнорировать.

В «Пятнице, 13-е» же одни статисты! Там, кроме Джейсона, никто не появляется больше одного раза?

Это неправда. Случается, что героиня, выжившая в замесе одного фильма, сразу же погибает в следующем, как Элис Харди. А бывает и так, что роль «последней девушки» и вовсе достается мужчине. Например, такой персонаж, как Томми Джарвис, появился сразу в трех фильмах франшизы: четвертом, пятом и шестом. При этом последние два вступают между собой в сюжетный конфликт (впрочем, не в такой дикий, как восьмая и девятая части, когда права на «Пятницу, 13-е» у Paramount выкупила New Line Cinema, а продюсером киносериала снова стал Каннингем). Из всех картин, в которых появляется Томми, лучшая шестая — «Пятница, 13-е: Джейсон жив» (1986). По духу она скорее ближе к «Зловещим мертвецам»: в ней почти такое же идеальное сочетание страшного и комичного, как в детище Сэма Рэйми. Сцена с погоней, когда голова Томми оказывается на коленках у лихой героини, вообще огонь.

Погодите, вы хотите сказать, что в «Пятнице, 13-е» есть ирония?

Конечно! Ни одна франшиза не обходится без иронии или самоиронии. Для этого ей просто надо накопить достаточное количество материала, чтобы его потом отрефлексировать и переосмыслить. Первые пять фильмов, как это часто бывает, страшно серьезные, но уже титры шестого пародируют открывающую заставку бондианы.

А в девятом, «Джейсон отправляется ад: Последняя пятница», вся открывающая сцена пронизана самоиронией: Вурхиз бежит за девушкой, приехавшей отдохнуть на базу «Хрустальное озеро», а оказывается в ловушке, устроенной агентами ФБР. Спецназ сначала долго и смачно расстреливает маньяка, а потом взрывает. Чтобы, очевидно, все сразу поняли, что это такой взрывной перезапуск франшизы.

В кроссовере «Фредди против Джейсона» (2003) сам дьявол велел, чтобы было много скабрезных шуточек, ведь, в отличие от Вурхиза, Крюгер никогда не страдал отсутствием чувства юмора. А в «Джейсоне X» общий настрой задает появляющийся в самом начале (правда, лишь в эпизоде) канадский режиссер и исследователь человеческих мутаций Дэвид Кроненберг.

Главный злодей тоже переживет мутацию, но помимо всевозможных штампов, которые можно обыграть в рамках концепта «Джейсон в космосе», в фильме есть шутливая автореференция, спрятанная в эпизоде с виртуальной реальностью. По сюжету эта виртуальная реальность воссоздает для Вурхиза лагерь «Хрустальное озеро», где он натыкается на двух глупых красоток, гротескные и пародийные образы которых высмеивают то, как авторы «Пятницы, 13-е» любят показывать женщин.

Но вот где совершенно нет намека на иронию, так это в прямолинейном и тупом ремейке 2009 года, поставленном клипмейкером Маркусом Ниспелом («Техасская резня бензопилой» (2003), «Конан-варвар», 2011). Фильм упивается собственной жестокостью и порнографичностью. Показателен в этом случае момент, когда одна из бесчисленных жертв Джейсона одновременно лишается мозга и показывает грудь — лучшего каминг-аута для этого слэшера просто не придумать.

Что делать, если «Пятница, 13-е» совсем не вкатывает?

Бывает (часто) и такое. У нас на этот случай прибережен следующий совет: в 2015 году вышел фильм «Последние девушки» Тодда Штрауса-Шульсона (не путать с «Последней девушкой» (2015) Тайлера Шилдса!), который хочется порекомендовать не только ценителям хорроров, но и вообще всем поклонникам хорошего кино. Его сюжет на языке хай-концепта звучит так: «“Пятница, 13-е” встречает “Последнего киногероя”».

По сюжету группа молодых ребят во время пожара на киносеансе проваливается в хоррор, а оказавшись по ту сторону экрана, пытается выжить. Но уникальность этого фильма не только в лихой задумке, но и в том, что это хоррор-деконструкция, которая по ходу действия превращается в конструкцию. На протяжении всего экранного времени создатели картины измываются над жанровыми клише: монстр сильный, но тупой, приманить его можно обнаженной женской плотью (сигнал: выпускайте зверя!), при этом, как бы герои ни пытались спастись, в конце выживет только девственница. Но все эти издевательства над штампами нужны в конечном счете для того, чтобы заставить их работать на драматургию, ведь «Последние девушки» — не столько хоррор, сколько семейная драма, помещенная в рамку фильма ужасов. Это история не про маньяка с мачете, перебившего развратную молодежь, а про мать и дочь, оказавшихся внутри этой переделки, чтобы сказать (или договорить) друг другу важные вещи. Ни одно мачете не режет так больно, как финал этого фильма. Катарсис обеспечен.

russorosso.ru

«Нехороший день». Почему люди боятся пятницу 13-е?

Как известно, пятница 13-е — день особенный, в который могут случиться разные неприятности. Суеверные в этот день ждут разнообразных проблем. Но если отвлечься от различных предрассудков, то мало кто может сказать, чем же так насолила людям «несчастливая» пятница. В это вопросе решила разобраться редакция ivbg.ru.  

Откуда растут ноги 'несчастливой' пятницы?

Число 13 издавна считалось несчастливым, а если эта дата приходилась на пятницу, то эффект «нехорошего» дня, по мнению людей, возрастал. Так, в древнем Вавилоне число 13 представляло некий хаос. У египтян 13 означало смерть. Древние иудеи считали, что именно в пятницу 13-го Ева вкусила запретный плод, подбив на это Адама, что имело серьезнейшие последствия для всего человечества. В христианской культуре число 13 также считается несчастливым. Большинство исследователей связывают это с тем, что во время тайной вечери предатель Иуда сидел за столом тринадцатым. Как известно, он повесился вскоре после казни Христа. По этой причине в XIX веке в Европе распространилось суеверие, что если 13 человек сядут за стол, то один из них непременно умрёт вскоре после трапезы. «Адское число» 13 связывают и с сатаной, который был 13-м членом шабаша, а 13-я глава Откровения Ионна Богослова относится к Антихристу.

Что нельзя делать в пятницу 13-е?

По мнению суеверных людей, в этот день не стоит без крайней необходимости отправляться в длительное путешествие и садиться за руль, потому велика опасность ДТП. Некоторые люди предпочитают не заключаться важные сделки, а также брать или давать в долг деньги. На этот день обычно не планируют свадьбу, потому что жизнь молодой семьи может в дальнейшем быть полна ссор и прочих несчастий. Медицинские работники стараются не проводить сложные операции в этот «несчастливый» день.

Что же может случиться в этот день?

По сути, произойти может все что угодно. Равно как и в другой день. Психологи считают, что причиной всех неудач являются самые банальные человеческие страхи. Люди заранее программируют себя на негативные последствия. В итоге, весь день с ними и случается что-то плохое.

Везде ли боятся пятницу 13-е?

Не везде пятница 13-е является несчастливым днем. Так, жители Португалии и Испании полагают, что это хороший день для начала плавания. Это объясняется тем, что именно в пятницу Колумб открыл миру Америку.

ivbg.ru

Список персонажей медиафраншизы «Пятница, 13-е» — Википедия

Пятница, 13-е (англ. Friday the 13th) — американская медиафраншиза, в которую входят 12 фильмов ужасов, телесериал, несколько романов и серий комиксов. Главным героем, и в то же время главным убийцей, во всех фильмах франшизы является Джейсон Вурхиз, который ещё будучи мальчишкой утонул в Хрустальном озере из-за преступной халатности вожатых местного лагеря. За десятилетия это озеро приобрело дурную славу — его называли «проклятым», а также оно неоднократно становилось местом массовой резни. Практически во всех фильмах убийцей является именно Джейсон, но в некоторых — он лишь «вдохновляет» других. Как правило, с каждым фильмом список персонажей меняется, но по традиции один из них всегда побеждает маньяка (чаще всего этим персонажем является девушка). Среди повторяющихся персонажей можно заметить самого Джейсона, его мстительную мать Памелу Вурхиз, Томми Джарвиса, Элис Харди, Психа Ральфа и некоторых других.

Встречающиеся пометки и примечания

  • Серым обозначены ячейки для фильмов, в которых персонаж не появлялся
  • Надстрочной буквой «Ф» обозначены актёры, которые сыграли своих персонажей во флэшбеках.
  • Надстрочной буквой «Г» обозначены актёры, сыгравшие своих персонажей в сценах, являющихся галлюцинацией, плодом воображения другого человека.

Барри и Клодетт[править | править код]

Барри и Клодетт (англ. Barry & Claudett) — персонажи фильма 1980 года «Пятница, 13-е»; роль Барри сыграл Вилли Адамс, роль Клодетт — Дебра С. Хейес. Они были вожатыми в лагере на Хрустальном озере летом 1958 года. Спев несколько песен с другими вожатыми, они уединяются в комнате, используемой как склад, чтобы заняться сексом. Оба не догадывались, что в комнате прячется миссис Вурхиз, пока она не вышла и не помешала им. Барри пытался убедить её в том, что они с Клодетт просто целовались, но Памела наносит ему удар ножом в живот, после чего он медленно умирает. Клодетт закричала, попыталась спастись, но Памела догнала её и убила (за кадром). О персонажах практически ничего неизвестно, но они известны тем, что стали первыми жертвами во всём киносериале.

  • Первоначально Барри не мог уговорить Клодетт заняться сексом, так как она ревновала его к некой Мэри Энн (по-видимому, другой вожатый лагеря), но парень убеждает её, что даже не целовался с этой девушкой.
  • Примечательно, что после гибели Барри Клодетт набирает номер 911, чего не могло быть в 1958 году, так как номер появится лишь через 10 лет после этих событий. В то время в случае экстренной ситуации сначала звонили телефонному оператору, который потом соединял их с полицией и т. п.
  • Убийство Барри и Клодетт упоминает Энос среди прочих несчастий, которые случались, когда лагерь пытались открыть снова и снова.
  • Памела Вурхиз в конце фильма рассказывает, что её сын утонул, так как вожатые в это время занимались любовью, и с тех пор она мстит всем вожатым лагеря. Среди поклонников идут постоянные споры о причастности Барри и Клодетт к смерти Джейсона, хотя доказательств этому нет.
  • Барри и Клодетт упоминаются в комиксах Friday the 13th, которые стали попыткой заполнить некоторые пробелы в киносериале.
  • Если учесть, что на момент смерти Барри и Клодетт было около 20, они родились где-то в конце 1930-х или начале 1940-х.
  • В сценарии оба персонажа не имели имён, а были обозначены как ПАРЕНЬ и ДЕВУШКА. Также по сценарию ДЕВУШКА умирала первой.

Биг Ред Глисон[править | править код]

Биг Ред Глисон (англ. Big Red Gleason) — персонаж романа Friday the 13th: Jason’s Curse. Биг Ред жил в окрестностях Хрустального озера и постоянно подвергался бытовому насилию со стороны родителей по причине своей умственной отсталости и физических дефектов (у него отсутствовали глаз и нога). Отправившись на рыбалку к озеру, он находит в воде хоккейную маску и под влиянием души Джейсона становится одержим убийствами. Используя маску Биг Ред начинает мстить всем, кто причинил ему боль, убив сначала всех родных и близких, а затем напав на группу подростков, приехавших к Хрустальному озеру. Из всех них выживает только Келли Бун, которая убивает Биг Реда, прежде чем он ударит её топором. В отличие от других убийц, вдохновлённых Джейсоном, Биг Ред Глисон демонстрирует остатки человечности, так как заметно, что он иногда колеблется, когда убивает[1].

Автор романа, Эрик Морс, признался, что «Биг Ред Глисон появился, когда я захотел исследовать мир ребёнка, который каждый день подвергается насилию и желает отомстить обидчикам». Он также рассматривает этого персонажа как своего рода противоположность Джейсону, потому что он рос среди злобы и безразличия, в то время как у Вурхиза была любящая мать[2].

Бутч Мэн[править | править код]

Бутч «Мясник» Мэн (англ. Butch "The Butcher" Mahan) — персонаж романа Friday the 13th: The Jason Strain, чемпион по смешанным боевым искусствам, ложно обвинённый в двойном убийстве, за что он попал в камеру смертников. В тюрьме с ним связывается медиамагнат Калеб Карсон, который предлагает участвовать в особом (то есть смертельном) бойцовском реалити-шоу взамен на доказательства невиновности Бутча. На одном из островов Коста-Рики, где проходит шоу, Бутч Мэн объединяет силы с Александрой Койл и Валькирией Рэндалл, чтобы спастись от зомби-вируса, занесённого на остров «специальным гостем» — Джейсоном Вурхизом. После того, как Валькирия и группа солдат погибают от рук Джейсона и восставших мертвецов, Бутч и Алекс добираются до убежища доктора Хелен Кейн, которая является создателем того самого вируса — «Джейсон-Стрэйна» (на самом деле она пыталась воспроизвести бессмертие маньяка, а не создать вирус). Мэн получает дозу противоядия, которое должно лишить Джейсона способности создавать зомби, но доктора Хелен убивают люди Карсона, который всё ещё полагает что может спасти своё реалити-шоу. В самолёте до Америки Джейсон вырывается и начинает бойню, а Бутч узнаёт, что именно Калеб Карсон подставил его. Алекс выпрыгивает из самолёта с парашютом, взяв с собой признание Калеба, а «Мясник» всаживает в глаз Вурхизу шприц с противоядием, но при этом гибнет сам. Приёмный отец Бутча получает признание и парня оправдывают[3].

Вайолет «Ви»[править | править код]

Вайолет, для краткости просто «Ви» (англ. Violet, «V») — девушка-панк/гот, независимая, немного рассеянная, постоянно слушает громкую музыку. В фильме «Пятница, 13-е. Новое начало» она отталкивает Джейка, который пытается заговорить с ней о Робин и был убит практически сразу после этого. Позднее Ви была убита Роем, который скрывался под маской Джейсона, когда танцевала под песню His Eyes в исполнении Pseudo Echo (песня записана специально для фильма). Её тело обнаружил Рэджи, когда искал Томми.

Вайолет Дефалько[править | править код]

Вайолет Дефалько (англ. Violet Defalco) — персонаж мини-серии комиксов Friday the 13th: Bloodbath, сирота, одевается в панк-стиле, сменила несколько приёмных семей, некоторые из которых были преступниками. Её, и некоторых других подростков, нанимает человек, называющий себя Кевин Карни, чтобы перестроить лагерь на Хрустальном озере в современный лагерь Camp Tomorrow. Вскоре Вайолет замечает, что все вокруг также являются сиротами, у неё завязываются отношения с парнем по имени Рич. Через некоторое время их коллеги начинают пропадать один за другим, Вайолет с Ричем обнаруживают, что они убиты Джейсоном Вурхизом. Оба пытаются предупредить остальных, но сталкиваются с вооруженным Кевином, а единственный автомобиль оказывается испорчен кем-то. Пока Кевин преследуют других двоих ребят, Вайолет и Рич хватают солдаты, работающие на Кевина и называющие его «мистером МакКлинтоком». Как оказалось, Кевин специально нанял несколько подростков-сирот, чтобы выманить и поймать Джейсона, что ему и удалось при помощи жидкого азота. Тем не менее, Вайолет удаётся добраться до пулемёта и расстрелять транспортный вертолёт, который должен был забрать маньяка.

Пока Джейсон убивает солдат, Вайолет и Рич захватили грузовик-цистерну с жидким азотом (не подозревая, что на его крыше находится Вурхиз) и выпытали у его водителя, что МакКлинток работает на некую организацию Трент. Покинув лагерь на Хрустальном озере, цистерна натыкается на мину и разбивается, в результате чего Вайолет и её парню приходится уходить пешком, отстреливаясь от Джейсона. Одна из пуль поражает бензобак цистерны и маньяк, а также несколько солдат, оказываются замороженными. Пробираясь к дороге, оба подростка вновь сталкиваются с Кевином, завязывается борьба и Вайолет убивает МакКлинтока выстрелом в голову. После девушка с Ричем угоняют автомобиль и уезжают[4].

В мини-серии комиксов Friday the 13th: Fearbook, события которой происходят непосредственно после Friday the 13th: Bloodbath, выясняется что оба подростка попали в автоаварию, подстроенную бойцами организации Трент. Рич погибает, а Вайолет доставляют в штаб-квартиру организации, так как она снова должна стать приманкой для Вурхиза. Девушка пытается сбежать, соблазнив и обезоружив охранника, но внезапное появление маньяка вынуждает её забаррикадироваться в офисе вместе с советом директоров. Джейсон всё равно прорывается в офис, убив до этого всех охранников, и начинает расправляться с директорами Трента. Вайолет прыгает в окно, но Вурхиз хватает её и тут же убивает[5].

Вера Санчес[править | править код]

Вера Санчес (англ. Vera Sanchez) — персонаж третьего фильма. Её пригласил Энди, так как его другу Шелли нужна была пара на выходные. Первоначально девушка соглашается, но встретившись с парнем, она поняла, что парень ей совершенно не нравится — его внешность пугает его, но больше всего отталкивали его манеры. Их отношения потеплели после столкновения с бандой байкеров. Вскоре она признаётся, что он ей нравится, но его поведение отталкивает его и пытается вернуть бумажник Шелли, который она уронила в воду. Тем не менее её убивает Джейсон, пустив стрелу в глаз.

Сцена убийства Веры была заново переснята, так как изначальный вариант был слишком реалистичным для излишне впечатлительных зрителей.

Винни[править | править код]

Винни (англ. Vinnie) — персонаж «Нового начала», которого сыграл Энтони Баррайл. Она едет со своим другом Питом на автомобиле, который ломается посреди леса. Пока Винни пытается починить машину, Пит уходит. Позднее кто-то недалеко зажигает фальшфейер, парень считает, что это его друг, и приближается. Неизвестный заталкивает ему фальшфейер в горло, тем самым убив Винни.

Гало Харлан[править | править код]

Хэйли «Гало» Харлан (англ. Hayley "Halo" Harlan) — персонаж романа Friday the 13th: Hate-Kill-Repeat, девятнадцатилетняя девушка, находящаяся в непростых отношениях со своим парнем Треем. Её отец бросил семью до рождения Гало, а мать умерла от рака, в итоге её фактически вырастила старшая сестра, Шелли. Спустя день после того, как она узнала, что беременна от Трея, Гало встречает экстрасенса, который говорит, что «надвигается буря… буря в форме человека» и что только «крылья судьбы» способны спасти её. После этой встречи Гало, Трей и несколько друзей отправляются в Клир-Вотер (бывшие окрестности Хрустального озера), в отель Phoenix Heights Hotel, где Хэйли намерена порвать с парнем. Тем не менее, она не успевает, так как на них там нападает Джейсон Вурхиз, а сама Гало попадает в руки серийных убийц Норвуда и Пенелопы Тоун, которые предлагают её Джейсону в качестве «дара в честь перемирия». Пока маньяк расправляется с Тоунами, она добирается до здания отеля в поисках сестры, работающей там регистратором — Норвуд убеждал её в том, что Шелли убита. При помощи Тома Шеридана, маркетолога отеля, Гало спасается от настигших её Вурхиза и Норвуда, после чего скидывает тело маньяка прямо на крылья скульптуры, украшающей фонтан. Из-за происшествия в отеле у неё случился выкидыш, но вскоре она завязывает отношения с Томом[6].

Дебби[править | править код]

Дебби (англ. Debbie) — персонаж третьего фильма, в котором её сыграла Трейси Саваж. Она девушка Энди и близкая подруга Крис Хиггинс. Вместе с парнем, его соседом по комнате Шелли и Верой они приезжают на выходные в домик родителей Крис, не подозревая, что в их амбаре укрылся серийный убийца Джейсон Вурхиз. После того, как Энди и Шелли устроили соревнование по жонглированию фруктами, Дебби уводит своего парня наверх, где они занимаются сексом на гамаке. После Дебби идёт в душ, а Энди, встав на руки, спрашивает не желает ли она пиво. Она сначала соглашается, но потом передумывает и пытается сказать это Энди, но тот не отзывается. Выйдя из душа, девушка вновь зовёт его, но снова не получает ответа. Решив, что Энди ушёл, она устроилась на гамаке, читая журнал. Сверху начинает капать кровь и Дебби замечает среди стропил искалеченный труп своего парня. Сразу после этого её грудь протыкает Вурхиз, убивая и её, и её будущего ребёнка.

  • Первоначально сцена смерти Дебби получила рейтинг «X», так как кровь от раны брызгала на грудь и лицо
  • В фильме несколько раз упоминалось, что Дебби беременна и, вероятнее всего, отцом является Энди.
  • На созданном фанатами веб-сайте Дебби значится как Дебора Клейн.

Джей-Джей Джаретт[править | править код]

Джей-Джей Джаретт (англ. J.J. Jarrett) — персонаж фильма «Пятница, 13-е. Джейсон штурмует Манхэттен», её роль исполнила актриса Сэффрон Хендерсон. Спокойная девушка, которая одевается в рок-стиле и любит играть на электрогитаре. Уэйн часто снимает её выступления на камеру. На борту лайнера «Лазарь» она решает спуститься на нижние палубы корабля, так как там подходящая акустика. Услышав её игру, на девушку нападает Джейсон Вурхиз. Когда она видит его, то издаёт душераздирающий вопль, после чего маньяк с размаху ударяет её же электрогитарой. Позднее Уэйн находит труп Джей-Джей.

Джейн[править | править код]

Джейн (англ. Jane) — персонаж «Новой крови», которого сыграла Стачи Грисон. Джейн — девушка Майкла. Вместе с ним она направляется на вечеринку в честь дня рождения, которую устроили его кузен и несколько друзей, но их автомобиль ломается прямо посреди леса. Пока Майкл отправился за помощью, Джейн ждёт его недалеко. Её находит Джейсон, зажимает её рот, и прижав к дереву, протыкает горло металлическим шипом от палатки.

Джейсон Вурхиз[править | править код]

Джейсон Вурхиз (англ. Jason Voorhees) — главный антагонист медиафраншизы. Впервые он появился в первом фильме серии, Пятница, 13-е (1980), как сын Памелы Вурхиз (в фильме его сыграл Ари Леман). Авторами персонажа являются одновременно Виктор Миллер[en], Рон Куртц, Шон С. Канингем и Том Савини, однако первоначально создатели главного злодея не предполагали, что Джейсон ляжет в основу целого киносериала, а также романов, комиксов и кроссовера с другим культовым злодеем фильмов ужасов — Фредди Крюгером.

Джейсон, как правило, больше известен по различным фильмам, в которых он преследует и убивает различными жестокими способами подростков и тех, кто встанет у него на пути. В некоторых фильмах (в частности, в первом и пятом) Джейсон лишь вдохновляет другого серийного маньяка на похожие убийства. После Лемана маньяка сыграло несколько актёров и каскадёров, что внесло некоторую путаницу в то, кого же считать настоящим Джейсоном. На данный момент самым известным из тех, кто воплотил на экране образ этого убийцы, считается каскадёр Кейн Холдер[7][8], снявшийся в четырёх фильмах франшизы.

Внешний облик Джейсона претерпел множество изменений, практически каждый новый художник по гриму вносил в образ злодея что-то своё. Тем не менее, каждое новое воплощение основано на изначальной концепции Тома Савини. Фирменный знак маньяка, хоккейная маска, появился только к третьему фильму. В «Пятнице, 13-е: Джейсон жив» маньяк получил сверхчеловеческую силу и стал практически неуязвим. Многие заметили, что Вурхиз относится к тому типу персонажей, которые вызывают сочувствие у зрителя, а все его жестокости и убийства продиктованы лишь стремлением покарать тех, кто, по его мнению, поступает безнравственно.

Джейсон Вурхиз появился во многих юмористических журналах, не раз пародировался в различных ТВ-шоу, а также стал вдохновением для музыкальной группы, играющей хоррор-панк. Также на основе различных воплощений маньяка выходила популярная линия игрушек. Хоккейная маска Джейсона считается одним из самых узнаваемых символов поп-культуры[9].

Дженна[править | править код]

Дженна (англ. Jenna) — персонаж ремейка, атлетичная и предприимчивая девушка. На момент событий фильма встречается с Трентом, но, встретив Клэя Миллера на автозаправочной станции, начинает испытывать влечение к нему. Через некоторое время она снова встречает парня и решает помочь ему найти сестру, Уитни. Во время поисков оба натыкаются на хижину Джейсона, а, вернувшись в дом Трента, понимают, что почти все её друзья мертвы. Всё ещё живой Трент настаивает на том, чтобы Дженна уехала вместе с ним, но она отказывается, желая и дальше помогать Клэю в поисках. Позднее Дженна вместе с Миллером находит сеть подземных тоннелей — логово маньяка — и Уитни. Освободив пленницу, все трое находят выход, но Вурхиз, подкравшись сзади, наносит Дженне удар прямо в сердце. Её роль сыграла актриса Даниэль Панабэйкер

Джессика Кимбл[править | править код]

Джессика Кимбл (англ. Jessica Kimble) — персонаж «Последней пятницы», дочь Дианы Кимбл и племянница Джейсона Вурхиза. У Джессики есть дочь, Стефани, которую хотела использовать в качестве носителя душа манька (впоследствии она заняла тело Дианы, матери Джессики). Так как фактически Джессика принадлежит к семье Вурхиза, она может убить его навсегда, что она и делает при помощи зачарованного кинжала, когда Джейсон обретает тело[10]. В мини-серии комиксов Freddy vs Jason vs Ash: The Nightmare Warriors Стивен упоминает, что Джессика Кимбл умерла[11].

Сценарист «Последней пятницы», Дин Лори, раскрыл, что специально сделал Джессику матерью, потому как «думал, что мать, защищающая своё дитя, укрепит, усилит позиции фильма», но впоследствии был вынужден согласиться с тем, что тот факт, что у этого персонажа есть ребёнок, сделал его «менее привлекательным для основной аудитории»[12].

Джим Миллер[править | править код]

Джим Миллер (англ. Jim Miller) — персонаж фильма «Джейсон штурмует Манхэттен», его роль сыграл Тодд Колдекотт. Он — выпускник старшей школы Лэйквью. У него есть своя собственная яхта на которую он приглашает свою девушку, Сьюзи, чтобы там заняться с ней сексом. Он бросает у берега якорь, который цепляется за энергетический кабель и устраивает короткое замыкание, воскресившее Джейсона. Позже он рассказывает Сьюзи историю Джейсона, после чего пугает девушку при помощи хоккейной маски и гарпуна. Они начинают целоваться, сзади подходит Джейсон, завладевший маской и гарпуном, и убивает Джима при помощи гарпунной стрелы.

Джимми[править | править код]

Джимми (англ. Jimmy) — персонаж «Последней главы». В 1984 году он был одним из тех, кто снял дом по соседству с Триш и Томми Джарвисами. Некоторое время до этого он пережил разрыв с девушкой и несколько переживает из-за этого, поэтому его друг, Тед, дразнит его «отстоем» (англ. deadfuck, букв. «дохлый член, импотент») и советует найти другую. Вскоре компания встречает местных девушек, сестёр-близнецов Тину и Терри, и Джимми завязывает отношения с одной из них, Тиной, и доказывает, что он не «отстой», переспав с ней. После он спускается к Теду, чтобы похвастаться, а также отпраздновать с ним при помощи бутылки вина. Когда он искал штопор, Джейсон убивает его топором для рубки мяса.

Джинни Филд[править | править код]

Джинни Филд (англ. Ginny Field) — персонаж второго фильма, её роль исполнила Эми Стил. Джинни — одна из вожатых, нанятых Полом Холтом для восстановления лагеря на Хрустальном озере. Услышав легенду о «лагере крови», она проникается к Джейсону жалостью, сочувствуя его одинокому детству и трагической гибели матери. Тем не менее, когда Вурхиз появляется в лагере и начинает убивать всех одного за другим, Джинни решает бороться с ним за свою жизнь. Она находит старую хижину Джейсона и надевает свитер его матери, притворившись ею. Вурхиз поддаётся на уловку, девушке даже удаётся поставить его на колени прежде, чем разрубить ему плечо. Через некоторое время Джинни, постоянно зовущую Пола, уносят на носилках прибывшие врачи[13].

Джинни была показана в ретроспективных кадрах в начале третьей части франшизы. Также её можно заметить в новостях, рассказывающих о событиях второй части[14].

В романе Friday the 13th: Carnival of Maniacs раскрывается, что Джинни просила власти найти хижину маньяка, но те проигнорировали её, так как сомневались в её психическом состоянии[15].

Джо Треверс[править | править код]

Джо Трэверс (англ. Joe Travers) — персонаж романа Friday the 13th: Mother’s Day. Охотник, живущий в окрестностях Хрустального озера. Во время охоты на оленя, он натыкается на голову Памелы Вурхиз, ожившую под влиянием проклятой маски Джейсона. Джо надевает маску и становится одержим душой Вурхиза. Выполняя приказы Памелы, Трэверс устраивает бойню, напав на подростков, устроивших пикник на берегу озера. Последняя выжившая, Карли МакДоннелл, срывает с него маску и закалывает его, после чего выстрелом из ружья уничтожает голову Памелы[16].

Джулиус Гоу[править | править код]

Джулиус Гоу (англ. Julius Gaw) — персонаж восьмой части франшизы, его роль сыграл Винсент Крэйг Дюпри. Будучи боксёром, Джулиус привык сначала делать, а потом думать. Кроме того, он один из выпускников, путешествующих в Нью-Йорк на лайнере «Лазарь», на котором он делает всё, что ему нравится. После того, как вся команда, в том числе и капитан, была убита, он не желает подчиняться мистеру МакКалоку и сам пытается найти убийцу. При первом же столкновении с Джейсоном Джулиус проигрывает и падает за борт. Тем не менее, через некоторое время он оказывается среди тех, кто сумел выжить после того, как «Лазарь» затонул. Когда Ренни похищена панками. а МакКалок отправился на её поиски, парень добирается до телефона-автомата и пытается вызвать полицию, но на него нападает Джейсон. Маньяк загоняет Джулиуса на крышу, где тот, не имея другого выхода, решает напасть на Вурхиза. Через некоторое время он устаёт бить, а также разбивает кулаки в кровь об маску Джейсона. После этого маньяк обезглавливает его — голова скатывается и падает в мусорный бак. Позднее её находят остальные выжившие на приборной панели патрульной машины.

Диана Кавана[править | править код]

Диана Кавана (англ. Diane Cavanaugh) — персонаж мини-серии комиксов Friday the 13th: Bad Land, опытный турист и любительница путешествий. Однажды она и её двое спутников, Джереми и Фил, попадают в снежную бурю и забираются в первый попавшийся заброшенный дом, не подозревая, что находятся на территории лагеря на Хрустальном озере. Пока буря не прекратилась, Диана и Джереми уединяются, чтобы заняться сексом. Через некоторое время она замечает в окне фигуру Джейсона и случайно будит Фила. Тот, давно влюблённый в спутницу, вспылил, увидев её и Джереми вместе, и отправился наружу посмотреть, хотя и посчитал, что ей показалось. Волнуясь, что Фил может замёрзнуть насмерть, Диана уговаривает Джереми пойти поискать его.

Через некоторое время Фил возвращается один и говорит, что нашёл Джереми обезглавленным, и пытается забаррикадировать дверь. В это время Джейсон протыкает его лыжной палкой и врывается в дом, но Диане удаётся сбежать. Когда Джейсон догоняет её, она спрашивает его зачем он это делает, он отвечает ей, что она не должна была приезжать сюда, и убивает, обезглавив при помощи мачете[17].

Доктор Армандо Кастильо[править | править код]

Доктор Армандо Кастильо (англ. Doctor Armando Castillo, Dr. Castillo) — персонаж романа Jason X: Death Moon, безумный учёный с полным пренебрежением к человеческой жизни, некрофил, садомазохист и любитель киборгов. Кроме того, он большой поклонник доктора Уиммера (один из второстепенных персонажей фильма «Джейсон X»). После того, как Джейсон захвачен правительством, доктор Кастильо основывает на одной из лун Земли-2 лабораторию и лагерь для несовершеннолетних преступниц Moon Camp Americana, в котором также идёт набор на порнографическое реалити-шоу Роджера Бордо. Доктор желает клонировать Джейсона, для чего он начинает убивать посетителей лагеря и использовать их тела в своих экспериментах. Тем не менее, Вурхиз сбегает и сам начинает бойню, даже взвод солдат не способен его остановить. Тогда Кастильо применяет оружие «Берсеркер», чтобы убить маньяка, после чего вновь восстанавливает его. После этого Джейсон вновь сбегает, находит доктора и, порезав ему лицо осколками зеркала, втаптывает в землю[18].

Несмотря на то, что в этом романе упоминается, что у Кастильо нет семьи, это опровергается в Jason X: To The Third Power. В тексте последнего упоминается доктор Кастильо (названный почему-то 'Артуром Дж. Кастильо), у которого была жена и три дочери — Луна, Терра и Скай Феллоуз. Кроме того, после гибели доктора вся информация о нём была практически стёрта из всех баз данных[19].

Доктор Гиацинт Штейн[править | править код]

Доктор Гиацинт Штейн (англ. Doctor Hyacinth Stein) — персонаж романа Jason X: The Experiment, известный учёный, работает на правительство. Она очень строга, чужие проблемы её не заботят, за что сотрудники заслуженно называют её «Доктор Стервенштейн». Когда Джейсона схватили на электростанции Трёхмильного острова, он был доставлен доктору Штейн для того, чтобы она, скопировав способности маньяка, создала армию суперсолдат. После того, как четверо сотрудников было убито за вторжение в её офис, она начала экспериментировать с их трупами, надеясь воссоздать способности Вурхиза. После нескольких неудачных попыток опыты приносят плоды, но вскоре клон Джейсона сбегает и нападает на доктора. Она успевает нажать кнопку, прибывают войска и убивают её, после чего маньяк поглощает её тело, так как ему необходима живая ткань.

Через некоторое время с этим клоном Джейсона сталкиваются молодые специалисты Линн и Фредо, обнаружившие, что клон обладает интеллектом и голосом доктора Штейн. Прежде, чем он сможет напасть, молодые люди уничтожают его, но уходя, замечают, что он начал восстанавливаться[20].

Профессор Бардокс, персонаж романа Jason X: Planet of the Beast, часто упоминает доктора Штейн (при этом считая её мужчиной) и называет её работу «одновременно и блестящей, и примитивной»[21].

Дуг[править | править код]

Дуг (англ. Doug) — персонаж «Последней главы». Он один из тех, кто поселился по соседству с Джарвисами, парень Сары. В одной из сцен он идёт со своей девушкой наверх, чтобы заняться с ней сексом в душе, после чего Сара уходит, чтобы высушить волосы. Дуг моется под душем и поёт, входит Джейсон, парень принимает маньяка за Сару (считая, что она передумала и хочет продолжить). Вурхиз разбивает его голову об стену. Позже Триш и Сара находят его труп, пригвождённый к стене.

Дэйви Фолкнер[править | править код]

Дэйви Фолкнер (англ. Davie Falkner) — персонаж мини-серии комиксов Friday the 13th: How I Spent My Summer Vacation, 13-летний подросток, страдающий краниофизарной дисплазией (заболевание костей, существенно искажающее скелет больного). Так как его мать обеспокоена тем, что он мало проводит время с другими детьми. она отправляет его на Хрустальное озеро, в лагерь «Пайни Вудс». Там его постоянно задирают его сверстники, а однажды ночью, рассказав ему историю о Джейсоне, бросают его в озеро. Дэйви изо всех сил пытается плыть, появляется Джейсон и начинает убивать детей прежде, чем погнаться за мальчиком и двумя вожатыми. Трое беглецов сталкиваются с полицейскими во главе с шерифом Элроем Таннихиллом, который под влиянием наркотиков расстреливает вожатых и готовится сделать то же самое с Дэйви. Появляется Джейсон, убивает полицейских и уносит мальчика прочь.

Дэйви проводит девять дней в плену и неожиданно понимает, что Джейсон не желает ему зла. Более того, они находят общий язык, когда осознают, что у обоих было нелёгкое детство из-за их физических дефектов. Мальчик даже помогает маньяку с убийством двух солдат, которых послал шериф, чтобы устранить Дэйви как единственного свидетеля того, что Теннихилл убил вожатых. После того, как вертолёт шерифа рухнул, Джейсон и Дэйви скрылись в пещере, где провели ночь. Вурхиз наутро ушёл, несмотря на все попытки остановить его, после чего на Дэйви нападает шериф, но мальчик успешно отбивается. Выбежав из пещеры, он понимает что солдаты победили Джейсона Вурхиза и он мёртв, а шериф вновь хватает его и громко орёт на солдат. Из-за криков и агрессии Теннихилла Джейсон вновь воскресает, хватает шерифа и вместе с ним падает с утёса.

После смерти шерифа солдаты забирают Дэйви Фолкнера домой, а мальчик пытается донести до них, что кое-чему научился у Джейсона, что все жертвы маньяка были «придурками» и получили то, что заслужили[22].

Ева Ватанабе[править | править код]

Ева Ватанабе (англ. Eva Watanabe) — персонаж восьмой части франшизы, её роль сыграла Келли Ху. Одна из первых учениц Колин ван Дюсен, которых можно увидеть на лайнере «Лазарь». Лучшая подруга Тамары Мэйсон, стремится подражать ей даже в малейших вещах. Когда обе девушки уединились, чтобы употребить кокаин, их чуть не застал за этим мистер МакКалок, который угрожает разлучить лучших подруг. Позже, когда Ева снова пытается найти Тамару, она находит лишь её труп, так как её уже убил Джейсон. Поспешив уйти подальше, девушка сама сталкивается с маньяком и бежит от него до самого танцпола. Там она оказывается оглушена громкой музыкой и дизориентирована, после чего начинает видеть Вурхиза повсюду. Джейсон ловит её, по

ru.wikipedia.org

Пятница, 13-е. Часть 2 — Википедия

«Пятница, 13-е, часть 2» (англ. Friday, The 13th. Part 2) — американский слэшер 1981 года, второй из серии фильмов о Джейсоне Вурхизе, снятый режиссёром Стивом Майнером, который также поставил и третий фильм, по сценарию Рона Куртца. Первый фильм, в котором убийцей стал сам Джейсон. Фильм оказался довольно успешным в коммерческом плане, став лидером проката после премьеры 1 мая 1981 года.

Пролог[править | править код]

Джейсон Вурхиз выслеживает, а затем и убивает последнюю выжившую в кровавой бойне, устроенной Памелой Вурхиз в лагере на берегу Хрустального озера — Элис Харди. Перед смертью Элис находит у себя в холодильнике голову Памелы Вурхиз. Девушка погибает прямо в своём доме от рук Джейсона, мстящего за смерть матери, однако её тело так и не нашли…

Сюжет[править | править код]

1985 год. Пять лет спустя лагерь вновь собирается открыться. Псих Ральф вновь также предупреждает новую команду вожатых о нависшей над ними опасности, однако кто будет слушать сумасшедшего старика? Возглавляет компанию вожатых молодой мужчина по имени Пол, который искренне считает, что основная опасность для людей в этих краях, это медведи. В первую же ночь Пол рассказывает ребятам легенду о мальчике по имени Джейсон Вурхиз и о том, как каждую пятницу 13 числа, в свой день рождения, он возвращается из мёртвых, чтобы отомстить за смерть матери…

В ту же ночь в лагере разворачиваются ужасные кровавые события, начиная со смерти Ральфа. Двоих вожатых, Сандру и Джеффа, находит полиция — ребята зашли на частные владения, и их возвращают в лагерь, где Пол договаривается с полицейским о небольшом наказании для этих двоих. По дороге в участок, офицер видит таинственного мужчину, начинает преследовать его и вскоре становится жертвой убийства…

Тем временем большая часть вожатых уезжает на вечеринку, в числе которых: Пол, Джинни и Тед. В лагере остаются шестеро ребят — Сандра, Вики, Терри, Марк, Скотт и Джефф. Первой жертвой убийцы в мешке становится Скотт — он попадает в капкан, и маньяк с помощью мачете перерезает ему горло. Второй жертвой становится Терри — маньяк убивает девушку и забирает её тело к себе в хижину. Следующим погибает инвалид Марк. Он сталкивается с маньяком и получает удар мачете в лицо. Затем очередь настала за Сандрой и Джеффом — убийца находит ребят в кровати и прокалывает их обоих копьём насквозь. Шестой и последней погибает Вики — девушка сталкивается с убийцей и получает удар ножом в пах.

Между тем, Пол и Джинни возвращаются в лагерь и обнаруживают, что в главной хижине отключён свет, а простыни наверху все в крови. На Пола нападает незнакомец в пищевом мешке, а Джинни убегает от незнакомца прочь и оказывается в заброшенной хижине в лесу, где находит некое подобие алтаря, на котором лежит голова, принадлежащая Памеле Вурхиз. Рядом её одежда, трупы недавно убитых Терри и офицера и скелет пропавшей Элис Харди. Джинни понимает, что мужчина с мешком на голове — Джейсон, вовсе не утонувший в озере и живший все эти годы в лесу. Джинни надевает на себя свитер миссис Вурхиз и, притворяясь матерью маньяка, пытается управлять им. Однако Джейсон понимает, что перед ним не его мать, когда видит голову на алтаре — он нападает на Джинни, но в этот момент в домике появляется Пол, который спасает девушку. Пока Пол борется с ним, Джинни хватает мачете и вонзает его Джейсону в плечо. Полагая, что они убили Джейсона, молодые люди возвращаются в свой домик в лагере. Однако в окно неожиданно впрыгивает Джейсон и нападает на Джинни.

Девушка в шоковом состоянии приходит в себя уже в скорой помощи, задавая один-единственный вопрос: «Где же Пол?».

  • Эми Стил — Джинни Филд
  • Джон Фьюри — Пол Холт
  • Эдриан Кинг — Элис Харди
  • Стью Чарно — Тед Боуэн
  • Марта Кобэр — Сандра Дайер
  • Билл Рэндольф — Джефф Дансберри
  • Лорен-Мари Тейлор — Викки Перри
  • Том МакБрайд — Марк Джарвис
  • Кирстен Бейкер — Терри Мак-Карти
  • Рассел Тодд — Скотт Чейни
  • Уолт Горни — Ральф
  • Джек Маркс — Офицер Уинслоу
  • Стив Дэшкевич — Джейсон Вурхиз
    • Уоррингтон Жиллетт — Джейсон Вурхиз (без маски)
  • Бетси Палмер — Памела Вурхиз
    • Конни Хоган — Памела Вурхиз (в финальной сцене)

Хотя в титрах Уоррингтон Жиллетт указан именно как исполнитель роли Джейсона, а Стив Дэшкевич — как его дублёр, Жилелетт снимался только в финальной сцене, где Джейсон разбивает окно, а все предыдущие сцены снимались с участием Дэшкевича. Однако именно Жиллетт был официально утверждён на роль Джейсона (перед этим он пробовался на роль Пола), но он не был каскадёром, поэтому был нанят Дэшкевич. Во всех последующих фильмах, которые использовали кадры с Джейсоном из второй части, его исполнителем в титрах указан именно Дэшкевич.

Изначально Элис Харди должна была стать постоянной героиней последовавших сиквелов франшизы, но когда Эдриан Кинг попросили вновь исполнить роль Элис, актриса с трудом согласилась, попросив взамен свести её экранное время к минимуму — в тот период актрису преследовал сумасшедший фанат, который вломился в её квартиру, и девушка очень боялась за свою безопасность, но в то же время она была не против появиться в других частях. Вся сцена с участием Кинг не имела никакого сценария, поэтому сама Кинг только на съёмочной площадке узнала, что Джейсон убьёт Элис, а её телефонный разговор с матерью был полностью симпровизирован.

Бэтси Палмер, сыгравшую Памелу Вурхиз, с трудом уговорили вернуться к роли — кадры с её участием сняли на чёрном фоне за пол-дня в Лос-Анджелесе, где она тогда находилась. Интересно, что во время конвенции в Черри-Хилл в Нью-Джерси в 2003 году Бэтси Палмер сказала, что она снялась только в первом фильме, очевидно, забыв о втором — в своё время актриса заявила, что никогда не смотрела вторую часть.

Концепция[править | править код]

После успеха первого фильма боссы студии «Paramount Pictures» практически сразу приняли решение о съёмках сиквела. Получив права на мировой прокат, Френк Манкузо-Старший заявил: «Мы хотим снять фильм, на который будут стоять огромные очереди жаждущих узнать, что произойдёт в продолжении». Первоначально планировалось, что новые фильмы будут выходить ежегодно и не будут никак связаны друг с другом. Фил Скудэри — один из трёх владельцев кинотеатров «Esquire Theaters» вместе со Стивом Минасяном и Бобом Барсамяном — настоял на том, чтобы главным злодеем будущей франшизы стал Джейсон Вурхиз, несмотря на то, что его появление в финале первого фильма не было реальным, а лишь показалось героине Элис. Стиву Майнеру, ассоциативному продюсеру первой картины, понравилась эта идея, и он занял режиссёрское кресло первых двух сиквелов картины после того, как Шон Каннингем отказался вернуться в этой роли к работе над продолжениями — ему показалось совершенно бредовой идея того, что Джейсон не утонул и все эти годы скрывался в лесу, но по какой-то причине не вступал в контакт с матерью. Майнер привлёк к работе многих членов съёмочной группы, работавших над первым фильмом[1].

Съёмки[править | править код]

Съёмки картины проходили с 3 октября по ноябрь 1980 года[2] в штате Коннектикут в США.

Во время съёмок, актёры жили в хижинах своих персонажей. Однажды Джон Фьюри (Пол), Билл Рэндальф (Джефф) и Расселл Тодд (Скотт) решили подшутить над Лорен-Мэри Тэйлор (Викки). В результате у девушки началась гипервентиляция, а затем она потеряла сознание.

Роль Джейсона сыграли два человека — Стив Дэш и Уоррингтон Жилетт. Большую часть фильма отыграл Дэш и лишь в финале, где Джейсон показан без маски (когда он вламывается в окно позади Джинни) его играет Жилетт. Жилетт, который первоначально пробовался на роль Пола, был изначально утверждён на роль Джейсона (но он не был каскадёром, поэтому был нанят Дэш), вследствие чего именно он и упомянут в титрах, как исполнитель роли Джейсона. В последующих частях франшизы, где использованы кадры с Джейсоном из второй части, в титрах стоит только имя Дэша.

Стив Дэш был отправлен в больницу после того, как Эми Стил попала мачете по его среднему пальцу. Актриса объясняет случившееся: «Всё не так как должно было — он не успел поставить свою кирку в нужное положение, как было задумано для съёмок, и я попала ему по пальцу». Дэшу наложили 13 швов на палец. Затем актёру наложили резиновый жгут, и он с актрисой Эми Стил сделали множество кадров, чтобы отснять сцену.

Финальную сцену, где Джейсон пробивает окно, снимали в три дубля — Уоррингтон Жилетт не смог выполнить свои трюки сам: выпрыгнуть из окна, разбив собою стекло, съёмочной группе пришлось исхитриться и построить специальное сооружение, чтобы создать видимость того, что Джейсон пробивается сквозь стекло.

Грим[править | править код]

Для работы над спецэффектами изначально приглашали Тома Савини, работавшего над первой частью «Пятницы», но тот отказался, предпочтя ленту «Сожжение» (англ. The Burning) Тони Мэйлэма. Вместо Савини художником по спецэффектам стал Карл Фуллертон — тот самый, который впоследствии получит премию «Сатурн» за аналогичную работу в «Молчании ягнят».

Музыка[править | править код]

Музыку к фильму вновь написал композитор Гарри Манфредини.

Из фильма было вырезано 48 секунд, чтобы смягчить рейтинг, избежав «Лицам до 17 лет просмотр запрещён» (рейтинг X). Следующие сцены были сокращены или полностью удалены[3]:

  • Крупный план сцены, в которой погибают Джефф и Сандра. Несмотря на это, кадр, изображающий их смерть, появляется на многих промоматериалах, включая и обложки видео-изданий.
  • Крупный план сцены, в которой погибает Ральф.
  • Была изменена версия сцены, в которой у головы Памелы Вурхиз в хижине Джейсона открыты глаза. Авторы посчитали, что это выглядит неправдоподобным.
  • Крупный план сцены, в которой лицо Марка разбивается на две части после удара мачете.
  • Была сокращена сцена с обилием крови после того, как Джейсон ударяет полицейского молотом по голове.
  • Была вырезана сцена-флэшбэк, в которой миссис Вурхиз отрубают голову.
  • Была сокращена сцена, в которой из горла Элис обильно течёт кровь.
  • Была сокращена сцена, в которой Джейсон порезал горло Скотту.

Альтернативный финал[править | править код]

По слухам, Джон Фари покинул съёмочную площадку до того, как закончились съёмки картины, так как его герой не появляется в конце[1]. На самом же деле, его герой и не должен был быть в финале — в удалённых сценах есть фрагмент, в котором Джинни спрашивает, где Пол, а затем в кадре появляется голова миссис Вурхиз — она открывает глаза и улыбается, давая понять, что Джейсон убил Пола. Интересно, что в финальной сцене — той, что вошла в фильм — когда кадр замирает на голове миссис Вурхиз заметно, что это не чучело, а актриса в гриме.

  • По мотивам сценария фильма был написан одноименный роман «Friday, the 13th. Part II: A Novel», выпущенный в 1988 году издательством «New American Library» (ISBN 0-451-15337-5). Книгу написал Саймон Хоук (англ. Simon Hawke).[4]
  • Элис и Ральф — единственные выжившие первой части. И их обоих убивает Джейсон в продолжении. Кроме того, их персонажей не называют по имени.
  • Общее число убитых — 9, не считая 3 трупа, показанных во вступительной сцене и возможной смерти Пола.
  • Убийца в фильме выглядит точь-в-точь, как в картине «Город, который боялся заката» (1976).
  • Джинни находит труп Психа Ральфа в кладовке. Нечто похожее уже случалось с Ральфом в первой части.
  • Со своим мешком на голове Джейсон Вурхиз выглядел копией Джона Меррика из «Человека-слона» Дэвида Линча, что явилось дополнительной причиной для негативных критических отзывов.
  • Первое появление Джейсона в кадре — ноги маньяка, наблюдавшего за Элис. Это единственный случай, когда роль Джейсона исполнила женщина — Эллен Латтэр, дизайнер по костюмам фильма[5].
  • Стив Дэш не был упомянут в титрах как исполнитель роли Джейсона, хотя его экранное время гораздо больше, чем у Уоррингтона Жилетта. В следующей же части, именно имя Дэша упоминается в титрах[6].

Слоганы фильма[7][править | править код]

  • «Список жертв пополнится…» (англ. The body count continues...)
  • «А Вам казалось, что в лагере стало безопасно…» (англ. Just when you thought it was safe to go back to camp...)
  • «День, когда Вы познали ужас, ещё не окончился…» (англ. The day you count on for terror is not over.)

Картина была выпущена 1 мая 1981 года в 1 350 кинотеатрах.

Кассовые сборы[править | править код]

В премьерные выходные картины собрала $6 429 784[8], став лидером проката. Сборы в США составили $21 722 776[8] при бюджете $1,25 млн[2].

Критика[править | править код]

Как и в случае с первым фильмом, новую часть сериала ждал коммерческий успех, однако она была плохо принята критиками.

Роджер Эберт из «Chicago Sun-Times» присвоил фильму 1 звезду из 4, заметив, что «В год выходит несколько десятков картин, в которых сумасшедший маньяк терроризирует группу подростков, и, к сожалению, все они так же плохи, как и этот фильм.[9].

Основываясь на 30 обзорах на сайте «Rotten Tomatoes» картина получила лишь 33 % одобрительного рейтинга и заслужила 4,4 балла из 10[10].

Признание[править | править код]

По опросу американского журнала ужасов «Fangoria» вторая часть «Пятницы, 13-е» была названа худшим фильмом ужасов 1981 года.

Финальная сцена, в которой Джейсон выпрыгивает на героиню через окно, считается классической сценой жанра. Кроме того, на 82-й церемонии вручения премии «Оскар» фрагмент, в котором Джейсон поднимает свой нож, прежде чем убить Вики, был показан в монтаже-трибуту, посвящённому жанру ужасов[11].

Видео[править | править код]

Во многих странах мира фильм издавался на VHS и DVD. В СССР фильм выходил на видеокассетах записанных с LaserDisc, в основном с первой частью, с переводами Леонида Володарского, Алексея Михалёва, Юрия Живова, Сергея Кузнецова, Юрия Толбина, а также неизвестных авторов. Официально в России фильм выходил на видео-кассетах от «Премьер Мультимедиа» и «Лазер Видео».

ru.wikipedia.org


Смотрите также