В какие дни спасы


какого числа будет в этом году (+ даты всех Спасов)

Какого числа в этом году Яблочный спас (его еще называют Второй Спас и Спас на горе), Медовый (Первый Спас, Маковый Спас, Спас на воде) и Ореховый (Третий Спас, Хлебный Спас, Спас Нерукотворный)? Славяне издавна отмечали смену лета осенью, а народные и религиозные традиции порой переплетаются настолько сильно, что они буквально становятся единым целым.

О том, почему почитают и как отмечают Яблочный, Медовый и Ореховый Спас, что означают эти праздники, подробно рассказывается ниже.

Спас Другие названия Дата
Медовый Первый Спас, Маковый Спас 14 августа
Яблочный Второй Спас, Спас на горе, Средний Спас 19 августа
Ореховый Третий Спас, Хлебный Спас 29 августа

Почему Спасы так называются

Слово «Спас» интуитивно ассоциируется со Спасителем, Иисусом Христом. И так оно и есть на самом деле. Праздники Медового, Яблочного и Орехового Спаса по смыслу и по названию произошли именно от этого слова.

А вообще Спас – это целая череда последних дней августа (14,19 и 29), когда лето уже начинает сдавать свои позиции, уступая место золотой осени. В эти дни солнце заходит уже ощутимо раньше обычного, а природа блистает особыми желтыми красками.

Но у наших предков наступала самая горячая пора, поэтому основное время они уделяли не созерцанию, а весьма серьезному делу – сбору урожая. Впереди их ждала долгая зима, поэтому август и сентябрь были особенно важными месяцами, когда один день и впрямь целый год кормит.

Собирая урожай, славяне создавали большие запасы (они же припасы). Неслучайно и эти слова совпадают с общим корнем «спас». Люди как бы спасались от долгой холодной зимы, убирая урожай, готовя соленья, варенья и множество других вкусностей, рецепты которых практически в первозданном виде дошли и до наших дней.

Медовый Спас

Славяне всегда знали, какого числа будет Яблочный Спас, какого – Медовый, какого – Ореховый. И они четко различали эти праздники, хотя они следовали один за другим с разницей в несколько дней, что неслучайно. Поговаривали даже, что Первый Спас – на воде стоят, Второй – яблоки едят, Третий – на гора

zavedeno.com

Праздники в августе – Когда Яблочный спас 2019, Медовый спас 2019 и Ореховый спас 2019

Спасы в августе – одни из главных и любимых праздников в православии / 1zoom.ru

Праздники в августе многочисленны и разнообразны. Однако же именно церковные праздники занимают особое место в этом перечне.

Спасы 2019 – одни из самых любимых праздников в Украине.

Отмечаются Спасы в августе. И первый спас 2019 ждет нас уже с недели на неделю.

Какие Спасы бывают в августе

Первый спас 2019 носит название Медовый спас 2019. Именно после него верующие впервые за год вкушают свежий мед, освятив тот предварительно в церкви.

Второе название праздника – Маковей. Название пошло от братьев Маковеев – семи мучеников Ветхого Завета. А вот народная традиция связывает праздник с растением мак, поэтому в народе еще говорят: Маковый спас 2019.

Читайте такжеМожно ли заходить в церковь без платка: что известно о кардинальной реформации от ПЦУТретье название – Спас на воде. Это связано с традицией подготавливать колодцы к зиме в этот день. С этого же праздника прекращали купаться в открытых водоемах, дабы не угодить под злую руку нечисти.

Следом идет Яблочный спас 2019. Он также совпадает с церковным праздником – Преображение Господне 2019.

Как ясно из названия, до этого праздника не ели яблок – и именно их в первую очередь святили в церкви.

Последним будет Ореховый спас 2019. Тут речь идет об орехах. Он совпадает с другим великим церковным праздником – Успение Пресвятой Богородицы 2019.

Еще одно название третьего Спаса – Хлебный спас 2019. Кроме того, в старину было популярно название Спас на холстах. Последнее связано с тем, что на этот Спас устраивали ярмарки ниток и тканей. По народным приметам, третий Спаса знаменует собою приход осени.

Когда спас в 2019 году: дата, какого числа

Даты Спасов из года в год не меняются. В 2019 году они пройдут:

  • Медовый спас 2019 – 14 августа;
  • Яблочный спас 2019 – 19 августа;
  • Ореховый спас 2019 – 29 августа.

Что делать на Спас 2019: что святят в церкви на Медовый, Яблочный и Ореховый спасы

Каждый Спас связан с освящением определенной группы продуктов. До праздника, как уже упоминалось, эти продукты были под запретом у истинных верующих. И лишь после покаяния в церкви, молитвы и освящения продукта его можно есть.

На Спас святят:

  • Медовый спас – в храм несут мед и мак;
  • Яблочный спас – яблоки и другие округлые фрукты, чаще всего виноград и груши;
  • Ореховый спас – орехи и еще с ними: ореховые ветви, листья для целебных настоек, а также хлеб, яблоки и виноград, мед.

Яблочный спас 2019: пост

В августе верующих ждет Успенский пост 2019. И хотя большинство связывает его именно с Яблочным спасом, но на самом деле Успенский пост охватывает все три Спаса: начало – 14 августа (на Медовый спас), а конец – 27 августа (накануне Орехового спаса).

Именно из-за охвата всех трех Спасов этот пост и получил название Спасовка.

Успенский пост 2019: календарь питания

Успенский пост 2019: календарь питания / Главред

Напомним, ранее завершился Петров пост 2019. При этом стоит отметить, что главное в любом посту – не ограничение в пище, а очищение души.

glavred.info

Медовый, Яблочный, Ореховый. Календарь, правила и приметы Спасов

С середины и до конца августа нас ждут три больших религиозных праздника. Разбираемся, как правильно их отмечать и какие им свойственны приметы.

14 августа - Первый Спас: Маковея, Медовый, Мокрый 

14 августа церковь отмечает день семи мучеников Маккавеев, которые во II веке до н.э. были жестоко казнены за свою веру в Бога. Поэтому ежегодно православная церковь чествует их как символ непоколебимости веры.  Труднопроизносимое иудейское имя мучеников народ переделал в "Маковея". А поскольку в это время дозревает мак, то, руководствуясь схожестью слов, в церковь помимо цветов несут святить и мак: сакральное растение для украинцев. Ему приписывались магические свойства, например, посыпали дом от всякой беды.

Поэтому главная составляющая букета, или "маковейчика", для освящения в этот день - созревшие головки мака. Также в букет добавляют чернобривцы или другие сезонные цветы, ароматные травы (мяту, базилик, чабрец, любисток).

Освященный в церкви букет принято не выбрасывать, а засушить, положить за икону - в качестве оберега. Исследователь традиций украинского народа Олекса Воропай писал, что букеты было принято сохранять до весны. Мак засевают на огороде, а сухие цветы девушки вплетают на Благовещение (7 апреля) в волосы - "чтобы не выпадали". 

Еще одно название этого праздника - Медовый Спас, так как наступал сезон выкачивания меда. Соответственно в корзинку к букету добавляют еще и баночку меда или соты. 

В этот день в церквях также освящают воду - ранее это были водоемы, крестные ходы на реку, но сейчас зачастую это просто вода в ведрах - когда-то считали, что именно в этот день князь Владимир крестил Киевскую Русь. Так что 14 августа еще называется "Спаса на воде" или "Мокрый", а сама вода считается целебной. Не так, как на Крещение, но тоже должна помогать.

14 августа начинается второй из строжайших постов в православии - Успенский. Длится он две недели и, по легенде, считается продолжением Великого поста. Мол, изначально Бог хотел сделать 9 недель Великого поста, но люди возопили - это очень сложно. Поэтому пост якобы разбили на две части - семь и две недели. Однако пост не повод отказываться от вкусностей. По украинской традиции готовили в этот день коржи с маком (пресную лепешку заливали сладкой медовой водой и засыпали перетертым маком) или блинчики с медом. Заканчивается пост 28 августа.

А еще с грустью говорили: "Пришел Спас - ушло лето от нас", "У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро". Летнее тепло понемногу сменялось осенней прохладой. 

Приметы этого дня

  • Какая погода на Маковея, такая и на Успение (28 августа), а также на весь следующий год
  • Если идет дождь, то не будет целый год лесных пожаров. 
Заменяйте мясо медом. Как-никак Успенский пост.

19 августа Второй Спас: Яблочный, или Великий 

19 августа этого года отмечается Преображение Господне. По библейскому преданию, Иисус явил трем ближайшим ученикам - Петру, Иоанну и Иакову - божественную силу. Повел их на гору молиться, а во время молитвы преобразился - лицо просияло, а одежды сделались белоснежными. При этом явились два ветхозаветных пророка - Моисей и Илья, а также прозвучал к апостолам голос Бога: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Это достаточно значительный религиозный праздник - ведь Бог признал Христа своим сыном, так что Спас называется Великим.

Но в народе, которому было важнее отметить время сбора урожая, чем размышлять о духовном, этот день окрестили Яблочным - как раз созревало большинство фруктов. В церковь несли для освящения корзинку с грушами, яблоками, снова-таки мед, порой овощи, а также колосья ржи или пшеницы. 

Особо религиозные селяне вплоть до этого дня фрукты старались не есть - грех. Самый суровый запрет был для женщин, потерявших ребенка: мол, на Яблочный Спас Божья Матерь всем умершим деткам будет раздавать яблочки, а тем, чья мама не сдержалась, не достанется. Зато по возвращении из церкви начинали разговляться - яблоки с медом, вино - конечно же, исключительно для повышения урожая. Для усиления праздничности в этот день церковь снимала запрет на употребление рыбы и морепродуктов. 

Также на Яблочный Спас было принято поминать усопших родственников. Согласно народным верованиям, в этот день умершие могли вставать из могил, а значит, надо сходить на кладбище, принести им гостинцев.

Ну и если на Первый Спас было незначительное похолодание, то на Второй в средней полосе Украины могли быть даже заморозки, что отразилось в пословице "Пришел Спас - держи рукавицы про запас!". 

Приметы

  • Какая погода на Яблочный Спас - такая и на осень. Если сухо - осень засушливая, дождь - осень будет очень дождливой. А если солнце, то жди холодной зимы. 
  • Кстати, нельзя было убивать и прогонять насекомых. Считалось, если на руку дважды села муха - к удаче на весь год. 
  • Если съесть яблоко и загадать при этом желание, то оно обязательно сбудется.
 

29 августа - Третий Спас: Ореховый, Хлебный, Полотняный

Перед Третьим Спасом отмечается один из главных христианских праздников - Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), когда поминают Пречистую Деву Марию. В этот день поста уже нет, можно есть скоромное. В народе его называют "Первая Пречистая" (осенью отмечают еще две). 

Согласно Олексе Воропаю, о них в народе говорят так: "Первая Пречистая рожь засевает, вторая - дождем поливает, а третья - снегом покрывает". Следовательно, время сеять озимые.  Жатва закончилась, начинали выпекать первый хлеб из нового урожая, поэтому и праздник должен называться Хлебный Спас. Так и говорили: "Третий Спас хлеба припас". 

Но не хлебом единым. Есть же еще и орехи - как раз поспевали для заготовок на зиму, к тому же в этот день им приписывались магические свойства: делали целебные настойки, а из веток ореха - веники для бани. Девушки даже гадали на орехах. Если сорванный плод спелый и сладкий - к большой любви, гнилой - к беде, а горький - к семейным проблемам. 

Третье название праздника - Полотняный, Нерукотворный, "Спас на полотне" - связано еще с одним религиозным событием у православных. Когда-то, будучи в городе Эдесса, Иисус умылся и вытер лицо полотенцем, на котором отразился Его лик. Этим полотенцем потом вылечился от смертельной болезни властитель Эдессы, а также с полотенца писали первые иконы Христа. Но праздник был посвящен перенесению Нерукотворного из Эдессы в Константинополь, в храм Святой Софии. 

Возникли и соответствующие верования - хорошо покупать в этот день рубашки или постельное белье, у них могут появиться даже целебные свойства.

Но как бы ни радовались богатому урожаю или просто праздникам, все три Спаса окрашены грустной ноткой - лето закончилось, не за горами осень.

Приметы

  • Если в этот день улетели журавли - на Покров (14 октября) жди морозов.
  • Дождь с грозой на Хлебный Спас - к теплой осени.
  • Если орехов много - в следующем году будет богатый урожай хлеба.

kp.ua

Медовый Спас в 2020 году

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Содержание статьи

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2020 году? Медовый (маковый) Спас в 2020 году – 14 августа.

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2020 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день Православная Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твердо перенес муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Читайте также — Слаще меда

Святые мученики Маккавеи

Смысл Медового Спаса

Само название «Спас» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт свое положение как опасное, гибельное. И если мы это свое подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас – это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара – могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, Ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным Своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в Ее земной жизни. И воспоминание этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Читайте также — Спас и макитра

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мед нового сбора, и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мед уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый Спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по Промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст. ложки меда, 1 ч. ложка соды, 0,5 ч. ложки разрыхлителя, 2 ст. ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельченных орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мед. Размешать, чтобы сахар и мед растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и меда и тщательно вымесить, чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперек и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800 г меда, 2 лимона, 25 г дрожжей, 5 л воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови;
2 яблока;
8–10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона;
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг меда, 3 л воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек и, завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.


Вы прочитали статью Всё о Медовом Спасе в 2020 году. Читайте также:

www.pravmir.ru

Какого числа Медовый, Яблочный и Хлебный Спасы в августе 2019

В праздновании Медового, Яблочного и Орехового Спаса тесно переплелись народные и христианские традиции. За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны с Иисусом Христом и с его деяниями.

Название праздника "Спас" образовалось как сокращение от "Спаситель". Дата каждого из них остается неизменной из года в год.

Также Спас — это древний праздник земледельческого календаря, приуроченный ко времени созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли.

Медовый

Медовый Спас отмечается 14 августа — это один из древнейших праздников, который свидетельствует о начале сбора меда на пасеках. Люди считали, что после этого дня пчелы начинают приносить "неправильный" мед, и соответственно спешили собрать его вовремя.

Этот мед считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.

В этот день принято печь медовики, пряники и пить квас, причем все с медом. По старинным традициям важно угощать друг друга этим продуктом пчеловодства и раздавать его на паперти бедным.

Причем подобные традиции можно встретить у многих народов мира.

© photo: Sputnik / Дмитрий Коробейников

На выставке "Медовый Спас" на ВВЦ

Священники в этот день проводят еще и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику — Мокрый Спас или Спас на воде.

Считается, что даже роса в этот день целебная, так что любое соприкосновение с жидкостями природного происхождения дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость и отрицательную энергию.

К тому же Мокрый Спас — последняя возможность искупаться в реке или в озере. После этого дня вода зацветает и становится холодной.

Отличный заряд бодрости подарит ложка меда, если запить ее тремя глотками колодезной или родниковой воды. Но следует помнить, что подобный ритуал можно себе позволить только в Медовый Спас. Обычно мед в сочетании с ледяной водой вызывает повышение температуры и провоцирует лихорадочное состояние.

В этот день также следует освятить целебные травы и мак. Отсюда, кстати, и третье название спаса — Маковей. Также принято освящать цветы, иначе не будут процветать имущество и здоровье.

С этого дня начинается один из самых коротких, но строжайших христианских постов — Успенский. Он завершает собой церковный год, символизируя новолетие. Поэтому мясные и рыбные блюда не употребляются, а сдоба делается из постного теста.

Яблочный

Яблочный Спас отмечают 19 августа — по православному канону Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю — с проводами лета. 

Обычно в такое время начинается сбор урожая в садах, отсюда и название — Яблочный Спас. Также существует в народе поверье, что именно с этого момента начинает холодать, что свидетельствует о приближении осени.

Традиционно в утро Яблочного Спаса в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами и злаками первого урожая. Из освященных фруктов и ягод готовят постные блюда — пироги и булки с фруктовой начинкой, варенье, джемы, компоты, сушеные фрукты и ягоды и так далее.

© photo: Sputnik / Grigory Sisoev

Торжественное освящение 5 тонн яблок

Юные девушки просили у яблонь красоты и молодости, вплетая их листву в венки. Также люди выходили в поля и с песнями и хороводами встречали приходящую осень.

По народным поверьям фрукты запрещалось есть до освещения. С первым съеденным плодом полагается загадывать желание, которое непременно должно будет сбыться.

Считается, что в Яблочный Спас, эти привычные для нас фрукты обретают некую магическую силу. На столе в каждом доме обязательно должно присутствовать блюдо из яблок. В этот праздник обычно молятся за детей.

Также многие верят, что по погоде в этот день можно узнать, какими будут осень и начало зимы. Дожди обещали снежную зиму, а солнечный день предвещал ясный и морозный январь.

В этот день освящали землю под новый урожай, подготавливая ее к началу сева. От совершенных в Яблочный Спас обрядов и ритуалов зависело благополучие в будущем, закладывались основы грядущего урожая.

Заготовленные в эти дни яблоки магическим образом оберегают дом, сохраняют молодость и здоровье, приносят любовь.

Хлебный или Ореховый

Третий Спас церковь отмечает в конце лета — 29 августа, на следующий день после празднования Успения Пресвятой Богородицы. Этот Спас не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.

К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу. Однако первый ореховый сбор тоже освящают в церкви.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название — Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

В некоторых селах до сих пор существует обряд — хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой. Таким образом "приманивают" в дом благополучие, оберегают семейство от голода.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и нашим предкам было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались — пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Ограничивать себя в праздновании Орехового Спаса нет необходимости. К этому времени пост уже закончится и выбор меню зависит только от ваших желаний и предпочтений. Можно испечь хлеб по оригинальному рецепту, приготовь блюда, в которых используются орешки.

Праздничный стол должен быть богатым и разнообразным, следует попробовать все кушанья, и тогда следующий год будет радостным и тучным.

По традиции в этот день дарили символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца — изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

У Третьего Спаса есть еще одно имя — Спас на холстах, или Холщовый Спас. Это название уходит своими корнями в христианскую традицию. Считается, что некогда к Христу пришел художник, посланец от князя Эдесского, и попросил разрешения запечатлеть Иисуса, чтобы его изображение помогло исцелить больного в ту пору владыку Эдессы.

Однако у живописца не получалось написать образ Спасителя. Тогда Христос умылся, вытер лицо холстиной, и на ней отчетливо проступили его черты. Он передал этот кусок ткани князю, тот быстро излечился, а чудотворная материя стала реликвией.

Сначала холст с ликом Христа хранился в Эдессе, потом его перевезли в Константинополь. Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя произошло 29 августа.

С тех пор это событие отмечается православными христианами всего мира. В память же о холсте с проявившимся изображением Иисуса Христа в этот день было принято торговать тканями.

Существует примета освящения колодцев 29 августа.

Конечно же, существовало множество примет и обрядов, связанных с Третьим Спасом. Так, если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек — такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.

Молодые девушки гадали по орехам и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех надо было обязательно съесть и по его вкусу определить, что ждет в будущем году. Если орех оказывался спелый и сладкий — к большой любви; горький орех — любимый будет изменять; если орех не доспел — жди важное известие, а если гнилой оказался — быть беде.

С приходом Третьего Спаса осень полностью вступает в свои права. Согласно народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень. На Ореховый Спас отлетают последние ласточки, а если к 29 августа отлетают журавли — зима будет ранняя.

Три Спаса — прекрасный повод полакомиться тем, что созрело в лесах, садах и на полях. Считается, что в эти дни во фруктах, орехах, меде и хлебе сосредоточена вся положительная энергия земли. И обычные, казалось бы, продукты становятся мощнейшим зарядом, который помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

sputnik-georgia.ru

Августовские «Спасы»

Ав­густ бо­гат ка­лен­дар­ны­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми. Неко­то­рые при­об­ре­ли об­ще­куль­тур­ный ха­рак­тер и зна­ко­мы всем, да­же не слиш­ком цер­ков­ным лю­дям. В первую оче­редь это от­но­сит­ся к так на­зы­ва­е­мым «Спа­сам». Бе­да лишь в том (и это не един­ствен­ная на­ша «бе­да»), что в цер­ков­ном ка­лен­да­ре та­ких на­зва­ний нет! При этом Пер­вый Спас (1/14 ав­гу­ста) име­ну­ет­ся в на­ро­де «ме­до­вым», Вто­рой (6/19 ав­гу­ста) – «яб­лоч­ным», а Тре­тий (16/29 ав­гу­ста) – «оре­хо­вым», «хлеб­ным». Сла­вян­ское сло­во «Спас» (Спа­си­тель) – од­но из бо­го­слов­ских имен Иису­са Хри­ста, Ко­то­ро­му по­свя­ще­ны и мно­гие дру­гие празд­ни­ки. Здра­вый смысл под­ска­зы­ва­ет, что ос­но­ва цер­ков­ных тор­жеств – не сель­ско­хо­зяй­ствен­ная и тем бо­лее не ку­ли­нар­но-га­стро­но­ми­че­ская, а по­то­му эти фольк­лор­ные (стро­го го­во­ря – неумест­ные) на­зва­ния не име­ют к ним ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.

По­ста­ра­ем­ся по­нять – ка­кие же ре­аль­ные со­бы­тия скры­ты за «Спа­са­ми»? Сна­ча­ла – о пер­вом из них.

Пер­вый Спас

(1/14 ав­гу­ста)

Тро­парь Все­ми­ло­сти­во­му Спа­си­те­лю

Об­ра­ща­ю­щий взо­ры с вы­со­ты, при­ни­ма­ю­щий бед­ных, по­се­ти нас, угне­тён­ных гре­ха­ми, о Все­ми­ло­сти­вый Вла­ды­ка, и, по мо­лит­вам Бо­го­ро­ди­цы, да­руй ду­шам на­шим ве­ли­кую ми­лость.

Этот празд­нич­ный цер­ков­ный день сов­ме­ща­ет в се­бе несколь­ко зна­ме­на­тель­ных со­бы­тий.

Из­не­се­ние Кре­ста Гос­под­ня

Пер­вое празд­нич­ное вос­по­ми­на­ние это­го дня – «Из­несение Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня». За этим на­зва­ни­ем сто­ят жиз­нен­ные ре­а­лии дав­них лет.

Де­ло в том, что в сто­ли­це Ви­зан­тии, Кон­стан­ти­но­по­ле (Ца­рь­гра­де), в свя­зи с ча­сты­ми в ав­гу­сте бо­лез­ня­ми, су­ще­ство­вал обы­чай но­сить крест по ули­цам и до­ро­гам в на­деж­де пре­гра­дить путь неви­ди­мо кра­ду­щей­ся па­гу­бе. На­ка­нуне празд­ни­ка дра­го­цен­ный крест, вклю­чав­ший в се­бя со­хра­нив­ши­е­ся ча­сти­цы де­ре­ва Гол­гоф­ско­го Кре­ста, тор­же­ствен­но пе­ре­но­си­ли из цар­ской со­кро­вищ­ни­цы в глав­ный со­бор Им­пе­рии – храм Свя­той Со­фии Кон­стан­ти­но­поль­ской, и по­ла­га­ли на пре­сто­ле. С это­го дня и до Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы, в те­че­ние двух недель, по всем ули­цам го­ро­да про­но­си­ли крест в про­цес­сии, а за­тем вновь воз­вра­ща­ли в им­пе­ра­тор­ские па­ла­ты. К это­му обы­чаю при­со­еди­нил­ся ещё один – освя­ще­ние во­ды, ко­то­рое про­ис­хо­ди­ло в при­двор­ной церк­ви в пер­вый день каж­до­го ме­ся­ца. По­сте­пен­но мест­ный кон­стан­ти­но­поль­ский празд­ник Из­не­се­ния Кре­ста рас­про­стра­нил­ся по хри­сти­ан­ско­му Во­сто­ку, а у нас на Ру­си по­явил­ся в XV ве­ке. При этом освя­ще­ние во­ды на ис­точ­ни­ках ста­ло на­по­ми­нать о кре­ще­нии Ру­си, на­чав­шем­ся, со­глас­но пре­да­нию, имен­но в этот день. (С 2008 го­да празд­но­ва­ние на­ча­ла кре­ще­ния Ру­си, со­глас­но по­ста­нов­ле­нию Ар­хи­ерей­ско­го со­бо­ра, сов­ме­ще­но с па­мя­тью свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, 15/28 июля).

Спас Все­ми­ло­сти­вый.
Ико­на ок. 1430 г.

Все­ми­ло­сти­вый Спас

Вто­рое цер­ков­ное со­бы­тие се­го­дняш­не­го дня – празд­не­ство Все­ми­ло­сти­во­му Спа­су и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. В его ос­но­ве – па­мять о чу­дес­ных зна­ме­ни­ях от ико­ны Спа­си­те­ля, со­про­вож­дав­ших сра­же­ния с са­ра­ци­на­ми ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла (1143–1180) и бит­ву с бол­га­ра­ми рус­ско­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го в 1164 го­ду. К это­му при­со­еди­ня­ет­ся ещё один эпи­зод. По сви­де­тель­ству ви­зан­тий­ско­го ис­то­ри­ка Ни­ки­ты Хо­ни­а­та, впе­ре­ди три­ум­фаль­ной про­цес­сии им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла, по­сле раз­гро­ма пан­нон­цев в 1167 го­ду, «еха­ла се­реб­ря­ная с по­зо­ло­той ко­лес­ни­ца, за­пря­жён­ная бе­лы­ми, как хло­пья сне­га, ко­ня­ми, а на ней сто­я­ла ико­на Бо­го­ма­те­ри, непо­бе­ди­мой За­щит­ни­цы и со­рат­ни­цы ца­ря».

Кто та­кие Мак­ка­веи?

В этот же день празд­ну­ет­ся па­мять вет­хо­за­вет­ных (до­хри­сти­ан­ских) му­че­ни­ков – свя­щен­ни­ка Еле­азара, се­ми юных бра­тьев, их ма­те­ри Со­ло­монии и мно­гих дру­гих, при­няв­ших му­че­ни­че­скую смерть в пе­ри­од «Ве­ли­ко­го го­не­ния» (167–164 го­ды до н. э). Его ини­ци­а­то­ром стал ан­тио­хий­ский (си­рий­ский) мо­нарх Ан­тиох IV Епи­фан (175–164 до н. э.), в со­став им­пе­рии ко­то­ро­го вхо­ди­ла то­гда Па­ле­сти­на. Спра­вед­ли­во про­зван­ный совре­мен­ни­ка­ми Епиманом («Безум­ным»), этот обо­жеств­ляв­ший се­бя языч­ник воз­двиг бес­по­щад­ное го­не­ние на бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию Мо­и­сея, из­дав де­крет, по­веле­ва­ю­щий всем ев­ре­ям от­речь­ся от ве­ры в Еди­но­го Бо­га и по­кло­нять­ся ми­фо­ло­ги­че­ским бо­гам. Он осквер­нил Иеру­са­лим­ский храм, уста­но­вив там язы­че­ский жерт­вен­ник и со­вер­шив на нём жерт­во­при­но­ше­ние Зев­су Олим­пий­ско­му (де­кабрь 167 го­ду до н. э.). Идоль­ские ка­пи­ща бы­ли со­ору­же­ны и в дру­гих ме­стах, и все иудеи, от­ка­зы­вав­ши­е­ся участ­во­вать в жерт­во­при­но­ше­ни­ях, пре­да­ва­лись пыт­кам и му­чи­тель­ной смер­ти. Ко­мис­са­ры Ан­тио­ха ис­ка­ли по до­мам кни­ги Биб­лии и, ес­ли на­хо­ди­ли, то «раз­ры­ва­ли и сжи­га­ли на огне», а вла­дель­цев их уби­ва­ли. Они так­же «уби­ва­ли жен­щин, об­ре­зав­ших сво­их де­тей, а мла­ден­цев ве­ша­ли за шеи» (1Макк.1:56-57, 60-61). Ви­ди­мо, это бы­ла пер­вая в ми­ро­вой ис­то­рии по­пыт­ка ли­шить це­лый на­род сво­ей ре­ли­гии. (По­доб­ное пы­та­лись осу­ще­ствить в на­шей стране дру­гие ко­мис­са­ры – в ко­жа­ных курт­ках и с «то­ва­ри­ща­ми Мау­зе­ра­ми».)

Му­че­ни­ки-бра­тья бы­ли на­зва­ны Мак­ка­ве­я­ми в па­мять о сы­но­вьях свя­щен­ни­ка Маттафии. Вме­сте с от­цом они бе­жа­ли в го­ры, воз­гла­ви­ли вос­ста­ние про­тив ти­ра­на и, по­сле мно­го­лет­ней борь­бы, со­зда­ли неза­ви­си­мое Иудей­ское го­су­дар­ство (142–63 го­ды до н. э., до при­хо­да рим­лян), управ­ляв­ше­е­ся ди­на­сти­ей Мак­ка­ве­ев (ина­че – Хас­монеев). Про­зви­ще «Мак­ка­вей» (ев­рей­ское сло­во Маккаби зна­чит «Мо­лот») по­лу­чил сна­ча­ла один из бра­тьев, Иуда, на­де­лён­ный та­лан­том во­е­на­чаль­ни­ка и по­ра­жав­ший вра­гов, как мо­лот. (Об этом мож­но про­честь в биб­лей­ских I и II Мак­ка­вей­ских кни­гах, а так­же у ев­рей­ско­го ис­то­ри­ка Иоси­фа Фла­вия.)

Се­го­дня же – па­мять и ря­да дру­гих свя­тых, но, по тра­ди­ции, ак­цен­ти­ру­ют­ся со­бы­тия, о ко­то­рых мы толь­ко что про­чли. С это­го дня на­чи­на­ет­ся двух­не­дель­ный Успен­ский пост (до 28 ав­гу­ста).

«Сель­ско­хо­зяй­ствен­ный» ас­пект празд­ни­ка

Мне вспом­нил­ся «за­ме­ча­тель­ный» при­мер на­род­ной омо­ни­мии. Ко дню 1/14 ав­гу­ста бы­ло при­уро­че­но ве­я­ние ма­ка, от­сю­да и фольк­лор­ный празд­ник – «Ма­ковей». Мож­но бы и по­сме­ять­ся, но сле­ду­ет гру­стить: за мно­гие сто­ле­тия хри­сти­ан­ской ис­то­рии наш на­род так и не смог усво­ить хо­тя бы азы ре­ли­ги­оз­ной гра­мот­но­сти. По­это­му очень мно­гие лег­ко от­ка­за­лись от сво­ей куль­тур­ной ис­то­рии, ко­то­рая на­ча­лась, по сло­вам ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва, «с кре­ще­ния Ру­си». А сей­час мы до­шли до та­кой чу­до­вищ­ной сте­пе­ни куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го оди­ча­ния, что да­же так на­зы­ва­е­мые «об­ра­зо­ван­ные лю­ди» ори­ен­ти­ру­ют­ся в цер­ков­ном ка­лен­да­ре не луч­ше преж­не­го му­жи­ка-хле­бо­паш­ца (но ему это бы­ло из­ви­ни­тель­но).

Сель­ско­хо­зяй­ствен­ные на­зва­ния хри­сти­ан­ских празд­ни­ков оправ­да­ны толь­ко в фор­маль­но-хро­но­ло­ги­че­ском смыс­ле. Ведь празд­ни­ки непо­движ­но­го цик­ла, с фик­си­ро­ван­ны­ми да­та­ми, яв­ля­лись рань­ше для про­стых лю­дей един­ствен­ны­ми ка­лен­дар­ны­ми сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми ве­ха­ми. (В их из­бах не бы­ло кол­хоз­ных ка­лен­да­рей, ра­дио­то­чек и они не вы­пи­сы­ва­ли жур­нал «Кре­стьян­ка».) Так, к Пер­во­му Спа­су при­уро­чи­ли про­во­ды ле­та. Па­сеч­ни­ки на­чи­на­ли вы­ла­мы­вать со­ты: счи­та­лось, что к это­му вре­ме­ни «пче­ла пе­ре­ста­ет но­сить ме­до­вую взят­ку». От­сю­да на­зва­ние «Ме­до­вый Спас», а так­же «мок­рый», – из-за на­ча­ла хо­лод­ных рос. От­ме­ча­ет­ся от­лёт пер­вых ла­сто­чек и стри­жей, по­яв­ле­ние стай гра­чей и сквор­цов.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


Через пять дней – Вто­рой Спас, ас­со­ци­и­ру­ю­щий­ся для мно­гих лишь с ду­ши­сты­ми яб­ло­ка­ми и ины­ми фрук­та­ми, ап­пе­тит­но гро­моз­дя­щи­ми­ся на длин­ном сто­ле в хра­ме. При­хо­дит­ся на­блю­дать, как иные гос­по­да пе­ре­ми­на­ют­ся с но­ги на но­гу и яв­но ду­ма­ют: «Ско­рее бы за­кон­чи­лась эта служ­ба с непо­нят­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми («... сла­ву Свою яко­же можаху...» и про­чее) и ба­тюш­ка по­брыз­гал на­ши фрук­ты свя­той во­дой! Ну, на­ко­нец-то по­кро­пил! Те­перь их мож­но вез­ти в офи­сы («пра­во­слав­ным» ныне быть мод­но) и с чув­ством хо­ро­шо вы­пол­нен­но­го дол­га уго­щать со­труд­ни­ков.

Хри­стос и апо­сто­лы бы­ли бы это­му весь­ма удив­ле­ны, по­то­му что от­нюдь не фрук­ты за­ни­ма­ли их ум на го­ре Фа­вор, и не ра­ди освя­ще­ния «пло­дов зем­ных» Цер­ковь уста­но­ви­ла празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня! Ка­ков же под­лин­ный смысл это­го зна­ме­на­тель­но­го тор­же­ства? Об­ра­тим­ся к 19 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю.

azbyka.ru

Спасы в августе: Что нужно знать об этих праздниках?

Совсем скоро православные люди будут отмечать Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. Какие особенности есть у этих праздников и о каких традициях нужно знать? Об этом в нашей статье.

Для верующих православных христиан август является довольно насыщенным месяцем, ведь именно на этот месяц выпадают важные церковные праздники — Спасы. Каждый из них связан с определённым религиозным событием, и имеет свои традиции. О них мы вам и расскажем.

Медовый Спас

В народе Медовый Спас ещё принято называть Первым Спасом. Празднуют его 14 августа. В церквях в этот праздник происходит освящение воды, поэтому этот Спас ещё иногда называют Мокрым. В давние времена именно в этот день люди откачивали мёд, и делали медовые запасы на зиму.

Этот праздник связан с началом Успенского поста, и так как мёд — это постная пища, то в этот день люди обычно устраивают скромные обеды. Основным блюдом на столе в этот день являются булочки с маком, поэтому некоторые ещё называют этот праздник Маковея.

Яблочный Спас

Праздник Преображения Господнего, который в народе ещё называют Вторым, Виноградным или Яблочным Спасом, отмечается 19 августа. С давних времён люди считали яблоки дарами природы, и именно к августу обычно созревал основной урожай, поэтому этот Спас больше известен как Яблочный.

В этот день всё ещё длится Успенский пост, поэтому стол православных должен по-прежнему оставаться скромным, с постными блюдами. В Яблочный Спас принято печь пироги с яблоками и угощать ими близких и родных людей.

Ореховый Спас

Ореховый Спас ещё называют Хлебным или Третьим, и отмечается он 29 августа. Этот праздник связывают с перенесением Нерукотворного образа Христа Спасителя. Кроме того, в этот день в церквях отмечают память Феодоровской иконы Божией Матери.

В празднование Орехового Спаса Успенский пост уже закончился, поэтому смело можно лакомиться молочными и мясными блюдами. В Третий Спас принято готовить различные угощения из орехов и выпекать хлеб.

Три августовских Спаса имеют большое значение для православных людей. В эти дни сплетаются воедино церковные и народные традиции. Именно поэтому эти праздники становятся такими важными и интересными. Если вы хотите прочувствовать в три Спаса православный дух, обязательно посетите церковь. Добра вам и здоровья!

sm-news.ru

Медовый Спас 2019 когда - дата, традиции, что категорически нельзя делать в этот праздник: все подробности

На Медовый Спас в храмах принято освящать мед нового сбора, свежий мак, цветы и плоды нового урожая.

Медовый Спас приходится на 14 августа / фото УНИАН

Череду августовских Спасов откроет Медовый, он же Маковый, или Спас на воде. Этот праздник отмечается 14 августа. На этот день приходится и начало Успенского поста, который продлится до 27 августа.

УНИАН расскажет Вам об истории, традициях и запретах церковного праздника Первого Спаса.

Читайте такжеСпас 2019: когда отмечаются три Спаса в августе (календарь)

Медовый Спас 2019: когда

В 2019 году Медовый Спас отмечается в среду, 14 августа. Этот праздник — непереходящий, то есть приходится каждый год на одну и ту же дату.

У этого праздника есть еще одно название — Маковей, оно произошло от имени семи мучеников Ветхого Завета — Маковеев. 

Первый Спас: история праздника

По церковному календарю этот день называется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Согласно преданию, когда-то в Константинополе бушевала страшная эпидемия. И якобы именно в этот день из храма Святой Софии вынесли частицу креста, на котором был распят Иисус, чтобы ей освятить воду в водоемах. И именно после этого эпидемия в городе закончилась.

В этот день освящают воду в реках и родниках, которая после этого считается священной. Именно поэтому Медовый Спас еще называют Мокрым.

Название Спас связано и с Иисусом Христом — Спасителем.

На Медовый Спас в храмах принято освящать мед / фото pixabay

Традиция праздника Медового Спаса 

На Медовый Спас в храмах принято освящать мед нового сбора, свежий мак, цветы и плоды нового урожая. Также в этот праздник пекут пряники и другую выпечку с медом и маком, постные блины.

В храмах в этот день освящают еще и воду, которая после этого якобы приобретает целебные свойства, защищая от болезней и сглаза.

На Первый Спас принято ходить в церковь и молиться. Считается, что в этот день отпускаются все женские грехи.

Что святят в церкви на Медовый Спас

В этот день в храме принято святить мак, букеты из полевых цветов, мед или соты, воду. Букеты из трав и цветов, собранные для освящения в церкви, называют "маковейками".

Что нельзя делать на Маковея:

- устраивать шумных гулянок;

- громко разговаривать;

- заниматься уборкой дома;

- браться за тяжелую работу;

- ссориться и ругаться;

- желать кому-либо зла, ведь оно может вернуться к вам;

- поскольку на этот день приходится начало поста, существуют и запреты в еде: можно употреблять только невареную растительную пищу – сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, хлеб.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

www.unian.net

какого числа, традиции и народные приметы

Летние церковные праздники отличаются особой связью с народными обычаями и природой. Сегодня мы поговорим о трех самых важных из них и постараемся узнать, какого числа пройдет яблочный, медовый и ореховый спас 2019 года, а также – какие блюда лучше всего вкушать в эти дни.

Праздник Спас: в чем суть?

Наша славянская культура таит в себе немало летних обычаев, суть которых кроется в глубокой связи языческих поверий и христианской морали. Так, очень интересны Спасы – праздники, отмечающиеся во второй половине лета. Количество этих праздников невелико: всего три. Само название праздника кроет в себе отсылку к Иисусу Христу, которого называют Спасителем. В народном понимании такое название скрывает в себе глубокую мысль о том, что народ в это время спасает себя, пытаясь выжить за счет трех главных летних продуктов: яблок, хлеба (орехов) и меда.

Далее мы подробно рассмотрим три праздника и главную их идею.

Яблочный

Яблочный Спас 2019 – один из первых дней урожая в славянской традиции. Отмечается в самом начале августа, если быть точным – 19 числа по новому стилю. Скорый по следованию за первым спасом. Значение этого дня сводится к тому, что природа начинает свое преображение и готовится к осени.

На Яблочный Спас яблоки нового урожая принято освещать в церкви. Особенно почитают весь этот день родители погибших маленьких детей. Считается, что если семья не употребляла до этого момента яблоки, то ребенок на том свете получается в подарок плод райского дерева. По этой причине нельзя было есть яблоки до яблочного спаса. Обязательным считалось, что женщина, в чьей семье произошло несчастье, относила в храм на службу несколько плодов, чтобы осветить их и передать на могилу умершим.

В этот праздник было принято провожать закат в поле с множеством песен и плясок. Очень любили предки наши и хороводы с песнями, плясками. Кроме того, принято было готовить различные блюда с использованием яблок. Только представьте: румяные запеченные яблочки на одном столе с пирогами и блинами, приправленными яблочным вареньем. Калитки из постного теста с грибами и ягодами тоже были любимыми блюдами семей в это время. Их фотография представлена ниже.

Какого числа Яблочный Спас будет намечаться на 2019 год? Яблочный Спас в 2019 году пройдет 19 августа, в субботу, что очень хорошо, ведь многие люди в будни просто не смогли бы посетить церковь и насладиться этим замечательным событием, которое так важно для тех, кто хочет приобщиться к культуре своих предков. Когда будет удобно, можно испечь различные яблочные пироги и шарлотки, которые сделать может даже ленивый.

Медовый

Медовый Спас 2019 – праздник, приходящийся на 14 августа по новому стилю. Этот день посвящен памяти деревьев из стволов и ветвей, которых был создан крест, ставший символом распятия Иисуса Христа. Кроме того, считается, что с этого момента начинается Успенский пост, в который разрешено есть овощи и собирать мед. Традиционно в этот день было принято совершать крестные ходы, святить воду и купаться в реках. С этого же момента начинался засев полей озимой рожью. Медовый Спас картинки помогут вам понять, как художники видят этот замечательный праздник.

Кроме того, принято было освещать в храмах не только воду, но и мед нового урожая. По народным поверьям, в этот праздник женщинам прощались все их не вымоленные прежде грехи.

Интересно и то, что 14 августа – день почитания святого Макавея, приуроченный к сбору мака. Именно поэтому в этот праздничный день принято выпекать и кушать не только медовые пряники и блины с медовыми топингами, но и готовить маковые пироги, рулеты и, конечно, булочки.

Медовый Спас в 2019 году пройдет в понедельник 14 августа. Если в этот день у вас не получится посетить церковь, то вечером устройте посиделки дома с родными за праздничным вкусным столом. Приготовьте своим любимым и близким маковый рулет с медом и чай на основе чабреца или мяты. Все эти компоненты пользуются отличными отзывами и очень хорошо сочетаются друг с другом.

Ореховый

Ореховый Спас в 2019 году – последний в чреде августовских празднеств. Отмечается он 29 августа по новому стилю. Посвящен получению нерукотворного образа Спаса – одной и самых почитаемых икон в славянской культуре. Орехи – не единственный символ этого праздника. Кроме них огромным почитанием в этот день пользуется хлеб. Именно в этом суть второго названия праздника – Хлебный Спас.

Принято в это время выпекать различные хлебобулочные изделия из зерна свежего урожая, которые можно есть с орешками, ягодами или медом. Такую пищу будет не только вкусно, но и полезно съесть.

Какого числа Ореховый Спас 2017? В новом году Ореховый Спас пройдет 29 числа, выпадающего на вторник. Постарайтесь в это праздничный день порадовать близких какой-то вкусной, но простой выпечкой или домашним хлебом. Поздравления с Ореховым Спасом лучше всего сопровождать булочками и пирожками с грецкими орехами или фундуком.

Фотогалерея

Видео «Яблочный праздник 2019 года»

Из видео «Яблочный праздник 2019 года» вы узнаете много интересного.

kakmed.ru

Спасы в 2019 году: Медовый, Яблочный, Ореховый

Для православных верующих август является довольно насыщенным временем. В этом месяце нас ждут Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. У этих праздников есть особые традиции, о которых важно знать каждому.

Каждый из трех Спасов связан с важным религиозным событием. Да, не все они являются двунадесятыми праздниками, но от этого не становятся менее значимыми. В них есть народная составляющая, которая делает их такими любимыми для людей.

Медовый Спас — 14 августа

Это первый из трех праздников, поэтому часто его так и называют в народе — «Первый Спас». В древности в этот день было принято откачивать мед. В церквях 14 августа производится освящение воды, поэтому праздник иногда именовался Мокрым Спасом.

Связан Медовый Спас с таким важным событием, как Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господнего. Отмечается он всегда в первый день Успенского поста — 14 августа. Мед — постная пища, поэтому в этот день принято устраивать скромное застолье. Одно из главных блюд — булочки с маком. Из-за этого праздник также называют Макавей.

В этот день принято молиться о спасении души. Бога просят о том, чтобы он защитил от любого зла, наставил на путь истинный. Главный символ праздника — крест, поэтому многие люди дарят друг другу крестики или иконы. Первый день поста проходит под эгидой позитивных эмоций, несмотря на то, что нужно придерживаться множества правил.

Яблочный Спас — 19 августа

Еще один дар природы — яблоки. Их собирают в августе, потому что большинство сортов созревает примерно к этому времени. Праздник Преображения Господнего приходится как раз на 19 августа. В народе его называют Яблочным Спасом.

События из Евангелия, связанные с праздником, говорят о том, как Иисус Христос отправился на гору Фавор со своими учениками для молитвы. Там им явились пророки Моисей и Илья. Их сопровождал ослепительно яркий свет, из которого послышался голос: «Это и есть мой сын возлюбленный. Слушайте Его». Считается, что в этот момент апостолы узрели чудо явления Святого Духа и соединения Его с Иисусом Христом. Мессия преобразился в этот момент, став полноценным Богом.

В это время Успенский пост продолжается, поэтому праздничный стол остается скромным. Люди издревле в этот день делали яблочные пироги и угощали ими друг друга.

Ореховый Спас — 29 августа

Последний из трех Спасов — Ореховый. Очень часто его называют Третьим. Еще он носит название «Хлебный». Он приурочен к празднику перенесения Нерукотворного образа Христа Спасителя.

Также в этот день отмечается память мученика Диомида и память Феодоровской иконы Божией Матери. Согласно традициям, в этот день люди пекли хлеб, собирали орехи и делали из них различные лакомства. В этот день застолье можно разнообразить мясными и молочными блюдами, потому что Успенский пост к этому времени уже закончится.

Каждый из трех Спасов имеет свои особые традиции. Это большие праздники, обладающие важным смыслом и соединяющие народные и церковные традиции воедино. Если у вас не будет возможности посетить храм в эти дни, то почитайте молитвы дома. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru

Какого числа Медовый Спас в 2019 году

В августе отмечается всеми любимый праздник со сладким названием — Медовый Спас. Многим людям, чтущим народные традиции, захочется провести этот день по заветам предков.

Всего в августе отмечаются три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Все они считаются важными народно-православными праздниками. Открывает вереницу праздников Медовый Спас, совпадающий с началом Успенского поста. Спас известен многочисленными традициями и обычаями, которые чтут и по сей день.

Медовый Спас в 2019 году

Дата празднования постоянна — это 14 августа. В 2019 году Медовый Спас выпадает на среду.

Праздник Медового Спаса совпадает с началом Успенского поста. Дата примечательна еще и тем, что православные отмечают торжество Изнесения Животворящего Креста. Это важный праздник, который посвящен великой традиции, берущей начало в Константинополе. Именно в этом городе находилась часть креста, на котором был казнен Иисус. Святыня спасла горожан от ужасной болезни, с которой не могли справиться лекари. С этого события зародились крестные ходы и пришло название «Спас» — спасение. 14 августа священнослужители проносят по улицам крест, освящая весь город.

Традиции праздника

С Медового Спаса начинается сбор меда. Поскольку народный праздник тесно переплетен с церковным, народные обычаи наших предков предписывают освятить свежесобранный мед в церкви. Это не магический обряд: в освящении меда сокрыт совсем иной смысл. Освящая мед, мы просим благословения и заступничества Спасителя для всех людей. Считается также, что благополучие и счастье принесет мед, который будет пожертвован на благотворительность. Но и просто угостить медом близких — тоже хорошая примета.

Важно отметить, что Медовый Спас — первый день поста. Поэтому в этот праздник нет места разгулу и пиршествам. 14 августа следует помнить о чистоте мыслей, посетить церковь, потратить время на богоугодные дела, устроить дома праздничный семейный вечер. Главным украшением стола является постное печенье, политое медом.

Ежегодно 14 августа православные вспоминают и святых Маккавеев. Поэтому у Медового Спаса есть еще одно название — Маковый. Начинается сбор мака, поэтому блюда с маком тоже будут в особом почете за праздничным столом. Иметь в доме мак и мед 14 августа — значит быть счастливым и богатым весь следующий год.

Привлечь счастье и удачу 14 августа можно, если позаботиться о душевной гармонии и чистоте, которые так необходимы в такой день. Отодвиньте все дурные мысли, боритесь с вредными привычками, больше общайтесь с близкими. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

dailyhoro.ru


Смотрите также