Успенский пост приметы


14-27 августа — Успенский пост: традиции, приметы, ограничения и можно ли играть свадьбу

Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и всегда продолжается с 14 по 27 августа. Обычай дошел до наших дней с древних времен христианства. Он, в отличие от Великого поста, наступает в одно и то же время и длится две недели.


Традиции

Успенский пост называли «Госпожинки», «Оспожинки» или «Спожинки». Он означал для крестьян начало осени, страду, сбор урожая, жатву. В народной традиции праздник Всемилостивого Спаса 1 августа носит множество названий: Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде, мокрый Спас.

14 августа — Медовый Спас – начало использования меда нового урожая. В этот день в русских церквях совершалось освящение меда и благословление его употребления в пищу.

В первый день Успенского поста совершается малое освящение воды, именно поэтому его и называют Спасом на воде, мокрым Спасом. Купание в освященных водоемах символизировало очищение от грехов. После мокрого Спаса на Руси уже не купались.

К середине августа созревает мак, часто используемый в русской кухне. Может быть, поэтому в народной традиции есть праздник Макавей – день употребления в пищу выпечки с большим количеством мака.

Середина Успенского поста, 19 августа, праздник Преображения Господня отмечается в народной традиции как Второй Спас или Яблочный Спас. С этого дня разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты нового урожая.
Конец Успенского поста – праздник Успения Божьей матери – один из самых любимых церковных праздников русского народа

Приметы

Как и любой другой пост, Успенский обладает древними, славянскими корнями, традициями и обрядами, существуют и приметы на Успенский пост, которые могут даже стать знаками судьбы.

Так, если в первый день поста, в Медовый Спас, при сборе урожая вам на голову упало яблоко – к прибыли, упал орех – к удаче.

Если в первый день поста вас случайно облили водой – к здоровью на протяжении целого года, вы сами упали в реку – к богатству.

Многие приметы на Успенский пост связаны с животными:

– лошадям давали охапку овса и сена, и если животное тянулось к овсу – к богатому будущему урожаю на следующий год, а если к сену – покосы будут богатые;
– если в день Преображения вам дорогу перебежал заяц, к хорошей новости;
– муха села на вас – к удаче, если вы ее убили – к несчастью и беде.
Окончание лета и начало осени знаменуется ветрами и люди замечали – если ветер дует с севера, значит зима будет очень холодная, с юга – теплая, с востока – снежная, с запада – мягкая, но со снегопадами.
Есть и приметы на Успенский пост по определенным дням:
– каков второй Спас (Яблочный), такой будет и январь;
– на 20 августа отлетают журавли, осень скоро придет и зальет дождем;
– если на день Лаврентия (23 августа) вода в реках и озерах спокойная и течение почти незаметное, то и осень будет теплой и не дождливой, если в этот день стоит сильная жара, то и осень будет теплой;
– в старину верили, что если 24 августа вам встречалось привидение, то грехов у вас много, нужно обязательно отстоять в церкви службу на день Успения

Обычаи

Успенский пост — время когда наступает осень и заканчивается лето, в этот период люди молят Господа о хорошем урожае и сытой зиме. В церквях освящаются всевозможные обереги и талисманы.

Колосья ржи, освященные в это время, оставляют в доме до следующего августовского поста, чтобы запасов, сделанных в этом году, хватило на весь год.

В народе считается, что человек, который не сдержит слово, данное перед Богом и нарушит пост, следующий год проведет в нужде.

Успенский пост — это не только время, когда нельзя вкушать некоторые продукты, это период строгого душевного воздержания. Любые торжества и праздники возбраняются церковью, также в пост запрещены свадьбы и зачатие детей.

Соблюдая Успенский пост, можно очиститься от греха, укрепить в себе веру и стать ближе к Господу. Придерживаясь всех правил и традиций, вы сможете провести время с пользой для тела и духа.

Можно ли играть свадьбу?

Август — наиболее благоприятное время для свадеб. На этот месяц приходится чуть ли не половина всех бракосочетаний, совершаемых в течение года. Однако свадьбу обязательно надо играть до 14 числа или после 28.

Свадьба в Успенский пост, а тем более венчание, считается большим грехом. Ведь пост – это время молитвы, покаяния, воздержания не только от определенной пищи, но и от различных удовольствий, в том числе и от супружеской близости.

Старые люди говорят, что молодые, которые венчались во время поста, никогда долго вместе не живут.

ysia.ru

Успенский пост – 2019: что можно и нельзя делать, традиции и приметы

Самый короткий из всех православных постов – Успенский – в 2019 году начинается в среду, 14 августа, и продлится две недели. Подробнее – в материале РИА Томск.

Успенский пост – единственный пост, посвященный Богородице. По разным источникам, он появился в V-IX веках.

Пост всегда начинается 14 августа, он длится две недели и заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы, который всегда отмечается 28 августа. Обычно пост завершается на день раньше Успения, но, по канону, если праздник приходится на среду или пятницу, поститься следует и в этот день. Поскольку в 2019 году Успение выпадает на среду, то пост нынче завершится 28 августа.

По церковному преданию, Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира. Она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся, желая хотя бы отчасти уподобиться чистоте и святости Богородицы.

В России, Белоруссии и на Украине Успенский пост в простонародье называли Спасовка, Спасы, Спасовчаный пост, Спажин пост.

Праздники во время Успенского поста

Первый день Успенского поста, 14 августа, совпадает с Медовым Спасом, который также иногда называют Маковым.

Второй Спас – Яблочный – отмечается 19 августа и совпадает с праздником Преображения Господня.

Последний день поста – 28 августа, самый главный праздник, к которому и приурочен пост – Успение Пресвятой Богородицы. Если этот день выпадает на пятницу или среду, то люди, соблюдающие пост, могут есть рыбу и пить вино.

Традиции и приметы

Во время Успенского поста  верующие исключают из рациона мясные, молочные продукты и яйца. Рыбу разрешается есть только в праздник Преображения Господня, также в этот день можно есть блюда с растительным маслом и пить вино.

Подробнее о правилах питания в Успенский пост >>> 

Как и во время любого православного поста, в Успенский пост важно не только телесное воздержание, но и духовное, то есть нужно стараться не предаваться шумным развлечениям.

Во время поста верующим не разрешается играть свадьбы. Это считается большим грехом, так как пост – это время молитвы, покаяния, воздержания не только от определенной пищи, но и от различных удовольствий, в том числе и от супружеской близости. Есть поверье, что молодые, которые венчались во время поста, никогда долго вместе не живут.

Также считается, что если в первый день поста, в Медовый Спас, при сборе урожая на голову упало яблоко – это к прибыли, а орех – к удаче.

Если в первый день поста вас случайно облили водой – это сулит здоровье на протяжении целого года, если вы сами упали в реку – богатство.

Колосья ржи, освященные в это время, оставляют в доме до следующего августовского поста, чтобы запасов, сделанных в этом году, хватило на весь год.

Есть и погодные приметы. Если во время поста ветер дует с севера, значит зима будет очень холодная, с юга – теплая, с востока – снежная, с запада – мягкая, но со снегопадами.

Если на день Лаврентия (23 августа) вода в реках и озерах спокойная и течение почти не заметно, то и осень будет теплой и не дождливой, а если в этот день стоит сильная жара, то и осень будет теплой.

Справка оставлена по материалам открытых источников

www.riatomsk.ru

Успенский Пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?

✅Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич): о вреде и пользе существующих традиций.

– Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

– Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

Три Спаса и Успенский Пост

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.  

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.


    
– Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

– 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.

Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

– Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

– Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

– Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.

Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

– Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, – читаем мы в Священном Писании. – Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).опубликовано econet.ru.

Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич)

Беседовала Наталья Горошкова

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

традиции, приметы, ограничения и можно ли играть свадьбу — Вести Якутии

Традиции

Успенский пост называли «Госпожинки», «Оспожинки» или «Спожинки». Он означал для крестьян начало осени, страду, сбор урожая, жатву. В народной традиции праздник Всемилостивого Спаса 1 августа носит множество названий: Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде, мокрый Спас.

14 августа — Медовый Спас – начало использования меда нового урожая. В этот день в русских церквях совершалось освящение меда и благословление его употребления в пищу.

В первый день Успенского поста совершается малое освящение воды, именно поэтому его и называют Спасом на воде, мокрым Спасом. Купание в освященных водоемах символизировало очищение от грехов. После мокрого Спаса на Руси уже не купались.

К середине августа созревает мак, часто используемый в русской кухне. Может быть, поэтому в народной традиции есть праздник Макавей – день употребления в пищу выпечки с большим количеством мака.

Середина Успенского поста, 19 августа, праздник Преображения Господня отмечается в народной традиции как Второй Спас или Яблочный Спас. С этого дня разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты нового урожая.
Конец Успенского поста – праздник Успения Божьей матери – один из самых любимых церковных праздников русского народа

Приметы

Как и любой другой пост, Успенский обладает древними, славянскими корнями, традициями и обрядами, существуют и приметы на Успенский пост, которые могут даже стать знаками судьбы.

Так, если в первый день поста, в Медовый Спас, при сборе урожая вам на голову упало яблоко – к прибыли, упал орех – к удаче.

Если в первый день поста вас случайно облили водой – к здоровью на протяжении целого года, вы сами упали в реку – к богатству.

Многие приметы на Успенский пост связаны с животными:

– лошадям давали охапку овса и сена, и если животное тянулось к овсу – к богатому будущему урожаю на следующий год, а если к сену – покосы будут богатые;

– если в день Преображения вам дорогу перебежал заяц, к хорошей новости;

– муха села на вас – к удаче, если вы ее убили – к несчастью и беде.

Окончание лета и начало осени знаменуется ветрами и люди замечали – если ветер дует с севера, значит зима будет очень холодная, с юга – теплая, с востока – снежная, с запада – мягкая, но со снегопадами.

Есть и приметы на Успенский пост по определенным дням:

– каков второй Спас (Яблочный), такой будет и январь;

– на 20 августа отлетают журавли, осень скоро придет и зальет дождем;

– если на день Лаврентия (23 августа) вода в реках и озерах спокойная и течение почти незаметное, то и осень будет теплой и не дождливой, если в этот день стоит сильная жара, то и осень будет теплой;

– в старину верили, что если 24 августа вам встречалось привидение, то грехов у вас много, нужно обязательно отстоять в церкви службу на день Успения

Обычаи

Успенский пост — время когда наступает осень и заканчивается лето, в этот период люди молят Господа о хорошем урожае и сытой зиме. В церквях освящаются всевозможные обереги и талисманы.

Колосья ржи, освященные в это время, оставляют в доме до следующего августовского поста, чтобы запасов, сделанных в этом году, хватило на весь год.

В народе считается, что человек, который не сдержит слово, данное перед Богом и нарушит пост, следующий год проведет в нужде.

Успенский пост — это не только время, когда нельзя вкушать некоторые продукты, это период строгого душевного воздержания. Любые торжества и праздники возбраняются церковью, также в пост запрещены свадьбы и зачатие детей.

Соблюдая Успенский пост, можно очиститься от греха, укрепить в себе веру и стать ближе к Господу. Придерживаясь всех правил и традиций, вы сможете провести время с пользой для тела и духа.

Можно ли играть свадьбу?

Август — наиболее благоприятное время для свадеб. На этот месяц приходится чуть ли не половина всех бракосочетаний, совершаемых в течение года. Однако свадьбу обязательно надо играть до 14 числа или после 28.

Свадьба в Успенский пост, а тем более венчание, считается большим грехом. Ведь пост – это время молитвы, покаяния, воздержания не только от определенной пищи, но и от различных удовольствий, в том числе и от супружеской близости.

Старые люди говорят, что молодые, которые венчались во время поста, никогда долго вместе не живут.

www.vesti14.ru

Успенский пост - традиции, приметы и ограничения - ЖЕНСКИЙ МИР

 

Успенский пост, в отличии от Великого поста, наступает в одно и тоже время и длится две недели. Успенский пост начинается 14 августа и заканчивается 27 августа. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери.

 

Это самый короткий многодневный пост на протяжении года. 

По своей строгости Успенский пост приравнивается к Страстной Седмице Великого Поста. Но, несмотря на это, он считается среди православных и самым легким: и короткий, и сладкий. 

Самый лёгкий - потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас лёгким.

И заботится о теле нашем так же, как и о душе.

Самый сладкий потому, что начинается этот Пост с освящения мёда, а потом - освящение плодов: чтобы через сладость, которую Господь даёт для тела, мы вкусили и увидели, как благ Господь.

 

 

14 августа, в первый день Успенского Поста, износится для поклонения Крест Христов. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры по слову Господню опускалось древо, и они становились сладкими, так и горечь нашей жизни - от прикосновения к ней Креста Христова - да изменится в сладость.

 

 

Наша Русская Церковь, как никакая другая, прославилась подвигами мученичества. И в ней всегда было особенное почитание Божией Матери, Её святого Успения, которому издревле посвящались многие Монастыри.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

jenskiymir.mirtesen.ru

14-27 августа — Успенский пост: традиции, приметы, обычаи и ограничения

Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели, с 14 по 27 августа. Обычай дошел до наших дней с древних времен христианства. Он, в отличие от Великого поста, наступает в одно и то же время и длится две недели.


Традиции

Успенский пост называли «Госпожинки», «Оспожинки» или «Спожинки». Он означал для крестьян начало осени, страду, сбор урожая, жатву. В народной традиции праздник Всемилостивого Спаса 1 августа носит множество названий: Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде, мокрый Спас.

14 августа — Медовый Спас – начало использования меда нового урожая. В этот день в русских церквях совершалось освящение меда и благословление его употребления в пищу.

В первый день Успенского поста совершается малое освящение воды, именно поэтому его и называют Спасом на воде, мокрым Спасом. Купание в освященных водоемах символизировало очищение от грехов. После мокрого Спаса на Руси уже не купались.

К середине августа созревает мак, часто используемый в русской кухне. Может быть, поэтому в народной традиции есть праздник Макавей – день употребления в пищу выпечки с большим количеством мака.

Середина Успенского поста, 19 августа, праздник Преображения Господня отмечается в народной традиции как Второй Спас или Яблочный Спас. С этого дня разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты нового урожая.

Конец Успенского поста – праздник Успения Божьей матери – один из самых любимых церковных праздников русского народа.

Приметы

Как и любой другой пост, Успенский обладает древними, славянскими корнями, традициями и обрядами, существуют и приметы на Успенский пост, которые могут даже стать знаками судьбы.

Так, если в первый день поста, в Медовый Спас, при сборе урожая вам на голову упало яблоко – к прибыли, упал орех – к удаче.

Если в первый день поста вас случайно облили водой – к здоровью на протяжении целого года, вы сами упали в реку – к богатству.

Многие приметы на Успенский пост связаны с животными:
– лошадям давали охапку овса и сена, и если животное тянулось к овсу – к богатому будущему урожаю на следующий год, а если к сену – покосы будут богатые;
– если в день Преображения вам дорогу перебежал заяц, к хорошей новости;
– муха села на вас – к удаче, если вы ее убили – к несчастью и беде.
Окончание лета и начало осени знаменуется ветрами и люди замечали – если ветер дует с севера, значит зима будет очень холодная, с юга – теплая, с востока – снежная, с запада – мягкая, но со снегопадами.

Есть и приметы на Успенский пост по определенным дням:
– каков второй Спас (Яблочный), такой будет и январь;
– на 20 августа отлетают журавли, осень скоро придет и зальет дождем;
– если на день Лаврентия (23 августа) вода в реках и озерах спокойная и течение почти незаметное, то и осень будет теплой и не дождливой, если в этот день стоит сильная жара, то и осень будет теплой;
– в старину верили, что если 24 августа вам встречалось привидение, то грехов у вас много, нужно обязательно отстоять в церкви службу на день Успения.

Обычаи

Успенский пост — время когда наступает осень и заканчивается лето, в этот период люди молят Господа о хорошем урожае и сытой зиме. В церквях освящаются всевозможные обереги и талисманы.

Колосья ржи, освященные в это время, оставляют в доме до следующего августовского поста, чтобы запасов, сделанных в этом году, хватило на весь год.

В народе считается, что человек, который не сдержит слово, данное перед Богом и нарушит пост, следующий год проведет в нужде.

Успенский пост — это не только время, когда нельзя вкушать некоторые продукты, это период строгого душевного воздержания. Любые торжества и праздники возбраняются церковью, также в пост запрещены свадьбы и зачатие детей.

Соблюдая Успенский пост, можно очиститься от греха, укрепить в себе веру и стать ближе к Господу. Придерживаясь всех правил и традиций, вы сможете провести время с пользой для тела и духа.

Что можно есть

Согласно церковному уставу, люди, придерживающиеся Успенского поста, должны следовать таким ограничениям в еде:

Понедельник, среда, пятница в период Успенского поста — сухоядение. В дни сухоядения можно есть следующие продукты: сухой пресный хлеб (сухари), сырые овощи, фрукты и сухофрукты, мед, орехи, воду, из приправ разрешается соль.

Вторник и четверг во время поста — горячая пища без масла. В эти дни можно есть блюда, приготовленные на огне, и без употребления растительного масла. К таким блюдам относятся овощные и грибные супы, чай, кофе, компоты, отвары.

Суббота и воскресенье во время Успенского поста — разрешается употребление в пищу растительного масла и вина.

19 августа, в праздник Преображения Господня, разрешается принимать в пищу рыбу и морепродукты.

Если праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день, а 28 августа разрешается есть рыбу и морепродукты.

Можно ли играть свадьбу?

Август — наиболее благоприятное время для свадеб. На этот месяц приходится чуть ли не половина всех бракосочетаний, совершаемых в течение года. Однако свадьбу обязательно надо играть до 14 числа или после 28.

Свадьба в Успенский пост, а тем более венчание, считается большим грехом. Ведь пост – это время молитвы, покаяния, воздержания не только от определенной пищи, но и от различных удовольствий, в том числе и от супружеской близости.

Старые люди говорят, что молодые, которые венчались во время поста, никогда долго вместе не живут.

ysia.ru

Успенский пост: традиции, приметы и ограничения

14 августа начинается Успенский пост, он длится всего две недели - по 27 августа включительно. Установлен в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Этот праздник  является непереходящим, всегда отмечается 28 августа и имеет день предпразднества и девять  дней попразднества.

Успенский пост особенно строг был для девушек. Считалось, как пост проведешь, так и жизнь пойдет дальше. Сможешь безропотно свой крест нести, не жаловаться, не роптать, тогда Пресвятая Богородица заступится, спасет семью от печалей и горестей. Старались следовать строгим правилам поста, послабления себе не дозволялось. Питались скудно, довольствовались сухарем и водой.

Пост схож по строгости ограничений с Великим постом. В семьях предупреждали матери дочерей о том, чтобы по вечерам сидели дома, прекращались гуляния к реке, отвязывали веревки качелей. Запрещалось перечить родителям. Примером ставили Пресвятую Богородицу, ее смирение и терпение.

Из давнишних времен идет обычай у женщин носить платки, платочки, косынки. Для Успенского поста, который подарила людям Пресвятая Богородица, оставляли  самые приятные для души, какие могли себе позволить. Обычно сами рукодельницы вышивали на них узоры. В нарядных платках ходили в церковь.

Православные женщины в Успенье головные платки вовсе не снимали, до самой подушки. Ходили с покрытой головой не только в поле или огороде, а в избе. Потому что на улице или дома осенять себя крестом при непокрытой голове считалось грехом. А молитвы читались постоянно.  

Свадеб не играли, потому что по традиции считали, что тогда долго рядом супруга не удержишь. Так или иначе, он  вокруг пальца обведет, прочь уйдет. Будет половина ныть, страдать, из дома проситься. Найдет повод и убежит прочь.

На Успение в избе надевали лапти, катанки или опорки. Считалось, что в эту пору болячки под порог лезут, чтобы зацепить или просквозить, потому и  береглись. В алтайских деревнях ходили слухи о том, что  на улицу нельзя было  появляться голопятыми: на колючку наступишь, пятки долго ныть будут, а после шишка прорастет. Начнешь жаловаться, вдруг Матушка будет недовольна.

Убирали с глаз косу, топор, нож, а иголку накрывали кружкой, чтобы никого не уколола. Хлеб не резали, а отламывали от буханки. Крошки сметали в ладонь и прятали за пазуху.

Женщины особенно тщательно следили за волосами. старались, чтобы ни один волосок не упал. Приговаривали, что ветер волос подберет, далеко унесет, а с ним и красоту. Негоже было появляться, как говорили, косматой или стричь волосы, а потом их выбрасывать. На Успенье особенно тщательно следили за детьми, семейным очагом. Добела скребли некрашеные столешницы, половицы, а дверь закрывали, чтобы с мухами нечистая сила не залетела.

В семьях предупреждали дочерей о том, чтобы сидели дома. За грех считалось перечить родителям. Свадеб не играли. Считали, что в пост надо молиться, а не жениться. Не прислушались – счастья не видать.

Ходили в церковь. Сторонились посиделок с семечками и частушками. Не принято было смеяться громко, петь, кричать через улицу или огороды.

Считалось, что на Успенье вода с небес лечит. Умывались росой, а после церкви обливали скотину из ручья или реки. Если человек попал под дождь, а первая капля прямо в глаз - хорошо.

На медовый Спас пасечники первые соты раздавали, чтобы мед не иссяк. Считалось, что надо в этот день поклоняться кресту, купаться. А после поста уже не лезь в реку. 

www.ap22.ru

Что можно и что нельзя делать в Успенский пост

Успенский пост скоротечен, но, как и все посты, требует тщательного соблюдения некоторых ограничений. Православным христианам церковь рекомендует использовать этот период для духовного самосовершенствования и укрепления силы воли.

Даты Успенского поста неизменны. Каждый год он начинается 14 и завершается 28 августа, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы. Этот пост приравнивают по строгости к Великому, и верующим стоит помнить о том, что воздерживаться необходимо не только от скоромной пищи, но и от развлечений.

Что можно делать в Успенский пост

Каждый пост начинается с ежедневных молитв. Это время, когда каждый может изменить свою жизнь, покаявшись в грехах, и встать на путь исправления. Во время Успенского поста можно и нужно употреблять в пищу фрукты и овощи, особенно в дни Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа) Спасов. В эти дни стоит посетить церковь и захватить дары природы для освящения, а также помолиться за здоровье и благополучие своей семьи. Яблоками, медом и продуктами, приготовленными с их использованием, принято угощать нуждающихся, оставлять часть лакомств в церкви, а дома устраивать семейные застолья.

В первый день поста принято освящать воду, мак и мед. Вода в Успенский пост обладает целебными свойствами, и ее используют для умывания люди, желающие исцелиться от всевозможных недугов.

Во время поста можно мыться, шить и заниматься повседневными делами, которые необходимы для жизни. Но чрезмерно погружаться в работу и брать на себя слишком много дел не рекомендуется: следует уделять больше своему духовному состоянию, а не мирским делам.

Во время поста можно продолжать физические упражнения и тренировки. Церковь предупреждает лишь о том, чтобы вы не делали культа из собственного тела, ставя свою фигуру и достижения превыше Господа.

В Успенский пост можно исповедоваться и причащаться не только в строго отведенные для этого дни, но и по зову сердца. Эти мероприятия помогут вам избавиться от негатива в душе.

Крестить детей в Успенский пост также не возбраняется.

Что нельзя делать в Успенский пост

Церковь напоминает нам, что в Успенский пост необходимо воздержание. Это означает, что запрет распространяется на употребление спиртных напитков, потакание дурным привычкам, азартные игры, праздное времяпрепровождение.

Заключать в этот период браки нельзя, так как пост — это в первую очередь полное воздержание и духовная работа.

Во время Успенского поста нельзя перегружать себя работой, особенно рукоделием. Это связано с тем, что вы не оставляете себе времени для молитв и очищения. Церковь не возбраняет рукоделие и иные занятия, если они являются источниками вашего дохода, но вот от хобби и досуговых развлечений стоит временно отказаться.

Священники призывают воздерживаться от праздного просмотра телевизионных передач, компьютерных игр, посещения масштабных концертов и вечеринок.

Предаваться унынию также не стоит. В это время у вас появляется уникальная возможность пересмотреть свои взгляды, расставить приоритеты и изменить свою жизнь к лучшему.

Во время поста нельзя поддаваться соблазнам и тем более испытывать гнев, зависть и злобу. За две недели вы сможете полностью отказаться от этих грехов.

Ни в коем случае во время поста нельзя гадать, проводить магические ритуалы и иные оккультные мероприятия. Так вы загрязняете собственную душу, не давая ей возможности приблизиться к Богу.

Каждый пост — это испытание для человека, но воспринимать его как наказание не стоит. Это время, которое вы проводите наедине с собой и своими мыслями. Постарайтесь использовать его для того, чтобы избавится от накопленного негатива и измениться в лучшую сторону. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Абакан | 14-27 августа — Успенский пост: традиции, приметы, ограничения и можно ли играть свадьбу

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область

abakan.bezformata.com

Сайт Первого Новомосковского Благочиния. Успенский пост в 2017 году какого числа


Люди, желающие почтить Успение Богородицы вместе с православными верующими, спрашивают: Успенский пост в 2017 году какого числа? Правильный ответ на данный вопрос: 14 августа. Это наиболее короткий из многодневных строгих постов, длящийся две недели. Он отмечается спустя 30 суток после того, как пройдет Апостольский (Петров) пост и заканчивается 27 августа.

Если дата Великого поста ежегодно меняется, Успенский пост проходит в один и тот же отрезок времени. Его основные предназначения заключаются в:

• учении верующих воздержанию от удовольствий тела и души;
• преодолении явных и скрытых недостатков;
• пересмотре отношений с родственниками для того, чтобы в семье всегда царил мир да лад.

Вот почему придерживаться правил этого поста очень важно. Это, в первую очередь, делается ради Христа. Человек, соблюдающий все предписания, становится чище, ближе к Богу, получает Божьи благословения.

Правила питания в Успенский пост

Согласно церковному уставу кисломолочные продукты, яйца, а также мясо не должны входить в питательный рацион. Исключается даже обезжиренное молоко и кефир. В основном, постный стол состоит из:

• Овощей.
• Фруктов.
• Грибов.

Ограничения в еде хоть и имеются, овощи и фрукты в это время настолько вкусные, что, в определенной мере, помогают восполнить урезанный рацион. Наверное, именно поэтому этот пост столь любим среди православных. К тому же пища благословенна в связи с совпадением поста с Медовым, Яблочным и Ореховым Спасом и Маковеем. В эти праздники в церкви принято освящать дары природы.

Когда наступает медовый Спас, употребляются постные блины, смазанные медом, маковые плюшки, калачи, медовые булочки, а также пряники.

Посмотрите рецепты постных блюд для разной строгости постов.

В день Преображения Господня разрешена нежирная речная рыба. Кроме того, в пищу можно употреблять яблоки и виноград – поскольку это день яблочного Спаса и фрукты освящаются в церкви. При завершении поста разрешено кушать рыбу (правда, если это не среда или пятница). Разговение, в таком случае, переносится на день. Окончание поста в другие дни предполагает возможность единовременного разговения.

  • По понедельникам, средам, пятницам — исключительно сухоядение при запрете любых приготовленных продуктов (отварных, тушеных и печеных блюд).
  • По вторникам и четвергам употребляются горячие блюда, которые, правда, готовятся без использования масла.
  • По выходным в пищу можно добавлять растительное масло. Еще разрешается красное вино – конечно же, в небольших количествах.

Менее строгим пост может быть для болеющих людей, беременных женщин, кормящих мам. В этих случаях определяется мера поста, которая может быть ними выдержана. Обозначенных ограничений нужно будет придерживаться. Но нельзя, чтобы воздержание было вредным для здоровья – по мнению священнослужителей это не принесет Богу радости.

Детей тоже не следует ограничивать в молоке и мясе, поскольку данные продукты полезны для их роста и развития. Просто нужно попросить их кушать поменьше сладкого во время поста, хотя бы на этот срок позабыть о том, что такое жевательная резинка, сухарики и чипсы.

Успенский пост достаточно строго формирует порядок питательного рациона. Кроме прочего, он предполагает отсутствие мирских веселий и развлечений, так как свободное время следует посвящать вознесению молитв. Не зря же в XIX веке в России во время этого поста не проводилось никаких массовых мероприятий, не устраивались спектакли с балами.

Дела духовные тоже требуют воздержания: людям необходимо быть милосерднее, добрее, сдерживать свой гнев, даже если он праведный. Относиться к окружающим следует терпимее и лояльнее.

История происхождения

Вполне логично, что люди интересуются, какого числа начинается Успенский пост в 2017 году. Кроме этого, они желают знать и об истории его возникновения. Соблюдение поста необходимо для почтения памяти Божьей Матери, которая, согласно древнему преданию, предчувствовала Свою кончину прежде ее наступления, усиленно молилась за всех людей и Сама постилась.

Согласно Греческому часослову, из-за того, что на август в Константинополе выпадал самый пик разнообразных заболеваний, по городским улицам проносили Животворящий Крест. Это делалось для освящения Константинополя, изгнания из него всевозможных болезней и невзгод. Отсюда и пошла традиция в конце каждого лета поститься. Это еще одна версия, рассказывающая о происхождении поста.
Молитвы, произносимые священниками в это время, зачастую содержат упоминания праздника Крещения Руси.

Приметы и традиции

С этим постом у людей связаны определенные приметы, а также традиции. Именно в это время собирают урожай, заканчиваются последние жаркие дни, и приближается осень.
Начало поста закладывает обряд по освящению меда. Обычно освящается продукция новой качки, после чего сразу же употребляется в пищу.

Также святится вода (праздник еще именуют Спасом на воде). Православные люди купаются в реке или озере, чтобы смыть с себя прегрешения и плохие помыслы. А вот уже после 14 августа вступает традиционный запрет на купание в водоемах.

При соблюдении поста людям нужно стараться:

• смирить свою гордыню;
• не держать никакого зла на ближнего;
• просить Бога, чтобы Он наделил духовными силами, если их оказалось недостаточно.
Соблюдение такого поста – когда духовные воздержания сочетаются с ограничениями телесными – будет угодно Всевышнему.

Свадьба в Успенский пост

Статистика свидетельствует, что пик бракосочетаний как раз приходится на конец лета. Хотя, при возможности, лучше всего заключать брак до того, как начнется этот пост или же после.
Церковь считает грехом свадьбу, устраиваемую во время Успенского поста. Это период, когда нужно каяться, молиться, воздерживаться от любых развлечений и, конечно же, избегать употребления непостных блюд. Существует даже поверье, согласно которому молодые, решившиеся обручиться в это время, не смогут быть счастливыми в своем браке.

novomoskovsk-ua.info

Успенский пост и три спаса. Как не стать жертвой суеверий - 15.08.2015

Когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, впадает в суеверия

- Успенский пост окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. «трёх Спасов». Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

— Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах.

Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий — все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой.

Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия — это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая — обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни — неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие — то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства — это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным — внутреннее содержание — попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни.

А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем — в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких.

Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

- Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

— 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары — износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников — Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.

Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу — значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа — начало Успенского поста, который длится две недели — до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

- Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

— Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», — писал святитель Иоанн Златоуст.

В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая.

Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву — пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии.

Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же — принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

- И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

— Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.

Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

— Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, — читаем мы в Священном Писании. — Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Наталья Горошкова

Оригинал публикации

ukraina.ru


Смотрите также