Серафима саровского монастырь где находится


Свято-Серафимо-Саровский мужской монастырь — DRIVE2

Полный размер

Этот монастырь не имеет, как другие обители, многовековой истории, но имеет великого покровителя и молитвенника – преподобного Серафима Саровского. Он расположен в 150 км от Воронежа на границе Аннинского и Грибановского районов. Создание обители началось в 1995 году. Раньше на этом месте располагалась усадьба, принадлежавшая герою Кавказской войны генералу Соловцову. Но в 1995 году знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и прудом, а также старинная дворянская усадьба, были переданы под создание монастыря по настоянию правящего архиерея.

При въезде в монастырь прямо на трассе Воронеж-Саратов стоит поклонный крест и часовня в честь Святителя Николая Чудотворца, покровителя путешествующих.

Полный размер

тут же расположена церковная лавка

Полный размер

и святой источник

Полный размер

а через 2-3 км от трассы расположен и сам монастырь

Серафим Саровский родился 19 июля 1759 года в Курске от благочестивых и состоятельных родителей Мошниных; во святом крещении наречен был Прохором. В возрасте трёх лет Прохор лишился отца, который незадолго до своей смерти начал строительство нового храма во имя преподобного Сергия. Труды по храмостроительству продолжила мать Саровского Агафия. В возрасте 7 лет при осмотре вместе с матерью строящегося храма Прохор оступился и упал с самого верха колокольни, но остался невредим, в чём его мать увидела особое попечение Божие о её сыне. В 10ти-летнем возрасте Прохор тяжело заболел и находился при смерти. В сонном видении явилась ему Царица Небесная и обещала посетить и даровать исцеление. А в это время в Курске несли крестным ходом чудотворную икону Знамения Божией Матери. Когда её проносили по улице, где жили Мошнины, начался дождь, и икону пришлось нести через двор Агафьи. Вынесла тогда она своего больного сына, и приложился он к иконе, и икону над ним пронесли. С этого дня он стал быстро поправляться.

Полный размер

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Сначала он отправился на богомолье в Киево-Печерскую лавру, откуда был благословлён идти спасаться в Саровскую пустынь. С постоянной молитвою он усердно проходил все возлагаемые на него послушания: к службам он приходил первый, выстаивал неподвижно все богослужение; в келье занимался духовным чтением. Спал он мало и держал строгий пост. А после, взяв у старцев благословение, стал в свободное от послушания время уходить в лес. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь.

Полный размер

На 28ом году жизни Прохор был подстрижен в иноческий образ с наречением имени Серафим. Келья преподобного Серафима находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верст за 5-6 от монастыря, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Возле кельи преподобный устроил огород, а потом и пчельник. Многие, узнав о строгой жизни преподобного отца Серафима, приходили к нему за советом и наставлениями. Умея узнавать и различать людей, старец от некоторых уклонялся, сохраняя молчание. Но тех, кто имел до него действительную духовную нужду, он охотно принимал и с любовью руководил их своими советами, наставлениями и духовными беседами.

Полный размер

Три года преподобный о.Серафим провел в совершенном молчании, ни с кем не говоря ни слова. Желая подражать св. Семиону столпнику, о. Серафим 1000 дней и 1000 ночей простоял на камне. Камней, на которых он стоял, было два: один находился в его кельи, здесь подвижник стоял с утра до вечера, сходя с него только для принятия пищи, а по закате солнца он переходил на камень, находившийся в лесу, и стоял на нем всю ночь до рассвета с воздетыми к небу руками. Подвиг этот совершался преподобным в такой тайне, что никто не знал о нем, пока он сам не поведал об этом некоторым из братий. Проходя трудный путь подвигов, преподобный Серафим привел свое тело, особенно ноги, в совершенное изнеможение. Не будучи в силах приходить в монастырь в праздничные дни, для принятия св.Тайн, он навсегда простился с дальней своей пустынькой и после шестнадцатилетнего в ней пребывания возвратился в монастырь, где принял на себя новый труднейший подвиг затворничества.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех. Старец видел сердца людей, и исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище мое».

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Первого января 1833 года отец Серафим пришел в последний раз в больничную церковь; ко всем иконам поставил свечи и приложился, потом причастился по обычаю святых Христовых Таин. По окончании Литургии он простился со всеми

www.drive2.ru

Где находится Дивеевский монастырь? Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь :: SYL.ru

В России можно найти немало монастырей и храмов, история которых насчитывает не одну сотню лет. Многие из них разрушались, восстанавливались, перестраивались, но всегда хранили свою чистоту и святость. Таким является Серафимо-Дивеевский монастырь. Он признан одним из самых значительных в истории православной России и отличается особым укладом жизни, строгим иноческим правилом.

Познакомимся с историей основания, преданиями и современной жизнью обители, с ее святынями и реликвиями. А также узнаем, где находится Дивеевский монастырь и как удобнее добраться до него паломникам.

История

В 1758 году в Киев приехала богатая помещица из рязанской области Агафья Мельгунова. В 30 лет она овдовела, позднее умерла ее 9-летняя дочь. Тогда женщина решила вступить на духовный путь. В Киево-Флоровском монастыре она постриглась в монахини и стала матушкой Александрой. Однажды во время пребывания в Киево-Печерской Лавре после ночной молитвы ей было видение Пресвятой Богородицы. Она повелела Александре обойти все великорусские места на севере России и там, где укажет Божья Матерь, основать новую святую обитель. Старцы Лавры приняли за истину видение монахини и, дав благословение, отпустили ее в долгое и нелегкое странствие по Руси.

И вот когда матушка Александра в 1760 году направилась в Саровскую пустыню из Мурома, остановилась она отдохнуть в селе Дивеево. Ей вновь привиделась Богородица с указанием, что именно это место положено монахине для основания обители и служения Богу до окончания своей жизни. С этого момента и начинается история Дивеевского монастыря.

Уже через четыре года здесь, рядом с деревянной Стефановской церковью, на собственные средства монахини был заложен фундамент Казанского храма. А в 1780 году прошло освящение церкви. В ней было два алтаря (или придела). Левый устроен в честь святителя Николая, а правый – (по указанию Божьему) в память о первомученике архидиаконе Стефане.

Изначально Казанский храм был приходским. Однако отец Серафим (Саровский) предвидел, что это будет монастырский собор. И в 1788 году матушка Александра с благословения саровских старцев получила у местной помещицы почти 2,5 тысячи кв. м усадебной земли вблизи храма. Там был построен большой дом с надворными постройками. В нем вместе с матушкой Александрой поселились еще четыре послушницы. С годами община росла. В 1789 году попечение над ней взял Серафим Саровский, тогда еще носивший сан иеродиакона. А в 1826 году по его благословению была устроена Мельничная община, находящаяся недалеко от Казанской.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Через девять лет после смерти старца Серафима обе общины объединили и назвали Серафимо-Дивеевской. Статус монастыря она получила гораздо позже, в 1861 году. Казанская церковь с приделами действовала отдельно.

В течение последующих 50 лет обитель достраивали и расширяли. Так был возведен игуменский корпус, позднее в восточной части была устроена домовая церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины.

К началу 20 в. Серафимо-Дивеевский монастырь превратился в крупное иноческое общежитие. По списку здесь проживало в три раза больше людей, чем в селе Дивеево.

Во время революции многие храмы были разрушены, а священнослужители изгнаны из своих обителей, либо преданы мученической смерти. Не обошла стороной эта ужасная пора и Дивеевский монастырь. Матушка Евдокия (Шикова) и ее три послушницы были убиты в 1918 году. Сегодня в их честь отстроен и освящен придел в Казанском храме.

Годом позже обитель приобрела статус трудовой артели (хотя и продолжала еще действовать). А через восемь лет ее закрыли вовсе. Послушницы расселились по округе, пытаясь сохранить дивеевские святыни. В военные годы закрыли и Казанский храм, частично он был разрушен.

Современная жизнь

Возрождение монастыря началось в 1988 году. Тогда зарегистрировали церковный приход. Год спустя он был освящен в честь иконы Казанской Божьей Матери. Также был выкуплен дом (в прошлом свечная мастерская), к нему пристроили алтарь и деревянную колокольню. Перед освящением в церковь внесли икону преподобного Серафима Саровского и его полумантию.

В 1989 году во владение общины был передан Троицкий собор (построен в конце 19 в.). А через два года Священным Синодом утверждено решение о возобновлении монастыря. Сюда были привезены мощи Серафима Саровского, присоединены Казанская церковь, Никольский скит (Автодеево) и территория Кутузовского скита. С 1996 по 2007 гг. в обители проводились внешние и внутренние ремонтные и строительные работы по восстановлению фасада домовой церкви, купола, устроению восьми приделов, а также прошло установление креста. С 1989 года на территории Дивеево были восстановлены и освящены семь храмов. А центром духовной жизни здесь стал Свято-Троицкий собор.

Сегодня обитель именуется Серафимов Дивеевским во имя Святой Троицы женским монастырем. За 300 лет своей истории он прославился традициями старчества и духовными подвижниками. В обители живет чуть более 400 насельниц, трудящихся по Саровскому уставу. Также несколько сестер образуют хор Дивеевского монастыря, дивные голоса которого можно услышать в каждую субботу и воскресенье, а также в праздничные дни на службах в Троицком соборе.

В настоящее время Дивеевский монастырь в Нижегородской области почитается Православными церквями как четвертый «Удел Пресвятой Богородицы» вслед за Иверией, Афоном и Киево-Печерской Лаврой. Сюда ежегодно стекаются паломники со всей России и других стран.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор является частью Дивеевского монастыря. Он был заложен в 1907 году и к началу революции его полностью достроили. Не было лишь отопления. Советская власть внесла изменения в привычный уклад жизни собора, превратив его сначала в гараж, а затем в тир. Удивительно то, что эти печальные события предвидела еще в момент закладки фундамента храма блаженная Прасковья Ивановна.

Возрожденному монастырю собор был передан в 1991 году, и восстановление его продолжалось еще несколько лет. Фотографии разрушенного храма сегодня можно увидеть на специальной памятной доске на территории Церкви Рождества Христова, здесь же в Дивеево.

В 2000 году храм приобрел святые мощи преп. Марфы Дивеевской. Тут также можно поклониться мощам блаженной Параскевы (или Паши Саровской), которая предсказала гибель династии Романовых и жестокие гонения на Церковь.

По давней традиции главную службу в праздник «Успения Божьей Матери» проводят в Спасо-Преображенском соборе.

Благовещенский собор

В 2012 году было принято решение о строительстве нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Это было сделано по завету Серафима Саровского. Попытки предпринимались еще столетие назад, однако тогда место, указанное старцем, было занято. Там стояла Тихвинская церковь, основанная Иваном Толстошеевым, лжеучеником батюшки Серафима, гонителем сестер Дивеевского монастыря. После революции в ней устроена была паровая мельница. Через год она сгорела, и на ее месте построили кирпичную столовую для школы-интерната. В 2011 году интернат перенесли в село Сатис. И место для возведения храма освободилось.

По плану размеры его определены священной реликвией Поясом Богородицы: 20 поясов в ширину (24 м), 30 – в длину (36 м) и 50 – в высоту (60 м). За основу был взят храм Заиконоспасского монастыря в стиле московского барокко 18 века. Белоснежные стены, стальная кровля, золотая главка и восемь приделов - именно таким предстанет храм перед прихожанами.

Святыни монастыря

Одной из главных святынь Дивеевского монастыря является Святая Канавка. С ней связано дивное предание о том, как Богородица явилась во время молитвы Серафиму Саровскому и повелела построить Мельничную общину. То место, на которое указала Божья Матерь, необходимо было обнести канавой и валом. Причем копать должны были исключительно сестры монастыря. Мирянам разрешено было только носить землю, насыпать вал. Работы были начаты накануне праздника Святой Троицы в 1829 году, а завершились перед Рождеством Христовым 1833 года. Более двух метров составляли глубина канавы и высота вала, лишь местами величины получились заметно меньше.

В 1900 году в конце святыни была поставлена звонница, позднее ее заменили на колокольню в пять ярусов.

Во время революции и войны Канавка частично была засыпана. А через южную ее часть провели канализационную трубу.

В 1992 году традицию обхода святыни во время вечернего богослужения с молитвой «Богородице Дево, радуйся…» возобновили.

К 2003 году восстановительные работы на Канавке были завершены. Вдоль вала была обустроена тропинка в виде бетонных плит с кованой оградкой. А годом позже по линии были установлены поклонные кресты из мрамора и деревянная часовня. Каждый человек, приезжающий сюда, может набрать святой земли. Она обладает целебными силами.

Другими святынями являются иконы Дивеевского монастыря. Самой главной из них признан образ Пресвятой Богородицы «Умиление». Перед ним молился и преставился Серафим Саровский. Сам старец называл икону «всех радостей Радостью», а для помазания больных он использовал елей из лампады перед образом.

Когда монастырь закрыли, настоятельница Александра (Траковская) вместе с послушницами перевезла икону в Муром. В 1991 году она попала к патриарху Алексию II. С тех пор находится в домовом храме его резиденции. А чудотворный список к образу можно обнаружить в правом киоте Свято-Троицкого собора.

Тысячи людей стремятся попасть в Дивеевский монастырь, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского. В 1991 году крестным ходом из Москвы их доставили в обитель.

Также в храме Рождества Богородицы, относящемуся к монастырю, хранятся мощи преподобных Александры, Елены и Марфы. В Казанском соборе почивают блаженные Дивеевские жены Пелагия, Мария, Параскева и исповедница Матрона (Власова).

В 2009 году в дар Дивеевской обители передан ковчег с частицами останков святых Глинской пустыни.

Святые источники

Так, где находится Дивеевский монастырь, уже давно бьют из земли целебные источники. К ним тянутся болящие христиане со всего мира. Самым древним считается Казанский источник. Помимо него, здесь есть целебные родники Иверский, матушки Александры и целителя Пантелеймона.

Но наиболее почитаемым является источник преп. Серафима, который расположен возле реки Саровки, у поселка Цыгановка. Он явил немалые чудеса исцеления при жизни старца и после его смерти. В советские годы источник засыпали. Однако он чудесным образом пробился в другом месте. Засыпать его так и не смогли. К 2009 году здесь была построена часовня и три купальни.

Реликвии

В Дивеевский монастырь в 2008 году был возвращен колокол преп. Серафима. Старец купил его на Нижегородской ярмарке незадолго до своей кончины. Вес реликвии составляет 16 кг. Имеется гравировка имени заказчика. На данный момент колокол планируют поместить в экспозицию из-за трещины.

В 2009 году Дивеевскому монастырю был передан портрет матушки Александры – основательницы обители. Он был сделан ее послушницами. И после закрытия монастыря долгое время сохранялся крестьянскими семьями в деревне возле Йошкар-Олы. Реликвия была доставлена из Нижнего Новгорода в Дивеево. В антикварном салоне ее случайно обнаружили Сергей Малов и Герман Князев.

Существует предание о том, что портрет менялся. Это зависело от того, какой человек находился в келье. После реставрации реликвии ею украсят придел матушки Александры.

В 2010 году для посещения паломникам был вновь открыт домик (музей) Параскевы Ивановны. В нем оборудованы три зала. Первый посвящен дивеевским блаженным и царю Николаю II, побывавшему здесь. Во второй комнате собраны материалы об игуменьях Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской). Третий зал посвятили преп. Серафиму Саровскому. Здесь также воссоздали фрагмент кельи старца.

Среди экспонатов в музее представлены платье Параскевы, личные вещи известных настоятельниц и мебель Серафима Саровского.

Скиты и подворья

На скитах и подворьях Серафимо-Дивеевского монастыря действуют храмы. На первых сестры обители занимаются хозяйственными работами, а вторые выполняют представительскую функцию.

Монастыри Спасо-Зеленогорский, Серафимо-Понетаевский и Свято-Троицкий Белбажский теперь действуют еще и как скиты Дивеевской обители.

Как добраться паломникам

Для паломников уже давно не является тайной информация, где находится Дивеевский монастырь и какие богослужения и празднества в нем проходят. Он расположен примерно в 180 км от Нижнего Новгорода и одной частью граничит с Мордовией.

Согласно историческим данным, раньше эту землю населяли мордовские племена. Но Иван Грозный в борьбе за Казанское ханство вытеснил их. Тогда был образован город Арзамас и села в округе. Дивеево получило свое название по имени татарского мурзы Дивея, который выступал на стороне царских войск.

С юга до Дивеевской обители удобнее добраться через Рязань или Саранск, с востока – из Самары через Пензу или Ульяновск.

Из Арзамаса и Нижнего Новгорода в Дивеево ходят автобусы. Если добираться от Нижнего Новгорода, то в дороге придется провести почти 4 часа. Для этого с автовокзала, расположенного на площади Лядова, нужно пересесть на автобус, следующий в Дивеево. При этом следует помнить, что такие рейсы не ежедневные, поэтому в случае необходимости можно сделать пересадку в Арзамасе. Паломникам, отправляющимся в Серафимо-Дивеевский монастырь из Москвы на собственном автомобиле, лучше ехать по трассе, проходящей через Балашиху в сторону Владимира, после свернуть на Муром, а затем проехать через города Навашино и Ардатов до Дивеево. Адрес Дивеевского монастыря: Нижегородская область, село Дивеево Дивеевского района. Где он расположен, знает каждый местный житель области. Поэтому сложности с поиском просто невозможны. Епархией организуются поездки для желающих посетить монастырь трижды в неделю (из Нижнего Новгорода), для пенсионеров, ветеранов и инвалидов предусмотрены единичные поездки.

Где остановиться

Там, где находится Дивеевский монастырь, в настоящее время интенсивно развивается инфраструктура, в частности, есть магазины, гостиницы. Последние отдельно ориентированы на прием паломников и священнослужителей.

Также гостиничный центр есть на территории монастыря. Проживание и питание в нем предоставляются бесплатно. Взамен от паломников требуется послушание (выполнение определенных работ).

www.syl.ru

Свято-Успенская Саровская пустынь — Википедия

Свя́то-Успе́нская Саро́вская пу́стынь — мужской монастырь, основанный в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне Саров — часть Нижегородской области) на холме при слиянии рек Саровки и Сатиса[1] (по монастырскому преданию, на месте «древнего города Сараклич», то есть известного по летописным источникам поселения Сары Кылыч). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря)[2]. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет[2], Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем)[2], после чего «старое городище» вновь запустело[2].

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь[2]. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий Степанов (в миру Иван Фёдорович)[3], сын дьяка села Красного Арзамасского уезда[2]), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище»[2]. Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, построенного при содействии князя Кугушева[1], этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни[4].

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам. Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского[5].

Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский[5]. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием[5].

Саровская пустынь в 1860-е
(художник Ж. Лемерсье)

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России. К 1909 году в пустыни было девять храмов, а также сорокасаженная колокольня с часами, в которой помещалась церковь Николая Чудотворца и монастырская библиотека[1].

Решением патриарха Тихона от 16 октября 1923 года «Саровская пустынь Тамбовской епархии подчиняется временно непосредственному управлению Святейшего Патриарха»[6], то есть монастырь становился ставропигиальным.

Советский период[править | править код]

После Октябрьской революции хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна была закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта[7].

26 сентября 1989 года Саров впервые посетил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов)[8], который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке[9].

В 1990 в Сарове был организован православный приход. Летом 1991-го организованный годом ранее приход был зарегистрирован.

В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге[8]. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви[8]. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево[8].

2 августа 1991 года город впервые посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В марте 1992-го в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная литургия. В феврале 1993 года митрополит Николай освятил храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного центра приходу, отремонтированный и восстановленный[9]; при храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых. В 1992 и 1993 годах патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.

17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола, выполненные по расчётам одной из лабораторий ВНИИЭФ[10][9]. В 1998 году Федеральный ядерный центр принял решение о передаче здания храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999-го такая передача состоялась[11].

В июле — августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского. 13 июля на колокольню установлен крест[10]. 30 июля патриарх Алексий II вновь освящён храм Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил президент России Владимир Путин[9].

17 июля 2006 года Священный синод принял решение об открытии монастыря[12][13]. 30 июля патриарх Алексий II совершил чин Великого освящения восстановленного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи[14]. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове[14].

27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов[15]. К этому времени в монастыре проживали семеро монахов и трое послушников[15].

7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса, в котором в последнее время находилась детская школа искусств[16]. В этом здании планируется разместить духовно-просветительский центр, а несколько комнат выделено для детской студии «Родничок» при православном творческом объединении «МіР»[17].

9 сентября 2009 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, церковь Иоанна Предтечи, подземный храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и храм Серафима Саровского[18]. Патриарх Кирилл подарил храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского[18].

22 декабря архиепископ Георгий провёл совещание, на котором подвёл итоги за год по воссозданию церкви в честь святых Зосимы и Савватия: больше года потребовалось на освобождение помещений и снос здания, построенного на месте храма, разработку проектной документации[19]. В ночь на 23 декабря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию в Саровском пещерном храме в честь святых Антония и Феодосия Печерских[20].

29 июня 2010 года архиепископ Георгий освятил пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа[21]. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких[22].

12 ноября архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких[23]. К этому времени были возведены стены и свод храма[23]. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года[24], на следующий день купол с крестом были установлены[25]. Высота строящегося храма достигла 47,5 метра[25]. 26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия[26].

С 17 июля 2012 года начались телетрансляции с новой вышки, построенной на федеральные средства, а 18 июля начался демонтаж старого телерадиопередающего оборудования с колокольни Свято-Успенского мужского монастыря[27].

21 декабря митрополит Георгий на втором этаже храма совершил Великое освящение придела в честь Преображения Господня[28].

В 2016 году в Саровской пустыни началось восстановление Успенского собора в формах предыдущего храма 1777 года постройки[29]. Собор был освящён патриархом Кириллом 31 июля 2019 года[30].

21 октября 2016 митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий был назначен священноархимандритом Саровской пустыни[31].

24 мая 2019 года в монастыре был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Этот храм, освящённый в 1846 году, был разрушен в 1950-е годы[32].

Настоятели пустыни до её закрытия в 1927 г.[33][править | править код]

мирское имя годы жизни годы управления
пустынью
Исаакий, иеромонах
(в схиме Иоанн, «Первоначальник»)
Попов Иван Федорович 1669—1737 1708—1734
Дорофей, иеромонах
(в схиме Димитрий)
Замятин Дмитрий Анисимович 1678—1747 1731—1747
Филарет, иеромонах Филипп,
«а откуда и чей сын не помнит»
?—? 1747—1749
Маркелл, иеромонах требует уточнения 1721—1752 1749—1751
Исаакий (II), иеромонах требует уточнения 1721— после 1775 1751—1758
Ефрем, иеромонах Коротков Евдоким Андреевич 1694—1778 1758—1777
Пахомий, иеромонах Леонов Борис[источник не указан 407 дней] Назарович 1729—1794 1777—1794
Исайя (I), иеромонах Зубков Илья Гаврилович 1741—1807 1794—1807
Нифонт, игумен Черницын Василий Петрович 1761—1842 1807—1842
Исайя (II) Путилов, игумен Путилов Иона Иванович 1786—1858 1842—1858
Серафим, игумен Пестов Спиридон Андреевич 1805—1878 1858—1872
Иосиф, игумен
(в схиме Иоанн II)
Шумилин Иван Петрович 1818—1892 1872—1890
Рафаил, игумен Трухин Николай Ионович 1844—1901 1890—1894
Иерофей, игумен Мелентьев Иван Петрович 1828—1920 1894—1920
Руфин, игумен Велькин Родион Иванович 1858—1925 1920—1925
Мефодий, игумен Коковихин Михаил Кузьмич 1871—? 1925—1926
Киприан, иеромонах Петров Касьян Егорович 1876—? 1926—1927

Наместники после возобновления обители[править | править код]

  1. 1 2 3 Поповицкий Е. А. Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. — СПб.: Изд-во Сойкина П. П., 1909. — 712 с.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Леонид Денисов. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. — 4-е. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви (А. Д. Ступина), 2005 (1904). — С. 39. — 703 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94625-061-2.
  3. ↑ Исаакий (Степанов) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  4. Романов, Дмитрий 29 июня - день основания Саровской пустыни (неопр.). Нижегородская и Арзамасская епархия (29 июня 2010). Дата обращения 28 июля 2010.
  5. 1 2 3 100-летие прославления преп. Серафима Саровского. Хроника восстановительных работ (неопр.). Нижегородская епархия. Дата обращения 5 сентября 2009.
  6. ↑ Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 6 июля 2017. Архивировано 25 августа 2017 года.
  7. ↑ История города Арзамас-16 до 1946 года
  8. 1 2 3 4 100-летие прославления преп. Серафима Саровского. Хроника возрождения православной жизни в Сарове в 1989—2003 гг. (неопр.). Нижегородская епархия. Дата обращения 5 сентября 2009.
  9. 1 2 3 4 Возрождение православия в Сарове (неопр.). PHOTOESCAPE. Дата обращения 5 марта 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
  10. 1 2 Подъем креста на колокольню Саровского монастыря, Нижегородская епархия, 13.07.2003.
  11. ↑ Церковная хроника г. Сарова (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 декабря 2006. Архивировано 23 мая 2006 года.
  12. ↑ ЖУРНАЛ № 61//ЖУРНАЛЫ заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви (17-19 июля 2006 года) Официальный сайт МП, 19.07.2006.
  13. ↑ В Сарове возобновляется монашеская жизнь. Официальный сайт МП, 20.07.2006.
  14. 1 2 Первосвятительский визит в Саров и Дивеево. Нижегородская епархия, 2.8.2006.
  15. 1 2 В планах развития Саровской пустыни — восстановление храмов, просветительская и издательская деятельность. Нижегородская епархия, 3.9.2009.
  16. ↑ Муниципальных учреждений на монастырской площади больше нет (неопр.) (недоступная ссылка — история ). Официальный сайт администрации г. Сарова. Дата обращения 7 сентября 2009.
  17. ↑ У детской студии «Родничок» при православном творческом объединении «МіР» появится своё помещение. Нижегородская епархия, 30.09.2009.
  18. 1 2 Святейший Патриарх Кирилл поклонился святыням Саровской пустыни. Нижегородская епархия, 9.9.2009.
  19. ↑ Архиепископ Георгий провел в Сарове совещание по восстановлению храма святых Зосимы и Савватия (фото, видео) (неопр.). Нижегородская епархия (22 декабря 2009). Дата обращения 8 января 2010.
  20. ↑ Архиепископ Георгий: «День монашеского пострига – это день второго рождения» (видео) (неопр.). Нижегородская епархия (23 декабря 2009). Дата обращения 8 января 2010.
  21. Высоцкая, С. Архиепископ Георгий в Сарове освятил пять икон, написанных для храма в честь Святого Духа (неопр.). Нижегородская и Арзамасская епархия (29 июня 2010). Дата обращения 28 июля 2010.
  22. Высоцкая, С. Архиепископ Георгий в Сарове совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия (фото, видео) (неопр.). Нижегородская и Арзамасская епархия (30 июня 2010). Дата обращения 28 июля 2010.
  23. 1 2 Жидков, Н. Архиепископ Георгий в Сарове совершил молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (фото, видео) (неопр.). Нижегородская епархия (12 ноября 2010). Дата обращения 12 декабря 2010.
  24. Рукавишников, А. В Сарове архиепископ Георгий освятил купол и крест для строящегося храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (фото) (неопр.). Нижегородская епархия (28 июля 2011). Дата обращения 19 августа 2011.
  25. 1 2 Высоцкая, С. В Сарове подняли и установили купол с крестом на строящийся храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (фото) (неопр.). Нижегородская епархия (29 июля 2011). Дата обращения 19 августа 2011.
  26. ↑ В Сарове совершено великое освящение храма в честь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев (неопр.). Нижегородская митрополия (26 мая 2012). Дата обращения 4 июня 2012.
  27. Виноградова, А. В Сарове начался демонтаж телерадиопередающего оборудования с колокольни Свято-Успенского мужского монастыря (фото) (неопр.). Нижегородская митрополия (19 июля 2012). Дата обращения 20 июля 2012.
  28. ↑ В Сарове митрополит Георгий освятил придел храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (фото). Нижегородская митрополия, 21.12.2012.
  29. Надежда Муравьева. В Сарове началось восстановление Успенского собора (неопр.). Нижегородская митрополия (17 марта 2016). Дата обращения 18 марта 2016.
  30. ↑ https://www.kommersant.ru/doc/4047345
  31. ↑ Журналы заседания Священного Синода от 21 октября 2016 года
  32. ↑ В Саровской пустыни заложен храм в честь иконы Богоматери «Живоносный Источник» (неопр.). Монастырский вестник. Дата обращения 30 мая 2019.
  33. ↑ Степашкин, 2009, с. 250—258.
  • Степашкин В. А. Хроника событий, связанных с именем Преподобного Серафима Саровского (Часть III) // Преподобный Серафим Саровский: предания и факты. — 3-е издание, испр. и доп. — Саров: ЗАО «ИНФО», 2009. — С. 148—263. — 264 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89269-010-2.
  • Подурец А. М. Саров: памятник истории, культуры, православия. — 3-е изд., доп. — Саров: ЗАО «ИНФО», 2006. — 400 с. — 2000 экз.

ru.wikipedia.org

Серафимо-Саровский мужской монастырь с.Новомакарово / Монастырский вестник

Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.

Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество людей, ищущих спасения души.

Первые насельники появились здесь в 1995 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года было освящено место и первый закладной камень в основании храма обители, носящего имя Всероссийского светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители.

Трижды в монастыре находился мироточивый образ царя – страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апреле 2002 года икона царя – мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы»

Обильное мироточение наблюдалось и в Лазареву субботу, когда совершался молебен царю Николаю. В память всех этих событий и в ознаменование пребывания чудотворного образа царя мученика Николая был заложен летний храм в честь царственных мучеников. В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.

Имена последнего Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь, и здесь в обители соединились два великих молитвенника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.

На территории монастыря имеется святой источник, который был известен с незапамятных времен и в народе считался целебным. Сейчас расчищенный, благоустроенный и освященный в честь преподобного Серафима, он привлекает к себе водой, имеющей целебную силу. «С верою кто да примет, здрав бывает. Всяку немощь попирает зело».

В благодарность Царице Небесной ископан источник и построена купель в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которые были освящены в день памяти убиения Царственных мучеников 17 июля 2005 года. В этом источнике по вере прибегающих к молитвенному заступничеству Божией Матери получают исцеления от душевных и телесных недугов, в том числе, пьянства, наркомании и табакокурения.

monasterium.ru

Дивеевский монастырь - история и местонахождение

Рубрика: Святыни Православия

История основания Дивеевского монастыря

В 1758 году поклониться святыням Киево-Печерской Лавры приехала из Рязани молодая вдова Агафья Семеновна Мельгунова. В Флоровском женском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александра. Однажды после ночной службы в Киево-Печерской Лавре в сонном видении ей явилась Пресвятая Богородица. Она повелела монахине странствовать по обителям русской земле. В одной из них будет указано особое место, которое избрала Себе Богородица. В 1760 году по пути в Саровскую пустынь Александра остановилась в селе Дивеево (современная Нижегородская область). Снова явилась ей Божия Матерь, которая сообщила, что здесь будет Дивеевский монастырь — Четвертый Ее Удел, место особого покровительства.

Вид на Дивеевский монастырь

Монахиня Александра на собственные средства построила в Дивеево Казанский храм с двумя приделами: один в честь святителя Николая Чудотворца, второй — в честь первомученика Стефана. В 1788 году местная помещица Жданова пожертвовала часть своей усадебной земли, находящейся в непосредственной близости к Казанскому храму. Здесь построили дом для четырех послушниц Казанской женской общины, образованной при Александре. Саровские старцы Пахомий и Исаия духовно окормляли насельниц. В 1789 году попечение над Казанской общиной было возложено на иеродиакона Серафима (будущего святого Серафима Саровского).

Дивеевский монастырь: этапы развития

Зарождение общины

В 1796 году настоятельницей общины была избрана Ксения Михайловна Кочеулова, отличавшаяся строгостью к себе и другим. К 1826 году численность насельниц возросла до 40 человек. В это время была образована Мельничная девичья община из 8 послушниц Казанской общины. Место для общины по указанию Пресвятой Богородицы обнесли Канавкой, которая представляла собой ров с насыпным валом. По преданию, здесь прошла сама Богоматерь. Канавку вырыли сами монахини. А преподобный Серафим пророчествовал, что через нее в конце времен не сможет переступить Антихрист.

Первой настоятельницей стала Елена Мантурова. Ее брат Михаил Мантуров получил исцеление от неизлечимой болезни по молитвам святого Серафима Саровского. После этого он до конца своей жизни всячески помогал устройству Мельничной общины. Так как преподобный Серафим никуда не выходил из Саровского монастыря и лесных пустынек, все, что касалось управления Дивеевский общины, он поручал Михаилу Мантурову («своему Мишеньке»).

Забота преподобного Серафима о дивеевских сестрах вызывала недовольство в Саровском монастыре. Монахи считали, что он так способствует расхищению монастырского имущества. Игумен Нифонт даже дал указание солдатам, охранявшим монастырь, останавливать дивеевских сестер и проверять ношу, которую они получали от преподобного. Однажды была остановлена монахиня Евпраксия. Когда привели ее к игумену, то у нее в мешке были обнаружены старые лапти, обрубки разные и камни. В другой раз у монахине в мешке нашли песок и камни. После этого, как и предвещал святой Серафим, никто больше не останавливал дивеевских сестер.

Превращение в монастырь

Землю для общины пожертвовала в 1830 году Вера Постникова (Баташева). В 1839 году здесь подвизались 115 сестер.

В 1842 году Казанская и Мельничная общины были объединены в одну, Серафимо-Дивеевскую. С 1861 года она стала монастырем. Первой настоятельницей обители в этом статусе была Мария (Ушакова). Монахини жили по строгому Саровскому Уставу. Большую пользу монастырю оказал попечитель Николай Александрович Мотовилов.

В 1875 году было завершено строительство Троицкого собора. Монастырь активно развивался и в 1904 году в нем насчитывалось 270 монахинь, 1474 послушницы.

Роль Серафима Саровского в жизни Дивеевского  монастыря

Жизнь преподобного Серафима Саровского тесно была связана с Дивеевском монастырем. По поручению Божией Матери он стал основателем девичьей общины. Таково было его духовное детище. Благодаря стараниям святого маленькая женская община стала широко известной в России большой обителью.

За советом к святому Серафиму монахини приходили сами. От него они получали наставления и денежные средства на развитие монастыря, которые святой получал в благодарность от паломников.

По пророчеству святого Серафима его мощи сейчас покоятся в Дивеевском монастыре.

Дивеевский монастырь в годы Советской власти

После прихода Советской власти в 1919 году монастырь в Дивеево был преобразован в трудовую артель с соблюдением монастырского уклада жизни. Однако в 1927 году монастырь закрыли окончательно, значительная часть Святой Канавки была засыпана. Дивеевские сестры переселились в села Нижегородской и Муромской областей, забрав с собой некоторые святыни монастыря. Среди сохранённых реликвий была икона Богоматери «Умиление», личные вещи преподобного Серафима Саровского.

В послевоенные годы для осквернения Канавки через нее была проложена канализационная труба.

В 1988 году началось постепенное возрождение обители. Официально женский монастырь в Дивеево был открыт 21 июля 1991 года. А через 10 дней в него были перенесены вновь обретенные мощи преподобного Серафима Саровского. Сейчас они находятся в Троицком соборе.

Дивеевский монастырь: современное состояние

С 1995 года Серафимо-Дивеевский монастырь считается памятником архитектуры федерального значения. В 2000 году были обретены нетленные мощи первоначальниц Александры, Марфы и Елены.

В настоящее время в Дивеевском монастыре восстановлено 7 храмов, построен Благовещенский собор, возведение которого предсказано еще преподобным Серафимом. Также построена большая гостиница для паломников. Канавка Богородицы полностью очищена и обустроена. Ежедневно совершается обход Канавки насельницами монастыря с пением «Богородице Дево, радуйся…».

Сегодня Серафимо-Дивеевский монастырь является одним из особо любимых и часто посещаемых мест православными паломниками. В рамках федерального проекта для повышения интереса к российским религиозным святыням в конце 2018 года начались съемки программы «Святыни России». Дивеево и Саров сняты в 12 выпуске этой программы, показанной 30 декабря 2018 года на телеканале «Спас».

Чудеса преподобного Серафима Саровского

В 1993 году в Дивеевский монастырь приехал паломник из Ташкента. У мужчина на руке была долго незаживающая рана. После поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, рана стала рубцеваться. Вскоре она совсем зажила.

В 1999 году из Самары в Дивеевский монастырь приехала женщина Елена, которая, будучи давно замужем, не имела детей. Она долго молилась у мощей преподобного Серафима Саровского о даровании дитя. Ровно через год у нее родился сын.

pravoslavium.ru

Карта Памятных мест преподобного Серафима Саровского

Почти два с половиной века прошло с тех пор, как девятнадцатилетний курянин Прохор Мошнин пришел искать строгого жития в Успенский монастырь на реке Саровке. Здесь, в своей келье, иеромонах Серафим в 1833 году отошел ко Господу: братия нашли его коленопреклоненным у образа Божией Матери, перед которым он молился всю свою жизнь. Но любовь пламенного старца – столь мощный очаг, что искры его не погасли с уходом батюшки в мир иной. Они светят без преувеличения всему миру, и особенным светом – на Нижегородчине, осоленной подвигом Саровского чудотворца. На нашей карте отмечены места, в которых сегодня живет память батюшки Серафима.

Пять Серафимовских мест Нижегородского края

Свято-Троицкий женский монастырь в Дивееве

Главное детище преподобного – знаменитый Свято-Троицкий женский монастырь в Дивееве. В первые дни августа ежегодно он становится центром Серафимовских торжеств, на которые собираются и церковные иерархи, и миряне из всех уголков Земли. История этой обители, называемой Четвертым земным уделом Пресвятой Богородицы, известна каждому. Дивеевским сестрам батюшка Серафим любил повторять, указуя на свою келейную икону «Умиление»: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной». После смерти преподобного икона действительно стала Верховной Игуменьей монастыря, а настоятельницы считаются как бы ее наместницами. Сейчас образ пребывает в Москве, а для Дивеевской обители создана копия, которая приняла на себя чудотворные свойства.

Свято-Троицкий монастырь пострадал в годы гонений, но пришла пора его нового расцвета. Паломники стремятся сюда, чтобы поклониться святым мощам угодника Божия, увидеть его личные вещи, пройтись по Святой Канавке, вырытой по велению батюшки Серафима, которому явилась с указанием Божия Матерь. В последние годы внутри Канавки растет величественный Благовещенский собор, рождение которого предсказал чудотворец дивеевским сестрам.

 

Город Саров

Главное средоточие мест, связанных с преподобным Серафимом, – закрытый город Саров. В Успенской пустыни, где подвизался старец, возник первый из посвященных ему храмов. Он устроен над помещением братского корпуса, где располагалась келья преподобного Серафима. Заложен в 1897 году архитектором А. С. Каминским, освящен в 1903-м, в год канонизации батюшки, в присутствии царской семьи. В советское время в здании находился городской драмтеатр. В 2003 году, накануне 100-летия прославления преподобного, Серафимовский храм освятил Святейший Патриарх Алексий II. По этому случаю из Дивеевского монастыря крестным ходом в Саров перенесли честные мощи чудотворца, которые после торжеств вернулись обратно.

В пяти верстах от Саровской обители, на Дальней пустыньке, старец устроил еще одну келью – для пустынножительства и уединенной молитвы. С ней связан эпизод жития преподобного, известный как «Моление на камне». Здесь старец в течение 1000 ночей молился перед иконой Пресвятой Троицы, закрепленной на дереве. Здесь же можно поклониться памятнику преподобному Серафиму скульптора В. Клыкова, созданному в 1991 году и освященному Святейшим Патриархом Алексием II. Неподалеку сохранился колодец, вырытый, по преданию, батюшкой для полива небольшого огородика.

По дороге от Успенского монастыря к Дальней пустыньке, на берегу Саровки, располагалась Ближняя пустынька. Ближняя пустынка - это последние годы жизни после выхода из затвора в 1825 году. Это то место, куда к нему приходили тысячи людей за исцелением и наставлением. Здесь был источник, в котором в 1903 году искупались Царь с Царицей. На этом месте сейчас действует храм Святого Духа.

 

 

Гимназия им. Преподобного Серафима в городе Дзержинске

К западу от Нижнего Новгорода в 1930 году был основан промышленный город Дзержинск. В последние два десятилетия «столица химии» постепенно обретает связь с православием. Так, к маю 2016 года должен принять верующих новый Серафимовский храм.

Кроме того, в Дзержинске открыта православная гимназия имени преподобного Серафима, в мае 2015 года состоялся первый выпуск ее воспитанников.

 

Серафимо-Понетаевский монастырь Шатковского района

Один из самых крупных дореволюционных монастырей Нижегородчины, связанных с именем Саровского чудотворца, действовал в селе Понетаевка Шатковского района. Пахотные земли, леса и поля для Серафимо-Понетаевского монастыря жаловал государь Александр II. В 1925 году обитель закрыли. До недавнего времени в корпусах Понетаевского монастыря располагался психоневрологический интернат для душевнобольных, пациентов окормляли сестры из Дивеева. Ныне эти земли имеют статус скита Серафимо-Дивеевского монастыря. Два года назад здесь была освящена архиерейским чином первая из восстановленных церквей – Серафимовская, затем – храм в честь иконы "Всех скорбящих Радость", где духовную помощь оказывают пациентам психоневрологического интерната.

 

Источник преподобного Серафима в селе Цыгановка

Интересный объект имеется в селе Цыгановка Дивеевского района: в 2012 году в местном Серафимовском скиту был освящен храм в честь Явления Божией Матери преподобному Серафиму у источника. Церковь возведена около того самого источника, о котором идет речь в житии святого.

В области есть еще несколько населенных пунктов, где зарегистрированы общины и приходы в честь преподобного Серафима Саровского: Большие Селки и Пижма в Тоншаевском районе, Калинино в Ветлужском районе, Сатис в Дивеевском районе и Сатис в Первомайском районе, Яковлевка в Дивеевском районе, Урково в Чкаловском районе.

 

* * *

Имени небесного покровителя Нижегородской земли посвящают не только храмы, но и общественные организации, крупные события. В Нижнем Новгороде и Дзержинске ежегодно проходит международная выставка-ярмарка «Нижегородский край – земля Серафима Саровского» – крупнейший православный форум Приволжья. Традиционно в программу ярмарки, помимо собственно выставочной части, включаются авторские концерты, благотворительные акции, мастер-классы, лекции по здоровому образу жизни, беседы с пастырями.

 

После всероссийских торжеств по случаю 100-летия канонизации преподобного Серафима в Сарове был учрежден благотворительный фонд. Одно из самых резонансных его начинаний – педагогический конкурс «Серафимовский учитель». Это почетное звание присуждается за особые выдающиеся заслуги в духовно-нравственном просвещении. Работы победителей публикуются в ежегодном сборнике методических программ, а их авторов на торжественной церемонии в Серафимо-Дивеевском монастыре награждает правящий архиерей.

Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского также организовал в течение нескольких лет 6 всероссийских научных конференций «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» в Москве, Нижнем Новгороде, Сарове и Дивееве.

В Сарове ежегодно проходят открытые Серафимовские детские и юношеские чтения, в которых школьники и студенты могут представить исследовательские работы на широкий круг духовных тем и собственное творчество, поучаствовать в насыщенной экскурсионно-паломнической программе.

Под эгидой батюшки Серафима в области действуют два волонтерских центра: «Радость моя!» в Сарове (главные направления деятельности – «Уроки добра» для детского отделения городской клинической больницы, поздравление с главными христианскими праздниками детей-сирот и инвалидов), «Серафима» в Нижнем Новгороде (оказывает помощь погорельцам, детским учреждениям, домам престарелых, школам-интернатам, беженцам с Украины; это единственный областной фонд, принимающий все без исключения категории вещей для последующего перераспределения среди малообеспеченных слоев населения).

Ольга Схиртладзе

foma.ru

Саровская пустынь :: Серафим Саровский


Пользовательского
поиска
Если Вам понравился сайт, предлагаем установить наш баннер

Приглашаем посетить отдельный информационный портал, посвященный 100-летию канонизации и 250-летию со дня рождения Святого преподобного Серафима Саровского чудотворца.

ЖИТИЕ СВЯТОГО СТАРЦА

Историческая справка.

Серафим Саровский (в миру Прохор Сидорович Мошнин), преподобный, старец-пустынножитель и затворник. Один из самых почитаемых святых в Русской православной церкви.

Родился в городе Курске в 1754 году. В 1778 году поступил в число послушников Саровской пустыни. Пройдя за 8 лет все степени монастырского искуса, был пострижен в монашество и назван Серафимом; в 1793 рукоположен в иеромонаха. Добровольно удаляясь в пустыню, проводит все время в строгом посте, в трудах и в молитве. Затем наложил на себя трехлетнее молчальничество, позже затворничество. По выходе из затвора начал принимать страждущих, утешать и исцелять их. В некоторые праздники к нему приходило по несколько тысяч человек. Серафим Саровский приложил особые усилия к устроению и расширению Дивеевской женской общины, образовав особую Серафимо-Девеевскую общину. Труды его простирались и на устройство Ардатовской женской обители и зеленогорской общины.

Скончался 2 (15 н.ст.) января 1833 года.

19 июля (1 августа н.ст.) 1903 года последовало открытие его мощей. Он был причислен к лику святых через 70 лет после кончины. Чин канонизации совершен был в Сарове при большом стечении народа и в присутствии царя Николая II. Мощи его были открыты для поклонения в Саровской пустыни.

В 20-х годах обитель закрыли, а мощи были вывезены в Ардатов, где и исчезли. Только в 1991 году они были обнаружены в фондах Государственного музея истории религии, расположенного в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Летом того же года они были доставлены крестным ходом на Нижегородскую землю в Серафимо-Дивеевский монастырь.

В 2006 году возобновлена монашеская жизнь в Саровской пустыни.


Житие святого преподобного старца
Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться. Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебни, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки - этого, как позже он говорил, "опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия". Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: "Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери...", и желал, чтобы его причастили Святых Таин. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего". Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Таин в этой церкви. Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес "Господи, спаси благочестивыя" и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля - отца Исаии - и ушел в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келию после литургии, за которой причащался Святых Таин.

Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Таин. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники - схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: "Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом". Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келии. К нему все чаще стали приходить, кроме братии, миряне - за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб. Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого "мысленную брань" - упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: "Боже, милостив буди мне грешному". Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч мечом погибнут" (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно". Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Все сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь.

Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление.

После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келлию. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни.

Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: "...радость моя, молю тебя, стяги дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге старчестве.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех.

Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "радость моя, сокровище мое". Старец стал посещать свою пустынную келию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келейку. Выходя из келии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: "Томлю томящего меня". В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище - Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о "Дивеевских сиротах". Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину - Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты;

Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца.

За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами". При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся".

Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.

28 июля - 1 августа 2006 года

www.sarov-monastery.org


Смотрите также