Суеверия это что


Суеверие — Википедия

Распространённое суеверие: «Перебежавшая дорогу чёрная кошка приносит несчастье»

Суеверие (букв. — суетное, тщетное, то есть ложное верование[1][2]) — религиозный предрассудок[3], представляющий собой веру или практику, основанную на восприятии сил, необъяснимых законами природы[2] , поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. [1] Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в упрощённых обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и прочими вещами, связанными с апотропеической магией. Особое место занимают приметы: определённым событиям приписывается прогностическое значение. Предмет суеверного отношения, в отличие от предмета веры, поддается познанию человеческим разумом, что и дает критерий отличия веры от суеверия по их содержанию: вера неотделима от истины, а суеверие от заблуждения. Заповедь *не делай себе кумира* (Исх.20.4) возлагает на нас ответственность за то, чтобы религиозное поклонение не становилось суеверным, чтобы оно совершалось в духе истины. В истории религий нередки подмены веры суеверием. *Религиозная вера и суеверие совершенно различны. Одно вырастает из страха и представляет собой род лженауки. Другая же доверие* (Витгенштейн, Людвиг)[4].

Русское новообразование на базе сложения с соединительным -е- церк.-слав. сꙋи «пустой, тщетный» и церк.-слав. вѣрїе по церковнославянскому образцу. См. вера, суета[5].

Суеверия по своей природе противоречат понятиям большинства членов человеческих сообществ, но тем не менее сохраняются в этих сообществах в течение длительного времени. Среди причин живучести Р. Ландин (англ. R. W. Lundin)[6] упоминает:

В словаре Ушакова суеверие определяется как "религиозный предрассудок, возникший на почве первобытных представлений о силах природы"[3].

Фома Аквинский определял суеверие (superstitio) как "порок, который противоположен религии со стороны избытка", т.е. избыточное поклонение.

По своей сути, суеверия, это своего рода закамуфлированная, суррогатная «религия», основанием для которой является вера в необъяснимое и сверхъестественное. Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям.[источник не указан 225 дней]

С точки зрения традиционного православного богословия, Суеве́рие — есть суетная, то есть ложная вера: в приметы, предзнаменования, гадания, обычаи…, то есть идолопоклонство перед некоторыми предметами и народными преданиями. Основание суеверия всегда заключается в духовном невежестве — недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное — в слабости или отсутствии истинной веры.[7]

«Суеверные приметы в мирских людях сопротивляются вере в Промысел Божий; а в нас, монахах, — духовному разуму» (прп. Иоанн Лествичник, 58, 193).

Кроме явлений несуществующих и естественных, принимаемых за сверхъестественные, в появлении и укреплении многих суеверий участвуют падшие духи, которым, по произвольному доверию к ним человека, попускается Богом исполнять свои намерения.

Суеверие осуждается Словом Божиим (Втор. 18:10-14; 1Тим. 4:7)[7].

Таким образом, сущность суеверия, с точки зрения церкви, заключается в том, что суеверный человек принадлежащее только Богу приписывает творению и, вместо того, чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. В истинной религии суеверие всегда осуждалось, а служители обязывались к борьбе с ним. «Священники в своем приходе должны наблюдать, чтобы не было чародеев, волшебников, ворожей и бабьих шептаний. Вся эта наука вышла из адской школы, равно и те, которые выливают воск и олово для того, чтобы предузнать что-либо; шептанием стараются свести бельма, также шепчут от укушения гадов, заговаривают кровь или носят выписки на шее; утверждают также, что такой-то человек для встречи хорош, а такой-то день благоприятен для путешествия или для начала какого-либо дела; если кто-либо с пустым ведром перейдет дорогу или известное животное перебежит её, то случится несчастье; во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа вяжут узелки и по ним толкуют сны, и бесчисленное множество других суеверий рассеивают в мире на пагубу людям, и от них простой народ на дно адово валится и погибает. Это зло и вред, губительный для души, надо стараться всячески искоренять»[8]

«Женщины, кормилицы и служанки, берут в бане грязь и, обмакнув в неё палец, помазывают чело младенца; если кто спросит: „Что значит эта грязь, это брение?“ — то говорят: „Она предохраняет от дурного глаза, от зависти и ненависти“. Увы! Грязи и брению приписывают такую способность и такую силу — разрушать всякие козни диавола! „Не стыдно ли вам“, — скажите мне? Поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые уловки? Если грязь производит такие действия, то почему не помазываешь ею своего чела ты, достигший возмужалого возраста и имеющий у себя завистников более младенца? Почему не помазываешь грязью всего тела? Если она на челе имеет такую силу, то почему бы тебе не помазать грязью всего себя? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но и геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно; а когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, это достойно многих слез» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 121).[9]

Понятие «суеверие», и отнесение того или иного представления или ритуала к суевериям во многом субъективно, и зависит как от мировоззрения человека, так и от уровня образования и этнокультурной среды. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.[10]

Крылатые выражения

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом.

Суеверия являются мемом.

Основные интенции

  • желание заглянуть в ближайшее будущее,
  • избежать неблагоприятных ситуаций,
  • утешить человека,
  • желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями;
  • приметы являются частью народного фольклора и коммуникативной культуры.

Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям.

Современные приметы
  • Нож со стола упадёт — придёт мужчина, вилка — женщина[11].
  • Человека ожидает неудача или несчастье, если ему перебежит дорогу чёрная кошка или заяц[12].
  • Попала навстречу женщина с пустыми вёдрами — удачи не будет[13].
Суеверия (ситуации, в которых человек может повлиять на события)
  • Чтобы избежать сглаза (например после похвалы), нужно постучать по дереву[14]
  1. 1 2 Суеверие // Большой энциклопедический словарь
  2. 1 2 Суеверие // Е. Ф. Губский, Г. Б. Кораблева. Краткая философская энциклопедия. Прогресс, 1994. С. 442.
  3. 1 2 Суеверие // Словарь Д. Н. Ушакова
  4. ↑ Краткий религиозно-философский словарь (неопр.).
  5. ↑ Этимологический словарь современного русского языка] / Сост. А. К. Шапошников: в 2 т. Т. 2 — М: Наука, 2010. — 576 с. — С 394 — ISBN 978-5-9765-0036-5
  6. ↑ R. W. Lundin. Superstition // The Corsini Encyclopedia of Psychology and Behavioral Science, Volume 4. John Wiley & Sons, 2002. С. 1660. (англ.)
  7. 1 2 Суеверия (неопр.). azbyka.ru. Дата обращения 26 сентября 2017.
  8. ↑ Суеверия в свете Православной веры (рус.). sueverie.net. Дата обращения 26 сентября 2017.
  9. ↑ Сокровищница духовной мудрости. Суеверие.
  10. ↑ Армейские афоризмы. Крылатые выражения. Выпуск 83. (неопр.).
  11. ↑ Юдина, 2000, с. 502.
  12. ↑ Субботина, 2015, с. 62.
  13. ↑ Традиционная культура, 2015, с. 69.
  14. ↑ Сеничкина, 2012, с. 46.

ru.wikipedia.org

Суеверие - это... Что такое Суеверие?

Распространённое суеверие: «Перебежавшая дорогу чёрная кошка приносит несчастье»

Суеверие (образовано от «суе» — напрасно (без осознания причин) и «вера», букв. «напрасное верование») — предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.

Понятие «суеверие», также как понятия Истина, Ложь, Заблуждение, Предрассудок, чётко в принципе не определимо[источник не указан 416 дней], и отнесение того или иного представления к суевериям во многом субъективно. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).

— Крылатые выражения

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом. Суеверия являются мемом.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. Основные интенции

  • желание заглянуть в ближайшее будущее,
  • избежать неблагоприятных ситуаций,
  • утешить человека,
  • желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями;
  • содержание приметы или то, что ее заметили, может коррелировать с действительными закономерностями, которые слишком сложно подтвердить научно;
  • приметы являются частью народного фольклора и коммуникативной культуры.

Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Примечания

Суеверие запрещено в исламе.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

суеверие — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. суеве́рие суеве́рия
Р. суеве́рия суеве́рий
Д. суеве́рию суеве́риям
В. суеве́рие суеве́рия
Тв. суеве́рием суеве́риями
Пр. суеве́рии суеве́риях

су-е-ве́-ри·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -суевер-; суффикс: -иj; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [sʊ(ɪ̯)ɪˈvʲerʲɪɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. предрассудок, в силу которого происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего ◆ В 1722 году, за распространение всякого нового суеверия или вымышленного чуда, государь велел ссылать в вечную каторжную работу, с вырыванием ноздрей. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск шестой: XVIII столетие», 1862–1875 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Суеверия в нём не замечалось; он издевался над приметами, глазом и прочей «нескладицей», однако не любил, когда заяц ему перебегал дорогу — и встреча с попом была ему не совсем приятна. И. С. Тургенев, «Отрывки из воспоминаний своих и чужих», 1881 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Даже так называемая цивилизация, хотя бы в современную нам эпоху, представляет ту же чудовищную на вид смесь древнего варварства с новейшими успехами ума, смесь суеверий с философским сомнением, аскетизма с безверием, хищного эгоизма с ханжествующей филантропией. Ф. И. Буслаев, «Русский богатырский эпос», 1887 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ ― Ты не ложно сказала, Бубаста: я действительно знаю и свою правую веру, и все суеверия чужие, и всех богов суеверных. Н. С. Лесков, «Гора», 1888 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. предрассудок, поверие, предубеждение
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Список всех слов с корнем «суе-» [править]
  • фамилии: Суеткин, Суетин
  • существительные: бессуетность, несуевер, несуеверие, несуеверность, несуеверье, несуеслов, несуесловие, несуесловье, несуетливость, несуетность, суевер, суеверие, суеверность, суеверье, суемыслие, суеслов, суесловие, суесловье, суета, суетливость, суетность, суетня
  • прилагательные: бессуетный, несуеверный, несуесловный, несуетливый, несуетный, суеверненький, суеверный, суесловный, суетливенький, суетливый, суетный
  • глаголы: засуеверить, засуеверствовать, засуесловить, засуетить, засуетиться, насуеверить, насуеверствовать, насуесловить, отсуеверить, отсуеверствовать, подсуетить, подсуетиться, посуеверить, посуеверствовать, посуесловить, посуетить, посуетиться, просуеверить, просуеверствовать, просуесловить, суеверить, суеверовать, суеверствовать, суесловить, суетить, суетиться
  • наречия: всуе, невсуе, несуеверно, несуетливо, несуетно, суеверненько, суеверно, суетливенько, суетливо, суетно
Список всех слов с корнем «вер-»
  • имена собственные: Вера
  • пр.  существительные: безверие, вера, веритель, верноподданность, верноподданство, верность, верование, вероисповедание, вероломность, вероломство, вероотступник, вероотступница, вероотступничество, вероподобие, веротерпимость, вероучение, вероучитель, вероятие, вероятность, взаимодоверие, взаимопроверка, выверка, выверщик, выверщица, двоеверец, двоеверие, доверенность, доверенность, доверие, доверитель, доверительница, доверительность, доверчивость, достоверность, единоверец, единоверие, единоверка, заверение, заверитель, заверка, иноверец, иноверие, иноверка, легковер, легковерие, легковерность, маловер, маловерие, маловерка, малодостоверность, неверие, неверность, невероятие, невероятность, недоверие, недоверчивость, недостоверность, неуверенность, передоверие, перепроверка, поверенная, поверенный, поверка, поверщик, поверье, поверяльщик, правоверие, правоверность, проверка, проверщик, проверщица, разуверение, самопроверка, самоуверенность, сверка, сверщик, сверщица, старовер, староверец, староверка, староверство, староверчество, староверщина, суевер, суеверие, суеверка, суеверность, уверение, уверенность, удостоверение
  • прилагательные: безверный, благоверный, верительный, вернейший, верноподданнический, верноподданный, верный, вероисповедный, вероломный, вероотступнический, вероподобный, веротерпимый, вероятностный, вероятный, верующий, верящий, доверенный, доверительный, доверчивый, достоверный, единоверный, единоверческий, иноверный, иноверческий, легковерный, маловерный, маловероятный, малодостоверный, неверный, невероятнейший, невероятный, неверующий, недоверчивый, недостоверный, неуверенный, поверочный, правоверный, проверенный, проверочный, самопроверочный, самоуверенный, староверский, староверческий, суеверный, уверенный, уверительный
  • глаголы: верить, вериться, веровать, вероломствовать, извериваться, извериться, передоверять, поверить, повериться, поверять, суеверствовать, уверовать, допроверить, вверить, ввериться, вверять, вверяться; выверить, вывериться, выверять, выверяться; доверить, довериться, доверять, доверяться; заверить, завериться, заверять, заверяться; передоверить, передовериться, передоверять, передоверяться; перепроверить, перепровериться, перепроверять, перепроверяться; проверить, провериться, проверять, проверяться; разуверить, разувериться, разуверять, разуверяться; сверить, свериться, сверять, сверяться; уверить, увериться, уверять, уверяться; удостоверить, удостовериться, удостоверять, удостоверяться
  • наречия: вернее, верно, вероятно, доверительно, доверчиво, маловероятно, наверно, наверное, наверняка, неверно, невероятно, неуверенно, самоуверенно, уверенно, с уверенностью

Этимология[править]

Собств.-рус. новообразование на базе сложения с соединительным -е- русск.-церк.-слав. сꙋи «пустой, тщетный» и др.-русск. вѣрїє по цслав. образцу. См. вера, суета Использованы данные этимологического словаря А. К. Шапошникова; см. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

ru.wiktionary.org

Суеверия нелепые и полезные

Люди издавна верили в предзнаменования, пытались разными способами объяснить сложное устройство мира, успех или неудачу в делах. Разбираемся, как появились суеверия, чем пугали крестьянские страшилки и какой практический смысл был у многих примет.

Что такое суеверия и как они появились

Николай Комаров. Сказки бабушки Паруши (фрагмент). 2013. Частное собрание

Неожиданные события в жизни, трагические и счастливые случайности русские крестьяне нередко объясняли происками мифологических существ. Существовало множество поверий, которые были отражены в разных жанрах фольклора — в песнях и сказках, легендах и преданиях.

Этнограф Владимир Даль определял поверья как «всякое укоренившееся в народе мнение или понятие, без разумного отчета в основательности его». Исследователи связывают устойчивость суеверий с особенностью памяти: если примета случайно сработала, этот факт запоминается, а большинство других случаев, когда примета не сработала, забываются. Человек связывает свои действия и мифические убеждения: суеверные люди произносят магические слова, носят амулеты и талисманы. Часто суеверия становятся развлечением, поэтому так популярны гороскопы и гадания.

Многие из поверий объясняли, как вести себя при встрече с представителями низшей славянской демонологии — русалками, лешими и домовыми. Другие существовали в форме примет. Например, вой собаки или крик совы толковали как предвестников несчастья, а дождь в начале любого дела считали добрым знаком. Поверья также передавались в жанре быличек — страшных рассказов о нечистой силе, которая якобы подстерегала крестьянина на каждом шагу.

Былички: встречи с лешим, домовым и банщиком

Андрей Шишкин. Чуть не заблудилась (фрагмент). 2015. Изображение: a-shishkin.ru

Повествование в быличках велось от лица очевидца или его знакомого, родственника, случайного попутчика. О чудесах, волшебных кладах и встречах с лешими и русалками рассказывали как о реальных случаях. Чем неправдоподобнее была история, тем больше обыденных деталей ее дополняло, и даже в момент встречи с мифическим персонажем человек, как правило, занимался повседневными делами.

Мифологические рассказы отражали суеверия, бытовавшие в славянской традиции: потусторонний мир был необъяснимым и пугающим, а герой мог погибнуть ужасной смертью, если не соблюдал законов общения с нечистой силой. Рассказы постоянно изменялись и обогащались, со временем они все больше становились похожи на сказки или анекдоты.

В быличках часто встречался образ лешего, на нем было завязано несколько сюжетов. Хозяин леса заговаривал с человеком и уводил его в непроходимые чащи леса, на край скалы, в топи болот, или путник сам терял дорогу, даже в знакомых местах. Еще один распространенный мотив — леший забирал в лес детей, которых в гневе прокляли или отдали ему неосторожным словом вроде «Иди ты к лешему!». Для защиты от чар крестьяне читали молитвы, крестились или надевали одежду наизнанку.

Читайте также:

Была я раз в поле. Не помню, что я делала. Вдруг передо мной, прямо перед моими глазами, возник мужик. Мужик-то такой огромный, что и представить-то невозможно! У мужика-то палка была здоровая, одет он был в белую рубаху и подпоясан красным кушаком. Это в войну было. Ну, такого верзилу я еще не видела. Поклонился он мне, а я ему не ответила. Оп плюнул мне под ноги и ушел — как его и не было. А на том месте, где он плюнул, яма огромная образовалась. Я теперь эту яму обхожу.

Много суеверий в деревнях было связано с банями. В них проводили ритуалы, связанные с рождением ребенка, свадьбой и похоронами. Здесь по поверьям обитал банник — особый домовой, недобрый дух. Его представляли в виде грязного голого старика в листьях от веника. Если рассердить банника, он мог запарить человека до смерти. После полуночи в баню не ходили — верили, что в это время злой дух сам выходит париться.

Сегодня былички рассказывают не как достоверный случай о встрече с нечистью, а как повествование о старине. Рассказчики подчеркивают, что говорят о прошлых временах, когда жили знахари и колдуны и происходили чудные события. Ряд исследователей связывают былички с современным детским фольклором — страшилками.

Приметы — мистические и бытовые

Архип Куинджи. После дождя (фрагмент). 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Приметы — это вера в знаки, которые предсказывают будущее. Русский историк и фольклорист Александр Афанасьев выделял два вида подобных знаков: одни возникли из постоянных наблюдений за природой, а другие из мистических представлений о мире.

В основе мифических примет лежит суеверие, у них нет рационального объяснения. В крестьянской среде они традиционно передавались из поколения в поколение.

Собаки катаются по земле — быть дождю или снегу.

Если на Рождество первой войдет в хату чужая женщина — весь год бабы той хаты хворать будут.

Существовали и шуточные приметы, например если человек чихнул во время беседы, значит, он говорит правду.

Иные говорят, что чихнуть в воскресенье — значит, в гостях будешь; в понедельник — прибыль будет; во вторник — должники надоедят; в среду — станут хвалить; в четверг — будешь сердиться; в пяток — письма или нечаянная встреча; в субботу — о покойнике слышать.

О приметах, в основу которых лег опыт народа, этнограф Владимир Даль писал: «Едва ли, однако же, можно допустить, чтобы поверье, пережившее тысячелетия и принятое миллионами людей за истину, было изобретено и пущено на ветер без всякого смысла и толка». Такие приметы часто объяснимы законами природы или нормами поведения в обществе: они рассказывали о хозяйстве, отношениях в семье, но особо важными были природные. Крестьяне-земледельцы должны были чувствовать, как сменяются сезоны: от этого зависел урожай и достаток. Примета «Чем ниже зацветает колос, тем дешевле будет хлеб, а чем выше, тем дороже» имела разумное обоснование. Именно зацветавшие снизу колоски давали больше всего зерна.

Приметы помогали определить, когда сеять и собирать урожай, какая ждет погода в ближайшее время. Крестьяне связывали природные явления и календарные даты: замечали, в какой день шел дождь, когда была роса, иней и туман, и делали долгосрочный прогноз. Появлялся календарь земледельца, например «На Федота (4 марта) снежный занос — к поздней траве».

Погодные приметы тоже возникали из наблюдений. Толковали изменения луны, направление и силу ветра, цвет солнца на восходе и закате: «Если солнце красно заходит, то на другой день будет ветрено», «Если зажженная лучина трещит и мечет искры, то стоит ждать ненастья». И действительно, из-за влажного перед дождем воздуха дерево могло отсыреть, и от лучины летели искры. Но при этом многие погодные приметы не имели логического объяснения, например «Уши чешутся — к дождю».

Бытовые приметы касались хозяйства и домашнего уклада жизни, они регулировали нормы поведения в доме или предупреждали об опасности, оберегая от травм и болезней. В традиционной культуре почтительно относились к хлебу, считалось большим грехом его выбрасывать, даже заплесневелый хлеб отдавали птицам. Сохранились приметы, связанные с выпечкой:

Если кто не доест кусок хлеба и отломит другой — кто-то из родных его терпит голод.

Если вынуть хлеб из печи и он перевернется — к прибыли.

Если уронить хлеб или крошки на пол — жди голод и неурожай.

В XX веке росли города, разрушался традиционный уклад жизни. Со временем многие приметы забывались, другие переходили в городскую культуру. Несмотря на это, суеверия устойчивы, и сегодня они по-прежнему распространены. Даже появились профессиональные приметы, например суеверия медицинских работников или студентов.

Практический смысл древних суеверий

Константин Маковский. Крестьянский обед в поле (фрагмент). 1871. Таганрогская картинная галерея, Таганрог, Ростовская область

Писатель и этнограф Владимир Даль выделял поверья, приносившие крестьянам практическую пользу. Считалось, что «порядочным людям грешно купаться после Ильина дня (2 августа)», потому что в это время вода в водоемах уже становилась холодной, а после 11 сентября, дня Ивана Постного, «грешно уже всякому, даже и сорванцу… ребятишки, набегавшись наперед, легко простужаются». Так крестьяне оберегали непослушных детей от болезней. Верили, что грех есть яблоки до Яблочного Спаса: обычно плоды не успевали поспеть до этого срока, и так их пытались сохранить до созревания. Предостерегали, что нельзя здороваться через порог — можно поссориться: в русской традиции невежливо приветствовать гостя, не дав ему войти. При помощи приметы «Кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать» уговаривали не привередничать в еде.

Примета «Рассыпать соль — к ссоре» известна на протяжении многих веков не только в России. Соль стоила дорого, поэтому действительно могла стать причиной конфликта. Жертвуя ценную добавку, люди пытались защищаться от несчастий: чертили на рассыпанных крупинках крест или бросали щепотку через левое плечо. Дарить ее считалось проявлением великодушия — отсюда и традиция угощать гостя хлебом и солью.

Первоначальный смысл многих суеверий, которые дошли до наших дней, утрачен или искажен, потому что изменились условия жизни. Владимир Даль отмечал, что в некоторых из них смысла могло изначально не быть — если их выдумали в корыстных целях или для запугивания детей. Многие приметы сложно объяснить. Например, одним из самых магических предметов у крестьян было зеркало. Его считали границей между земным и потусторонним миром, в котором обитали таинственные существа. Разбитое зеркало предвещало несчастье, а если показать его младенцу — ребенок может испугаться нечистой силы и плохо спать по ночам.

Также беду предвещало необычное поведение птиц. Их соотносили с душами умерших родственников, которые предупреждают о грядущей беде. Например, появление ворона или голубя, тройной крик сыча толковали как предвестника смерти. У кукушки спрашивали об оставшихся годах и верили, что если птица прокукует за спиной, то жизнь человека уже позади.

Автор: Маргарита Ковынева

www.culture.ru

Что такое суеверие? | Суеверие.нет

Вы суеверный человек? Кто-то из нас ответит на этот вопрос утвердительно, некоторые задумаются, а самые смелые или те, кто понимает истинный смысл этого слова, скажут категоричное «нет». Мы знаем, что такое быть суеверным, и можем растолковать понятие «суеверие» – примета, поверье. Черная кошка, упавшая вилка, пустые ведра… Эту цепочку каждый может продолжить.

Мы привыкли жить в мире по законам суеверий, сами не отдавая себе в этом отчета.

Суе-верие

Слово «суеверие», как написано в словаре Владимира Даля, означает «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знаменья; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно».

Образовано это слово с помощью наречия «суе», или «всуе» – «напрасно, даром, тщетно, попусту». Есть более узкое, церковное, определение: суе – «противоположное вечному благу нашему, жизни духовной».

О человеке мы говорим «суетный», о жизни – «сплошная суета». Не очень лестные определения, не правда ли? Зато не боимся признаться другим, что мы суеверны.

Словарю Даля уже более 140 лет! Неужели с тех пор ничего не изменилось?!

Во что мы верим?

Проходят столетия, века сменяют друг друга, цивилизация развивается, человек делает бесчисленные научные открытия, полновластвует эра высоких технологий – и тут же… когда мы возвращаемся домой, потому что забыли что-то, здороваемся со своим отражением в зеркале!

Все блага цивилизации оказывают влияние на условия нашей жизни, а не на наше мировоззрение. А оно у нас до сих пор в чем-то языческое, оккультное.

Проведенные весной 2006 г. исследования социологов из Аналитического центра Юрия Левады показывают, что более половины россиян (54%) верят в приметы, а 42% – вещим снам. В то, что на Земле время от времени появляются инопланетяне, верят 22%. Предсказаниям астрологов склонны доверять 29% российских граждан.

Быть верующим и суеверным?

Судя по недавнему опросу[1] большинство россиян (75%) считает себя православными, но лишь 10% регулярно ходят в Церковь участвуют в таинствах. Так, может быть, поэтому в Православной России так мало людей Православной Веры?! И расцветает в наших умах не Вера, а суе-Верие! Для православного человека эти понятия несовместимы: нельзя верить в суеверия.

Страх есть причина возникновения суеверия. Суеверного страха. С точки зрения Православия, христианин не должен бояться никого и ничего, кроме греха. У суеверного же человека больше надежды на удачу и случай, чем на Божий Промысл.

И получается, как в этом забавном стишке:

Когда дорогу перейдёт вам чёрный кот –
Вы суеверным никогда не будьте.
Три раза плюньте влево – и вперёд!
Перекреститься тоже не забудьте.
[2]

Откуда происходят суеверия, какие суеверия прижились в народе, как избавиться от суеверных страхов? Об этом наш сайт.

Ведь вопрос о том, что считать суеверием, напрямую связан с вопросом, что считать истиной. Попробуем в этом разобраться…

 

Примечания

[1] Опрос населения от 07.06.2007 в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России.

[2] В. Бояновский. Стихи.ру

sueverie.net

«Суеверие – это пустота, глупость и самообман» / Православие.Ru

Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.

Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.

Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!

Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.

А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соо

pravoslavie.ru

СУЕВЕРИЕ - это... Что такое СУЕВЕРИЕ?

  • суеверие — суеверие …   Орфографический словарь-справочник

  • СУЕВЕРИЕ — религия слабых умов. Эдмунд Берк Суеверия это поэзия жизни. Иоганн Вольфганг Гёте Суеверие превращает все в чудеса. Жозеф Жубер Суеверие есть злоупотребление верой. Альфонс де Ламартин Даже от атеиста можно ожидать обращения в веру но не от… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Суеверие —  Суеверие  ♦ Superstition    Стремление наделять смыслом то, что смысла не имеет. Например, черную кошку, сон, солнечное затмение. Понятие суеверия спорно, а значит, относительно: мы всегда верим (всуе) кому то, кто полагает себя единственным… …   Философский словарь Спонвиля

  • СУЕВЕРИЕ — (ложная вера) неполноценная, превратная вера. Суеверие есть вера в действие и восприятие сил, не объяснимых законами природы, поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Суеверие принимает за реальность… …   Философская энциклопедия

  • суеверие — Предрассудок, поверие, предубеждение. См …   Словарь синонимов

  • суеверие — предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СУЕВЕРИЕ — (буквенное суетное, тщетное, т.е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения всякая вера в сверхъестественные явления …   Современная энциклопедия

  • СУЕВЕРИЕ — (букв. суетное тщетное, т. е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения всякая вера в сверхъестественные явления …   Большой Энциклопедический словарь

  • Суеверие — см. Вера см. Заклинание мертвых см. Предсказание, прорицательство, гадание см. Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • СУЕВЕРИЕ — СУЕВЕРИЕ, я, ср. Вера во что н. сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы. Старинные суеверия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    Суеверие — Википедия. Что такое Суеверие

    Распространённое суеверие: «Перебежавшая дорогу чёрная кошка приносит несчастье»

    Суеверие (букв. — суетное, тщетное, то есть ложное верование[1][2]) — предрассудок[3], представляющий собой веру или практику, основанную на восприятии сил, не обоснованных в религии и не объяснимых законами природы[2]. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в упрощённых обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определённым событиям приписывается прогностическое значение.

    Этимология

    Русское новообразование на базе сложения с соединительным -е- церк.-слав. сꙋи «пустой, тщетный» и церк.-слав. вѣрїе по церковнославянскому образцу. См. вера, суета[4].

    Суеверия и общество

    Суеверия по своей природе противоречат понятиям большинства членов человеческих сообществ, но тем не менее сохраняются в этих сообществах в течение длительного времени. Среди причин живучести Р. Ландин (англ. R. W. Lundin)[5] упоминает:

    Суеверия и религия

    С точки зрения традиционного православного богословия, Суеве́рие — есть суетная, то есть ложная вера: в приметы, предзнаменования, гадания, обычаи…, то есть идолопоклонство перед некоторыми предметами и народными преданиями. Основание суеверия всегда заключается в духовном невежестве — недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное — в слабости или отсутствии истинной веры.[6]

    «Суеверные приметы в мирских людях сопротивляются вере в Промысел Божий; а в нас, монахах, — духовному разуму» (прп. Иоанн Лествичник, 58, 193).

    Кроме явлений несуществующих и естественных, принимаемых за сверхъестественные, в появлении и укреплении многих суеверий участвуют падшие духи, которым, по произвольному доверию к ним человека, попускается Богом исполнять свои намерения.

    Суеверие осуждается Словом Божиим (Втор. 18:10-14; 1Тим. 4:7)[7].

    Таким образом, сущность суеверия, с точки зрения церкви, заключается в том, что суеверный человек принадлежащее только Богу приписывает творению и, вместо того, чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. В истинной религии суеверие всегда осуждалось, а служители обязывались к борьбе с ним. «Священники в своем приходе должны наблюдать, чтобы не было чародеев, волшебников, ворожей и бабьих шептаний. Вся эта наука вышла из адской школы, равно и те, которые выливают воск и олово для того, чтобы предузнать что-либо; шептанием стараются свести бельма, также шепчут от укушения гадов, заговаривают кровь или носят выписки на шее; утверждают также, что такой-то человек для встречи хорош, а такой-то день благоприятен для путешествия или для начала какого-либо дела; если кто-либо с пустым ведром перейдет дорогу или известное животное перебежит её, то случится несчастье; во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа вяжут узелки и по ним толкуют сны, и безчисленное множество других суеверий рассеивают в мире на пагубу людям, и от них простой народ на дно адово валится и погибает. Это зло и вред, губительный для души, надо стараться всячески искоренять»[8]

    «Женщины, кормилицы и служанки, берут в бане грязь и, обмакнув в неё палец, помазывают чело младенца; если кто спросит: „Что значит эта грязь, это брение?“ — то говорят: „Она предохраняет от дурного глаза, от зависти и ненависти“. Увы! Грязи и брению приписывают такую способность и такую силу — разрушать всякие козни диавола! „Не стыдно ли вам“, — скажите мне? Поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые уловки? Если грязь производит такие действия, то почему не помазываешь ею своего чела ты, достигший возмужалого возраста и имеющий у себя завистников более младенца? Почему не помазываешь грязью всего тела? Если она на челе имеет такую силу, то почему бы тебе не помазать грязью всего себя? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но и геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно; а когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, это достойно многих слез» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 121).[9]

    Суеверия и психология

    Понятие «суеверие», и отнесение того или иного представления или ритуала к суевериям во многом субъективно, и зависит как от мировоззрения человека, так и от уровня образования и этнокультурной среды. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).

    Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.[10]

    — Крылатые выражения

    Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом.

    Суеверия являются мемом.

    Основные интенции

    • желание заглянуть в ближайшее будущее,
    • избежать неблагоприятных ситуаций,
    • утешить человека,
    • желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями;
    • приметы являются частью народного фольклора и коммуникативной культуры.

    Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

    Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям.

    Современные суеверия в России

    Современные приметы
    • Нож со стола упадёт — придёт мужчина, вилка — женщина[11].
    • Человека ожидает неудача или несчастье, если ему перебежит дорогу чёрная кошка или заяц[12].
    • Попала навстречу женщина с пустыми вёдрами — удачи не будет[13].
    Суеверия (ситуации, в которых человек может повлиять на события)
    • Чтобы избежать сглаза (например после похвалы), нужно постучать по дереву[14]

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Суеверие // Большой энциклопедический словарь
    2. 1 2 Суеверие // Е. Ф. Губский, Г. Б. Кораблева. Краткая философская энциклопедия. Прогресс, 1994. С. 442.
    3. ↑ Суеверие // Словарь Д. Н. Ушакова
    4. ↑ Этимологический словарь современного русского языка] / Сост. А. К. Шапошников: в 2 т. Т. 2 — М: Наука, 2010. — 576 с. — С 394 — ISBN 978-5-9765-0036-5
    5. ↑ R. W. Lundin. Superstition // The Corsini Encyclopedia of Psychology and Behavioral Science, Volume 4. John Wiley & Sons, 2002. С. 1660. (англ.)
    6. ↑ Суеверия. azbyka.ru. Проверено 26 сентября 2017.
    7. ↑ Суеверия. azbyka.ru. Проверено 26 сентября 2017.
    8. ↑ Суеверия в свете Православной веры (рус.). sueverie.net. Проверено 26 сентября 2017.
    9. ↑ Сокровищница духовной мудрости. Суеверие.
    10. ↑ Армейские афоризмы. Крылатые выражения. Выпуск 83.. Архивировано 13 февраля 2012 года.
    11. ↑ Юдина, 2000, с. 502.
    12. ↑ Субботина, 2015, с. 62.
    13. ↑ Традиционная культура, 2015, с. 69.
    14. ↑ Сеничкина, 2012, с. 46.

    Литература

    Ссылки

    wiki.bio

    Отличия примет и суеверий | FernFlower Group

    Несмотря на то, что человечество оторвалось от природы уже давно и 21 век характеризуется в основном техническим прогрессом, приметы и суеверия до сих пор часто вхожи в нашу повседневную жизнь и даже скептики порой, сами того не замечая, ими пользуются.

    Подробно описывать все приметы и суеверия мы в этой статье не будем – им посвящено множество книг и Интернет-ресурсов (например, [1]). В статье мы коснемся лишь их основных типов и проиллюстрируем их несколькими примерами, а также разберемся в различиях между самими понятиями «примета» и «суеверие».

    Примета – это субъективная реакция познающего разума человека, старающегося выявить взаимосвязи между взаимовложенными процессами, на объективные явления. Таким образом, примета – это результат работы разума человека, который чувствует, что в мире всё взаимосвязано. Наблюдательность некоторых людей и их навык понимать это приводит к выявлению устойчивых взаимосвязей между отдельно взятыми процессами, и, как следствие, к возникновению стереотипов распознавания этих взаимосвязей, что оформляется в виде народных примет. [2]

    Чаще всего к этому типу относят погодные и сельскохозяйственные приметы. В основном такие приметы основаны на наблюдениях нескольких поколений людей за природой и выявлении каких-то закономерностей. Многими из этих примет до сих пор пользуются туристы, рыбаки, сельские жители и другие люди, которым необходимо оперативно оценить окружающую ситуацию без возможности воспользоваться специальными приборами.
    В качестве примера таких примет можно привести:

    • «Когда земля легко рассыпается — выходят пахать». (Это означает, что земля достаточно просохла и не влажная, т.е. наиболее подходящая для распахивания.)
    • «Зимой от солнца по небу расходятся столбы – к морозу». («Солнечные столбы» – довольно известный оптический эффект, вызываемый шестиугольными кристаллами льда, взвешенного в воздухе.)

    Эти народные приметы передавались из поколения в поколения, корректировались, а с распространением книгопечатания стали издаваться их сборники. В качестве примера можно привести [5].

    Содержание приметы или то, что ее заметили, может коррелировать с действительными закономерностями, которые было слишком сложно подтвердить научно на момент возникновения приметы. [3]

    Суеверие (образовано от «суе» — напрасно (без осознания причин) и «вера», букв. «напрасное верование») — предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса.

    Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. Особенности психики человека способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах:

    • желание заглянуть в ближайшее будущее;
    • стремление избежать неблагоприятных ситуаций;
    • порывы утешить человека;
    • желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий, или поманив позитивными последствиями.

    Суеверия часто путают с приметами, поскольку они очень похожи по своему построению. Но между этими двумя понятиями есть существенные различия. Примета по большей части несет информацию о явных причинно-следственных связях между одним природным явлением и другим, а суеверие имеет под собой мистический подтекст.

    Хотя и это тоже не совсем верно. Большинство суеверий имеют мистический подтекст только внешний, при этом неся в себе глубокий смысл. В качестве примера можно привести интересную историю:

    «Однажды мне удалось спросить у одной очень старой деревенской женщины, которая жила еще при царе: «С чем связана примета – не разрезать новую краюху хлеба после заката солнца?» «Мне это еще моя прабабушка говорила…» - начала она. Мною ожидалось услышать распространенную книжную версию про круглый хлеб, как символ солнца у славян, который после заката нельзя обрезать и если и обрезал, то необходимо разрезать его посередине и отрезать куски из середины, чтобы снова совместить, когда закончится трапеза. Но нет! «… что корка если и обветрится за ночь, то так хрустящая и останется, а мякоть за ночь зачерствеет и ее есть неприятно будет», - закончила она.»

    Подобным образом можно рассмотреть огромную часть суеверий, и они окажутся не только лишенными мистической окраски, но и вполне логичными, как минимум, для своего времени.

    Бытовые суеверия
    Эти суеверия направлены на то, чтобы хозяин и хозяйка дома следили за своим жилищем, поддерживали его в порядке и чистоте. С малых лет ребенка приучали к ведению хозяйства, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог без труда определить, как действовать в той или иной ситуации. Чтобы обеспечить исполнение суеверия, ему часто приписывались мистические последствия. Иногда мистика появлялась в описании суеверия через несколько поколений, когда то стало соблюдаться бездумно и истинные причины такого поведения забывались. 

    Обычно такие суеверия содержат в себе указания, касающиеся домоуправления: как мести пол, как хранить хлеб, не забывать следить за печью и домом, когда снимать белье, как хранить бытовую утварь и т.п.

    Мистическое значение этих суеверий обычно обозначено плохо. Как правило, просто говорилось, что, не соблюдая данное правило, можно обидеть домового и/или потерять деньги, поссориться с дорогим человеком или просто получить абстрактное «несчастье».

    Примерами таких суеверий могут служить:

    • «Не сметай со стола рукой - не будет достатка». (Сметая рукой деревянную поверхность, можно пораниться, так же этот способ не позволяет очистить стол ото всех крошек и капель, поэтому могут завестись тараканы и прочая живность)
    • «Если буханка при разрезании ломается в руках, это предвещает семейную ссору». (Если хлеб крошится – может возникнуть семейная ссора на тему плохо испеченного хлеба или неправильного его хранения, а так же плохо наточенных ножей. Примета нужна была, чтобы хозяин и хозяйка не допускали вышеперечисленных инцидентов в своем доме.)
    • «Смола вытопилась из избы на улицу - к худу». (Примета направлена на то, чтобы заставить хозяина дома «проводить профилактику» строения и не допускать подобного, поскольку это ведет к плачевным последствиям.)
    • «Если двери, никогда не скрипевшие, вдруг заскрипят - будет неприятность». (Бытовая примета направлена на то, чтобы хозяин дома следил за петлями и вовремя их смазывал)
    • «В оставленной на столе с вечера открытой посуде резвится ночью нечистая сила». (В оставленной открытой посуде могут ползать различные насекомые, переносчики различных заболеваний.)
    • «Веник нужно хранить за дверью ручкой вниз – от злых духов». (В таком положении веник не заламывается и не мешается под ногами.)

    Детские суеверия
    Эти суеверия направлены, прежде всего, на то, чтобы оградить ребенка от неправильных поступков, ведущих к излишнему травматизму, и содержат указания, как вести себя с острыми предметами, соблюдать порядок в доме и не причинять излишнее неудобство взрослым. Такие суеверия редко имеют мистический подтекст.

    Сюда же можно отнести и суеверия, связанные с этикетом. Они направлены в первую очередь на детей, которые, вырастая, переносят эти знания в жизнь взрослого человека. Также редко связываются с мистическими существами или поверьями.

    Примеры:

    • «Не начинай есть сардину (и любую другую рыбу) с головы - накличешь беду». (Разделывать рыбу наиболее удобно с хвоста. Разделывая ее с головы, больше шанса пораниться костью.)
    • «Играть ножом - к беде» (в некоторых вариациях – к ссоре). (Играя ножом, можно порезаться.)
    • «Взбалтывать чай в чайнике - накликать ссору». (Чаинки и твердый осадок поднимается. Разлив такой чай по чашкам, можно вызвать ссору с теми, кто этот чай будет пить)
    • «Если спешил куда-то, но пришлось вернуться – посмотрись в зеркало». (Если куда-то торопишься, то велика вероятность выглядеть неопрятно, к тому же, пока смотришься в зеркало, есть шанс вспомнить, что еще забыл, чтобы еще раз не возвращаться).
    • «Присядь перед дорогой». (Этот ритуал помогает успокоиться и в последний раз перед выходом сосредоточиться и вспомнить – ничего ли не забыл.)
    • «Рассыпать соль к ссоре». (Соль была очень дорогая и редкая, и действительно можно было поссориться с тем, кто эту соль купил)

    Некоторые суеверия были таковыми, потому что не каждый человек знал, как устроены окружающие его вещи. Т.е. они были именно «примеченными причинно-следственными связями», окутанными мистическим характером.

    Бытовые суеверия с неявным практическим значением
    Вышеперечисленные категории можно отнести в некотором роде ближе к приметам, чем к суевериям, поскольку в них не было прямого мистического подтекста. Следующие же примеры относятся скорее к разделу чистых суеверий, однако так же могут иметь практическое объяснение:

    • «Если зеркало падает и разбивается, это верная примета скорой смерти в семье». Считалось, что зеркало отражает не тело человека, а его душу, поэтому, если разбить зеркало, разбивается и душа человека. Зеркала были трудны в изготовлении и стоили относительно недешево, поэтому с данным предметом интерьера нужно быть аккуратнее, к тому же осколками можно порезаться. (Возможно также, это суеверие было связано с технологией изготовления зеркал – до 1835 года при изготовлении зеркал использовалась ртуть, которая при разбивании зеркала высвобождалась. [1])
    • «Чтобы перестать икать, смочи указательный палец правой руки слюной и трижды перекрести носок левого ботинка, повторяя "Отче наш" наоборот». (Причиной икоты являются более резкие, чем обычно, сокращения диафрагмы. Все народные способы лечения икоты основаны на том, чтобы перестроить ритм дыхания – это задержка воздуха, попытка пить в неудобном положении, резкий испуг. В этих случаях человек сосредотачивается на своих действиях и невольно задерживает дыхание.)

    Суеверия, «управляющие» реальностью
    Следующие суеверия имеют психологический характер. Возникают они, как правило, совершенно иррационально. Человеку нравится представлять, что, соблюдая некоторые приметы, он может влиять на свою жизнь, отвести неприятности и призвать счастье. Таких суеверий очень много – одни пришли к нам из древности (у них, как правило, довольно интересные истории возникновения), другие родились уже в современности. К этой категории также относятся суеверия, соблюдаемые в кругу представителей разных профессий (чаще всего, говоря о профессиональных суевериях, вспоминают артистов и моряков). Суевериям этого типа, как правило, сопутствуют ритуалы, способные предотвратить грозящие неприятности. Примеры:

    • «Постучать по дереву, чтобы не сглазить».
    • «Черная кошка перебежит дорогу – к неудаче». (Считалось, что в кошку могла обернуться колдунья)
    • «Женщина с пустым ведром встретилась – к несчастью». (Возможно, эту примету можно отнести к предыдущему разделу. Женщина могла возвращаться от колодца с пустыми ведрами только в том случае, если случилось какое-то несчастье.)

    Также существует набор примет, имеющих мистическое значение только в современном мире, тогда как изначально смысл был совершенно прагматическим, но со временем потерял свою актуальность.

    Как было показано в предыдущих разделах, суеверия возникают благодаря особенностям человеческой психики, а их изучением занимается психология и ее ответвления. На данный момент открыто и изучено множество эффектов, описывающих принципы человеческой реакции и моделей поведения. Например, говоря о суевериях, стоит упомянуть эффект, названный Американским психологом Р. Розенталем «эффектом Пигмалиона». Это психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Р. Кёртис и К. Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся. Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам, и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре. [4]

    Так же частично сюда можно отнести, например, хоторнский эффект и эффект Барнума. Понятие хоторнского эффекта состоит в изменении поведения людей, если они знают, что их изучают. Т.е. в данном случае люди усерднее делают свою повседневную работу, зная, что за ними постоянно наблюдают сверхъестественные силы.

    Хоторнский эффект – это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искаженному, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту.

    Данный эффект обнаружен группой учёных во главе с Элтоном Мэйо во время проведения так называемых «хоторнских экспериментов» (1924–1932). 
    Он имеет двоякую трактовку:

    • позитивные изменения в поведении людей, вызванные оказанным им вниманием, которое сами люди истолковывают как благожелательное участие;
    • в экспериментальной психологии — изменения в наблюдаемом явлении, происходящие вследствие самого факта наблюдения. [6]

    Эффект Барнума – общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределенны и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. [7]

    Социальная психология изучает и выявляет общие тенденции в мышлении людей, их особенности восприятия тех или иных ситуаций. И независимо от того, насколько уникален каждый человек сам по себе, в большинстве случаев люди думают одинаково. 

    Одним их примеров схожего поведения разных людей могут служить когнитивные искажения. Это систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства когнитивных искажений было описано учёными, а многие были доказаны в психологических экспериментах. В частности, примером когнитивного искажения является иллюзия контроля – тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут. Других примеров можно указать очень много, большинство из них описано в соответствующей литературе, а списки приводятся в общедоступных источниках [8].

    Основным отличием примет от суеверий можно считать отведенное в них место для человека. Если приметы просто отражают реальность, на которую человек повлиять не может, то суеверия «позволяют» ему манипулировать реальностью.

    Поскольку основной источник суеверий – это особенности человеческого мышления, то, независимо от уровня технического прогресса, люди еще долгое время будут в них верить.

    1. http://www.primeta.ru/
    2. http://ru.wikipedia.org
    3. http://ru.wikipedia.org
    4. http://ru.wikipedia.org
    5. А. Ермолов, Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах и поговорках, Санкт-Петербург 1901 г.
    6. http://ru.wikipedia.org
    7. http://ru.wikipedia.org
    8. http://ru.wikipedia.org

    www.fern-flower.org

    СУЕВЕРИЕ - это... Что такое СУЕВЕРИЕ?

  • суеверие — суеверие …   Орфографический словарь-справочник

  • Суеверие —  Суеверие  ♦ Superstition    Стремление наделять смыслом то, что смысла не имеет. Например, черную кошку, сон, солнечное затмение. Понятие суеверия спорно, а значит, относительно: мы всегда верим (всуе) кому то, кто полагает себя единственным… …   Философский словарь Спонвиля

  • СУЕВЕРИЕ — (ложная вера) неполноценная, превратная вера. Суеверие есть вера в действие и восприятие сил, не объяснимых законами природы, поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Суеверие принимает за реальность… …   Философская энциклопедия

  • суеверие — Предрассудок, поверие, предубеждение. См …   Словарь синонимов

  • СУЕВЕРИЕ — СУЕВЕРИЕ, суеверия, ср. Религиозный предрассудок, представляющий явления и события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил и предзнаменованием будущего. Суеверие возникло на почве первобытных, пережиточных представлений о силах… …   Толковый словарь Ушакова

  • суеверие — предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СУЕВЕРИЕ — (буквенное суетное, тщетное, т.е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения всякая вера в сверхъестественные явления …   Современная энциклопедия

  • СУЕВЕРИЕ — (букв. суетное тщетное, т. е. ложное), верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. С рационалистической точки зрения всякая вера в сверхъестественные явления …   Большой Энциклопедический словарь

  • Суеверие — см. Вера см. Заклинание мертвых см. Предсказание, прорицательство, гадание см. Чародейство, чародеи, волхвы, тайноведцы …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • СУЕВЕРИЕ — СУЕВЕРИЕ, я, ср. Вера во что н. сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы. Старинные суеверия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    12 суеверий, в которые мы верим, не задавая лишних вопросов

    Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Несмотря на то, что мы живем в XXI веке, суеверия все еще одолевают нас. Они передаются из поколения в поколение, а иногда создается впечатление, что прописаны в нашей ДНК. К примеру, мы часто обходим черную кошку и почти всегда садимся на дорожку перед дальней поездкой. А на вопрос, зачем мы это делаем, не задумываясь, отвечаем: так принято, это ж на удачу.

    Мы в AdMe.ru решили посмотреть, как это выглядит со стороны. И сделали вывод: порой заставляется умиляться, а иногда — смеяться в голос.

    1. Ничего не передаем через порог

    Раньше именно в этом месте закапывали прах умерших людей. Язычники считали, что порог разделяет мир живых и мертвых. А когда человек передает что-либо через порог, он тревожит души умерших. Если у вас не припрятано парочки секретов в шкафу или на пороге, то смело передавайте человеку необходимую вещь.

    2. Не показываем ребенка 40 дней

    В язычестве считалось, что ребенок — это чье-то перерождение и он приходит из мира мертвых. А переход с того света длится 40 дней. Поэтому и нужно беречь его от негатива, чтобы он не остался во власти тьмы. Скептики нашли объяснение этому суеверию в медицине: в течение этого периода у ребенка формируется иммунитет, а другие люди могут быть переносчиками микробов и вирусов, о которых они сами даже не подозревают.

    3. Не проходим под двумя столбами, которые сделаны буквой Л

    «Собачьи ворота» или «козел» — именно так чаще всего называют такой проход между столбами. В народе считают, что заостренная верхушка собирает весь мировой негатив, а тот, кто проходит под ним, забирает его. А вот с точки зрения техники безопасности и срока строительства подобных конструкций действительно стоит воздержаться от прохождения под ними: мало ли, а вдруг землетрясение, а мы без каски.

    4. Садимся на дорожку перед дальней поездкой

    В нашем мире практически все слышали про домового и про то, что его стоит задабривать. Вот это действие — одно из таких. Считается, что перед отъездом стоит присесть и вслух перебрать все упакованные вещи, тогда невидимый сожитель не будет гневаться на то, что с ним не попрощались.

    www.adme.ru


    Смотрите также