Сколько всего заповедей


Заповеди Божьи. Сколько их и чем отличаются?

Заповеди Божьи. Сколько их и чем отличаются? Верующие люди знают, что заповедей Божьих десять и по ним надо жить, если хочешь быть с Богом и перейти в Вечную жизнь. Однако в этой статье я хочу расширить ваше сознание по этой теме и покажу, что заповедей больше и что они принципиально отличаются по своей указующей для нас силе.

Заповеди Моисея.

Общеизвестно, что первые заповеди  (Декалог, или Закон Божий) были получены пророком Моисеем от Бога на 50-й день после вывода израильского народа из Египетского рабства на горе Синай.

Считается,что вариант этих заповедей, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант из Второзакония — на вторых.

И эти заповеди были необходимы на тот период как ограничители поведения людей. Ведь люди тогда Бога в основном не любили, а боялись.

А жизнь в нашем мире может выйти из системы в состояние хаоса, если ей не создавать разумные сдерживающие этот хаос формы. И наш Бог — это Бог порядка.

Все это отражается в каждом из нас. Мы все проходим в течение своей земной жизни и неверие, и Ветхий завет и Новый завет, если верно движемся по ступеням духовного развития.

По аллегории этот как поставить забор, за который нельзя выходить, чтобы жить в мире с Богом и с миром.

Уровень сознания людей на тот период не мог еще вместить заповедей любви. Ведь чем на более низких ступенях своего сознания находится человек, тем более строгие законы ему надо давать.

Вспомните, какой язык понимают люди недалекие и не очень образованные. Простой и строгий. Так и здесь. Это соответствие того уровня души человечества и этих Божественных законов.

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.

1.Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4.Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6.Не убивай.

7.Не прелюбодействуй.

8.Не кради.

9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповеди блаженства.

Далее по мере нашей эволюции мы стали способны понимать и принимать Божественную любовь и мудрость. Это произошло к моменту прихода в мир и воплощения Христа.

Человечество стало уже другим и Господь дает в Нагорной проповеди, которая считается центральной в Новом завете, заповеди любви или Заповеди Блаженства.

То есть забор снимается и человеку дают большую свободу — понимать и принимать любовь, воплощать ее в самопожертвовании, всепрощении, примирении и т.д.

Это уже способность для каждого из нас приобретать явные признаки Богоподобия, без которых невозможно восстановить свою падшую природу и взойти на Небо.

Для Ветхозаветных людей было нормально соблюдать закон: «Око за око, зуб за зуб». То есть этим законом Бог упразднил месть, которая могла длиться несколько поколений и выходила за все возможные границы разума. Было указано: насколько пострадал — столько и возмести, но не более того.

А в Новом завете Христос уже призывает благотворить и молиться за врагов, любить и прощать не выборочно, а всех.

Это была и есть новая и самая высокая ступень нашей эволюции, до которой каждый из нас может и должен тянуться своей душой в земной жизни.

Заповеди Блаженства (от греч. μακαριος — счастливый, блаженный) убирают забор и показывают человеку без ограничений каким он может быть, если будет их исполнять. Они дополняют заповеди Моисея и выводят их на новый уровень в соответствии с новым уровнем сознания человека.

Это выход в полный контакт с Богом через приобретение Богоподобия и восстановление своей падшей природы в ее первозданном виде.

Это есть путь возвращения на нашу Небесную родину в тонко-материальный мир Эдема, где мы и были созданы и из которого выпали, нарушив Божественный закон.

Поэтому важно периодически задавать себе вопрос: «Я просто боюсь Бога и наказания от Него за мои грехи, или я  ищу счастья в Нем и с Ним через соблюдение Его заповедей любви?»

Честный ответ самому себе покажет вам в Ветхом или в Новом завете вы находитесь своей душой на сегодняшний день. Кстати, напишите в комментариях под статьей что вы осознали после прочтения.

Девять евангельских заповедей о блаженствах по Мф 5, 3-11

1.Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие (греч. πενθοῦντες, скорбящие), ибо они утешатся.

3.Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4.Блаженны алчущие и жаждущие правды (греч. δικαιοσύνην, праведности), ибо они насытятся.

5.Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7.Блаженны миротворцы (греч. εἰρηνοποιοί, в ранних славянских текстах — смиряющиеся), ибо они будут наречены сынами Божиими.

8.Блаженны изгнанные за правду (греч. δεδιωγμένοι ἕνεκεν δικαιοσύνης, букв. «подвергшиеся преследованиям из-за праведности»), ибо их есть Царство Небесное.

9.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

………………………..

И есть еще сингуляр всех Законов и Заповедей на все времена, который выразил Христос в разговоре с книжником: 

Тогда приступил к Иисусу один из книжников, слыша прения саддукеев с Ним, и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

Итого, мы видим 19 Божьих законов, которые являются и ограничителем нашего поведения, и указательным знаком на духовном пути, и ориентиром к высшей цели человеческой жизни на Земле.

Напишите под статьей как лично вы пришли к пониманию Божественных законов, что вам это дало в жизни, и на что вы ориентируетесь в своих повседневных делах, мыслях и чувствах. 

…………………………………………….

Если Вам понравилась и была полезна эта статья, то оставьте, пожалуйста, под ней свой комментарий и поделитесь с друзьями. Ваше мнение важно автору сайта.
Заранее благодарна, Елена Фатеева.

dar-slova.ru

суть, перечень, отличие от 10 Божьих заповедей

Евангельские заповеди – не что иное, как наставления, указания людям, которыми им следует руководствоваться в своей земной жизни ежедневно. Они не были оставлены в виде перечня или какого-либо иного свода правил. Эти заповеди – наставления самого Иисуса Христа, произносимые им во время проповедей и впоследствии записанные учениками.

Эти наставления нередко путают с главными христианскими заповедями, переданными Моисею самим Богом. Из-за этой путаницы часто и возникают разногласия в понимании их количества, а также сути, содержания.

Чем являются основные христианские заповеди?

Эти заповеди – столп веры, они являются своего рода главным сводом христианских законов, предписаний. Иными словами, каждая из основных заповедей – это догмат, нерушимое предписание, следовать которому в жизни обязан каждый верующий человек.

Основное отличие этих предписаний от тех, которые называют «евангельскими заповедями», состоит в их происхождении. Главные предписания христианства, согласно Библии, были составлены самим Богом, то есть отцом Иисуса, и переданы людям задолго до рождения Спасителя. Иными словами, сам Христос следовал этим нравственным законам, опирался на них в своих проповедях.

В какой книге записаны основные заповеди?

Этих законов Божьих десять. Записаны они в Пятикнижии, а именно в книгах Исхода и Второзакония. Пятикнижие состоит из следующих частей:

  1. Бытие.
  2. Исход.
  3. Левит.
  4. Числа.
  5. Второзаконие.

Эти книги, которые нередко именуются Законом Моисеевым, являются первыми пятью составляющими Библии. Принято считать, что в книге Исхода представлен первый, утерянный вариант текстов, а во Второзаконии – восстановленный.

О происхождении основных заповедей

В Библии очень подробно описывается история передачи Моисею скрижалей с высеченным на них законом Божиим, то есть с перечнем заповедей. Случилось это на пятидесятый день после того, как евреи покинули Египет, на горе Синай, расположенной на одноименном полуострове.

Описание в Библии наполнено красочными подробностями. Упоминаются дрожание земли, стоящий вокруг горы огонь, гром, всполохи молний. Рокот стихии перекрыл глас Божий, произносивший слова нравственных предписаний, заповедей. После того как все стихло, Моисей спустился с горы, держа в руках две «Скрижали Завета». Нередко их именуют «Скрижалями Свидетельства».

После того как Моисей спустился с подножия Синая с Заповедями в руках, он узрел, что народ, выведенный им из Египта, позабыл о Боге и предается гульбе, пиршеству и веселью вокруг Золотого Тельца. Под Золотым Тельцом подразумевается идолопоклонничество. Подобное название идола нередко встречается на страницах книг Ветхого Завета при описаниях действий людей, отступивших от веры в единого Бога.

Увидев подобное, Моисей впал в неописуемую ярость и разбил данные ему скрижали. Конечно же, это действие вызвало сильнейшее раскаяние и не только в душе пророка, но и среди народа. Увидев глубину скорби в людских сердцах, Бог повелел Моисею вновь взойти на Синай. Данные снова скрижали и описываются в книге Второзакония. По этой причине она так и названа.

О чем сказано в основных Божьих заповедях?

Моисею было передано десять предписаний, призванных стать ориентиром для каждого верующего человека в жизни. Они чрезвычайно просты и общеизвестны:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой, суббота - Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

В различных христианских конфессиях придается неодинаковое значение текстам книг Исхода и Второзакония. Однако эти разночтения не особо существенны и не имеют принципиальных отличий в понимании сути заповедей. Скорее, разногласия служат темой для богословских споров.

Отдельно рассматривается перечень заповедей, именуемый «Декалогом». Эти тексты имеют существенные отличия от общепринятых. В них перечисляются прямые указания, своего рода правила поведения. К примеру, открывает перечень Декалога предписание, гласящее о том, чтобы сыны Израиля не вступали в союзы, включая и брачные, с жителями тех стран, где окажутся. Также есть и строки, призывающие к разрушению жертвенников и сжиганию изображений других богов. Эти предписания также называют заповедями. Однако в качестве морально-нравственного жизненного руководства, столпа веры, все же принимается свод предписаний из книги Второзакония.

Что понимается под евангельскими заповедями?

Под этим названием понимаются все те изречения, которые во время своих проповедей произносил Иисус. Они ни в коей мере не противоречат заповедям Моисея, то есть Божьему закону, переданному людям на скрижалях. Евангельские заповеди Иисуса Христа являются своего рода разъяснением изложенных на скрижалях предписаний, дополнениями к ним.

Записанные апостолами изречения из проповедей Иисуса не свод законов или правил. Это своего рода указатели, ориентиры, прислушавшись к которым и следуя им, человек сможет прожить праведно и попасть в Царство Небесное.

В каких книгах описываются эти заповеди?

Заповеди Христа – евангельские именно потому, что записаны они его учениками, апостолами. Разумеется, им уделяется немало внимания во всех существующих Евангелиях. Однако наиболее подробно и доходчиво описаны изречения Иисуса в книгах Луки, Матфея и Марка. Именно эти Евангелия наиболее часто цитируются, когда речь заходит о Христовых заповедях.

Основные же нравственные предписания, получившие наименование «евангельских заповедей блаженства», описываются в книгах Луки и Матфея. Апостол Марк большее внимание уделяет всей Нагорной проповеди в целом, не расставляя акцентов.

В чем отличие между заповедями Моисеевыми и Христовыми?

В основных предписаниях христианства перечисляется то, что ведет к греховности. Иными словами, то, чем заниматься христианину не пристало. Евангельские заповеди Иисуса же, наоборот, разъясняют людям то, какими свойствами души, качествами характера необходимо обладать для того, чтобы жить праведно и попасть в Царство Божие.

Закон Божий был дан людям в глубокой древности. Даже при жизни Христа времена ветхозаветные уже считались днями давно минувшими, очень далеким прошлым. Человек в то время был гораздо более слаб духовно, чем в первые годы после наступления нашей эры. Он был гораздо ближе к первобытности и не всегда мог удержать «в узде» собственные примитивные порывы, естество. Соответственно, прямым назначением основных христианских заповедей являлось удержание людей от примитивных и греховных свойств их природы - от злости, неумения ценить чужую жизнь или имущество, жадности, стремления к низменным телесным удовольствиям и от прочего аналогичного.

Евангельские заповеди же появились в гораздо более поздние времена. Они стали своего рода эволюционной ступенью, следующим шагом в духовном развитии людей. Они не призваны удержать от греховности или же показать, что является злым, плохим. Эти предписания адресованы людям уже просвещенным, понимающим, что есть добродетель, а что – ее противоположность. Эти предписания показывают людям, как именно следует жить, поступать и думать, чтобы приблизиться к христианской святости и обрести Царствие Божие.

Почему заповеди Иисуса называют «блаженными»?

Наиболее простым объяснением подобного названия является то, что произошло оно от содержания текстов предписаний. Начинаются строки заповедей со слов «Блаженны те...». Но имеется и более сложное разъяснение этого наименования.

Евангельские заповеди Блаженства получили свое название в соответствии с их целью, предназначением. Иными словами, название говорит людям о том, что следование этим предписаниям в своей обычной повседневной жизни приведет их к блаженству вечному.

Сколько этих заповедей?

На православных иконах со сложными, составными сюжетами изображаются 9 евангельских заповедей. О таком же числе заветов Иисуса говорится и в Евангелии авторства Матфея. Однако достаточно трудно представить, что активно проповедовавший при своей жизни Иисус, постоянно беседовавший с учениками, с приходящими к нему людьми и с фарисеями, ограничился лишь девятью наставлениями.

Конечно же, Христос говорил намного больше, одна лишь знаменитая Нагорная проповедь, упоминающаяся в каждом из Евангелий, содержит гораздо большее число изречений. Девять предписаний – это основные евангельские заповеди. Иными словами, это те заветы, в которых выражается суть христианства.

Однако, задаваясь вопросом о количестве оставленных Иисусом заветов, нельзя забывать о том, что до наших дней они дошли не напрямую, а через призму восприятия и понимания учения апостолами, которые были простыми людьми. Евангелие от Луки, к примеру, совершенно иначе преподносит заповеди Христа. Согласно авторству Луки, насчитывается четыре завета «Блаженства» и столько же обратных им, называемых «Заповедями Горя».

Нередко в богословских трудах упоминаются и десять евангельских заповедей. В этом случае речь идет не об основных предписаниях, оставленных Иисусом, а о том, что было сказано им в Нагорной проповеди. Большая ее часть касалась разъяснения и комментирования основных Божиих законов, переданных на скрижалях Моисею.

О чем говорится в этих заповедях? Перечень

О том, как следует жить, чтобы обрести вечное блаженство в царствии Небесном, повествуют людям евангельские заповеди. Перечень их, согласно авторству Матфея, выглядит в кратком виде так (все заповеди начинаются со слова «Блаженны»):

  • нищие духом, так как открыт им путь в Царствие Небесное;
  • скорбящие, поскольку они утешатся;
  • кроткие, ибо наследуют землю;
  • алчущие праведности – насытятся;
  • милостивые, ведь сами это обретут;
  • чистые в сердце – узрят Господа;
  • смиряющиеся – наречены станут сынами Божиими;
  • изгнанные по причине праведности – их ждет Царствие Небесное;
  • поносимые за веру, получат они великую награду после жизни земной.

Современному человеку не очень-то просто понять смысл перечисленных в Евангелиях христианских заповедей без дополнительного разъяснения. Особенно часто вопросы возникают в отношении значения первой заповеди, гласящей о нищих духом.

О чем первая заповедь? Толкование

Что следует понимать под нищетой духа? Разве духовная скудость способна открыть путь в Царствие Божие? Для чего же тогда развиваться, стремиться к праведности, беречь душу от грехопадения? Эти и прочие аналогичные вопросы неизменно возникают у всех, кто прочел евангельские заповеди. Толкование выражения «нищие духом» достаточно многогранно. Но все существующие варианты понимания этой фразы сводятся к одному – речь не идет о скудости или же неразвитости душевной.

Наибольшей известностью обладает толкование смысла этого выражения, данное Иоанном Златоустом, богословом и архиепископом Константинополя. Суть его в том, что речь в заповеди идет о наличии смирения как духовного качества. В этом же смысловом ключе истолковывают первую заповедь Иисуса и другие богословы.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) в работе, называющейся «Аскетические опыты», дополняет толкование Иоанна. Епископ пишет о том, что духовная нищета, о которой говорится в первой заповеди, есть не что иное, как смиренное понятие людей о себе. То есть отсутствие самомнения, наличие искреннего доверия к Господу, внутренняя скромность.

Что думают об этих заповедях библеисты?

Библеистика – это отдельное научное направление, в рамках которого изучаются древние религиозные тексты. Данная дисциплина возникла вовсе не по причине скептического отношения к религии, а из необходимости. Все без исключения тексты, включая Библию и Евангелия, многократно переписывались и переводились, адаптировались и толковались. Соответственно, поэтому достаточно велики разночтения.

Библеисты же, занимаясь изучением существующих вариантов текстов и подвергая их научной критике, определяют то, что с большой вероятностью было начертано в первоисточниках. Разумеется, ученые не могли оставить без внимания евангельские заповеди.

При изучении Евангелий было установлено, что в первоисточнике, с большой долей вероятности, упоминались лишь три заповеди. Речь в них шла о нищих, алчущих и скорбящих. Остальные же предписания библеисты считают производными от этих трех, своего рода дополнениями или же вариантами толкования, разъяснения.

fb.ru

Семь законов потомков Ноя — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Семь законов потомков Ноя или Семь заповедей потомков Ноя (ивр. ‏שֶׁבַע מִצְווֹת בְּנֵי נֹח‏‎, шева мицвот бнэй Hoax) или Ноев Завет — семь заповедей, считающихся, согласно иудаизму, необходимым минимумом, возложенным Торой на всё человечество.

Согласно Талмуду[1] Бог дал человечеству через Адама и Ноя следующие 7 законов[2]:

  1. Запрет идолопоклонства — вера в единого Бога.
  2. Запрет богохульства — почитание Бога.
  3. Запрет убийства — уважение к человеческой жизни.
  4. Запрет прелюбодеяния — уважение к семье.
  5. Запрет воровства — уважение к имуществу ближнего.
  6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам.
  7. Обязанность создать справедливую судебную систему.

По закону Торы, нееврей, принявший и соблюдающий данные Ною законы, получает статус жителя-пришельца (гер-тошав) в Стране Израиля. Маймонид считает, что все народы мира обязаны принять законы потомков Ноя, и подтверждает, что всякий нееврей, соблюдающий эти законы, войдёт в царство небесное.[3]

Очевидный доктринальный монотеизм ислама обуславливает однозначную оценку мусульман как ноахидов.

Включение христиан в число ноахидов вызывало споры в иудейской среде до конца Средневековья, поскольку с точки зрения иудаизма поклонение Иисусу из Назарета и догмат о триединстве Бога является нарушением принципа монотеизма и идолопоклонством[4]. В настоящее время преобладает мнение, что христиане являются ноахидами, так как догмат о Троице попадает в категорию «шитуф» (присоединение к Богу вспомогательных «образов» без прямого идолопоклонства) и не является запрещённым для неевреев.[5]. В то же время, ряд авторитетов продолжает считать, что шитуф подразумевает только факт веры, но не включает в себя процесс поклонения такому божеству. В этом случае традиционное христианство является «авода зара» также для неевреев.

Знамением Ноева Завета явилась радуга:

12 И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда:
13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.
14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке;
15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
16 И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу её, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.
17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

Быт. 9:12–17

ru.wikipedia.org

Обсуждение:Десять заповедей — Википедия

Нейтральность 1 октября 2005[править код]

Довольно авангардное прочтение десяти заповедей, особенно понравилось требование релаксации. На всякий случай ставлю POV ==Maxim Razin(talk) 12:07, 1 октября 2005 (UTC)

Предлагаю не коментировать воооще. И дословно из разных вариантов библии. --Yuriy75 12:12, 1 октября 2005 (UTC)

Комментировать полезно, но надо приводить иудейские/католические/православные/... комментарии параллельно соответствующему тексту. ==Maxim Razin(talk) 12:18, 1 октября 2005 (UTC)

Копия дискуссии: Моисей учил «не убей», а также «убей» — это факт, а не ОРИСС[править код]

- Разве это не вандализм? Пиотровский Юрий 16:31, 18 января 2007 (UTC)

По моей оценке - нет, не вандализм. В таком виде в статье Десять заповедей этому не место. Лучше создай статью «Критика Моисея». —Obersachse 16:42, 18 января 2007 (UTC)
Даже в отдельной статье этот отрывок может быть расценен как орисс, т.к. содержит чисто авторские интерпретации отдельно взятых фактов, а не точку зрения историков, религиоведов или богословов. --Igrek 08:44, 19 января 2007 (UTC)
  • Статья о заповедях, а не о поведении этого человека. #!George Shuklin 17:17, 18 января 2007 (UTC)
По-моему, можно сделать краткий раздел об интерпретации заповедей, как они изменялись (подробнее - в статьях о грехах). --Шляпник 19:42, 19 января 2007 (UTC)

..и написал Моисей на скрижалях слова завета[править код]

Во второй раз, по синоидальному переводу, - Моисей написал на скрижалях слова завета:

И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие. (Исх 34,28) 

Слова в [скобках] - из перевода 70-ти толковников.

В статье же звучит так, будто Бог их написал во второй раз.
85.30.220.7 12:35, 13 марта 2008 (UTC)Антон
Вы правы, исправлено. --ariely 13:14, 13 марта 2008 (UTC)

В Исход 34:28 не написанно, что именно Моисей написал 10 заповедей. Но написано: и написал на скрижалях слова завета, десятословие. Эти слова могут также относится к продолжению действий Господа, Который сначала сказал Моисею, а потом записал десятословие. А вот во Втор. 10:1–4 чётко написано, что именно Господь написал второй раз „те десять слов“. --Sirius6b02 00:37, 19 октября 2009 (UTC)

Так кто "писал"-то? Сейчас из текста в Преамбуле явно надо понимать что Яхве самолично:

Когда Моисей.. спустился.. то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей (Втор. 10:1-5). 

--Tpyvvikky (обс.) 21:31, 7 февраля 2018 (UTC) ..или вопрос опускается? в тину (мол "приноси для процесса написания..", а кто там конкретно записывал...)

...ан не - именно сам Яхве ("..и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег.") - так надо тогда написать внятнее в тексте, что не было двоесмыслия. --Tpyvvikky (обс.) 21:47, 7 февраля 2018 (UTC)

Убрана вторая заповедь "Не создай себе кумира" и десятая разбита на две отдельный "Не возжелай дома", "Не возжелай жену". Так задумано? Источник? 217.198.6.198 04:30, 26 мая 2009 (UTC)Макс

Лютеране заимствовали это у католиков. Это они изменили. Православные, кальвинисты и другие протестанты имеют такой порядок заповедей, какой был изначально в иудаизме. --Igrek 14:54, 26 мая 2009 (UTC)
Неправда. Изначально были разные традиции разбиения текста на заповеди. В иудаизме первой заповедью считается Исх.20:2, а первая и вторая заповеди по православному счёту тоже составляют одну (а вовсе не "убрана вторая"). Klangtao 19:30, 26 мая 2009 (UTC)

А почему текст Исх.34:14-26 скромно назван «комментарием к части заповедей, вложенным в уста Всевышнего», если в Исх.34:1-9 ясно сказано, что Моисей записал его на новых скрижалях взамен разбитых (на которых был текст из Исх.20) и в Исх.34:27-28 он прямо называется «словами завета, десятословием»? ZwillinG 17:33, 2 сентября 2009 (UTC)

Потому что из текста никоим образом не следует, что именно данные формулировки Моисей записал на новых скрижалях взамен разбитых. Читаем: «Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил», а не «создам третью редакцию, отличную от двух прежних». И в конце фрагмента: «и написал на скрижалях слова завета — Десятословие» (пунктуация по переводу И. Огиенко). Любые другие утверждения без ссылок на авторитетных библеистов — ОРИСС. Exeget 10:27, 9 сентября 2009 (UTC)

Уважаемый Exeget. Те десять законов которые упомянуты в 20-й главе, были не записаны на скрижалях, а сказаны Иеговой "И изрек Бог все слова сии, говоря:". Именно эти законы христиане называют Десятью Заповедями. И как вы изволили заметить "из текста никоим образом не следует, что именно данные формулировки Моисей записал на новых скрижалях взамен разбитых". В следующих главах (с 21 по 23) перечисляются остальные законы, которые следует рассматривать вместе с 20-й главой.

Первое упоминание о скрижалях мы видим в главе 24 "и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их". Далее глава 31: "И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим." Повторюсь - что именно записано на скрижалях в предыдущих главах не сказано. И определить, что было записано на скрижалях, мы можем по главе 34, потому, что:

2. "и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил;" 10. "И сказал [Господь]: вот, Я заключаю завет". 11. "сохрани то, что повелеваю тебе ныне" 14 - 26. Сами заповеди (в количестве 10) 27. "И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем." 28. "и написал на скрижалях слова завета, десятословие." 

Как честный еврей, должен сказать: именно эти заповеди мы считаем договором (заветом) с Иеговой. Плюс 613 инструкций из Талмуда, но это к теме не относится.

  • Коллега, пожалуйста, подписывайтесь. Вы уверены, что 613 инструкций именно талмудические? И, виноват, честные евреи именно так именуют Всевышнего? --Bilderling 12:59, 4 ноября 2009 (UTC)
«…говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы…» (Откр. 2:9). Аноним запутался сам и пытается запутать остальных. Читаем ещё раз внимательно: «Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» и «написал на скрижалях слова завета — Десятословие». Зачем мудрствовать сверх того, что написано? В любом случае это будет ОРИСС. Exeget 13:29, 8 ноября 2009 (UTC)
  • Согласен со ZwillinG. Недопустима в статье вольная трактовка Библии, такая как - «В другом месте (Исх.34:14-26) часть заповедей воспроизведена в форме комментария, вложенного в уста Всевышнего,». В этой главе есть такие слова: «И сказал [Господь]: вот, Я заключаю завет:» (Исх. 34:10; «И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.»(Исх.34:27) . Никаких других вариантов. Как заметил Exeget «Зачем мудрствовать сверх того, что написано?».

Предлагаю:
1. Использовать выражение «Десять заповедей» только в заголовке статьи, как исторически сложившееся словосочетание. В самой статье использовать библейские выражения «десятословие» или «десять слов».
2. Перечислить в статье заповеди в хронологическом порядке, т.е. Исх. 20; Исх.34; Втор.5
3. При перечислении заповедей использовать либо способ перечисления (с первой по десятую), как в случае с главой 20, либо в виде текста из библии как в случае с главой 34 (в частности с 14 по 26).
4. В разделе статьи, где описывается обстановка, при которой Бог дал Моисею и сынам Израиля заповеди, оставить первое и второе предложения. Остальные предложения могут вызывать ненужные споры и возражения, и больше относятся к статье «скрижали завета». Убрать, а вместо них привести ссылки на соответствующие главы.
5. В конце статьи указать, что так называемые «десять заповедей», часть многочисленных условий(договоров) «закона» переданного Богом через Моисея, основная идея которого изложена в гл. 19 ст. 5-6.

В таком виде статья больше будет соответствовать второму ключевому принципу Вики. Если у сообщества есть мысли по этому поводу, хочется их узнать. Спасибо. Takuwe 23:31, 19 ноября 2009 (UTC)

Если в Исх.20 и Вт.5 деление на 10 заповедей всем известно, то попытка вставлять цифры в Исх.34 это маргинальная богословская идея, основанная на ловле блох, и приравнивать её к теме статьи неправильно. При таком подходе "декалогов" можно штамповать сколько угодно, "от Исайи", Иеремии и пр.--Вишера Олег 12:28, 23 августа 2013 (UTC)

Почему ничего не сказано про заповедь "не укради"? существует достаточно распространенная трактовка, в которой говорится что перевод данной заповеди неверный, что этот глагол правильнее переводить как "не укради человеков". Ну а про воровство в принципе заповедь "не возжелай" есть. Почему мы трактуем текст не исходя из языка оригинала а из перевода? --Mendel 14:05, 21 декабря 2009 (UTC)

Да, дублирование налицо о.О --Tpyvvikky (обс.)

Я откатил добавление шаблона, который содержал одни красные ссылки. Сомневаюсь, что в скором времени эти ссылки станут синими. --Igrek 13:20, 31 марта 2011 (UTC)

В заповедях я не нашла ничего об ответственности родителей за детей. К сожалению много детей находятся в приемных семьях и в детских домах. Обычно мужчины не принимают участие в воспитании и содержании детей при разводе. Как в этих случаях понимать чти отца и мать свою.

  • Да, недоработочка просматривается. Меры приняты. Товарищу Моисею указано на неполное соответствие. --Umclidet 17:44, 20 мая 2015 (UTC)
  • Так об этом в самой главной заповеди (по словам Иисуса) написано:

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. 6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. 7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; (Втор.6:4-7)

  • И Моисей лично говорил после дарования Торы (Закона):

45 Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю,

46 тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего;

47 ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею. (Втор.32:45-47)

  • И подобные завещания потом неоднократно повторялись. Куда еще больше?
  • Но чтобы подобные вопросы не возникали при чтении статьи (а они могут возникать и при чтении заповедей) желательно об этом подробнее написать, но здесь сжато, а подробнее уже в отдельной статье по заповеди. --Igrek 19:10, 22 мая 2015 (UTC)

В разделе традиционное понимание 10 заповедей в иудаизме пропущена 9-я заповедь и комментарий к ней. --Open 2 11:32, 13 декабря 2015 (UTC)

  • Видимо, у автора данного раздела не было данных об этом. Кроме того, обратите на запрос АИ к этому тексту. С уважением, Baccy 12:59, 13 декабря 2015 (UTC)

Традиционное понимание[править код]

В разделе «Традиционное понимание» читаю (цитата): «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно [дословно «ложно» — то есть, во время клятвы], ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно [ложно]. В оригинале это означает «не носи (евр. תשא, tisa) имя Господне лживо (впустую, тщеславно, противозаконно)».

У меня вопрос: почему кто-то имеет право трактовать слово «напрасно», не приводя здесь ссылку на авторитетный источник с подобным трактованием? Почему читатели должны верить этому человеку на слово, что «напрасно» здесь — это «ложно»? Если бы это было так, то текст звучал бы иначе: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, ложно...». Но он так не звучит. Потому что слово «напрасно» здесь так же может означать «без необходимости» — то есть «всуе». Насколько я понимаю, мы не должны здесь трактовать текст на своё усмотрение, и если мы что-то утверждаем, то ссылаемся на авторитетный источник. Подскажите, пожалуйста, я правильно понимаю? Мне, например, не нравится такая трактовка. Я не согласен с тем, кто утверждает, что слово «напрасно» здесь означает «ложно». Я бы хотел узнать, так надо использовать ссылки на источник, или можно от себя писать?

Моё субъективное мнение такое, что фразу «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» следует понимать так: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, без необходимости (всуе, без крайней нужды; потому что Бог всё слышит; и не стоит отвлекать Его понапрасну из-за каких-то мелочей; Бог — серьёзный парень, и если Бога кто зовёт, то исключительно при необходимости). Это как «не вызывай Скорую медицинскую помощь без необходимости», потому что пока она едет к тебе, чтобы посмотреть горло, кому-то она действительно нужна. Что скажете? С уважением!

P.S. Русскоязычный перевод в Торе читается так (цитата): «Не произноси попусту Имя Господа, твоего Бога, ибо Господь не простит того, кто попусту произносит Его Имя». Слово «попусту» тоже с большей вероятностью означает «без необходимости; напрасно; понапрасну; всуе», но никак не «ложно». Или я чего не понимаю? Или «ложно» — это «без необходимости»? Но если это так, то почему бы просто так не написать — «без необходимости»? Вот так это написано в оригинале: "ל֥אֹ תִשָּׂ֛א אֶת־שֵֽׁם־יְהָוֹ֥ה אֱלֹהֶ֖יךָ לַשָּׁ֑וְא כִּ֣י ל֤אֹ יְנַקֶּה֙ יְהוָֹ֔ה אֵ֛ת אֲשֶׁר־יִשָּׂ֥א אֶת־שְׁמ֖וֹ לַשָּֽׁוְא". — Andrei Gornish (обс.) 22:40, 20 декабря 2019 (UTC)

Что-то не даёт мне покоя раздел «В иудаизме».

Давайте проанализируем написанное там.

  • «Сопоставление текстов Исх. 20:1-17 [1] и Втор. 5:4-21 [2] (по ссылкам) на языке оригинала, с приближенным по смыслу переводом на английский язык (KJV), позволяет точнее уяснить содержание заповедей».


— А когда переводили текст на русский, не сильно были озабочены точным переводом?

  • «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно [дословно „ложно“ — то есть, во время клятвы]...»


— Где здесь ссылка на авторитетный источник, утверждающий, что слово «напрасно» переводится дословно как «ложно» (во время клятвы)?

  • «…ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно [ложно]. В оригинале это означает «не носи (евр. תשא, tisa) имя Господне лживо (впустую, тщеславно, противозаконно)». Исходный глагол נשא nasa' означает «поднимать, нести, брать, возносить».


— Где ссылка на авторитетный источник, утверждающий, что в оригинале текста на иврите фраза "ל֥אֹ תִשָּׂ֛א" означает «не носи (евр. תשא, tisa) имя Господне лживо (впустую, тщеславно, противозаконно)"? Как это проверить в данном конкретном случае, если даже Google-переводчик при переводе слова "תשא" (производного от глагола "לשאת") предлагает несколько вариантов перевода, среди которых есть «произносить (речь)». В таком случае русскоязычный перевод звучит правильно (цитирую): «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».

  • «Джозеф Телушкин, современный ортодоксальный раввин, также пишет, что эта заповедь означает намного больше, чем запрещение случайного упоминания имени Бога. Он указывает, что более буквальный перевод „lo tissa“ будет „Вы не должны нести“, а не „Вы не должны брать“, и что осмысление этого помогает каждому понять, почему заповедь приравнивается к другим, таким как „Не убивай“ и „Не прелюбодействуй“.[4]»


— И снова: где ссылка на источник? Есть сноска с названием книги Джозефа Телушкина "Jewish Literacy: The most important things to know about the Jewish religion, its people and its history" при том, что существует русскоязычный перевод — «Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии» — и нет ссылки на конкретную цитату. Как нам проверить такое утверждение?

  • «Не убей. В оригинале: „לֹא תִרְצָח“. Использованный глагол „רְצָח“ обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill)…»


— Где ссылка на авторитетный источник, утверждающий, что (цитирую) «глагол „רְצָח“ обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства»? Нет ссылки.

  • «(Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах)»


— Цитирую: «этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах». А это как понять? Глагол "убей" не может означать убийство вообще? Это что вообще такое? Кто это решил? Где ссылка на такое утверждение из авторитетного источника?

  • «Не прелюбодействуй [в оригинале это слово обычно относится только к сексуальным отношениям между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся её мужем]».


— Кто это сказал? Где ссылка на цитату с этим утверждением? "Обычно относится"... Комедия. Что значит "обычно", и что собой представляют исключения? Где ссылки на источник такого понимания? У меня, к примеру, другое понимание. Почему я должен верить написанному здесь? Не верю.

  • «Согласно другому мнению, к этой заповеди относятся все так называемые „запреты кровосмешения“, включает муже- и скотоложство».


— Где ссылка на "другое мнение"? Чьё это мнение конкретно? Нет ссылки. Так почему я должен верить, что это мнение авторитетное? Не должен.

  • «Не кради. Запрет на хищение имущества также изложен в Лев. 19:11. Устная традиция толкует содержание заповеди „Не укради“ в Десяти заповедях как запрет на похищение человека с целью порабощения. Поскольку предшествующие заповеди „не убивай“ и „не прелюбодействуй“ говорят о грехах, наказываемых смертной казнью, то один из принципов толкования Торы предписывает понимать и продолжение как сурово наказуемое преступление».


— Цитирую: «Устная традиция толкует содержание заповеди „Не укради“ в Десяти заповедях как запрет на похищение человека с целью порабощения». Где ссылка на авторитетный источник с подобным утверждением? Нет ссылки. Так почему я должен в это верить? Не должен.

  • «Не возжелай… К данной заповеди относится запрет хищения имущества».


Правильно — «Не желай...». На мой взгляд, если каждый автор и редактор Википедии будет трактовать Тору, Библию и Коран на своё личное усмотрение без ссылок на авторитетные источники — будет беда. Поэтому я рекомендую удалить этот раздел полностью, либо снабдить его профессиональной информацией, сославшись на авторитетные источники. — Andrei Gornish (обс.) 09:34, 21 декабря 2019 (UTC)

  • Полагаю, это надо перенаправить К обсуждению — Конвлас (обс.) 09:49, 23 декабря 2019 (UTC)
    • Если можно, сделайте это за меня. Я пока не научился перенаправлять тексты. Заранее спасибо! — Andrei Gornish (обс.) 09:54, 23 декабря 2019 (UTC)
      • Текст сообщения об ошибке удалил, так как он полностью повторяет написанный выше комментарий. Спасибо! — Andrei Gornish (обс.) 15:04, 23 декабря 2019 (UTC)

ru.wikipedia.org

Зачем соблюдать заповеди?

Какая заповедь из всех наибольшая? Сколько заповедей всего? Какой была первая заповедь людям? И нужно ли соблюдать заповеди все, или можно ограничиться лишь несколькими? Поговорим об этом сегодня.

«Господь сокровен в заповедях Своих, — и обретается ищущими Его по мере исполнения ими заповедей Его». 

Преп. Марк Подвижник

Что такое «заповедь»?

Заповедями в христианстве называются религиозно-нравственные предписания, исполнение которых необходимо для достижения единства с Богом в этой и следующей, вечной, жизни.

Сколько всего заповедей?

В раю Адам получил от Бога 4 заповеди, Моисей на горе Синай – 10, а с пришествием в мир Христа человечество получило 9 заповедей блаженства. При этом Господь подчеркнул, что все заповеди стоят на двух постулатах любви к Богу и ближнему.

В широком смысле заповедями можно называть все слова и наказы Создателя, обращенные к человеку для сохранения души и наследования вечной жизни.

Четыре заповеди Эдемские

До грехопадения Господь сказал первым людям, какими законами они должны были руководствоваться, чтобы продолжать свою счастливую жизнь в райском саду.

  1. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:28). Бог создал людей по образу Своему и подобию, и причиной этому стала безграничная Любовь. Люди, как подобие Бога, тем самым призваны создавать новых людей – являть акт любви мужчины и женщины друг к другу.
  2. Возделывание рая (Быт 2:15). Заповедь созидательного труда Бог дал человеку. Что такое рай? Это душа, свободная, за которой стоит выбор – быть с Господом или нет. Возделывание рая, то есть души, и есть необходимое условие для спасения. Иначе душа зарастает сорняками грехов.
  3. Познания мира (наречение имен — Быт 2:19). Через созданный Богом мир человек познает и Творца, видя во всем созданном Господа, Его Промысел и Волю.
  4. Не вкушай от древа познания добра и зла (Быт. 2:17). Данную заповедь первого поста первые люди нарушили и были изгнаны из рая.

Десять заповедей Синайских

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх.20:2-3). Других богов просто нет. Создатель Вселенной Один, и перестав верить в Него подобно смерти, потому что это не дает вечной жизни.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх.20:4-5). Вторая заповедь усиливает первую, говоря о том, что душой человека не должно владеть ничего из временного, будь то модная философия или же дорогое имущество. Идол – это ложная ценность, ради которой может жить заблуждающийся человек.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно (Исх.20:7). Имя Бога священно, поэтому и произносить его стоит с рассуждением и по делу, а не как междометие и уж тем более, ни как кощунство. Оскорбление Бога таким образом наносит вред душе человека, потому что Господь источник жизни людей.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему (Исх.20:8-10). Этой заповедью Бог напоминает, что человеку, заботящемуся о собственном существовании, необходимо уделять время и ежедневно, и особо в воскресный день. Этот день нужен людям, чтобы восполнить свои духовные силы, укрепить связь с Богом, встретиться с Ним в Таинствах Церкви и сделать очередной рывок в деле духовного самосовершенствования.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх.20:12). Бог сотворил первых людей, а они стали родителями следующих поколений. Воздавая дань уважения родителям, даже если они и неверующие, мы воздаем уважение Господу, как Первому Отцу всего человечества.
  6. Не убивай (Исх.20:13). Убийство противоестественно человеческой природе, потому что насилие одного человека над другим противоречит принципу любви. Эта та заповедь, смысла которой большинству людей не требуется объяснять.
  7. Не прелюбодействуй (Исх.20:14). В браке люди соединяются друг с другом по Божественному установлению. А вот связи до брака или во время него на стороне разрушают душу человека.
  8. Не кради (Исх.20:15). Бог предостерегает человека брать то, что ему не принадлежит. Каждому Господь в жизни дает ровно то, что ему требуется.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх.20:16). Всякая ложь противоположна правде. Ложь в отношении другого человека омрачает душу лжеца. И противоречит принципу любви.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх.20:17). Этой заповедью Господь предостерегает людей от зависти. Это чувство, появившееся в душе, приносит боль и может стать причиной ненависти, вражды и даже убийства по отношению к ближнему только потому, что грешник посчитал для себя возможным претендовать на чужое имущество.

Девять заповедей блаженства

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

media.elitsy.ru

613 заповедей Торы | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Оглавление
613 заповедей [↑]

Согласно традиции, 613 заповедей были переданы Моше на Синае: 365 заповедей «Не делай» (запретительных), по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей «Делай» (повелительных), по числу частей человеческого тела.

Откуда известно, что заповедей — 613 заповедей? [↑]

В Талмуде приведены следующие обоснования этого факта.

Раби Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше: 365 заповедей “Не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “Делай”, по числу частей человеческого тела».

Спрашивает раби Ханина: «Откуда это известно? Сказано (Дварим 33:4): “Тору заповедал нам Моше…”. Числовое значение слова “Тора” — 611. Добавь “Я Г-сподь, твой Б-г” и “Да не будет у тебя чужих богов пред Моим лицом” (Шмот 20:3), которые мы слышали (из уст) Всевышнего…».

Утверждение, что в Торе содержатся 613 мицвот [т.е. заповедей — прим. ред.], часто встречается в талмудической литературе. Интересно, однако, что в Талмуде нет самого перечня этих заповедей. Такое утверждение кажется странным, ибо простой подсчет заповедей показывает, что их действительное число намного превышает 613. Впрочем, указанное противоречит также Талмуду, где из стихов Торы выводятся тысячи приказаний. Естественно, что законы, которые раввины выводят путем толкования, считаются установленными свыше и утвержденными навечно. Почему же тогда Тора сводится всего к 613 заповедям? Почему тот же Талмуд не сомневается в том, что р.Симлай, говоря о 613 заповедях, передает признанную традицию? Более того, Талмуд оперирует этой точной цифрой, не давая никаких оснований предположить в ней просто символ.

В книге Маалот Атора (18 в.) р.Авраам от имени своего брата, р.Элияу, Виленского Гаона, приводит следующие комментарии:

Невозможно доказать неопровержимо, что существуют лишь 613 заповедей, поскольку от начала Берешит до Шмот 12:2 мы встречаем только три заповеди (что же представляет собой все остальное содержание этих книг, как не требования к человеку жить согласно морали?) Многие части Торы не содержат никаких заповедей, и это трудно понять. Истина состоит в том, что каждое слово Торы (включая сюжеты) нужно рассматривать как заповедь, ибо эти слова идут от Всевышнего… Об этом сказал Давид (Теилим 119:96): «Я видел предел всему свершенному, но Твоя заповедь безгранична»…

Таким образом 613, заповедей — не что иное как корни (общие правила)… Тора — «это дерево жизни для тех, кто держится ее…» (Мишлей 3:18).

Так же, как у дерева, у Торы один ствол, от которого отходит множество ветвей; а они, в свою очередь, разделяются на множество веточек, на которых держатся плоды и семена, и каждое из семян содержит в потенциале все заповеди…

Другими словами, 613 общих правил лежат в основе всех указаний Торы и еврейского закона в целом.

Кодификация заповедей [↑]

Как отмечалось, в Талмуде отсутствует перечень 613 заповедей. Первую попытку их краткого изложения мы встречаем во введении к Алахот Гдолот. Шломо ибн Габироль также составил список 613 заповедей.

Но всем этим попыткам недоставало точного критерия, определяющего, какие заповеди следует включать в перечень, а какие — нет.

Во введении к Мишнэ Тора (она же «Яд а-Хазака») Рамбам [Маймонид] первым попытался разработать обоснование для вычленения 613 заповедей. Его труд, первоначально изданный на арабском и известный сегодня как Сефер Амицвот шель Рамбам, резко критикует вариант, предложенный в Алахот Гдолот.

Рамбам утверждал, что есть три категории закона:

1. Деорайта — 613 мицвот, упомянутых в Торе.

2. Диврей софрим — законы, выведенные из текста Писания.

3. Дерабанан — раввинские установления.

(Многие комментаторы, однако, подчеркивают, что по мнению Рамбама все выведенные законы имеют раввинский статус.)

Более поздние авторы, особенно Рамбан и Раавад (р.Авраам ибн Дауд, 1110-1180), выступили против такого вывода Рамбама. Тем не менее, его труд стал классическим руководством в подходе к заповедям.

Рамбам предложил следующие принципы вычленения 613 заповедей:

1. Не включать заповеди, основанные только на раввинском авторитете.

2. Не включать заповеди, выведенные из текста Торы.

3. Не включать заповеди, если они не распространяются на все времена.

4. Не включать заповеди, представляющие собой не одну мицву, а совокупность мицвот.

5. Мотивы мицвы не считаются отдельной мицвой.

6. Если заповедь имеет предписывающее и запрещающее содержание, каждая ее часть считается отдельной заповедью.

7. Детали заповеди не считаются отдельной заповедью.

8. Требование «не делай», касающееся частного случая и представляющее собой исключение из заповеди, не считается отдельной заповедью.

9. Количество мицвот основано не на том, сколько раз повторяется мицва, но на характере предписанного действия.

10. Действия, подготавливающие исполнение заповеди, не считаются отдельной заповедью.

11. Различные элементы, образующие одну мицву, не считаются порознь.

12. Этапы исполнения мицвы не считаются отдельной мицвой.

13. Если выполнение мицвы требует больше одного дня, продолжение мицвы в другие дни не считается отдельной мицвой.

14. Виды наказаний, охватывающие несколько типов нарушений, считаются одной заповедью.

[Более подробно — в предисловии к Книге Заповедей Рамбама на нашем сайте: Книга Заповедей. Принципы составления].

В последующие годы на эту тему было опубликовано много работ. Среди них выделяются Семаг (или Смаг, Сефер Мицвот Гадоль — Большая книга заповедей), составленная р.Моше из Куси (12 в.), и Сефер Ахинух. Другой признанный труд о 613 мицвот — это Семок (или Смок, Сефер Мицвот Катан — Малая книга заповедей). Написан он равом Ицхаком бен Йосефом из Франции во второй половине 13 века. Автор не разделяет ни позицию Рамбама, ни точку зрения Рамбана.

Почему нам так важно знать 613 заповедей Торы? [↑]

Если все повеления Торы взаимосвязаны, какое имеет значение, входит та или иная заповедь в число 613-ти или нет? Более того, почему вопрос о том, как определить принцип, по которому заповедь следует включить в это число, так горячо обсуждается в трудах многих мудрецов? Почему, казалось бы, чисто теологический вопрос вызывает такой интерес у знатоков алахи?

На самом деле, этот вопрос очень важен, ибо существуют правовые различия между законами, входящими в состав 613 заповедей, и законами, которые в них не входят.

Хотя оба типа заповедей обязательны, мудрецы отмечают, что Тора прямо не указывает наказаний за нарушение запретов, не входящих в число 613 заповедей. Откуда следует, что «не входящие» запреты носят общий характер и не могут служить основой для герменевтических интерпретаций.

Таким образом, вопрос о том, входит ли заповедь в число 613-ти, является первостепенной и первоочередной правовой проблемой.

Но тогда еще непонятнее, почему же эти 613 заповедей не перечислены в Талмуде со всей определенностью.

Высказывались предположения, что когда-то такие перечни существовали и затем потерялись. Но если это так, то почему Талмуд нигде не упоминает о них, как он упоминает о других трудах, сегодня нам не известных?

Скорее, наши мудрецы не считали необходимым публиковать эти перечни, хотя весьма возможно, что такие списки составлялись. Талмуд (Гитин 606) утверждает, что Устная традиция, которая вводит понятие о 613 мицвот, не предназначалась для записывания. Более того, раввины придавали первостепенное значение методу мидраш алаха — запоминанию правил выведения заповедей из Торы; умение прилагать правила толкования к Писанию они считали более важным, чем простое заучивание списка из 613 заповедей.

Нельзя недооценивать возражений мудрецов древности против систематизации еврейского закона; глубокое его понимание неизбежно стесняется жестким кодексом. Работы Рамбама и других кодификаторов подверглись в свое время такой критике именно потому, что воспринимались как попытка канонизировать Закон.

Заповеди, применимые в отсутствие Храма [↑]

Из 613 мицвот сегодня, в отсутствие Храма, применимы 369: 126 предписаний и 243 запрещения.

Некоторые из них (например, относящиеся к разводу или к обетам) могут так и не понадобиться конкретным людям в течение всей жизни.

Двести семьдесят заповедей — 48 повелений и 222 запрета — касаются всех евреев в любых обстоятельствах, хотя часть из них ограничена определенным временем года (например, заповедь есть мацу в Песах).

Шесть заповедей обязывают постоянно:

1. Верить во Всевышнего.

2. Не признавать других богов.

3. Утверждать Его единственность.

4. Любить Его.

5. Трепетать перед Ним.

6. Не следовать за сердцем или за глазами, чтобы не отвратиться (от Всевышнего).

Стих Торы, напоминающий нам об этих заповедях: «…шесть городов для убежища будут у вас» (Бемидбар 35:13).

Другие виды классификации заповедей [↑]

Как в Пятикнижии, так в Талмуде приведены другие виды классификации заповедей.

Например, Тора сама устанавливает различные категории заповедей. Эта классификация никак не сказывается на исполнении мицвот, а также на вознаграждении или наказании за них:

1. Хуким — уставы (Шмот 27:21)

2. Мишпатим — законы (Дварим 4:5)

3. Эдот — свидетельства (Дварим 4:45)

4. Мишмарот — соблюдения (Ваикра 8:35)64

5. Торот — поучения (Шмот 16:28)

Подробнее об этом читайте в статье на сайте: Другие классификации заповедей.

toldot.ru


Смотрите также