Усекновение главы иоанна праздник


Почему праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи стал днем трезвости — Российская газета

Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи, которое верующие вспоминают 11 сентября, столетиями притягивало лучших живописцев. Еще бы! Чувственная пляска соблазнительной Саломеи, разгоряченные гости правителя Ирода, в возбуждении вскакивающие с мест, где возлежали во время пиршества, сам властитель Ирод Антипа, в угаре рвущийся к падчерице: "Проси, что хочешь! Хоть полцарства!" И голова пророка на блюде - странное желание юной танцовщицы, высказанное по наущению матери, Иродиады, злорадно торжествующей за кадром жуткого сюжета. Несправедливая смерть праведника, никогда не призывавшего к насилию, только к покаянию.

Пророка Иоанна называют Предтечей, то есть предшественником Иисуса Христа, его миссия была в том, чтобы узнать Христа, Сына Божьего, среди тысячи других и возвестить миру о Его пришествии. Евангелие называет пророка Иоанна гласом Божьим, предуготовляющим людей к встрече со Христом. Именно пророк крестил Иисуса - Церковь отмечает это событие 19 января как праздник Крещения Господня, - поэтому Предтечу называют еще Иоанн Креститель.

Верующие высоко чтут величайшего из пророков, не побоявшегося обличать сильных мира сего. О том, почему день в память о мученической смерти святого называют праздником, по какой причине в дореволюционной России "на Усекновение главы" закрывали винные лавки, мы поговорим позже. Сначала про само событие.

Что же мы знаем о жизни величайшего из людей? Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии. Мать Иоанна Елизавета и Мать Иисуса приходились друг другу родственницами. Родители Иоанна были старыми, когда Господь послал им сына. По милости Божьей ребенок избежал смерти среди тысяч детей Вифлеема и его окрестностей во время избиения младенцев, устроенного по приказу Ирода I Великого - отца того самого Ирода Антипы, который почти через тридцать лет повелит отсечь голову пророку. Родители Иоанна умерли, когда он был маленьким, и, скорее всего, Предтеча воспитывался в одной из религиозных общин в пустыне. Известно, что пророк носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (вид саранчи), много молился. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Иоанн стал "гласом вопиющего в пустыне". Здесь пустыня - это сердца человеческие, и главная задача Иоанна Крестителя была подготовить людей к принятию Спасителя, призвав их к покаянию, указать, Кто Он. Иоанн Предтеча проповедовал, говоря: "Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым". Во время одной из таких проповедей на реке Иордан Иоанн Предтеча и встретил Иисуса, по наитию Святого Духа узнал в Нем грядущего Спасителя и крестил Его.

Петер Пауль Рубенс. "Пир у царя Ирода" (1640 г.).

Крещением Иисуса в реке Иордан пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать людские пороки, не делая разницы между тем, простой это человек или власть имущий. Нет, пророк Иоанн не был революционером, он не поддерживал экстремистские настроения тех, кто искал вожака, готового поднять бунт против ненавистных римских властей Иудеи. Он призывал не к внешним подвигам, а к внутренним победам - над своим грехом, своей несвободой ему. Как пишет историк Иосиф Флавий, Иоанн учил иудеев "вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении к Предвечному". Вопрошающим, что делать, Иоанн отвечал: "У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть поступит так же". Вслед за древними пророками Предтеча не отделял веры от милосердия, он не требовал от солдат, чтобы те бросали службу: "Никогда не насилуйте, не вымогайте, не делайте доносов и довольствуйтесь своим жалованьем". Даже презираемым мытарям, сборщикам налогов, он не запрещал заниматься своим делом, лишь бы они остерегались "взыскивать больше положенного". Праведность Иоанна вызывала уважение даже у тех, кого он обличал. Евангелие сообщает, что Ирод Антипа охотно слушал пророка.

Римскому правителю было в чем каяться. Человек не столь алчный и жестокий, как его начальники император Тиберий и прокуратор Понтий Пилат - историки считают, что образ, созданный Булгаковым, слишком идеализирован, - Ирод был и вменяемым, и осторожным. Раб более понятных удовольствий, он любил застолье, беседы, зажигательные танцы. Была у него еще одна слабость по имени Иродиада. Святой Иоанн Златоуст считает, что именно боязнь потерять обольстительницу и стала причиной того, что отнюдь не кровожадный и даже по-своему симпатизирующий пророку, Ирод отдает приказ отсечь Иоанну голову. Приказ, который потом его мучил, не давая спокойно спать.

С Иродиадой другая песня. Иродиада считала, что ей не повезло: законным супругом тщеславной распутницы был лишенный наследства сын Ирода I Великого Ирод Филипп, приходящийся ей дядей. Статус мужа не устраивал любодейку, и в один из приездов к Филиппу его родного брата Ирода Антипы Иродиада его соблазнила. Видя коварство Иродиады, законная жена Антипы, дочь царя Набатеи Ареты IV, бежала к отцу, а Иродиада воцарилась во дворце Ирода Антипы. В глазах иудеев это было мерзостью, но только Иоанн Креститель решился прямо обличить кровосмешение. Предтеча не переставал упрекать Ирода и после того, как тот заточил его в крепость. Чувствуя благосклонность Ирода к пророку, Иродиада искала повода разделаться с Иоанном. Говорят, когда Саломея принесла на блюде своей матери долгожданный подарок - голову святого, Иродиада в злобе исколола язык пророка иглами - так, наверное, колола ее правда обличительных слов...

Суд Божий совершился над всеми участниками трагедии - Иродом, Иродиадой, Саломеей - еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку, провалилась под лед. Который сдавил ее так, что тело висело в воде, а голова находилась надо льдом. Течение реки было сильным, и подобно тому, как Саломея некогда плясала ногами по земле, теперь она, уже мертвая, словно в безумном танце, производила пугающие движения в холодной воде. Так красавица висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. Труп Саломеи не нашли, Ироду с Иродиадой принесли только голову несчастной. Позже погибли и эти двое - во время землетрясения они были поглощены разверзшейся землей.

Тициан Вечеллио. "Саломея" (1513 г.).

О чем эта евангельская история? О том, что в ограниченном отрезке времени зло может не просто одержать победу, но и нагло восторжествовать, попирая все человеческие и Божьи нормы, законы. Но стоит раздвинуть временные рамки, даже не до границ этого мира, а так, чтобы просто появилась временная перспектива, и мы увидим, как всеобъемлющий духовный закон, сформулированный Божьими заповедями, работает. Мельница Господа мелет медленно, но верно.

Так почему день, когда вспоминают мученическую смерть пророка, - праздник? Во-первых, днем памяти святых в Церкви всегда становится день их смерти, то есть день рождения в вечность. Во-вторых, праздновать - значит "оставаться без дела". Но быть праздным, то есть не выполнять обычные дела, можно не только, когда душу захлестнула радость, но и в момент, когда руки опустились от горя и ужаса. Именно таков день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В знак траура, отдавая дань аскетизму и трезвости мысли, чувств святого, понимая, что невоздержанность Ирода стала причиной смерти пророка, было принято в этот день не только поститься, но и отказываться от вина. А в храмах на праздник звучат молебны, в которых просят Бога даровать нам трезвость - физическую и духовную.

Пишите на адрес редакции или [email protected]

rg.ru

история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Это торжество считается великим и отмечается ежегодно 11 сентября (29 августа — ст. ст.). Праздник посвящен памяти мученической кончины преподобного Иоанна Крестителя (Предтечи), которому была отрублена голова по приказу царя Ирода.

Об этом знаменательном событии, произошедшем в 32 г. н.э., рассказывают Евангельские послания от Матфея и Марка. В этот день православные верующие обязательно соблюдают пост, выражая скорбь о насильственной кончине честнейшего пророка христианского мира.

Церковные обряды праздника

Накануне торжества происходит всенощное бдение. Стихиры к этому событию написали знаменитые гимнографы: Иоанн монах и Герман. Во время великой вечерни поются три паремии, в которых содержится истинное пророчество о святителе Иоанне Крестителе.

Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи

На утрене священнослужители читают Евангелие от Матфея. Первый канон торжества написал Иоанн Дамаскин, а второй — Андрей Критский. На великой литургии читаются текста Евангелия и Апостолов, которые посвящены событию усекновения.

  • В тропаре торжества похвалами чтится память праведника. Предтеча — славнейший пророк, котором Господь уготовал крестить Проповеданного. Поется, что святитель, принимая мученическую смерть, радовался божественным разумением.
  • Во второй стихире праздника говорится о том, что ученица дьявола сплясала на кровавом пиру и взяла в награду голову Крестителя. Далее, критикуются лживые действия тетрарха Ирода, поклявшегося лишить жизни святого пророка. Итак, Церковь не перестает восхвалять пострадавшего за веру и уничижать имена тех, кто убивает ради удовольствия.
  • Во время кондака прихожане слышат о том, что усекновение произошло по великому замыслу Господа, чтобы Креститель возвестил о пришествии Спасителя. Иродиада же, испросившая казни, плачет, потому что просила обманчивой жизнь вопреки любви к Богу.
На заметку! Это торжество считается днем поминовения тех, кто пожертвовал жизнью за отечество и хранил верность добру и истине. РПЦ установила традицию в 1769 г. после войн с Турцией и Польшей.

О других великих недвунадесятых праздниках:

Традиции празднования

Бытие Иоанна Крестителя чрезвычайно почитается православным миром, а дата усекновение отмечается особенным образом. В этот день не рекомендуется веселиться, играть в азартные игры и устраивать богатое застолье. Верующие должны отказаться от пышных яств и соблюсти строгий пост.

В РПЦ праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя причисляют к великим, но не считают двунадесятым (относящимся к бытию Спасителя и Богородицы). Так как Предтеча вел аскетический образ жизни в пустыне, питался скромно, день 11 сентября является постным. Запрещается потреблять не только мясо и молочную продукцию, но даже рыбу.

Церковь настаивает мирян не быть сообщниками чревоугодия Ирода, но держаться приличия в употреблении пищи. Пример аскетичной жизни нам дал Иоанн Креститель, который жил в пустыне.

Иоанн Креститель — Предтеча Иисуса Христа

Верующие молят Господа о прощении, вразумлении всех грешников и помощи человечеству. В многочисленных российских церквях 11 сентября проходят праздничные служения. С раннего утра и до вечера прихожане чтят память великого пророка, принявшего мученическую смерть во славу Господа.

Священнослужители служат молебны о страдальцах, болеющих страшными недугами. В этот день также принято отдавать дань уважения всем воинам, погибшим за свое отечество. Беря пример с Иоанна Предтечи, христианин должен проповедовать любовь к Всевышнему и возлагать надежду на Самого Творца.

На заметку! Пост, который проходит в праздник Усекновения честной главы Крестителя, был установлен еще во время первых христиан. Его древность подтверждается уставом монастыря, построенного в честь Саввы Освященного. В тексте говорится, что пост завещан ранними отцами Церкви.

История празднования

Власть над Палестиной разделилась между четырьмя римскими ставленниками после смерти Ирода Великого. Галилеей стал править Ирод Антипа, по разрешению императора Августа. Иоанн Предтеча обличал царя (четвертовластник) в прелюбодействе: ставленник бросил свою законную жену и сожительствовал с супругой родного брата, которую звали Иродиадой. Не вынеся обличения, Ирод заключил Крестителя в темницу.

Иоанн Предтеча обличал царя Ирода в прелюбодействе

Некоторые предполагают, что правитель сделал это не из-за злобы, но чтобы спасти Иоанна от деяний мстительной Иродиады.

  • Само усекновение главы Предтечи произошло на пиру, который проходил в честь дня рождения Ирода. На празднике присутствовали знатные местные вельможи, мудрые старейшины и тысяченачальники.
  • Большое внимание к себе привлекла Саломея, дочь Иродиады, которая великолепно танцевала перед гостями и расположила к себе Ирода Антипу, давшего клятву исполнить любое её желание.
  • Иродиада, дьявольски желавшая отмщения, подговорила дочь просить у правителя главу Иоанна Крестителя. Ирод чрезвычайно смутился этому предложению, так как очень боялся гнева Небес и озлобленности народа, который любил пророка.
  • Правитель сдержал клятву, которую дал перед высокими гостями и распорядился соответствующим образом. Существует предание, что после отсечения глава не переставала обличать прелюбодеяние Ирода Антипы. Соломия же, поддавшись ярости исколола язык святого пророка иглой и закопала голову в нечестивом месте.
  • Дальнейшая судьба Ирода и Иродиады покрылась горем. Они страшились воскресения Крестителя и приняли проповедующего Христа за него.
  • Аравийский царь, дочь которого отверг Ирод, послал против последнего свои войска и объявил войну. Правитель Галилеи потерпел поражение, чем разгневал императора Калигулу, который отправил нечестивых любовников в заточении на территории Испании.

Храмы в честь Иоанна Крестителя:

Ученики Иоанна Предтеча погребли тело пророка в городе под названием Севастия. Святую главу нашли, поместили в сосуд и погребли на Елеонской горе.

  1. Впервые её обнаружил некий подвижник, копавший место для храма. Он сохранил голову в собственном доме, но перед смертью, боясь поругания святыни, закопал её в изначальном месте.
  2. В середине V столетия пророк лично указал в видении её местоположение. После этого голову перенесли в Константинополь. В честь этого события Церковь установила торжество первого и второго обретения — 8 марта.
  3. В период иконоборчества голова Предтечи вывозилась в Абхазский город Команы — место, знаменитое ссылкой и кончиной Иоанна Златоуста, — и пряталась в земле. После того, как иконопочитание было восстановлено, пророк явился в видении патриарху Игнатию и указал расположение честной главы. Третье обретение святыни празднуется Церковью 7 июня.

Икона, изображающее событие

Иоанн Предтеча искренне верил в Господа, проповедовал о Небесном Царстве, подготавливал народ к сошествию Мессии. Пророк крестил самого Иисуса и призвал большинство признать его Сыном Божьим.

Святой лик является неотделимой частью всего торжества. Образ демонстрирует грань, за которую способна перешагивать людская ненависть.

Смысл торжества

Дата усекновения — день, повествующий о расставании святого Иоанна с этим миром, где он много страдал от ненависти и гнева. Мученическая смерть не смогла разрушить правду, всегда звучащую из уст Предтеча. Жизнь, которая отдается ради жертвы, ценится Церковью.

Иоанн, долгое время проживавший в пустыне, соединился со своим служением Всевышнего и перестал замечать собственные нужды. Задача пророка — возвещение о скором явлении Спасителя, и нет для него более ценного действа.

Иоанн Предтеча чрезвычайно любит Сына Божьего и готов забыть собственное эго, он способен отдать всё ради защиты Его. Предтеча желает, чтобы вся слава досталась Господу, а о нем самом совершенно забыли. Креститель стал величайшим пророком, потому что в борьбе со страхами полагался только на Могущество Отца и не терял полноценной уверенности.

В день Усекновения честной главы Иоанна Крестителя Церковь призывает молиться о тех, кто умирал в больших страданиях. Духовные герои склонялись для того, чтобы другие воспрянули.

На заметку! Частицы мощей святителя располагаются в соборе Владимирской иконы Богородицы, который построен в северо-восточной части Москвы в 1772 г. Автором церковного проекта был знаменитый архитектор В. Баженов.

11 сентября православный мир вспоминает событие усекновения честной главы Иоанна Предтечи. Церковь воспевает мученичество пророка, отдавшего жизнь ради Божьего Сына и христианских заповедей. Следуя примеру святителя, необходимо бороться с проявлениями бесчестия в своем окружении.

Горький праздник: Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна

molitva-info.ru

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи: Нелепа ли смерть пророка?

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября в 2012 году

Все же до чего христианство парадоксально для стороннего взгляда!

Ведь праздник – это торжество, а какое ж тут, казалось бы, торжество? Человеку, да еще какому человеку: величайшему, по словам Спасителя, из всех пророков (Мф. 11; 11; Лк. 7; 28) – отрубили голову… И добро бы за веру, за проповедание Христа грядущего, а то ведь, если, по человеческому рассуждению вдуматься, из-за того, что вмешался в семейные дела царя. Ну, казалось бы, какое ему дело до того, с кем живет Ирод? Проповедовал бы себе покаяние да крестил бы народ, учеников бы воспитывал, а теперь… Вот вам, пожалуйста, и результат его пророческой деятельности, «по плодам», как говорится…

Если бы мы услышали подобные речи об Иоанне Крестителе, они показались бы нам, по меньшей мере, странными. Но не столько потому, что мы мудрее того, кто это сказал бы, а потому, что знаем: Иоанн Предтеча прославлен в лике святых, он и в преисподней продолжал нести свое служение, проповедуя грядущего вслед за ним Спасителя. А тогда, почти две тысячи лет назад, все выглядело по-другому.

Это мы сейчас горазды, например, осуждать апостолов за малодушие после взятия Христа под стражу и, тем более, после Его крестной смерти. Нам легко: мы-то знаем, что было дальше. А что пережили ученики Иоанновы? Евангелие не рассказывает нам об этом ничего, кроме того, что они забрали его тело и похоронили (Мф. 14; 12). Но ничего не говорится об их колебаниях, об искушениях, которые их посещали. А ведь и они люди.

Как это было дико! Неожиданно и глупо, по человеческим меркам, все получилось: их учитель нес великое служение, он обличил царя в неправде (что это было со стороны св. Иоанна не «вторжением в чужую личную жизнь», а естественным продолжением его проповеди покаяния – этого ученикам объяснять не надо было). Было бы понятно, если бы царь велел обезглавить его за дерзость, так ведь нет: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6; 20).

Стать жертвой придворной интрижки?!.. Быть обезглавленным по причине легкомыслия подвыпившего царя, бездумно давшего безумное обещание, и по тщеславию не посмевшего отказаться? Попасть во власть какой-то глупой, жестокой девчонки, разгорячившей своим танцем кровь Ирода? Умереть и даже по смерти подвергнуться надругательству торжествующей злодейки – ее матери? – как это все… мелко! Как это все, на первый взгляд, несопоставимо с его служением… После такой славы, такого непререкаемого авторитета (фарисеи боялись, что народ их побьет камнями, если они скажут, что крещение Иоанново было от людей, а не с небес (Лк. 30 – 33)), и такая нелепая смерть!

Да, именно так. Только не смерть его нелепа, а мы… Предтеча Господень обличает мир не только словами, не только своей праведной, аскетичной жизнью и, соответствующим ей, внешним видом, но и самой смертью.

Его смерть нелепа?.. Нет, не смерть его нелепа, а наша жизнь с ее предпочтениями, пристрастиями, страхами. Вся абсурдность ситуации, когда жизнь и смерть пророка зависят не столько от царя, сколько от тех, кто умеет им манипулировать, играя на самых примитивных его чувствах и слабостях – это обличение абсурдности нашей жизни, нас с вами. Громадные по значимости события нередко происходят от чьих-то капризов и подлейших нравов. Не стоит всякий раз искать в решениях «сильных мира сего» солидных мотивов: «большие» люди зачастую руководствуются мелочными, низменными основаниями, но последствия их решений, продиктованные будь то трусостью или глупостью, жадностью, завистью или мстительностью – масштабны в силу их высокого положения.

Однако имеет ли это отношение к нам – «простым смертным»? Если мы не цари, не правители, не олигархи, то в чем обличение именно нашей жизни? А в том, что или мы, «соработники у Бога» (1 Кор. 3; 9) в Его правде, или мы соучастники маразма мира сего. В зависимости от того, чем живем, какие ценности исповедуем. Причем под «исповеданием» следует понимать не одну лишь декларацию своей приверженности тем или иным идеалам, но образ мыслей и действий.

Но как мы норовим свою приверженность миру сему прикрыть мнимой «ревностью по Бозе»! Вспомним, как еще недавно было взбудоражено общество психозом по поводу штрих-кодов и грядущего клеймения на лоб и десницу. Оставив в стороне лозунг «жидомасонство – это либерализм плюс всеобщая микрочипизация», обратим внимание, что в технических средствах нуждается только «кровь и плоть», но «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6; 12).

Согласно святоотеческому мнению, «начертание» на лоб – это обмирщенный, лукавый образ мыслей, а на руку – соответствующий образ действий. И вот это наиболее серьезно, потому что будут вживлять чипы, не будут – пока мы суетимся по этому поводу, отвлекаясь на неактуальное, на нас мало-помалу безо всяких ультрасовременных технологий проступают печати антихристовы: в искажении учения Христова и ложном благочестии.

Смерть Предтечи Спасова Иоанна, как и жизнь его – призыв к покаянию. Призыв обличающий, т.е. выявляющий, вскрывающий абсурдность подоплеки как «исторических решений», так и культа «богатых и знаменитых», а равно и ненависти к слою преуспевающих – продиктованной банальной завистью, усиленно прикрываемой реверансами в сторону добродетелей бескорыстия и нестяжательства – все это единое пространство суеты, поглощающей человека, подчиняющей себе его волю, пригибающей к земле его дух (в том числе и под предлогом возвышенных идеалов).

«Что всуе мятемся?» – вздыхаем мы с прп. Андреем Критским. Пожалуй, в этих словах – весь смысл постничества. Дни, посвященные памяти Иоанна Крестителя, всегда постные. Но аскетизм Предтечи не исчерпывается простотой и жесткостью жизни. Это лишь средство. Цель – освобождение от суетного: прельщающего, неволящего, мертвящего.

Внешне смерть Иоанна Предтечи – торжество порока над праведностью: вот, он мертв, а его враги живы и торжествуют… Но торжество это призрачное, из-за нечувствия «победителями» своей погибели заживо. На самом же деле смерть последнего ветхозаветного пророка была торжеством правды Божией, не пренебрегающей ни убогими, ни знатными, «не прогибающейся под изменчивый мир», не знающей «двойных стандартов» и не раболепствующей «здравому смыслу», настойчиво нас побуждающему считаться с могуществом и богатством.

Читайте также:

www.pravmir.ru

Почему Усекновение главы Иоанна Предтечи считается праздником?

О столкновении добра и зла - архимандрит Хризостом (Грищенко), насельник Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря.

«… Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, - дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.  И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе». (Мар. 6:17-29)

Вот Евангельское описание события, которое мы с вами, братья и сёстры сегодня отмечаем.

О чём нам говорит этот Евангельский сюжет?

Чему нас научает праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи? И почему вообще это страшное событие традиционно считается праздником?

Перед нами разворачивается картина ещё одного столкновения добра и зла, столкновения мира (погрязшего в греховных страстях), и святого человека, посланного Богом как проповедника покаяния. Ведь главная мúссия Иоанна Предтечи – это призвать людей к покаянию.

Об этом его важном посланничестве предсказывали многие пророки. Например, пророк Исаия (за 700 лет до Новозаветных событий) назвал Предтечу — Гласом вопиющего в пустыне, который будет призывать людей: «…приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие»... (Ис. 40:3-5)

И через пророка Малахию Бог о Предтече говорил: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». (Мал. 4:5,6) Здесь, конечно же, не говорится о реинкарнации личности пророка Илии (так как он был взят на небо в теле), здесь говорится о человеке, который придёт в духе пророка Илии, т.е. с подобной ему мúссией, пылкой верой, и ревностью по Боге и Его истине, с призывом к примирению с Богом, с призывом к покаянию, т.е. изменению жизни. В этом пророк Илия и Иоанн Креститель очень похожи.

Почему Предтечу изображают на иконах как ангела и называют Ангелом Пустыни?

Через того же Малахию Бог (примерно за 400 лет до рождества Христова) говорит: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:1). Это тоже пророчество о Предтече. Он здесь назван Ангелом Господним (почему его иногда и изображают на иконах как ангела с крыльями, и называют Ангелом Пустыни), но это не потому, что Предтеча — Ангел во плоти по существу. А потому, что слово “Ангел” переводится как Вестник. Он был послан от Бога с ВЕСТЬЮ о скором пришествии Христа Божия и о том, что без покаяния невозможно достойно войти в общение с Богом и Его Сыном. Но покаяние – это не просто теоретическое признание своих грехов, а практическая решимость изменить свою жизнь. Об этом святой Предтеча говорил: «…Сотворите же достойные плоды покаяния…[ибо]…уже и топор при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лук. 3:8,9).

И о такой перемене жизни — от безбожной к богоугодной — Креститель говорил всем, невзирая на лица: и бедным и богатым, и ремесленникам и солдатам, и рабам и царям…

Вот и Ироду, с его незаконной женой, т.с. «попало» от святого Иоанна. И Предтеча изобличал Ирода не из политических мотивов, а потому что тот, считая себя частью богоизбранного народа и считая себя верующим в Единого Бога, жил как язычник, чем причинял соблазн многим его подданным. А о том, что Ирод отождествлял себя с богоизбранным народом, видно из Евангельских слов: «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его».

Вот, напрашивается и первый поучительный вывод из воспоминаемых нами событий. Разве не бывает так, братья и сёстры иногда и с нами – тут мы готовы слушать, и слушать с удовольствием живительные словеса Истины, а когда речь заходит о деле – ты оставь, человек, твою душепагубную страсть, мы раздражаемся, а то начинаем даже противоборствовать Истине.

Чему нас ещё учат вспоминаемые события, связанные с Усекновением чеснóй главы Иоанна Предтечи?

Тому, что изобильные возлияния алкоголя и шумные гуляния со страстными плясками полуобнаженных женщин и трезвомыслие не совместимы. Тому, что нельзя давать никаких поспешных клятв и обещаний. Тому, что от власть имущих зависят жизни простых людей, и нельзя, злоупотребляя властью из человекоугодия перед такими же власть имущими, бездумно и со страстью распоряжаться судьбами людей. И всё это вызывает печаль.

Но также события Усекновения главы пророка Иоанна нас учат стойкости в вере, ревности по Богу, послушанию истине и бытийному преображению нашей жизни, а не просто теоретическому принятию Христова Учения. И это всё приносит в сердце искренне верующего радость.

А в заключение хочется процитировать слова владыки Антония Сурожского: «Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем... Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. Таков сегодняшний праздник». Предтече Спасов Иоанне, моли Бога о нас. Аминь.

pravlife.org

Усекновение главы Иоанна Предтечи – что за праздник, что можно и что нельзя

История этого праздника связана с Евангельским повествованием

Из открытых источников

Православная церковь и все верующие 11 сентября вспоминают мученическую смерть Крестителя Господня Иоанна.

Этот день носит название Усекновение главы Иоанна Предтечи. В народе его называют проще: Головосечение, Головосек, Иван постный.

История праздника

Связана с Евангельским повествованием, о данном событии сообщают три из четырех Евангелий (от Матфея, от Марка и от Луки).

История такова:

После Крещения Иисуса Иоанн продолжил свое пророческое служение, обличая пороки и грехи, призывая народ к покаянию и указывая путь к спасению через веру в Христа.

Среди прочих, обличил он и царя Ирода, который при живом брате отобрал у последнего жену Иродиаду и сам на ней женился. А это – нарушение седьмой заповеди "Не прелюбодействуй".

Иоанн об этом открыто заявил Ироду. Царю такая открытость не понравилась и он посадил Иоанна в тюрьму. При этом оставив его в живых, поскольку иудейский народ почитал Иоанна и считал его величайшим пророком.

Потом был день рождения Ирода. Во время праздника дочь Иродиады исполнила пляску, которая очень понравилась царю. В награду Ирод дал клятву: дать своей падчерице все, что она пожелает.

Падчерица Ирода обратилась за советом к матери, которая предложила в награду за пляску попросить отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде.

Узнав о просьбе, Ирод опечалился, но клятву выполнил. Отрубленную голову Иоанна принесли на пир и вручили дочери Иродиады. Ученики Иоанна погребают тело Предтечи.

Данное событие и послужило причиной для установления этого христианского праздника.

Что нельзя

В этот день нельзя никому одалживать деньги и вообще что-либо отдавать из дома; нельзя начинать новых дел; категорически не рекомендуется стричься и даже причесываться. В День усекновения главы Иоанна Предтечи необходимо держать строгий пост. Нельзя употреблять в пищу мясо, молоко, рыбу, морепродукты. В этот день также не разрешается ни петь, ни танцевать. Хозяйкам запрещено на Головосека шить и вязать. Большим грехом считается употребление алкоголя в этот день.

 

112.ua

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. Литургия

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТОГО ПРОРОКА,
ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

 

НА ЛИТУРГИИ

 

Блаженны от канона 1-го, песнь 3-я, на 4, и 2-го 6-я, на 4.

 

НА ЛИТУРГИИ

 

Блаженны: из первого канона песнь 3 на 4, и из второго 6 на 4.

Тропарь Предтечи, глас 2:

Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. / Темже за истину пострадав, радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира / и подающаго нам велию милость.

 

 

Тропарь, глас 2

Память праведника чтится похвалами, / тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, / ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, / ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. / Потому за истину пострадав с радостью, / благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, / подъемлющего грех мира / и подающего нам великую милость.

 

Кондак, глас 5:

Предтечево славное усекновение / смотрение бысть некое Божественное, / да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. / Да рыдает убо Иродия, / беззаконное убийство испросивши: / не закон бо Божий, ни живый век возлюби, / но притворный, привременный.

 

 

Кондак, глас 5

Предтечи славное усекновение / произошло по некоему Божественному замыслу, / чтобы он и пребывавшим во аде / возвестил о пришествии Спасителя. / Да восплачет же Иродиада, / беззаконное убийство испросившая: / ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь, / но обманчивую и временную.

 

Прокимен, глас 7:

Возвеселится праведник о Господе / и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе.

 

 

Прокимен, глас 7

Возвеселится праведник о Господе, / и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе.   Пс 63:11А, 2А

 

Деяний святых апостол чтение (зачало 33):

 

Деяния святых Апостолов, зачало 33

Во дни оны, якоже скончаваше Иоанн течение, глаголаше: кого мя непщуете быти, несмь аз, но се грядет по мне, Емуже несмь достоин разрешити ремень сапогу Его. Мужие, братие, сынове рода Авраамля, и иже в вас, боящиися Бога, вам слово спасения Сего послася: Живущии бо во Иерусалиме и князи их сего не разумевше, и гласы пророческия, по вся субботы чтомыя, осудивше Его, исполниша. И ни единыя вины смертныя обретше, просиша у Пилата убити Его. Якоже скончаша вся, яже о Нем писана, снемше со Древа, положиша во гробе. Бог же воскреси Его от мертвых. Иже явися на дни многи совозшедшим с Ним от Галилеи во Иерусалим, иже ныне суть свидетелие Его к людем. И мы вам благовествуем обетование, бывшее ко отцем, яко сие Бог исполнил есть нам, чадом их, воздвиг Иисуса.

 

 

В те дни, когда завершал Иоанн поприще своё, он говорил: "За кого вы меня принимаете? Я не тот; но вот, идет за мною Тот, у Кого я недостоин развязать обувь на ногах". Мужи братья, сыны рода Авраамова и боящиеся Бога между вами: вам послано слово спасения сего. Ибо живущие в Иерусалиме и начальники их, не узнав Его, исполнили и голоса пророков, читаемые каждую субботу, осудив Его. И не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, упросили Пилата убить Его. Когда же исполнили все, написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его в гробницу. Но Бог воздвиг Его из мёртвых. Он являлся в течение многих дней пришедшим вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим, которые ныне свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обещание, данное отцам, его исполнил Бог нам, детям их, воскресив Иисуса.   Деян 13:25–32

 

Аллилуия, глас 4:

Праведник, яко финикс, процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни во дворех дому Бога нашего процветут.

 

 

Аллилуия, глас 4

Стих: Праведник как пальма расцветет, как кедр, что на Ливане, преумножится. Стих: Насажденные в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут.   Пс 91:13, 14

 

Евангелие от Марка, зачало 24:

 

Евангелие от Марка, зачало 24

Во время оно, слыша Ирод царь слух Иисусов [яве бо бысть имя его,] и глаголаше, яко Иоанн Крестяй от мертвых воста, и сего ради силы деются о нем. Инии глаголаху, яко Илия есть, инии же глаголаху, яко пророк есть, или яко един от пророк. Слышав же Ирод рече, яко, егоже аз усекнух Иоанна, той есть: той воста от мертвых. Той бо Ирод послав, ят Иоанна и связа его в темнице, Иродиады ради, жены Филиппа, брата своего, яко оженися ею. Глаголаше бо Иоанн Иродови: не достоит тебе имети жену (Филиппа), брата твоего. Иродия же гневашеся на него и хотяше его убити, и не можаше. Ирод бо бояшеся Иоанна, ведый его мужа праведна и свята, и соблюдаше его, и послушав его, многа творяше, и в сладость его послушаше. И приключшуся дни потребну, егда Ирод рождеству своему вечерю творяше, князем своим, тысящником, и старейшинам галилейским. И вшедши дщерь тоя Иродиады, и плясавши, и угождши Иродови и возлежащым с ним. Рече царь девице: проси у мене, еже аще хощеши, и дам ти. И клятся ей: яко аще попросиши у мене, дам ти, и до полцарствия моего. Она же изшедши рече матери своей: чесо прошу? Она же рече: главу Иоанна Крестителя. И вшедши абие со тщанием к царю, проси, глаголющи: хощу, да ми даси от него на блюде главу Иоанна Крестителя. И прискорбен быв царь, клятвы же ради, и за возлежащих с ним, не восхоте отрещися ея. И абие послав царь спекулатора, повеле принести главу его. Он же шед усекну его в темнице. И принесе главу его на блюде, и даде ю девице: и девица даде ю матери своей. И слышавше ученицы его, приидоша и взяша труп его, и положиша его во гробе. И собрашася апостоли ко Иисусу, и возвестиша Ему вся, и елика сотвориша, и научиша.

 

 

В то время услышал царь Ирод слух об Иисусе, – ибо известно стало имя Его, – и говорил, что Иоанн Креститель восстал из мертвых, и потому силы действуют в нем. Другие же говорили, что это Илия. А иные говорили, что это пророк, как один из прежних пророков. Но Ирод, услышав это, сказал: "Иоанн, которого я обезглавил, – это он и есть; он восстал из мертвых". Ибо этот Ирод, послав, схватил Иоанна и заключил его в узах в темницу из-за Иродиады, жены Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: "Не должно тебе иметь жену брата твоего". Иродиада же питала к нему вражду и хотела его убить, но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; и, выслушав его, многое делал, и охотно слушал его. И удобный день настал, когда Ирод, ради дня рождения своего, делал пир для вельмож своих и тысяченачальников и первых людей Галилеи. И вошла тогда дочь этой Иродиады и сплясала; и угодила она Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: "Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе". И поклялся ей: "Чего ни попросишь, дам тебе, – до половины царства моего!" И выйдя, она сказала матери своей: "Чего мне попросить?" А та сказала: "Голову Иоанна Крестителя!" И войдя тотчас с поспешностью к царю, она попросила его говоря: "Хочу, чтобы ты сейчас же дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя!" И, сильно опечалившись, царь ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав стражника, царь приказал принести голову его. И тот пошел, обезглавил его в темнице, и принес голову его на блюде, и дал ее девице; а девица дала ее матери своей. И, услышав, ученики его пришли, и взяли тело его, и положили его в гробнице. И собираются апостолы к Иисусу; и возвестили они Ему все: и что сделали и чему научили.   Мк 6:14 –30

 

Причастен:

В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.

 

 

Причастен:

В вечной памяти будет праведник, от злой молвы не убоится.   Пс 111:6Б–7А

 

На трапезе утешение братии, кроме сыра, и яиц, и рыбы. Ядим же дважды днем, аще среда или пяток.

 

На трапезе утешение братии, но без сыра, яиц и рыбы. Едим же дважды днем, даже в среду или пятницу.

Ведомо же буди, яко аще случится праздник сей в Неделю, предваряет вся служба воскресна на вечерни, и на утрени, и на Литургии.

 

 

Да будет известно, что если случится этот праздник в Воскресный день, предваряет все служба воскресная на вечерне, и на утрене, и на Литургии.

 

azbyka.ru

Усекновение главы Иоанна Предтечи: праздник или пост?

11 сентября Церковь празднует память святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая связана с его мученической кончиной. По уставу в этот день - праздник и строгий пост. Почему Церковь соединила эти два события воедино, мы спросили главного редактора православного молодежного журнала «Наследник» протоиерея Максима Первозванского.     

- Во-первых, надо сказать, что Церковь вообще мученическую кончину любого святого отмечает торжественно. Именно день кончины святого, а не день его рождения, церковная традиция почитает как праздник, так как в этот день святой переходит к Богу, в жизнь вечную, в свое новое рождение.

То же самое, с некоторыми оговорками, относится и к святому Иоанну Предтече. Святой пророк еще Самим Христом был назван большим, из рожденных женами, именно поэтому те события, которые связаны с его жизнью, Церковь всегда отмечает особым образом. Мы празднуем и день его кончины – усекновение главы, и день его рождения.

Что же касается строгого поста, который в этот день положен по церковному уставу, мы знаем - в церковной традиции установилось, что как правило в день памяти святого поста нет, а, наоборот, допускаются послабления в пище. Однако в случае со святым Иоанном Предтечей надо вспомнить историю этого события. Усекновение главы святого пророка произошло на пиру, который устроил царь Ирод по поводу своего дня рождения. Вполне естественно, что все участники этого пира много ели и пили. Это стало предверием того расслабления, в котором Ирод и пообещал дочери царицы Иродиады – Саломее, за ее танец выполнить любое ее желание. Саломея же, по научению своей матери, попросила голову святого Иоанна Предтечи, который в тот момент находился в царской темнице. Полагая, что не может отказаться, царь Ирод выполнил ее желание. Потому, думаю, и можно рассматривать строгий пост в этот день как память о том, что мученическая кончина святого пророка произошла на пиру. В этот день Церковь предлагает верующим именно постом, а не объедением почтить память этого великого святого.

 

Читайте другие материалы "Фомы" по теме:

Пророк, Предтеча и Креститель
Икона Иоанна Предтечи
11 сентября 2017: Усекновение главы Иоанна Предтечи
Предтеча: Идущий впереди
Христос об Иоанне. Укоры
Христос об Иоанне
Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи

 

foma.ru

какого числа праздник, как отмечать и поститься

Этот праздник посвящен святому, о котором рассказывается сразу в двух Евангелиях и в честь которого в христианстве существует множество различных праздников. Больше только у Богоматери. За что такие почести?

Иоанн Креститель является, можно так сказать, предшественником Христа. Предтечей. Именно он рассказал людям о его пришествие в мир, а затем крестил Христа в водах Иордана. И за него же погиб мученической смертью. Именно это событие и вспоминают православные 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вкратце эта история такова.

Правящий в те времена тетрарх Галилеи и Переи Ирод Антипа, отбил у сводного брата жену Иродиаду. Однажды дочь Иродиады по имени Саломея исполняла танец по случаю дня рождения Ирода Антипы, и потрясла всех присутствующих своим умением. За что Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. И та по научению матери Иродиады, которой не нравилось, что Иоанн Креститель обличает ее связь с Иродом Антипой, попросила в подарок голову Иоанна Крестителя. Вскоре желание было исполнено. Голова была доставлена на блюде.

Именно это трагическое событие и вспоминают православные в день Усекновения главы Иоанна Предтечи в 2017 году.

КАК ПОСТИТЬСЯ НА УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В 2017 ГОДУ

В память о трагической смерти пророка христиане держат однодневный пост. В том числе и потому, что сам Предтеча в жизни питался скудно, в основном саранчой и диким мёдом, жил по большей части в пустыне и вёл суровый образ жизни.

В пост 11 сентября нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты.

Остальную пищу приправляют только растительным маслом.

КАК ОТМЕЧАТЬ УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

По случаю праздника в церкви идут специальные службы. Накануне вечером служится всенощное бдение. На утрени читаются главы из Евангелия от Матфея, где описываются события, связанные с Иоанном Крестителем. И специальные каноны Иоанна Дамаскина и Андрея Критского. На литургии совершается апостольское и евангельское чтения, посвященные событию.

Верующие в этот день должны читать:

- молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи (так и называются),

- тропарь Предтече

- кондак Предтече

В Русской Православной церкви в этот день также поминают воинов, которые «подвизались за истину и добро и жизнь свою положили за своё Отечество». Этот день памяти был установлен еще в 1769 году во время войны в Польше и войны с Турцией.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ НА ПРАЗДНИК УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В 2017 ГОДУ

Официальная Церковь не приветствует приметы. Но наша история напрямую связана с языческими верованиями и бытовыми суевериями. Поэтому у испокон веков существуют традиции, суеверия и поверия, и праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 2017 не исключение.

В народном календаре это праздник называется также как «Иван-пост» или Головосек, Полетовщик. Этот день считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

В народе верили, что загаданное в этот день желание обязательно исполнится.

Было нежелательно резать капусту (и вообще все круглое), поскольку это ассоциируется с круглым. А значит, с головой. По той же причине нельзя есть я блоки, картофель, арбузы, лук. И запрещалось пользоваться ножом.

А также петь и танцевать (ассоциация понятна – Саломея).

ЧТО ПОЧИТАТЬ ПРО УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Места Библии, где описываются события, связанные с жизнью пророка Иоанна:

- Евангелие от Матфея, 14-я глава

- Евангелие от Марка, 6 - я глава

- Деяния апостолов, 13глава

- средневековая поэма «Иоанн Креститель» Йоста ван ден Вондела.

И ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Существует множество икон и картин, посвященных Иоанну Крестителю и событиям из его жизни. Чаще всего его изображают с отделенной головой от тела.

Русские иконописцы в древности изображали святого часто склоненным и со связанными впереди руками, в то врем я как палач заносил над ним меч.

На древнерусских иконах голову пророка нередко писали в чаше на фоне храма.

В Москве есть храм усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском.

А в столичном храме Владимирской иконы Божией Матери можно даже помолиться перед частицей мощей Иоанна Предтечи.

КСТАТИ

На иконе Иоанна Предтечи в одном из музеев Омской области проявляется лик Христа. Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» была написана в XIX веке. Но экспертам до сих пор не удалось раскрыть секрет ее двуликости (подробности)

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

11 сентября день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Молятся ему о заступлении от различных бед и избавлении от различных недугов. О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты (дальше)

www.kp.by

Усекновение главы Иоанна Предтечи уже завтра - церковный праздник с удивительными традициями

Ежегодно праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи отмечается 11 сентября. В 2019 году этот день выпадает на среду.

Близится великий православный праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, который посвящен пророку, предсказавшему появление Мессии и впоследствии крестившему Иисуса Христа в священных водах реки Иордан. Это один из самых почитаемых святых, получивший имя Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи, каково значение и суть праздника и какие традиции сохранились до сегодняшнего дня, узнайте в материале ниже.

Несмотря на то что это церковный праздник, события дня носят далеко не радостный характер. На самом деле усекновение означает отсечение. В этот день в 30-х годах нашей эры пророка Иоанна Предтечу жестоко казнили – ему отрубили голову.

История праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

Святой Иоанн Предтеча – ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший Его пришествие. Он родился в семье священника, долгое время жил в пустыне, вел аскетический образ жизни, проповедовал, проводил священные омовения водой (крещение) иудеев.

Пророк беспощадно осуждал людские грехи и призывал покаяться и освободиться от них. Под такие суровые обличения Иоанна Предтечи попал царь Ирод Антипа за то, что оставив законную жену, стал сожительствовать с Иродиадой – женой собственного брата, чем нарушил Господню заповедь о прелюбодеянии. Ирод разозлился и бросил пророка в темницу.

Во время празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады Саломея сумела своим зажигательным танцем произвести такое впечатление на царя, что он пообещал в награду исполнить любое желание девушки. По наущению матери Саломея пожелала, чтобы ей подали на блюде отрубленную голову Иоанна Предтечи. Царь Ирод исполнил свое слово, и пророка казнили.

Традиции дня Усекновения главы Иоанна Предтечи

Главной традицией дня является запрет на употребление в пищу продуктов круглой формы – хлеба, арбуза, капусты и даже помидоров – поскольку они ассоциируются с формой головы.

В день Усекновения главы Иоанна Предтечи соблюдается строгий пост.

Нельзя брать в руки острые и режущие предметы – нож, пилу и даже иглу, т. к. это напоминает о способе казни Иоанна Предтечи. Продукты в этот день допустимо не резать, а только ломать.

Также в этот день нельзя подавать еду на блюде, как это было сделано с головой Иоанна Крестителя.

В этот праздник следует вспоминать учение Иоанна Предтечи, стараться никого не обижать, не клеветать, не брать чужого, довольствоваться тем, что имеем, и честно выполнять свое дело.

 

По материалах Сегодня.юа

kg.ua

Усекновение главы Иоанна Предтечи - праздник 11 сентября

Жизнь и судьба Иоанна Крестителя величественна и трагична. Весь свой жизненный путь он был сторонником строгой морали, избегал двойных стандартов и не раболепствовал перед могущественными и богатыми. За свою принципиальность он принял страшную смерть, но не пошел на поводу у сильных мира сего. Жизнь Иоанна Предтечи – прекрасный пример приверженности своим идеалам и убеждениям. В народе Иоанн Креститель почитался как целитель от головной боли. В этот день также принято поминать всех православных воинов, сложивших свои головы на поле брани.

Согласно Евангелиям, после того как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан, Ирод Антипа, правитель Галилеи заключил Иоанна Крестителя в темницу. Основанием послужил тот факт, что пророк открыто обличал Ирода в том, что, оставив законную жену, тот живет с женой своего брата Иродиадой. Надо сказать, что в те времена закон разрешал брать жену умершего брата (вдову) только тогда, когда умерший брат не оставлял после себя детей. Однако история утверждает, что правитель совершил великое беззаконие и отнял жену у своего брата Филиппа, когда тот был еще жив.

Иоанн Предтеча слыл в народе как ярый ревнитель закона Божия и обличитель грехов человеческих. Он не мог умолчать о таком беззаконии, творимом правителем Галилеи, и перед людьми обличил Ирода, как прелюбодея. После такого позора Ирод приказал бросить Иоанна в темницу. Но больше самого правителя затаила злобу на пророка жена Ирода, Иродиада, и любыми способами пыталась убить его. Но так как Ирод считал Иоанна человеком праведным и святым, Ирод не решался отдать его на смерть. Однако он боялся не столько Бога, сколько людей, как говорит евангелист Матфей: И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Ирод боялся, как бы народ не восстал на него и не поднял мятежа. Он не осмеливался отдать приказ казнить пророка и Крестителя Господня, но только держал его в темнице, желая таким образом оградить своего обличителя от народа.

И вот однажды, отмечая свой очередной день рождения, Ирод устроил большой пир, на котором в качестве танцовщицы выступала дочь Иродиады Саломея. Юная девушка настолько понравилась правителю Галилеи, что он обещал ей исполнить любое ее желание. Иродиада, давно мечтавшая избавиться от слишком разговорчивого Иоанна, подговорила свою дочь, и Саломея попросила Ирода подарить ей голову Крестителя. Правитель Галилеи не мог не сдержать своего слова и по его приказу Иоанна казнили.

Как утверждают предания, голова Иоанна Предтечи была принесена на блюде посреди пиршества. Гостей праздника обуял ужас, когда вдруг отрубленная голова, с которой еще капала кровь, вдруг сказала те же обличительные слова, за которые Иоанн был помещен под стражу: "Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего".

Иродиада приказала похоронить голову Иоанна отдельно от его тела, так как после случая на пиру боялась, как бы пророк не воскрес. Тело Крестителя его ученики забрали из темницы и похоронили в Севастии, а голову пророка Иродиада спрятала в своем дворце. Относительно того, каким образом оттуда была взята глава Крестителя, написано под двадцать четвертым числом февраля, когда празднуется Обретение сей честной главы.

Месть Господа Бога не заставила себя долго ждать - через некоторое время убийца пророка лишился своего царства, а через некоторое время и жизни. Танцовщица Саломея той же зимой провалилась под лед, который так сильно сдавил ее, что все тело находилось под водой и видна была лишь голова. В воде она барахталась так, как будто плясала. В конце концов лед сошелся и отрезал девушке голову, которую принесли Ироду и Иродиаде, как некогда им принесли голову Иоанна Крестителя. Сам же Ирод был сослан римским императором Каем Калигулой в Испанию, где он вместе с Иродиадой погиб во время землетрясения. В народе Иоанн Креститель почитался как целитель от головной боли. В этот день также принято поминать всех православных воинов, сложивших свои головы на поле брани.

Церковные традиции

Согласно церковным традициям день Усекновения Главы Иоанна Крестителя – время самого строгого поста. В этот день, даже если он выпадает на воскресенье, не едят мясо, рыбу, молочные и морские продукты. Этот однодневный пост напоминает всем верующим людям, к чему может привести невоздержанность. Иоанн Креститель большую часть своей жизни жил в пустыне без хлеба, вина и какой-либо другой пищи. Он питался саранчой и медом, пил только воду и не стремился насытить свое тело, думая о своей бессмертной душе. Именно в память о жизни и подвиге Иоанна Предтечи следует проводить этот день в строгом посте и молитве.

Многие задаются вопросом - можно ли работать в день Усекновения главы Иоанна Предтечи? Конечно, согласно церковным традициям, в великие праздники желательно не работать, если на то нет крайней необходимости. В этот день лучше всего посетить храм и провести в молитве. Однако, если другой возможности нет, то можно и заняться домашними делами - лучше убраться в праздник, чем молиться в грязи. Ведь блага без чистоты не бывает.

В народе с праздником Усекновения главы Иоанна Крестителя связано множество различных примет и суеверий, за которыми теряется истинный смысл праздника. Так, считается, что в этот день нельзя употреблять в пищу арбузы, яблоки, лук и другие продукты округлой формы. Многие наверняка слышали и о том, что 11 сентября в день Головосечения, вообще нельзя брать в руки режущие предметы. Верить или не верить данным приметам, конечно же, личное дело каждого человека. Однако церковь говорит нам, что эти суеверия не имеют никакого основания и, кроме того, даже оскорбляют христианскую веру. Подумайте сами, как можно сравнивать и связывать качан капусты или арбуз с честной главой Предтечи Господа нашего? Так что православная церковь говорит, что всем этим суевериям не следует придавать никакого значения.

Икона Усекновение главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Молитвы в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Тропарь, глас 2-й. Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 5-й. Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание. Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Акафист святому пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну

vedmochka.net

Обретение главы Иоанна Предтечи — Википедия

Эта статья — о христианском празднике. О славянской обрядности см. Обретенье. Три обретения честной главы св. Иоанна Предтечи (икона XIV в., Великая Лавра на Афоне)

Обре́тение главы Иоанна Предтечи — православный праздник в честь наиболее почитаемой части мощей Иоанна Предтечи — его главы[1]. В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение произошло в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Праздник первого и второго чудесных обретений отмечается Русской православной церковью 24 февраля (9 марта) — в невисокосные годы, а в високосные — 24 февраля (8 марта). Кроме того, 25 мая (7 июня) празднуется третье обретение главы.

В настоящее время церковная история святыни остаётся неясной. Исламская традиция считает местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католицизм помещает её в римскую церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, упоминается о передней части черепа в соборе Амьена (Франция), привезённой из четвёртого крестового похода, о частях главы в турецкой Антиохии и в одном из монастырей Армении.

Усекновение главы Иоанна Крестителя[править | править код]

Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) — ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Иродиада была женой Ирода Филиппа, но была отнята у него тетрархом Галилеи Иродом Антипой, за что Иоанн обличал последнего. Ирод Антипа заключил Иоанна в тюрьму, но казнить его не решался (Мф. 14:3—5, Мк. 6:17—20).

Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя, и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф. 14:6—12, Мк. 6:21—29).

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковь установила праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Отмечается 29 августа (11 сентября).

В народном календаре праздник известен как «Иван-пост» или Головосек.

Икона «Первое обретение главы Иоанна Предтечи»

Первое обретение главы Иоанна Предтечи[править | править код]

По преданию[2], Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была вынесена благочестивой служанкой (имя которой было Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода)[3] и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе. Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва для фундамента, он обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знамениям. После обретения главы, Иннокентий её бережно хранил, но перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви, которая затем обветшала и разрушилась[4].

Второе обретение главы Иоанна Предтечи[править | править код]

Икона «Второе обретение главы Иоанна Предтечи»

В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые прибыли в город поклониться Гробу Господню. Одному из них явился Иоанн Креститель и указал место где находилась глава. Монахи взяли её с собой и положили реликвию в мешок из верблюжей шерсти, но, проявив леность, отдали нести реликвию встретившемуся им гончару из сирийского города Емессы. По преданию[2], явившийся святой повелел горшечнику оставить неблагочестивых монахов и принять на хранение святыню. Всю жизнь он бережно хранил реликвию, каждый день возжигал светильники и молился. Перед смертью гончар, по велению Иоанна Крестителя поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Он наказал сестре бережно хранить реликвию, а перед смертью передать её благочестивому христианину. Позднее реликвия оказалась у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Позднее над пещерой возник монастырь и в 452 году явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь[4].

Третье обретение главы Иоанна Предтечи[править | править код]

Икона «Третье обретение главы Иоанна Предтечи»

Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святыни. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте[5]. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви[6]. Феодору Студиту приписывается Речь на обретение главы Иоанна Предтечи, в которой описывается история её третьего обретения[1].

Нерукотворный образ Иоанна Предтечи на месте третьего обретения Главы святого в Команах Абхазских

В небольшом гроте на месте третьего обретения главы имеется образ Иоанна Предтечи, почитаемый как нерукотворный.

Православная церковь отмечает первое и второе обретения 8 марта — в високосном году и 9 марта — в невисокосном году (24 февраля по юлианскому календарю), а третье обретение отмечается 7 июня (25 мая).

Последование празднования 1-го и 2-го обретений главы Иоанна Предтечи включает: отпустительный тропарь 4-го гласа, кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища» с икосом, канон 6-го гласа, 3 цикла стихир-подобнов и 4 самогласна, 4 седальна и светилен.

Последование празднования 3-го обретения главы Иоанна Предтечи включает: отпустительный тропарь 4-го гласа, кондак плагального 6-го гласа на подобен «Еже о нас» с икосом, канон 8-го гласа, ирмос, 3 цикла стихир-подобнов, 4 самогласна, 4 седальна, 2 светильна.

В IV веке на Елеонской горе над местом первого обретения главы Иоанна Предтечи был построен мартирий[1]. Его оригинальная постройка не сохранилась. В 1910 году на месте мартирия возвели часовню обретения главы Иоанна Предтечи (принадлежит Елеонскому Вознесенскому монастырю). В ней сохранились фрагменты оригинальных мозаичных полов мартирия. Отдельной мозаикой выделено место, где была обретена глава Иоанна Крестителя.

ru.wikipedia.org


Смотрите также