Успенский пост как правильно поститься


Успенский пост. В чем строгость и где послабления в семейной жизни?

В прямом эфире радио КП протоиерей Олег Стеняев рассказывает корреспонденту «Комсомолки» Екатерине Рожаевой и ведущему Арташесу Антоняну, почему Успенский пост – почти такой же строгий, как Великий и почему пост – это не диета.

Антонян:

- В эфире программа «Прощеное воскресенье». Приветствуем в студии Екатерину Рожаеву. Наш сегодняшний гость – протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Тема, которую мы сегодня хотели бы обсудить звучит следующим образом: «Успенский пост. В чем строгость и где послабления в семейной жизни?»

Рожаева:

- Откуда пошла такая традиция поститься? И что для православных есть Успенский пост?

Стеняев:

- Пост - это очень древняя традиция. Пост присутствует в иудаизме, в христианстве, в исламе, в индуизме, в буддизме. Собственно говоря, я не знаю религии, в которой бы не было поста. Я думаю, что древние жертвовали своей пищей, для того чтобы показать, что самое главное все-таки духовное, а не плотское. Таким образом они как бы подчеркивали, какие главные приоритеты должны быть в жизни человека, а что-то является второстепенным. Если говорить об успенском посте, он установлен в связи с тем, что было Успение Девы Марии, она готовилась к этому дню, она ожидала этого дня, она молила своего сына, чтобы в момент исхода из тела ей не видеть злых демонов, как учит предание. И сын Божий сам сошел за ее блаженной душою и забрал ее в небесную обитель. Поэтому это для нас образ такой правильной подготовки к переходу в другую жизнь. Как в одной древней книге сказано, человек рождается для смерти, а умирает для жизни.

Рожаева:

- Насколько я понимаю, все-таки пост это не только отказ от еды и какого-то питья, но, наверное, смысл сакральный несколько в ином. Иначе бы он был бы ни к чему, это была бы диета, допустим.

Стеняев:

- Да, это была бы диета. В действительности пост – это когда человек отказывается от чего-либо. Например, детям я говорю: сегодня вы можете отказаться от мясной пищи, откажитесь от жвачки в среду, пятницу и воскресенье. И поверьте мне, когда ребенок отказывается от жвачки, для него это очень ответственное решение. И Господь, конечно, принимает это с радостью.

Рожаева:

- То есть от любого какого-либо любимого лакомства.

Стеняев:

- Или недостатка. Например, мужчины православные стараются в среду, пятницу, воскресенье, во время поста не курить. И им, конечно, это очень тяжело дается. Но Господь видит их старания, и он оценивает именно их намерения хоть как-то поучаствовать в посте.

Антонян:

- Есть несколько постов, достаточно длительных по времени. А чем Успенский пост отличается?

Стеняев:

- Успенский пост достаточно строгий по сравнению с другими постами. Его можно сравнить только с Великим постом перед Пасхой. И этот пост связан с тем, что мы практически не вкушаем ни рыбу, ничего.

Рожаева:

- Растительное масло?

Стеняев:

- Да, растительное.

Рожаева:

- А что еще можно и чего нельзя в пост? Говорят: монастырский устав. Но мы-то живем в светском государстве. Понятно, что в монастыре люди должны придерживаться неких правил. А как это распространяется на обычное общество?

Стеняев:

- Вот смотрите, что о посте пишет святитель Василий Великий: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги». И далее Василий великий обличает тех, которые неправильно постятся. Не ешь ты мяса, то поедаешь брата, воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день на обсуждение ближних. То есть назначение поста это покаяние. И главное – человек должен осознать, что воздержание от пищи это одно из условий поста, но это не главное условие поста. Главное – примириться. Вот у пророка Исайи говорится: «Таков ли пост, который я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который я избрал. Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо. Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных веди в дом». Вот такой пост Господь приветствует. Это пророк Исайя, 58-я глава. То есть это деятельная милосердная социальная позиция человека.

Рожаева:

- К разговору о мясе и не есть людей. Моя приятельница любит колбасу. Не съест кусок, начинает злиться, поедом ест домашних, зло срывает на дочке своей. Ее духовник сказал: «Ну съешь ты этот кусок колбасы, только не трогай ты своих ближних. И всем будет счастье».

Стеняев:

- Я знал одного церковного старосту с Западной Украины, он не мог без сала, у него кружилась голова, ему становилось плохо. И поэтому он не мог причащаться. А когда он ел кусок сала, он приходил в себя. Действительно, у людей бывает разная физиология. И церковь устанавливает, кому дается послабление во время поста, а кто должен соблюдать пост, как положено.

Антонян:

- А кто может не соблюдать?

Стеняев:

- Не соблюдают пост по церковным законам заключенные, которые находятся в местах лишения свободы. Не соблюдают пост беременные женщины и кормящие матери. Не соблюдают пост военнослужащие и все люди, которые больны. Вот 8-е правило святого Тимофея Александрийского: «Ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно (тело) слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу». То есть если у человека тело немощное, то ему пост не предписывается даже самыми строгими апостольскими правилами. Для больных, для военнослужащих, для заключенных, для кормящих матерей, беременных женщин есть послабление.

Рожаева:

- Я еще слышала, что поста могут не придерживаться те, которые в пути.

Стеняев:

- Да. Те, которые находятся в пути, они тоже освобождаются от поста. Но во время поста не рекомендуется отправляться в какую-то дорогу. Еще есть одна категория лиц, которые могут приостановить пост. Это те, которые оказались в гостях. Например, вы пришли в гости к кому-то, и вам предлагают скоромное. Вы не имеете права отказаться. Апостол Павел пишет: «Если придешь в гости, ешь без исследований». Нельзя свое пощение противопоставлять чьему-то непощению. Но проблема заключается в том, что во время поста по гостям не ходят. Поэтому перед Великим постом есть Масленица, и вот во время Масленицы ходят и к теще на блины. Имеется в виду, что если к теще ходят, то ко всем остальным тоже. Специально Масленица установлена, чтобы ходить по гостям, а потом уже не ходить. Но если человек все-таки оказался в другом доме, он не может свое пощение противопоставлять чьему-то непощению.

Антонян:

- Принципиальное отличие Успенского поста от всех остальных?

Стеняев:

- Если говорить об Успенском посте, то здесь мы больше молимся, обращаясь к Божьей Матери. Потому что мы готовимся к этому событию ее Успения, которое является образом такого ухода в другую жизнь, который нельзя назвать даже смертью. Это называется Успением, то есть как бы сон. И надо сказать, что славянский язык говорит о мертвом человеке «усопший». А усопший по-славянски означает уснувший. А на греческом языке даже места захоронения, если перевести дословно, это как место, где люди спят, то есть некая спальня. Это влияние христианской традиции, которая воспринимает смерть как некий сон, который рано или поздно прекратится и человек обретет новую реальность.

Рожаева:

- В особо религиозных православных семьях некоторые предпочитают даже малых детей… Младенец в православии – это до 7 лет, до момента первого причастия.

Стеняев:

- До момента первой исповеди.

Рожаева:

- И они очень давят на своих детей, пытаются…

Стеняев:

- Дети относятся к категории немощных. Поэтому к ним пост не относится так строго, как к взрослым людям. И здесь надо все соразмерять в соответствии с 8-м правилом святого Тимофея Александрийского и апостольскими правилами, где говорится о том, что для слабых, болящих, конечно, это не то, что

www.kp.ru

Зачем поститься в Успенский пост?

Сказать, что о празднике  Успения Пресвятой Богородицы написано много – значит, не сказать ничего. И вместе с тем, о предшествующем ему посте все еще написано очень мало.

Каждый православный христианин осведомлен и в основном знает о постах перед Пасхой и Рождеством. Но показательно, что, в то же время, зная об Успенском посте, некоторые не соблюдают его, и, не понимая его цели, едва ли многие задумываются, зачем он существует.

С учетом распространенного непонимания целей поста как такового, напоминание об этом — всегда своевременно.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Это очень далеко от истины.

Пост угоден Богу?

Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).

1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя  к получению того, что хочет дать нам Бог.

2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря, и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.

3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли: таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.

4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

Итак, зачем мы постимся перед Успением?

В дружной семье весть о том, что ее мать на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи (вечеринки, предметы роскоши, личные желания) становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, не может иметь никакого другого  эффекта, кроме указанного.

Церковь, посредством своей службы параклисиса (молебный канон Пресвятой Богородице – в греческой традиции принято читать его каждый день Успенского поста – ред.), дает нам возможность подойти к этому смертному ложу, и восхвалять и ублажать Деву, родившую Бога, сосуд нашего спасения и нашу главную Ходатаицу у Его Божественного престола.

Служба параклисис

Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель перед Успением, или Взятием на небо Пресвятой Богородицы с 1-го по 14-е августа (Антиохийская Церковь живет по новому стилю – ред.).

Центральной темой этих служб параклисиса является прошение: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Если у вас есть проблема, или что-то отягощает вашу душу, если вам духовно тяжело и вы не в мире с собой и окружающими, вам стоит прийти в Церковь в течение первых 15-ти дней августа и попросить заступничества Божьей Матери. И даже если вам повезло быть одним из тех немногих, кто в мире с собой  и  Богом, такому счастливцу следует прийти на эти службы и поблагодарить Бога и Его Блаженную Мать за те благословения, которые Они ниспослали вам и вашей семье.

Так как службы параклисиса Божьей Матери — это в первую очередь прошения о благоденствии живущих, пусть вся Церковь молится за вас первые пятнадцать дней августа, и в особенности в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа. Не дайте своей лени и апатии заставить вас пропустить это великое благословение и вдохновение, подаваемое вам Церковью.

Позвольте миру и святости, которые может дать вам только Божья Матерь, войти в вашу жизнь.

“Отложим все земное попечение”, и в эти пятнадцать дней действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви, чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время.

Блаженны те, кого Он найдет бодрствующими. Придите и помолитесь Богородице с нами и с Церковью, и да обретем спасение нашим душам Ее молитвами и заступлением.

Соблюдение Успенского Поста

Соблюдение поста в полном смысле этого слова (воздержание от пищи, злых мыслей, действий и желаний) довершает это. Сокращение времени на досуг и другие занятия освобождает больше времени для молитвы и размышления о Той, Которая дала нам Христа, и стала Самой Первой и Великой Христианкой.  В размышлении о Ней и Ее ни с чем несравнимой жизни, мы видим норму христианской жизни, воплощающую ответ Христа женщине, сказавшая, что Мария блаженна, потому что носила Его: скорее блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Мария сделала это лучше, чем кто-либо другой.

О.Фома Хопко отметил, что Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста.

Когда готовилось взятие на небо Ее непорочного тела, апостолы созерцали Ее ложе, глядя на Нее с трепетом. Некоторые созерцали Ее тело и были поражены, и апостол Петр, обращаясь к Богоматери, громко воскликнул: «О, Дева! В Тебя вселился Господь — Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».

Перевод  Юлии Зубковой: Приходской листок святого Иоанна Крестителя Антиохийской Православной Церкви

В чем смысл Успенского поста? Как его правильно провести?

Отвечает протоиерей Геннадий Фаст:

Успенский пост – это приготовление к празднику Успения Божией Матери. Богородица была непорочна, чиста и вела очень воздержанный образ жизни. В преданиях даже говорится о том, что она соблюдала пожизненный пост. Так вот, смысл этого поста – приобщение чистоте и непорочности, воздержанию Божией Матери, приготовление к празднику Ее Успения.

По уставу этот пост считается строгим, безрыбным. С понедельника по пятницу разрешается только сухоядение, а в выходные в пищу можно добавлять елей (в нашем случае – растительное масло). Рыба дозволяется только на праздник Преображения Господня. По строгости этот пост не уступает Великому, отличие только в том, что Успенский пост короткий – всего две недели. К тому же сейчас не весна, когда нет ничего, кроме талого снега, а август, радующий нас изобилием овощей и фруктов.

На Успенский пост приходятся три праздника в честь Спасителя – на Руси их принято называть Спасами. В эти дни происходит освящение плодов земных. Первый Спас – это праздник в честь Креста Христова, он приходится на начало поста, 14 августа. Во время него освящается мед. Второй Спас – праздник Преображения Господня (19 августа) – включает в себя освящение винограда (Русь – не виноградная страна, поэтому эти плоды заменяются нашими фруктами овощами, в том числе, яблоками). Третий Спас – праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь (29 августа) – отмечается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. В этот день освящаются хлеба нового урожая.

Службы, которые проходят в храмах во время Успенского, Петровского и Рождественского постов, к сожалению, имеют мало отличий. К сожалению – потому что внешняя схожесть ведет к духовному обесцениванию постов, многие начинают понимать их только как ограничение в еде. Великий пост в этом смысле – приятное исключение. Даже детям он запоминается не тем, что нельзя что-то кушать, а тем, что в храме на каждой седмице идет новая служба.

Строго говоря, особенности в богослужении все-таки есть, только они не соблюдаются ни в обычных приходах, ни даже в монастырях. К тому же эти особенности – общие для трех постов. К примеру, в некоторые дни не служится Божественная Литургия и должна читаться молитва Ефрема Сирина «Господи, Владыко живота моего…», сопровождаемая земными поклонами. Однако в нашем сознании эта молитва прочно связана с Великим постом, поэтому совершать ее в другие посты как-то непривычно.

Чтобы внешняя схожесть богослужений не обесценивала эти посты, священник должен раскрывать уникальность каждого поста в своей проповеди. Во время Петровского поста – рассказать об апостольском благовестии, в Рождественский пост постараться создать атмосферу ожидания пришествия в мир Христа, подобную той, которая царила в ветхозаветные времена. А в Успенский пост – призывать к чистоте, непорочности, целомудрию и воздержанию, примером чему является Дева Мария.

www.pravmir.ru

Как правильно поститься и молиться в Успенский пост

Успенский пост — это один из четырех многодневных постов в православии. Соблюдая его, можно очистить душу и сердце и стать ближе к Богу в своих поступках и мыслях.

Успенский пост по обычаю начинается с Медового Спаса 14 августа. Заканчивается он праздником Успения Пресвятой Богородицы — одним из самых великих праздников в православном календаре. Этот день церковь отмечает 28 августа.

Тайный смысл Успенского поста

Успенский пост посвящен смерти Девы Марии, которая до конца своих дней оставалась верной Богу, живя в смирении и праведности. Ее сын был убит, предан, но не забыт. Именно поэтому она заняла полноправное место на небесном троне рядом со своим сыном.

После Христовых Страстей, Божья Матерь жила лишь с надеждой на скорую встречу со Спасителем, но пребывала не в горе и унынии, а стойко и самоотверженно несла крест с собой, словно ее сын. Ей незачем было переживать, потому что она знала, что встретится с ним снова, что на Небесах ее тревоги не уйдут, но обретут истинный смысл. Большинство верующих видит в Богородице защитницу и успокоителя. Любая мать стремится оберегать свое дитя от несчастий и от злых людей, как это делает Дева Мария. Это олицетворение той самой матери, которая позволила сыну умереть за нее, потому что знала, что только так можно спасти человечество от адского пламени и вечной тьмы, дать людям надежду на спасение.

Молитвы и правила Успенского поста

Ранее мы писали об обычаях и традициях Успенского поста, который по своей строгости напоминает Великий пост. Пожалуй, единственная разница между ними — это время. Успенский пост длится всего две недели. И на эти дни необходимо отказаться от вредных привычек, от злости, от плохих поступков, от лжи, от лицемерия и чрезмерного веселья.

Священнослужители настоятельно не рекомендуют смотреть телевизор в любой из дней поста. Единственное, что вас должно волновать в это время — это спасение своей души и общение с Богом.

Связь с Творцом можно укрепить молитвами. В этот период времени стоит читать молитвенные тексты не только с утра и перед сном, но и днем. В любую свободную минуту старайтесь погрузиться в состояние, когда не существует ничего и никого, кроме вас и Истинного Бога. Самыми лучшими молитвами будут «Богородица, Дево, радуйся», «Символ Веры», «Отче наш», «Живые помощи». Читаются молитвы в этот период перед иконами Божьей Матери.

В Успенский пост, как и в Великий, не разрешается употребление животной пищи. По понедельникам, средам и пятницам с 14 по 28 августа можно есть только сырые продукты растительного происхождения. Во вторник и четверг можно есть горячие блюда, а по выходным вкушать масло и вино. На Яблочный Спас 19 августа можно также пить вино. Фактически, последний день поста — 27 августа, но есть Успение попадает на пятницу, среду или понедельник, то этот день тоже постный. Подробнее о постной пище вы можете прочитать в календаре питания на Успенский пост.

Не соблюдать режим питания разрешается лишь тем людям, которые не могут не есть этого по причине своего недуга или болезни. Если это причинит вам страдания, вы можете не поститься так строго. Помните, что Бог каждому воздаст по его заслугам, но смысла жертвовать собой ради правил нет, если они приводят лишь к негативным эмоциям.

Мы желаем вам крепкой веры, любви и счастья. Пусть праздник Успения Богородицы, который входит в список 12 главных православных праздников, станет для вас светлым днем памяти самой заботливой и любящей матери, живущей когда-либо на этой земле. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

как правильно его соблюдать и в чем его смысл

С 14 по 28 августа пройдет единственный пост, посвященный Богородице — Успенский. В период поста стоит отказаться от мяса, молочной продукции и яиц. Редакция ivbg.ru рассказывает, о традициях и правилах соблюдения Успенского поста. 

Фото: coralinform.ru

История возникновения

Первые упоминания об Успенском посте уходят в пятый век, когда у христиан было принято соблюдать четыре поста, каждый из которых соответствовал определенному времени года. Предыстория такова: Богородица после Вознесения Иисуса Христа пребывала в доме святого апостола Иоанна Богослова. Как-то раз во время прогулки по Гефсиманскому саду, Ей явился архангел Гавриил, который сообщил женщине, что через три дня Ей предстоит переход в вечную жизнь. Молитвой Богоматерь призвала в Иерусалим апостолов, которые собрались ко времени Её Успения. В три часа в назначенный день во время всеобщей молитвы с Небес спустился Господь со свитой архангелов и ангелов. Именно тогда Богородица с улыбкой на устах преставилась ко Господу.

Вечером святые апостолы опустили тело в гроб, а его переместили в пещеру, которую закрыли огромным валуном. На третий день после Успения оказалось, что мощи Пресвятой Богородицы пропали, а в пещере остались только погребальные пелены. В тот момент люди узнали, что Пречистая была взята на небо в теле.

Во время вечерней трапезы того же дня Богородица явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ на Ее слова они подняли часть хлеба и провозгласили: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В честь этого события в монастырях проводят чин панагии, что означает возношение части хлеба в память о Богоматери.

Официально Успенский пост был введен на Константинопольском Соборе 1166 года. Церковь по строгости приравнивает его к Великому посту.

Смысл поста

Пост посвящен именно Богородице не случайно. Она вела аскетичный образ жизни, а перед Успением провела много времени в молитвах, а также постилась. Главный смысл праздника Успения в том, что смерть, ожидавшая всех до Воскресения Христова, видоизменилась. С момента вознесения Богородицы она стала олицетворять отсутсвие страха и скорби. Смерть обратилась в сон, после которого каждый пробудится.

Правила соблюдения поста

Понедельник

В первый день недели можно употреблять в пищу все без термической обработки. Например, фрукты и овощи. Также можно есть хлеб, если он будет приготовлен заранее.

Вторник

Во вторник стоит питаться горячей пищей, такой как: постные супы, каши, салаты и запеченные овощи.

Среда

Правила приема пищи такие же, как и в понедельник.

Четверг

В четверг можно вкушать любые горячие блюда, но без добавления масла.

Пятница

Пятница дублирует правила приема пищи понедельника и среды.

Суббота и воскресенье

На выходных допустимо есть горячую пищу и растительной масло.

Отметим, что 19 августа, в день Преображения Господня, предпочтения отдаются рыбе.

Почему Успенский пост иногда называют «Спасовка»?

Фото: www.orthedu.ru

Учитывая, что Успенский пост идет всего две недели, в его радиус попадают сразу три спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый.

14 августа пройдет Медовый Спас. Это название, которое придумал народ празднику Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Православная Церковь учредила праздник в ХII веке в честь победы Андрея Боголюбского над волжскими булгарами.

19 августа пройдет Яблочный Спас или праздник Преображения Господня. Праздник входит в 12 основных церковных торжеств после Пасхи. Согласно священному писанию, перед тем, как пойти на смерть, Христос со своими тремя учениками направился на гору, где случилось чудесное Преображение, явившее Божественную природу Христа.

29 августа пройдет Ореховый Спас, когда принято вспоминать перенесение Нерукотворного Образа Христа из Едессы в Константинополь. Образ был отпечатан на холсте, которым Господь при жизни вытер лицо.

Что запрещается делать во время поста?

Церковь рекомендует отказаться от скоромной пищи, то есть от мяса, молочной продукции и от яиц.

Но, по словам священнослужителей, «нельзя есть своих ближних». Это значит, что не стоит ссориться, раздражаться и совершать поступки, которые ломают мир между людьми. Во время поста необходимо думать о своей душе.

Традиции поста

Именно в этот период принято освящать новый урожай. Верующие издавна совершали церковные обряды над медом, яблоками и другими плодами, а также освящали хлебные колосья и орехи. Христиане до сих пор относят часть урожая в церковь, где выражают благодарность за него и молятся.

ivbg.ru

Как провести Успенский пост | Православие и мир

Слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры о том, как провести Успенский пост.

Мы с вами, дорогие во Христе братия и сестры, сейчас вступили в поприще Успенского поста.

И хотя Успенский пост – кратковременный пост, он весьма строгий. Поэтому от нас требуется в эти дни большое внимание к себе и к своему поведению, к своим поступкам. В особенности в эти дни, оставшиеся до праздника Успения, надо обратить внимание на наш язык.

Как провести Успенский пост

Мы ничем так много и часто не грешим, как своим невоздержанным языком. Поэтому прежде всего и обуздайте этого безудержного коня. Если мы его победим, удержимся от празднословия, преодолеем его упорство, то мы победим и все свое тело.

Из многих нам известных добродетелей преподобного Сергия автор его жития говорит еще об одной, особенно привлекавшей к нему уважение слушающих. Это его кроткие, умилительные слова и речи. Так, повествуется, что преподобный имел обычай каждую ночь дозором обходить келии братии и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что для инока есть лучшее занятие – как проводить свободное время. И наутро осторожными намеками, прямо не обличая виновного, тихими и кроткими своими речами он вызывал у провинившихся раскаяние без всякой досады.

Благодаря своему кроткому слову преподобный вызывал из глубин людских сердец добрые чувства и располагал их к себе. Так, под благодатным влиянием его слова не устоял суровейший Рязанский князь Олег, для примирения которого преподобный приходил в Рязань. Тихие и кроткие слова старца смягчили сердце его, и он примирился с Московским князем Димитрием Донским. Поэтому слово имеет весьма большое значение. Слово – это дар Божий, который мы имеем от Господа. И поэтому нужно весьма осторожно относиться к нему.

Наше слово – есть отпечаток слова Божия. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово – это самый образ Его существа, Единородный Сын Божий. У человека слово – не пустой звук, а тоже отпечаток и образ его духа. Если бы наши слова собрать все воедино, то мы увидели бы свое собственное изображение.

Слово – дар Божий, которым наделен один только человек, чем он и отличается от прочих тварей Божиих. Слово – проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали. Словом держится союз и сила человеческого рода. Отымите слово, и все ниспровергнется в человеческом роде. Когда Господь хотел наказать за горделивый помысел древних людей, намеревающихся построить башню до небес, то прибег к очень простому средству: Он смешал их языки и тем самым разрушил их тщеславную попытку.

Поэтому слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. За всякое праздное слово, – говорит Спаситель, – какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

Слово нам дано для назидания ближних, для совершенствования, для прославления имени Божия. А не для того, чтобы из наших уст исходили гнилые, праздные, суетные, оскорбительные речи. Поэтому крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась не только как великая христианская добродетель, но и как самое лучшее средство сохранения мирной счастливой жизни в человеческом обществе.

Произнесенное наше слово – оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием.

Как провести Успенский пост

Надо уметь владеть своим языком. Иметь воздержание в слове. Невоздержанное, необдуманное слово гордого человека может вызвать раздражение. Немощного – соблазнить. Болтливого может привести к осуждению и клевете. У невоздержанного в слове человека, когда он находится в гневе, всегда сыпятся изо рта бесчисленные всякие поношения, укоризны на людей – даже ближних, даже ни в чем неповинных. Невоздержанный в слове человек, оказавшись в беде, изливает целые потоки ропота и жалоб на всех и на вся.

При довольстве, напротив, изливается бесчисленное количество хвастовства, самохвальства, самодовольства и превозношения. Апостол Иаков говорит: язык небольшой член, но много делает… Он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак. 3, 5, 8–12). А поэтому надо внимательно следить за тем, что мы говорим.

И о чем говорим. Наше слово должно быть только доброе, только к назиданию, только к прославлению имени Божиего. Именно к назиданию и созиданию душевного спасения ближнего. Во все времена люди обращали на это большое внимание. И хотя празднословие иногда люди и терпят ради развлечения, но все равно любящие празднословить теряют уважение в глазах людей. И древние мудрецы всегда, когда принимали к себе учеников, то не спешили, но предварительно испытывали их в продолжительном молчании и только тогда оставляли при себе. Настолько они внимательно относились к подбору, к приему своих учеников.

Слово доброе всегда приносит обильные плоды. Слово злое, гнилое всегда имеет и злые последствия. История Церкви знает много таких примеров: и примеры гибельных последствий праздного злого слова, и наоборот, примеры благотворного влияния доброго и кроткого слова. Так, например, недалеко от обители преподобного Венедикта, жившего в V веке, проживали две постницы, девственницы, которые постом и молитвою служили Богу. Но несмотря на эти свои подвиги, они имели один недостаток – были не воздержаны на язык. Любили укорять и пересуживать ближнего.

Преподобный Венедикт неоднократно делал им замечания и угрожал им: «я вас отлучу от причастия, если вы не исправитесь». Но они так и не исправились и в таком состоянии их застала смерть. Они умерли. Их как постниц, молитвенниц похоронили в притворе. Но благочестивые люди видели во время Литургии, когда диакон возглашал «оглашеннии, изыдите», они вставали из гробов и выходили из храма. Об этом было донесено преподобному, и он с сожалением принес о них молитву и Бескровную Жертву, и только после этого видения эти прекратились.

А вот другой пример утешительного назидания: благотворное влияние слова, которое исходит из кроткого благочестивого сердца, когда доброе слово смиряет гордых и смягчает сердца ожесточенные. В дни святого Папы Льва гунны, – дикий, воинственный народ – предводительствуемые свирепым Аттилой, покорили всю Европу. На своем пути они разрушали, сожигали все, и без всякой жалости истребляли весь народ. Разрушив 500 городов Европы, они подошли к столице Римского государства – Риму. Весь народ был в страхе и смятении, не находя в себе силы сопротивляться этим полчищам.

Не устрашился только один Папа Лев. По повелению императора он вышел навстречу грозному завоевателю Аттиле, взяв с собою не воинское оружие, а оружие кроткого, доброго слова. «Аттила, – обратился к нему Папа, – ты победил всю вселенную. Теперь мы тебя просим – победи самого себя. Не разрушай нашего города. Пощади нас». Эти убедительные кроткие слова сделали более, чем войско. Аттила ответил: «Твои слова тронули мое сердце. Не знаю, кто ты, человек или Ангел, но только спасением своим Рим обязан тебе. Старец, ты одною минутою, несколькими словами сделал более, чем мои многочисленные воины. Я признаю себя побежденным тобою». Вот примеры благотворного влияния кроткого и доброго слова, которое исходит из благочестивого сердца.

Поэтому, дорогие, когда вы почувствуете, что сердце ваше возмущено каким-то огорчением, взволновано, удержите свое слово и не вступайте в ссору, а постарайтесь поспешить утолить гнев ласковым словом. И вы более сделаете, чем раздражением и досадой. Воздерживаться от многословия — это самое лучшее средство к избежанию всех зол, неприятностей как в семейной жизни, так и в общественной. Воздерживаясь так от гнева, мы этим избежим многих ссор, часто, может быть, даже очень опасных и жестоких ссор, избежим продолжительной вражды. Так велико значение доброго, мягкого слова.

Повествуется, как один отшельник, живший в пустыне, когда к нему пришли разбойники с целью ограбить его и убить, исполненный любви, принес умывальницу и предложил им умыть ноги. И, устыженные таким его вниманием, любовью, разбойники отвратились от своего злого умысла, и вообще после этого раскаялись, и от своего грабежа и от злых своих дел отстали.

Вот другой пример благотворного влияния доброго, кроткого слова и худого слова. Однажды преподобный Макарий Великий шел со своим учеником в Нитрийскую гору. Ученика он послал впереди себя. И когда ученик шел, то встретился с ним один языческий жрец, который куда-то торопился, неся с собой бревно. Увидев его, этот инок закричал: «Демон, куда спешишь?» Рассерженный жрец избил инока так, что он еле живым остался. Продолжая путь далее, жрец повстречался со святым Макарием. Преподобный, когда увидел его, то издали поприветствовал: «Здравствуй, трудолюбец! здравствуй!»

Удивленный этим приветствием жрец спрашивает его: «За что ты меня так тепло приветствуешь?» Преподобный говорит: «Я вижу тебя трудящимся и куда-то спешащим. Поэтому и поприветствовал тебя». И тогда жрец сказал: «От твоего приветствия умирилось мое сердце. Я вижу, что ты великий служитель Божий. А вот впереди тебя шел чернец, который обругал меня, я избил его». И говорит преподобному: «Я не уйду от тебя, пока ты меня не сделаешь монахом». Тогда они пошли и, взяв тело избитого инока, принесли его в церковь.

Братия, увидев, что преподобный идет со жрецом, весьма удивились. Но через некоторое время этот жрец принял христианскую веру, затем постригся в монашество. И многие из почитавших его идолопоклонников, видя, что их жрец принял христианскую веру, оставили свое нечестие и приняли христианство. Вот по этому поводу некто из преподобных говорит: «слово гордое и злое и доброго человека ко злу склоняет. А слово смиренное и доброе и злого человека делает добрым».

Итак, дорогие братия и сестры, памятуя эти примеры, эти наставления, оставшиеся дни Успенского поста постараемся провести прежде всего не в многословии, а в воздержании языка от всяких лишних речей, памятуя народную пословицу: «слово – серебро, а молчание – золото». Эти дни мы должны провести в тихости, смирении, в кротости, в снисходительности друг ко другу, в любви. Это будет самой лучшей жертвою для прославления Матери Божией, в честь Которой Святая Церковь и установила этот кратковременный, но строгий Успенский пост. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение (1-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и приятный пост, угодный Господу.

Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово – дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних. В чем да и поможет нам Господь Бог наш Иисус Христос, Которому слава и честь ныне и присно и во веки веков.

Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. ©Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Москва, 1999

www.pravmir.ru

история и смысл, дата в 2020 году, правила и календарь питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост

Истинно православные люди с благоговением и трепетом относятся к постам и молитвам. Во время воздержания от некоторых видов пищи, а главное, от развлечений, можно получить ответы на свои молитвы.

Успенский пост — двухнедельное воздержание от прелестей жизни, смирение с готовностью принять все приготовленное Богом перед праздником Успения Богородицы.

Время, каталог поста 2020 г. в честь Успения Богородицы

Осеннее благодатное время, проведенное со смирением, дарит новую жизнь, позволяет сбросить с себя «старые одежды».

Пост — не наказание, а благодать, дарованная Богом провести с Ним радостные часы молитвы.

«Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми» (митрополит Антоний Сурожский)

Успенское великоговенье начинается за 14 дней до великого праздника — Успения Пресвятой Богоматери.

От 14 по 27 августа, всего 2 недели, православный народ по-особому чтит Святую Деву Марию, подготавливая себя физически и духовно к празднованию ее Успения.

Успенский пост 14 — 27 августа относится к строгому соблюдению всех требований, но по-особому наполнен радостью, праздничными событиями.

Календарь Успенского воздержания содержит празднование трех Спасов.

  • На 14 августа, начало великоговенья, приходится праздник — Медовый Спас. Церковный календарь не имеет названия Медовый Спас. Этот день посвящен Празднованию Всемилостивого Спасителя и Богоматери. Празднование Спаса и Богородицы совпадает со сбором меда. Само празднование свое начало берет со времен 1164 года, когда Андрей Боголюбский одержал победу над сарацинами, поволжскими болгарами. Другое название этого праздника — Маковый Спас, день памяти братьев Маккавеев, отдавших жизни за веру.
  • 19 августа христиане всего мира отмечают Преображение Господнее, когда, пребывая на земле, Иисус пошел с учениками на гору Фавор, где был взят на самую вершину и преображен в белые одежды. По обе стороны от Него стояли пророки Моисей и Илия. Так впервые была явлена Божественная природа Иисуса. По народным традициям, отмечается яблочный Спас, время освящения фруктов, дарованных по милости Господней.
  • 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы, день, когда Пречистая Дева Мария была забрана на Небеса. 29 августа, на следующий день после Успения, отмечается народный праздник — третий Спас, ореховый. Христиане вспоминают при этом события 944 года, когда нерукотворный образ Иисуса Христа, отпечатанный на полотне при промокании лица Спасителем при жизни, был доставлен в Константинополь.
Успение Пресвятой Богородицы

Значение осеннего поста

Для христиан успение означает не смерть, а сон, во время которого человек переносится в Царство Небесное.

Понять этот праздник помогает Святой апостол Павел. (Фил. 1:21). Он говорит, что настоящая жизнь возможна только во Христе Иисусе, поэтому смерть становится приобретением.

Предание гласит, что Пресвятая дева Мария знала время Своего ухода с земли. Она старательно готовилась к этому событию, усердно молилась и соблюдала великоговенье. Святая Богородица не нуждалась в очищении, она была чиста и непорочна на протяжении всей жизни. Своим смиренным поведением Богоматерь показала пример послушания.

Ко дню ухода из земной жизни Божья Матерь заранее приготовила Свою светлицу. В это время апостолы, разбросанные по всей земле, сверхъестественным образом были перенесены в Иерусалим Святым Духом. Они получили возможность лично проститься с Богородицей и получить от Нее особое благословение.

Три дня ушли на приготовление к Успению, празднику встречи Богоматери с Иисусом на Небе. Благоуханное облако света накрыло тело Богородицы, когда Она упокоилась. Стоявшим вокруг Нее апостолам был явлен сам Иисус Христос, держащий на руках спеленатого младенца — душу новопреставленной Марии.

Еще о православных постах:

За 2000 лет душа Пречистой Девы возросла и укрепилась, являясь по всему миру в Светлых образах явленных Нею икон, даря людям:

  • мир, спокойствие;
  • укрепление веры;
  • исцеление;
  • освобождение.

Соблюдая Успенское великоговенье, верующие люди воздают благодарность Деве Марии, научившей свой народ постоянно пребывать в готовности оставить этот мир. Святая Богородица перед успением усиленно молилась, прося Бога Отца и Сына не оставить Своих детей без милости.

Совет! В дни строгого воздержания не рекомендовано проводить веселые празднования.

Истинное поклонение не должна закрывать внешняя атрибутика:

  • орехи;
  • мед;
  • мак;
  • яблоки.

Все это должно быть приятным дополнением к посту, молитве и Литургии.

Основные правила соблюдения осеннего поста

Церковь постоянно подчеркивает, что пост — это не просто воздержание от некоторых видов пищи, обычная диета или превращение в вегетарианцев.

На первом месте во время великоговенья находится отказ от телесных удовольствий, душевных развлечений.

Наполненные Божьей любовью верующие стараются больше времени проводить, читая слово Божье, постоянно молясь.

Праздник Успения по великой милости Богородицы дарует время:

  • кающимся людям вернуть семьям мир и покой;
  • примириться с обиженными и обижающими;
  • очиститься от гордыни;
  • оставить свои недостатки;
  • преобразоваться согласно Слову.

Гневаясь, раздражаясь, люди строят «заборы», разрушая между собой и Всевышним все мосты. Великий грех — нарушение заповедей Господних. Вторая заповедь гасит о том, что все люди должны любить ближних, как самих себя. Полюбить себя означает привести в порядок свои дух, душу и тело, избавившись от дурных привычек, оставив зависимости.

Многие православные стараются соблюдать правила, регламентирующие, что можно кушать при великоговеньи, однако, главное действие во время воздержания — «не есть близких людей».

«Ошибается тот, кто считает, что пост — лишь в воздержании от пищи. Истинный пост — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления». Иоанн Златоуст

Не только гнев, раздражение, но и празднословие является грехом. Невоздержанный язык — основное зло, которое тяжелее всего победить человеку без молитвы и поста. Проводя время перед иконами, помогающими сконцентрироваться на смысле прошения, христиане соединяются с Богом, Богородицей и Святыми. Человеческие слова должны быть отпечатками Божьих посланий, Его даром. Через слово люди выражают свои эмоции, которые не всегда праведны.

Что еще нужно знать о православии:

Сам Господь предупреждает людей через Библию, что за всякое слово, сказанное в праздности, они должны будут дать ответ в Судный день.

Во время воздержания следует соблюдать особую осторожность в проявлении своих эмоций, чтобы сохранить жизнь мирной и счастливой, а сердце чистым и открытым для Бога.

Смиренная, тихая Преподобная Богоматерь является примером братолюбия и доброты. Она показала, что слова, исходящие из человеческих уст, призваны воздавать славу Богу Отцу, Сыну и Святому Духу, назидая с Их помощью родных и близких.

Мера воздержания не у всех одинаковая. Кто-то по своей вере может выдержать великоговенье на одном сыроядении, а другому человеку нужна горячая пища.

Болезнь позволяет принимать пищу согласно рекомендациям врачей, при этом смирять себя можно душевно и духовно. Во время лечения рекомендуется больше времени проводить в молитве, ограничив просмотры телевизора и пустых разговоров.

Попадают по статус «льготников» и другие категории людей:

  • беременные;
  • военные;
  • учащиеся;
  • путешествующие;
  • дети.

Решить вопросы воздержания поможет личный наставник.

Трапеза во время Поста

Какие молитвы читаются в Успенский пост

Телесное и духовное воздержание нужно верующим для очищения от греха, укрепления веры. Пройти с достоинством это испытание помогают молитвы.

При условии соблюдения календаря питания в Успенский пост перед каждым приемом пищи читается молитва «Отче наш», посланная самим Иисусом.

После этого можно поблагодарить Бога за дарованную пищу своими словами, главное, чтобы они шли из чистого, искреннего сердца.

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

Святая Богородица также соблюдала посты, каждый раз воздавала хвалу Творцу за скромную еду.

Произнесенная молитва благодарности после принятия пищи помогает достойно пройти время воздержания.

«Благодарим Тебя, Христе Боже наш, который насытил нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреди учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дай им, прииди к нам, и спаси нас»

Порой человеку очень трудно отказаться от привычной жизни как в области питания, таки при повседневной жизни. Царица Небесная, прожившая земную жизнь приходит на помощь, если к Ней обратиться с молитвой.

«Также молю Тебя, Богородице, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле»

Что можно и чего нельзя кушать во время поста

По строгости в еде Успенское великоговенье не уступает Великому посту. По великой Божьей благодати, осеннее воздержание от молочных, мясных, рыбных продуктов и яиц проходит намного легче при обилии овощей, фруктов, меда и орехов, так что ответ на вопрос, что кушать в Успенский пост, решается сам собой.

Умелая хозяйка всегда сумеет накрыть стол так, что и семью накормит, и Закон не нарушит.

Возможно, у кого-то возникает вопрос, можно ли пить алкоголь при воздержании. Крепкие спиртные напитки, такие как водка, коньяк, самогон вообще запрещены для истинно верующих православных, однако для укрепления сил разрешается выпивать сухое вино.

Прием разбавленного сухого вина разрешается строго в воскресные дни, при этом объем употребляемого напитка не превышает 150 мл. От такого количества раздавленного вина хмель не ударит в голову пьющему человеку, а сил продолжить воздержание увеличится.

Как вести себя в гостях

Бывают ситуации, когда постящиеся верующие попадают в среду людей, не соблюдающих посты. Как вести себя в Успенское воздержание в гостях, если хозяева угощают скоромной пищей без всякого злого умысла? Возможно, эти люди ничего не слышали ни об Успении, ни о воздержании.

Не стоит смущать хозяев своим резким заявлением о строгости этого времени. Это уже гордыня. Следует принять угощение, не впадая в чревоугодничество.

Апостол Павел (1 Кор. 10:27) говорит, что «находясь в гостях, принимайте пищу с благодарением, без осуждения самих себя».

Попросите благословение у Бога принести весть об Иисусе и Богоматери в дом неверующий друзей. Делайте это в мире, любви, не обличая и не навязывая своих мыслей. Доверьте дело Духу Святому.

Совет! Устанавливая свой календарь питания во время Успенского великоговенья, помните, что воздержание призвано укрепить духовные силы, а не ослабить физическое состояние человека.

Как питаться по дням во время Успенского поста

— Первый, третий и пятый дни недели будут самыми сложными для постящихся. В это время разрешено принимать только пищу, не требующую горячего приготовления.

Не стоит пугаться, существует множество рецептов, позволяющих правильно питаться при строгом воздержании. Достаточно зайти на сайт по сыроядению, и найти там только руководство по приготовлению:

  • салатов;
  • супов;
  • тортов.

Люди, строго придерживающихся законов воздержания, питаются фруктами, салатами, медом и орехами, воздерживаясь от горячих напитков, чая или кофе. Соки, вода с медом и лимонов украшает стол.

Вторник и четверг — дни приготовления горячей пищи без любого вида масла. Как животного, так и растительного происхождения.

Здесь уже нет ограничения кулинарным фантазиям, стоит обратиться к вегетарианцам и позаимствовать несколько рецептов вкусных блюд.

Выходные дни — настоящий праздник для выдержавших воздержание в течение недели. При приготовлении пищи разрешено употребление растительного масла, подсолнечного, оливкового, кукурузного. Все зависит от выбора хозяйки.

Великий праздник Преображение Господне вносит послабление в меню Успенского поста, разрешая употребление рыбных блюд.

Совет! 27 августа 2020 заканчивается Успенский пост, поэтому все ограничения в приеме пищи снимаются, но остается пожелание не впадать в чревоугодничество и не грешить.

Протоиерей А. Ткачев

molitva-info.ru

Что можно есть в пост Успенский? Как правильно поститься?

По православной традиции Успенский пост предназначен для приготовления верующих к великому празднику – Успению Пресвятой Богородицы. Начало Успенского поста - радостный день для христиан. По обетованию, Мать Иисуса Христа - Заступница всех, кто к Её помощи прибегает, и верующие в течение пятнадцати дней поста посещают храмы, возносят славу Царице Небесной и творят дела милосердия.

В чём смысл соблюдения постов?

Воздержание от пищи и других плотских удовольствий – жертва христиан Господу и Его Пречистой Матери. В разных приходах традиции в незначительной степени различаются, поэтому крещёные люди приходят в церкви и от священников узнают конкретно, что можно есть в пост. Успенский отличается большой строгостью, но длится всего две недели. Всю вторую половину августа храмы полны верующих, которые несут на освящение мёд, яблоки и хлеб. Три Спаса дают христианам три щита – от болезней, голода и нищеты и от злых людей.

Медовый Спас

Медовый Спас, отмечаемый 14-го августа, знаменует начало Успенского поста. Его считают Спасом на воде, мокрым Спасом. В этот день в храмах из алтаря выносится большой деревянный крест. Православные приходят поклониться ему и поздравить друг друга с праздником - Изнесения, или Происхождения, Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Ещё одно название праздника – Маковый Спас в память о девяти мучениках маккавеев. В этот день принято печь пресные лепёшки и есть их с маковым молочком и мёдом. После мокрого Спаса запрещается купание в открытых водоёмах.

Яблочный Спас

19-го августа православные отмечают Второй Спас – яблочный, или Спас на горе, и празднуют Великий Двунадесятый Праздник - Преображение Господа Иисуса Христа. В этот день строго настрого запрещается работать. Всем православным необходимо принять участие в крестном ходе.

Начиная с этого дня, можно есть яблоки, варить яблочные компоты, джемы, делать повидло, пастилу и пироги.

Хлебный Спас

Это день, когда заканчивается Успенский пост. Хлебный Спас, или ореховый, считается Спасом на полотне. Отмечается он 29-го августа, на следующий день после Успения. В это время празднуется Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа.

Воздав почести Создателю и Его Матери, принесением бескровной жертвы в виде аскезы и вознеся искреннюю молитву Богу и Пречистой Деве, православные получают помощь и защиту от Них на земле, на воде и в небесах. В День Успения Богородицы, когда заканчивается Успенский пост, готовится праздничный стол. Если Успение приходится на среду или пятницу, то он состоит из рыбных блюд и растительной пищи, а скоромное застолье с мясными яствами переносится на следующий день.

Допустимые продукты

Питание в Успенский пост соответствует самому строгому воздержанию. Запреты на вкушение той или иной пищи такие же, как во время Великого Поста. Растительная пища и акриды – это то, что можно есть в пост. Успенский накладывает запрет на мясную, молочную пищу и рыбу. Растительное масло можно только в субботу и воскресенье. В понедельник, среду и пятницу – сухоядение, то есть не варёные овощи и фрукты. Во вторник и четверг – горячая еда без масла. В эти дни можно есть морепродукты – кальмаров, осьминогов, креветок и пр., но не рыбу. Её можно есть только в праздник Преображения. Так выглядит пищевой рацион в Успенский пост по дням. В некоторых приходах рыбу разрешают в субботу и воскресенье.

Популярные блюда в Успенский пост

Меню кажется однообразным и не приветствует потакание чревоугодию. Однако голодовки тоже не требуется. Во время строгих постов можно печь хлеб и лепёшки из разных видов муки, обсыпав их семечками и орехами. Морепродукты отваривают в подсоленном кипятке около одной минуты и едят, поливая лимонным соком. Квашеные и мочёные плоды можно есть с отварными макаронами, картофелем и крупами. Свежие овощи и пряную зелень режут на кусочки, солят и заливают натуральным плодовым уксусом. Готовят фруктовые салаты с мёдом и ореховым молоком. Они не только очень приятны на вкус, но и полезны. И это далеко не полный перечень того, что можно есть в пост Успенский. В магазинах можно найти толокно, которое можно разводить кипятком, ореховым молоком, соком моркови, тыквы и т.д. Очень вкусны свежие помидоры, посыпанные перцем и солью и завяленные в духовом шкафу. В субботу и воскресенье пекут пироги и штрудели с постными начинками и растительным маслом. Если приготовить майонез без яиц, но на хорошем масле и горчице с добавлением яблочного уксуса, то в Успенский пост меню совсем не покажется скудным.

Ореховое молоко

Постное ореховое молоко подходит для заправки огромного количества блюд. Делается оно довольно просто. Причём можно использовать не только любые орехи, но и семена мака, конопли, кунжута, тыквы и пр. Освобождённые от скорлупы орехи обдать кипятком и снять верхнюю плёнку. Она сползает очень легко. Если немного останется – не беда. Орехи надо растолочь пестиком или размолоть блендером, что гораздо быстрее. Во время процесса подливать воду, по чуть-чуть. Должна получиться кашица. Её можно отжать через марлю, подвесив над соусником, тогда получится настоящее молоко, а можно использовать вместе с гущей. Добавить несколько грамм мёда или сахарной воды.

Ещё проще сделать такое молоко из готовой ореховой муки, которая бывает в магазинах здорового питания. Её достаточно лишь смешать с подслащенной кипячёной водой. Использовать в этот же день.

Для приготовления этого блюда понадобятся следующие продукты:

- свежая тыква;

- очищенные варёные креветки;

- консервированный зелёный горошек или кукуруза;

- ореховое молоко;

- варёный рис;

- авокадо;

- лук-репка;

- толокно;

- соль, перец, мускатный орех и натуральный плодовый уксус.

Тыкву очистить, порезать и потушить с ореховым молоком. Когда она станет достаточно мягкой, вынуть и положить остывать.

Приготовить соус-заправку. Для этого толокно смешать с жидкостью, в которой тушилась тыква, добавить тёртый мускатный орех, соль, перец и уксус. Довести до кипения и сразу выключить. Остудить.

Авокадо освободить от шкурки и косточки и порезать кубиками.

Лук почистить, порезать мелко и обдать кипятком, чтобы вышла лишняя горечь.

В глубокую миску положить рис, горошек, тыкву, авокадо, лук и креветки. Залить соусом и осторожно перемешать. Через полчаса можно отведать. За это время он настоится и пропитается.

Тесто для штруделей

В миску налить стакан тёплой воды, добавить щепотку соли и чайную ложку яблочного уксуса. Размешать и небольшими порциями, через решето, всыпать муку. Размешивать сначала в миске, потом переложить на стол и месить, прибавляя рафинированное растительное масло, около трёх столовых ложек. Муки нужно столько, сколько возьмёт тесто – от 0,5 до одного килограмма с учётом раскатывания. Тесто отбить о стол, завернуть в плёнку и оставить на 40-50 минут отдыхать. Посыпать стол мукой и раскатать тесто как можно тоньше. Переложить его на полотно, посыпанное мукой, и продолжать раскатывать до прозрачности. Время от времени тесто следует снимать с полотна и переворачивать на другую сторону. Готовый пласт присыпать панировочными сухарями и на одну половину положить начинку, отступив от краёв на 5-7 см. При помощи той ткани, на которой оно лежит, скатать рулет. Края защипнуть и завернуть на рулет. Осторожно перенести на противень с тефлоновой бумагой. Смазать раствором крепкого, чуть сладкого чая. Печь при максимальной температуре минут пятнадцать, не дольше.

Начинкой может быть, практически, всё, что можно есть в пост Успенский. Это и гречневая каша с луком, и тушёная капуста, и картофельное пюре с грибами, и яблоки с курагой, и мак, и тыква с рисом, шпинат с соевым сыром, и даже морепродукты с жареным луком и толокном.

fb.ru

Успенский пост: основные правила

Автор Владимир Мананников На чтение 6 мин.

Традиционно Успенский пост завершает лето. Он проходит с 14 по 27 августа, и знаменует приход щедрой осени.

Эти две недели выбраны не случайно: вслед за окончанием воздержания наступает значительный праздник – Успение Богородицы.

Традиции и важные даты Успенского поста

Успенский пост считается достаточно строгим, но относительно коротким. Бытует мнение, что если отказаться на этот священный период от увеселений, угощений и радостей жизни, то можно услышать ответ на свои сокровенные молитвы.

Эти дни, проведенные в смирении и отказе от развлечений, демонстрируют почитание Святой Богоматери. Получается, что верующие подготавливают свои тело и дух к великому церковному событию.

Несмотря на строгие требования поста и отказ от большого числа приятностей, этот священный период наполнен добрыми и волнительными событиями.

Так, на конец августа выпадает сразу три праздника: Медовый Спас (14 августа, знаменующее начало великого воздержания), Яблочный Спас (Преображение Господнее, 19 августа) и Ореховый Спас (29 августа).

Что означает Успенский пост

Главное церковное событие этого месяца – Успение Пресвятой Богородицы, – приходится на 28 число.

В этот день Дева Мария была принята в Царство Небесное. Она заранее знала день собственной смерти, и, как любой истинный христианин, принимала ее как дар, как возможность оказаться в Раю рядом со своим сыном.

Незадолго до смерти к Богоматери явился архангел и сообщил, что в ближайшие дни ей суждено покинуть бренную землю.

Она была чистой и непорочной девой, и ей не требовались приготовления к уходу, однако, она провела эти дни в молитве и великом говении. Так она подала всем пример смирения и очищения.

Молилась она, конечно, не о себе, а об остающихся на земле людях. Она просила Бога позаботиться о своих детях и даровать им милость.

Поэтому, соблюдая Успенский пост, верующие всего мира воздают Пречистой Деве Марии свою благодарность.

Как провести Успенский пост

Нельзя относиться к посту как к мученичеству, как к наказанию. Наоборот, это благодатная возможность оказаться наедине с Богом и познать истинную радость общения.

Внешняя атрибутика, присущая августовскому великоговению, окрашивает дни в яркие летние тона. Это, традиционно, яблоки, мед, орехи и мак. Однако в основе воздержания лежат усердная молитва, строгий пост и отказ от удовольствий для тела и духа.

Без смиренной молитвы и отказа от увеселений пост превратился бы в обычную диету. В свободное время принято читать Слово Божие, проводить часы перед иконами, каяться, просить прощения, возносить хвалу небесам.

Важно обуздывать порывы раздражения и запрещать своему языку пустословить, гневаться и оскорблять.

Таким образом, за две недели великоговения можно очиститься, укротить буйный нрав, избавиться от гнева, зависти и гордыни, обуздать похоть, побороть зависимости и вредные привычки, примириться с недругами и всецело преобразиться.

А еще – привести в гармонию дух и тело, найти внутренний баланс, навести в своих мыслях порядок и вернуть радость и тепло в семейные отношения.

Как правильно соблюдать Успенский пост

Основная цель поста – воздержание, не только от некоторых видов пищи, но и от пустых слов, праздности, гнева, гордыни.

Очень важно на этот период сохранить мир, любовь и доброту в семье, привести свою жизнь в спокойное, благодатное русло, очистить голову от скверных мыслей и открыть сердце для всего божественного.

Строгость воздержания от пищи определяется возможностями самого верующего. Не всякий способен продержаться две недели на сырых овощах, воде и «кореньях». Многие без горячей, питательной провизии не смогут выполнять свою работу и будут чувствовать усталость.

Есть и особенные категории людей, которым настоятельно рекомендуется соблюдать Успенский пост в щадящей форме.

Это беременные дамы, маленькие дети, школьники и студенты, военнослужащие и путешественники. И, разумеется, болеющие люди, которым врач прописал определенную диету и режим.

Даже не полностью отказываясь от «запрещенной еды», можно компенсировать воздержание духовными и телесными ограничениями.

Уменьшить количество времени, проводимого перед телевизором и за компьютером, избегать пустых разговоров ни о чем, больше молиться и посещать церковь.

Если во время поста вы почувствовали сильную физическую слабость, усталость, сонливость, значит, вы выбрали слишком строгий для вас вариант воздержания. Цель мероприятия – укрепление духа, а не ослабление верующих.

Какие молитвы читать в Успенский пост

Молитвы во время поста направлены на важную цель: они помогают справиться с искушениями, укрепляют веру и дух, демонстрируют смирение и благодарность.

Правильные слова, произнесенные перед трапезой, помогают людям с достоинством соблюсти пост и справиться со всеми ограничениями.

Традиционно, семья, усевшись за обеденный стол, читает молитву «Отче наш». Затем в общей тишине кто-то один воздает Богу благодарность за сегодняшнюю пищу. Фраза формулируется своими словами, идущими из сердца.

После трапезы принято благодарить Бога за скромную пищу, дарованную им в этот день, и просить у него милости и Небесного Царствия.

Если во время поста верующий чувствует, что его решимость падает, он может попросить поддержки у Богородицы. Она является главным примером для всех, соблюдающих Успенский пост, и помогает удержаться от тяги к привычным удовольствиям.

Что можно и нельзя есть во время Успенского поста

Строгость его сравнима с Великим постом (в основе — сухоядение и сваренные без масла овощные блюда). Запрещены те же молочные и мясные продукты, а также рыба и яйца.

Однако, поскольку воздержание проходит перед урожайной осенью, то ассортимент разрешенных продуктов «со своей грядки» гораздо больше.

Именно в эти дни на столах в изобилии появляются свежие яблоки, мед, орехи, а также другие витаминные фрукты и овощи. Крепкий алкоголь запрещен, но по воскресеньям можно выпить порцию сухого вина, желательно, в разбавленном виде.

Особый случай, если вы пришли в гости к людям, не соблюдающим пост. Самое плохое, что можно придумать – наотрез отказаться от предлагаемых угощений, смутить хозяйку, с гордостью заявить о собственном воздержании и проповедовать церковные ценности.

Что же делать, если вас пытаются накормить запрещенными продуктами во время Успенского поста?

Быть деликатным и вежливым, и вкусить предлагаемую пищу в небольшом количестве. Поблагодарить Бога за ниспосланную еду, и ни в коем случае не увлекаться самокритикой и самоосуждением.

dobro.pw

как правильно соблюдать и для чего он нужен?

14 августа начинается Успенский пост, напоминание о поразительном смирении и готовности пройти все уготованное судьбой, что показали своей земной жизнью Господь и Богородица. Религиозная традиция временного воздержания от пищи и развлечений не должны восприниматься как навязанное ограничение. Воздержание должно быть добровольным и вести нас к просветлению и очищению души. Как себя вести и что можно кушать в дни поста?

Согласно церковному преданию, Богородица знала о времени, когда ей суждено перейти из земного мира в мир небесный. Вся ее жизнь — это образец святости и жертвенности, она не нуждалась в очищении души, но, тем не менее, готовилась к успению непрестанной молитвой и постом. Успенский пост длится две недели с 14 по 27 августа. Смысл поста заключается не просто в отказе от пищи животного происхождения, но и в ограничении мирских удовольствий. Верующие люди соблюдают пост, восхваляют Пресвятую Богородицу, желая хотя бы немного быть похожей на нее в чистоте.

Для чего нужен Успенский пост?

Пост готовит душу верующего человека к празднованию большого праздника — Успение Богородицы. При воздержании душа обращена к Богу и очищается от всякого рода страстей.

В погоне за современными благами, мы склонны забывать о своем первоначальном горении в вере, о благочестивости жизни и любви к Богу. Соблюдение церковных традиций напоминает нам о важности религиозного образа мыслей, который достигается через упражнения души и тела во благо спасения нашей души. Целью поста является достижение самодисциплины и самоограничения в мирских удовольствиях, через:

  • ограничение в пище — телесный пост;
  • сдерживание от внешних удовольствий — душевный пост;
  • период неустанной молитвы, противостояние своим порокам и «телесным похотям» — духовный пост.

Успенский пост сотворен для постижения мысли, что "все человеческое оканчивается ничем", и что необходимо ставить на первое место Христа, а исполнение наших желаний оставлять на волю Божью. Дни поста способствуют подчинению желаний разуму и воле, а разум и волю — могущественному слову Божьему. Стоит отметить, что в посте следует проявлять умеренность и благоразумие, чтобы не нанести вреда здоровью.

Как себя вести в дни Успенского поста?

В соблюдении поста важным является не ограничение в пище, а "несъедение ближних своих". То есть нельзя гневаться, раздражаться, ссориться, поддаваться осуждениям, всяческим оскорблениям, разносить сплетни, плести интриги, и совершаться другие негативные поступки и поддаваться плохим эмоциям. Все это несет разрушительную силу. Так мы нарушаем одну из заповедей: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". Во время поста, да и в любой другой день важно помнить и думать о чистоте своей души. Также следует воздержаться от торжественных праздников, шумных развлечений и посвятить эти две недели очищению души и тела, раздумьям о жизни и молитвам.

Начиная поститься, следует помнить, что Господу Богу угодно не наше телесное воздержание, а те плоды, которые оно приносит — покаянная молитва, осознание грехов, изменение своих взглядов на жизнь, добрые дела, милостыня и др.

Чем питаться?

В дни поста воздерживаются от употребления обильной, вкусной и сладкой пищи. В Успенский пост из трапезы исключаются яйца, мясные и молочные продукты. Можно кушать овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи и мед.

Дни недели Употребление пищи
Понедельник, среда, пятница Сухоядение
Вторник, среда Горячее без масла
Суббота, воскресенье Пища с постным растительным маслом. Допускается употреблять вино.

В Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы разрешается есть рыбу.

Важно помнить, что телесный пост без соблюдения душевного и духовного постов ничего не приносит для спасения души. Такой пост считается вредным, так как в своем воздержании в пище человек входит в заблуждение о своей праведности и превосходстве. Религиозное воздержание от пищи не имеет ничего общего с диетами во имя внешней красоты и с вегетарианством.

Пост не следует воспринимать как повинность, его мы должны нести Богу от чистого сердца, охотно и с радостью. Соблюдение Успенского поста помогает осознавать саму сущность поста, так как самым лучшим примером постничества является Пресвятая Дева Мария, которая от рождения свободна от всякой скверны, всецело устремлялась душой к Богу и помогала немощным людям.

Конечно, описанные выше ограничения в пищу желательны для православных христиан, но необязательны для тех, кому в связи с особенностями здоровья или возраста желательно полноценно питаться. Это касается в первую очередь детей, стариков, будущих и кормящих грудью мам.


Если вам понравилась статья, не забудьте поделиться ссылкой на неё со своими друзьями.

 



Рекомендуемые статьи

« Предыдущая запись Следующая запись »

bulavochki.ru

Успенский пост 2018: питание по дням

Православная церковь

ССО

Во время Успенского поста традиционно освящают новый урожай. Речь идет о меде, яблоках, хлебных колосьях и орехах.

Что можно есть в Успенский пост 2018

Овощи, грибы, крупы, зелень, хлеб, сухари, ягоды, мед, сухофрукты, орехи, фрукты.

После 19 августа, когда празднуют Яблочный спас, можно будет есть яблоки и виноград.

Что нельзя есть в Успенский пост 2018

К числу запрещенных блюд относят мясо, рыбу, яйца, животные жиры, алкоголь, молочные продукты.

Когда можно есть рыбу в Успенский пост?

В течение поста действуют некоторые исключения. Рыбу в Успенский пост можно 19 августа, в праздник Преображения Господня, а также 28 августа — в праздник Успения Пресвятой Богородицы, когда пост уже завершиться.

Яблоки.

СС0.

Успенский пост 2018: календарь питания по дням

Какого числа начинается Успенский пост в 2018 году и что нельзя есть

Жизнь

Понедельник — сухоядение (хлеб, фрукты и овощи, сухофрукты, орехи и мед).

Вторник — горячая пища без масла.

Среда — сухоядение (хлеб, фрукты и овощи, сухофрукты, орехи и мед).

Четверг — горячая пища без масла.

Пятница— сухоядение (хлеб, фрукты и овощи, сухофрукты, орехи и мед).

Суббота — овощи, грибы, крупы с растительным маслом, вино.

Воскресенье — овощи, грибы, крупы с растительным маслом, вино.

В выходные разрешается выпить немного вина.

Как правильно поститься

Важно знать, что пост — это не диета. Поэтому резкий отказ от пищи неподготовленному человеку может нанести вред здоровью.

Каждый может самостоятельно определить сколько еды ему нужно в сутки и постепенно свести это количество к минимуму.

Кому можно не соблюдать пост?

Не соблюдать Успенский пост могут:

  • беременные женщины
  • кормящие матери
  • больные
  • дети до 7 лет

Не строго соблюдать Успенский пост могут:

  • военные
  • путешественники
  • те, кто занимаются тяжелым физическим трудом

В церкви отмечают, что цель поста — не диета, а укрепление душевных сил.

Медовый Спас 2018: что нельзя делать в праздник

Жизнь

Что нельзя делать во время Успенского поста

Считается, что в этот период нельзя венчаться, гулять свадьбу, выпивать спиртное, курить, ссориться и ругаться матом.

Что можно делать в Успенский пост

Лучше посвятите эти две недели молитвам, посещению церковных служб, сделайте добрые дела.

altapress.ru

Успенский пост: обычаи и традиции

Успенский пост — две недели строгого телесного и душевного воздержания. Пост начинается 14 августа в день Медового Спаса и продолжается до праздника Успения Пресвятой Богоматери 28 августа. Это особое время для каждого верующего человека, к которому православные подходят со всей серьезностью. Узнайте какие обычаи и традиции хранит в себе августовский пост.

Праздники во время Успенского поста

Первый день Успенского поста, 14 августа, совпадает со Спасом, который называют Медовый или Маковый. В этот день верующие несут освящать новый урожай меда и мака в церковь. Только после этого лакомства пробуют и готовят угощения. Несмотря на пост праздничный стол богат на разнообразные блюда из постного теста с добавлением различных пряностей и плодов. Для вечерних застолий варили напитки из меда, в том числе и медовуху.

Второй Спас ежегодно отмечается 19 августа и называется — Яблочный. До этого дня верующие воздерживаются от употребления в пищу яблок и винограда нового урожая. Несмотря на строгий пост, праздник Спаса всегда широко отмечался православными. Не зависимо от того на какой день недели выпадает Спас, постящиеся могут позволить себе горячею пищу с маслом, рыбу и немного вина.

Последний день поста — 28 августа, самый главный праздник, к которому и приурочен пост — Успение Пресвятой Богородицы. Если этот день выпадает на пятницу или среду, то люди соблюдающие пост могут есть рыбу и пить вино.

В народе Успенский пост называют Спасовка из-за трех Спасов, которые выпадают на время воздержания. Еще одним распространенным названием является Лакомка, так как в это время легко можно заменить запрещенные продукты плодами нового урожая.

Какие обычаи соблюдают в Успенский пост

Успенский пост — время когда наступает осень и заканчивается лето, в этот период люди молят Господа о хорошем урожаи и сытой зиме. В церквях освящаются всевозможные обереги и талисманы.

Колосья ржи, освященные в это время, оставляют в доме до следующего августовского поста, чтобы запасов сделанных в этом году хватило на весь год.

В народе считается, что человек который не сдержит слово данное перед Богом и нарушит пост, следующий год проведет в нужде.

Успенский пост это не только время, когда нельзя вкушать некоторые продукты, это период строгого душевного воздержания. Любые торжества и праздники возбраняются церковью, также в пост запрещены свадьбы и зачатие детей.

Соблюдая Успенский пост вы сможете очиститься от греха, укрепить в себе веру и стать ближе к Господу. Придерживаясь всех правил и традиций, вы сможете провести время с пользой для тела и духа. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru


Смотрите также