Все о колядках


Все о колядках: особенная радость веселой просьбы

Еще совсем недавно колядки были частью нашей жизни. Мало кто знает, что они принимали и общественные формы — например, проводились на гуляньях вдоль реки Неглинной.

Фото с сайта kp.ua

В наши дни почти не колядуют. Все таки эта традиция предполагает более открытые общежитейские форматы, когда все друг друга знают и друг другу более-менее доверяют. Современная Россия — городская — меньше всего располагает к этому.

Полный двор животов

Происхождение этого праздника — как и многих прочих — языческое. Однако же современем колядки все больше и больше менялись, и последние столетия практически утратили свою первоначальную греховную составляющую. Они сделались полноценным православным светским обрядом.

Никаких непотребств более не наблюдалось. Празднично наряженные дети переходили из дома в дом и рассказывали о появлении на свет Спасителя, иначе — славили его. А взрослые дарили им за это сладости и мелкие монетки.

На севере России специально для колядок делали козули (они же колядки, они же калитки, они же преснушки) — специальные, очень вкусные и нарядные пряники, названные, как не трудно догадаться, в честь козы. Почему? Все очень просто. Многие колядующие наряжались именно козами — милыми, смиренными домашними животными.

Никакого сакрального смысла костюмы животных более не несли. Колядки превратились в радостную традицию, позволяющую лишний раз вспомнить об одном из важнейших событий для каждого христианина — рождении Иисуса Христа. Хотя наряжались часто — по старинной традиции — именно в шубы и тулупы наизнанку, дабы последние напоминали звериную шерсть. На головы же надевали маски животных.

М. Павлова. «Ряженые». Фото с сайта liveinternet.ru

Вот как начиналась одна из популярнейших песен, исполняемых детьми во время колядок:

Ночь тиха над Палестиной,

Спит усталая земля, 

Горы, рощи и долины —

Скрыла все ночная мгла.

В Вифлееме утомленном

Все погасли огоньки,

Только в поле отдаленном

Не дремали пастухи.

Стадо верно сосчитали,

Обвели ночной дозор,

И, усевшись, завязали,

Меж собою разговор.

Вдруг раздался шелест нежный, 

Трепет пастухов объял, 

И в одежде белоснежной 

Ангел Божий им предстал…

После чего обычно следовали «пространные намеки» на неминуемое вознаграждение:

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет,

Колядку потешает.

Щедрик-Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Этого мало,

Дай кусок сала.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Или:

Ты, хозяин, не томи,

Поскорее подари!

А как нынешний мороз

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать:

Либо из печи пироги,

Либо денег пятачок,

Либо щей горшок!

Подай тебе Бог 

Полный двор животов!

И в конюшню коней,

В хлевушку телят,

В избушку ребят

И в подпечку котят!

Впрочем, колядовали не только по квартирам и домам. Известно, что колядки проводили на гуляньях на берегах реки Неглинной. Да и не только там — обряд не был каким-то чересчур домашним и закрытым. Колядки принимали и общественные формы, притом с легкостью.

Триумф и фиаско старого Карачуна

С колядами обычно ходят в святочные дни, а особенно много — в ночь перед Рождеством. Не удивительно — когда же еще славить Спасителя. А суть праздника, как мы уже говорили, последнее время состоял исключительно в этом, полностью утратив свое первоначальное значение, восславление языческого бога Солнца.

Колядование даже было перенесено с дня зимнего солнцестояния. Именно тогда, в соответствии с языческими верованиями, язычники праздновали день рождения своего бога Солнца. Якобы, старое солнце практически полностью съедал темный бог Карачун. Из-за этого на земле наступал самый короткий день и самая длинная ночь.

И, чтобы разобраться с этой неисправностью, богиня неба Коляда рожала маленького Божича, то есть, новое Солнце, которое и начинало пребывать день ото дня — с тем, чтобы коварный Карачун спустя полгода вновь принялся за свое грязное дело.

Внешне сохранилось многое. Предпочтение отдавалось ярким одеждам с лесными мотивами. Старые цветастые юбки, такие же платки, такие же мешки — для подношений, естественно. Все должно проходить шумно, ярко, радостно, восторженно.

Иван Шмелев, признанный классик русского дореволюционного церковно-бытового уклада в своем замечательном произведении «Праздники. Радости. Скорби» вообще избегал слова «колядовать». Только «славить». И, в общем-то, правильно, это гораздо точнее, ведь «богиня неба» окончательно забыта.

«Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить… Все мои друзья: сапожниковы, скорнячата. Впереди Зола, тощий, кривой сапожник, очень злой, выщипывает за вихры мальчишек. Но сегодня добрый. Всегда он водит «славить». Мишка Драп несет Звезду на палке — картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, — свечка там. Мальчишки шмыгают носами, пахнут снегом.

– «Волхи же со Звездою питушествуют!» весело говорит Зола.

Волхов приючайте,

Святое стречайте,

Пришло Рождество,

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет…

Он взмахивает черным пальцем и начинают хором:

Рождество Твое. Христе Бо-же наш…

Совсем не похоже на Звезду, но все равно. Мишка Драп машет домиком, показывает, как Звезда кланяется Солнцу Правды. Васька, мой друг, сапожник, несет огромную розу из бумаги и все на нее смотрит. Мальчишка портного Плешкин в золотой короне, с картонным мечом серебряным.

— Это у нас будет царь Кастинкин, который царю Ироду голову отсекает! — говорит Зола. — Сейчас будет святое приставление! — Он схватывает Драпа за голову и устанавливает, как стул. — А кузнечонок у нас царь Ирод будет!

Зола схватывает вымазанного сажей кузнечонка и ставит на другую сторону. Под губой кузнечонка привешен красный язык из кожи, на голове зеленый колпак со звездами.

— Подымай меч выше! — кричит Зола. — А ты, Степка, зубы оскаль страшней! Это я от бабушки еще знаю, от старины!

Периодические отсылы к старине — вещь обязательная. Коляда продолжается, не спешит сворачиваться, всем она в удовольствие — и поющим, и слушающим.

В конце концов, праздничное представление завершается.

«- Издох царь Ирод поганой смертью, а мы Христа славим-носим, у хозяев ничего не просим, а чего накладут — не бросим!

Им дают желтый бумажный рублик и по пирогу с ливером, а Золе подносят и зеленый стаканчик водки. Он утирается седой бородкой и обещает зайти вечерком спеть про Ирода «подлинней», но никогда почему-то не приходит.

Позванивает в парадном колокольчик, и будет звонить до ночи. Приходит много людей поздравить. Перед иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди. И вздрагивает все на елке, до серебряной звездочки наверху.

Приходят-уходят люди с красными лицами, в белых воротничках, пьют у стола и крякают.

Гремят трубы в сенях. Сени деревянные, промерзшие. Такой там грохот, словно разбивают стекла. Это — «последние люди», музыканты, пришли поздравить.

— Береги шубы! — кричат в передней.

Впереди выступает длинный, с красным шарфом на шее. Он с громадной медной трубой, и так в нее дует, что делается страшно, как бы не выскочили и не разбились его глаза. За ним толстенький, маленький, с огромным прорванным барабаном. Он так колотит в него култышкой, словно хочет его разбить. Все затыкают уши, но музыканты все играют и играют».

А потом — Рождество

Фото с сайта supersadovnik.net

Гоголь писал в самом начале своей повести «Ночь перед Рождеством»: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа . Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты.

Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая девушек выбежать скорее на скрыпучий снег».

И далее пояснял:«Колядовать у нас называется петь под окнами перед самым Рождеством песни, которые на сей случай поются и называются колядками. Тем, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин, или кто остается дома, колбасу или хлеб, или вареник, или медный грош, — чем кто богат.

Говорят, что будто был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от того пошли и колядки. Кто его знает? Не нам простым людям об этом толковать. Прошлый год отец Кондрат запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает нечистому. Однако ж, если сказать правду, то в колядках ничего нет такого. Поют часто про рождество Христа и при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому».

Известный же русский историограф и писатель Николай Карамзин так описывал этот обряд:«…язычники Русские славили Коляду, бога торжеств и мира. Еще и в наше время, накануне Рождества Христова, дети земледельцев собираются колядовать под окнами богатых крестьян, величают хозяина в песнях, твердят имя Коляды и просят денег.

Святошные игрища и гадание кажутся остатком сего языческого праздника.  В суеверных преданиях народа Русского открываем также некоторые следы древнего Славянского богопочитания: доныне простые люди говорят у нас о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травой, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав (где они бегают с распущенными волосами, особенно перед Троицыным днем), о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикимрах и проч…

И далее, он же, «о языческих торжествах Славян Российских, которых потомки доныне празднуют весну, любовь и бога Лада в сельских хороводах, веселыми и шумными толпами ходят завивать венки в рощах, ночью посвящают огни Купалу и зимою воспевают имя Коляды».

Этот фундаментальный труд писался в начале позапрошлого века. «Ночь перед Рождеством» — не многим позднее. Тогда, по всей видимости, подобные разъяснения действительно были необходимы. Но в наши дни колядование практически полностью утратило связь со своими дикими корнями, а потому толкования Карамзина, а также примечания Гоголя, хотя и представляет безусловный интерес для пытливого читателя, отнюдь не являются необходимостью.

 

www.miloserdie.ru

Славянский Праздник Коляда

Славянский Праздник Коляда — это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предшествует Коляде событие — Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. Самый короткий день и самая длинная ночь в году, после которой начинает прибывать день. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь).

В 2020 году Карачун приходится на 21, 22, 23 декабря

Давайте попробуем по порядку непредвзято разобраться, что же такое Карачун, Коляда и Рождество у славян.

Карачун — как правильно встретить преддверие Коляды?

Карачун (Корочун) — зимнее солнцестояние, солнцеворот (коловорот), один из важнейших периодов года, когда грань между Явью и Навью очень тонка. Дата зимнего солнцестояния приходится в период с 19 по 25 декабря. В эти дни высота подъёма солнца на небосклоне является самой низкой. После Карачуна Солнце начинает свой северный путь роста. В это время Земля находится в наименьшем удалении от Солнца.

Карачун – это последние три дня солярного цикла перед Колядой – рождением нового Солнца. Карачун не празднуют, но при его наступлении проводятся специальные обряды для очищения и освобождения от всего ненужного.

Жизнь на Земле во многом зависит от Солнца, поэтому приближение Земли к Солнцу и отдаление — это важнейшие астрономические события.

Момент солнцестояния — это критический момент перехода. Около трёх дней до и после солнцестояния Земля принимает огромный поток творческой энергии, это магическое, сакральное время перехода. Как и любое переходное время, оно предназначено для духовных практик. Считается, что это время — не для материальных дел. Это даты, в которых заложен глубинный смысл – познание себя и Бога, очищение Души и переход на новый этап её развития. Особенностей таких дней заключается в том, что у вас приоткрывается возможность для того, чтобы Править (Ладовать, т.е. приводить к Любви, Ладу, Порядку) ваши дух, душу и тело.

Зимнее солнцестояние — это наступление астрономического нового года. Это праздник возрождения, рождения нового солнца.

С этого момента начинается новый цикл времени. Момент солнцеворота, конец долгих ночей — это мистерия рождения нового, обновления, возрождения, переход от старой жизни к новой. Это день закладки надежд, прочного фундамента светлого будущего. Это одновременно и смерть и воскресение, мистерия перерождения старости в молодость.

В это энергетически особенное, заряженное время можно сжечь свои грехи, изменить судьбу, переродиться, как заново рождается обновлённое Солнце.

За пару недель перед солнцеворотом благоприятно избавляться от всего отжившего, мешающего, лишнего: очистить дом, очистить своё физическое тело (ПОСТ и русская баня), очистить свои обереги и очистить своё сознание от негативных моментов. Хорошо бы отпустить обиды, оставить ссоры, разрешить конфликты, благоприятно делать пожертвования, отдавать долги. В новую жизнь лучше вступать налегке. С благодарностью Богам, с чистыми мыслями, чистыми намерениями и пожеланиями счастья.

Женщины в этот день пекли хлеб – каравай в форме Солнца. Испекая каравай вы, тем самым, притягиваете энергию Солнца в свой дом, а аромат хлеба отгоняет всякую нечистую силу и наполняет дом благостной энергией. Особенно это актуально, как вы уже понимаете, перед рождением Бога Коляды.

Ночь перед этим днём — самая длинная в году. Это тёмное, женское, магическое время. Эта ночь открывает двери в новую жизнь. Хорошо подвести итоги прошедшего года, поблагодарить Богов за всё, что Они дают. Важно освободиться от забот, тревог, зажечь свечи, благовония и в гармоничном состоянии войти в новую жизнь.

В это время вместе с солнцем всё живое начинает свой путь роста, восхождения. Очень важно быть Богоцентричным, отстраниться от суеты, обратиться внутрь себя.

Молитва, медитация в это время будут иметь огромную силу, а также — ваши благие намерения, цели на будущее. Ритмы Вселенной в это время очень этому способствуют. Сила возрождающегося Солнца, мощная энергия созидания наполнит их.

Благоприятно встретить восход Солнца, выразить ему своё почтение, поздравить с рождением, поблагодарить за его дары. Важно почувствовать этот переходный сакральный период, поворот от тьмы к свету, от незнания к знанию, от смерти к бессмертию. Если сделать это осознанно (отбросить негативное, отжившее и создать намерение приобрести светлое) тогда впереди — действительно — светлый путь возрождения, роста.

Славянский Праздник Коляда

Коляда — очень древний праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. На самом деле ещё с языческих времён, когда не было навязано христианство на Руси, а люди верили в Родных Богов, уже существовал такой праздник. С тех времён многие обычаи позабылись и изменились, но всё же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.

Славянский Праздник Коляда — это праздник победы сил света над тёмными силами. С Этого момент день начинает прибывать, как говорят в народе «на воробьиный скок» или «на заячью лапку».

Его неотъемлемыми чертами являются обряды перевоплощения-ряжения в гостей из иного мира. Перевоплощаются в животных, надевая на себя их шкуры, рога, уши и хвосты. Мастерят особые личины-маски, закрывающие лицо, чтоб народ не узнавал. А ещё обряжались в людей, противоположных по возрасту и полу, надевая на себя свойственные им предметы одежды и облика. Например, малые детки рядились в старичков.

В зависимости от пола и возраста народ объединяется в небольшие сообщества — ватаги колядовщиков. Были ватаги детей, девушек, парней, мужчин, женщин. Изредка они объединялись в одну большую. Основательно подготовившись, колядовщики собирались у домов. Ватаги не заходили в дом, оставаясь у порога, а прежде чем начать действо, спрашивали разрешение у хозяев: «Хозяева, можно ли Коляду покликать?». Получив согласие, пели величальную песню хозяевам дома — песню, обобщённо описывающую, а иногда и явно преувеличивающую достаток и благополучие домочадцев. Затем распевали колядки — обрядовые песенки, играли на музыкальных инструментах, плясали, разыгрывали сценки. Обычно во главе колядующих были «козовод» и «коза» со свитой («лиса», «бык», «медведь» и другие «звери»). Колядовщиков следовало благодарить ценными и вкусными дарами, в том числе и куском круглого праздничного каравая, символизирующего солнце.

По сути, колядки — это заговоры-пожелания на благополучие нового года. В зависимости от того, насколько хорошо хозяева отблагодарили гостей, колядки могли быть как добрыми, так и злыми, даже угрожающими!

Если хозяева были щедры и рады колядовщикам, то, осыпая хозяев зерном, распевали вот такую колядку, наполненную тёплыми пожеланиями и суля благополучие:

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.

Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

Сею, сею, посеваю, ячмень жито посываю,

Чтобы в поле уродилось, чтобы в хлеву удвоилось,

Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.

Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,

Овец с овсом, жеребца с хвостом!

 

Но если хозяева были скупы и негостеприимны к ватаге, то слышали в свою сторону вот такую колядку, с угрозами, чтоб неповадно было жадничать:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!

Не дадите хлеба — стащим с печки деда!

Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

 

Колядки чередовались присказками и прибаутками:

Поможем зимушке-зиме теплом окутать землю!

— А чем помочь?

— Весельем!

— Смехом!

— Шуткой!

— Пословицей!

— Прибауткой!

 

Или

Солнце на лето, зима на мороз.

Кого захотим, рассмешим до слёз!

Медведь в берлоге на другой бок поворачивается.

Для ватаги нашей карман выворачивается.

 

Собрав даров, колядовщики отправлялись пировать.

 

Суть праздника Коляды

Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвящённых возвраждению молодго Солнца.

Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются:

— облачение в разнообразные наряды, в частности сделанные из шкур и рогов животных, использование масок;

— колядование, исполнение колядных песен;

— благодарение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами;

— игры молодых людей;

— гадания незамужних девушек.

Просмотры: 7 765

veles.site

Коляда — бог начала нового года и посвященный ему праздник

Коляда — бог, особо почитаемый древними славянами. В последние несколько сотен лет его имя упоминается разве что в колядках – песнях-славлениях, которые приносят в дом счастье. Узнайте о старинных традициях праздника в честь Коляды, а также сакральном значении колядок.

В статье:

Коляда — бог славянского календаря

О том, что Коляда — бог, почитаемый древними славянами, сейчас знает далеко не каждый. Некоторые и вовсе считают его персонификацией старинного зимнего праздника, о котором речь пойдет немного ниже, и при этом даже не задумываются о том, откуда произошло его название. Однако даже в те времена, когда наши предки почитали языческих богов, и это не было нарушением закона, Коляда упоминался исключительно в колядках. Только в одной летописи, датированной семнадцатым веком, его упоминают в роли божества.

Славянский бог Коляда подарил людям календарь, этимология этого слова проста — Коляды Дар. Кроме этого, его считают дарителем Мудрых Вед. Коляду считают также покровителем земледельцев и людей, рожденным в Чертоге Ворона.  До календаря древние славяне использовали круголет Числобога, в котором было 360 дней.

Коляда не только подарил удобную систему исчисления лет, месяцев и дней. Он также был богом, который сеял мир между соседствующими народами. Легенды гласят, что идущие за Колядой народы всегда жили в полном согласии. Поэтому почитали его не только в посвященный ему календарный период, но и после битв и переговоров между враждующими племенами. Этому же богу были благодарны за переселение в западные земли.

Казаки и вовсе считали его своим родоначальником. Особенным почетом Коляда пользовался у характерников. По казацким легендам, он дал казакам часть своих умений и мастерства. Каждый казак знал, откуда берется казачья сила и для чего им требуется особое благословение, но теперь эти знания считаются утерянными. Характерников практически не осталось.

Коляду считали одним из сыновей Даждьбога, а также самым малым его олицетворением, Новорожденным Солнцем, изображаемым в виде младенца. Коляда — молодое божество. Он символизирует молодое солнце, которое сменяет старое, уставшее за год работы на небосклоне, светило во время посвященного этому божеству праздника.

Коляда — праздник у славян

Итак, откуда взялся праздник Коляда? Он посвящен одноименному богу, которого отождествляли с молодым солнцем, сменяющим старое во время зимнего солнцестояния. После него солнце набирает силу, а годовой круг поворачивается к весне. Дневное светило дольше остается на небосклоне, а ночи становятся короче.

Сам праздник Коляда выпадает на день, когда солнце практически не видно, а тепла невозможно заметить. В этот день ночь — самая длинная в году, а день — самый малый. Однако отмечать его было принято далеко не один день. Сейчас эквивалентом считают период Святок, которые длятся от Рождества до Крещения.

Рождение Коляды, молодого солнца, отождествляют с рождением Иисуса Христа. Многие старинные языческие традиции были переделаны на христианский лад с приходом новой религии на славянские земли. На местах капищ были построены церкви, языческие праздники заменили христианские. Однако Рождество, как известно, не совпадает с зимним солнцестоянием, которое отмечается 21-22 декабря и считается первым днем Коляды. Связь с Рождеством заметна также в названии традиционного обрядового блюда — сочиво, которое сейчас называют кутьей. Считается, что слово «Сочельник» происходит именно от него.

Сейчас праздник Коляды заменен на Рождество, и день зимнего солнцестояния отмечают только люди, которые чтят традиции предков. В старину это был один из самых значимых праздников в году — новое, молодое солнце рождается в этот день, чтобы дарить свет и тепло людям на протяжении всего года.

Сохранились легенды о принесении в жертву козла молодому солнцу и последующем произнесении славлений Коляде. В старину верили, что этот обряд поможет солнцу набрать силу и принести хороший урожай в новом году.

Как отмечали Коляду юноши и девочки — колядки, старинная народная традиция

Празднование Коляды в старину было довольно шумным. Без хождений по домам большой компанией молодежи дело никогда не обходилось. При этом пели и читали колядки – особые тексты, которые имели сакральную силу. Обязательным атрибутом при этом было солнце, а с приходом христианства звезда на шесте, которая символизировала рождение Христа. Процессия била палками в ведра, стучала ложками и прочей бытовой утварью, люди громко кричали, подражая голосам животных. Иногда колядование превращалось в настоящее театральное представление.

Старшее поколение в это время устраивало застолья. Сейчас заменившее Коляду для многих людей Рождество считается семейным праздником. Так было и раньше, но в деревне все родственники живут рядом, да и соседей часто считали достаточно близкими людьми для того, чтобы пригласить к столу на Коляду. Нормальным явлением считалось зайти в гости в несколько домов и успеть принять гостей самому за праздничный вечер.

За колядки обязательно вручались подарки и угощения. Тех, кто ничего не даст в награду за исполнение зимних праздничных песен и стихов, ожидает если не разорение, то серьезные проблемы с деньгами — в наказание за жадность.

Молодежь ходила по домам ряжеными, в основном, в костюмах диких животных — шкуры если не медведя, то коровы были доступны каждому. Переодевание символизировало плодородие, взывание к звериной сущности человека. С приходом христианства стало принято считать, что ряженые отгоняют таким образом нечистую силу подальше от деревни. Такое же значение имеет и шум, создаваемый колядующими.

Сейчас нередко колядующие вызывают исключительно негативные эмоции. В старину же приход праздничной процессии в дом был предзнаменованием счастья, благополучия, хорошего здоровья и обильного урожая в новом году. Люди верили, что колядки, исполненные чужими дому людьми, имеют неоспоримую силу. Они обменивали угощение на благополучие, которое приносили колядующие в их дома. В Воронежской области было принято усаживать самых младших из колядующих на порог и заставлять квохтать — чтобы куры лучше неслись целый год.

Угощением часто служила выпечка в виде фигур животных — это символизировало плодородие, хороший урожай, здоровье домашних животных и достаток. Долгое время домашний скот был одним из главных источников дохода, поэтому изображающие его фигуры были символом и богатства. Караваи также были частым угощением на праздник Коляды, они символизировали тучность коров. Угощения бросали в мешок, который был доверен мехоноше — человеку, отвечавшему за дележ добычи между колядующими. Иногда давали и деньги, после прихода христианства стало принято относить их в церковь после Святок.

Тексты колядок — «Пришла Коляда накануне Рождества» и другие

Если обратить внимание на тексты колядок, можно многое узнать о традициях наших предков. До нашего времени дошло немало текстов, однако большая их часть была придумана уже в христианские времена. Так, большая часть колядок содержит пожелания богатства, урожая и хорошей жизни в целом для хозяев дома, а также просьбу об угощениях:

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста!
Ему с колоса — осьмина,
Из зерна ему — коврига,
Из полузерна — пирог!
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством,
И создай вам Господь
Ещё лучше того!


Некоторые колядки содержат призывы заняться тем, чем издавна занимались девушки в святочный период — гаданием на гребне. Они призывают девушек к празднованию, и такими колядками нередко зазывали припозднившихся на ежегодное развлечение представительниц прекрасного пола:

Девочки, колядки!
Душечки, колядки!
Да кидайте гребени
За грядки,
Да кидайте гребени
За грядки!
Девочки, колядки!
Душечки, колядки!
Да пеките блины
Да ладки,
Да пеките блины
Да ладки!


Одной колядкой дело никогда не ограничивалось, и для каждого, кто был в доме, находились разные пожелания. Как правило, хозяину желали урожая, богатства и прочих благ, хозяйке — семейного счастья, если в доме были молодые девушки — желали побыстрее выйти замуж. Несмотря на то, что большинство считало процессию колядующих желанными гостями, находились и скряги, которые жалели угощения или давали слишком мало. Таких обычно проклинали, причем тоже колядками:

На Новый год
Осиновый гроб,
Кол да могилу,
Ободрану кобылу!


Однако до такого доходило редко, ведь общее настроение было праздничным. В современном мире процессии колядующей молодежи — большая редкость. Семьи людей, которые привыкли жить в соответствии с заветами предков, колядуют друг для друга, не афишируя этого.

В целом, Коляда — это не только персонифицированный образ праздника, но и славянский бог календаря, земледелия и мира между людьми. Ему посвящен праздник зимнего солнцестояния — день, в который рождается новое дневное светило. Песни-колядки, посвященные божеству и славлению хозяев дома, а также содержащие пожелания на грядущий год, имеют сакральный смысл и приносят дому благоденствие.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Pinterest

grimuar.ru

Колядки на русском языке

Колядки – величальные обрядовые песни. Колядовать принято вечером 6 января, в канун Рождества. Дети и подростки обходят дома с поздравлениями. За это их одаривают гостинцами. Колядки прославляют Иисуса Христа, хозяев дома. Они содержат пожелания здоровья, счастья, благополучия, хорошего урожая. На странице представлены колядки на русском языке.

1

Так повелось на белом свете:
Уж много лет подряд
В такой чудный, добрый вечер
С небес к нам ангелы летят.
Они несут добро, надежду,
Благословенье в каждый дом.
Всех с Новым годом поздравляю
И с благодатным Рождеством!

2

Пусть ночь искрится волшебством,
Несется ввысь снежинок стая.
Вас поздравляем с Рождеством,
Улыбок, радости желаем.
Поток божественной любви
Струится пусть чудесным светом,
И вас Господь благословит
Здоровьем, счастьем и успехом!

3

Добрый тебе вечер,
Ласковый хозяин,
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

Мы к тебе, хозяин,
С добрыми вестями.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

С добрыми вестями
Из святого града.
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий в мир родился.

4

Ангел нынче к нам спустился
И пропел: «Христос родился».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.

5

Хорошо вам пусть живется,
Все, что хочется – дается,
Чтобы мысли вдохновляли,
А мечты всегда сбывались.

6

Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!

7

Пришла Коляда накануне Рождества.
Дай, Бог, тому, кто в этом дому.
Всем людям добрым желаем:
Золота, серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья.

8

К нам пришла коляда,
Накануне Рождества,
Ты добра нам в руку дай,
А взамен же получай,
Богатство, счастье и тепло,
Господь пошлет тебе его,
Так что щедростью задайся,
На нас ни в чем не обижайся!

9

Христос Спаситель
В полночь родился.
В вертепе бедном
Он поселился.
Вот над вертепом
Звезда сияет.
Христос Владыко,
В Твой день рожденья
Подай всем людям
Мир просвещенья!

10. В Вифлееме тишина

1. В Вифлееме тишина,
Спят луга и спят стада.
Ночь светла как никогда –
В небе яркая звезда
Освещает все вокруг:
Реки, горы, лес и луг.

Припев:
Мир и радость, мир и радость,
Мир и радость ныне всем.
Мир и радость в каждом сердце,
В каждом сердце – Вифлеем.

2. «Чтобы так гореть звезде,
Мы не видели нигде».
Говорили пастухи,
Отдыхая у реки.
Вдруг погас у них костер –
Ангел крылья распростер.
Припев

3. «О, не бойтесь, пастухи,
Бог сошел простить грехи.
Он рожден в вертепе ныне» –
И промолвил Ангел Имя.
И запело все вокруг
Небо, горы, лес и луг.
Припев

4. Пастухи в вертеп вошли,
Бога в ясельках нашли.
Рядом Дева-Мать сидела,
На Дитя Свое глядела.
И светилось все вокруг:
Небо, горы, лес и луг.
Припев

my-calend.ru

смешные, прикольные, современные и русские народные

Существует  большое количество текстов песен колядок, посвященных этому замечательному светлому празднику! Некоторые песни можно позаимствовать даже из других культур. Хотите узнать больше о колядках на Рождество и Старый Новый год?

Короткие и смешные колядки на Рождество

Очень жаль, что традиция колядовать во многих регионах России практически забыта. Мы все реже открываем двери незнакомым людям, да и печем пироги и пряники от случая к случаю. Колядки — это веселье, дружба, масса положительных эмоций и добрые воспоминания о празднике. А еще это повод провести день в кругу друзей, помириться с теми, с кем в ссоре. Это повод пожелать всем на свете счастья, доброты, взаимопонимания, хорошего настроения.

Большинство колядок не имеет автора, многие четверостишия передаются из поколения в поколение. Если вам удастся сочинить что-то подобное, делитесь в комментариях с большим кругом читателей сайта «Топ, топ, сапожок».

Колядки для детей

Рождество Христово – повод собраться всей семьей за большим столом. К главе семейства приезжают дети, внуки и правнуки. По традиции, после появления первой звезды на небе кровный ребенок должен произнести слова пожелания семье и хозяевам счастья и благополучия, богатства и здоровья.

Люди старшего поколения считают плохой приметой, если на Рождество Христово в доме хоть раз не прозвучит колядка. Если старики одиноки и у них нет родственников, которые могут поколядовать, зовут соседей и друзей.

Когда маленькие дети поют или рассказывают милые смешные колядки, взрослые обычно очень умиляются и угощают детишек разными вкусностями, дают небольшие суммы денег.

По всем канонам христианства считается недостойным и некрасивым в Сочельник жадничать, запирать свои двери перед гостями.

Ниже представлены популярные колядки:

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подать
Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром!

***

Христос Спаситель
В полночь родился.
В месте небогатом
Он поселился.
Вот

therussiantimes.com


Смотрите также